Комната пропорций "два куба". - Акустика помещений - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Комната пропорций "два куба".


kostas

Рекомендованные сообщения

Всем привет.

 

Имеется комната премерзких пропорций 5.6м х 2.9м х 2.87м (высота). Практически, как два куба рядом. При прогоне погерцово синусом гудит на: 31Гц (12дб), 60Гц (18дб), 118Гц (15дб), 185Гц (9дб) , 220Гц (9дб). Децибелы в скобках - это примерные значения удавливания параметриком (при помощи KX-драйвера), которыми можно получить примерно ровную АЧХ. Но слушать это все равно нельзя.

Тип жилища - мужское берлогово/спальня/мастерская. Аккустической подготовки никакой нет, но комната очень сильно захламлена, в ней есть кровать, 4 (!) стола, 2 письменных и 2 журнальных, шкап типа "секретер", все это завалено книгами, пластинками, барахлом. Я к тому, что на СЧ-ВЧ довольно хорошее рассеивание. Хотя, бардак будет постепенно разгребаться, конечно. Пол - паркет времен СССР на лагах.

 Цель - не то чтобы получить полноценную КДП, но хоть как-то к ней приблизиться, чтобы просто комфортный звук был. В первую очередь задавить эти горбы, далее думать про СЧ-ВЧ.

Планируются НЧКП в углы за колонками. Или все-таки один из них щитом Бекеши сделать? Заднюю стену пока трогать не могу. Зато потолок весь могу убекешить. В комнате будет натяжной тканевый потолок. Так как под потолком находятся бетонные балки, то минимальное расстояние от плиты перекрытия до подвесного потолка получается 17см. Вот все эти сантиметры я могу использовать под НЧКП, Бекеши и Шредеры.

Вопросы адресую в основном Андрею Смирнову, но и мнения всех остальных внимательно выслушаю.

Как распорядиться фондом под фонд ЗП? На какие частоты делать  НЧКП,  на 31 и 60 или 60 и 118, а с 31 как-то еще бороться?

150мм глубины для щита Бекеши это хорошо или лишка? 
 

Room_01.jpg

Room_02.jpg

Room_03.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 43
  • Создано
  • Последний ответ

Вопрос по НЧКП: будет ли иметь какое-либо преимущество мембрана из утяжеленного линолеума перед мембраной из ДВП? При одинаковой поверхностной плотности, конечно, и при остальных прочих равных.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Пропорции это ещё полбеды, с этим можно и нужно бороться. Но вот планировка комнаты, когда на трех стенах проемы окна/двери, существенно мешает этому майнкампфу :)
Надо подумать, что тут можно сделать, очевидных решений на поверхности нет.

Щиты Бекеши это исключительно СЧ поглотители, поэтому если их будет много, то на НЧ и ВЧ ситуация не изменится, а вот на СЧ будет сильно переглушено. К акустической подготовке надо подходить осознанно.

Мембрана из линолеума (фактически ПВХ) перед мембраной из ДВП имеет преимущество: отсутствие модальных колебаний, присущих любой жесткой пластине. Аморфная мембрана будет генерировать в основном первую моду, т.е. поршневые движения, что лучше, чем суперпозиция множества колебаний жесткой мембраны из ДВП, фанеры или гипсокарторна.

mode11.gif

Моды пластины.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чем же так плохо наличие проемов?  Дверь вдоль длинной стороны комнаты всегда закрыта, но заложить я ее не решусь.

Каков эффективный диапазон частот работы щитов Бекеши?

Начинаю думать о НЧКП на потолок...
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Комната для прослушивания должна быть симметричной относительно своей оси, но поглотители надо где-то размещать, поэтому окна и двери ограничивают нас в вариантах размещения акустических инструментов.

Щиты Бекеши наиболее эффективны в диапазоне частот 100-800 Гц.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

19 минут назад, Andrey Smirnov сказал:

Комната для прослушивания должна быть симметричной

Ну тут уж не до изысков. )))

 

Касательно НЧКП на потолок, возникли темные сомненья, а будет ли такой НЧКП вообще работать как надо? Ведь колебать мембрану из стороны в сторону это надо одно усилие, а колебать вверх-вниз (особенно вверх) - совсем другое. Хотелось бы ошибаться. )))
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 минуту назад, kostas сказал:

Ведь колебать мембрану из стороны в сторону это надо одно усилие, а колебать вверх-вниз (особенно вверх) - совсем другое. Хотелось бы ошибаться. )))

Это с какого перепугу?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Пара мыслей по поводу...

