Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 21 января 2007 Moderators Поделиться Опубликовано: 21 января 2007 В этом топике я расскажу о проекте музыкальной комнаты, который уже упоминался в ветке "Звукоизоляция музыкальной комнаты". Работа над проектом была достаточно интересной и результат получился ожидаемым и вполне приемлемым. Особый интерес может вызвать то, что данная комната доступна всем желающим и с её помощью можно протестировать целый ряд электронных компонентов. Единственное, что для этого нужно сделать, так это приехать в Киев... Итак, в конце 2005 года ко мне обратилась одна известная компания-ретейлер Hi-Fi и Hi-End аудиоаппаратуры с вопросом по коррекции акустики КДП, расположенной в одном из магазинов-салонов в центре Киева. Комната была уже построена и эксплуатировалась по назначению некоторое время. Комната была довольно симпатичной: потолок сложной формы, бетонный подиум по контуру помещения, система приточно-вытяжной вентиляции, на полу и на стенах (и даже на некоторых участках потолка) смонтировано ковровое покрытие. Но звука достаточно высокого качества, особенно на НЧ, не удавалось получить на комплектах самого разного уровня. На высоких уровнях комната очень сильно "заводилась". Поскольку в скором времени должна была начаться выставка "Kiev Hi-Fi Show", то меня попросили с минимальными финансовыми и временными затратами попробовать хотя бы немного улучшить акустику помещения, чтобы клиенты с выставки смогли оценить предлагаемую аппаратуру по достоинству. Анализ акустики помещения и строительных конструкций показал, что основные дефекты на НЧ и СЧ определяются геометрией помещения и конструкциями из ГКЛ, а на ВЧ комната была переглушена. Облицовки "бубнили", переизлучали звук обратно в комнату, на целом ряде частот проявлялся дребезг конструкций, присутствовало и весьма яркое порхающее эхо и ещё довольно большой букет акустических дефектов. Поскольку ни достаточного бюджета ни времени заказчик не выделил, было принято решение только "смягчить" на сколько можно самые выразительные акустические неприятности. В результате, со стен демонтировали ковролин и прорезали в поверхности облицовок из ГКЛ проемы, не демонтируя самого металлического каркаса. Проемы вырезались на участках расположения площадок первых отражений, а также на проекциях АС на стены комнаты. Затем эти проемы были заполнены звукопоглощающими базальтовыми плитами, а в площадках первых отражений дополнительно были смонтированы акустические плиты Herakustik, модель Tektalan E-21. По этой несложной и недорогой технологии был обработан и потолок (в местах облицовки его ковролином, см. рис). После такой "доработки" комнаты ковролин был смонтирован обратно на стены и закреплен с помощью строительного степлера. Комната приняла прежний вид, но акустически оказалась совершенно другой. Конечно, дребезг конструкций остался, но акустические системы наконец-то почувствовали некоторую "свободу". Проблемы на НЧ уменьшились, порхающее эхо на СЧ исчезло и появилась возможность воспроизведения достаточно высоких уровней громкости. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 21 января 2007 Автор Moderators Поделиться Опубликовано: 21 января 2007 Через полгода, в июне 2006, воодушевленное предыдущим промежуточным результатом, руководство компании опять обратилась ко мне, но теперь уже с заказом на акустическое проектирование полноценной музыкальной комнаты в рамках рассматриваемого помещения. Мы приступили к разработке проекта. На этом этапе Заказчик полностью демонтировал все каркасные конструкции и даже бетонный подиум по контуру помещения и с нетерпением ждал окончания проектных работ и начала стадии строительства. В исходном состоянии комната представляла собой каменный мешок с размерами 6,82 х 5,52 м. Высота помещения составляет 3,25 м. Позади зоны прослушивания располагается металлопластиковая дверь, которую Заказчик наотрез отказался демонтировать (это повлекло бы за собой ремонт в соседнем помещении). Резонансы в комнате "гуляли как хотели, только что гармошку не порвали"… В начале была разработана концептуальная