Звукоизоляция Музыкальной Комнаты - Акустика помещений - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Jump to content
Andrey Smirnov

Звукоизоляция Музыкальной Комнаты

Topic Summary

Created

Last Reply

Replies

Views

Andrey Smirnov -
dilkin -
599
226321

Top Posters


Recommended Posts

Привет всем,

в этом топике я постараюсь поделиться практическим опытом по звукоизоляции помещений для прослушивания музыки (как впрочем и спален, кабинетов , детских комнат и т.п.), расположенных в обычных жилых домах.

Поскольку речь пойдет не о студийных помещениях специального назначения, а об обычных жилых комнатах, то и описываемые технические решения будут ограничиваться уровнем общестроительных технологий, доступных практически каждому. В студийных помещениях все гораздо более изощренно...:)

Я постараюсь выложить фотографии наиболее показательных моментов проведения специальных звукоизоляционных работ в квартире, расположенной в обычной многоэтажке, естественно с комментариями.

В данный момент я заканчиваю систематизацию материала.

Должен отметить, что все описываемые технические решения не аматорские, а являются продуктом профессионального акустического проектирования, и успешно применяются на практике в течение многих лет.

Буду очень признателен, за профессиональные комментарии и замечения.

To be continued...:)

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Dmitry

Andrey Smirnov

Не совсем понял. Речь пойдёт о звукоизоляции или об акустической обработке для прослушивания музыки? Это суть разные вещи. Можно иметь хорошо звукоизолированное помещение абсолютно не пригодное для прослушивания и наоборот, акустически грамотно построенную КДП не явлющую собой образец собственно звукоизоляции. Если уж заявлен такой серьёзный подход - надо точнее определиться.

Share this post


Link to post
Share on other sites
в этом топике я постараюсь поделиться практическим опытом по звукоизоляции помещений для прослушивания музыки (как впрочем и спален, кабинетов , детских комнат и т.п.), расположенных в обычных жилых домах.

Ждем с большим интересом.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не совсем понял. Речь пойдёт о звукоизоляции или об акустической обработке для прослушивания музыки? Это суть разные вещи. Можно иметь хорошо звукоизолированное помещение абсолютно не пригодное для прослушивания и наоборот, акустически грамотно построенную КДП не явлющую собой образец собственно звукоизоляции. Если уж заявлен такой серьёзный подход - надо точнее определиться.

Сабж трактуется однозначно... пока начнем со звукоизоляции. Это немаловажный элемент акустической обработки помещения. Без создания достаточно низкого уровня фонового шума невозможно воспринимать тонкие нюансы воспроизводимого звукового материала, например, вздохи публики в оперном зрительном зале или естественные реакции исполнителя. Кстати, очень интересно слышать как Кейт Джарретт, играя на рояле и войдя в транс тихонько подпевает себе под нос...:)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вряд ли кто либо из форумчан сталкивался с проблемой невозможности услышать нюансы из за грохота кастрюль у соседей :)

Более необходимо иметь информацию о звукопоглащении.

Share this post


Link to post
Share on other sites

стоит дождаться продолжения... степень ценности каждый опеделит для себя сам... практический опыт весьма ценен

Share this post


Link to post
Share on other sites

Привет, поздравляю всех форумчан с Новым 2007 Годом!!!

Всем желаю здоровья, удачи и улыбок весь новый год!!!

Теперь, собственно, перейдем к сабжу...:)

Сначало несколько слов о влиянии фонового шума на восприятие музыкальногго материала.

Вряд ли кто либо из форумчан сталкивался с проблемой невозможности услышать нюансы из за грохота кастрюль у соседей :)

Более необходимо иметь информацию о звукопоглащении.

В данном случае речь не идет о грохоте кастрюль. Если их слышно, то получить удовольствие от прослушивания не получится вовсе.

Дело в том, что в каждом многоквартирном доме присутствует фоновый шум. Он проникает и с улицы через окна и по строительным конструкциям. Это не значит, что мы обязательно слышим каждый звук в отдельности, просто в квартире существует некая интегральная шумовая нагрузка. К вечеру и ночью фон снижается. При этом слух человека обостряется (без нагрузки чувствительность уха значительно увеличивается). Поэтому ночью мы более болезненно воспринимаем даже отдаленный шум гулянки где-то в доме.

Если в комнате прослушивания низкий фоновый уровень шума, динамический диапазон воспринимаемого звука увеличивается за счет уменьшения его нижней границы при одной и той же мощности усилителя. При этом мы получаем гораздо больше музыкальной информации, которая была замаскирована фоновым шумом.

Главный вопрос: а какой должен быть фоновый уровень шума?... и как он реально влияет на восприятие музыки?... и влияет ли вообще?...

Ответ прост: даже по санитарным нормам допустимый уровень проникающего шума в жилое помещение составляет днем 40 дБ, а ночью 30 дБ. Разница в 10 дБ субъективно воспринимается человеком как изменение громкости звука в 2 раза!

В среднем в многоквартирных жилых домах фон нередко превышает допустимые нормы.

Без трагических потерь в площади и высоте помещения можно увеличить звукоизоляцию на среднюю величину 8-12 дБ. При этом на средних и высоких частотах эта величина может достигать значений 15-20 дБ!!!

Вот и ответ. Сколько полезных звуков можно услышать в таких новых условиях!

Конечно повезло тем, кто живет в правильно построенных домах с хорошей или хотя бы нормативной звукоизоляцией. Но таких людей, к сожалению, мало.

