• Latest
  • Trending
  • All
  • Analytics
  • Reviews
  • Interview .
  • Showcase
  • News
  • Events
  • Sources .

Theory. "Well-tempered" brain.

21.03.2016

Что вас ждет на выставке для меломанов и аудиофилов — АудиоСаммит, главном аудиособытии весны от инсайдеров индустрии

22.04.2025

Magico M9. Громкое событие на выставке AXPONA 2025

17.04.2025

Radiotehnika представляет портативную акустическую систему Impulse P1

13.04.2025

Hi-Fi & High End Show 2025. Alcom демонстрирует новинки Magico, Dan D’Agostino и Furutech

28.03.2025

Revival Audio ATALANTE 7 Évo — новый флагман серии

21.03.2025

Обзор Premiera A3S. Путь к идеальному звуку

25.03.2025

25-27 апреля 2025. АудиоСаммит Москва 2025. Выставка для меломанов и аудиофилов.

21.03.2025

Санкт-Петербург во второй раз встретит Hi-Fi & High End Show 15–16 марта 2025

15.03.2025

Обзор. Усилитель Premiera T3S. Разумный hi-fi

01.03.2025

Новые наушники TD02C от Radiotehnika: студийное качество по доступной цене

16.02.2025

Premiera ALFA — аналоговая классика в цифровую эпоху

06.02.2025

Чистота звука, доступная каждому: новые кабели Premiera CX

28.01.2025
Soundex.ru
  • Forum
  • News
  • Events
  • Articles
  • Reviews
    • Acoustic systems
    • Sources .
    • Amplifiers / processors / receivers
    • Portable audio
  • Ads
  • en_USEN
    • ru_RURU
No Result
View All Result
  • Login
  • Forum
  • News
  • Events
  • Articles
  • Reviews
    • Acoustic systems
    • Sources .
    • Amplifiers / processors / receivers
    • Portable audio
  • Ads
  • en_USEN
    • ru_RURU
No Result
View All Result
Soundex
No Result
View All Result
Home Articles Analytics

Theory. "Well-tempered" brain.

by soundex
9 years ago
at Analytics
1 min read
0
0

Эта статья не претендует на какую-либо полноту и завершённость. Делается попытка указать родственность двух проблем: чистоты музыкального строя и достоверности воспроизведения звуковых фонограмм. Посмотреть на связи между  некоторой «неприродностью» равномерно темперированного строя (РДО12) и гармоническими искажениями звуковоспроизводящей аппаратуры. О связях  гармонических искажений звуковоспроизводящей аппаратуры с восприятием музыки написано много, этим связям посвящён большой раздел современной психоакустики. Очень противоречивый и незавершённый раздел…


Невозможно указать, кто именно изобрёл равномерную темперацию. Среди первых теоретиков нового равномерно темперированного строя называют Генриха Граматеуса
(1518), Винченцо Галилея (1581) и Марена Марсенна. Фламандский математик Симон Стевин в своём труде «О теории певческого искусства» (ок. 1585) привёл математически точный расчёт равномерной темперации. В равномерно темперированном строе каждая октава делится на равные интервалы— на 12 полутонов, где основные тоны всех нот образуют геометрическую прогрессию со знаменателем 2^{1/12}. Отсюда и аббревиатура «12РДО» — равномерное деление октавы. Этот строй прижился и господствует в европейской профессиональной музыке (академической, джазовой, эстрадной) начиная с XVIII века до наших дней.

