Расстановка по 1\5 - Акустика помещений - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Расстановка по 1\5


Bato

Рекомендованные сообщения

Идея возникла как компромисс между классической расстановкой по 1\3, когда расстояние между центрами ас=расстоянию от ас до боковой стены и расстояние от ас до стены за ас и между точкой прослушивания и стеной за ней равны и вариантом "хотя бы полметра от всех стен". Привело к этому борьба между ДК и стерео, а конкретно битва между экраном шириной 2 метра и акустикой высотой 1,5.

Как это реализовано у меня:

размер комнаты 340х590х270, акустика стоит вдоль малой стены.

1\5 по ширине комнаты 68 сантиметров,

1\5 по длине комнаты 118 сантиметров от них и будем плясать.

Ас стоят около 68 см(1\5) от центра ас(у меня ширина ас 36 см) до боковой стены.

Расстояние между центрами ас=204(3\5). Между внутренними боковыми-поменьше,

около 180. 118 см(1\5) от стены с экраном.

Точка прослушивания находится на расстоянии 3\5(354) от стены с экраном.

Расстояние от точки прослушивания до стены с окном (где тылы) 236 см(2\5)

Если нужны чертежи\фото, готов предоставить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 8
  • Создано
  • Последний ответ

Ну, насколько мне известно, нет отдельного правила 1/3, 1/5 и т.д.

Звуковая волна на базовой частоте резонансного режима распространяется между двумя параллельными стенами по принципу "пол волны -туда, пол волны - обратно", то есть, для линейного размера комнаты, например 5 м., длина звуковой волны будет составлять 5 х 2 = 10 м. И следовательно, резонансная частота для этого размера составит приблизительно 340 : 10 = 34 Гц. Эта волна имеет два максимума звукового давления у поверхности каждой из противоположных стен и один минимум звукового давления - по центру комнаты.

Однако, вторая гармоника данного резонансного режима имеет частоту примерно 68 Гц. (34 х 2). Следовательно, длина соответствующей звуковой волны будет составлять 340 : 68 = 5 м., то есть, она в два раза короче базовой звуковой волны. А это значит, что эта волна распространяется по принципу "волна - туда, волна - сюда" и она уже будет иметь три максимума звукового давления: два у стен и один - по центру комнаты, а также два минимума, располагающихся на границах внешних и внутренней третей данного линейного размера комнаты.

Таким образом, области максимумов и минимумов SPL , за исключением пристенных областей, для чётных и нечётных гармоник имеют различную локализацию.

"Стартовая позиция" предусматривает размещение АС в точках минимального звукового давления, а перемещением вперёд/назад мы смещаем их в сторону максимумов... Дальнейшие коментарии, я думаю, излишни :).

Просто, нечётные зоны любого линейного размера комнаты, то есть, 1/3, 1/5, 1/7 "тяготеют" к минимумам звукового давления. Естественно, что в акустическом плане самой предпочтительной является пропорция 1/3, но вот в функциональном плане - не каждый отважится разместить АС таким образом в обычной жилой комнате... :huh:. Поэтому рассматриваются компромиссные варианты с прогрессирующей потерей эффективности - 1/5 и 1/7, далее (типа 1/9 и т.д.), по понятным причинам, уже не имеет смысла...

Причём на практике, например, по длине можно взять и 1/3, а по ширине, по вполне понятным причинам - не более 1/5 ;).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Просто, нечётные зоны любого линейного размера комнаты, то есть, 1/3, 1/5, 1/7 "тяготеют" к минимумам звукового давления.

Согласен, но если идти дальше и делить, например по 1\7, то 340\7=48,5 см, т.е. уже меньше полуметра от ЦЕНТРА ас

слишком близко от боковой стены. А 1\7 по длине, т.е. 84 сантиметра может быть интересным вариантом, если комната длинее 5 метров, как в моём случае.

1\3 в комнате около 20 метров и более с большими ас смотрится совсем безумно.

А 1\5 не вызывает особого дикомфорта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"...если идти дальше и делить, например по 1\7, то 340\7=48,5 см,.." - не понял ход мысли... :huh:.

"1\3 в комнате около 20 метров и более с большими ас смотрится совсем безумно" - именно поэтому и существует отдельный раздел "Акустика малых помещений", а большие помещения имеют свои особенности, например, там уже появляется эхо... :) .

"А 1\5 не вызывает особого дикомфорта" - это довольно распространённый случай, когда от вторых гармоник вреда больше, чем от основных резонансов, то есть, когда значение частоты второй гармоники продольного резонанса соответствует, например, значению частоты основного поперечного резонанса в комнате 6 х 3 х 2,5 м. или значению частоты основного вертикального резонанса в комнате 5 х 3 х 2,5 м. ;).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я прикидываю все пропорции к своей комнате.

Собственно именно передвигание в ней колонок и сподвигло меня к написанию первого поста.

Виктор, а когда нереально расставить по 1\3 вы в средних комнатах 14-20 метров пробуете

какую расстановку?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В конечном варианте - в каждой конкретной комнате - индивидуально, как правило стараюсь не выходить за пределы 1/5 в меньшую сторону, но не следует забывать, что помимо резонансов в комнате ещё "живёт" и SBIR... :). Само собой, в таких комнатах слишком большое количество пожеланий и ограничений... :huh:.

Кстати, очевидно в предыдущем посте под "1/3 в 20 м." подразумевалась не длина, а площадь - тоды ай! В моей КдП площадью 22 м.кв. всё смотрится довольно органично, во всяком случае, с моей точки зрения... :D.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я полностью согласен по поводу минимальности 1\5.

А фото вашей КдП есть?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сейчас - в работе, только что закончил монтаж длинной боковой звукоизолирующей стены с внутренними жесткостями под крепёж ПП, на очереди звукоизолирующая перегородка на "тыле" с последующим монтажом на ней глубокого диффузора Шрёдера (около 40 см.). Короче, нужно некоторое время :huh:.

По каждому этапу имею фотосессии и результаты акустических измерений... Всё это с коментариями по окончании работ "выложу" на своём сайте, а кое-что (выборочно) и на других профильных :).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Выкладывайте, конечно.

Я решил обработку начать с двух бастрапов и одного шредера глубиной 28 за точкой прослушивания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...