Волшебный эффект, когда звук возникает из ниоткуда... прямо из воздуха! Такой эффект возникает только в звукоизолированных или переглушенных помещениях. Поскольку переглушенные помещения убивают реалистичность звуковой картины, методы звукоизоляции оказываются довольно важны.

Необходимо отметить, что при возведении звукоизоляционных конструкций можно сильно управлять фондом звукопоглощения в комнате. Потому что многие звукоизоляционные конструкции (в частности каркасные) обладают низкочастотным звукопоглощением. Оно не очень велико, но площадь конструкций может быть равна общей площади внутренних поверхностей помещения, поэтому эффект очень мощный.

С помощью звукоизоляционных конструкций можно снизить влияние стоячих волн, уменьшить бубнение комнаты на низах, а можно сделать её звонкой и похожей на бетонную коробку.

Таким образом, звкоизоляция музыкальной комнаты это один из важных инструментов акустической обработки помещения.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Теперь собственно о проекте.

Квартира расположена на 9 этаже нового 14 этажного кирпичного дома. Наружные стены - колодцевая кладка из силикатного кирпича общей толщиной 750 мм. Внутренние капитальные стены - силикатный кирпич 380 мм. Внутренние перегородки - пенобетон 100 мм. Перекрытия выполнены из многопустотных жб плит 220 мм. Жб стяжка толщиной 100 мм выполнена из керамзитобетона.
Высота помещения от стяжки до потолка 2,75 м.
Площадь музыкальной комнаты до реконструкции 18,80 кв.м, размеры 5,15 х 3,65 м.
Концепция заключалась в следующем:

1. строится помещение с двойным назначением - музыкальная комната и кабинет...это сразу приводит к некоторым компромисам... но первично все же музыкальное назначение...:)

2. звукоизоляция должна быть максимально высокой, но результирующая высота помещения не должна быть меньше 2.60 м;

3. звукоизоляционные перегородки и облицовки должны "работать" как НЧ-поглотители, но при этом быть "мертвыми" на средних и высоких частотах и не давать никаких вредных переизлучений, а тем более не производить никакого дребезга;

4. внешний вид комнаты должен быть жилой и уютный, а не студийный, поэтому форма комнаты выбрана прямоугольная...

После реконструкции площадь комнаты должна составить 18,20 кв.м, размеры 5,3 х 3,4 м.

Линейные размеры выбирались сознательно и отношение длины комнаты к ширине изменилось с 1,41 до 1,56. Таким образом я вмешался в одну из важных, с акустической точки зрения, характеристик помещения - геометрию.

На основании концепции было принято решение реализовать принцип "комната в комнате", для чего было необходимо:

- демонтировать все внутренние перегородки из пенобетона;

- демонтировать стяжку

- выполнить конструкцию звукоизоляционного плавающего пола, отдельную для каждой комнаты;

- выполнить конструкцию бескаркасного звукоизоляционного потолка, отдельную для каждой комнаты;

- возвести внутренние каркасные перегородки и облицовки стен на независимых от несущих конструкций здания каркасах.

1.JPG.ec064c312d02eb9d1ae4439efcbc3dd1.J

2.JPG.724b6404d731cf9e9f56030e75dd7f26.J

Вот собственно и самостоятельно реализованная разруха. На потолке видны следы от примыкания старых перегородок, на полу остатки стяжки, а у стенки сами перегородки в виде штабеля из пенобетонных блоков...:(

Поскольку после демонтажа стяжки выявились нарушения в технологии прокладки трубопроводов отопления было принято командирское решение заменить систему полностью...:(

Дааа...а ведь квартира была практически готова к проведению отделочных работ...;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

- демонтировать все внутренние перегородки из пенобетона;

А зачем демонтировались все перегородки, если делается только одна комната для прослушивания?

Share this post


Link to post
Share on other sites
А зачем демонтировались все перегородки, если делается только одна комната для прослушивания?

Я в целом делал звукоизолированную квартиру и в том числе музыкальную комнату. Технологии звукоизоляции каждого помещения отличались друг от друга в зависимости от его назначения. В данном топике я буду описывать только принцип ЗИ музыкальной комнаты. Но если вдруг появятся вопросы по другим комнатам с удовольствием отвечу...:)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Помещение музыкальной комнаты граничит с холлом и спальней внутри квартиры, а также через наружную кирпичную стену с общим коридором, ведущим к лифтовой шахте.

На рисунках изображена принципиальная схема устройства внутренних перегородок

3.jpg.2eab2a60882242e7d6e38d295cd24173.j

и дополнительной звукоизоляционной (ЗИ) облицовки капитальных стен квартиры. Как видно из рисунков, направляющие профили каркасов КНАУФ облицовок стен не имеют связей с защищаемыми стенами. 

4.jpg.3f35d13f76c54dfaf8c92d71b7e0a8df.j

Плавающий пол выполнялся для каждого помещения отдельно по следующей схеме

5.jpg.e4827aeb93ee2c3d63a0877a7499440f.j

Стяжка монолитная армированная, бетонная толщиной 60-80 мм (в зависимости от неровности плит перекрытия).

Звукоизолирующий слой из минеральной ваты (60 кг/куб.м, 2 слоя по 20 мм каждый).

Общая толщина плавающего пола получилась 90-110 мм, что практически соответствует толщине первоначальной стяжки.

После устройства стяжки в музыкальной комнате в ней специально было предусмотрено образование трещин в защитном бетонном слое. Это было сделано для того, чтобы снизить возбуждение комнатных мод.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Устройство конструкции плавающего пола. Перед началом работ все трещины, неплотности, отверстия и стыки в плитах перекрытия и стенах были тщательно оштукатурены и загерметизированы.

