Идея подружить топовые головки Audio-Technica AT33Sa и AT-ART9 вместе с их же бюджетной вертушкой Audio-technica AT-LP3, которую я недавно тестировал, поначалу не вызвала у меня энтузиазма. Конечно, вряд ли кто-то будет к аппарату для начинающих, к тому же укомплектованного в базе всем необходимым, покупать головку стоимостью 100 с лишним тысяч рублей. Да и что это даст? Но любопытство пересилило..
Сначала было подозрение, что не удастся услышать, на что способны эти головки, требующие, разумеется, соответствующего окружения. Но, на удивление, результат получился, и он меня сильно удивил. Я только использовал свои винтажные платы фонокорректора в предусилителе, на этот раз другой модели, для головок типа MC. Конечно, читая эту статью, вам следует в уме провести некоторую экстраполяцию результата, учитывая, я в этом совершенно уверен, что на столах и тонармах, достойных этих головок, все будет намного лучше.
Головки упакованы в одинаковые коробки, но с совершенно разным оформлением, включая шрифтовое. Видимо, не смотря на общность многих элементов, принадлежат они к разным сериям. Интересно, что каждая головка прикручена к держателю внутри коробки только одним винтом. Это поначалу вызвало недоумение, но как оказалось, в комплекте идут не только два набора винтов разной длины, но и инструмент для установки головки в шелл.
Не буду перегружать обзор цитированием характеристик, все это доступно в Интернете, ссылка на официальные страницы картриджей как всегда внизу статьи.
Установка головок никаких трудностей не вызвала, да собственно они имеют совершенно стандартную с точки зрения посадочных размеров конструкцию.
Я начал слушать с головки AT33Sa. Признаться, я ожидал совсем незначительных улучшений, и был совершенно не готов к такой перемене этого бюджетного проигрывателя.
В первый же момент, даже на совершенно неприработанной игле, на недорогом проигрывателе и не вышедших на рабочий режим старинных платах звукоснимателя (которые я вообще использовал первый раз, так как раньше звукоснимателей MC в хозяйстве не держал), получившийся звук можно было охарактеризовать парой слов: High End! Если до этого аппарат звучал скромно, но хотя бы достаточно уверенно и с передачей особенностей виниловых носителей, то сейчас звук полностью изменился.
Головка AT33Sa дала насыщенный, густой, плотный, сочнейший звук, с превосходной передачей особенностей звучания разных инструментов. Звук очень мощный, отлично передано пространство, звук заполняет всю комнату.
Головка играет отточено, с отличной проработкой и оформленностью всех звуков. В то же время вся система звучит по-хорошему расслабленно, свободно, не напрягаясь. Звук рождается легко, и музыка, как положено при воспроизведении с винила, легко достигает твоего сознания и эмоционального коннекта.
Все звучит акцентированно в нужных местах, передаются малейшие нюансы, в то время как слитность и общность партий уже находятся за пределами критики и не оставляют желать уже, казалось бы, ничего больше.
Про тембральное богатство не буду писать много, потому что все равно не найду достойных эпитетов, а все, что приходят на ум будут звучать как навязшие клише. Все очень правдоподобно и всерьез.
Играет все благородно, с достоинством, но в то же время с сохранением духа записи и самой эпохи. Головка мне показалась абсолютно универсальной – играет все пластинки, от дисков The Beatles того времени, до современных записей Джонни Кэша на 200 гр. виниле. Любой жанр звучит как должно – от студийного King Crimson до концертников Slade.
Без проблем звучат современные ремастеры старых записей (Pink Floyd тот же) и оригинальные пластинки аналоговой эры. Кстати, заметил очень низкий уровень шума от достаточно запиленных старых дисков. Не знаю, достижение это характерного профиля иглы либо общего высокого уровня исполнения головки.
Музыка играет так, что не хочется останавливать прослушивание. Любой трек звучит интересно, даже те записи, которые вроде ты считал «не очень» по качеству или которые особо не цепляли до этого. Головка из любой пластинки способна выковырнуть застрявший было там мэджик.
Еще раз повторюсь, что больше всего меня зацепила она своим мощным, густым, «сплошным» саундом, приправленным огромным количеством нюансов, которые она вытаскивает из любых записей совершенно небрежно, без усилий. Никакого напряжения, спокойно, сильно и свободно.
После этого я уж совсем не знал, чего ждать от самой верхней фирменной головки AT-ART9. Еще более густо и плотно? Ну это, вероятно, будет перебор, с AT33Sa я получил всю плотность, которую могла переварить моя система. И вообще, можно ли получить с этой вертушкой звук еще лучше?
Можно! Хотя в первый момент мне показалось, что звук стал менее плотный и менее насыщенный. Я даже на какую-то секунду ощутил что-то вроде мимолетного разочарования, так как подсознательно ожидал движения в ту же сторону, только еще «лучше». Понимание пришло буквально через несколько композиций.
Эта головка играет… нет, не более слитно, густо и полно. А так же слитно, густо и полно. При этом она обладает еще большей ясностью, отчетливостью, еще более высоким разрешением, особенно тембральным. Качество передачи обертонов выше всяких похвал.
Динамика! С легкостью ставлю восклицательный знак. Да, эта головка не стесняется динамического диапазона и динамических перепадов. Это тем более легко удается ей благодаря фундаментальному и чрезвычайно хорошо проработанному басу.
Вообще же AT-ART9 более аудиофильская головка, чем AT33Sa, и это хорошо слышно. Больше деталей, более изысканный, рафинированный звук. Вместе с тем, это не мешает ей быть, простите за штамп, музыкальной. Все события происходят так же легко, свободно, непринужденно, по-настоящему.
Интересно, что в итоге из двух головок я так и не смог отдать однозначное предпочтения какой-то из них. Хотя из обзора выходит, что AT-ART9 головка более высокого класса (что отражает и цена) – и это так и есть, ощущения от AT33Sa не поблекли, и она оставляет впечатление столь же классной вещи, имеющей свой характер, манеру исполнения. Я уверен, что обе эти головки не разочаруют даже взыскательных фанатов винила, и вопрос выбора решится не только ценой.
Автор фото и текста: Юрий Волобуев
Информация: Audio-Technica AT-ART9, Audio-Technica AT33Sa