Акустические калькуляторы (updated 29.04.2014) - Акустика помещений - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Jump to content
Andrey Smirnov

Акустические калькуляторы (updated 29.04.2014)

Topic Summary

Created

Last Reply

Replies

Views

Andrey Smirnov -
shd911 -
328
124166

Top Posters


Recommended Posts

Ни для кого из участников данного форума не секрет, что "правильная" расстановка АС может сделать более реалистичной звуковую сцену.

Для того, чтобы найти оптимальное расположение акустических систем в прямоугольном симметричном помещении теперь можно воспользоваться акустическим калькулятором, который был разработан на основании реализации принципа "Золотого сечения".

Это конечно не панацея, но неплохой инструмент для определения стартовых условий для последующей "тонкой настройки" помещения.
Применение на практике расчетных значений не гарантирует, конечно, достижения идеального звучания, но может улучшить тональный баланс и, что самое главное, уменьшить влияние нежелательных комнатных резонансов.

В ближайшем будущем я планирую разработать ещё несколько инет-калькуляторов, если конечно это будет востребовано... :listen:

Время пришло...smile.gif

Для простоты я буду делать update этого топика после разработки каждого нового калькулятора.

Описания к калькуляторам находятся в Разделе Акустические калькуляторы на сайте www.acoustic.ua .

18.08.2008 Добавлен калькулятор по расчету месторасположения площадок первых отражений.

12.11.2008 Добавлен резонатор Гельмгольца ...

13.11.2008 Добавлен панельный поглотитель ...

25.11.2008 Добавлен калькулятор размеров помещения ...

17.02.2009 Добавлен калькулятор по расчету диффузора Шредера...

03.03.2009 Добавлен калькулятор "Соответствие размеров комнаты международным стандартам и рекомендациям"...

03.07.2009 Добавлен калькулятор по расчету аксиальных комнатных мод...

 

15.04.2014 Добавлен калькулятор "Упрощенный анализ аксиальных мод"

 

29.04.2014 Добавлен калькулятор "Расчет времени реверберации RT60"

  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Андрей, а будет-ли калькулятор для столь популярных в новостройках комнат с эркером?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Андрей, а будет-ли калькулятор для столь популярных в новостройках комнат с эркером?

С некоторыми допущениями можно использовать для "эркерных" комнат и эти калки. Всё зависит от формы и пропорций помещения, а также от ориентации комплекта акустики. Но в общем случае методика подразумевает прямоугольную исходную форму.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Классная, удобная и необходимая штуковина этот Калькулятор, да и вообще Вы Андрей Молодец!!!

зы: я всегда с большим удовольствием читаю Ваши толковые выкладки :listen:

вот бы Вас ко мне в комнату сложной формы "затащщить" с эхом как в церквях и гиперпараллельными поверхностями(((((((

Share this post


Link to post
Share on other sites

это все конечно здорово,

вот только как быть с рекомендациями фирмы-изготовителя акустики, которые зачастую отличаются от длин данного калькулятора?

в моем случае, к примеру, отличия кардинальные

Share this post


Link to post
Share on other sites

вот только как быть с рекомендациями фирмы-изготовителя акустики, которые зачастую отличаются от длин данного калькулятора?

в моем случае, к примеру, отличия кардинальные

ответ несложен: попробовать и то и другое и на слух выбрать лучшее для себя

Share this post


Link to post
Share on other sites

это все конечно здорово,

вот только как быть с рекомендациями фирмы-изготовителя акустики, которые зачастую отличаются от длин данного калькулятора?

в моем случае, к примеру, отличия кардинальные

Тут нет никакого противоречия. Расположение АС и точки прослушивания, расчитанные по данной методике не приводят однозначно к достижению идеального звука, да идеального и не существует. У каждого человека свой индивидуальный взгляд на понятие "Идеальный звук". Да это и прекрасно!. Это дает возможность приобретать очень разноплановые акустические системы и электронные компоненты.

Необходимо отметить, что подавляющее количество этих комплектов, в конечном счете, устанавливается в более-менее стандартных комнатах площадью 15-25 кв.м без какой-либо акустической обработки.

