Что значит "понимать музыку"? - Страница 104 - Мир аудио - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Что значит "понимать музыку"?


Gepardushka
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Только что, шарикъ сказал:

тогда почему медлите с указанием этих мест? или вы не владеете нотной грамотой в достаточном объёме? где ваша конструктивная критика моих сообщений по конкретным пунктам вместо общих фраз о "чуствах"?

Потому что мне время жалко на это тратить. Это же надо всю эту тему перелопачивать, да еще и в ветку про Малера вернуться. Но самое главное что и смысла я в этом не вижу.  Могу только посоветовать поставить произведение и просто поплыть по волнам музыки.  Пригасив на время рассудок и включив сердце.  Именно так и нужно правильно слушать музыку.  И именно так ее нормальные люди и слушают

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 2.7k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

5 часов назад, nikotin сказал:

Потому что мне время жалко на это тратить.

не поэтому, а потому, что у вас нет реального знания теории музыки.

5 часов назад, nikotin сказал:

Могу только посоветовать поставить произведение и просто поплыть по волнам музыки.

ну тогда - неудивительно, что вы до сих пор "плаваете" в теме предмета музыки и её понимания.

5 часов назад, nikotin сказал:

Пригасив на время рассудок и включив сердце.

так делают лишь не имеющие рассудка, то есть дураки - они как раз всегда упирают на "сердце".

5 часов назад, nikotin сказал:

Именно так и нужно правильно слушать музыку. И именно так ее нормальные люди и слушают

в истории мира "нормальные люди" как синоним "большинства" доказали свою ненормальность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 минут назад, шарикъ сказал:

ну тогда - неудивительно, что вы до сих пор "плаваете" в теме предмета музыки и её понимания.

Плаваю. Причем с огромным удовольствием.  Вот сейчас взялся за Квартеты Шостаковича и его же Квинтет с Рихтером и бородинцами. Слабо Вам каждый квартет описать словами ???

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 часов назад, nikotin сказал:

Плаваю.

ваш вкус испорчен роками и джазами, вот и плаваете; слушаете фоном, а не вникая.

5 часов назад, nikotin сказал:

Причем с огромным удовольствием.

это не интересно, духовный эксгибиционизм тут не уместен.

5 часов назад, nikotin сказал:

Слабо Вам каждый квартет описать словами ???

я их даже ещё не слушал толком и, поэтому, даю поручение вам - описать их словами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, шарикъ сказал:

кончайте троллить, вам же сказано.

Командир?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, шарикъ сказал:

я их даже ещё не слушал толком и, поэтому, даю поручение вам - описать их словами.

Так я же уже тысячу раз излагал тут свою позицию. Не считаю нужным в обязательном порядке приделывать к музыке чисто интеллектуальное описание. Иногда оно даже вредит. Сначала нужно самому произведение прочувствовать, а уж потом сопоставлять свое мнение с чьим то. 

Вот я поэтому и хотел чтобы Вы дали описание квартетов Шостаковича. Без Казиника, без поводыря, основываясь только на своих переживаниях от музыки. Думаю что у Вас это не получится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, шарикъ сказал:

мне-то как раз дано чуство музыки, и поэтому для меня это пройденный этап, как нечто само собой разумеещееся, а вот для вас это до сих пор является сверхзадачей, раз вы на это упираете и не в состоянии понимать музыку на более высоком уровне - там, где начинается катарсис, происходящий от чуства причастности к событиям жизни всех времён.

В таком случае откройте церковь имени себя и начните собирать паству. Правда, не здесь - форумная публика не годится: сплошь неучи да грубияны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 минут назад, nikotin сказал:

Не считаю нужным в обязательном порядке приделывать к музыке чисто интеллектуальное описание.

по теме этой ветки вы обязаны дать описание и понимание вами произведения.

11 минут назад, nikotin сказал:

Вот я поэтому и хотел чтобы Вы дали описание квартетов Шостаковича.

сперва мне их скачать надо, а уж затем... ждите.