Архиакустические манипуляции - это само собой, по по хорошему они повлекут по сути организацию контрольной комнаты студии, со всеми вытекающими - прежде всего уменьшения жизненного пространства по площади процентов на 20-50...

1)Как-то вы неудачно АС расположили. Надо бы их на противоположную сторону к окну и подальше от тыльной стены, да и от боковых тоже.

2)В вашем трудном случае оптимальный вариант будет сателлиты + саб. Причём сателлиты должны играть вниз герц до 80-70 с не самым плавным спадом.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, Dmitry© сказал:

Пара мыслей по поводу...

Архиакустические манипуляции - это само собой, по по хорошему они повлекут по сути организацию контрольной комнаты студии, со всеми вытекающими - прежде всего уменьшения жизненного пространства по площади процентов на 20-50...

1)Как-то вы неудачно АС расположили. Надо бы их на противоположную сторону к окну и подальше от тыльной стены, да и от боковых тоже.

2)В вашем трудном случае оптимальный вариант будет сателлиты + саб. Причём сателлиты должны играть вниз герц до 80-70 с не самым плавным спадом.  

Что-то мне подсказывает, что из четырёх рабочих столов пара точно у окна стоит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 минуты назад, Bato сказал:

Это с какого перепугу?

Ну речь же идет о НЧКП, для частоты 60Гц по калькулятору поверхностная плотность мембраны 7кг/кв.м, и вот я представляю мысленно, что она висит вертикально, как штора, в этом случае я ее пальцем смогу колебать из стороны в сторону довольно легко. А если эта же мембрана лежит на каркасе горизонтально, то поднимать ее вверх будет значительно тяжелее. Или это без разницы? Можете мне объяснить, пожалуйста.

24 минуты назад, Dmitry© сказал:

1)Как-то вы неудачно АС расположили. Надо бы их на противоположную сторону к окну и подальше от тыльной стены, да и от боковых тоже.

Раньше так стояло, но недалеко от окна - звук примерно такой же и был. Удачных мест я в этой комнате не нашел. Еще раз обращу внимание, что комната - не КДП, и приоритет все-таки не у колонок.


 

25 минут назад, Igoretc сказал:

А менять расположение колонок не пробовали? Видвинуть подальше из углов. А то и вовсе на противоположную сторону и минимум 1,5 метра от тыла.

Конечно же колонки таскались чуть не по всей комнате, а по той зоне где они "живут" так и вовсе. При вытаскивании до полутора метров звучание конечно меняется, но не сильно, то, скажем, 60Гц доминирует, то 120, или 220-240 выпирать начинает. Могут меняться максимумы пиков по частоте. Например, в одном положении максимум будет на 118Гц, при другом - на 122Гц. Но разница между 118 и 122 небольшая. При вытаскивании в середину комнаты (и особенно при поднятии НЧ динамика на уровень середины комнаты) звук меняется уже ощутимо, но даже такой звук недостаточно хорош. Лучше сказать - все равно плох.

Колонки представляют собой отдельные НЧ секции и сателлиты. Биампинг. Сателлиты на динамиках Fostex FE87E, поэтому раздел на 200Гц. НЧ-секции - это корпуса от колонок 35АС-208 "Корвет", на родных же динамиках 75ГДН-1Л-4. Тип АС - закрытый ящик. АЧХ в ближнем поле - ровный спад от 70Гц. Делался к ним корректор Линквица, АЧХ в ближнем поле была почти горизонтальная, в зуке появилась фундаментальность, но на противность звучания никак не повлияло. Финалом стало размещение и подключение колонок по системе Double Bass Array, это дало наилучший результат, так сейчас и стоит. Если раньше пики приходилось давить децибел на 12-15, то сейчас 6-9. Но почерк звучания все равно остался. На этом я решил закончить таскательно-параметрические изыскания и стал смотреть в сторону аккустической обработки комнаты.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators
18 минут назад, kostas сказал:

приоритет все-таки не у колонок.

