Иосиф Бродский - Страница 2 - Литература - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Иосиф Бродский


Igor Rubin
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Спасибо! :listen:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...
  • Ответы 272
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

Сегодня день рождения поэта. 71 год отметил бы.

А в день своего сорокалетия 24 мая 1980 года Бродский написал вот этот шедевр.

Я входил вместо дикого зверя в клетку,

выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,

жил у моря, играл в рулетку,

обедал черт знает с кем во фраке.

С высоты ледника я озирал полмира,

трижды тонул, дважды бывал распорот.

Бросил страну, что меня вскормила.

Из забывших меня можно составить город.

Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,

надевал на себя что сызнова входит в моду,

сеял рожь, покрывал черной толью гумна

и не пил только сухую воду.

Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,

жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.

Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;

перешел на шепот. Теперь мне сорок.

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не забили глиной,

из него раздаваться будет лишь благодарность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 8 месяцев спустя...

Я был ОШАРАШЕН тем, как Сергей Юрский читал на сцене стихи Бродского, благодаря ему и увлёкся

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я был ОШАРАШЕН тем, как Сергей Юрский читал на сцене стихи Бродского, благодаря ему и увлёкся

Кстати, Бродский посвятил Сергею Юрскому стихотворение под названием "Театральное".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Из "Лагуны" (1973)

...........................

II

И восходит в свой номер на борт по трапу

постоялец, несущий в кармане граппу,

совершенный никто, человек в плаще,

потерявший память, отчизну, сына;

по горбу его плачет в лесах осина,

если кто-то плачет о нем вообще.

..............

Такое вот ощущение себя в мироздании.

И далее...

.................................

XIII

Ночь на Сан-Марко. Прохожий с мятым

лицом, сравнимым во тьме со снятым

с безымянного пальца кольцом, грызя

ноготь, смотрит, объят покоем,

в то "никуда", задержаться в коем

мысли можно, зрачку -- нельзя.

XIV

Там, за нигде, за его пределом

-- черным, бесцветным, возможно, белым --

есть какая-то вещь, предмет.

Может быть, тело. В эпоху тренья

скорость света есть скорость зренья;

даже тогда, когда света нет.

Дух захватывает! Мощно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

БРОДСКОГО Краейне глубоко не перевариваю, объяснений не последует, иначе меня забанят навеки angry.gif

канеешна!.....фантастика-рулит! ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну может у человека просто другое мироощущение?

Да ерунда это - фантастика/нефантастика.

Может вот это стихотворение ему да понравится?

Должно понравится. :)

Очень пронзительная вещь. Я, например. каждый раз с волнением перечитываю это раннее стихотворение Бродского.

От окраины к центру (1962)

Вот я вновь посетил

эту местность любви, полуостров заводов,

парадиз мастерских и аркадию фабрик,

рай речный пароходов,

я опять прошептал:

вот я снова в младенческих ларах.

Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок.

Предо мною река

распласталась под каменно-угольным дымом,

за спиною трамвай

прогремел на мосту невредимом,

и кирпичных оград

просветлела внезапно угрюмость.

Добрый день, вот мы встретились, бедная юность.

Джаз предместий приветствует нас,

слышишь трубы предместий,

золотой диксиленд

в черных кепках прекрасный, прелестный,

не душа и не плоть --

чья-то тень над родным патефоном,

словно платье твое вдруг подброшено вверх саксофоном.

В ярко-красном кашне

и в плаще в подворотнях, в парадных

ты стоишь на виду

на мосту возле лет безвозвратных,

прижимая к лицу недопитый стакан лимонада,

и ревет позади дорогая труба комбината.

Добрый день. Ну и встреча у нас.

До чего ты бесплотна:

рядом новый закат

гонит вдаль огневые полотна.

До чего ты бедна. Столько лет,

а промчались напрасно.

Добрый день, моя юность. Боже мой, до чего ты прекрасна.

По замерзшим холмам

молчаливо несутся борзые,

среди красных болот

возникают гудки поездные,

на пустое шоссе,

пропадая в дыму редколесья,

вылетают такси, и осины глядят в поднебесье.

Это наша зима.

Современный фонарь смотрит мертвенным оком,

предо мною горят

ослепительно тысячи окон.