11 минут назад, nikotin сказал:

Без Казиника, без поводыря, основываясь только на своих переживаниях от музыки.

причём тут Казинник вообще? Лунную я понял и без него, а на тот ролик наткнулся лишь после.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

продолжу о великих операх. Карло Гоцци сочинил ещё и сказку "Турандот" по которой великий Пуччини создал одноимённую оперу, где в очередной раз продемонстрировал истинно италийскую изящность и лёгкость в подходе к серьёзной тематике, где например немцу приходится напрягать всю мощь, а италиец всё то же самое делает словно шутя.

опиумные войны, где англичане вырезали миллион китайцев, нуждались в оправдании сего геноцида, и подать последних в виде чуждой, варварской и жестокой нации было - самое оно. Пуччини взял заказ, исполнил его с блеском, хоть и умер по дороге, а его произведение заканчивали другие, не испортив дело, надо сказать... опера начинается с выхода глашатая, возвещающего волю принцессы Турандот выйти замуж за разгадавшего её загадки и предстоящую казнь некого персидского принца, не сумевшего разгадать их, среди прочих принцев казнённых до этого также за якобы "недогадливость":

тут музыка имеет рубящую фактуру словно топор палача, удар за ударом, по количеству ранее отрубленных голов, коих видимо было немало. "Борис Годунов" Муссоргского вероятно повлиял на Пуччини в плане некоторой общей красочной исступлённости музыки партитуры, равно как и вагнеровский подход в отношении главного сопрано здесь тоже даёт себя знать, наряду с превалирующей в музыке экзотикой. Калаф, принц в изгнании решивший добиваться руки Турандот, чем-то напоминает Лжедмитрия добивающегося руки "гордой полячки" Марины Мнишек:

ну да, знаменитая ария Калафа "Не Спит Никто" - а как же без неё... замечу в сторону, что принцу в изгнании были все резоны добиваться руки принцессы на царствии, так что не очень и безумным выглядит его решение рискнуть жизнью, ведь терять-то ему было нечего, по большому счёту, да и в опере содержится намёк, что персонажи трёх придворных мудрецов по имени Пинь, Пань и Понь - слегка подустали от жестоких выходок принцессы и начали желать выдать её замуж; они могли слегка подсказать принцу ответы на загадки принцессы, потому может он и победил вопреки всему... и "любовь восторжествовала" как бы:

- вот и сказочке конец -

Poster_Turandot.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Музыка, всплывающая из глубин подсознания. Не имеющая никакого осмысленного объяснения. В ее струях легко плыть, когда наступил "час быка", dolor ignis ante lucem. Бесконечные туманные пустоши под лунным светом. Солнечного света эта музыка боится и бежит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, Альберто сказал:

Музыка, всплывающая из глубин подсознания. Не имеющая никакого осмысленного объяснения.

ну как не имеющая... автор явно ездит слушателю по нервам, кличет ему неприятности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

34 минуты назад, шарикъ сказал:

ну как не имеющая... автор явно ездит слушателю по нервам, кличет ему неприятности.

Вас-то, дружище, забыли спросить. Вы у нас в каждой бочке - затычка. Любуйтесь-ка лучше перезрелыми оперными дивами и не лезьте в разговоры приличных людей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Альберто сказал:

Вас-то, дружище, забыли спросить.

что так нервничаете, отец родной, что так нервничаете? вам отвечают по делу, а вы уже и в истерику? но тогда вообще чего вы здесь делаете, не разбираясь в музыке и при этом пытаясь рассуждать о ней?

1 час назад, Альберто сказал:

Любуйтесь-ка лучше перезрелыми оперными дивами

в опере главное музыка, а не вокал, но вам это неведомо; вы же ни одной оперы не знаете, и потому судорожно пытаетесь обмануть себя, успокаиваясь небылицами, поверхностно глянув на предмет, слыша звон да не зная где он, как и следовало ожидать от невежды... а опера стоит среди высших видов искусства, наравне с архитектурой и кинематографом, а уж затем всё остальное.