6.JPG.ebe696345a8b683d9dccb32c043351d4.J

трубопроводы новой системы отопления утапливаются в первый ЗИ слой стекломатов и покрываются вторым слоем. Вдоль стен и между комнатами прокладывается кромочная ЗИ лента, затем гидроизолирующая полимерная пленка. Это конечно некоторое отклонение от правил, т.к. более правильно утапливать трубопроводы в черновую стяжку, а уже поверх нее укладывать изоляционный слой, но реалии строительного процесса вносят коррективы...

7.JPG.1061ee439b25ba7b9128bbbbff57b7dd.J

8.JPG.383599906adb38c110f51850912ce934.J

Поверх гидроизоляции на подкладки толщиной 20 мм монтируется армирующая металлическая сетка.

9.JPG.ba7b2849fa64c5ae1f371f96f4f99dc4.J

На фото видно, что стеновая ниша за радиатором отопления изолирована двумя слоями ГВЛ и акустической минеральной ватой 50 мм.

10.JPG.c8a12cf11fa137af01219b63d7994f07.

Начало заливки стяжки в музыкальной комнате и спальне. Это один из самых тяжелых и драматичных моментов. Работы тяжелые, ресурсоемкие и трудоемкие. Объяснить строителям (даже высококвалифицированным) что, как и почему так делается достаточно сложно.
Одна из проблем при устройстве плавающего пола связана с тем, что упругий слой дает усадку по мере устройства стяжки (под статической нагрузкой). Решением является двухстадийный процесс. Сначала выполнялась черновая армированная стяжка 60-80 мм по маякам, установленным на изолирующий слой. После нагружения упругого слоя массой стяжки дальнейшая усадка приостанавливается. Затем самонивелирующимся составом толщиной 3-5 мм окончательно выравнивалась поверхность черновой стяжки.
Были и проблемы со стандартной технологией выполнения строительных работ. На фото видно, что арматура из слоя бетона не выглядывает, поэтому я сделал вывод, что наверное, рабочие её укладывали без перехлеста и перевязки.
На следующий день я попросил разбить небольшой участок стяжки в музыкальной комнате и показать мне, что все сделано согласно СНиП. Результат оказался конечно отрицательным...smile.gif

12.JPG.56b726aa76fa4621d56288b6641de772.

11.thumb.JPG.fb08ac3a37cd8bc4473f7cf9e6b

Самое интересное, что стяжку выполнял на самом деле высококлассный специалист, и от меня и от прораба он получил точную инструкцию как и что делать. Но он зачем-то решил сэкономить (заметьте не украсть, а именно сэкономить!!!) для меня пару квадратных метров арматурной сетки и уложил её не внахлест, а рядом друг с другом. Просто цирк...smile.gif

Сяжку демонтировали и переделывали. но самое главное, что это повторилось и во второй и в третьей комнате...sad.gif))

Вывод: если делаете себе ремонт, не жалейте времени на контроль и фотодокументирование!

Наконец плавающий пол выполнен во всей квартире.

14.JPG.bacf605d587931bfbe4a52a1f252cb5e.

13.JPG.dcda6cc2e14303dbbda6d38d4cc38812.

На фото виден "агрегат для выполнения трещин" в плавающем полу в музыкальной комнате...smile.gif

Я просто попросил поставить бетономешалку на свежую стяжку и не передвигать её по квартире. В результате я получил большое количество волосяных трещин, разбивших стяжку в комнате на целый набор элементов различного размера. В остальных помещениях стяжки остались монолитными.

15.JPG.98ada6fd13a1e745684420e09a11ff37.

На снимке радиатора видно исполнение виброизолирующих гильз подводящих трубок. Излишки кромочного материала впоследствии обрежутся, а стыки будут загерметизированы силиконовым герметиком.

На этом этапе работы в квартире были остановлены на 2 недели (вообще-то необходимо на 28 дней)для того, чтобы стяжка плавающего пола созрела и набрала прочности.

Как показала дальнейшая эксплуатация комнаты, устройство плавающего пола было более чем оправдано.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Звукоизоляция потолка.
Для эффективной ЗИ потолка необходимо не менее 100-130 мм и применение специальных звукоизолирующих подвесов типа Vibrofix. Но на момент производства ремонта этих креплений еще не существовало  :)
Поэтому было принято решение смонтировать на перекрытии потолка сендвич-панели  на основе двух слоев ГВЛ 20 мм и базальтовой минеральной ваты 50мм (50 кг/куб.м).
Результирующий "пирог" представлял собой сендвич-панели толщиной 70 мм, к которым с помощью строительного степлера закреплялся слой стеклохолста с односторонним полимерно-битумным покрытием Техноэласт Акустик толщиной 3 мм и затем монтировался финишный слой ГКЛ толщиной 9,5 мм.
16.JPG.b62fcb60795949b954f73171c9c644e8.
крепление сендвич-панелей к плите перекрытия производится только через специальные виброизолированные узлы крепления, заполненные эластичным герметиком. Между саморезами, жестко закрепленными в жб плите и поверхностью панелей отсутствует жесткая акустическая связь.
17.JPG.b5b0a42638a4b626528d5b8683684ba4.
на снимках видны торчащие из сендвич-панелей юстировочные саморезы для выравнивания панелей в одной плоскости. Электрические кабели проложены в теле минеральной ваты сендвич-панелей и выведены вдоль линии будущих перегородок.
18.JPG.082852497c313b22aa69c1680e7a0ea5.
Последовательный монтаж стеклохолста с односторонним полимерно-битумным покрытием и слоя ГКЛ.
Примыкание звукоизоляционного потолка к боковым поверхностям стен производится только через звукоизолирующую прокладку.
На последней фотографии виден толстый жгут силовых кабелей, заходящих в музыкальную комнату.
Это связано с тем, для каждой розетки для аппаратуры проложен отдельный кабель от автомата во внутриквартирном щитке. А от этого автомата к домовому электрощиту проложена индивидуальная линия заземления.
Насколько это возможно, я постарался развязать питание аудиоаппаратуры со всеми другими потребителями в квартире. Но пришлось потратиться на кучу метров кабелей и автоматов.
Зато теперь даже включение электрочайника или стиральной машины не вызывает никаких скачков напряжения в сети питания моего комплекта...smile.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

