И вот я снова к вам с наушниками Audeze! Казалось бы, что еще можно написать о них после того, как я за два прошлых теста, кажется, рассмотрел их все, прошел от портативной модели к крепким стационарным середнячками серий 2 и X, и поднялся выше, к облегченным топовым LCD-MX4. Или все же «почти топовым»? Встречайте – Audeze LCD-4, самые топовые изодинамические наушники. Флагман. Вершина эволюции? Сейчас посмотрим.
С внешним видом тут все понятно. Возьмите типичные стационарные Audeze и дайте им все детали, которые свидетельствовали бы о том, что это флагман. Например, самое дорогое дерево чашек. Отполируйте его максимально роскошно. Добавьте решетки из хромированной стали и тоже отполируйте их до зеркального блеска. Не забудьте также приложить пару перчаток (между прочим, очень приличных) – чтобы не заляпать все это глянцевое великолепие. Оголовье у нас, конечно, карбоновое, а как иначе? Амбушюры и лента оголовья, посредством которой наушники опираются на голову, из натуральной кожи. Словом, что касается внешности, то эти наушники воплотили все лучшее, что есть в арсенале фирмы (с одной оговоркой, о которой ниже).
Технологии, применяемые при изготовлении этих наушников, кажется, включают в себя весь арсенал компании. И в первую очередь это, конечно, уникальные мембраны. Называются они “ultra-thin nano grade Uniforce”, и в этом описании для нас должно быть понятно, что главная «фишка» этих мембран то, что они почти ничего не весят. Ну то есть реально, их толщина и масса стремится к минимальному пределу, который могут обеспечить имеющиеся у человечества технологии. В сочетании с магнитной системой с индукцией 1,5 Тесла, это должно обеспечить непревзойденный отклик мембраны по скорости и точности на любой сигнал, даже сверхмалой амплитуды. Эта система магнитов имеет наименование Double Fluxor Array, что говорит нам о том, что она вдвое превосходит (по уровню индукции) обычную систему, используемую в других наушниках фирмы. Хотелось бы отметить, что данные особенности присущи только наушникам Audeze LCD-4, и по этим параметрам они отчаются от остальных наушников серии, да и вообще всех наушников компании. Ниже будет понятно, что это дает на практике. Довершает «полный пакет» фазорная, то есть, имеющая специальных профиль элементов, система решеток вокруг мембран, но эта технология используется во всех современных наушниках серии LCD.
Из описания конструкции закладывается мысль, что по характеристикам это не самый простой партнер для усилителя, и это действительно так! Чувствительность наушников 97 mB/1mV при импедансе 200 Ом, при этом рекомендованная мощность усилителя составляет более 5 Ватт! Это уже почти колонки. Наушники способны выдать более 130 dB звукового давления. Частотный диапазон в прямом смысле запредельный – от 5 Гц до 50 кГц.
Наушники поставляются с фирменным бронебойным кейсом, кабелем с разъемом 6.3 мм, флэшкой с инструкцией и парой белых перчаток. Ничего сверх того, что я видел, скажем, у LCD-2.
В данном тесте я не использовал свою систему, так как для обзора меня обеспечили всем необходимым, включая транспорт Aurender N100, ЦАП-усилитель для наушников Mytek Brooklyn DAC+, соединительный кабель Audioquest Diamond USB (мой выбор из арсенала друзей).
Скажу сразу, что мне не понравилось (потому что дальше и до конца обзора будет то, что мне понравилось). Во-первых, наушники очень тяжелые. Это не новость, точно такие же по массе и другие их модели похожей конструкции. Во-вторых, регулировка оголовья довольно жесткая и требует слишком больших усилий. И третья претензия касается еще одной детали – держателей чашек, посредством которых они крепятся к оголовью. И если все детали наушников смотрятся роскошно, то эти кронштейны просто вырубили из листа металла и согнули по форме, после чего покрасили в грубый шершавый черный цвет. Возникает большой диссонанс между остальными элементами наушников, сверкающими хромом и полировкой. Это, конечно же, придирки, но согласитесь, что за стоимость этих наушников (более 300 тысяч рублей) хочется идеала.