Возвышаю свой крик,

чтоб с домами ему не столкнуться:

это наша зима все не может обратно вернуться.

Не до смерти ли, нет,

мы ее не найдем, не находим.

От рожденья на свет

ежедневно куда-то уходим,

словно кто-то вдали

в новостройках прекрасно играет.

Разбегаемся все. Только смерть нас одна собирает.

Значит, нету разлук.

Существует громадная встреча.

Значит, кто-то нас вдруг

в темноте обнимает за плечи,

и полны темноты,

и полны темноты и покоя,

мы все вместе стоим над холодной блестящей рекою.

Как легко нам дышать,

оттого, что подобно растенью

в чьей-то жизни чужой

мы становимся светом и тенью

или больше того --

оттого, что мы все потеряем,

отбегая навек, мы становимся смертью и раем.

Вот я вновь прохожу

в том же светлом раю -- с остановки налево,

предо мною бежит,

закрываясь ладонями, новая Ева,

ярко-красный Адам

вдалеке появляется в арках,

невский ветер звенит заунывно в развешанных арфах.

Как стремительна жизнь

в черно-белом раю новостроек.

Обвивается змей,

и безмолвствует небо героик,

ледяная гора

неподвижно блестит у фонтана,

вьется утренний снег, и машины летят неустанно.

Неужели не я,

освещенный тремя фонарями,

столько лет в темноте

по осколкам бежал пустырями,

и сиянье небес

у подъемного крана клубилось?

Неужели не я? Что-то здесь навсегда изменилось.

Кто-то новый царит,

безымянный, прекрасный, всесильный,

над отчизной горит,

разливается свет темно-синий,

и в глазах у борзых

шелестят фонари -- по цветочку,

кто-то вечно идет возле новых домов в одиночку.

Значит, нету разлук.

Значит, зря мы просили прощенья

у своих мертвецов.

Значит, нет для зимы возвращенья.

Остается одно:

по земле проходить бестревожно.

Невозможно отстать. Обгонять -- только это возможно.

То, куда мы спешим,

этот ад или райское место,

или попросту мрак,

темнота, это все неизвестно,

дорогая страна,

постоянный предмет воспеванья,

не любовь ли она? Нет, она не имеет названья.

Это -- вечная жизнь:

поразительный мост, неумолчное слово,

проплыванье баржи,

оживленье любви, убиванье былого,

пароходов огни

и сиянье витрин, звон трамваев далеких,

плеск холодной воды возле брюк твоих вечношироких.

Поздравляю себя

с этой ранней находкой, с тобою,

поздравляю себя

с удивительно горькой судьбою,

с этой вечной рекой,

с этим небом в прекрасных осинах,

с описаньем утрат за безмолвной толпой магазинов.

Не жилец этих мест,

не мертвец, а какой-то посредник,

совершенно один,

ты кричишь о себе напоследок:

никого не узнал,

обознался, забыл, обманулся,

слава Богу, зима. Значит, я никуда не вернулся.

Слава Богу, чужой.

Никого я здесь не обвиняю.

Ничего не узнать.

Я иду, тороплюсь, обгоняю.

Как легко мне теперь,

оттого, что ни с кем не расстался.

Слава Богу, что я на земле без отчизны остался.

Поздравляю себя!

Сколько лет проживу, ничего мне не надо.

Сколько лет проживу,

сколько дам на стакан лимонада.

Сколько раз я вернусь --

но уже не вернусь -- словно дом запираю,

сколько дам я за грусть от кирпичной трубы и собачьего лая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну может у человека просто другое мироощущение?

Да ерунда это - фантастика/нефантастика.

Может вот это стихотворение ему да понравится?

Должно понравится. :)

Очень пронзительная вещь. Я, например. каждый раз с волнением перечитываю это раннее стихотворение Бродского.

От окраины к центру (1962)

Вот я вновь посетил

эту местность любви, полуостров заводов,

парадиз мастерских и аркадию фабрик,

рай речный пароходов,

я опять прошептал:

вот я снова в младенческих ларах.

Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок.

Предо мною река

распласталась под каменно-угольным дымом,

за спиною трамвай

прогремел на мосту невредимом,

и кирпичных оград

просветлела внезапно угрюмость.

