вадим с. - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

вадим с.

Members
  • Публикаций

    373
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

836 Excellent

Информация

  • Город
    кузнецк
  • Interests
    кино,вино, домино.
  • Аудиосистема
    стерео
  • Отношение к Hi-Fi индустрии
    Просто люблю музыку и хороший звук

Посетители профиля

723 просмотра профиля
  1. Спасибо. Желаю вам всего наилучшего. Прощайте.
  2. вадим с.

    Плагиат

    Открытие ветки для обсуждения человека без его участия может быть расценено как заочный суд. Я теперь знаю имя режиссёра этого действа и ему написал ответ в вежливой, но чёткой форме в ветке о классической музыке. Там всё это и началось, пусть там и закончится. Вас же прошу мой ответ этому человеку не удалять и отнестись с пониманием к той ситуации что произошла не по моей инициативе. Эту же ветку ,,Плагиат" прошу Вас удалить по вполне понятным моральным причинам.
  3. Art Zoyd ,,Le Mariage Du Ciel Et De L'Enfer” (1985). Трек - лист: 1. Sortie 134 - Part 1 (11:00) 2. Cryogenèse - Rêve Artificiel (18:12) 3. IO 1 (3:51). 4. IO 2 (2:15). 5. IO 3 (5:15). 6. Mouvance 2 (3:34). 7. Mouvance 1 (5:54). 8. Cryogenèse - Les Portes du Futur (14:30). 9. Sortie 134 - Part 2 (3:48). Состав: - Theirry Zaboitzeff / vocals, bass, cello, keyboards, percussion, tapes. - Patricia Dallio / Steinway piano, Yamaha electric piano, keyboards. - Gérard Hourbette / viola, violin, Steinway piano, Yamaha electric piano, keyboards, percussion. - Jean-Pierre Soarez / trumpet, percussion. + - Didier Pietton / soprano sax (3-5). «Я всегда считал, что в жизни самое главное – делать то, что хочется. И чтобы те люди, которые меня окружают, с которыми я работаю, были готовы двигаться со мной в одном направлении. И, наверное, чтобы им было присуще свойственное мне любопытство» - Ролан Пети. ВХОЖДЕНИЕ В БАЛЕТ. Историю записи альбома Art Zoyd «Le Mariage du Ciel et de L’Enfer» нужно начинать издалека. Речь будет о знаменитом французском балетмейстере Ролане Пети. Этот человек столь известен как реформатор танцевального языка, что его творчество не нуждается в каких- либо комментариях. Я лишь выделю небольшой этап в его творческой жизни. В 1972 году он основывает Национальный балет Марселя и руководит им далее в течении 26 лет. Постановки этой труппы всегда отличались новациями не только в плане самого танца, как главного выразительного сценического средства, но и декорациями, костюмами, а главное - музыкой. Первый балет, поставленный им, назывался «Pink Floyd Ballet», сразу определивший органичность выражения рок - музыки через сценический классический балет. Толчком же для появления балета «Бракосочетание небес и ада» также послужила творческая идея балетмейстера. «Я включил телевизор и увидел группу музыкантов. Art Zoyd. И тут, совершенно неожиданно, я начал танцевать под их музыку, которая была ревущей, бурлящей, искрящейся очаровательными мелодиями и ритмами. Как только программа закончилась, я тут же позвонил им и попросил написать для меня балет. Теперь я знал, что мне нужно создать. Жан-Пьер Авьотт, молодой танцор, напоминал мне Джеймса Дина. Джеймс Дин, который бы встретился с Пьером Паоло Пазолини. Я попросил великого итальянского танцора Паоло Бортолуцци сыграть роль поэта кино. Драматическая головоломка была решена. Я перечитал “Бракосочетание небес и ада” Уильяма Блейка, нашел там название для балета, вдохновение и ледяную лиричность. Партитура была завершена, мы встретились вместе – музыканты, танцоры и хореограф – испытали страсти Небес и Ада, создав работу, полную нежности и фантазии» - вспоминал позже Ролан Пети. Премьера балета состоялась в июне 1984 года на сцене знаменитого театра «La Scala» в Милане. Музыканты не были в оркестровой яме, как это принято в классических постановках, а наоборот, находились на арьерсцене и с высокого подиума играли вживую, наблюдая сверху на сценическое действо. Затем спектакль был показан на разных сценах Франции, выдержав 12 показов в Театре на Елисейских полях. Было нечто невероятное в том, что широкую публику привлекала такая новаторская форма искусства, в том числе и сама музыка — мрачная, диссонантная, комбинирующая акустические и электрические инструменты, живые голоса и заранее записанные звучания. Рваные, резкие фразы духовых и струнных нанизываются на четкий метрономный ритм и “военную” перкуссию; на замороженные аккорды фисгармонии наслаивалась на безумный хохот. В 1985 году «Le Mariage du Ciel et de L’Enfer» вышел сначала в альбомном виде, а вскоре был издан на CD в расширенном варианте. Это стал первый цифровой альбом группы Art Zoyd. Его и будем слушать. Ролан Пети взял за основу своего балета произведение Уильяма Блейка (1757-1827) «Бракосочетание небес и ада». Это произведение сейчас, пожалуй, и является самым известным из наследия английского литератора и рисовальщика. БРАКОСОЧЕТАНИЕ НЕБЕС И АДА. Балетная музыка имеет многовековую традицию. Конечно, наиболее полное представление можно получить лишь сидя в зале и воспринимать все как единое целое. Но сама же музыка столь универсальна, что продолжает жить своей собственной жизнью и в оторванности от сценического действа. Музыка из балетов и сейчас очень популярна: достаточно вспомнить три балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» дабы это утверждение стало аксиомой. Мы же сейчас должны немного отойти от сценарного замысла и более приблизиться к образности, которую неимоверно щедро акцентировал Art Zoyd в своей музыке. Как, вероятно, догадаются те, кто уже знаком с ранними альбомами этой группы, музыка не всегда может быть на 100% мрачной, но на 99,9% непростой. Как показывает этот альбом, группа не менее мастерски владеет тонкой аранжировкой и склонностью к созданию медленно накаляющегося напряжения, которое может бесцеремонно вырваться из-под контроля в любой момент. Первая композиция "Sortie 134 - Part 1" представляет собой классическое представление о том, что представляет собой группа, демонстрируя сильное влияние Бартока и Стравинского, а также конкретные музыкальные элементы (например, сэмплированный детский смех). В кульминации обреченный вокал Theirry Zaboitzeff тонет в море ударов органа, ударов пианино, звона часов и ударов по перкуссии. "Cryogenèse - Rêve Artificiel." Тикает метроном. После семнадцати ударов появляется первая акцентированная нота. Через 10 тактов следует двойной акцент, затем один акцент через 9 тактов после этого и двойной акцент между 9 и 10 тактами после этого, перед повторением цикла. Затем идет раздел, который начинается в 4:56. Здесь метроном отщелкивает 31-тактный цикл с акцентами на 1-м, 3-м, 6-м, 12-м, 16-м, 21-м и 24-м ударах. После одного из их длительных, динамичных нарастаний с тройными полиритмами и зловещими аккордовыми аккордами музыка внезапно обрывается, и 31-тактный эпизод воспроизводится с пятитактным запаздыванием, прежде чем все в конечном итоге сменяется различными звуками животных, гудением газонокосилки и астматическим дыханием. Сложнейшее метро - ритмическое построение! По большей части пьесы "Io" и "Mouvance" связаны одной темой с многократным использованием повторений; таким образом, они более образно едины. Оживленное журчание клавишных нот на "Mouvance 2" эффектно контрастирует с невротическими staccato, открывающими "Mouvance 1". После этих коротких пьес, составляющих середину альбома, "Cryogenèse" (возвращение ужасного метронома!) слушается великолепно, к концу нагружая слушателя чистым чувством страха. Альбом завершается кодой ("Sortie 134 - Part 2"). Ни в коем случае не ужасный, но с его драм - машиной и резким техно -чувством, он представляет образное заключение, сжатое до размера музыкальной прелюдии, тематически обрамляющей весь альбом. Альбом, несомненно, является не только поворотным в творческом пути Art Zoyd, но и одним из самых интересных и востребованных. Возвращаясь к предыдущей рецензии, так и хочется еще раз акцентировать ваше внимание на ПОПУЛЯРНОСТИ АВАНГАРДНОЙ МУЗЫКИ, что для большинства меломанов звучит абсурдно. Но я же приглашаю с собой в эту сложную и элитарную область лишь таких, как я. Любителям попсы такая музыка нанесет лишь вред их психическому здоровью. Мне ж она - бальзам и далее будут не менее интересные и авангардные альбомы, переслушивание которых доставляет огромное умственное и душевное удовлетворение. P.S. Особо озабоченным по вопросу авторства советую поискать данную рецензию на широких просторах интернета. Prog Island тут будет кстати, где она мной давно уж размещена.