Но если говорить об идеале, то он ждет вас в другом месте – в звуке. Этот обзор можно было бы написать в три слова: самые лучше наушники. Если вам нужны самые лучшие наушники — купите эти и, как говорится, закройте гештальт.
Единственное, что может поджидать вас в музыкальном путешествии с этими, без преувеличения, выдающимися наушниками – это поиск достойной аппаратуры, которая могла бы их озвучить, причем будьте готовы, что на это оборудование придется потратить сумму, в разы превышающую цену наушников. Почему?
Наушники играют так, что как будто вычитают себя их тракта. Их способность передать музыкальный сигнал намного выше того, что этот музыкальный сигнал может им предложить. Как будто чемпиону мира по прыжкам в высоту предлагают перепрыгивать через скамеечку. Я послушал их с несколькими вариантами не самого дешевого оборудования, и могу сказать, что наушники прилежно передают характер своих партнеров, включая свойственные им недостатки. При этом у самих наушников недостатков как таковых, по сути, нет. Это звучит невероятно, но в принципе так оно и есть.
За исключением какой-то неуловимой, читающейся где-то на заднем плане фирменной «темноты», и все усиливающегося со временем опять же фирменного давления на голову, наушники никак не показывают себя в тракте. Ну то есть вообще. Музыка звучит перед тобой, но она не от наушников. Дело тут не в количестве деталей или в организации пространства, дело в том, что, как я уже говорил, музыка не встречает препятствия в виде электро-механического преобразования. Как будто сигнал подается в сознание прямо от электронной аппаратуры.
Это ощущение порождает такой интересный момент. На каждом отдельном жанре или даже альбоме можно найти какие-то условные «другие наушники», которые за счет своего конструктивного окраса дадут для гипотетического слушателя ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, который может быть более для него благозвучен, но которого на самом деле в записи нет. Этот характер не справится со всеми жанрами и всеми композициями, так как где-то он будет точно лишним, чужеродным, и это сразу будет понятно, когда вы наденете LCD-4. Вы сразу поймете, что благозвучный окрас на этой композиции был всего лишь лишней, подчеркиваю, искусственной преградой на пути музыки, и что LCD-4 эту преграду убирают.
Скажу по-другому. Музыка сама по себе настолько разная, что в этом основная сложность. Казалось бы, если не брать в расчет сложнейшую академическую классику, разные наушники легко отыграют 30%, 50%, а может, и даже 80% материала, и даже сделают это великолепно. Это будут хорошие или даже очень хорошие наушники по всем показателям. Но даже у очень хороших «других наушников» на некоторых треках будет чувство нехватки чего-то, или вовсе даже, может быть, ощущение «скомканных эмоций». Вроде проникся творчеством автора и вроде даже понял, что автор хотел сказать. И чувственная составляющая ясна (что уже прекрасный показатель, кстати говоря). Но как-то не до конца, что ли. Возможно, на надрывном, грубовато-чувственным вокалом Gogol Bordello (а-ля цыганский панк) будет излишне доминирующим тот самый «окрас», который так нравился на джазе, а вот здесь, на King Crimson, возможно, недостаточно агрессивно проходят атаки, а на Tord Gustavsen Ensemble не хватило уже совсем чего-то эфемерного. Возможно, именно потому, что разница между отличным и выдающимся состоит во многом в таких тонких материях (и я сейчас не об индивидуальных предпочтениях), становится так трудно облечь в слова шарм «четвёрок».
