Проект музыкальной комнаты "Этюд В Багровых Тонах" - Акустика помещений - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Проект музыкальной комнаты "Этюд В Багровых Тонах"


Andrey Smirnov
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

  • Moderators

В этом топике я расскажу о проекте музыкальной комнаты, который уже упоминался в ветке "Звукоизоляция музыкальной комнаты".
Работа над проектом была достаточно интересной и результат получился ожидаемым и вполне приемлемым.
Особый интерес может вызвать то, что данная комната доступна всем желающим и с её помощью можно протестировать целый ряд электронных компонентов. Единственное, что для этого нужно сделать, так это приехать в Киев...smile.gif

Итак, в конце 2005 года ко мне обратилась одна известная компания-ретейлер Hi-Fi и Hi-End аудиоаппаратуры с вопросом по коррекции акустики КДП, расположенной в одном из магазинов-салонов в центре Киева.
Комната была уже построена и эксплуатировалась по назначению некоторое время.
1226.jpg
Комната была довольно симпатичной: потолок сложной формы, бетонный подиум по контуру помещения, система приточно-вытяжной вентиляции, на полу и на стенах (и даже на некоторых участках потолка) смонтировано ковровое покрытие.
Но звука достаточно высокого качества, особенно на НЧ, не удавалось получить на комплектах самого разного уровня. На высоких уровнях комната очень сильно "заводилась".

Поскольку в скором времени должна была начаться выставка "Kiev Hi-Fi Show", то меня попросили с минимальными финансовыми и временными затратами попробовать хотя бы немного улучшить акустику помещения, чтобы клиенты с выставки смогли оценить предлагаемую аппаратуру по достоинству.

Анализ акустики помещения и строительных конструкций показал, что основные дефекты на НЧ и СЧ определяются геометрией помещения и конструкциями из ГКЛ, а на ВЧ комната была переглушена. Облицовки "бубнили", переизлучали звук обратно в комнату, на целом ряде частот проявлялся дребезг конструкций, присутствовало и весьма яркое порхающее эхо и ещё довольно большой букет акустических дефектов.
Поскольку ни достаточного бюджета ни времени заказчик не выделил, было принято решение только "смягчить" на сколько можно самые выразительные акустические неприятности.
В результате, со стен демонтировали ковролин и прорезали в поверхности облицовок из ГКЛ проемы, не демонтируя самого металлического каркаса.
1227.jpg
Проемы вырезались на участках расположения площадок первых отражений, а также на проекциях АС на стены комнаты. Затем эти проемы были заполнены звукопоглощающими базальтовыми плитами, а в площадках первых отражений дополнительно были смонтированы акустические плиты Herakustik, модель Tektalan E-21.
По этой несложной и недорогой технологии был обработан и потолок (в местах облицовки его ковролином, см. рис).
После такой "доработки" комнаты ковролин был смонтирован обратно на стены и закреплен с помощью строительного степлера.

Комната приняла прежний вид, но акустически оказалась совершенно другой. Конечно, дребезг конструкций остался, но акустические системы наконец-то почувствовали некоторую "свободу". Проблемы на НЧ уменьшились, порхающее эхо на СЧ исчезло и появилась возможность воспроизведения достаточно высоких уровней громкости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Через полгода, в июне 2006, воодушевленное предыдущим промежуточным результатом, руководство компании опять обратилась ко мне, но теперь уже с заказом на акустическое проектирование полноценной музыкальной комнаты в рамках рассматриваемого помещения.
Мы приступили к разработке проекта.
На этом этапе Заказчик полностью демонтировал все каркасные конструкции и даже бетонный подиум по контуру помещения и с нетерпением ждал окончания проектных работ и начала стадии строительства.
1237.jpg
1238.jpg
В исходном состоянии комната представляла собой каменный мешок с размерами 6,82 х 5,52 м. Высота помещения составляет 3,25 м.
Позади зоны прослушивания располагается металлопластиковая дверь, которую Заказчик наотрез отказался демонтировать (это повлекло бы за собой ремонт в соседнем помещении).
Резонансы в комнате "гуляли как хотели, только что гармошку не порвали"… smile.gif

В начале была разработана концептуальная модель комнаты. Согласно пожеланиям Заказчика в отделке должен был применяться декоративный камень. С акустической точки зрения это вполне оправдано, так как увеличивает ВЧ рассеяние в помещении. Кроме того, натуральный камень и дерево, из которого планировалось выполнить акустические конструкции, вполне сочетаемы. В результате получился такой вот концепт:
1229.jpg

1230.jpg

1231.jpg

Основные моменты концепции заключались в следующем:
- выдержать баланс между точностью локализации музыкальных образов и пространственностью восприятия музыки,
- исключить появление основных акустических дефектов: эффекта гребенчатой фильтрации, SBIR-эффекта, порхающего эха, вредных ранних отражений.

