За последние несколько лет я уже не раз имел возможность послушать самые разные акустические системы фирмы ELAC. И напольные, и полочные. ELAC Debut F5.3, которые входят в серию Debut 3.0, пожалуй самые изящные по размеру напольники фирмы, которые встречались на моем пути.
Внешне колонки выполнены со сдержанным немецким шиком: магнитные решётки скрывают крепления, передняя панель выполнена из матового пластика, а боковые стенки покрыты виниловой плёнкой под благородный чёрный ясень или теплый «орех». Этот минималистичный дизайн — лишь внешность. Внутри скрывается тщательно просчитанная инженерия, где каждая деталь служит одной цели — честной и увлекательной передаче музыки.

За высокие частоты отвечает 1-дюймовый алюминиевый динамик. Одновременно жёсткий и лёгкий алюминиевый купол работает с молниеносной скоростью, что обеспечивает исключительно точную прорисовку деталей — от шёпота смычка по струне до тончайших гармоник вокала. Перед ним установлена особая акустическая линза, которая «приручает» и равномерно распределяет высокочастотную энергию, создавая широкую и стабильную зону комфортного прослушивания, а не узкий «луч» звуковых волн.
НЧ/СЧ-динамики — это сердце и душа модели. Три 5.25 дюймовых динамика работают в трёхполосной схеме: один выделен строго под средние частоты (важнейшие для вокала и солирующих инструментов), а два других отвечают за низы. Их диффузоры из арамидного волокна (материала, известного своей применением в бронежилетах) обладают феноменальным соотношением прочности и лёгкости. На практике это означает бас, который не только глубок (производитель заявляет нижнюю границу 31 Гц), но и быстр, точен и лишён «размазанности» или «бубнения».

Прочный корпус Debut F5.3 из 16-мм МДФ — это не просто ящик, а акустический инструмент. Внутри него расположены рёбра жёсткости (распорки), которые гасят паразитные вибрации, не позволяя стенкам «петь» свою ненужную партию. Это напрямую влияет на чистоту и «разрешающую» способность звука.
Ключевое отличие напольной модели от полочных собратьев — трёхполосная схема с раздельными камерами. Разделение труда между динамиками позволяет каждому из них работать в оптимальном режиме, снижая искажения и повышая отдачу. Среднечастотник и твитер физически изолированы от давления, создаваемого двумя басовиками, что положительно сказывается на чистоте вокала.
Два порта фазоинвертора на задней панели эффективно усиливают низкие частоты, помогая сравнительно компактным колонкам воспроизводить масштабные и насыщенные басовые партии. Однако такое расположение требует соблюдения разумного расстояния от стены для оптимальной работы.
Впечатления от прослушивания
Хорошо, когда прослушивание проходит в шоуруме большого магазина – всегда есть большой выбор техники. Сегодня решил попробовать с этими немецкими малышами целых три усилителя. Причем усилители из интересной ниши – во все из них уже встроены стримминговые возможности. Никаких других компонентов не требуется. Подключил сетевой кабель и колонки – и можно слушать, выбирая треки из безграничной библиотеки в приложении на вашем телефоне или планшете. Удобно.

Начал прослушивание с усилителем Technics SU-GX70. Конечно, субботним утром хотелось плавно вступать в выходные дни, поэтому включил расслабленную запись Norah Jones с ее «Come Away With Me». Elac встретили меня мягким, обволакивающим звуком. Женский вокал растворялся в воздухе, гитары перебирали струны с бархатной нежностью, настраивая на спокойный, медитативный лад. Но уже следующий трек, «You and Your Friend» от Dire Straits, показал, что под этой сдержанностью скрывается характер. Акустика неожиданно глубоко и объемно воспроизвела мужской вокал, а вступившая электрогитара расставила в комнате четкие акценты. Пробуждение продолжили энергичные «Limbo» от Yello, где акустика бодро и с удивительной четкостью отыграли электронные спецэффекты, доказав, что они не ограничены акустическими жанрами.
Даже проверка на прочность хард-роком и металлом (AC/DC, Metallica) не нарушила строй. Бочка на «Highway to Hell» была ощутима, а акустическое вступление в «Battery» звучало приятно и четко. Система держала сложные композиции, не рассыпаясь.

Поскольку на днях был всемирный день танго, конечно, поставил Кумпарситу. На «Кумпарсите» скрипки и банденеон зазвучали так страстно и осязаемо, что казалось, будто сама комната наполнилась духом аргентинского салона, прямо провоцируя поучаствовать в танцевальном празднике.
В качестве эксперимента подключил бюджетный усилитель RTM01 от Радиотехники, несмотря на скромный размер, он, работая в D-классе, достаточно мускулист. Это, конечно, существенно изменило характер. Звук стал острее и прямее. Скрипки на том же танго заиграли ярче, бас опустился еще глубже. Однако за это пришлось заплатить некоторым упрощением тембровой палитры — звук стал чуть менее детальным и сложным.
Но там, где требовался напор и энергия, эта связка оказалась беспощадно эффективной. Metallica и AC/DC звучали основательно и агрессивно, а электронная музыка Yello с высокой динамикой и напором. Это честный, брутальный и очень заряженный звук для тех, кто ценит в музыке прежде всего драйв.

А вот третий усилитель, Roksan Attessa, стал настоящим открытием. Он раскрыл в Elac новые грани. Звук приобрел масштаб, глубину и, что самое удивительное, благородную мягкость. На том же «You and Your Friend» пространство вокруг исполнителя наполнилось воздухом и деталями, возникла живая, объемная сцена.
Нора Джонс запела лучше всего — интимно и проникновенно. Даже хард-рок на «Highway to Hell» не потерял в динамике (составив конкуренцию брутальному D-классу), но обрел чуть «скругленные» высокие частоты, добавившие звучанию аналоговой, почти ламповой теплоты. Кульминацией теста стала «Ночь на Лысой горе» Мусоргского. Сложнейшее оркестровое полотно эта недорогая система передала с достойной похвалы атмосферностью. Тембры инструментов остались живыми и осязаемыми, сцена — читаемой, а легкая сглаженность верхов лишь избавила запись от возможной резкости, позволив сосредоточиться на музыке.
Что в итоге?
Elac Debut F5.3 доказали, что являются отличным примером универсальной и отзывчивой акустики. Они не навязывают свой единственный характер, а чутко отражают нюансы источника. С Technics они — галантные и разноплановые универсалы. С «Радиотехникой» — дерзкие и неуемные заводилы для рока и электроники. А в паре с Roksan раскрываются как сбалансированные, глубокие и музыкальные системы, способные приносить удовольствие от самых разных жанров. По сумме впечатлений, синергия с Roksan на мой вкус оказалась самой гармоничной, предлагающей наиболее целостный и эмоционально насыщенный звук. Но главный вывод в том, что с этими колонками не ошибется ни один меломан: подбирая усилитель под свой вкус и любимые жанры, можно собрать систему, которая будет радовать долгие годы.
Автор фото и обзора: Вячеслав aka Staudio



