  4. Спасибо тем, кто вновь позволяет и дальше развиваться этой ветке несмотря на все усилия клонов. Продолжим же говорить о музыке умной и совершенно некоммерческой. Приглашаю всех желающих к позитивному и конструктивному разговору.
  5. Людвиг ван Бетховен. Квартет №7 . Op.59,№1 (F-dur). (1808). ,,Из пламени энтузиазма вырывается мелодия; задыхаясь, я преследую ее, мне удается ее догнать... она снова улетает, она исчезает, она погружается в глубокую пропасть, где бушуют страсти. Я вновь настигаю ее; я схватываю ее, с наслаждением сжимаю в своих объятиях; ничто более не может разлучить меня с ней; я умножаю ее разнообразными превращениями, и вот я торжествую победу над музыкальной идеей"- Л. ван Бетховен. Жанр квартетной музыки можно рассматривать как сопровождающий Бетховена на протяжении всей его творческой биографии. Начав в раннего периода, квартеты завершат его поистине великий путь в музыке. Несомненно то, что, как и фортепианные сонаты, они достойны наивысшей оценки всех любителей классической музыки. Квартет №7 был начат 26 мая 1806 года, о чём свидетельствует авторская пометка на рукописи. В ту пору композитор работал над ,,Фиделио", ставшей его единственным оперным сочинением и потому общий внутренний настрой прослеживается явно, не зря же позже его назвали ,,ГЕРОИЧЕСКИЙ". Но прежде, чем заговорит сама музыка, необходимо остановиться на личности того мецената, которому Бетховен и посвятил этот опус №59, состоящий из трёх квартетов. Эти квартеты написаны в 1806 году и называются ,,Разумовскими", хотя у нас и принято их называть ,,Русскими". Их заказал композитору русский посол в Вене граф Андрей Кириллович Разумовский, который не только слыл щедрым меценатом, но и был неплохим скрипачом - любителем. Бетховен же, решив угодить графу, использовал в своей музыке две русские народные мелодии, взятые из сборника русских народных песен Н. А. Львова с гармонизацией И. Прача, вышедший в 1790 году. Сам же граф, по свидетельству большинства был человеком незаурядным и обладал особой аурой, достойной лишь людей влюблённых в искусство. Но я же более буду делать акцент на самой музыке. Квартеты этого опуса отдаляет от предыдущих шести квартетов лишь шесть лет, но этот период так разителен, что, слушая ,,Разумовские" квартеты, невольно отдаёшь себе отчёт о том, что это уже музыка зрелого Бетховена, которая намного сложнее и масштабнее его ранних опусов. Здесь он уже не выступает в роли прилежного ученика Гайдна и Моцарта, лишь изредка позволяя себе отойти от устоявшихся канонов, а предлагает слушателям своё видение этого камерного жанра музыки. Нельзя не отметить мощь, патетику и героику, так тесно переплетающуюся с великолепным лиризмом, заключённые уже не в камерность квартета как жанра, а в симфонизм его мышления. Порой даже хочется их оркестровать, настолько зримо и выпукло расписал композитор партии всего лишь четырёх инструментов. Характерной особенностью 7 квартета является то, что все четыре части Бетховен написал в сонатной форме, тем самым усложнив их и дав возможность для развития и борьбы Главных и Побочных партий. 1 ЧАСТЬ. Необычайно смелая диатоническая мелодия сразу же вводит слушателя в мир образов, пришедших из фольклора. Гармонизация начального раздела совершенно отлична от консонанса и может даже восприниматься достаточно резко. Подобная новизна была для того времени единична. Побочная партия, как и должно быть, носит пасторальный характер, но всё равно не уходить образно уж столь далеко от яркой Главной партии. Реприза в экспозиции отсутствует и разработка является центром этой части квартета. Она состоит из трёх частей. И если в первой композитор лишь доводит Г. П. до её поистине революционного звучания, то во второй явно слышим контраст в форме фугато, которое уже само по себе очень выпукло и динамично, а в заключительной части нельзя не обратить внимание на динамику, от forte до piano, так любимую автором. Реприза более свободна в динамическом изложении и позволяет утвердиться начальной теме. 2 ЧАСТЬ. Трёхдольное скерцо в сонатной форме, столь бурное и разнообразное по тематизму, что вряд ли имеет сравнение с предыдущими. Главная партия состоит из двух частей. И если первая строится на одной ноте и решительна, то вторая её контрастна. Побочная же партия носит песенный характер и необычайно красива. Разработка же построена на соприкосновении и изменении фраз из Г. П., а реприза изложена иначе, чем экспозиция и вводит нас в коду, построенную на этих же фразах. 3 ЧАСТЬ. Adagio molto е mesto показывает всё величие бетховенского лиризма, изложенного как полноводный поток, несущий слушателей к гордой теме у виолончели. Побочную партию не зря принято ассоциировать с траурной музыкой, столь она выразительна. Энергичная разработка этих тем даёт нам целый клубок противоречий и столкновений, которые выливаются в итоге в виолончельную тему русского финала. 4 ЧАСТЬ. Тему русской хороводно-плясовой песни ,,Ах, талан ли, мой талан" Композитор истолковал по - своему. Он проводит эту тему у различных инструментов, вычленяет фразы, их изменяет и развивает. Побочная же партия здесь не является контрастной и органично переходит в бурную и стремительную разработку. Кода же построена на начальной попевке песни, к которой Бетховен присоединяет фразу из окончания. Тем самым на основе народной песни он создаёт новую, образно близкую к ней тему. Было бы не логично вычленять лишь народную тему финала, не вслушиваясь в остальные темы этого квартета. Они удивительны по своей интонационной напевности и могут быть отчасти родственны духу восприятия Бетховеном русской мелодии. Явный же симфонизм изложения невольно отсылает слушателей к его великим симфоническим произведениям, а первый квартет 59 опуса имеет столь же ярко выраженные черты композиторского мышления. P.S. Желающим внимательно докопаться до авторства каждой буквы этой рецензии желаю успехов.
  6. Спасибо, Сергей,за поддержку ветки. Нас осталось здесь очень мало. По поводу шведской музыки знаю очень мало. Единственно что играл на госах в училище- это сонатина Лунквиста. Додекафония в чистом виде.