Для реализации задуманного планировалось скорректировать геометрию комнаты, чтобы сделать её «менее квадратной», создать разветвленную рельефную (диффузную) поверхность боковых стен, выполнить кессонную конструкцию потолка, выполнить все конструкции максимально «мертвыми акустически», применить в акустической отделке материалы «бескомпромиссного» уровня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Концептуальный план был передан заказчику и естественно претерпел значительные изменения в сторону упрощения и удешевления… wink.gif

Из проекта исчез отделочный камень и появились окрашенные облицовки ГКЛ, стены стали более «ровными», некоторые акустические материалы были заменены менее дорогими и менее эффективными аналогами, был удален эффектный цилиндрический элемент фронтальной стены.
В результате в качестве рабочего варианта было принято следующее архитектурно-планировочное решение:
1232.jpg
Все диффузоры Шредера, стеллажные конструкции и специальные акустические конструкции были утоплены в стены или смонтированы внутри акустической облицовки комнаты.
Металлопластиковая входная дверь закрыта уникальной раздвижной системой на основе конструкции диффузора Шредера. Аналогов такой конструкции я не смог найти ни на американских ни на английских профильных сайтах или форумах... wink.gif
1233.jpg1234.jpg1263.jpg
Во фронтальной части комнаты запланирован монтаж акустических перфорированных панелей Superacoustic, фанерованных натуральным шпоном клена. Это великолепный СЧ поглотитель, при этом отражающий ВЧ звуковые волны, оставляя в комнате "акустический воздух". Эти же панели должны были согласно первоначальному плану монтироваться в кессонный потолок, но были заменены заказчиком на панели Echophon Techno Тal-H. Вдоль стен, внутри акустической оболочки, смонтированы подвесные НЧ-поглотители. В результате этих мероприятий комната немного "похудела" в талии...wink.gif
1235.jpg
На развертках стен можно увидеть расположение акустических конструкций и элементов интерьера.
1228.jpg
Дизайнер Заказчика получив новый утвержденный концептуальный план нарисовал 3-D модель будущей комнаты в бордовой цветовой гамме.
Отсюда и название проекта: «Этюд В Багровых Тонах», очень мне всё это напомнило старика Конан Дойла… smile.gif
1236.jpg

Далее начались монтажные работы...

Продолжение следует...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

красивый этюд

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Строительные работы в музыкальной комнате начинаются с монтажа системы вентиляции. Этот этап я пропускаю. Могу лишь отметить, что воздуховоды через стены прокладывались с помощью виброизолированных гильз, а на поверхность жестких воздуховодов монтировалось специальное вибродемпфирующее покрытие. Затем воздуховоды были заключены в звукоизолированные короба из ГКЛ. В общем влияние системы вентиляции на акустику помещения было сведено к минимуму.
1239.jpg
На стены по периметру помещения монтируются панельные НЧ-поглотители (свободно висящие вдоль стен).
1240.jpg]
Параллельно производится монтаж кессонного потолка согласно акустическому проекту. Профильная система кессонного потолка закрепляется к перекрытию и коробам системы вентиляции.
1241.jpg
Между металлическими профилями системы Кнауф и листами ГКЛ монтируется упругая прокладка из многослойного стеклохолста Вибростек производства Сан-Гобен.
1242.jpg
Листы ГКЛ монтируются в два слоя с прокладкой между ними вибродемпфирующего слоя из полимерно-битумной мембраны.
1243.jpg
Каркас акустической оболочки комнаты монтируется из стоечных профилей шириной 100 мм. Профили монтируются по два, образуя двутавровые жесткие вертикальные балки с шагом 400 мм (а иногда и 300 мм). Профили скрепляются друг с другом через уплотнительную ленту Дихтунгсбанд.

На этом этапе у строителей в разговоре уже начинают проявляться нервозные нотки... smile.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Андрей, а где в Киеве находится эта комната?

Салон-магазин Hi-Fi и Hi-End техники «Music Hall»

http://www.musichall.com.ua/contacts.asp

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Andrey Smirnov, а салон не объяснил причину появления такой комнаты прослушивания? Почему они сразу не сделали нормальную?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Andrey Smirnov, а салон не объяснил причину появления такой комнаты прослушивания? Почему они сразу не сделали нормальную?

А разве существуюет много салонов, в которых работают специалисты по архитектурной акустике?...

