Что значит "понимать музыку"? - Мир аудио - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Что значит "понимать музыку"?


Gepardushka
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Хочется получить конкретный ответ на расплывчатый вопрос:

- что значит "понимать музыку"?

На размышления на эту тему меня подтолкнуло посещение оперы в зале Чайковского, а также посещение концерта Пьяццолла-квинтета. В первом случае я с интересом наблюдал за происходящим, осознавал, что мало чего понимаю. На каких-то знакомых отрывках мне становилось как-то легко, я знал, какие звуки последуют, и готов был их воспринимать. Во втором случае весь концерт состоял из довольно знакомых мне композиций, каждое из которых мне хотелось впитать наиболее полно. Я не мог просто сидеть на месте: у меня или открывался рот, или двигались рука, или голова, или ноги, или всё вместе взятое ))

Сидя на опере иногда я поворачивался и разглядывал лица отдельных людей. Во время антракта иногда слышал обрывки фраз. И у меня создалось впечатление, что не один я чего-то не понимаю из пришедших слушать оперу.

Но наверняка были и такие люди, которые знают хорошо произведения, все мелодии им знакомы, они наслаждаются не только самим произведением, но и исполнением. Однако можно ли сказать, что они понимают музыку?

Что означает словосочетание "понимать музыку"? Ведь просто хорошо узнавать композиции, знать их мелодии - это равносильно любви к каким-то определённым звукосочетаниям. И с пониманием музыки это никак не связано.

Хотя признаюсь, что большую часть музыки лично я люблю, наверное, именно за эти звукосочетания.

Если музыка вызывает определённые эмоции, можно ли это назвать пониманием? Не думаю. Может это следующий шаг после банальной увлечённости красивыми звукосочетаниями. Однако простые эмоции - это пока ещё отсутствие какой-либо конкретики.

Можно провести аналогию с литературой. Кто-то прочтёт стих и скажет "красивый", потому что в стихе есть какие-то красивые словосочетания. Многие дети читают взрослые стихи наизусть, потому что им нравятся эти словосочетания, они очень созвучны, приятно ложатся на слух. Но это же ещё не понимание?!

Другой человек, прочитав тот же стих, может чисто на интуитивном уровне прочувствовать некоторые эмоции, вызванные стихом. Он может рассказать об эмоциях, но можно ли сказать, что он понял стих? Мне кажется, что нет.

Однако стихи можно подвергнуть глубокому анализу, узнать о писателе, о том, в какое время был написан стих... можно разобрать все словосочетания, обороты, используемые автором. Всё это позволит наиболее полно прочувствовать стих, думаю. Поможет полностью проникнуться произведением, и именно тогда "понять его". То есть понять мотивы, побудившие автора написать этот стих, понять все литературные обороты, понять все чувства, переполнявшие автора во время создания этого произведения.

Да и то это может произойти не сразу. Первое толкование стиха может отличаться от толкования после N-ого прочтения через 10 лет. Да и тогда можно ли сказать о том, что стих понят?

Но как это переложить на музыку? Что значит "полностью понять музыку"? Ведь при каждом прослушивании довольно часто мы открываем для себя что-то новое?! Ладно, пускай не полностью, но просто "понять музыку".

Вот при прослушивании танго Пьяццоллы, когда почти все композиции мне были знакомы, я уже мог наблюдать именно за манерой исполнения композиций. В какие-то моменты я смог сопоставить названия произведений с вызываемыми во мне чувствами, с картинками, всплывающими в моём сознании при прослушивании музыки. Однако я не могу сказать, что понял эти композиции.

Возможно, стоит более подробно познакомиться с биографией композитора, с историей того времени и мест, где он жил, когда писал свои произведения. Причём не просто познакомиться, а проникнуться и духом. Тогда, наверное, получится понимать его музыку более полно и правильно.

Бывает и такое, что музыку понимаешь и с первого раза, когда слышишь. И можешь растолковать её, как и стих растолковывает опытный литератор (или как они называются?) А потом читаешь об авторе или событиях, происходящих в то время, и понимаешь, насколько точно ты попал в своих мыслях при первом прослушивании.

Но это в идеале! Большую часть музыки я слушаю, потому что мне нравится или просто интересно. И понимаю сейчас, что это больше походит на прослушивание любимых и приятных звукосочетаний, чем на осмысленное восприятие целого произведения или композиции.

Вот сидя на опере и слушая музыку, я пытался понять, о чём думал композитор, когда писал это. И в упор не понимал )) Слушая танго чаще всего я заводился от экспрессии, этим и довольствовался. Но смог бы я описать каждую композицию по-разному? Ведь они разные, у них разные названия. Явно не смог бы!