У нового строя были свои оппоненты (например, Джузеппе Тартини) и свои пропагандисты (например, Иоганн Георг Нейдхард). Равномерно темперированный строй вызывал отклонения от акустической («природной») чистоты созвучий, в результате в них появились небольшие биения. По мнению одних, эти нарушения чистоты были незначительной потерей, особенно с учётом новых возможностей, которые такой строй давал развитию тональной гармонии. Другие же рассматривали потерю «природной» чистоты как посягательство на «чистоту» музыки. Природная чистота против модуляционной свободы и неограниченной транспозиции — эта противоречивость эстетических критериев отражалась в трудах теоретиков музыки. Андреас Веркмейстер утверждал, что в новом строе все аккорды (подразумевались прежде всего трезвучия) приобретают монотонную симметрию, в то время как в «хороших» строях каждый аккорд имел своё неповторимое (акустическое) звучание. С другой стороны, он же в позднем трактате «Musikalische Paradoxal-Discourse» (1707) в полемике с Нейдхардом защищал свой приоритет в «изобретении» равномерно темперированного строя. Уже в XVIII веке свобода развёртывания тональности (а также свобода транспозиции) одержала верх над природной чистотой. В академической и эстрадной музыке равномерная темперация получила мировое признание и стала фактическим стандартом музыкального строя. Кроме того, это триумфальное пришествие равномерной темперации было связано и с развитием клавишных инструментов (и резким увеличением их количества) и, собственно, почти тотальной (для Европы того времени) музыкальной грамотностью. Нужен был строй, позволяющий музыкантам с лёгкостью переходить в любую тональность. И он нашёлся, хотя и многим пришлось терпеть равномерно размазанную по октавам грязь. Наряду с господствующим равномерно темперированным строем в Европе существовали и существуют другие строи. Русский исследователь музыки XIX века Владимир Одоевский писал так: «Русский простолюдин с музыкальным дарованием, у которого ухо ещё не испорчено ни уличными шарманками, ни итальянскою оперою, поёт весьма верно; и по собственному чутью берёт интервал весьма отчётливо, разумеется, не в нашей уродливой темперированной гамме <...> Я записывал с голоса [известного нашего русского певца Ивана Евстратиевича Молчанова, человека с чудною музыкальною организациею] весьма интересную песню: «У Троицы, у Сергия, было под Москвою» <...> заметил, что си певца никак не подходит к моему фортепианному си, и Молчанов также заметил, что здесь что то не то <...> Это навело меня на мысль устроить фортепиано нетемперированное в такой системе, как обыкновенное. За основание я принял естественную гамму, вычисленную акустическими логарифмами по методе Прони; в этом энгармоническом клавицине все квинты чистые, диезы, отмеченные красным цветом, отделены от бемолей и по невозможности в самом механизме инструмента, я пожертвовал фа-бемоль и до-бемоль, чтобы сохранить си-диез и ми-диез, потому что наши народные певцы — по непонятной для меня причине поют более в диезных, нежели в бемольных тонах…»

Справедливо ли равенство: 2^19=3^12?

Любой современный пятиклассник скажет, что нет, т. к. эти числа взаимно-простые. Первое делится только на 2, 19 раз, второе — только на 3, 12 раз. Но, 3^12:2^19=1.01364326477… Т.е. неточность этого «равенства» всего 1.136%…

3^12 соответствует 12 шагам в одну сторону по кварто-квинтовому кругу, 2^19 говорит о том, что результат этих 12 шагов попадает в исходную ноту, через 19 октав. Попадает с погрешностью 1.136%.

Но что такое 19 октав? Если считать от 20 Герц, то 20 * 2^19 = 10.485.760 Герц.

Если учесть, что слух человека распознаёт высоту нот в пределах 20…4000 Герц, то слышимая погрешность в соответствующих семи с хвостиком октавах гораздо меньше, чем 1.136%.

Да, именно число 12, воспетое во всех религиях и культурах, примирило гармоники с ухомозгом большинства!

Широко устоялось мнение, что чётные гармоники лучше для слуха, чем нечётные. Тут придётся внести ясность, и раз и навсегда развенчать этот миф. Безвредные (для гармонии, простите за каламбур) гармоники — имеют номера 0, 1, 2, 4, 8, 16, 32, …, т. е. с номерами 2^n.

Нулевая гармоника — постоянная составляющая. Да, её не умеют играть динамики и музыкальные инструменты, но она есть в спектре. И она не является искажением, это просто сдвиг на постоянное значение.

Первая гармоника — основной тон. С ним всё понятно.

Вторая гармоника — октава от основного тона. Абсолютно совершенный консонанс. Та же нота, что и основной тон.

Четвёртая гармоника — две октавы от основного тона. Абсолютно совершенный консонанс. Та же нота, что основной тон и вторая гармоника.

 Некоторые конструкторы усилителей и ЦАПов считают относительно безвредной третью гармонику. Ведь в теории музыки квинта — совершенный консонанс. Не абсолютно совершенный, но назван совершенным. Благозвучные сладкие терции, например, с точки зрения теории музыки — просто консонансы… Рассмотрим трезвучие до-мажор, взятое в равномерно темперированном строе. Помимо основных тонов: до, ми и соль, мы отчётливо слышим октавы от них и «безвредные» 3 гармоники — соль, си и ре. И эти соль, си и ре — натуральные, а не равномерно темперированные. Т.е. вместе с основным трезвучием, построенным от первой ступени гаммы, звучит доминанта (от пятой, да ещё и от натуральной, ступени «этой» гаммы). Шестая гармоника «всего лишь» дублирует эту добавку ещё через октаву. А вот пятая, седьмая, девятая…

А если взято не трезвучие, а септаккорд или ещё хуже — полный нонаккорд? Какой «частокол» в слышимой частотной области приходится почти мгновенно идентифицировать уху и «переваривать» мозгу!