модель комнаты. Согласно пожеланиям Заказчика в отделке должен был применяться декоративный камень. С акустической точки зрения это вполне оправдано, так как увеличивает ВЧ рассеяние в помещении. Кроме того, натуральный камень и дерево, из которого планировалось выполнить акустические конструкции, вполне сочетаемы. В результате получился такой вот концепт: Основные моменты концепции заключались в следующем: - выдержать баланс между точностью локализации музыкальных образов и пространственностью восприятия музыки, - исключить появление основных акустических дефектов: эффекта гребенчатой фильтрации, SBIR-эффекта, порхающего эха, вредных ранних отражений. Для реализации задуманного планировалось скорректировать геометрию комнаты, чтобы сделать её «менее квадратной», создать разветвленную рельефную (диффузную) поверхность боковых стен, выполнить кессонную конструкцию потолка, выполнить все конструкции максимально «мертвыми акустически», применить в акустической отделке материалы «бескомпромиссного» уровня. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 21 января 2007 Автор Moderators Поделиться Опубликовано: 21 января 2007 Концептуальный план был передан заказчику и естественно претерпел значительные изменения в сторону упрощения и удешевления… Из проекта исчез отделочный камень и появились окрашенные облицовки ГКЛ, стены стали более «ровными», некоторые акустические материалы были заменены менее дорогими и менее эффективными аналогами, был удален эффектный цилиндрический элемент фронтальной стены. В результате в качестве рабочего варианта было принято следующее архитектурно-планировочное решение: Все диффузоры Шредера, стеллажные конструкции и специальные акустические конструкции были утоплены в стены или смонтированы внутри акустической облицовки комнаты. Металлопластиковая входная дверь закрыта уникальной раздвижной системой на основе конструкции диффузора Шредера. Аналогов такой конструкции я не смог найти ни на американских ни на английских профильных сайтах или форумах... Во фронтальной части комнаты запланирован монтаж акустических перфорированных панелей Superacoustic, фанерованных натуральным шпоном клена. Это великолепный СЧ поглотитель, при этом отражающий ВЧ звуковые волны, оставляя в комнате "акустический воздух". Эти же панели должны были согласно первоначальному плану монтироваться в кессонный потолок, но были заменены заказчиком на панели Echophon Techno Тal-H. Вдоль стен, внутри акустической оболочки, смонтированы подвесные НЧ-поглотители. В результате этих мероприятий комната немного "похудела" в талии... На развертках стен можно увидеть расположение акустических конструкций и элементов интерьера. Дизайнер Заказчика получив новый утвержденный концептуальный план нарисовал 3-D модель будущей комнаты в бордовой цветовой гамме. Отсюда и название проекта: «Этюд В Багровых Тонах», очень мне всё это напомнило старика Конан Дойла… Далее начались монтажные работы... Продолжение следует... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Александр Карелин Опубликовано: 21 января 2007 Поделиться Опубликовано: 21 января 2007 красивый этюд Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 21 января 2007 Автор Moderators Поделиться Опубликовано: 21 января 2007 Строительные работы в музыкальной комнате начинаются с монтажа системы вентиляции. Этот этап я пропускаю. Могу лишь отметить, что воздуховоды через стены прокладывались с помощью виброизолированных гильз, а на поверхность жестких воздуховодов монтировалось специальное вибродемпфирующее покрытие. Затем воздуховоды были заключены в звукоизолированные короба из ГКЛ. В общем влияние системы вентиляции на акустику помещения было сведено к минимуму. На стены по периметру помещения монтируются панельные НЧ-поглотители (свободно висящие вдоль стен).] Параллельно производится монтаж кессонного потолка согласно акустическому проекту. Профильная система кессонного потолка закрепляется к перекрытию и коробам системы вентиляции. Между металлическими профилями системы Кнауф и листами ГКЛ монтируется упругая прокладка из многослойного стеклохолста Вибростек производства Сан-Гобен. Листы ГКЛ монтируются в два слоя с прокладкой между ними вибродемпфирующего слоя из полимерно-битумной мембраны. Каркас акустической оболочки комнаты монтируется из стоечных профилей шириной 100 мм. Профили монтируются по два, образуя двутавровые жесткие вертикальные балки с шагом 400 мм (а иногда и 300 мм). Профили скрепляются друг с другом через уплотнительную ленту Дихтунгсбанд. На этом этапе у строителей в разговоре уже начинают проявляться нервозные нотки... