Параметры идеального помещения - Акустика помещений - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Параметры идеального помещения


Evgeny F

Рекомендованные сообщения

Вобщем познать необъятное сложно и побывать/послушать разные удачные инсталляции нет возможности.

Предлагаю здесь обсудить и вывести на основании практики и теории некий эталон какое нужно планировать помещение под КПД при условиях отсутствия ограничения бюджета.

Понятно что мы хотим получить не концертный зал, а максимально комфортное помещение под бытовую АУДИО инсталяцию.

Предлагая начать с размеров которые мы посчитаем разумными.

Из моего опыта и по моим звуковым ощущениям нужна комната размерами 6х9х4. Или близкая по отношению строн.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 3
  • Создано
  • Последний ответ

С аудиомании-ру:

Слушатель воспринимает не только волну, поступающую от громкоговорителей ("прямой" звук), но и волны, отраженные от стен, пола, потолка и окружающих предметов. Поведение волн при отражении зависит от их длины (частоты колебаний), которая изменяется от 17 метров (20 Гц) до 17 миллиметров (20 килогерц). Кроме того, механизм восприятия звука человеком таков, что влияние оказывает не только количественное соотношение между прямым и отраженным звуком, но и время запаздывания последнего.

На поведение волн большой длины влияют размеры комнаты. Если длина волны звукового сигнала в два раза больше одного из размеров, возникает резонанс воздушного объема (стоячая волна), усиливающий этот сигнал и придающий гулкость звучанию. В современной комнате площадью 16-20 м2. при определенном расположении АС (как правило, вблизи отражающих поверхностей - стен, мебели) такие резонансы могут возникнуть на частотах 35-70 Гц, что приводит к гулкому басу.

Самыми неблагоприятными с точки зрения возникновения резонансов являются комнаты с соотношениями сторон 1.5, 2, 3 или 4. В таких комнатах следует уделять особое внимание расстановке АС.

Не менее важно расположение АС по высоте. Например, при высоте потолка в два с половиной метра может возникнуть резонанс на частоте 68 Гц, чего можно избежать, "оторвав" системы от пола. Для этого применяются специальные подставки высотой 5-80 см.

На средних и высоких частотах длина звуковой волны становится сравнимой с геометрическими размерами излучателей и корпуса АС. Возникающие при этом явления дифракции и интерференции волн вкупе с взаимовлиянием громкоговорителей друг на друга приводят к частотнозависимой характеристике направленности АС: возникнут провалы частотной характеристики при отклонении слушателя от акустической оси. Акустика помещения по-своему изменит и эти характеристики, в результате чего тембральный баланс и пространственная картина также изменятся.

Звуковые волны низкой частоты (большой длины) распространяются равномерно во всех направлениях. С ростом частоты излучение приобретает направленность ("бьет" в направлении слушателя как луч прожектора). Переход от ненаправленного излучения к направленному обусловлен шириной корпуса АС. Чем уже корпус, тем с более высокой частоты излучение приобретает направленность. Поэтому маленькие и узкие АС сохраняют широкую направленность вплоть до высоких частот (на высоких частотах направленность обусловлена размерами излучателей). Потенциально это положительно влияет на их способность "строить" широкую стереокартину, но при этом они должны быть расположены подальше от стен: ранние ("быстрые") отражения от стен приводят к искажению стереообраза. Более широкие корпуса АС менее чувствительны к наличию поблизости отражающих поверхностей, но в этом случае ранние отражения могут происходить от передней панели.

Обострение диаграммы направленности происходит с дальнейшим ростом частоты: оно обусловлено геометрическими размерами излучателя. Считается, что излучение принимает направленный характер, если половина длины волны равна, либо меньше диаметра излучателя (что полностью справедливо для жестких купольных излучателей и приближенно верно для конусных диффузоров).

В архитектурной акустике принято называть акустику помещения "живой" и "мертвой". В "живой", "звонкой" комнате звуковые волны, претерпевая множество отражений, затухают долго (говорят, что время реверберации в такой комнате велико). В "мертвой", "глухой" комнате звуку либо не от чего отражаться (очень большая комната), либо он поглощается обстановкой или за счет особой конструкции потолка, стен и т. д.

Что касается типичных жилых комнат, то акустическая обстановка в них представляет собой нечто среднее между "живым" и "мертвым" помещением.

