Обзор. Ayre QX-5 Twenty. Породистый звук

 

После знакомства (и покупки) с самым маленьким аппаратом Ayre Acoustics, а именно Ayre Codex (о нем есть соответствующий обзор), мне стало интересно, что там дальше, среди аппаратов более высокого класса этой фирмы.

И вот у меня в системе Ayre QX-5 Twenty — устройство под интригующим названием Digital Hub. Что же это такое? В одном корпусе скрыты: ЦАП, усилитель для наушников, Ethernet-стример, предусилитель. Эдакий супер-комбайн. Он может служить как центром современной цифровой системы, так и вообще единственным аудио-устройством, управляемым по Wi-Fi со смартфона, например. Остается только подключить наушники или активные мониторы.

У ЦАПа множество входов, включая по три штуки коаксиальных и оптических SPDIF, а также USB и два AES/EBU. Кроме того, есть еще плеер/стример на базе миниатюрного компьютера с ARM-процессором, данные на который подаются либо по сети Ethernet, либо по Wi-Fi, либо с носителей, подключаемых к USB-входам.

Фирма уже продемонстрировала самое серьезное отношение к усилителю для наушников даже в младшем аппарате Codex, поэтому нет ничего удивительного, что и в самом старшем комбайне усилитель тоже не простой – о чем свидетельствуют балансный и небалансные выходы под джеки различного формата.

Все это упаковано в массивный корпус из алюминиевых панелей, режимы работы и меню отображаются на индикаторе синего цвета, а управление осуществляется через кольцеобразный джой-пад. К устройству прилагается простейший пульт, на котором можно выбрать вход или изменить громкость, а также временно отключить сигнал на выходе.

Построен аппарат на новейшем чипе ESS-9038Pro, однако, и здесь используются спроектированные специалистами Ayre собственные цифровые фильтры, прошитые в микросхеме FPGA. QX-5 Twenty даже имеет несколько режимов работы (описаны в инструкции).

 

Устройство в части стримера поддерживает Roon, а также популярные стриминговые сервисы, например, Tidal и Spotify.

Я рассказал только о самых основных технических особенностях этого «цифрового хаба», поэтому порекомендую за дополнительной информацией обратиться на сайт изготовителя.

Основная проблема с описанием звучания таких высококлассных аппаратов состоит в том, что в вербальных терминах очень трудно объяснить их отличия от хороших ЦАПов стоимостью в несколько раз меньше. Ведь, в самом деле, и более дешевые грамотно спроектированные устройства имеют весь тот набор достоинств, о которых обычно сообщают обзоры аппаратуры.

Широкая сцена? Чек. Глубокий бас? Чек. Эмоциональный вокал? Чек. И так далее. Очень непросто сказать, в чем же разница между хорошим аппаратом, где «уже все есть», и настоящим High End. Отсюда после чтения почти всех обзоров (и мои, увы, не исключение) остается ощущение недосказанности, ну вроде как да, понятно, что отличные аппараты и тот и другой, но почему один стоит одиннадцать тысяч евро, а другой всего две?

Думаю, как обычно бывает, здесь нет какой-то одной характеристики, а картина складывается из множества мелких кусочков, и понять ее целиком, конечно, можно лишь в одном случае – послушав аппарат самому. Но все же про эти мелкие кусочки я попробую рассказать.

 

В звучании QX-5 прежде всего ощущается та самая точность, которая на подсознательном уровне говорит тебе, что аппарат выжимает все особенности записи, как она есть. Он не вносит в музыку какой-то заметный окрас, и можно сказать, что аппарат нейтральный в лучшем смысле слова. Конечно, сразу отмечаешь и тщательную работу с пространством (на тех записях, где с ним работали, конечно), и отличные тембры.

Кстати, остановлюсь на этом, тембральное разрешение у него действительно очень высокое, и тщательность, с которой он старается подать тембр, очень заметна. Это и точное отслеживание высоты тона, и обилие обертонов, и прекрасный баланс между атакой, затуханием и основным тоном. Он может звучать (одновременно) и слитно, протяжно, и отрывисто, резко – с динамическими всплесками он не испытывает проблем, но ко всему еще и способен обрабатывать несколько различных музыкальных событий одновременно. Он никогда не потеряет за мощной основной линией тихую второстепенную партию. Тем не менее, обилие деталей и событий (а уж поверьте мне, он ничего не упускает) не превращает прослушивание музыки в разглядывание ее под микроскопом.

Аппарат прекрасно подает целое, умело складывая все эти детали в общее полотно. Слаженность, точно расставленные смысловые ударения? Конечно! Богатство интонаций, скрупулезная нюансировка? Несомненно. И в итоге из этих кусочков, каждый из которых в отдельности не решает ничего сам по себе, получается тот самый породистый звук компонента высокого класса, тонкая передача настроения, рождается то самое ощущение «настоящести» музыки, появляется эффект сопричастности.

 

В заключение хотел бы остановиться на паре технических моментов. Первый касается усилителя для наушников. Предположения, что его проектированию было уделено самое серьезное внимание, оправдалось. Более того, именно при прослушивании музыки в высококачественных наушниках, еще более отчетливо проявилось сходство подачи младшего аппарата, Ayre Codex и старшего, только QX-5 исполняет все на намного более высоком уровне. После таких сравнений стало понятно, что аппараты обладают тем свойством, которое принято называть фирменным почерком. И второй момент касается встроенного стримера. Очень хорошо он вписан в общий характер звучания аппарата. Я пробовал несколько внешних источников, и могу сказать, что владельцу QX-5 особого смысла искать такой источник, работающий с файлами, нет. Тот, что уже имеется, более чем компетентно справляется со своей работой.

Информация: www.ayre.com/qx5.htm

Стоимость Ayre QX-5 Twenty: 706 000 руб

Автор теста

 Юрий Волобуев

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.