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Gera_s Опубликовано: 21 января 2007 Поделиться Опубликовано: 21 января 2007 Андрей, а где в Киеве находится эта комната? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 21 января 2007 Автор Moderators Поделиться Опубликовано: 21 января 2007 Андрей, а где в Киеве находится эта комната? Салон-магазин Hi-Fi и Hi-End техники «Music Hall» http://www.musichall.com.ua/contacts.asp Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Саблезубая белка Опубликовано: 22 января 2007 Поделиться Опубликовано: 22 января 2007 Andrey Smirnov, а салон не объяснил причину появления такой комнаты прослушивания? Почему они сразу не сделали нормальную? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 22 января 2007 Автор Moderators Поделиться Опубликовано: 22 января 2007 Andrey Smirnov, а салон не объяснил причину появления такой комнаты прослушивания? Почему они сразу не сделали нормальную? А разве существуюет много салонов, в которых работают специалисты по архитектурной акустике?... Основная масса ретейлеров свято верит в то, что если комплект "плохо звучит", то надо просто его заменить на более дорогой. Очень многие салоны в списке своих услуг предлагают аудиодизайн помещений, но чаще всего под этим термином подразумевают обычную инталляцию техники. Дизайнер, который проектировал первоначальный вариант комнаты, по всей видимости, не придал значения влиянию на акустику помещения тех конструктивов, которые он заложил в проект, а владельцы салона, наверное, решили, что АС стоимостью 20 Килобаксов просто не могут не звучать хорошо… Конечно же классная аппаратура это бриллиант, но, тем не менее, правильная акустика комнаты это достойная оправа... Кстати, мне очень хотелось бы посетить в Москве какую-нибудь «правильную комнату прослушивания». Был бы признателен, если бы кто-нибудь на форуме мне посоветовал нечто подобное… Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Саблезубая белка Опубликовано: 22 января 2007 Поделиться Опубликовано: 22 января 2007 ... АС стоимостью 20 Килобаксов просто не могут не звучать хорошо… Я думаю, это основная причина такого отношения к комнатам... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
DSH Опубликовано: 22 января 2007 Поделиться Опубликовано: 22 января 2007 Я думаю, это основная причина такого отношения к комнатам... Я бы препарировал это несколько шире: 1. никогда про такое не слышали 2. недостаточно жилого пространства 3. недостаточно средств 4. WAF (wife acceptance factor) Лично я упираюсь во 2 и 4 пункт, когда речь идет о серьезной доработке комнаты Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 22 января 2007 Автор Moderators Поделиться Опубликовано: 22 января 2007 Я бы препарировал это несколько шире: 1. никогда про такое не слышали 2. недостаточно жилого пространства 3. недостаточно средств 4. WAF (wife acceptance factor) Лично я упираюсь во 2 и 4 пункт, когда речь идет о серьезной доработке комнаты OFF. Улыбнул п. 4 (WAF) в контексте ответа на вопрос Саблезубой Белки о КДП в магазине-салоне... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