Возведение внутренних перегородок.
Перед началом работ в звукоизоляционной облицовке потолка были выполнены акустические швы. Швы повторяют планировку музыкальной комнаты и полностью соответствуют конфигурации швов, выполненных в конструкции плавающего пола. Направляющие профили каркасов КНАУФ закреплялись только к плавающему полу и к участку звукоизоляционного потолка внутри музыкальной комнаты.
19.JPG.84b20d62d6c9c07a45d5cf499d40f69e.
Для перегородок применялась профильная система шириной 100 мм, для облицовки наружных стен шириной 50 мм. Для увеличения жесткости конструкции стойки монтировались с шагом 400 мм, причем каждая стойка выполнялась из двух скрепленных между собой стоечных профилей, образуя двутавр.
20.JPG.218342743e8f3352fbd787feb7e08df2.
Для исключения возможного дребезга элементов перегородок между профилями монтировалась самоклеющаяся уплотнительная лента Дихтунгсбанд.
21.JPG.a1a6ad7d2dc6b467dbf85b186eda9330.
Каркас примыкает к наружным стенам через виброизолирующие прокладки и не закрепляется саморезами. После окончания монтажа каркаса по периметру комнаты и перевязки между собой каркасов смежных стен конструкция становится достаточно жесткой.
22.JPG.f5c30ea610e8f783fe9308d8136d297f.
Заполнение каркасов звукопоглощающими минеральными плитами 50 кг/куб.м.
Облицовка перегородок в музыкальной комнате производилась в следующем порядке:
- на каркас через уплотнительную ленту Дихтунгсбанд монтировались гипсоволокнистые листы толщиной 10 мм с последующей шпаклевкой швов;
- на листы ГВЛ с помощью строительного степлера закреплялся слой стеклохолста с полимерно-битумным покрытием Техноэласт Акустик толщиной 3 мм;
- поверх стеклохолста закреплялся слой ГКЛ толщиной 12,5 мм.
23.JPG.c35aa0c521f5936d060ee928b26fb90e.
Такие конструкции обладают достаточной в данном случае звукоизоляцией и очень мало переизлучают звук обратно в помещение. На средних и высоких частотах они практически "мертвы" и, в то же время, обладают достаточным НЧ-поглощением.
24.JPG.e0859ac7c01bbb566bd45a666ca5fe97.
Оконные откосы были звукоизолированы двумя слоями ГВЛ 10 мм и акустической минеральной ватой толщиной 20 мм.

Чтобы облицовка откосов не совпала с оконными петлями, размер заказанных оконных блоков был соответственно уменьшен и применены расширительные профили.
Окна выбраны с шириной створки 74 мм, стеклопакет с формулой 4-14-6-8-4 шириной 36 мм, профильная система обеспечивает трехконтурное уплотнение.
Для притока свежего воздуха в верхнюю часть оконного блока вмонтирован шумозащищенный воздушный клапан Ventair с эффективностью 36 дБ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В комнате, наконец, закончены шпаклевочные работы
25.JPG.a3864fbdbc41e44ea4f5440e5ae886c8.
Осушитель воздуха работает на полную мощность, конденсируя по 20 литров воды за день.
26.JPG.cb579ccc00d5cd9f1631c9c15282f231.
Стены оклеены виниловыми обоями под покраску и окрашены в тяжелый зеленый цвет. Дело вкуса...smile.gif
27.JPG.cc448564f98d8748150f69a648d59219.
В качестве финишного напольного покрытия был выбран ламинат толщиной 9 мм. Одним из основных критериев выбора была высокая плотность основания ламелей. Чтобы избежать эффекта бубнения ламината при ходьбе, а также нежелательного переизлучения звука была применена полипропиленовая подложка толщиной всего 2 мм. Для этого потребовалось очень тщательно выравнивать поверхность стяжки нивелирующим составом. Зато субъективно (на слух) пол ведет себя практически как паркет...smile.gif
28.JPG.457b0404243d5f8c11fb7cda7bf1f862.
Комната практически закончена. Осталось смонтировать плинтусы и наличники, повесить светильники и помыть пол...sad.gif

Внешне получилась обычная жилая комната. Измерения звукоизоляции, проведенные до начала, во время проведения и после окончания работ показали, что фактическое увеличение ЗИ по отношению к соседям сверху составило ∆Rw=10 дБ, по отношению к соседям снизу ∆Rw=15 дБ. Результат предсказуемый, т.к. дополнительная ЗИ сендвич-панелей, смонтированных на потолке, ограничена их конструктивными особенностями.
На средних частотах (400-1200 Гц) дополнительная звукоизоляция перекрытия достигла значения 17 дБ.
Субъективное ощущение очень приятное. Бытовые шумы дома не прослушиваются совсем!!!
Слышен только приглушенный шум ремонта, доносящийся из одной из квартир. И то только сильные удары и звук перфоратора. От этих звуков подобными методами, к сожалению, не спастись.
Кстати замечен очень интересный эффект. Поскольку ЗИ на средних частотах очень велика, проникающий звук соседского перфоратора лишен самой неприятной среднечастотной составляющей и поэтому не раздражает совсем. 
Кстати, если открыть входную дверь квартиры, то уровень шума в общем коридоре такой, что кажется перфоратор работает прямо здесь :)
Вот в общем-то и все. База для построения акустически комфортного помещения создана. И я этим вполне доволен.