  7. Art Zoyd ,,Les Espaces Inquiets” (1983). Трек -лист: 1. Légendes: La Forêt Qui Avance (3:48). 2. Cérémonie (9:08). - Images D'Une Ville-Poussière: 3. Errance (4:47). 4. Cortège Des Officiels (4:29). 5. Au-Delà Des Vallées (4:08). 6. Migrations (13:08). 7. Légendes: Le Bruit Du Fer (3:04). Состав: - Theirry Zaboitzeff / vocals, bass, cello, guitars, synth, tapes. - Patricia Dallio / Steinway piano, Yamaha electric piano. - Gérard Hourbette / viola, violin, synth, percussion. - Didier Pietton / alto & tenor saxes, percussion. - Jean-Pierre Soarez / trumpet, flugelhorn, percussion. «Мы часто продвигаемся по жизни на ощупь. Не нужно рассчитывать на готовые ответы, нужно размышлять» - Мюриэль Купер. ПОПУЛЯРНОСТЬ. Мы уже привыкли к тому, что популярная музыка очень проста. Она шагает рука об руку с денежными мешками в виде различных спонсоров, продюсеров, фирм звукозаписи и всевозможных СМИ. Мы уже привыкли к тому, что интересная, умная музыка давно уже загнана в маленькое пространство для избранных. Мы уже привыкли к тому, что всевозможные «звезды» каждодневно звучат из всякого утюга, искусственно насаждая псевдокультурье, рассчитанное на умственную деградацию большинства. Увы, это так. Человек, слушающий симфонию, воспринимается большинством как «белая ворона». А уж исполнители серьезной камерной современной музыки и не вправе рассчитывать на популярность и должное денежное вознаграждение. Потому и всякий музыкант, сознательно выбравший себе этот сложный и неблагодарный путь в современной музыке, заслуживает уважения. Формация Art Zoyd к началу 80 - х годов 20 - го века сумела добиться невозможного, она СТАЛА ПОПУЛЯРНОЙ! Конечно, тиражи их альбомов нельзя сравнивать с поп - исполнителями, да и их лица не печатали глянцевые журналы на своих обложках, но их музыка пробилась в мировое культурное пространство, став символом французского академического RIO. У группы был достаточно плотный концертный график, а телевидение транслировало эти выступления. Удивительная особенность французов поддерживать своих авангардистов не может не внушать уважение. После выхода в 1982 году великолепного двойного альбома «Phase IV» квинтет продолжил развивать идеи своего видения музыкального пространства. Надо признать, что это с успехом им удалось уже в следующем пятом альбоме «Les Espaces Inquiets», записанного в августе 1983 года в швейцарской студии «Sunrise Studios». БЕСПОКОЙНЫЕ ПРОСТРАНСТВА. Конечно, постоянная ротация состава не позволяет назвать Art Zoyd стабильной в этом плане, но продолжение идей, записанных на «Phase IV», стало органичным воплощением в практически таком же составе квинтета. Лишь вернувшаяся на свое место за клавишными Patricia Dallio вместо ушедшего Thierry Willems разбавила мужской коллектив. Как и ранее, из - за занятости в своей группе не смогли принять участие ни Daniel Denis, ни Michel Berckmans, что, на мой взгляд лишь способствовало еще большему отходу группы от рок - составляющей и уже твердой стилистической «привязки» к современной камерной авангардной музыке. Альбом получился очень напряженным. Внутренняя энергия подчас перестает быть управляемой и перерастает в хаос, который удивительным образом концентрируется вокруг стержня музыкального повествования, способного поглотить целиком все сознание слушателя. А потому я должен позвать с собой в это пугающее, но заманчивое путешествие по образным лабиринтам только тех, кто не ищет готовых ответов в жизни, и способен воспринять новации как данность, требующую неоднократного к ней возвращения. Как обычно, я буду краток в своих комментариях, которые, впрочем, совсем не обязательны для прочтения - ведь мы все разные и образное восприятие этой сложной музыки не должно быть у всех идентично. 1. «Légendes: La Forêt Qui Avance» (Theirry Zaboitzeff). Открывающая альбом пьеса «Легенды: движущийся лес» начинается сказочными звуками и шумами, наполняемая постепенно лишь фрагментарными мелодическими отрывками, способными лишь дать общий вектор зримости этого образа. Развития нет, все статично и оставляет предчувствие непонятного, которое далее выльется в россыпь разнообразия. 2. «Cérémonie» (Theirry Zaboitzeff). Церемония - величественная пьеса, будто пришедшая к нам из средневековья. Но последующая вторая тема ритмична, современна и с джазовой изюминкой. Фортепианный контрапункт Patricia Dallio не устает напоминать о многовековой традиции. Общая третья тема же здесь воспринимается как некое единение, вскоре разрушаемое дисгармониями и рок - гитарой Theirry Zaboitzeff, но окончание вновь возвращает к первоначальному образу, вновь разрушаемое ударами хлыста неумолимой истории. «Images D'Une Ville-Poussière: (Gérard Hourbette). Изображения города - пыли. 3 . «Errance». 1 часть «Скитание». Расслабленная двухаккордовая тема у фортепиано сначала дополняется звуками далекой трубы, а затем обрастает аранжировкой. Состояние безграничного простора сменяется тяжелым городским звуковым пейзажем, где изломанное соло саксофона Didier Pietton обрамлено атональной импровизацией Patricia Dallio. 4 . «Cortège Des Officiels». 2 часть «Кортеж официальных лиц». Громкие звуки органа и колоколов вещают о важном прибытии. Но нет радости, нет всеобщего веселья: музыка напряжена до предела и предвещает недобрую развязку. Мерные аккорды органа сдерживают до поры, но все-таки общее недовольство прорывается, вновь вскоре склоненное пред недосягаемой властью. 5 . «Au-Delà Des Vallées». 3 часть «За пределами долин» вновь уводит слушателя в пейзажное настроение, которое очень быстро сменяется бездушным ландшафтом утреннего человеческого муравейника. Моторный гармонический ритм, хоть и piano, но уже зловещ и не сулит ничего доброго в этот ранний полусонный час. Эти три пьесы можно по-праву считать образцом современной камерной музыки, отображающей многообразие городского быта. 6 . «Migrations» (Theirry Zaboitzeff). Кульминация альбома «Миграции». Многоплановая фантазия, наполненная постоянными контрапунктами на фоне минималистического арпеджированного аккомпанемента, вскоре трансформируется в неудержимое зловещее tutti, имеющее лишь надоедливую попевку вместо полноценной мелодии. Череда контрастных образов складывается в неуютную картину постоянного ненужного кругового движения, не приводящего к самой цели, а лишь создающего видимость. Нервная резкая труба Jean-Pierre Soarez как голос одинокого потерянного человека над которым в недосягаемой выси находится орган Gérard Hourbette, напоминая нам о высших силах. Композиция необычайно эмоциональна и талантлива. 7 . «Légendes: Le Bruit Du Fer» (Theirry Zaboitzeff). Заключительная миниатюра «Легенды: звук железа» проводит параллель с начальной темой. Но она изменена, а электронный бездушный ритм делает ее прямолинейной. Пьеса не дает выхода накопившемуся напряжению и оставляет его в душе каждого слушателя, удаляясь, чтобы вновь вернуться уже в других работах Art Zoyd, столь же интересных, но дающих всякому думающему человеку пищу для размышлений о сложности и непознаваемости духовного мира. И ВНОВЬ О ПОПУЛЯРНОСТИ. Так может ли такая музыка быть популярной? Конечно, если само понятие популярности уже трактовать не как искусственно насаждаемые однообразные образцы музыкального попкорна, а как необходимую звуковую поддержку всякого мыслящего человека, стремящегося не только к постоянному познанию безграничного количества талантливых опусов, но и как основа для многократного в нее погружения. Именно такая сложная и неоднозначная музыка и предназначена для вневременного существования. Если очередной хит будет вскоре забыт и сменен другим, то эта музыка рассчитана на многократное к ней обращение. В 1989 году «Les espaces inquiets» был переиздан в виде двойного компакт-диска с «Phase IV» и Archives 2 (1984-1987).