1 час назад, Альберто сказал:

не лезьте в разговоры приличных людей.

вот ваши "приличные люди" типичные лжецы - автор и лайкнувшие его нелюди:

- хотя они знают, что лгут, но всё равно продолжают упорствовать в неправоте, со злобы.

с какого боку это приличные люди, а не сборище тёмных и забитых бездарей?

или разве вот это приличные люди?

- и ведь осознают свою лживость, но всё равно подличают, от слабости.

а как сказал мудрейший: "что есть зло? всё, что происходит от слабости!"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

22 минуты назад, шарикъ сказал:

что так нервничаете, отец родной, что так нервничаете? вам отвечают по делу, а вы уже и в истерику? но тогда вообще чего вы здесь делаете, не разбираясь в музыке и при этом пытаясь рассуждать о ней?

в опере главное музыка, а не вокал, но вам это неведомо; вы же ни одной оперы не знаете, и потому судорожно пытаетесь обмануть себя, успокаиваясь небылицами, поверхностно глянув на предмет, слыша звон да не зная где он, как и следовало ожидать от невежды... а опера стоит среди высших видов искусства, наравне с архитектурой и кинематографом, а уж затем всё остальное.

вот ваши "приличные люди" типичные лжецы - автор и лайкнувшие его невежды:

- хотя они знают, что лгут, но всё равно продолжают упорствовать в неправоте, со злобы.

с какого боку это приличные люди, а не сборище тёмных и забитых бездарей?

или разве вот это приличные люди?

- и ведь осознают свою лживость, но всё равно подличают, от слабости.

а как сказал мудрейший: "что есть зло? всё, что происходит от слабости!"

Вам сегодня разбадяжили. Или ложка грязная попалась. Соболезную.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, Альберто сказал:

Вам сегодня разбадяжили. Или ложка грязная попалась. Соболезную.

вы на кухне работаете поварихой, судя по жаргону?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

раз уж коснулись Пуччини, дальше идём к следущей его опере "Мадам Баттерфляй" где опять же экзотическая тематика вкупе с вагнерианским сопрано (эдакий азийский эквивалент Брюнгильды) и если в "Турандот" проглядывает влияние Мусоргского, то в "Мадам Баттерфляй" очевидно влияние Римского-Корсакова и его оперы "Царская Невеста" например:

а вот увертюра к "Мадам Баттерфляй" -

также 1я ария Чьо Чьо Сан весьма напоминает 2ю часть финальной арии Марфы из "Царской Невесты":

но если Марфа сходит с ума и умирает, то для Чьо Чьо Сан всё безумие лишь начинается с данной точки, и достигает апогея в её 2й арии, где она предаётся несбыточным мечтам, отказываясь принять суровые факты:

и вот финал, где сия азийская Брюнгильда, хоть и миниатюрных размеров, но с твёрдой рукой, сводит счёты с жизнью чтобы избежать нищеты и позора, ведь она была знатного рода, из высокопоставленной семьи, которая от неё отреклась за принятие христианской веры американского мужа.

archivio-iconografico-del-verbano-cusio-

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 hours ago, шарикъ said:

"Турандот"":

 

Слушал я Турандот очень давно, ну кроме Нессун Дорма, мимо которой просто сложно пройти, если ходишь периодически на концерты, где поют арии. Решил освежить воспоминания. Так что на прошлой неделе сходили с женой на Турандот в Венскую оперу.

Замечательная опера, исполнение тоже было безупречным. Единственное, что на мой взгляд голос Анны Смирновой, исполнявшей Турандот, немного резковат. В этом ключе Динара Алиева, игравшая служанку, слушалась комфортнее.

При этом трактовка сюжета довольно спорная.

Во-первых, Калафу было что терять: его отец и служанка, которая его любила.

Во-вторых, довольно прямо подразумевается, что, увидев Турандот, он потерял голову от любви и отказывался после этого воспринимать любые аргументы.

Ну и еще - опера осталась недописанной так, что финальная сцена резко все сворачивает. Возможно, у Пуччини были другие задумки, как все закончить. Но не получилось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 часов назад, Станислав сказал:

Калафу было что терять: его отец и служанка, которая его любила.