Главная проблема заключается в том, что у всех малых помещений основным недостатном является очень высокая неравномерность звукового поля в области НЧ из-за наличия ярких комнатных резонансов.

Вот эту проблему и помогает решить данный калькулятор. Он "расставляет" АС таким образом, чтобы все соотношения расстояний между громкоговорителями и фронтальными, а так же боковыми, стенами являлись иррациональными числами. В данном случае эти соотношения подчиняются принципу "золотого сечения".

Таким образом, можно значительно ослабить (но не исключить полностью!) влияние комнатных мод и сгладить резонансный характер АЧХ на низах.

Более подробно данная методика описана в статье по ссылке .

Очень часто положение АС, близкое к расчетному оказывается оптимальным.

Тем не менее, к расчетным значениям необходимо относиться как к начальным условиям, отталкиваясь от которых, можно начинать поиск оптимального положения для конкретных АС и исходя из личных предпочтений.

Кстати, очень многие любят располагать точку прослушивания в вершине равностороннего треугольника, который и рассчитывается данным калком.

Лично мне такая позиция не очень нравится. Я всегда смещаю кресло немного дальше от плоскости АС к тыловой стене и при этом сажусь не по оси помещения, а немного смещаюсь влево... на полголовы...:rolleyes:

Очень просто проверить, что такой подход позволяет сделать звуковую сцену более глубокой, а локализацию более точной.

АС в моей комнате расположены тоже не в расчетных точках, но, скажем так, отклонения не радикальные...:D

К рекомендациями фирмы-изготовителя акустики конечно необходимо прислушиваться. Но ведь акустические системы одной и той же марки попадают в разных комнатах в разные условия. Поэтому необходим экспериментальный подход. Сначала выполнить рекомендации производителя, затем попробовать другой подход. Если результат окажется различным, надо проанализировать какая методика ближе по духу, это даст вектор последующим действиям.

Такая уж это непростая болезнь - аудиофилия!... одной "таблэтки" будет недостаточно...:)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати, очень многие любят располагать точку прослушивания в вершине равностороннего треугольника, который и рассчитывается данным калком.

Лично мне такая позиция не очень нравится. Я всегда смещаю кресло немного дальше от плоскости АС к тыловой стене и при этом сажусь не по оси помещения, а немного смещаюсь влево... на полголовы...:D

Как точно подмечено! То-то я думаю, что меня все время тянет сместиться чуть левее... :))) сижу вроде по средине между колонками, но торкает меня все время сдвинуться влево, - сдвигаюсь влево, начинает раздражать, что не по средине сижу ... :D))) в итоге все равно сдвигаюсь влево, да где-то на пол головы! - видать не зря торкает! там оказывается звучит лучше! : :rolleyes: ) Вот такой вот аудиофильский психоз :P))) . Да, и тоже чуть дальше от вершины равностороннего треугольника, в тыльной стене ближе.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Как точно подмечено! То-то я думаю, что меня все время тянет сместиться чуть левее... :D)) сижу вроде по средине между колонками, но торкает меня все время сдвинуться влево, - сдвигаюсь влево, начинает раздражать, что не по средине сижу ... :D))) в итоге все равно сдвигаюсь влево, да где-то на пол головы! - видать не зря торкает! там оказывается звучит лучше! : :rolleyes: ) Вот такой вот аудиофильский психоз :)))) . Да, и тоже чуть дальше от вершины равностороннего треугольника, в тыльной стене ближе.

Никакого аудиофильского психоза. Это правильное положение профессионального звукорежиссера за студийным пультом. Оно даже имеет цеховое название: "левый летчик"...как положение левого пилота в кабине самолета...:D

На оси помещения происходит некоторое взаимное уничтожение части полезного сигнала, пришедшего в точку прослушивания с противоположными фазами. Но опять таки большую роль играют индивидуальные предпочтения. Некоторые записи я слушаю строго по центру...:P:):D

Share this post


Link to post
Share on other sites

В ближайшем будущем я планирую разработать ещё несколько инет-калькуляторов, если конечно это будет востребовано...:rolleyes:

Интересен был бы, на мой взгляд, калькулятор для расстановки 5.1 системы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Андрей, воспользовался данным калькулятором.

