Обзор. SVS SB-1000. Зачем сабвуфер в аудио системе?

Когда я получил предложение протестировать в своей системе сабвуфер, я был немало озадачен. Как и, наверно, большинство аудиофилов, я с подозрением отношусь к сабвуферам, хотя и понимаю, что все решает конкретная реализация. Но всяческие предубеждения побороть все равно непросто. И тем не менее, я воспринял этот тест как некий челлендж. Найдется ли место в моей системе сабвуферу?

 

С точки зрения моей системы два основных момента препятствовали успешному использованию саба. Первое, что меня смутило – зачем вообще, имея колонки с басовиками по 12 дюймов, использовать в системе сабвуфер? И второй момент: как все это подключить? Но обо всем по порядку.

Что касается первого момента, теоретического, то по здравому рассуждению пришли на ум такие вещи. Если абстрагироваться именно от моей собственной системы и говорить в общем, то в сетапе высокого уровня сабвуфер может потребоваться по следующим соображениям:

  1. Не секрет, что наши комнаты для прослушивания не идеальны и не все имеют соответствующую обработку.  Поэтому, корректное воспроизведение баса является одной из главных проблем интеграции имеющихся акустических систем в помещение. С этой точки зрения сабвуфер представляется разумным решением, потому что он позволяет в более широких пределах оперировать местоположением басовой секции. Иными словами, часто встречается случай, когда у нас есть пара отличных колонок, которые размещены так, что воспроизводят музыку наилучшим образом, и при этом такое размещение неидеально с точки зрения именно баса (возбуждение соответствующих комнатных резонансов). В данном случае сабвуфер позволяет «отрезать» басовую составляющую АС выше определенного порога, а более низких бас свободно разместить в другом месте, свобода выбора которого несравненно шире, чем в случае основной пары колонок.
  2. Уровень того самого баса. Это своего рода тонкомпенсация, которой большинство современных высококачественных усилителей лишены. Я думаю, никого не удивлю, если скажу, что даже в хорошо выстроенной системе часто попадаются записи, где баса либо слишком много, либо слишком мало. Сабвуфер здесь позволяет оперативно «подкрутить» басовую ручку в нужном направлении.
  3. Прослушивание поздно вечером. Большинство из нас, кто не обладает собственными отдельно стоящими домами, вынуждены мириться с фактом, что после определенного часа ручку громкости приходится крутить против часовой стрелки, иногда заметно ниже желаемого уровня. И основная проблема беспокойства соседей здесь – это в первую очередь всепроникающий бас. Привлекательным выглядит компромиссный вариант, когда громкость вы снижаете не так сильно, а вот бас можно «прибрать» и побольше.

 

Все вышесказанное намекает нам, что сабвуфер если и не обязательное, то имеющее право на жизнь решение. Остается что-то придумать по части практической реализации. Итак, тестируемый сабвуфер называется SVS SB-1000 (я так понял, SB означает sealed box – закрытый ящик, потому что есть еще модель PB – ported box) и представляет из себя обычный «кубик» со скругленными боковыми гранями и оборудованный динамиком размером 12 дюймов с закрытым оформлением, и, естественно, встроенным усилителем.

Быстрое изучение «руководства по быстрому подключению» быстро показало мне, что быстро решить вопрос не получится. Все предложенные схемы касались лишь момента, когда необходимо было дополнительно подмешать сигнал с сабвуфера к основному сигналу, что годится лишь  в случае домашнего кинотеатра или системы с небольшими полочниками, не способными выдать ничего серьезного ниже определенной границы. Имея же в системе колонки Spendor SP100R, мне требовалось что угодно, но только не дополнительное подмешивание басовой составляющей от саба. И тут пришлось читать полную инструкцию повнимательнее, где как раз мелким шрифтом на полях (шучу) был описан тот самый вариант, теоретическую базу под который я подвел выше. А именно: тестируемый сабвуфер SVS SB-1000 имеет стереовход и стереовыход. На стереовход подается сигнал с предусилителя (регулируемая громкость), далее сигнал обрезается по уровню 80 Гц, и дальше сигнал через стереовыход уходит на усилитель мощности и далее на основные акустические системы. При этом ручка громкости преда, разумеется, регулирует не только сигнал для усилителя мощности, но и сигнал для сабвуфера, позволяя ему выступать в тандеме с основной системой. Все, что при этом требуется – раздельные предусилитель и усилитель мощности. К счастью, в момент проведения теста у меня было такое оборудование. Итак, в тестовой системе источником сигнала служил стример Sonore microRendu, далее сигнал по USB подавался на комбайн Ayre Codex, который служил одновременно ЦАПом и предусилителем, с его выхода сигнал шел на сабвуфер, а далее на усилитель Fezz Audio Mira Ceti, который, помимо прочего, может использоваться как усилитель мощности. Таким образом, мои колонки Spendor SP100R питались от лампового однотактника обрезанным снизу по уровню 80 Гц сигналом, а басовую поддержку осуществлял сабвуфер.

Основа успеха здесь — в первую очередь тщательная установка и настройка. В инструкции есть ряд советов, но и здесь, как обычно, надо слушать и экспериментировать. Три составляющих правильной работы – размещение, фаза и верхняя частота среза. Если все сделано правильно, а здесь нужно терпение, то сабвуфер можно очень бесшовно «вписать» в звук основных АС. При этом создается полная иллюзия, что этот ящик около боковой стены комнаты в формировании звука не участвует – бас идет не оттуда, а как бы со стороны АС.

 

После настройки я приступил к экспериментам с уровнем баса и могу сказать, что вопреки первоначальному скепсису, результаты получились очень любопытными. Ну, во-первых, да, регулировка уровня баса на некоторых записях позволяет получить субъективно другое впечатление от основного диапазона. У меня достаточно хорошо интегрированы весьма крупные АС в гостиную типового размера (18 кв. м.), но есть в достатке записей, где баса хотелось бы поменьше, и тут саб позволил, уменьшением уровня этого самого баса, получить субъективно более легкую, разборчивую середину, звук стал раскованнее, верх свободнее. Да и при ночных прослушиваниях чувствуешь себя психологически увереннее – просто убавляешь бас до уровня «интуитивно чувствуется» — во всяком случае, соседи не будут иметь повод для претензий, в то время как громкость сохраняется вполне приличная.

Сам по себе бас оказался на удивление неплохого качества – никакого тебе «цветения» и бубнения, скорее, он был довольно поджатым, собранным и при этом уходил «в глубину».  И очень хороша была разборчивость нот по высоте. Хотя ведь на самом деле, таков и должен быть бас от небольшого закрытого ящика.

 

В общем, я результатом эксперимента доволен. Это был очень полезный опыт. Скептикам скажу сразу: нет, не «поборол» этот скромный маленький саб мои Спендоры, когда те играли в полную силу, получая сигнал полного диапазона от лампового однотактника на 300В. Да и задачи такой в данном случае не стояло. Но заметный процент записей играл как минимум в чем-то интереснее, по-своему оригинально и свежо. Ну а если вам никак не удается вписать хорошие АС в непростое помещение – рекомендую, попробуйте этот вариант, вполне возможно, здесь и есть спасение.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.