При такой позиции придётся смириться с "...всё равно плох". Полумеры не спасут сложное помещение. Кстати - другие варианты АС пробовали? Думаю в этих Корветах (на них кстати приходятся все резонансы) тоже собака порылась.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пробовали. S-30, 25АС-027, мордаунт-шорт и монитор-аудио (модели не вспомню)  фазоинверторные обе, у друзей брал, JBL полочники какие-то были еще, Yamaha-NS10, колонки из комплекта муз.центра Sony Imperator. Включая несколько сабвуферов, простых и авто, которые приносили на ремонт. А так же несколько профессиональных колонок с динамиками 12-15". Волшебства не случилось.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Из всего этого добра слушал только NS-ки и прямо скажу - я не верю что они дадут +18дБ на 60Гц :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, kostas сказал:

Финалом стало размещение и подключение колонок по системе Double Bass Array, 

Давайте-ка подробнее :). В качестве переднего ВА - нч секции, стоящие на расстоянии от стены? Задний ВА - ???..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, в качестве переднего ВА - колонка стоящая "на своем месте" на расстоянии от стены. Как на картинке выше. Вторая колонка переместилась со "своего места" на окно. Я не утверждаю, что это полноценный DBA, но это лучшее, что получилось в этой комнате из двух колонок. Если переднюю колонку смещать ближе к средней линии комнаты, то это почти не влияет на звук. Если сместить ее вплотную к передней стене, гудеж усиливается.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это не DBA в точном смысле слова в любом случае. Задержанный сигнал подается на на колонки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

26 минут назад, kostas сказал:

На первую - без задержки, на вторую - с задержкой 13ms. 
 

:blink: пардон, но это вообще не очень понятно что. От полагающегося  полезного эффекта малая часть в лучшем случае.

Почему 13 - из длины комнаты вычли расстояние до передней стены?

И что значит "звук противный"? :) 
Нч или остальной диапазон?..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 минуты назад, Flaesh сказал:

пардон, но это вообще не очень понятно что. От полагающегося  полезного эффекта малая часть в лучшем случае.

Хм, принцип DBA я понимаю так: на фронтальный ВА подается обычный незадержанный сигнал НЧ-полосы. На задний ВА - с задержкой, равной тому, за сколько звуковая волна от передней колонки достигнет задней. И переворачивается полярность включения заднего ВА. В чем я ошибаюсь, что не так понимаю?

19 минут назад, Flaesh сказал:

Почему 13 - из длины комнаты вычли расстояние до передней стены?

Да, именно так, но с подгонкой на слух, по расчету получалось 12,с чем-то мс. Все-таки 200Гц полоса, верхняя часть диапазона дает заметные артефакты, если просто по расчету.


 

24 минуты назад, Flaesh сказал:

И что значит "звук противный"? :) 
Нч или остальной диапазон?..

Именно НЧ. Хотя 220Гц тоже прет, но основное это НЧ.


 

18 минут назад, olegtern сказал:

но не может ли быть плохой звук следствием в первую очередь АС, а уже во вторую помещения? Тогда и лечить может надо в обратном порядке?

Нет, это не тот случай. В моей комнате все колонки на НЧ начинают звучать примерно одинаково, совсем не так, как у хозяев (говорю про тех, у кого удачные комнаты/инсталляции). Конечно есть разница между полочниками и полногабаритными колонками, но и даже с ними есть этот вот "неповторимый почерк". Приличная инсталляция у моего товарища, у которого Мордаунт-шорт. Свой дом, комната 10х5х3м, чуть гулковата. Его колонки звучат вполне нормально. Привезли мои к нему, заиграли они повыигрышнее этих Мордаунтов, и по НЧ и по СЧВЧ. Все-таки широкополосные динамики сцену лучше рисуют, чем многополосные системы (начального уровня). У него звук подбухтивал на НЧ и к колонкам был прилипший, а на фостексах - вся сцена за колонками, стоишь, смотришь на динамики и убедить себя, что звук идет из них ну совершенно невозможно. И низ такой упругий как надо, хотя и не такой низкий как у него.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, kostas сказал:

Хм, принцип DBA я понимаю так: на фронтальный ВА подается обычный незадержанный сигнал НЧ-полосы. На задний ВА - с задержкой, равной тому, за сколько звуковая волна от передней колонки достигнет задней. И переворачивается полярность включения заднего ВА. 