В дальнейшем я производил уже чисто акустическую настройку помещения. Для этого применялись диффузоры Шредера, мембранные НЧ-поглотители и ряд звукопоглощающих материалов. Проведен целый ряд экспериментов и в данный момент я озабочен выбором окончательного варианта. Некоторые варианты обработки акустически увеличивали комнату и звуковую сцену, некоторые приводили к "осязаемой" локализации источников звука, но при этом уменьшали сцену.

На данный момент я могу выложить на форум только промежуточные решения.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В дальнейшем я производил уже чисто акустическую настройку помещения. Для этого применялись диффузоры Шредера, мембранные НЧ-поглотители и ряд звукопоглощающих материалов. Проведен целый ряд экспериментов и в данный момент я озабочен выбором окончательного варианта. Некоторые варианты обработки акустически увеличивали комнату и звуковую сцену, некоторые приводили к "осязаемой" локализации источников звука, но при этом уменьшали сцену.

На данный момент я могу выложить на форум только промежуточные решения.

материал об этом этапе не менее интересен и важен. Продолжайте, Андрей.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, Андрей, очень интересно … А в комнате будет ДК или только стерео система и как она размещена?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Спасибо, Андрей, очень интересно … А в комнате будет ДК или только стерео система и как она размещена?

Комната проектировалась только для стерео. Подходы к звукоизоляции, и особенно к акустической отделке помещения для ДК, принципиально отличаются друг от друга.

Собственно моя комната уже год эксплуатируется в качестве акустического полигона...:) В ней установлен мой старый "виниловый" комплект с акустическими системами, которые я слушал в двух предыдущих своих квартирах. Поэтому очень интересен эффект преемственности.

Если честно, то я очень опасался включать его впервые в новой музыкальной комнате. В предыдущих комнатах отсутствовали каркасные конструкции стен, применялась только несложная акустическая отделка и большое внимание было уделено правильной расстановке АС. В данном случае комната принципиально отличается от своих предшественниц.

Во-первых, я сам задавал геометрические размеры, исходя только из одного неизменного параметра - высоты, которую я, естественно, не мог увеличить...:)

Во-вторых, расчитать звукопоглощение каркасных конструкций невозможно в принципе. Их можно оценить, только проведя измерения времени реверберации. Но время реверберации в помещении малого объёма (менее 100 куб.м) это такая эфемерная вещь!... Практический опыт показывает, что для подобных помещений RT не является основной акустической характеристикой, как, например, для концертного зала. Хотя и это утверждение относительно.

В-третьих, низкий уровень фонового шума открыл мне новое измерение в прослушивании музыки.

Примерно год назад я начал экспериментировать в области коррекции ранних отражений. Получены очень интересные результаты. Не только первые, но и вторые отражения, точнее их интенсивность, направленность и время прихода в зону прослушивания, более всего влияют на реалистичность звуковой сцены. Конечно частотную зависимость RT необходимо завести в определенные рамки, но это только база, основа для дальнейшей работы.

Решение проблемы качественного звука в небольшом помещении (я иногда называю это "постановкой звука") требует комплексного подхода и длительных усилий.

Но самое главное и, вне всякого сомнения, самое сложное это определить что такое качественный звук.

Критерии у каждого человека индивидуальны. Здесь собрались люди, продвинутые в области сабжа, но, тем не менее, если собрать всех в одной комнате, которую один из нас настроил под себя и в восторге от полученного звука, мнения остальных могут разойтись очень далеко. Более того, восприятие может значительно меняться в зависимости от эмоционального состояния человека. Не раз ловил себя на этом...;)

Да что и говорить, мне самому с одной стороны нравится "звук большого помещения", а с другой стороны я люблю четкую сфокусированную локализацию музыкальных образов. А методы достижения этого разные. Вот я и не могу определиться с выбором. А если сделать "и вашим и нашим", может получиться просто лажа. Так что скоро махну рукой и на чем-то остановлюсь...:())

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот собственно объект в эволюционном движении...:)))

1151.jpg

В углах фронтальной стены монтируются конверсионные низкочастотные поглотители с мембранами, шпонированными палисандром.

Это отдельная история. Однажды, во время командировки в Москву, в результате дискуссии и жарких споров с сотрудниками НИИСФ была разработана математическая модель (или даже математическая теория) НЧ-поглощения различных устройств, конструкции которых основывались на разных механизмах поглощения. На основании этой теории я разработал собственную конструкцию конверсионного НЧ-поглотителя. Результаты её экспериментального применения в одной из очень удачных референсных комнат прослушивания просто ошеломили даже бывалых...:) Хотя везде в литературе рекомендуется в углы комнаты ставить НЧ-поглотители, в различных источниках приводятся иногда даже нелепые конструкции. Наиболее правильна, на мой взгляд, конструкция Этана Виннера. Ссылка на его сайт на форуме уже приводилась горячим кубинцем...:(

Угловые конверсионные поглотители это первая неизменная составляющая комнаты. Конструкции могут меняться, но само наличие и расположение останется.