ну он же принц - что ему отец когда есть тема продолжить царственный род, не говоря уж о служанке, которая рабыня и уж никак не могла быть предметом внимания человека благородного происхождения.

8 часов назад, Станислав сказал:

он потерял голову от любви и отказывался после этого воспринимать любые аргументы.

такова романтическая версия самого произведения, а иначе - как строить музыку? не на корыстных же мотивах? Пуччини был всё же не Шостакович таки.

9 часов назад, Станислав сказал:

что финальная сцена резко все сворачивает.

ну я бы не сказал... там всё органично вроде...

9 часов назад, Станислав сказал:

Возможно, у Пуччини были другие задумки, как все закончить.

а как он это сделал бы в обход либретто?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я сюжет знал, поэтому смотрел и смотрел. А вот жена, кроме той же знаменитой арии, была не в курсе. И мне заметила, что закончилось все как-то быстро и резко. Свежий взгляд. А вот, что в Википедии написано:

 

Первое представление состоялось 25 апреля 1926 года в Милане. Пуччини умер, не успев завершить работу над оперой, и в дальнейшем все представления «Турандот» завершались заключительным дуэтом и финалом, написанными Франко Альфано на основе черновиков автора. Однако эта версия окончания оперы не является единственной ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 часов назад, Станислав сказал:

Однако эта версия окончания оперы не является единственной

да, оригинальная версия была такая, если не ошибаюсь -

- финал, где кода была изначально более сложной, противоречивой, диссонирующей и как бы изобличающей скрытые мотивы за всей этой историей, а вот самый популярный финал как раз и есть из ряда тех самых "не единственных" версий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

и раз уж разговор зашёл о Пуччини, следует подвести итог его главной оперой "Тоска" где предстаёт Рим времён наполеоновских войн и под властью консулов, из коих один подвергается авторами особому процессу демонизации; имя ему - барон Скарпиа, персона весьма набожная с виду, а по сути вроде сущий диавол... следует заметить, что всё произведение носит ярко выраженный антиклерикальный характер.

там автор смешал демонический лейтмотив барона Скарпиа и священный текст церковной молитвы "Хвала Тебе Боже" и они тут звучат как бы заодно, дополняя один другого. Тоска, главная героиня произведения, тоже весьма набожна, но и в ней чуствуется некий бес, а по характеру она намного больше под стать барону Скарпиа нежели художнику Каварадосси, между нами говоря... не удержусь и предоставлю видео с Марией Каллас, лучшая Тоска за всю историю этой оперы:

ну и конечно Тито Гобби там шикарный баритон... а вот и финал с гротескной музыкой инсценирования казни Каварадосси, оказавшейся всё же реальной, где некая подспудная мистическая связь главной героини с главным злодеем произведения находит обретение в, казалось бы, парадоксальной последней фразе Тоски перед самоубийством: "Скарпиа, ты и я - на суд Божий!" где таким образом религиозный приоритет восстанавливается в итоге:

Tosca_(1899).jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

в качестве эпилога к этим трём великим операм, поясню - зачем я не слишком заострил внимание на многих знаменитых ариях и дуэтах там; моя задача была дать наибольшее количество информации в кратчайшем виде, например - не предаваться наслаждению тремя ариями сопрано из Турандот или дуэтом Чьо Чьо Сан и Пинкертона, а также двумя ариями Каварадосси и арией Тоски, а дать наиболее точное представление об этих поизведениях, которое состоит из деталей зачастую ускользающих от внимания поклонников оперного вокала; ибо в опере, как и в балете, всё же главным является музыка, ведь именно она создаёт шедевр из произведения и навеки вносит его в историю искусства и культуры этого мира.