Здесь Мать Природа приходит человечеству на помощь. Именно трение в очередной раз спасает нас, в этом случае — от чрезмерной какофонии. Гармоники акустических инструментов достаточно быстро затухают. Не обладает струна такой гибкостью, чтобы играть 20 гармонику, т.е. не умеет она делиться на 20 частей. Теоретически умеет, но на практике — «ей лень» преодолевать трение. Чем идеальней струна с точки зрения физики (т.е. бесконечно тонкая, бесконечно гибкая), тем медленнее затухают гармоники.

В фортепиано удар молоточком на не коротких струнах приходится на точку, расположенную на расстоянии в 1/7 длины струны от одного из её концов. За счёт этого значительно подавляется седьмая гармоника, очень диссонансная по отношению к основной частоте. Но вследствие конечной ширины молоточка подавляются и другие гармоники, «расположенные» вблизи седьмой (т.е. точки, соотвествующие им на струне, расположены близко к точке краеугольной седьмой гармоники).

Следующее теоретически возможное улучшение равномерной темперации — 53 тоновое равномерное деление октавы (53РДО), 3^53/2^84=1.002090314041.

Но насколько возрастает при этом уровень сложности! Запись нот, их чтение, изготовление и эксплуатации соответствующих музыкальных инструментов, композиция… В В Англии сохранилась энгармоническая фисгармония этого строя, изготовленная в 1872 году А. Дженнингсом на Хакней Роуд в Лондоне по проекту Роберта Холфорда Макдоуэлла Бозанкета. В 2006году инструмент был восстановлен (Пэм и Фил Флюк), он действует, но ввиду уникальности не подлежит настройке…

Упоминая трение, несправедливо умолчать о ещё более существенном подарке Природы. Слух и могз (особенно, музыкальные слух и мозг) постоянно фильтруют гармоники, выделяя основной тон.

К сожалению или к счастью, трение и «мозгопрочтение» не дают стопроцентного подавления нежелательных гармоник. Даря нам «богатство» тембров, хотя и не бесконечное. Ряд Фурье имеет бесконечное число слагаемых только на бумаге. В музыкально- ухомозговых реалиях он состоит в «лучшем»??? случае из 15 членов… Остальные благополучно «утонули» в трении и в ограниченных возможностях слуха человека (тоже своего рода «трение»). Любое положительное рациональное число теоретически соответствует какому то резонансу, «созвучию». Но на практике, чем больше числитель и знаменатель этой дроби, тем менее выражен соотвествующий резонанс. Т.е. менее возможен, менее слышим.

Предварительный вывод таков: желательно искать способы не плодить 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, …., 31, 33, 34 …. гармоники. Гармоники с номерами 2, 4, 8, 16, …. — не вредные, но было бы неплохо и ими научиться управлять и также не плодить при воспроизведении музыкальных фонограмм. Природа управляет всеми нежелательными гармониками, с помощью трения и особенностей слуха и мозга. Грубо, однообразно, но Естественно (простите за каламбур и Б-гохульство).

Автор: Григорий Северин  (Sewerin)

To discuss at the forum...

Tags: достоверностьмузыкальный строй
ShareTweetShareShareSendSend
Showcase

Radiotehnika представляет портативную акустическую систему Impulse P1

13.04.2025
Showcase

AUDIO ANALOGUE возвращается в Россию

15.03.2023
Showcase

Electrocompaniet ECI 6 MKII. Классический усилитель с выдающимися способностями

06.12.2022
Showcase

Виниловый проигрыватель Bergmann Audio Modi. Звук, поддерживаемый воздухом

02.12.2022
Showcase

Esprit Audio — кабели с французской душой

15.09.2022
Showcase

MSB Digital Director — цифровой процессор с двумя DSP

18.12.2022
No Content Available
  • Advertising
  • Contacts
  • About the project

© 2020 Soundex - Good Sound Lovers Club

No Result
View All Result
  • Forum
  • News
  • Events
  • Articles
  • Reviews
    • Acoustic systems
    • Sources .
    • Amplifiers / processors / receivers
    • Portable audio
  • Ads
  • en_USEN
    • ru_RURU

© 2020 Soundex - Good Sound Lovers Club

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Create New Account!

Fill the forms bellow to register

All fields are required. Log In

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In
en_USEnglish
ru_RUРусский en_USEnglish
It's a mistake: Alert: Content is protected !