Добрый день, вот мы встретились, бедная юность.

Джаз предместий приветствует нас,

слышишь трубы предместий,

золотой диксиленд

в черных кепках прекрасный, прелестный,

не душа и не плоть --

чья-то тень над родным патефоном,

словно платье твое вдруг подброшено вверх саксофоном.

В ярко-красном кашне

и в плаще в подворотнях, в парадных

ты стоишь на виду

на мосту возле лет безвозвратных,

прижимая к лицу недопитый стакан лимонада,

и ревет позади дорогая труба комбината.

Добрый день. Ну и встреча у нас.

До чего ты бесплотна:

рядом новый закат

гонит вдаль огневые полотна.

До чего ты бедна. Столько лет,

а промчались напрасно.

Добрый день, моя юность. Боже мой, до чего ты прекрасна.

По замерзшим холмам

молчаливо несутся борзые,

среди красных болот

возникают гудки поездные,

на пустое шоссе,

пропадая в дыму редколесья,

вылетают такси, и осины глядят в поднебесье.

Это наша зима.

Современный фонарь смотрит мертвенным оком,

предо мною горят

ослепительно тысячи окон.

Возвышаю свой крик,

чтоб с домами ему не столкнуться:

это наша зима все не может обратно вернуться.

Не до смерти ли, нет,

мы ее не найдем, не находим.

От рожденья на свет

ежедневно куда-то уходим,

словно кто-то вдали

в новостройках прекрасно играет.

Разбегаемся все. Только смерть нас одна собирает.

Значит, нету разлук.

Существует громадная встреча.

Значит, кто-то нас вдруг

в темноте обнимает за плечи,

и полны темноты,

и полны темноты и покоя,

мы все вместе стоим над холодной блестящей рекою.

Как легко нам дышать,

оттого, что подобно растенью

в чьей-то жизни чужой

мы становимся светом и тенью

или больше того --

оттого, что мы все потеряем,

отбегая навек, мы становимся смертью и раем.

Вот я вновь прохожу

в том же светлом раю -- с остановки налево,

предо мною бежит,

закрываясь ладонями, новая Ева,

ярко-красный Адам

вдалеке появляется в арках,

невский ветер звенит заунывно в развешанных арфах.

Как стремительна жизнь

в черно-белом раю новостроек.

Обвивается змей,

и безмолвствует небо героик,

ледяная гора

неподвижно блестит у фонтана,

вьется утренний снег, и машины летят неустанно.

Неужели не я,

освещенный тремя фонарями,

столько лет в темноте

по осколкам бежал пустырями,

и сиянье небес

у подъемного крана клубилось?

Неужели не я? Что-то здесь навсегда изменилось.

Кто-то новый царит,

безымянный, прекрасный, всесильный,

над отчизной горит,

разливается свет темно-синий,

и в глазах у борзых

шелестят фонари -- по цветочку,

кто-то вечно идет возле новых домов в одиночку.

Значит, нету разлук.

Значит, зря мы просили прощенья

у своих мертвецов.

Значит, нет для зимы возвращенья.

Остается одно:

по земле проходить бестревожно.

Невозможно отстать. Обгонять -- только это возможно.

То, куда мы спешим,

этот ад или райское место,

или попросту мрак,

темнота, это все неизвестно,

дорогая страна,

постоянный предмет воспеванья,

не любовь ли она? Нет, она не имеет названья.

Это -- вечная жизнь:

поразительный мост, неумолчное слово,

проплыванье баржи,

оживленье любви, убиванье былого,

пароходов огни

и сиянье витрин, звон трамваев далеких,

плеск холодной воды возле брюк твоих вечношироких.

Поздравляю себя

с этой ранней находкой, с тобою,

поздравляю себя

с удивительно горькой судьбою,

с этой вечной рекой,

с этим небом в прекрасных осинах,

с описаньем утрат за безмолвной толпой магазинов.

Не жилец этих мест,

не мертвец, а какой-то посредник,

совершенно один,

ты кричишь о себе напоследок:

никого не узнал,

обознался, забыл, обманулся,

слава Богу, зима. Значит, я никуда не вернулся.