  8. Джузеппе Верди. Хор рабов из оперы ,,Набукко". «Лети, мысль, на золотых крыльях; лети, отдыхая на горах и холмах, туда, где воздух напоен теплом и нежностью, сладостным ароматом родной земли!». Так звучит первый куплет знаменитого хора из третьего акта оперы «Набукко», написанной в 1841 году Джузеппе Верди. Автором этих строк, как и всего либретто является Темистокле Солера, итальянский писатель и композитор. Сегодня имя если и вспоминают, то в связи с сотрудничеством с Джузеппе Верди, для нескольких опер которого он написал либретто. Первые слова из процитированного нами куплета — это парафраз из библейского псалма «На реках вавилонских». Дело в том, что «Набукко» имеет и еще одно название — «Навуходоносор», так звали библейского царя, старшего сына основателя Нововавилонской империи. Имя Навуходоносора II на аккадском языке произносилось как Набу-кудурри-уцур, что звучит как «Набу, храни моего перворожденного сына» или даже «Набу, защити границу». Имя Навуходоносора II весьма часто встречается в Библии — около ста раз. Мелодия хора рабов — как и вся опера «Набукко» — это один из шедевров Джузеппе Верди, которому не исполнилось на момент ее сочинения и тридцати лет. Успех на премьере в 1842 году в миланском театре Ла Скала приятно поразил и автора, и критиков. На следующий день композитор проснулся знаменитым. Неслучайно Джузеппе Верди признавался: «Это опера, с которой поистине началась моя художественная карьера». Настолько же хороша музыка великого композитора! Не зря эту оперу называли «хоральной фреской», что отражает особое значение хоровых массовых сцен. Хор рабов из «Набукко» стал неофициальным гимном Италии — его исполняли на прощании с Джузеппе Верди в 1901 году в Милане, и на открытии театра Ла Скала после Второй мировой войны в 1946 году. Звучит он по торжественным поводом и сегодня. Но пока до официального признания государственным гимном дело не дошло. Хор рабов остаётся одним из шлягеров всех времен и народов, который повторяют по настойчивому желанию зрителей даже во время исполнения оперы.
  9. Art Zoyd ,,Phase IV” (1982). Трек -лист: 1. État D'Urgence (14:38). 2. Naufrage (6:41). 3. Dernière Danse (4:33). 4. Deux Préludes (2:05). 5. La Musique D'Erich Faes (Collective Improvisation) (0:14). 6. Et Avec Votre Esprit (5:14). 7. Ballade (4:03). 8. Chemins De Lumière (15:09). 9. Du Sang Sur La Neige (4:16). 10. Vue D'Un Manège (4:08). 11. La Nuit (13:00). 12. Les Larmes De Christina (3:44). Состав: - Thierry Zaboitzeff / vocals, bass, cello, acoustic guitar. - Thierry Willems / Steinway piano, Yamaha electric piano. - Gérard Hourbette / violin, viola, piano, synth. - Didier Pietton / alto & tenor saxes, percussion. - Jean Pierre Soarez / trumpet, fluhelhorn, percussion. «Интересные вещи случаются, когда творческий импульс культивируется с любопытством, свободой и интенсивностью» - Сол Басс, дизайнер и режиссер фильма «Фаза 4». КИНОПРЕЛЮДИЯ. Американский графический дизайнер, киноплакатист с мировым именем Сол Басс, сотрудничавший Альфредом Хичхоком, Мартином Скорсезе, Отто Премингером и Стенли Кубриком, известен и своей единственной режиссерской работой. Фантастическая картина «Фаза 4» 1974 года интересна не только идеей и сюжетом, но и принципом построения. Сюжетная линия изучения учеными необычного интеллектуального поведения муравьев в пустыне Аризона в финалу поворачивается ровно на 180 градусов и уже сами люди становятся объектом исследования. Картина разделена на фазы, которые, как и главы в книге, отражают очередную трансформацию. Но в фильме есть только три фазы, а последняя четвертая отсутствует. Лишь идет название картины и титры. Видимо, что эта фаза еще недоступна нашему человеческому пониманию и инопланетный разум не дает ключ к расшифровке, а, может быть, рассматривая нас лишь как опытный образец мирового разума, и не предполагает вообще никакой связи с нами. Европейская премьера фильма состоялась в начале 1975 года в Париже и имела определенный успех. Фантастическая тематика в 20 - м веке всегда пользовалась особым вниманием. Потому и четвертый альбом авангардной французской формации Art Zoyd «Phase IV» можно считать четвертой частью этой картины. Хотя, конечно, и альбом у группы к тому времени стал четвертым по счету. Значит, это еще одна дилемма в понимании их музыки: сложной, экспериментальной, находящейся на стыке стилей и направлений, но такой завораживающей и талантливой. ЧЕТВЕРТАЯ ФАЗА МУЖСКОГО КВИНТЕТА. С момента выпуска третьего альбома Art Zoyd «Génération Sans Futur» (1980) прошло два года. Группа активно выступала, а главное, нарабатывала новый материал, который и был записан в Sunrise Studios. Но материала было столько много, что решено было выпустить его двойным альбомом. Конечно, этот формат для рок - музыки далеко не нов, но одно дело записать песни, не выходящие за рамки стиля, а совсем другое дело решиться представить на суд слушателей авангардные эксперименты, базирующиеся на тонкой грани между рок - музыкой и камерным академизмом, именуемые как RIO. Конечно, к тому времени группа была достаточно известна, как одна из лидеров этого мирового музыкального течения, но столь внушительный и по замыслу и по объему опус они записали впервые. Как и в предыдущих альбомах, ротация состава налицо. Бросается в глаза, конечно, отсутствие двух членов Univers Zero Daniel Denis и Michel Berckmans, что теперь можно расценивать как совершенно независимую от их влияния работу. Саксофонист Gilles Renard был заменен на Didier Pietton, а клавишница Patricia Dallio уступила место Thierry Willems. Также вновь покинул группу гитарист Alain Eckert, столь ярко сыгравший на предыдущей записи. Теперь инструментарий коллектива был ровно поделен между струнными и духовыми с поддержкой клавишных. И лишь одинокая бас - гитара Thierry Zaboitzeff временами напоминает о рок - корнях. Этому квинтету и удалось записать альбом, ставший не только краеугольным во всем творческом пути Art Zoyd, но и по мнению большинства музыкальных критиков сумевших как нельзя емко выразить мироощущение того периода и стать настоящей музыкальной вехой всего RIO движения. В этом альбоме вы услышите и небольшие миниатюры и развернутые композиции, написанные по классическим канонам формопостроения. Музыкальный язык очень разнообразен и находится в диапазоне от камерного минимализма до рок - экспрессии. Конечно, для детального погружения в эту пучину образов, необходимо многократное вдумчивое слушание, а потому, чтобы не навязывать свое восприятие, я буду лишь кратко характеризовать пьесы, вычленяя лишь тембральные и образные краски. 1. «État D'Urgence» (Thierry Zaboitzeff). Альбом открывает развернутое звуковое полотно «Чрезвычайное положение», которое даже своим названием сразу определяет его образную нишу. Обложка альбома, созданная Thierry Legrand, необходима в дополнение к разнообразию мыслей, идущих лишь в одном мрачно - депрессивном направлении. Гимнообразное пение Thierry Zaboitzeff на кобайском языке лишь усиливает впечатление и добавляет еще один яркий инструмент в тембровую палитру ансамбля. Мерное движение, взятое из стилистики Zeuhl, как нельзя точно отражает бездушное отношение окружающего мира к необратимости катаклизма. Издевательские рулады трубы Jean Pierre Soarez в сочетании с дисгармониями фортепиано Thierry Willems и ревущей бас - гитарой довершают образ, достойный внутреннего мира пациентов палаты № 6. 2. «Naufrage» (Gérard Hourbette). Резко оборванная предыдущая композиция находит свое продолжение в пьесе «Кораблекрушение». Если начало тихо и пианистично, то последующее нагнетание мрачности и неизбежности создает твердое предчувствие страшной развязки. Музыканты создают не просто образ морской трагедии, а обобщают его для выражения мысли о неизбежности краха всех добрых и гуманных устремлений человечества. Пьеса необычайно сильна по мере воздействия. Людям с неустойчивой психикой лучше ее не слушать, да и вообще переключиться на что - нибудь попсовенькое. 