1152.jpg

Вот в углах смонтированы конверсионные низкочастотные поглотители, в плоскости АС на боковых стенах закреплены пирамидальные плиты из акустического ППУ (в данном случае не для коррекции SBIR-эффекта, а для предотвращения флаттера), в площадках первых отражений установлены диффузоры Шредера. Это не совсем классическое расположение, но в данном случае я экспериментировал с увеличением "акустического объема" помещения.

1157.jpg

В разное время диффузоры располагались в различных местах. Это одна из конфигураций, кстати, не самая удачная.

1153.jpg

Это вид на тыловую стену, рабочее место и комбинированный диффузор 13-го порядка. Диффузоры расположены в площадках первых и вторых отражений.

Диффузор Шредера на тыловой стене это вторая неизменная часть моей комнаты прослушивания.

1154.jpg

Слева и справа от зоны прослушивания стеллажные конструкции. Понятно зачем...хранить информацию и рассеивать звук...:(

1155.jpg

Вариант с приоткрытой шторой. На подоконнике (в центре) видны жалюзи и латентный диффузор...:(

Пирамидки Mappysil заменены элементами из гнутой фанеры, шпонированной палисандром. Флаттер убирают, но верхи не подглушивают. На полу появился ковер, подобранный по размеру. А диффузоры Шредера раскупили студийщики...:(

1159.jpg

Вид на фанерный диффузор... просто так...:(

1156.jpg

То же самое с закрытой шторой. Локализация выше, но "воздуха" меньше...:(

1158.jpg

Это боевой комплект.

Как видно из фотографий, за потолок я ещё не брался.

По стенам пока принято решение только по площадкам вторых отражений. Там будут диффузоры Шредера. Площадки первых отражений на стенах и потолке пока пусты, но мысли есть...:()) Просто пока не могу решить каким способом диффузионным или абсорбционным обрабатывать эти участки. Не хочу переглушить комнату.

P.S. ...хотя интерес к звукоизоляции у публике на данном ресурсе не очень высок, тем не менее, звукоизоляционная обработка является фундаментом для построения "правильной" музыкальной комнаты. Может быть мой опыт и будет кому-нибудь полезен. Ведь в приведенных фактах не всё ИМХО, в основном это результаты расчетов, натурных и лабораторных измерений и обобщение практического опыта...;)

  • Like 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

На основании этой теории я разработал собственную конструкцию конверсионного НЧ-поглотителя.

Андрей, о конструкции вашего конверсионного НЧ-поглотителя можно поподробней?

Share this post


Link to post
Share on other sites

P.S. ...хотя интерес к звукоизоляции у публике на данном ресурсе не очень высок

Андрей, интерес высок, но большинство прекрасно осознает во что в бытовом плане выливается комплексная обработка помещения.... скажем так "в событие которое можно только остановить, а не завершить", а это уже не каждый год...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Андрей, о конструкции вашего конверсионного НЧ-поглотителя можно поподробней?

Интересно, а почему я ожидал именно от Вас и именно этого вопроса?... :):):(

В принципе я могу выложить DIY-версию прототипа серийного (теперь уже) конверсионного поглотителя.

Хотя я надеялся, что Вы сможете дать и пару профессиональных камментов собственно по сабжу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно, а почему я ожидал именно от Вас и именно этого вопроса?... :):);)

тоже интересно :(

В принципе я могу выложить DIY-версию прототипа серийного (теперь уже) конверсионного поглотителя.

DIY конечно интересен и вот про серийный тоже интересно(если он доступен в России)

Хотя я надеялся, что Вы сможете дать и пару профессиональных камментов собственно по сабжу.

насчет профессионализма моих комментов по этому вопросу = улыбнуло. а комменты в меру собственной глупости дам, после того как с бумаги прочту весь проект еще разок

Share this post


Link to post
Share on other sites
...большинство прекрасно осознает во что в бытовом плане выливается комплексная обработка помещения.... скажем так "в событие которое можно только остановить, а не завершить", а это уже не каждый год...

Согласен полностью. Я ни в коем случае не ратую за полноразмерный подход. Просто если в квартире делается ремонт, то на этапе прогнозируемой разрухи можно сделать много полезного и для звука.

Вы же видели, что после окончания работ моя комната выглядела самой обычной, а RT почти во всем диапазоне 0,3-0,35 с.

DIY конечно интересен и вот про серийный тоже интересно(если он доступен в России)

В России пока серийного сабжа нет, есть только в Киеве.

Есть диффузоры Шредера в различной отделке, диффузоры типа Barrell и Golden Pyramid из ППС и стеклопластика...

Все собственного производства...:)

1064.jpg1131.gif1133.gif

DIY - фотосессию НЧ постараюсь выложить в ближайшее время.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я думаю, что интерес с созданию звукоизоляции у читателей есть, просто еще не подтянулись массы.

Для разогрева интереса можно было бы разместить протокольчик измерения ЗИ - народ часто интересуется, что получается в октавах, особенно на низких частотах.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Our picks

    • Самые лучшие наушники
      И вот я снова к вам с наушниками Audeze! Казалось бы, что еще можно написать о них после того, как я за два прошлых теста, кажется, рассмотрел их все, прошел от портативной модели к крепким стационарным середнячками серий 2 и X, и поднялся выше, к облегченным топовым LCD-MX4. Или все же «почти топовым»?  Встречайте – Audeze LCD-4, самые топовые магнепланарные наушники. Флагман. Вершина эволюции? Сейчас посмотрим.