Слава Богу, чужой.

Никого я здесь не обвиняю.

Ничего не узнать.

Я иду, тороплюсь, обгоняю.

Как легко мне теперь,

оттого, что ни с кем не расстался.

Слава Богу, что я на земле без отчизны остался.

Поздравляю себя!

Сколько лет проживу, ничего мне не надо.

Сколько лет проживу,

сколько дам на стакан лимонада.

Сколько раз я вернусь --

но уже не вернусь -- словно дом запираю,

сколько дам я за грусть от кирпичной трубы и собачьего лая.

Фантастика,это возрастное...Если с возрастом не прошло-душевный инфантилизм обеспечен...

К сожалению с Бродским я плотно не сходился....всё собираюсь....Пока переболел Евтушенко,Цветаевой....ну и по маленьку во всех направлениях ищу имечко-на которое подсесть бы хотелось....

Ну а это прекрасное стихотворение хорошо донесла Света Сурганова

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фантастика,это возрастное...Если с возрастом не прошло-душевный инфантилизм обеспечен...

К сожалению с Бродским я плотно не сходился....всё собираюсь....Пока переболел Евтушенко,Цветаевой....ну и по маленьку во всех направлениях ищу имечко-на которое подсесть бы хотелось....

Хм

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну а это прекрасное стихотворение хорошо донесла Света Сурганова

Да.

Очень мне нравится её исполнение.

И даже отсутствие в песне большей части текста из первоисточника, не сильно исказило смысла стиха.

Закон жанра диктует свои условия :) Текст, ведь, не маленький.

Молодец, Света!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Саша Васильев (Сплин) очень хорошо положил на музыку "Конец прекрасной эпохи"

Потому, что искусство поэзии требует слов,

я один из глухих облысевших угрюмых послов

второсортной державы связвшейся с этой....

Тоже молодец. Но одну строфу в песню не взял почему-то :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да.

Очень мне нравится её исполнение.

И даже отсутствие в песне большей части текста из первоисточника, не сильно исказило смысла стиха.

Закон жанра диктует свои условия :) Текст, ведь, не маленький.

Молодец, Света!

...и Марину она передаёт прекрасно...она вообще для меня-Цветаева сегодняшних дней.. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Нет, от чего же? Я вас неплохо понял. И вообще, то, о чем вы говорите мне известно. Я не сторонник таких жестких формулировок.

Повторюсь. К моему большому сожалению, изящная словестность мне доступна только на русском. В переводах читал и Неруду и Лорку. Хикмет как-то мимо меня. Читал его только в антологиях. Лорка же великолепен! Но Бродский, вне всякого сомнения, заступил вперед намного дальше их.

Если ставить вопрос о "воровстве" так бескомпромиссно, по большому гамбургскому, что уж тут говорить про современные рок-поп-группы? Всё украдено у Битлов. :rolleyes:Да и сами они не безгрешны.

:rolleyes:Не говорим про Кирилла и Мефодия...Им вообще многие должны. :rolleyes:

Ребята..творческий процесс (любой ) и есть обыгрывание на свой манер жанровых структур...и выходя за рамки их-проявляя свою индивидуальность.О чём спор.?Просто когда ассоциации не дают воспринимать творца как оригинала(кого-то мне напоминает этот стих..мелодия...роман)-то либо творец не набрал силу...либо Вы по профессии-критик! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

...и Марину она передаёт прекрасно...она вообще для меня-Цветаева сегодняшних дней.. :)

про Цветаеву.

Я давненько не брал в руки ее книжек.

В своё время многое у нее прочитал, но не скажу, что всё понятно было. А сейчас, наверное, время перечитать всё и посмотреть по-новому.

Вот настроюсь. тогда... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

про Цветаеву.

Я давненько не брал в руки ее книжек.

В своё время многое у нее прочитал, но не скажу, что всё понятно было. А сейчас, наверное, время перечитать всё и посмотреть по-новому.

Вот настроюсь. тогда... :)

С Цветаевой у меня так случилось...сначала я переболел Евтушенко ..взял трёхтомник и просеял что задело...сделал выжимку.Затем я взял Марину семитомник..и начал её осваивать.И получилось что в первых двух томах я выжал немало классных стихов-а потом засада.Или у меня (что скорее всего) культурного багажа не хватило её воспринимать или действительно она погнала гусей,и стала выражаться слишком литературно...ассоциативным языком связанным с глубокой классикой!