Можно попробовать разделить понимание и непонимание по другому принципу:

- когда можешь слушать музыку и когда не можешь ))

Я не слушаю металл, меня он не привлекает, значит я его по-любому не понимаю. (А может и не понимаю, потому что не слушал или не хотел слушать.) А вот отечественный easy-listening в своё время слушал. А если могу слушать, если мне он нравится и вызывает определённого рода эмоции, значит я его понимаю.

Однако такой подход мне сейчас перестал нравиться, ибо это походит именно на любовь к "звукосочетаниям", к смутному пониманию музыки, к размытому впечатлению. То есть оно как бы есть, и вроде как бывает, что даёт яркие впечатления, конкретные эмоции, но, по-моему, это всё же не есть то самое "истинное понимание музыки".

А что вы называете "пониманием музыки"?

Я вот это понятие разделяю с "проникнуться музыкой". Но полностью сформулировать своё понимание этого словосочетания пока не смог.

Да и не стремился разбираться пока. Слушал то, что нравилось и не заморачивался. Переслушивал то, что нравится, с удовольствием. Однако сейчас мне захотелось капнуть глубже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 2.7k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

вот хорошая тема... :)

Но как это переложить на музыку? Что значит "полностью понять музыку"? Ведь при каждом прослушивании довольно часто мы открываем для себя что-то новое?! Ладно, пускай не полностью, но просто "понять музыку".

да в принципе так-же. музыка это искусство так-же как и литература и живопись и пр. и понимание музыки будет более успешным и полным у людей с широким и глубоким кругозором, т.к. многое музыкальное "сидит" в абсолютно немузыкальных событиях.... а про полное понимание могут сказать только снобы и может-быть автор...

кстати, Сережа, коль пришел на оперу не грех либретто почитать...

зы. нравиЦа\не_нравиЦа это даже не первый уровень понимания, это нулевой. имхо

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Serezha, mne tvoya vetka napomnila shkolu - sochinenya po prochitannomu proizvedeniu. "Chto hotel skazat' poet "ptichkoy bozh'ey"? :) Kto i chto yvlyaetsya merilom ponimanya musiki? Suchesvuuzhie sovremennie traktovki i otzivi kritikov - ne boleem, chem shtampi.

p.s. no to, chto to shodil na eti meropriyatya - zdorovo! t.e. tebe eto udalos'? ya rad!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мне кажется, что в конечном случае все сводится к ЛЮБВИ. Вот например, что имеется ввиду, когда говорят "он разбирается в музыке" (живописи, женщинах)??? Имеется ввиду вобщем то банальная "начитанность". Другое дело, стоит ли ставить знак равенства между "пониманием" и "начитанностью"? И вот тут на передний план выходит любовь. Если ты ЗНАЕШЬ музыку (живопись, женщин) и ЛЮБИШЬ музыку (живопись, женщин), то ты ПОНИМАЕШЬ музыку (живопись, женщин). А если ты ТОЛЬКО "знаешь" музыку (живопись, женщин), то ты "художественный критик" (или бабник). ПОНИМАТЬ без ЛЮБВИ мне кажется неполучится :) Другое дело, что любовь штука разная - иногда это "химия" (любовь с первого взгляда так сказать), а иногда и "работа над собой" (людей, которые "с первого взгляда" полюбили классическую музыку или даже джаз думаю можно пересчитать по пальцам).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тоже как-то поломал себе сдуру голову над этим вопросом... пришел в итоге к элементарному выводу - переться с нее.Вообщем и все... все остальное не суть важно. Совсем замечательно при этом если есть хоть какое-то чуство вкуса :)

Музыка это язык чуств.Никакой конкретики тут никогда не будет.Когда настанет конкретика - кончится музыка.Хотя при желании можно конечно пытаться конкретизировать...я лично по этому пути не пошел и стараюсь не идти.Ни разу о своем решении не пожалел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И особо хотелось бы отделить конкретику которую человек наводит для себя и конкретику которую он пытается наводить для других.Своя штука спорная, но имеет право на существование,а вот на других я против такой.

В свое время напрочь убили желание читать классику, напрочь убили желание слушать классическую музыку и ходить в театры и подозреваю многое другое... все эти уроки литературы, где ученики препарируют книги под указку я считаю просто тихим ужасом.

Отчасти в итоге справился со всем этим, но замечаю что не всегда и не во всем.Нет нет, но отказываюсь иногда от чего то, но не оттого что самому не хочется,а потому что когда то очень начитанные, очень пафосные и неумные люди своими пониманиями просверлили все мозги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все очень просто - нравится или не нравится музыка. Все остальное - от лукавого. Когда говорят, что "как тебе не нравится это произведение? Тебе надо глубже изучить тему" или что-то в этом роде - мне сразу хочется говорить в ответ гадости :)

Мне вот Пушкин не нравится. Оттого, что в школе шибко сильно заставляли именно ИЗУЧАТЬ.