Так как комната у меня маленькая 2,87 х 3,20, то получилось всё весьма любопытно. Вышел треугольник со стороной 1,27 метра, практически упирающийся вершиной (точкой прослушивания) в тыловую (за местом прослушивания) стену. А акустика теперь расположилась ближе к середине комнаты, от боковых стен 0,8 м.

Пока это дало мало эффекта, так как имеет место быть порхающее эхо....между боковыми стенами.

Подробности постараюсь описать в личном сообщении.

С уважением.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Никакого аудиофильского психоза. Это правильное положение профессионального звукорежиссера за студийным пультом. Оно даже имеет цеховое название: "левый летчик"...как положение левого пилота в кабине самолета...:rolleyes:

На оси помещения происходит некоторое взаимное уничтожение части полезного сигнала, пришедшего в точку прослушивания с противоположными фазами. Но опять таки большую роль играют индивидуальные предпочтения. Некоторые записи я слушаю строго по центру...:D:):P

Познавательно! интересно а почему с права такого не происходит? ..или происходит? нодо будет попробовать :)

У меня точка прослушивания не на оси комнаты находится, ось правее где-то см на 60. примерно вот так:post-16871-1217595016_thumb.jpg

может быть в моем случае просто ранние отражения справа играют роль?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Подробности постараюсь описать в личном сообщении.

а почему не тут? при публичных ответах Андрею будет меньше писанины...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Познавательно! интересно а почему с права такого не происходит? ..или происходит? нодо будет попробовать :rolleyes:

У меня точка прослушивания не на оси комнаты находится, ось правее где-то см на 60. примерно вот так может быть в моем случае просто ранние отражения справа играют роль?

Я имел ввиду, что помещение симметричное и расположение АС и слушателя тоже симметричное.

Правее или левее не имеет значения. Это может иметь значение для левши или правши...:)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я имел ввиду, что помещение симметричное и расположение АС и слушателя тоже симметричное.

Правее или левее не имеет значения. Это может иметь значение для левши или правши...:rolleyes:

Понял, Сенкс! :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

А если несимметричное расположение, какие корректировки в данные калькулятора нужно вносить?

Калькулятор может расставить объекты только по принципу Золотого сечения. Если речь идет не о КДП, а об обычной жилой комнате с компелктом аппаратуры и произвольным расположением с учетом требований функциональности помещения, то это вопрос выбора компромиса.

И вообще, построение КДП в жилом доме есть результат целого ряда компромисных решений.

Результаты расчетов позволяют определить некие ключевые точки в помещении прямоугольной формы. Размещение в этих точках АС приводит к уменьшению резонансных акустических дефектов на низких частотах. Если есть возможность принять расчетную конфигурацию за концепцию, то она будет являться отправной точкой для процесса точной (индивидуальной) настройки помещения.

Ещё раз повторяю, что калькулятор не панацея. Это один из акустических подходов к построению КДП, и при этом базирующийся на гармоническом принципе.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А у меня, видимо, слишком маленькая комната для этого калькулятора :D Или гармонический принцип сложнореализуем в подобных маленьких комнатах. Вводил 420 и 280:

8434709.jpg8434708.jpg

На варианте "по короткой стене" удивило, зачем 186 см иметь за головой слушателя? Да и расстояние в метр от колонок - удивляет. С другой стороны, по калькулятору вообще нереально поставить АС по короткой. Хотя в моём случае, т.к. боковые отражения не страшны (диполи, узкая ДН, боковые стены почти не играют роли), колонки подвинул ближе к стенам... и потому рекомендуемое расстояние не менее "140 см" получилось! Слушать же комфортнее где-то на расстоянии 180-200 см от АС. И вообще, заметил, что лично мне комфортнее слушать (независимо от АС), когда расстояние между колонками меньше расстояния до слушателя. В принципе, реальная картина приблизительно такой и получилась, за исключением того, что у меня расстояния d и e поменялись местами. А на басу действительно никакого бубнения, комната не заводится! :rolleyes:

Вариант "вдоль длинной стены" реализуем, хотя оооочень смущает расстояние в 120 см от АС... потому я изначально и отбрасывал его, рассчитывая иметь расстояние от АС около 170-200 см. Однако может как и попробую подобную расстановку на практике из интереса. (И всё же смущает такой вариант, т.к. ДН АС узкая... и кажется, подобное близкое расстояние будет давать "звук из разных динамиков и колонок", а не цельный.)

p.s.: прочитал тему! Меня тоже тянет чуть в сторону и ощущение сидения не по центру несколько раздражает )) Возвращаюсь в центр, а потом через некоторое время опять ощущение, что куда-то сместился в сторону )

Share this post


Link to post
Share on other sites

А у меня, видимо, слишком маленькая комната для этого калькулятора :D Или гармонический принцип сложнореализуем в подобных маленьких комнатах.

Комната действительно слишком маленькая. Как я уже говорил, расчетная расстановка минимизирует влияние НЧ резонансов, но не гарантирует создание идеального саундстейджа. 125 см это слишком мало для расстояния между АС, поэтому их надо немного "раздвигать" в стороны.

На варианте "по короткой стене" удивило, зачем 186 см иметь за головой слушателя? Да и расстояние в метр от колонок - удивляет.

Калькулятор автоматически "ставит" слушателя в вершину равностороннего треугольника. Это просто один из распространенных подходов. Если при этом комната длинная и узкая, то и получится слишком большое значение "е". Я уже писал, что при удалении от вершины равностороннего треугольника по направлении к тыловой стене звуковая сцена субъективно!!! становится более реальной.

С другой стороны, по калькулятору вообще нереально поставить АС по короткой. Хотя в моём случае, т.к. боковые отражения не страшны (диполи, узкая ДН, боковые стены почти не играют роли), колонки подвинул ближе к стенам... и потому рекомендуемое расстояние не менее "140 см" получилось! Слушать же комфортнее где-то на расстоянии 180-200 см от АС. И вообще, заметил, что лично мне комфортнее слушать (независимо от АС), когда расстояние между колонками меньше расстояния до слушателя. В принципе, реальная картина приблизительно такой и получилась, за исключением того, что у меня расстояния d и e поменялись местами. А на басу действительно никакого бубнения, комната не заводится! :rolleyes:

Все согласуется с теорией...:D

Только я бы заменил фразу "когда расстояние между колонками меньше расстояния до слушателя" другим вариантом "когда расстояние до слушателя больше расстояния между колонками"...:P

А нужно ли вводить какие-либо поправки на присутствие 2х фазиков на задней части АС ?

На НЧ диаграмма направленности имеет практически сферическую форму. Поэтому расположение портов особого значения не имеет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Расставил вчерась акустику по калькулятору.

Услышал: углубление сцены (довольно ощутимое); эффект "левого летчика" проявился еще более явственно (вообще довольно интересно и забавно было помотать головой из центра в лево :D, - солист будто бы заигрывая со мной, так кокетливо высовывался, будто из-за ширмы (проявлялся..)... :D

Но колонки я поворачивал не на 5-6 градусов, как советует Андрей, а на градус близкий к 25-30 (то есть прямо на слушателя), - так мне больше нравится, высокие частоты остаются на месте, а иначе исчезают, когда на 5-6 градусов.

Сегодня, отодвинул колонки на половину диагоналей в направлении к углам фронтальной стены, - получилось, что колонки встали на ту же глубину комнаты, что и стояли раньше, но ближе к боковым стенкам (т.е. увеличилось расстояние между колонками). Ну понятное дело сцена стала шире, но в тоже время более плоской, но вот бас, как ни странно, баса немного поубавилось :D , но в гудёж не ушел.

Вощщем, довольно интересное звучание получается, - теория работает :rolleyes:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чем ближе АС друг к другу, тем баса больше.

Гмм... никакой взаимосвязи... бас увеличивается при приближении АС к жесткой отражающей поверхности стен, особенно к углам комнаты, где отраженный звук складывается с прямым...

Share this post


Link to post
Share on other sites

бас увеличивается при приближении АС к жесткой отражающей поверхности стен, особенно к углам комнаты, где отраженный звук складывается с прямым...

у меня-то получилось наоборот... :rolleyes:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...