      Читать далее...
        • Thanks
        • Like
      • 81 replies
    • Мы подобрали для вас десяток лучших ЦАПов из разных ценовых категорий и записали несколько треков для сравнения.
        • Thanks
        • Like
      • 177 replies
    • Обзор. Fostex PM0.5d. Музыка для одного
      Когда я распаковывал эти активные мониторы (которые сама фирма Fostex называет “Personal Active Speaker System”), в голове была мысль, что в обзоре придется прибегать к обтекаемым фразам вроде «за свои деньги», или «учитывая ценовой диапазон» и так далее. Действительно, все ведь понимают, что в наше время чудес можно ждать лишь с известной долей условности, именно что «учитывая ценовой диапазон».  И если что-то условно недорогое хорошо играет, то все понимают, что это «хорошо» - оно не совсем то «хорошо», которое имеется в виду у классных дорогих устройств. Поэтому от колонок Fostex PM0.5d я заранее много не ждал. Посудите сами, 400 долларов в розницу за пару вполне себе прилично выглядящих полочников со встроенными усилителями – это вообще законно? Тем не менее, колонки отыграли на удивление хорошо, а вот насколько хорошо и при каких условиях – это я сейчас постараюсь рассказать.

      Fostex PM0.5d больше всего напоминает профессиональный монитор ближнего поля, и, вероятно, по сути, так оно и есть. Но не совсем. В пользу мониторности говорит идентичность колонок, то есть, они не делятся на правую и левую (в отличие от множества даже недешевых мультимедийных моделей). У них есть вход 6,3 мм и регулятор чувствительности. Но фирма избегает давать своей модели полностью профессиональный статус. Здесь есть обычный разъем RCA. Продаются они парой в одной коробке. И, наконец, называются они «персональная активная система», что, согласитесь, можно понимать шире, чем профессиональный монитор.

      Читать далее...
        • Like
      • 9 replies
    • Обзор. Mytek Brooklyn DAC+. Студийные корни
      Не так давно у меня на обзоре был флагманский ЦАП Manhattan II американской фирмы Mytek. Это известный производитель в основном студийного оборудования, не чурающийся выпускать и домашнюю аппаратуру (или, скорее, делать так, чтобы студийная аппаратура выглядела как домашняя). В этот раз у меня в системе – среднее изделие фирмы, небольшой ЦАП, а точнее, комбайн Brooklyn DAC+.

      За неприметным «плюсиком» в названии ЦАПа скрывается значительная переработка предыдущей версии аппарата, которая называлась просто Brooklyn DAC. В первую очередь изменения касаются микросхемы ЦАП, вместо Sabre ES9018K2M теперь здесь ES9028Pro, есть и менее значительные отличия, в части питания, например. ES9028Pro это ЦАП из нового семейства Sabre, в котором учтены и исправлены некоторые недостатки предыдущей модели, проявляющиеся в типовых вариантах реализации этого чипа.
        • Like
      • 8 replies
    • Обзор топовых наушников компании Dunu - DK-4001
      Распаковываю очередную посылку с портативом и думаю: «Похоже в этот раз мне прислали на тест какой-то полноразмерный компонент или большие стационарные наушники.» Именно такого размера была извлеченная из пакета коробка. «Да, пожалуй, здесь полноразмерные наушники.» В пользу того, что это наушники – логотип китайской компани Dunu, которая занимается выпуском наушников. Тем больше я был шокирован, когда понял, что в коробке скрываются обычные внутриканальные наушники, обычные в смысле размеров, разумеется.

      Модель Dunu DK-4001— самые дорогие наушники компании, и это подчеркивается поистине царской комплектацией. Огромная, действительно огромная коробка имеет двухэтажное строение, и на этих этажах, помимо собственных наушников, размещаются десяток пар амбушюров разной конструкции, щеточка для чистки, кожаный чехол из натуральной кожи высокого качества, и шесть (!) переходников..