к примеру, в каждом произведении очень важен финал. "Турандот" например - там кода несёт лейтмотив итоговой победы, и не только лишь победы, а в том числе и моральной победы, одержанной принцем Калафом, с которой он полностью избавляет себя от перспективы быть навроде бедного родственника в браке с надменной принцессой или выглядеть подставным лицом и снимает тем самым возможные инсинуации в отношении своей легитимности как полноценной царственной особы. "Мадам Баттерфлай" - там заключительный аккорд после брутальной коды с ревущей медной секцией духовых преисполнен такого глубочайшего ужаса и отчаяния от произошедшей трагедии, что превосходит в экспрессии даже само действие спектакля в заключительной сцене. "Тоска" - главная героиня умирает с именем на устах вовсе не своего возлюбленного, а своего врага и мучителя Скарпиа, но затем в коде звучит мотив именно предсмертной арии её возлюбленного Каварадосси, со всей безысходностью и - словно вдогонку Тоске стремительно уносящейся в паре с бароном совсем в другом направлении, либо на Суд Божий, как потребовала героиня, либо ещё куда.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

сегодня наткнулся на один сайт, целиком посвящённый наследию Чайковского - http://en.tchaikovsky-research.net/pages/Main_Page - там особый интерес быть письма композитора, особенно к его брату Модесту - http://en.tchaikovsky-research.net/pages/Correspondence_with_Modest_Tchaikovsky

Tchaikovsky_by_Reutlinger.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Прослушивание музыки по инструкции – вполне имеющий право на жизнь способ ее восприятия и, может быть даже, «понимания». Однако он имеет ряд существенных недостатков. Первым и главным из них является его потакание стадному чувству. Тем более что как таковых инструкций по прослушиванию в чистом виде не существует. С некоторой натяжкой к ним можно отнести либретто оперных спектаклей, литературные произведения, положенные авторами музыкальных опусов в основу последних, критические статьи и рецензии музыковедов, отзывы о прослушивании музыкальных произведений в различных средствах массовой информации. Все, перечисленное выше, очевидно не является неотъемлемой частью самого произведения, но лишь либо отправной точкой для его создания, либо некоей его проекцией на сознание слушателя, попытавшегося потом с разной степенью умения и успеха эту проекцию пересказать. В сухом остатке получаем: любая попытка осуществить процесс восприятия музыки через голову и по заранее заданной схеме обречена на следование в русле чужого мнения или мировосприятия. Человека зрелого и самостоятельного едва ли удовлетворит такое положение вещей.

Еще одним недостатком такого подхода к «пониманию» музыки является его избирательная применимость. Существует определенное количество музыкальных жанров и направлений, «идеологическое сопровождение» которых не столь интенсивно развито, как в случае с теми же оперой, балетом, джазом и т.п. Если говорить о «местечковых культах» типа грайнд-кора, индастриала, нойза, гамелана, григорианского хорала и т.п., то эти направления освещаются, как правило, их же последователями, т.е. весьма однобоко и тенденциозно, что также не способствует их адекватной оценке непосвященными. Есть музыка, которую вообще никто не знает и не раскручивает («Бурановские бабушки» - счастливое исключение), и тут можно полагаться только на собственный опыт прослушивания – других источников информации не будет.

Мой личный (и достаточно длительный опыт) подсказывает, что плохой «инструкцией» к прослушиванию музыки служат «пробники» в виде недостаточного качества записей, добытых для предварительного ознакомления с тем или иным музыкальным произведением. Такое «подглядывание в замочную скважину» способно надолго или навсегда отвратить слушателя от музыки, которая, будучи правильно воспроизведенной, оставит неизгладимое впечатление, способствующее правильному же ее «пониманию».

Можно долго и приятно спорить на эту тему, однако, на мой взгляд, здесь существует единственно правильный путь: работа над повышением своего гуманитарного (даже не культурного) уровня и воспитание терпимости к проявлениям необычных и чуждых на первый взгляд и слух явлениям природы, одним из которых является музыка. И тогда, движимый природным любопытством слушатель, получив первое впечатление (которое, как известно нельзя произвести дважды), вместе с ним получит самую объективную базу для дальнейшего расширения своих знаний и впечатлений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сейчас будет шквал критики. :)  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...