3. «Dernière Danse» (Thierry Zaboitzeff). Вторую сторону открывает моторный темповой «Последний танец». Образ бесшабашного искусственного веселья на костях погибших устремлений в светлое будущее. Авангардное соло саксофона Didier Pietton как хриплые вопли безумцев, стремящихся быстрее потерять все человеческое пред вратами ада. 4. «Deux Préludes» (Gérard Hourbette). Две прелюдии. Первая миниатюра отрешенна и холодна как вечная мерзлота, убивающая все живое. Вторая миниатюра как воспоминание о солнечных днях, но оно слишком кратковременно и быстро засыпает вечным сном. 5. «La Musique D'Erich Faes» . Сольная авангардная мимолетность альта Gérard Hourbette. 6. «Et Avec Votre Esprit» (Gérard Hourbette). Часть католической литургии «И с твоим духом» здесь переработана из отрешенно - возвышенного образа в мятущийся и стремящийся избежать неизбежной расплаты образ современного человека. Средняя часть как напоминание о церковной службе, но хохочущая труба Jean Pierre Soarez как издевательство, вновь возвращает все на круги своя, не оставляя даже малейшей надежды на душевное спасение. 7. «Ballade» (Thierry Zaboitzeff). Триольная пасторальная баллада выступает ярким лирическим пятном в этой мрачной картине. Экспрессия, появляющаяся в развитии, как несогласие с уготованной участью, ждущей всех нас в конце жизненного пути. 8. «Chemins De Lumière» (Gérard Hourbette). Мини - сюита «Пути света» - это вторая композиция альбома, имеющая сложноструктурированное построение. Мерная тема неумолимых шагов времени развивается по всем канонам Zeuhl с привнесением лирических фортепианных интерлюдий. Настороженное альтовое tremolo в сочетании с tutti всего состава создает контраст, способный лишь настроить слушателя на продолжение исследования минорно - депрессивных сторон бытия. Но периодично мажорные созвучия прорывают цементное ограждение из диссонансов, делая в нем промежутки пусть далекого, но все - таки позитива. Завершение же монотонно, удручающе и пессимистично. Завершающие аккорды вновь и вновь замазывают даже воспоминание о том бледном свете, что недавно пробивался сквозь неодолимую стену отчуждения и неприятия. 9. «Du Sang Sur La Neige» (Thierry Zaboitzeff). Кровь на снегу отсылает нас к фортепианной прелюдии К. Дебюсси «Шаги на снегу». Принцип музыкального импрессионизма автор воспроизвел предельно точно, но, добавив соло виолончели и духовых, открыл «окно» в страшный мир насилия и страдания. Пожалуй, что самая зримая из всех пьес альбома: так и просится на холст. 10. «Vue D'Un Manège» (Gérard Hourbette). Вид с аттракциона - пьеса, основанная на уже звучавших ранее метро - ритмических рисунках с вплетением фрагментов ранее уже звучавших тем. Это взгляд на прошедшее, с тревожным ожиданием развязки. А она непременно будет! 11. «La Nuit» (Gérard Hourbette). Душная бессонная ночь, полная кошмаров и тревог. Жужжащие маленькие кровопийцы лишь авангард сонма чудовищ, поочередно выходящих на авансцену полусонного больного сознания. Динамические контрасты лишь усиливают беспокойство и не приносят расслабления. Композиция может быть продолжением знаменитого образа Сальвадора Дали в картине «Сон». Досконально такое никакими словами не описать, такую ночь надо просто пережить и остаться в разуме… 12. «Les Larmes De Christina» (Gérard Hourbette). Завершающая этот сильнейший альбом пьеса «Слезы Кристины» может быть воспринята как чувства героини всех этих переживаний и душевных потрясений, которая наконец - то дает выход переполняющей ее душу предельной напряженности. Пьеса камерна, впрочем как и две предыдущие, и находится в стилистике камерного академического авангарда. Но монотонность и холодная отрешенность в музыке говорит о невозможности даже выплакаться на плече понимающего тебя человека. Идея разобщенности и непонимания, ведущая в тьму вечного забвения подводит уверенную черту под всем, что до этого было. Увы, это так. После такой музыки просто необходима тишина, которая оставит в голове одну главную мысль: «Сейчас звучала музыка, необходимая для понимания нашей современной жизни и это - ШЕДЕВР».
  10. Будет и 1982 и дальше. Ведь жизнь не стоит на месте, всё меняется и мы меняемся. Но, это я уже забегаю вперёд.
  11. 5 лет назад 16 июня 2018 года не стало ГЕННАДИЯ РОЖДЕСТВЕНСКОГО. Прожив долгую творческую жизнь он стал одним из лучших отечественных дирижёров и популяризаторов музыки. Прекрасный дуэт и в жизни и на сцене: Виктория Постникова и Геннадий Рождественский.
  12. Art Zoyd ,,Generation Sans Futur” (1980). Трек - лист: 1. La Ville (Gérard Hourbette) - 16:50. 2. Speedy Gonzalez (Gilles Renard) - 2:55. 3. Divertissement (Thierry Zaboitzeff) - 6:45. 4. Trois Miniatures (Alain Eckert) - 5:12. 5. Génération Sans Futur (Thierry Zaboitzeff ) - 9:40. Состав: - Thierry Zaboitzeff / vocals, bass, cello. - Alain Eckert / guitar, violin (6). - Patricia Dallio / piano. - Gérard Hourbette / viola, violin. - Gilles Renard / saxophones. - Jean-Pierre Soarez / trumpet, percussion. - Daniel Denis / drums & percussion (3, 5). «Молодежь стала особым классом общества» - Роже Вадим. ИМ БЫЛО - 27. В 1980 году двум друзьям с детства Gérard Hourbette и Thierry Zaboitzeff было по 27 лет - прекрасный возраст! Сколько много они уже успели сделать! Сколько много планов впереди! Их имена стали уже символом авангардного течения RIO. За 9 лет они изменили группу Art Zoyd до неузнаваемости. И если кто - нибудь, слышавший лишь миньон 1971 года с двумя рок - песнями, сейчас попал бы на их выступление, то вряд ли бы он вообще сразу смог понять не только саму музыку, но и принцип музыкального мышления, отталкивающегося от академической музыки. По сути, их язык берет корни от импрессионизма Клода Дебюсси. Ведь во главу угла композитор ставил не королеву музыки - мелодию, а общее впечатление, подчас создаваемое и совсем в ее отсутствии. Вспомните фортепианную пьесу «Шаги на снегу», где образ создается при полном отсутствии мелодии, и станет во многом понятна та дорога, по которой и шли последователи знаменитого французского композитора. Конечно, во 2-й половине 20 - го века было столько музыкальных «измов», что простое их перечисление займет много абзацев и уведет в сторону тему этой рецензии. Язык Art Zoyd очень разнообразен не только внутри каждого альбома, но и в сравнении их стилистики друг с другом. Если первый полноформатный дебют «Symphonie Pour Le Jour Où Brûleront Les Cités» был столь энергичным и пессимистичным, а последующий «Musique Pour L'Odyssée» уже, без сомнения, отклонился в сторону камерного авангардизма, то от выпущенного уже на следующий год можно было ждать чего угодно, но только не образно - стилевого повторения уже найденных дорог в RIO. В 27 лет творческий полет композиторской мысли безграничен. Энергия, собранная в музыкальные созвучия, столь сильна, что отметает всякие, присущие зрелости и старости, сомнения в правильности своего пути. Да, так и должно быть! «Молодым везде у нас дорога»- хочется употребить здесь к месту слова известной в прошлом песни. Хотелось бы и дальше порассуждать о том прекрасном возрасте, да музыка покоя не дает: теребит, постоянно о себе напоминает обложкой лежащего перед глазами диска третьего альбома Art Zoyd «Génération Sans Futur». «ПОКОЛЕНИЕ БЕЗ БУДУЩЕГО». Все в нашем мире имеет свойство повторяться, но уже на новом уровне. Так и третий альбом группы «Génération Sans Futur» (Поколение без будущего) можно в целом считать продолжением стилистики дебютного « Symphonie Pour Le Jour Où Brûleront Les Cités». Это мощная эпопея, включающая в