В последние дни стал экспериментировать с расстановкой весьма глобально и масштабно двигая басовые блоки. И очень забавная у меня комната. В ней решительно невозможно устранить провал с центром на 40 герцах, пока слушатель находится на оси проведенной через центры коротких стен помещения) энергетический нуль колоссальной устойчивости. Не влияет ни фаза ни антифаза, картина с этим провалом на оси комнаты не меняется существенно. Вся эта энергия сидит в углах у оконной стены короткой. И, забавно, прямо у входной двери, ближе к углу задней торцевой стены, здесь меньше, просто достаточно а не стояк. И в оставшемся углу где изголовье кровати.
Также у торцевых стен практически неизлечима малая или очень большая возбуда вблизи 28 гц, на этой частоте бас немного гуляет по комнате когда он уже кончился в сигнале (комната затягивает здесь переходный процесс, заводится).
Но что самое забавное - идеально ровный бас получается если басовые излучатели выдвинуть на середку длинной стены комнаты, и самому сесть напротив у другой длинной стены. Никаких тебе мод, только ближе к мидбасу что-то чуток. И конечно 20 гц пропавшие, поскольку провал там и законоверен по короткой оси помещения. Да и не поставить так систему то)
Итог - стоит уметь мириться с неумолимостью акустики помещения на низких частотах, и не заморачиваться до посинения на этом. Самые низкие аксиальные моды и провалы не устраняются вменяемыми поглотителя, не устраняются вменяемыми перестановками, и лишь замена комнаты на такую где все эти явления уходят ниже слышимых частот, с размерами весьма большими... или же специально усложненной геометрии стен... может решить такую проблему.
Недавно у меня был уважаемый Александр Сырицо, с микрофоном и измерительным прибором, подающим синусоиду и отображающим амплитуду с микрофона. Наиболее достоверно сделанный замер в упор показал у басовой секции неравномерность в основном рабочем диапазоне +- 2,5 дб достаточно плавненько, ниже 28 гц спад к 10 гц 6 дб на октаву, что вполне похоже на расчетные показатели. В реальной комнате, в дальнем поле, нижнего баса хоть отбавляй. Предыдущие басы я корректировал под свободное поле вровень, в нули, и получал избыток нижнего баса, нехороший баланс НЧ. У нынешних же АЧХ в свободном поле имеет небольшой наклон от верхнего баса к нижнему, что оптимально для комнат.