Кстати, в тему - когда ребенка 6-8 лет засовывают в музыкальную школу или отдают в балет. Что это? Правильно - ИЗУЧЕНИЕ. Ему это все по барабану в таком возрасте. Да он бы может никогда и не стал бы этим заниматься. Но его учат ПОНИМАТЬ... Несколько примеров из жизни - люди, окончившие музыкальные школы, в зрелом возрасте не обращают никакого внимания на классическую музыку и тем более ни на чем не музицируют. :( Но они ее ПОНИМАЮТ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все очень просто - нравится или не нравится музыка.

Согласен. У меня мама была певица. Хорошее меццо-сопрано. Очень разбиралась во всяких колоратурах. Музыку ни фига не понимала. Мне привила стойкое отвращение к опере. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Согласен. У меня мама была певица. Хорошее меццо-сопрано. Очень разбиралась во всяких колоратурах. Музыку ни фига не понимала. Мне привила стойкое отвращение к опере. :)

Учился в музыкальной школе 7 лет по классу фортепиано, понимал много, особенно тошнило от сольфеджио, классическую музыку с тех пор не слушаю, терпеть не могу, особенно фо-но соло. Также не могу слушать фо-но джаз, не разбавленный другими инструментами. После окончания муз. школы не играл на инструменте ни разу, отвращение к классике осталось до сих пор, преодолеть не могу. Но музыку "понимаю"... <censored>... :(

Автрору топика: Серёга, это всё от юношеских метаний у тебя идёт, забей, просто слушай, что нравится, что не нравится - не слушай, на других не смотри. Не надо ничего и никуда "копать". Всё придёт само, не придёт - значит не надо. IMHO.

Юрий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Автрору топика: Серёга, это всё от юношеских метаний у тебя идёт, забей, просто слушай, что нравится, что не нравится - не слушай, на других не смотри. Не надо ничего и никуда "копать". Всё придёт само, не придёт - значит не надо. IMHO.

Юрий.

Адназначна :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Учился в музыкальной школе 7 лет по классу фортепиано, понимал много, особенно тошнило от сольфеджио, классическую музыку с тех пор не слушаю, терпеть не могу, особенно фо-но соло.

почти похожая ситуация. с поправкой после того как закончил муз школу классику не слушал лет 7 (не было никакого отвращения, просто были другие жанры интересны) потом к ней вернулся и вот уже более пятнадцати лет слушаю...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а нет конкретного ответа. У каждого свой любимый фламастер :) . Среди аудиофилей тоже есть и физики, и лирики, и ботаники! Одним важно постичЬ гармонию числом, другим - прочувствовать, третьи вообще со скальпелем лезут!

По поводу муз. школ, кмк, дело в плохом методе (или его реализации) преподавания, а не в общем их вреде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

По поводу муз. школ, кмк, дело в плохом методе (или его реализации) преподавания, а не в общем их вреде.

Несомненно, никто не говорит о вреде музыкальных школ. Я, несмотря на сказанное мной выше, не считаю время, проведённое в музыкальной школе, потерянным. Просто, очевидно, всему своё время. Сейчас я бы с большим толком и пониманием учился в музыкальной школе. Школа - это всегда такая вещь - знания вдолбить можно, а вот любовь - очень проблематично. А метод - метод не исправить, пока методология не перестанет быть "общей". Людей много - подход один. Выход - в индивидуальном преподавании (в широком смысле этого слова), но это непросто, дорого и не всегда целесообразно с точки зрения приложения к конкретному индивидууму.

Юрий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Гепарду не будем советовать в муз школу пойти учиться? :(

Я думаю, он уже достаточно взрослый, чтобы самому решить. :)

Юрий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Музыка - искусство абстрактное. Не нуждается в вербальных подпорках (есть исключения, разумеется). Поэтому, таки да - нравится-не нравится, прёт-не прёт :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Про "муз школы" все не так просто... Вобще то в таких школах не дают "ПОНИМАНИЯ" музыки. Акститесь. Какое понимание в 10-15 лет. Это как Война и Мир. Ну как такое произведение можно осмыслить школьнику? Никак. Но благодаря школе человек этот великий роман хотя бы ПРОЧТЕТ. В школах дают только базис, из которого человек может решить - его это или нет. А вот если дитё в школе со всем этим "великим" не столкнулся, сообразно логике "а нафиг это ему надо?", то и выбора у ребенка не будет.

Музыка - искусство абстрактное. Не нуждается в вербальных подпорках (есть исключения, разумеется). Поэтому, таки да - нравится-не нравится, прёт-не прёт :)

Неужели кого то "пёрло" от джаза после первого с ним знакомства??? :( Я так поначалу в него ваще не врубался (читай не переваривал). А вот подишь ты, втянулся, ибо ИНТЕРЕСОВАЛСЯ!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Неужели кого то "пёрло" от джаза после первого с ним знакомства??? :( Я так поначалу в него ваще не врубался (читай не переваривал). А вот подишь ты, втянулся, ибо ИНТЕРЕСОВАЛСЯ!