себя шаманское ворчание Thierry Zaboitzeff, сложные временные сдвиги в доисторическую ритуальную атмосферу, снова близкую к духу Magma. Но в отличие от «Musique Pour l'Odyssée» , музыка здесь динамичная, менее атмосферная, более структурированная. Она трансформируется во внутреннее напряжении, которое останется основой неподражаемости Art Zoyd: племенное, атавистическое чувство, контрастирующее с современной классической эстетикой. На самом деле этот альбом больше склоняется к современному видению тенденций авангардности через призму стилистики RIO. Очередная ротация состава группы для записи этого альбома очень показательна. Вновь вернувшийся гитарист Alain Eckert, пожалуй, стал одним из главных солистов, выступив еще и в роли автора одной из композиций. Прекрасная техничная клавишница Patricia Dallio с этой работы и далее станет полноправным членом ансамбля. Без нее и невозможно себе представить их дальнейшие концерты и записи. Смена саксофонистов с Michel Thomas на Gilles Renard стала положительна не только в ансамблевости духовых, но и в авторстве последнего. Конечно, хотелось бы услышать здесь кларнет Michel Berckmans, но занятость в Univers Zero не позволила ему принять участие в записи. Труба Jean-Pierre Soarez, пожалуй, может считаться настоящим украшением звуковой палитры, но она далеко не сладкоголосая, а стонущая, воющая и хрипящая от бешеной энергии, которая изливается на слушателя. Трио струнных великолепно. Gérard Hourbette все более использует альт, а в ансамбле с виолончелью Thierry Zaboitzeff и скрипкой Alain Eckert классическое начало становится решающим. Присутствие на записи перкуссиониста Daniel Denis, как и ранее, лишь фрагментарно и не играет особой роли в построении метро-ритмических рисунков. Они создаются без помощи ударных. Art Zoyd - уникальный музыкальный коллектив. Они явно вдохновлены классическими и современными композиторами. Хотя многое в их музыке зависит от внутренней взаимосвязи между музыкантами и сочетаемостью различных партий, чтобы создать какое - то ощущение, Art Zoyd , как мне иногда кажется, играет более чем в одном измерении - в зависимости от вектора восприятия в данный момент. Аранжировочный аспект композиций очень сложен, но часто один инструмент, играющий одну ноту, поражает вас так, что вы не можете описать словами чувства,возникающие при этом. У Gérard Hourbette и Thierry Zaboitzeff была такая космическая духовная химия и такое общее музыкальное поле, такая уверенность в том, что они делают, что каждый звуковой импульс , уловленный моим ухом, не мог иметь ни малейшего шанса быть сыгранным впустую и пройти мимо моего образного восприятия. Эти музыканты выражают свой внутренний мир, и у них потрясающая музыка, хотя большая ее часть очень отчужденная, близкая таким же единицам, как я. Довольно часто я даю свои краткие характеристики каждому треку альбома. Сейчас же я не буде этого делать. Дело в том, что такая сложная музыка не может полноценно быть понятой сразу, нужно время и многократные погружения в эту звуковую магию, что ее составляет. Тот, кто впервые будет с ней знакомиться может встать перед дилеммой: бросить это трудное занятие или же далее пытаться понять общий замысел альбома. Не буду давать советов, все мы разные. Но напомню лишь о том, что легкое и простое, как правило, забывается очень быстро, а сложное и во многом непонятное становиться пищей для ума, который нам и дает интеллектуальный свет в жизни. Я сам этот альбом слушал многократно. В разные года он воспринимается совершенно полярно, но всегда оставляет в моей, истерзанной вездесущей попсой, душе твердую уверенность в соприкосновении ТАЛАНТЛИВОЙ МУЗЫКОЙ. И если моя небольшая рецензия на альбом «Génération Sans Futur» сподвигнула хотя бы одного на его вдумчивое и многократное восприятие, то значит время мной потрачено не даром.
  13. Art Zoyd ,,Musique Pour L'Odyssée” (1979). Трек - лист: 1. Musique Pour L'Odyssée (Gérard Hourbette) - 17:05 : Odyssée / Falaise / Combat / Etrave / Combat Epave/ Voile / Odyssée. 2. Bruit, Silence - Bruit, Repos (Thierry Zaboitzeff)-10:44. 3. Trio "Lettre D'Automne" (Gérard Hourbette) - 7:01. Состав: - Thierry Zaboitzeff / vocals, bass, cello. - Gérard Hourbette / viola, violin. - Jean-Pierre Soarez / trumpet. - Michel Thomas / saxophones. - Michel Berckmans / oboe, bassoon. - Daniel Denis / percussion. - Franck Cardon / violin. «Был таким я в боях. Полевых же работ не любил я, Как и домашних забот, процветание детям несущих. Многовесельные были всегда корабли мне желанны, битвы, и гладкие копья, и острые медные стрелы. Грозные ужасы эти, других приводящие в трепет, – мне они нравились. Боги любовь к ним вложили мне в сердце» - Гомер «Одиссея». ART ZOYD 1976 - 1979. Квартет, записавший удивительный альбом «Symphonie Pour Le Jour Où Brûleront Les Cités», конечно, не мог на этом остановиться, конечно, не мог не развиваться и дальше. Они присоединились к движению Rock In Opposition и стали одной из шести знаковых фигур в многообразном авангарде рок - музыки. Другие пять - это: Henry Cow, Univers Zero, Stormy Six, Etron Fou Leloublan и Samla Mammas Manna. Согласно декларации RIO, новые члены движения должны были: 1) обладать выдающимся музыкальным мастерством; 2) не быть связанными с музыкальным бизнесом; 3) быть преданным рок - музыке (“had a social commitment to Rock”), и Art Zoyd этим строгим критериям соответствовали. Группа приняла участие во втором RIO - фестивале, организованном Stormy Six в Милане (26 апреля — 1 мая 1979 года). Да, это тоже рок - музыка, но столь далекая от стандартов, что по своей сути она мало что общего уже с ней имеет и более близка к академической авангардной музыке 20 - го века. Но именно это лавирование между такими полярными стилями и создали тот неповторимый язык, что выработался у Art Zoyd. Вскоре же политическая основа движения RIO куда - то испарилась и остались лишь музыкальные устремления групп, столь различных между собой, но, и в то же время, столь единых в желании как можно дальше отойти от коммерциализации рок - музыки и от банальных куплетно - припевных форм, никак не отвечающим их внутренним запросам. Идейно - художественные устремления этих групп были столь серьезны, что могли сравниться лишь с академической музыкой. Конечно, каждый из этих ансамблей заслуживает отдельной стилистико- образной полки в RIO, но в рамках этой рецензии на альбом она вряд ли будет уместна. Потому, думаю, что далее нашими героями будут лишь Art Zoyd, музыка которых никогда не была статичной, а постоянно трансформировалась, тем самым раскрывая новые грани их одаренности. Наиболее близкими и географически и стилистически к группе оказались бельгийцы Univers Zero. Контакты этих коллективов привели к взаимопроникновению части музыкантов в разные годы. Thierry Zaboitzeff некоторое время играл в составе Univers Zero, а Daniel Denis и Michel Berckmans приняли участие в записи второго альбома Art Zoyd «Musique Pour L'Odyssée». И далее они, конечно, будут время от времени сотрудничать. Но нам пора брать в руки этот альбом и внимательно с ним ознакомиться. МУЗЫКА К «ОДИССЕЕ». Обращение к знаменитой «Одиссеи» Гомера было не случайно. Заказ для написания музыки к театральной постановке и послужил толчком для сочинения музыки Gérard Hourbette. Сюжет книги столь многопланов и обширен, что, несомненно, лишь часть ее была вычленена в это произведение. Оно, в конечном итоге, приобрело форму музыкальной фантазии, состоящей из 8 частей и имеющей главную тему Одиссея, которая и цементирует произведение. Инструментарий, по сравнению с предыдущим альбомом расширился основательно. Если ранее Art Zoyd был квартетом сейчас он расширился до септета. И это расширение было в сторону акустического составляющего. Thierry