DSH Опубликовано: 22 января 2007 Поделиться Опубликовано: 22 января 2007 Ууупс! Заклинило Все о наболевшем....... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 22 января 2007 Автор Moderators Поделиться Опубликовано: 22 января 2007 Тем временем на строительной площадке продолжается работа. Кессонная конструкция выполнена в конструктивах. Заканчивается монтаж задемпфированных листов ГКЛ на тыловую стену. В облицовке предусмотрены ниши для диффузоров Шредера, угловых НЧКП и стеллажей. Завершена облицовка отражающих поверхностей на фронтальной стене. Кессоны постепенно заполняются звукопоглощающими плитами. Каркас акустической оболочки заполнен звукопоглощающими плитами и подготавливается к монтажу перфорированных акустических панелей Superacoustic. Облицовка отражающих поверхностей в комнате закончена. Но прораб задумчив, потому что его подопечные зажали металлическими каркасами подвесные панельные поглотители и теперь им придется демонтировать часть облицовки и исправлять ситуацию... Начинаются шпаклевочные работы. На металлический каркас в зоне размещения панелей Superacoustic монтируются направляющие из нарезанных на полосы OSB-плит. В углах тыловой стены согласно чертежам смонтированы конструкции угловых НЧКП... но, как обычно, все сделано быстро и... неправильно... Опять переделки, снова перенос сроков окончания работ... К этому моменту работы ведутся уже почти месяц и в разговорах между строителями и заказчиком появляется все больше стальных нот... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 22 января 2007 Автор Moderators Поделиться Опубликовано: 22 января 2007 В лихорадочной гонке начинаются малярные работы. Теперь начинает психовать дизайнер проекта. Колер краски выбирался несколько дней и, как обычно, в классический цвет «бордо» все же не попали… Поскольку на потолке акустические панели Superacoustic фанерованые шпоном клена по указанию заказчика и с целью удешевления проекта были заменены панелями Echophon Techno Tal-M черного цвета, направляющие профили по периметру кессонов окрашены черной акриловой краской. Наконец-то из цеха привезли долгожданные диффузоры, стеллажи, буковые мембраны для угловых НЧКП и панели Superacoustic. Монтаж деревянных элементов в заранее устроенные проемы происходит быстро. Тем не менее, панели Superacoustic «не встают» на место, потому что строители выполнили посадочные места «почти» прямоугольными. Это «почти» приходится исправлять подрезкой дорогих панелей… Теперь ждем ковровое покрытие. Без его укладки нельзя приступать к монтажу раздвижной конструкции диффузора Шредера на тыловой стене… Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 22 января 2007 Автор Moderators Поделиться Опубликовано: 22 января 2007 Вот и финиш! С криками, воплями, стенаниями и почти без драки завершилась эта эпопея. Заказчик сразу же приводит комнату в типично «салонный» вид… Интересный визуальный эффект: шпон клена на панелях Superacoustic имеет перламутровый оттенок, что делает его на фото значительно светлее, по сравнению с материалом ламинированного ДСП у диффузоров. Но в приглушенном свете панели выглядят роскошно… Довольно эффектно смотрится нижняя подсветка по контуру помещения. Раздвижная конструкция тыловых диффузоров в открытом состоянии. Каждая створка весит более 100 кг, но усиленная конструкция направляющих позволяет с легкостью перемещать их по рельсам. Диффузор в закрытом состоянии. Нежелательное влияние металлопластиковой двери, расположенной в очень «неудачном» месте за головой слушателя полностью исключено. Мягкая игра света и теней способствует восприятию музыки. Конечно, со светом получилось не все так, как задумывалось, но, тем не менее, надо отдать должное в этом вопросе дизайнеру проекта. В зоне прослушивания удалось получить довольно широкую область, в которой звуковая сцена не ломается. В общем и целом комната получилась неплохой. Конечно, она имеет свой собственный характер. Но ярко выраженных акустических дефектов и нежелательной окраски звучания нет.Поскольку данное помещение предназначено для прослушивания самых разных акустических стерео систем и даже иногда комплектов домашних кинотеатров, то стояла задача сделать комнату универсальной, чтобы в ней можно было прослушивать разноплановый музыкальный материал.Что бы хотелось изменить после завершения проекта, так это сделать чересчур активный СЧ/ВЧ-поглощающий потолок более "живым". Все таки, первоначальный план предполагал устройство потолка только с СЧ-поглощением и ВЧ отражением. Кроме того, высоковорсный ковролин, уложенный вместо коротковорсного согласно проекту тоже съел слишком много ВЧ. Высокие частоты должны были претерпевать гораздо больше отражений, создавая ощущение "воздуха" в звуковой сцене. Компромисы-компромисы... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 24 января 2007 Автор Moderators Поделиться Опубликовано: 24 января 2007 2 Олл Как я уже писал, мне очень хотелось бы посетить в Москве какую-нибудь «правильную комнату прослушивания». Был бы признателен, если бы кто-нибудь на форуме мне посоветовал нечто подобное. Возможно, по мнению уважаемых форумчан, достаточно высоким требованиям отвечает какая-нибудь демонстрационная комната одного из ретейлеров Hi-End техники. Я планирую быть в первопрестольной 1-3 февраля... Очень интересно сопоставить свое видение проблемы с мнением столичных практиков-аудиофилов... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Александр Карелин Опубликовано: 24 января 2007 Поделиться Опубликовано: 24 января 2007 мне среди всего кол-ва московских салонов не припоминается ни одна комната которую мог-бы порекомендовать... от большинства складывается впечатление "начали по уму, а затем деньги закончились" Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Гость Dmitry Опубликовано: 24 января 2007 Поделиться Опубликовано: 24 января 2007 Андрей, спасибо за очередной, очень увлекательный этюд! Помещение получилось ещё и уютным кмк... В прошлой ветке я даже подумал, что это КДП какого нибудь больного на голову то есть я хотел сказать материально обеспеченного аудиофила Но для салона это слишком, чересчур хорошо! Предвижу наплыв разочарованных клиентов с претензиями типа "а вот у вас звучало - а дома у меня всё бубнит и звенит" В любом случае Ваша работа проделана отлично! Поздравляю! ЗЫ У меня на работе (в той студии, которую я упоминал в предыдущей ветке) сейчас небольшая перестройка, да и основная акустика в ремонте - а так бы пригласил Вас ознакомиться... Увы, до февраля это не закончится - к лету скорее всего. Другие студии где тружусь не представляют из себя ничего примечательного в плане архиакустики, зв. изоляции и ак. обработки. ЗЗЫ Кстати в славном граде Киеве я бываю 1-2 раза в год, так что не исключено, что смогу вживую оценить "Этюд в Багровых Тонах" Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 24 января 2007 Автор Moderators Поделиться Опубликовано: 24 января 2007 2 Dmitry и Александр Карелин Поскольку вы спорадически бываете в Украине, то с удовольствием с вами встречусь в Киеве и смогу показать 2 (!!!) доступных референсных комнаты... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Александр Карелин Опубликовано: 24 января 2007 Поделиться Опубликовано: 24 января 2007 ОК. я уже в У, но в Киев в этот раз не попадаю Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Гость Dmitry Опубликовано: 24 января 2007 Поделиться Опубликовано: 24 января 2007 Андрей, спасибо за приглашение. Постараюсь им воспользоваться. Опять же ближе к лету Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 29 января 2009 Автор Moderators Поделиться Опубликовано: 29 января 2009 Успешный опыт применения диффузоров Шредера в описанной музыкальной комнате инициировал более глубокое изучение теории и привел к полному погружению в первоисточники... В данный момент заканчивается работа над статьей, описывающей механизм работы дифракционных решеток, основанных на математической последовательности квадратичных вычетов. Кроме того, почти готов калькулятор по сабжу .. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Александр Карелин Опубликовано: 29 января 2009 Поделиться Опубликовано: 29 января 2009 Кроме того, почти готов калькулятор по сабжу .. интересно Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Andrey Smirnov Опубликовано: 3 февраля 2009 Автор Moderators Поделиться Опубликовано: 3 февраля 2009 Ну вот, собсно, статья о диффузорах Шрёдера, основанных на теории чисел готова... В качестве иллюстраций использовались фотографии референсной КДП из данного треда. Калькулятор заканчиваем... интересно ...да-да... в комнатах с эркером диффузоры тоже применяются... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.