Тут я пас!У неё особенно пронзительные стихи-о смерти....Это что-то!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, Бродский считал Марину Цветаеву одним из самых крупных поэтов.

Если не самым...

А для понимания Бродского очень важно, на мой взгляд, прочитать книгу с его интервью (Большая книга интервью" кажется)" и конечно же, Соломона Волкова "Диалоги с Иосифом Бродским"

Начинать нужно с этих книжек.

Прочитав их, уверен, Вы будете больше понимать и Марину.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати, Бродский считал Марину Цветаеву одним из самых крупных поэтов.

Если не самым...

А для понимания Бродского очень важно, на мой взгляд, прочитать книгу с его интервью (Большая книга интервью" кажется)" и конечно же, Соломона Волкова "Диалоги с Иосифом Бродским"

Начинать нужно с этих книжек.

Прочитав их, уверен, Вы будете больше понимать и Марину.

....боюсь что б глубже понимать Марину мне придётся не только указанные книжки прочесть,но и все книги которые прочитала Марина :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, наверное.

Всё равно прочитайте Волкова обязательно. Очень рекомендую. Даже настаиваю :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, наверное.

Всё равно прочитайте Волкова обязательно. Очень рекомендую. Даже настаиваю :)

Наслаждаемся Соломоном!...ммммагги! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эта книга как Библия для исследователей и почитателей творчества поэта.

Получите удовольствие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Эта книга как Библия для исследователей и почитателей творчества поэта.

Получите удовольствие.

мне она нравится прежде всего ,как мемуары про перевранный многими период времени

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это не совсем мемуары. Волков составлял эту книгу, расшифровывая магнитные записи. В чём и ценность книги. Читателю предоставлена уникальная возможность проникнуть в суть, в образ мышления поэта, в его речевые обороты, в конструкцию его речи. Он становится как бы "понятнее" и как человек и как художник. В книге много личного, пережитого, откровенного, чего не ожидаешь. Бродский откровенен в основном в стихах. Все его изданные интервью, в большей части, касаются литературы. Он сдержан в интервью по отношению к собственной персоне.

Вот у Людмилы Штерн (близкая подруга) в мемуарах много жарЁного. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это не совсем мемуары. Волков составлял эту книгу, расшифровывая магнитные записи. В чём и ценность книги. Читателю предоставлена уникальная возможность проникнуть в суть, в образ мышления поэта, в его речевые обороты, в конструкцию его речи. Он становится как бы "понятнее" и как человек и как художник. В книге много личного, пережитого, откровенного, чего не ожидаешь. Бродский откровенен в основном в стихах. Все его изданные интервью, в большей части, касаются литературы. Он сдержан в интервью по отношению к собственной персоне.

Вот у Людмилы Штерн (близкая подруга) в мемуарах много жарЁного. :)

я его пока ещё не фанат..потому меня и интересует в первую очередь...атмосфера 60-х

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это найдёте конечно.

Вы знаете что...

Отложите на некоторое время Волкова и прочитайте Людмилу Штерн.

Там и про 60-е и про судилище и про Барышникова и про Гену Шмакова и про "Самовар" и про Довлатова.

И!!!

..........Про Марину Басманову.

Марина Басманова - его большая любовь, Муза.

Сколько стихов (Лучших!!!) он посвятил ей. Это целая драма. Горечь, терзания, душевные муки.

У них, ведь, общий сын...

У Волкова об этом нет, конечно.

Всё вскользь... Хотя Бродский рассказывает Волкову о встрече с сыном в Нью-Йорке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если память не изменяет, то именно Волкову Бродский рассказывает о том, как А. Собчак при встрече с Бродским, спросил того, не возражает ли он против того, что на его могиле будут сроки из стихотворения Бродского?

Бродский ответил: - "да Бог с Вами, Анатолий Александрович, живите долго."

Вот эти строки:

"Ни страны, ни погоста не хочу выбирать,

на Васильевский остров я приду умирать..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...