Zaboitzeff освоил игру на виолончели, которая станет и далее его неотъемлемой частью, Gérard Hourbette стал больше применять альт, а участие скрипача Franck Cardon сделало возможность игры не только в струнных дуэтах, но и классического трио ( скрипка, альт, виолончель). Если до этого лишь труба Jean - Pierre Soarez была единственным духовым инструментом, то теперь к ней добавились саксофон Michel Thomas и сразу два инструмента Michel Berckmans: гобой и бас- кларнет, который не только солирует, но и хорош в унисоне с бас - гитарой. Появилась перкуссия в лице лидера Univers Zero Daniel Denis, которая фрагментарна и не претендует на постоянную ритмическую основу. Уход же из состава гитариста Alain Eckert повернул тембровую окраску группы в камерность, оставив лишь одну бас - гитару из рок - инструментария. Это звуковое противостояние во многом и стало основой неповторимого и узнаваемого стилистизма Art Zoyd того времени с превалированием акустической камерности звучания. Это произведение, конечно, стало заглавным, но две другие пьесы, на нем записанный, прекрасно его дополняют. Пора давать слово самой музыке. Приготовьтесь, она будет сложна, но интересна. 1. «Musique Pour L'Odyssée». Музыка для Одиссея - это звуковое сопровождение театральной постановки, которая, к сожалению не сохранилась в записи. Потому мы будем лишь отталкиваться от самой звуковой образности, не беря во внимание визуальное воплощение этой древнегреческое книги. Части музыкальной фантазии едины, потому и нельзя их рассматривать в отдельности. Тем более, что образность их столь размыта, что может восприниматься каждым слушателем сугубо индивидуально ( ассоциативное мышление никто не отменял). Общая же характеристика будет таковой. Музыка тревожная и напряженная, полная диссонансов и призывных трубных зовов, отличается большей зримостью, временами подталкивая взять в руки первоисточник, что и есть, наверное, высшей похвалой музыке, сумевшей проторить дорогу к книге. 2. «Bruit, Silence - Bruit, Repos». Шум, тишина - шум, покой. Первый записанный сольный композиторский опус Thierry Zaboitzeff. Пьеса очень сложна и отражает необычайно возросшее мастерство автора, ставшего наравне в тандеме с Gérard Hourbette. Стилистика этой пьесы лежит в русле камерного авангардизма, характерного для академической музыки. Сложное внутреннее построение, строящееся на контрастных мини - частях, дает ощущение полного погружения в философское понимание звукового выражения внутреннего мира человека, столь разнообразного по своим устремлениям, что невозможность вычленить главный смысловой стержень и остаться главной мыслью, заложенной сюда. Сочетание различных тем, столь полярных, тем не менее, складывается в общую картину, связанную лейтмотивным струнным запоминающимся ритмическим аккомпанементом. Лишь бас - гитара временами напоминает о том, что вы слушаете не академический камерный ансамбль, а рок- группу, хотя Art Zoyd и ушел беспредельно далеко от этой принадлежности. Да, вот такой он RIO. 3. «Trio "Lettre D'Automne». Трио «Осеннее письмо» образно перекликается с напряженной «Musique Pour L'Odyssée». Форма классической трехчастной формы (A-B-A) здесь соблюдена точно. 1 часть: медленна и напряженна. Дает лишь общее настроение и не имеет развития. 2 часть сама по себе трехчастна. Крайние темы экспрессивны, а средняя строится на первоначальной теме. 3 часть почти полностью повторяет первую, но без репризы. Не раз слышал мнение, что музыка Art Zoyd сложна и мрачна. С тем, что сложна, конечно, соглашусь. Но разве наша жизнь не сложна? Разве она не ставит перед каждым из нас массу трудноразрешимых вопросов? А ведь музыка и отражает саму жизнь и говорит о главном на эмоциональном уровне образного восприятия. Ну, а с тем утверждением, что мрачна, никогда не соглашусь, потому, что слышу в ней много светлого мажора и надежды. Потому и всем, любящим такую музыку, хочется пожелать не терять надежды и веры в светлое завтра.
  14. Новые имена. Хуанг Чун-Ю. В продолжение недавнего разговора с Сергеем о музыкантах из поднебесной. Стажёр- ассистент проф. М. С. Петухова Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Добавлю, что он уже имеет высшее муз. образование, полученное в Пекине, а в Москве совершенствует своё мастерство. Оцените.
  15. Art Zoyd ,,Symphonie Pour Le Jour Où Brûleront Les Cités” (1976, 1980). Трек - лист: -Symphonie Pour Le Jour Où Brûleront Les Cités- 1. Brigades Spéciales (13:23). 2. Masques (8:56). 3. Simulacres (6:53). - Deux Images De La Cité Imbécile- 4. Les Fourmis (5:31). 5. Scènes De Carnaval (8:50). Состав: 1976. - Thierry Zaboitzeff / vocals, bass, percussion. - Alain Eckert / guitar, percussion, vocals. - Jean-Pierre Soarez / trumpet, percussion. - Gérard Hourbette / viola, violin, flute. 1980. - Thierry Zaboitzeff / vocals, bass, cello. - Alain Eckert / guitar, vocals. - Patricia Dallio / piano, electric piano. - Gilles Renard / saxes. - Jean-Pierre Soarez / trumpet, percussion. - Frank Cardon / violin. - Gérard Hourbette / viola, violin. ПРОЛОГ. У каждого меломана, конечно, со временем выстраиваются свои личностные векторы восприятия музыки. Кто - то довольствуется лишь одним, близким ему, стилем (даже знаю человека, всю жизнь слушающего лишь один коллектив), а кто - то ищет себя в многообразии полистиличности, находя в каждом из них что - то свое. Я принадлежу к последним и моя фонотека заполнена музыкой от раннего барокко до современного метала. Конечно, невозможно даже пытаться собрать все, что бы хотелось, но есть та музыкальная область, к которой я уже давно неравнодушен и стараюсь регулярно следить за всеми новинками, что выходят. Не скрою, что это музыка очень сложная, написанная на стыке многих музыкальных направлений и вобравшая в себя новации академизма 20 - го века. Эта музыка идет в авангарде современной музыкальной мысли, а потому еще и интересна своими исканиями, которые постепенно становятся базисом для движения вперед. Эта музыка называется Rock in Opposition (RIO). Когда - то впервые услышанная музыка французской формации Art Zoyd, стала для меня той путеводной звездой, которая и по сей день освещает путь безграничного познания в бесчисленных созвучиях, строящихся лишь на 7 нотах. Всех, кому не безразлична эта музыка, всех, кто не ограничивает себя слушанием лишь трехаккордовых песенок и приглашаю присоединиться к совместному переслушиванию альбомов этой знаковой группы. Скучно не будет! ПРЕДЫСТОРИЯ ШЕДЕВРА. Давайте представим, что группа Art Zoyd из городка Валансьен после записи в 1971 году сорокапятки с двумя ничем не примечательными песнями в духе тяжелого рока и далее бы продолжала то же самое играть? Она, несомненно, очень быстро бы пополнила многочисленные ряды аналогичных составов, выпустивших лишь одну запись и быстро ушедших в небытие. Вряд ли бы о ней кто - либо вспомнил, а уж миньон «Sangria» был бы забыт. Справедливо забыт. Группу спасли двое друзей, пришедших в нее в том же 1971 году. Они и стали новыми лидерами, повернувшими стилистику Art Zoyd в совершенно непредсказуемую область музыкального авангарда. Их имена - Gerard Hourbette и Thierry Zaboitzeff. Из первоначального же состава до 1976 года оставался лишь основатель группы гитарист Rocco Fernandez. Gerard Hourbette - бывший студент консерватории по классу скрипки, сбежавший из нее, был также одержим новациями рок музыки и имел желание поставить академическую музыку на современные «рельсы». Встретившись случайно в магазине грампластинок с Rocco Fernandez он без колебаний принял приглашение присоединиться к малоизвестной группе, но с обязательным условием участия в ней своего приятеля гитариста - любителя ,бывшего одноклассника, Thierry Zaboitzeff. Поскольку у Gerard это уже был третий состав, то и