Основная масса ретейлеров свято верит в то, что если комплект "плохо звучит", то надо просто его заменить на более дорогой. Очень многие салоны в списке своих услуг предлагают аудиодизайн помещений, но чаще всего под этим термином подразумевают обычную инталляцию техники.

Дизайнер, который проектировал первоначальный вариант комнаты, по всей видимости, не придал значения влиянию на акустику помещения тех конструктивов, которые он заложил в проект, а владельцы салона, наверное, решили, что АС стоимостью 20 Килобаксов просто не могут не звучать хорошо…

Конечно же классная аппаратура это бриллиант, но, тем не менее, правильная акустика комнаты это достойная оправа...:)

Кстати, мне очень хотелось бы посетить в Москве какую-нибудь «правильную комнату прослушивания». Был бы признателен, если бы кто-нибудь на форуме мне посоветовал нечто подобное…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

... АС стоимостью 20 Килобаксов просто не могут не звучать хорошо…

Я думаю, это основная причина такого отношения к комнатам...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я думаю, это основная причина такого отношения к комнатам...

Я бы препарировал это несколько шире:

1. никогда про такое не слышали

2. недостаточно жилого пространства

3. недостаточно средств

4. WAF (wife acceptance factor)

Лично я упираюсь во 2 и 4 пункт, когда речь идет о серьезной доработке комнаты :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Я бы препарировал это несколько шире:

1. никогда про такое не слышали

2. недостаточно жилого пространства

3. недостаточно средств

4. WAF (wife acceptance factor)

Лично я упираюсь во 2 и 4 пункт, когда речь идет о серьезной доработке комнаты ;)

OFF. Улыбнул п. 4 (WAF) в контексте ответа на вопрос Саблезубой Белки о КДП в магазине-салоне... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Тем временем на строительной площадке продолжается работа.

Кессонная конструкция выполнена в конструктивах.

Заканчивается монтаж задемпфированных листов ГКЛ на тыловую стену.

В облицовке предусмотрены ниши для диффузоров Шредера, угловых НЧКП и стеллажей.

1244.jpg

Завершена облицовка отражающих поверхностей на фронтальной стене.

1245.jpg

Кессоны постепенно заполняются звукопоглощающими плитами.

1246.jpg

Каркас акустической оболочки заполнен звукопоглощающими плитами и подготавливается к монтажу перфорированных акустических панелей Superacoustic.

1247.jpg

Облицовка отражающих поверхностей в комнате закончена. Но прораб задумчив, потому что его подопечные зажали металлическими каркасами подвесные панельные поглотители и теперь им придется демонтировать часть облицовки и исправлять ситуацию...:)

1248.jpg

Начинаются шпаклевочные работы. На металлический каркас в зоне размещения панелей Superacoustic монтируются направляющие из нарезанных на полосы OSB-плит.

1249.jpg

В углах тыловой стены согласно чертежам смонтированы конструкции угловых НЧКП... но, как обычно, все сделано быстро и... неправильно...;) Опять переделки, снова перенос сроков окончания работ...

1250.jpg

К этому моменту работы ведутся уже почти месяц и в разговорах между строителями и заказчиком появляется все больше стальных нот...;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

В лихорадочной гонке начинаются малярные работы. Теперь начинает психовать дизайнер проекта. Колер краски выбирался несколько дней и, как обычно, в классический цвет «бордо» все же не попали… smile.gif
1251.jpg
Поскольку на потолке акустические панели Superacoustic фанерованые шпоном клена по указанию заказчика и с целью удешевления проекта были заменены панелями Echophon Techno Tal-M черного цвета, направляющие профили по периметру кессонов окрашены черной акриловой краской.
1252.jpg
Наконец-то из цеха привезли долгожданные диффузоры, стеллажи, буковые мембраны для угловых НЧКП и панели Superacoustic.
1253.jpg
Монтаж деревянных элементов в заранее устроенные проемы происходит быстро.
1254.jpg
Тем не менее, панели Superacoustic «не встают» на место, потому что строители выполнили посадочные места «почти» прямоугольными. Это «почти» приходится исправлять подрезкой дорогих панелей…
1255.jpg
Теперь ждем ковровое покрытие. Без его укладки нельзя приступать к монтажу раздвижной конструкции диффузора Шредера на тыловой стене…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Вот и финиш! С криками, воплями, стенаниями и почти без драки завершилась эта эпопея.
Заказчик сразу же приводит комнату в типично «салонный» вид… smile.gif
1258.jpg
Интересный визуальный эффект: шпон клена на панелях Superacoustic имеет перламутровый оттенок, что делает его на фото значительно светлее, по сравнению с материалом ламинированного ДСП у диффузоров. Но в приглушенном свете панели выглядят роскошно…
1259.jpg
Довольно эффектно смотрится нижняя подсветка по контуру помещения.
1260.jpg
Раздвижная конструкция тыловых диффузоров в открытом состоянии. Каждая створка весит более 100 кг, но усиленная конструкция направляющих позволяет с легкостью перемещать их по рельсам.
1256.jpg
Диффузор в закрытом состоянии. Нежелательное влияние металлопластиковой двери, расположенной в очень «неудачном» месте за головой слушателя полностью исключено.
1257.jpg
Мягкая игра света и теней способствует восприятию музыки. Конечно, со светом получилось не все так, как задумывалось, но, тем не менее, надо отдать должное в этом вопросе дизайнеру проекта.
1262.jpg
В зоне прослушивания удалось получить довольно широкую область, в которой звуковая сцена не ломается.
1261.jpg
В общем и целом комната получилась неплохой. Конечно, она имеет свой собственный характер. Но ярко выраженных акустических дефектов и нежелательной окраски звучания нет.
Поскольку данное помещение предназначено для прослушивания самых разных акустических стерео систем и даже иногда комплектов домашних кинотеатров, то стояла задача сделать комнату универсальной, чтобы в ней можно было прослушивать разноплановый музыкальный материал.