Ну да. При этом место переднему - передняя стена, место заднему - задняя стена. НЧ каналы суммируют.
И 200 высоко очень для сабов.
А для фе87 может быть низковато, если вваливать.

4 саба и 2 канала усиления сможете наковырять?)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я ленив и неорганизован :D, но в ближайшие дни, наверно, подключу импровизированный задний ВА; вот уже 15мсный плагин установил))).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так я полный комплект возил, и НЧ и сателлиты. Уже мне ясно все было про мою комнату, но для расстановки точек свозил. Ну и после того как товарищ мне сказал, что, мол, его колонки "так зазвучали, так зазвучали". С этими Мордаунтами долгая история, покупали их мы вместе, в "М.Видео" в Самаре. Это был здоровенный торговый зал, размером с половину футбольного поля, заставленный торговыми витринами, стеллажами. Потолки были не просто высокие, они были где-то далеко. Никаких стоячих волн, первые отражения прилетают через полчаса. И вот в этих условиях нам их включили. Звук был просто восхитительный (по тогдашним меркам). Купили, привезли ему на квартиру, включили. Разочарованию не было предела. Так все было шоколадно в М.Видео и так погано стало в квартире. У него квартира была чуть побольше малосемейки, комната неправильной формы, мебель там переставлять не было вообще никакой возможности. Вот тогда я как-то отчетливо внял словам, что "АС взаимодействует с комнатой". Стал слушать у себя, раньше-то я про это вообще не задумывался и считал, что "ну колонки так играют, что поделать, когда-нибудь куплю хорошие".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 минуты назад, Flaesh сказал:

Ну да. При этом место переднему - передняя стена, место заднему - задняя стена. НЧ каналы суммируют.

Просуммировано. К передней стене двигал - хуже, выдвинул обратно, хотя мне бы очень хотелось, чтобы колонки жили у стены.


 

16 минут назад, Flaesh сказал:

И 200 высоко очень для сабов.
А для фе87 может быть низковато, если вваливать.

Да. И да. Я как раз не вваливаю, чаще ночью слушаю. Раздел опускал до 150, сцена лучшеет, основательность звука пропадает. Ну мою систему системой-то нельзя назвать, лучше к ней относиться как к эксперименту с целью изучения.


 

20 минут назад, Flaesh сказал:

4 саба и 2 канала усиления сможете наковырять?)))

Каналов усиления - да, а вот с сабами проблема. )))


 

20 минут назад, Flaesh сказал:

в ближайшие дни, наверно, подключу импровизированный задний ВА

Я когда так колонки расставил (скорее от безысходности, чем из спортивного интереса) и включил - был очень сильно удивлен. )))
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

18 минут назад, kostas сказал:

вот с сабами проблема. )))

Ну если не вваливать и на уровне остальной акустики - не бОльшая проблема, чем кубометры ваты и пр?)) Пару [примерно] тех же 75гдн хотя бы еще, на мидбас - что-нибудь.. 

Если я правильно понял - задержку для виртуального ДБА надо 26 мс (до задней стены и обратно).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Flaesh сказал:

Если я правильно понял - задержку для виртуального ДБА надо 26 мс (до задней стены и обратно).

Если я правильно понимаю, то речь идет про систему, которую называют SBA (Single Bass Array), когда сигнал задерживают на время "туда-обратно" инвертируют и замешивают в основной сигнал. Я так тоже пробовал, уже из чисто спортивного интереса, мне не понравилось, при таких задержках уже начинает проявляться эхо, хотя если полоса пониже будет может и нормально запоет.


 

7 минут назад, Flaesh сказал:

Ну если не вваливать и на уровне остальной акустики - не бОльшая проблема, чем кубометры ваты и пр?)) Пару [примерно] тех же 75гдн хотя бы еще,

Не, ну я тренд DBA заценил, но влияние комнаты однозначно велико, поэтому в первую очередь всеже НЧКП и Бекеши ))). Кроме того мебеля у меня очень несимметричные, плоской волны все равно не получится. Я же пробовал ставить колонки так, чтобы динамик был на полвысоты комнаты и на полширины. Ну типа максимально приблизить к плоской волне и симметричной притом. И двигал переднюю колонку от вплотную к двери до 1-1.5 метра. Эффект был, но очень малый. 
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...