группу было решено переименовать в Art Zoyd 3. Начав репетировать в новом составе, группа вскоре лишилась бас гитариста. И ничего не оставалось как взять в руки этот инструмент Thierry Zaboitzeff. Сейчас, пожалуй, не так уж важны их эксперименты того времени. Они базировались на рок- музыке и, конечно, повторяли находки Frank Zappa, Soft Machine, Gong, Magma и других. Записей того времени не сохранилось. Лишь позже в «Archives 1» была опубликована «Golf Drouot 72». Увлечение Gerard Hourbette академическим авангардом не могло улетучиться, оно постепенно трансформировалось в слияние с рок-музыкой, которая все более и более усложнялась не без идей и энергии Thierry Zaboitzeff. В отличие от Hourbette, был музыкантом - самоучкой, хотя тоже любил музыку с детства, заслушиваясь звучанием церковного органа. Позже он увлекся роком в широком диапазоне от Beatles до Pink Floyd и всё тем же академическим авангардом. Довольно долго в Art Zoyd 3 шла борьба старого и нового, приходили и уходили музыканты, команда с переменным успехом выступала, в том числе в Париже и Тулузе. В 1973 году в группу пришел еще один интересный музыкант, трубач Jean-Pierre Soarez. Музыка ансамбля стала еще более экспериментальная и далекая от каноков рока. Последней же точкой окончательной реформации группы можно считать уход из нее основателя и гитариста Rocco Fernandez в конце 1975 года. Состав тем самым обновился полностью и уже ничто не связывало их с первоначальной идеей. Два лидера Art Zoyd 3 уже были твердо нацелены лишь на современный авангардизм, находящийся в русле развития музыкальной мысли 20 - го века. С рок музыкой для них было покончено навсегда. А гитаристом в группу был приглашен Alain Ecker. И хоть Gerard Hourbette, устав от нескончаемых репетиций и концертов, на небольшое время «взял себе отпуск», к лету 1976 года группа была снова в полном составе, полна идей и желания их выразить. К концу лета того же года студия в Тулузе предоставила им 11 дней для записи альбома, который будет отправной точкой не только для них, но и для всего RIO Франции. ,,СИМФОНИЯ НА ДЕНЬ КОГДА ГОРОДА БУДУТ СОЖЖЕНЫ". Есть сразу три признака, полностью отметающих даже малейшую связь музыки этого альбома с рок - стилистикой. Во-первых, нужно обратить внимание на инструментарий: солирующие акустические скрипка, альт, флейта, труба и отсутствие ритм - секции. Во - вторых, название альбома, идущего от классической многочастной формы. А произведение имеет четко выраженную трехчастную форму. В - третьих, это сама музыка, которая так же далека от распространенной в рок музыке песенности, как космический корабль от деревянной скрипучей телеги. Уместна здесь будет выдержка из журнала «In Rock» за сентябрь 2015 года: «Это тревожная, полная отчаяния музыка с завываниями трубы, речитатирующим низким вокалом на непонятном языке, минималистичным басом и нервными пассажами скрипки. Впрочем, здесь есть и островки своеобразной лирики. Помимо академического авангарда (в лице Мессиана, Стравинского, Бартока, минималистов), чувствовалось и явное влияние фри - джаза, выражавшееся в синкопированности, ритмической остроте (и это — без ударных!). Группа принципиально хотела уйти от канонов рок-музыки, быть непохожей на кого бы то ни было, и это ей удалось. По сути, это был не рок, а “третья музыка” — направление, лежащее где-то посередине между рок-музыкой, джазом и академическим авангардом. Несмотря на всю свою мрачность и апокалиптичность, Art Zoyd не чуралась и своеобразного юмора: их концерты уже тогда сопровождались пародийными театрализованными шоу, вызывавшими у публики припадки истерического хохота». Теперь же дадим слово самой музыке, а она столь сложна и неоднозначна, что восприятие ее у всех нас может кардинально разниться. Потому и мои ремарки будут краткими и носить лишь общий характер, дабы излишне не навязывать свое понимание этой музыки. «Symphonie Pour Le Jour Où Brûleront Les Cités». 1. «Brigades Spéciales». Специальные бригады - таково название 1-й части. Она строится на контрастах: тематическом, динамическом, тембральном и образном. Двухтемное короткое вступление сменяется экспозицией, состоящей из контрастных тем, дающихся в развитии и составляющих основу этой части. Постоянное напряжение, сменяемое лирическими отрешенными эпизодами, пожалуй, образнее всего звучит в бесшабашно - экспериментальном соло трубы и последующей импровизации. Разработка этих образов утверждает пессимистичную главную тему, уже, как бы в отдалении, звучащую в репризе. Она лишь утверждает безысходность и мрачность дальнейшего бытия. 2. «Masques». Маски, как и должно быть в классической форме, это контрастная первой части музыка. Она базируется на современном академизме. Соло скрипки, переходящее в атональную импровизацию трубы резюмирует трио с бас гитарой, ведущей непрерывную остинатную тему, характерной для старинной пассакалии. Завершение грозно и загадочно, а вокализ Thierry Zaboitzeff лишь угнетает еще больше. Вклинивающаяся тема из вступления первой части напоминает о первоначальном образе. 3. «Simulacres». Симуля́кр (фр. simulacre от лат. simulacrum — подобие, копия) - ключевой термин постмодернистской философии, который означает изображение, копию того, чего на самом деле не существует. Маршевый безумный призыв трубы натыкается на мерное бездушное движение. Но труба не сдается, а становится лидером этой монотонности, способной стереть что угодно. Резкие дисгармоничные аккорды, прерываемые внезапными короткими паузами, трансформируются в однообразную гармоническую последовательность, не имеющую мелодии, а следом лишь в призывный мотив. Но вновь труба внезапно выкрикивает, чтобы следом уступить место вездесущей монотонности, становящейся грозной и непобедимой. Tutti в финале обрывается двумя резкими аккордами, как двумя гвоздями, вбитыми в гроб разумного, доброго и вечного! «Deux Images De La Cité Imbécile». Два изображения города дураков. Двухчастная пьеса, дополняющая альбом. 4. «Les Fourmis». Муравей - это образ маленького человека, живущего в огромном городе - муравейнике. Быстро, быстро и еще быстрее - вот принцип выживания в человеческом муравейнике. Авангард соседствует с фольклором, перекликается интонационно. Медленная часть коротка и внезапно прерывается безумными выкриками с первоначальной темой в контрапункте. Город как насмешка над каждым, как угнетатель личного. Все бездушно и нелогично. Сочетание несочетаемого (даже фрагменты рок музыки используются) в бестолковой маленькой жизни и резкий конец всему. По - моему, это великолепная картина современного мира, воплощенная в звуках. 5. «Scènes De Carnaval». Сцены карнавала - это мини сюита.Череда контрастных образов, показывающих маски, шествующие мимо. Полистилистизм от бесшабашного академического авангарда до лиризма, столь не характерного для Art Zoyd. Но издевательские вопли Thierry Zaboitzeff с поддержкой призывной атональной трубы, переходящие в расхлябанный джаз не оставляют ни малейшей надежды на проявление чуткости и взаимопонимания между людьми. Их лица скрыты масками, но именно они и показывают настоящую сущность каждого в отдельности. Смешавшись в огромную толпу они и представляют нас без прикрас. Но все ж есть одинокий отрешенный от этой вакханалии человек, смотрящий на это сверху. Услышьте его, прежде чем толпа поглотит даже память о нем! Альбом, без сомнения, удивительный по своей силе воздействия. Качество записи, увы, оставляло желать лучшего. Потому уже в 1980 году группа его перезаписала заново, не изменив ни единой ноты. Изменился лишь с тому времени состав. Эту запись сейчас вы и найдете в продаже и на просторах интернета. Обложка, конечно же стала иная, да и группа вернулась в первоначальному названию, убрав из него цифру 3.
×
×
  • Создать...