Нет, я, конечно, знал, что они очень маленькие. Мне сказали, что они очень маленькие. Я прочитал в Интернете, что очень они маленькие. Я взял линейку и прикинул размеры, получилось, что они очень маленькие. Но реальность оказалась намного более суровой. Что называется, жизнь меня к такому не готовила. Они действительно очень маленькие! Но пока вы не увидите собственными глазами, полного эффекта не получится.
Экспедитор выдал мне одну коробку, по размеру более подходящую для одного приличного полочного громкоговорителя. Я подождал секунду в надежде, что за ней последует вторая коробка, но нет, в накладной значилось: «груз, количество мест — 1». Распаковав коробку, я действительно увидел внутри две крошечных колонки!
Итак, напольные акустические системы Neat Iota ALPHA. Это самые новые колонки, выпускаемые фирмой Neat Acoustics. Из рекламного буклета можно почерпнуть информацию, что колонки являются результатом длительной работы по превращению известного сверхминиатюрного полочника Iota в напольную конструкцию.
Каждая колонка представляет собой сочетание ВЧ/СЧ модуля в закрытом корпусе и отдельной басовой секции с оформлением типа «фазоинвертор», причем басовый динамик расположен на дне колонки и играет в пол.
Из-за очень малой высоты (45 см) пришлось сделать часть передней панели наклонной, она «смотрит» под углом вверх. На ней расположены планарный изодинамический твитер и традиционный конус СЧ-динамика.
Почти такой же НЧ-динамик, только большего диаметра, расположен на нижней поверхности колонки. Фазоинвертор находится сзади. Подключение колонок к усилителю производится при помощи одной пары клемм. В начинке кроссовера используются аудиофильские компоненты.
Традиционно для фирмы Neat Acoustics излучатели ничем не защищены, и колонки не обезображены креплениями для грилей. Вид у них весьма рафинированный. Отделка выполнена высококачественным шпоном, в моем случае это был черный ясень. Я очень люблю эту отделку, так как шпон ясеня обладает красивой объемной текстурой, которую матовый черный лак только подчеркивает.
В комплекте к акустическим системам идут мощные, длинные и острые шипы конической формы. Очевидно, их размер рассчитан на оптимальное расстояние басового динамика до пола. Для спасения вашего паркета от этих шипов, прилагается набор подпятников, но я от их использования отказался, ради получения наилучшего звука.
Я получил эти колонки практически новыми, и примерно неделю потратил на приработку и эксперименты с расстановкой. «Пробег» АС составил несколько десятков часов, в процессе приработки звук менялся, становился более свободным, членораздельным, динамичным. Кроме того, как практически всегда бывает при «прогреве», ушло первоначальное ощущение некоторой «резиновости» баса и оторванности его от основного диапазона.
Как и многие колонки, оснащенные басовым динамиком «в пол», эти малыши довольно критичны к расстановке, так что я некоторое время повозился, но в итоге оптимальным для моей комнаты (18 кв. м., колонки стоят по длинной стене) явилось то же положение, которое я нашел для своих основных АС Spendor SP100R. В этом положении оказался лучше всего бас, как по количеству, так и в смысле интеграции в остальной диапазон, сформировалась пространственная картинка, ну а об остальном я расскажу ниже.
В первую очередь меня удивил масштаб звучания этих колонок. Если вас приведут с завязанными глазами в комнату, где будут играть эти карапузы, то вы, скорее всего, скажете, что играют довольно крупные напольные АС.
Это оказалось полной неожиданностью, даже учитывая тот факт, что я хорошо знаком со всеми колонками Neat (не буду скрывать своей пристрастности – это одна из моих любимых фирм-изготовителей акустических систем, мне нравится их подход и результат), и имею представление о том, что звук у них «больше», чем положено по размеру. Но тут контраст был просто невероятный. Особенно это понимаешь, когда привыкаешь слушать музыку на больших АС. А тут подобный же масштаб от таких крошечных колонок!
Хотя сцену они строят несколько специфическую. Объясню, в чем дело. До тех пор, пока в записи все партии смикшированы так, чтобы в их воспроизведении участвовали обе колонки, звук свободно формируется в пространстве и вообще никак «зрительно» не связан с АС, но если какой-то очень выделяющийся инструмент, например, акустическая гитара, записан только в одной колонке, он имеет тенденцию немного смещаться вниз, к реальной высоте АС, к точке его воспроизведения, при этом остальная картинка остается крупной и объемной. С увеличением расстояния от слушателя этот эффект уменьшается. Кстати, этот эффект в основном психологического свойства, стоит закрыть глаза и подождать пару секунд, и «картинка» становится неотличимой от большинства полноразмерных АС.
Еще эти колоночки удивили общим характером звучания. Глядя на эти субтильные СЧ-головки поневоле ожидаешь суховатого, аккуратного звука, но нет. Как бы ни было странно ожидать этого, звук они выдают полный, сочный, иной раз я бы даже сказал, размашистый, изобилующий обертонами. Образы инструментов скорее даже крупные. Neat очень хорошо прорисовывают атаки акустических инструментов. Как и практически все АС этой фирмы, они любят духовые инструменты и вокал, во всяком случае звучат они тут во всем блеске.
Хорошо справляется с перкуссией и прочими инструментами и обертонами ВЧ-диапазона и планарный излучатель. Отлично показаны моменты удара палочкой по тарелке или, допустим, щетки.
Звук изобилует деталями, коих оказалось, пожалуй, не меньше, чем у моих Спендоров. Детали эти, причем, не выделены нарочито, на них нет акцента, но все они на месте, все слышны, и все составляют единое музыкальное полотно.
Но самое главное в них, на мой взгляд, это типичная для Neat манера звучания. Они всегда играют с энтузиазмом, даже чуть форсировано, контрастно, с динамическим размахом.
Создается впечатление, что колонки «хотят» играть. Сдержанность – это не про них!
Их «форсаж» в сочетании с прекрасными способностями по отслеживанию ритма создают определенный звуковой почерк, являются как бы визитной карточкой этой фирмы. Конечно, в старших моделях добавлено больше благородства и изысканности, но все Ниты несут на себе подобный авторский почерк своего создателя.
Слушая эти АС часто появляется желание крутануть ручку громкости побольше, и колонки в этом смысле не разочаровывают. Нужно только учитывать, что их сопротивление 4 Ома и чувствительность в 86 дБ предъявляют определенные требования к усилителю. Мой Naim NAP 160 вполне с ними справился, но что-то менее мощное, думаю, «разогнать» до высокой громкости будет иной раз проблематично.
Колонки вполне универсальны, лишь на музыке вроде thrash metal они слишком поджимаются, теряют свою непринужденность, в звуке появляется лишняя мягкость. Впрочем, в помещении меньшего размера и в более ближнее зоне что-нибудь вроде Testament может прозвучать вполне удовлетворительно. Я, правда, с трудом представляют любителя thrash metal, покупающего эти АС.
А в итоге получились вкусные АС кабинетного свойства (в силу крошечных размеров мне все же трудно представить их в большой гостиной ), полноценно и с энтузиазмом отыгрывающие большинство жанров. Iota ALPHA — наглядный пример того, что создатель этих колонок, Bob Surgeoner, не только энтузиаст, но мастер своего дела.