      Читать далее..
      • 4 replies
    • Musical Fidelity - интегральник или пред с мощником? Видеообзор с записью звука
      Стоит ли платить больше за раздельные компоненты? Слушаем бинауральные записи AudioVector SR6 Avantgarde Arrete с интегральным усилителем Musical Fidelity M6 500i и комплектом, состоящим из предварительного усилителя Musical Fidelity M8 PRE и усилителя мощности M8 S500S.
        • Like
      • 39 replies
    • Наушники Fiio FH5 - выглядят дороже, чем стоят
      Fiio FH5 являются флагманскими наушниками этой марки, и выполнены они так, что на первый взгляд вы даже не прикинете их стоимость. Выглядят они без преувеличения «дорого». Металлические корпуса причудливой формы с «жемчужной» отделкой, внушительный кабель c MMCX-коннекторами, огромная коробка с невероятным количеством различных амбушюр – все намекает, что перед нами топ-продукт. Тем не менее, когда я «загуглил» цену этих наушников, оказалось, что стоят они чуть больше 20 тысяч рублей, что показалось мне даже странным. Как минимум могу сказать, что бывали у меня на тестах наушники, выглядящие гораздо скромнее этих Fiio и стоящие в разы дороже.
        • Like
      • 0 replies
    • Система. PMC + Chord. Обсерватория звука, или Как выглядит Англия из космоса
      Что такого на острове c воздухом, если во всем мире термин «Английский звук» -это не только признанный  знак качества, но и определенная звуковая модель со ставкой на среднечастотный диапазон. А как насчет более широкого взгляда на музыкальное поле звуковой  мысли, испещренное цифрами расчетов, и подкрепленного мощными магистральными идеями? Удалось познакомиться с такой системой, где технически опережая свое время, сработались компоненты подобного уровня.
        • Thanks
        • Like
      • 12 replies
    • Hi-Fi & High End Show, MMS Records и Living Atmos Russia приглашают принять участие в Онлайн Битве Форматов!
      Уважаемые дамы и господа, любители музыки!   На прошедшей выставке Hi-Fi & High End Show 2019 мы провели уникальный проект – Битву Форматов 2019. Мероприятие привлекло множество посетителей выставки и вызвало высокий интерес самой широкой аудитории.
      Для тех, кто по тем или иным причинам не смог посетить выставку, а также для всех любителей аудио и видеоаппаратуры высокого класса в России и за ее пределами, мы решили провести Битву Форматов в онлайн-режиме на интернет-портале Soundex.ru - аудиофоруме любителей хорошего звука. Мероприятие будет проходить в течение 14 дней в формате онлайн-голосования с объявлением победителей и вручением им ценных призов и подарков.
        • Smile
        • Thanks
        • Like
      • 458 replies
    • Всем привет! Представляем наш видео-обзор 18 интегральных усилителей.

      Для навигации используйте таймкоды ниже.

      Это наш третий мега-обзор с записью звука. В этот раз мы представляем 18 интегральных усилителей от 40 до 780 тыс руб, как зарубежных, так и отечественных производителей. Внимание! Для прослушивания используйте хорошие наушники!

      Мы благодарим салон Audiomania.ru за помощь в организации записи.

      1 Emotiva TA-100 обзор 1:47

      Tracks: 1) 3:59 2) 5:11 3) 6:16 4) 7:17 5) 8:21 6) 9:08

      2 NAD C368 обзор 10:13

      Tracks: 1) 11:57 2) 13:06 3) 14:11 4) 15:14 5) 16:21 6) 17:09

      3 Audiolab 6000A обзор 18:29

      Tracks: 1) 20:40 2) 21:51 3) 22:55 4) 23:59 5) 25:07 6) 26:23

      4 Creek Evolution 50A обзор 27:45 

      Tracks: 1) 29:46 2) 30:44 3) 31:47 4) 32:49 5) 33:49 6) 34:41

      5 Minimal Audio Amplifier 2.0 обзор 36:00

      Tracks: 1) 37:35 2) 38:48 3) 39:52 4) 40:55 5) 42:00 6) 43:11

      6 Teac AI-503 обзор 44:18

      Tracks: 1) 46:56 2) 48:20 3) 49:25 4) 50:27 5) 51:34 6) 53:06

      7 QUAD VA One обзор 54:13

      Tracks: 1) 55:50 2) 57:01 3) 58:05 4) 59:08 5) 1:00:08 6) 1:01:24

      8 Musatoff PA-20 обзор 1:02:48

      Tracks: 1) 1:05:08 2) 1:06:22 3) 1:07:26 4) 1:08:30 5) 1:09:37 6) 1:10:39

      9 Rotel RA-1592 обзор 1:11:53

      Tracks: 1) 1:14:04 2) 1:15:16 3) 1:16:20 4) 1:17:23 5) 1:18:27 6) 1:20:02

      10 Naim Nait XS2 обзор 1:21:29

      Tracks: 1) 1:23:24 2) 1:24:30 3) 1:25:35 4) 1:26:41 5) 1:27:42 6) 1:28:51

      11 Atoll IN300 обзор 1:30:12

      Tracks: 1) 1:31:46 2) 1:32:59 3) 1:34:03 4) 1:35:07 5) 1:36:11 6) 1:37:24

      12 Plinius Inspire 880 обзор 1:39:00

      Tracks: 1) 1:40:55 2) 1:42:16 3) 1:43:20 4) 1:44:21 5) 1:45:21 6) 1:46:25

      13 T+A PA1000E обзор 1:47:49

      Tracks: 1) 1:49:54 2) 1:51:06 3) 1:52:00 4) 1:53:03 5) 1:54:07 6) 1:55:20

      14 Sugden Masterclass ANV-50 обзор 1:56:41

      Tracks: 1) 1:59:09 2) 1:59:17 3) 2:00:21 4) 2:01:28 5) 2:02:30 6) 2:03:43

      15 Phant Audio Model 28 обзор 2:05:02

      Tracks: 1) 2:06:47 2) 2:07:52 3) 2:08:57 4) 2:10:04 5) 2:11:02 6) 2:12:06

      16 Luxman L590AXII обзор 2:13:20

      Tracks: 1) 2:15:28 2) 2:16:34 3) 2:17:38 4) 2:18:41 5) 2:19:31 6) 2:20:48

      17 Coda CSib обзор 2:22:08

      Tracks: 1) 2:24:32 2) 2:25:40 3) 2:26:46 4) 2:27:51 5) 2:28:52 6) 2:30:13

      18 Audio Research VSI75 обзор 2:31:21

      Tracks: 1) 2:32:51 2) 2:33:59 3) 2:35:04 4) 2:36:06 5) 2:37:07 6) 2:38:22

      Полный обзор по ссылке..


       
        • Smile
        • Thanks
        • Like
      • 130 replies
  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...