Эти Аудезы в буквальном смысле могут являться «грандмастером» Ордена топовых (!) наушников. Пожалуй, они даже не столько показывают другим наушникам, как надо обходиться с той или иной композицией или жанром, но и служат неким недостижимым идеалом. Другие наушники будто могут сказать: мы будем считать себя превосходными, если сможем достигнуть 90% уровня этих Аудезов. Но оставшиеся десять останутся только для созерцания, ведь чтобы играть на таком уровне, нужно не просто мастерски вырисовывать хрипотцу вокала или растворять тарелочки в космосе. Нужно большее.
Не залипнуть невозможно: после первых десяти минут прослушивания перестаёшь следить за тем, с какой скрупулёзностью, точностью и вниманием они обращаются с музыкальным материалом. Тут ведь становится всё ясно — за десять минут и правда наигрались в «тестирование». С этого момента только искусство. И пусть это слово в контексте разговора о четвёртых Аудезах будет иметь такое значение: искусство — это наслаждение, которое не хочется прерывать.
Жанровых пристрастий у этих наушников нет. Они не привносят окраса. Им все равно какой сложности и насыщенности музыка, их способности к передаче колебания каждой молекулы воздуха далеко превышают возможности записи. Если вы внимательно прочитаете этот обзор, то поймете, что я с разных сторон описываю вам то, что можно было, как я уже отметил выше, сказать всего тремя словами: самые лучшие наушники.
Можно зайти и с другой стороны, кому-то будет понятнее так. Это те самые наушники, которые заносишь в список «хотел бы» — даже вне зависимости от того, любишь ли ты вообще наушники, есть ли у тебя уже любимые наушники, давал ли ты обет остановиться на своей нынешней системе, готов ли ты потратить хотя бы половину их стоимости. Это наушники, которые заставляют тебя воображать что-то вроде: «нет, ну сейчас нет, слишком дорого, да и не в тему, но когда-нибудь… лет через пять, может?». Ну всё равно когда, главное, что мысль такая остаётся.
За сим позвольте мне на этом поставить точку.
Постскриптум. Я никогда не скрывал, что не являюсь поклонником продукции Audeze. Видимо, как говорится, что-то не задалось с самого начала, и каждый раз я для себя находил что-то такое, из-а чего мне какая-то их модель не подходит. Но LCD-4 это совсем другая история. Они далеко отстоят от других наушников фирмы. Если вы еще не знакомы с ними – послушайте обязательно. Они должны быть у вас в списке под номером 1. Убедитесь только, что вы сможете им обеспечить самую роскошную жизнь в виде максимального качества комплекта электроники.
Музыка, использованная при тестировании:
Agusti Fernandez, Barry Guy, Ramon Lopez — Aurora
Kristin Asbjornsen — Wayfaring Stranger A Spiritual Songbook
Emerson, Lake & Palmer — Brain Salad Surgery
King Crimson — Islands
Cowboy BeBop — Original Soundtrack I
Morphine — Cure For Pain
Johnny Cash — American V
Ayreon — The Human Equation
Gogol Bordello — Trans-Continental Hustle
Supertramp — Crime Of The Century
Dropkick Murphys — The Meanest of Times
Tord Gustavsen Ensemble — Restored, Returned
Rolf Lislevand — Encuentro Sanz & Santa Cruz
Giuliano Carmignola — Vivaldi: The Four Seasons
Paul O’Dette — Kapsberger, G.: Lute Works
Shirley Rumsey — Music Of The Spanish Renaissance
Beady Belle — At Welding Bridge
Randi Tytingvåg - Red
Allan Taylor — Hotels & Dreamers
Jim White — Drill a Hole in That Substrate and Tell Me What You See
Doug MacLeod — Whose Truth, Whose Lies
Otis Taylor — Hey Joe Opus Red Meat
Anna Maria Jopek - Bosa
The Tiger Lillies — The Brothel to the Cemetery
Гражданская Оборона — Зачем снятся сны?
Цена: 325 000 рублей
Information: audeze.su/lcd-4/
Text and photo: Yury Volobuyev