Я и джаз и классику стал слушать потому что кое-что понравилось. И постепенно (в классике все еще ооочень постепенно) одно за другое... А не потому что мне кто-то лекции по теме читал :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

синхрофазатрон, не вижу никаких противоречий между вашей и моей позициями.

Противоречий - никаких. ПРосто то, от чего НЕ "прёт" сегодня, может понравится в дальнейшем. Почему? Мне кажется в первую очередь благодаря ОБРАЗОВАНИЮ (в широком смысле этого слова). Это я так в пользу "понимания" высказался :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Противоречий - никаких. ПРосто то, от чего НЕ "прёт" сегодня, может понравится в дальнейшем. Почему? Мне кажется в первую очередь благодаря ОБРАЗОВАНИЮ (в широком смысле этого слова). Это я так в пользу "понимания" высказался :)

Ну, тут тогда как обычно - надо начать с того что определить термин понимание.Мне кажется я понял что имеет ввиду ТС, но не факт... вы тоже скорее всего подумали что поняли,но тоже не факт :(

А так то да - образование это хорошо.В том плане что интересоваться тем что интересно.Горизонты расширяются.Я так это слово понимаю.Какие-то базовые основы конечно людям в малом возрасте впихивают,а дальше уже каждый сам, кто на что горазд.Тут вопрос только как впихивать.Системы образования очень разные.Сейчас насколько я понимаю самый передовой - игровой... применяется сплошь и рядом даже в образовании взрослых людей.Попытки сделать так чтоб не впихивать,а чтоб впихнулось :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Если отвечать на вопрос, совершенно не задумываясь, то я бы ответил, что понимание музыки - это кайф от нее.

не более. Если прешься - значит понимаешь.

Тут гепард предлагает почитать биографию автора, понять его мысли, чем он жил, когда писал это произведение,

о чем думал и.т.д. Судя по моему опыту - если что-то действительно цепляет, то минимальные данные о творческом пути автора я по-любому захочу узнать ....и узнаю ) следовательно, лучше пойму.

А с чего вы взяли что композитор

вообще о чем то думал, когда что-то сочинял, может он валялся в наркотических конвульсиях и что-то бряцал на своем

муз. инструменте, а кто-то это записывал на магнитофон и потом, когда автор пришел в себя, он заявил -"нефигово

получилось, давай оставим". А ты тут пытаешься понять его чувства, эмоции и.т.д. ДА может и не было ничего!

Если проводить аналогию с литературой, то...а можем ли мы говорить, что поэты задумывались над их гениальными

речевыми оборотами, что "вот здесь бы обязательно метафору впихнуть, а здесь непременно необходима аллегория".

Да вот стукнуло им что-то в голову и все тут. Поперла мысль и не остановить. А спросишь его- "откуда взялось то?"

А он и не знает. Сигнал из космоса! Ладно, немного утрирую, конечно. Но ведь и такое может быть.

И еще тут правильно сказали, что надо определиться в терминах.

Сам вопрос поставлен очень расплывчато.

Термин "понимать" сам по себе очень расплывчат, аморфен. И в зависимости от того , кто как его понимает, тот

так и отвечает на вопрос этой темы.

А вообще, правда, не надо заморачиваться на такие темы. Надо просто слушать, нравится - понимай себе дальше,

читай про авторов, узнавай их.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

-"нефигово получилось, давай оставим"

Что самое интересное очень мног песен так написалось.К примеру у Кобейна.Легко смогу назвать песни которые к примеру написались в кладовой за пять минут и за пять минут до записи.У тех же Дорз.И никто ни первых ни вторых в производстве ерунды никогда не обвинит.

Пришлись на душу слова - написались на бумаге.На то и талант.А уж как что понимает и как кто понимал это бесконечно сложный вопрос.Каждый по своему.И даже думаю сам автор часто по разному воспринимает свое творчество.Когда так - когда по другому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Учился в музыкальной школе 7 лет по классу фортепиано, понимал много, особенно тошнило от сольфеджио, классическую музыку с тех пор не слушаю, терпеть не могу, особенно фо-но соло. Также не могу слушать фо-но джаз, не разбавленный другими инструментами. После окончания муз. школы не играл на инструменте ни разу, отвращение к классике осталось до сих пор, преодолеть не могу. Но музыку "понимаю"... <censored>... :D

Юрий.

Так мы братья по несчастью! :D

Но в отличии считаю что время зря потрачено, - насильное не может быть любимым. Лучше бы то время я на девочек потратил, - сейчас бы был по свободней. Да и классику до сих пор не перевариваю.

По поводу Толстого, не согласен я. Ну какое величие? Попсня! Как и Пушкин. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...