Что бы хотелось изменить после завершения проекта, так это сделать чересчур активный СЧ/ВЧ-поглощающий потолок более "живым". Все таки, первоначальный план предполагал устройство потолка только с СЧ-поглощением и ВЧ отражением. Кроме того, высоковорсный ковролин, уложенный вместо коротковорсного согласно проекту тоже съел слишком много ВЧ. Высокие частоты должны были претерпевать гораздо больше отражений, создавая ощущение "воздуха" в звуковой сцене. 
Компромисы-компромисы...icon_smile.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

2 Олл

Как я уже писал, мне очень хотелось бы посетить в Москве какую-нибудь «правильную комнату прослушивания». Был бы признателен, если бы кто-нибудь на форуме мне посоветовал нечто подобное. Возможно, по мнению уважаемых форумчан, достаточно высоким требованиям отвечает какая-нибудь демонстрационная комната одного из ретейлеров Hi-End техники.

Я планирую быть в первопрестольной 1-3 февраля...

Очень интересно сопоставить свое видение проблемы с мнением столичных практиков-аудиофилов...:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

мне среди всего кол-ва московских салонов не припоминается ни одна комната которую мог-бы порекомендовать... от большинства складывается впечатление "начали по уму, а затем деньги закончились" :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Андрей, спасибо за очередной, очень увлекательный этюд!

Помещение получилось ещё и уютным кмк... В прошлой ветке я даже подумал, что это КДП какого нибудь больного на голову то есть я хотел сказать материально обеспеченного аудиофила :);)

Но для салона это слишком, чересчур хорошо! ;) Предвижу наплыв разочарованных клиентов с претензиями типа "а вот у вас звучало - а дома у меня всё бубнит и звенит" ;)

В любом случае Ваша работа проделана отлично! Поздравляю!

ЗЫ

У меня на работе (в той студии, которую я упоминал в предыдущей ветке) сейчас небольшая перестройка, да и основная акустика в ремонте - а так бы пригласил Вас ознакомиться... Увы, до февраля это не закончится - к лету скорее всего. Другие студии где тружусь не представляют из себя ничего примечательного в плане архиакустики, зв. изоляции и ак. обработки.

ЗЗЫ

Кстати в славном граде Киеве я бываю 1-2 раза в год, так что не исключено, что смогу вживую оценить "Этюд в Багровых Тонах" :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

2 Dmitry и Александр Карелин

Поскольку вы спорадически бываете в Украине, то с удовольствием с вами встречусь в Киеве и смогу показать 2 (!!!) доступных референсных комнаты...:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ОК. я уже в У, но в Киев в этот раз не попадаю :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 года спустя...
  • Moderators

Успешный опыт применения диффузоров Шредера в описанной музыкальной комнате инициировал более глубокое изучение теории и привел к полному погружению в первоисточники...:)

В данный момент заканчивается работа над статьей, описывающей механизм работы дифракционных решеток, основанных на математической последовательности квадратичных вычетов.

Кроме того, почти готов калькулятор по сабжу ..:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кроме того, почти готов калькулятор по сабжу ..:)

интересно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Ну вот, собсно, статья о диффузорах Шрёдера, основанных на теории чисел готова...:)

В качестве иллюстраций использовались фотографии референсной КДП из данного треда.

Калькулятор заканчиваем... :)

интересно

...да-да... в комнатах с эркером диффузоры тоже применяются... :o

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...