В общем случае, если АС имеет узкую направленность и акустика комнаты "глуховата", мы услышим "собственное" звучание АС. Если же систему с широкой диаграммой направленности поместить в "звонкую" комнату, то тембр ее звучания будет сильно искажен.

Тембральные и пространственные искажения звучания определяются неоднородностью в характеристике направленности АС (вызванной не слишком удачной конструкцией) и отражениями от предметов или поверхностей. Такие искажения менее всего проявляются в больших помещениях и в комнатах с хорошим заглушением.

Многочисленные отражения могут значительно ухудшить общую пространственную картину и четкость локализации инструментов. Если отраженный сигнал успевает прибыть к слушателю "вслед" за прямым звуком (за время меньшее 50-60 миллисекунд), то передача стереообраза существенно искажается.

Кратко рассмотрим влияние дифракции на характеристики направленности. (Дифракция - явление огибания волнами препятствий. Имеет место, если размеры препятствия больше или равны длине волны. ) Одно из следствий дифракции - появление вторичных источников излучения на ребрах корпуса АС. Так АС с прямоугольной передней панелью будет иметь пять источников, излучающих одну и ту же частоту: громкоговоритель плюс четыре ребра.

Слушатель будет воспринимать звуковое давление как сумму от всех источников звука. На акустической оси излучение первичного и вторичных источников почти когерентно и больших провалов в характеристике нет. При отклонении слушателя от оси увеличивающаяся разность времен прибытия приводит к значительным провалам в частотной характеристике. Уменьшить влияние вторичных источников можно, изменяя угол поворота акустических систем.

Для комфортного прослушивания, когда общая звуковая картина почти не изменяется при перемещении слушателя по комнате, требуется широкая диаграмма направленности АС. Для того, чтобы реверберационные характеристики комнаты вносили минимальные искажения в "собственное" звучание АС, необходима узкая направленность. Удачным решением, удовлетворяющим этим противоречивым требованиям, признано плавное и равномерное сужение диаграммы направленности с ростом частоты.

Ранее упоминалось, что АС с узкими передними панелями (меньше 20 см) нужно располагать подальше от отражающих поверхностей. Добавим, что подобные АС следует ставить вдоль длинной стены комнаты. Количество и качество низких частот зависит от расстояния до ближайших поверхностей, но при этом лучше не будить зверя (собственные резонансы комнаты). Варианты расположения АС приведены ниже (рекомендации фирмы Vandersteen).

Если комната слишком "звонкая" и отражения портят локализацию инструментов, попробуйте последовательно заглушать "опасные" места коврами. "Опасные" места в порядке важности их влияния: пол впереди и между АС, стена за АС, стена за головой слушателя, боковые стены/поверхности. Западные фирмы предлагают для этой цели специальные панельные поглотители (типа продукции фирмы RoomTune: EchoTunes, RoomTunes).

Экран телевизора великолепно отражает звук, поэтому не рекомендуем ставить телевизор между акустическими системами (в наших квартирах он обычно там и стоит!). Стоит критически посмотреть на кресло, в котором вы слушаете. Не рекомендуются кресла с высокой жесткой спинкой.

Фирма Vandersteen рекомендует ставить АС вдоль длинной стены комнаты. Начертите план комнаты. На плане поделите длинную стену последовательно на три, пять, семь и девять частей. Проведите соответствующие линии перпендикулярно этой стене. То же самое проделайте с боковой стеной (или с обеими боковыми стенами, если они не равны). Точки пересечения этих линий укажут те места, где возбуждение низких частот в комнате минимально.

Фирма NHT рекомендует следующие методы решения распространенных проблем:

Недостаточность баса, отсутствие плотного и четкого баса:

- попробуйте подвинуть АС поближе к задней стене

- проверьте, устойчивы ли подставки под АС: при необходимости примените шипы или конусные ножки

- проверьте, насколько тверда стена за АС. Если стена хлипкая и призвучивает, поставьте АС перед мощной (капитальной) стеной.

Стереокартина не выходит за пределы пространства, ограниченного АС:

- подвиньте АС поближе друг к другу.

Отсутствует глубина звукового пространства. В центре между АС нет четкого звукового образа:

- отодвиньте АС подальше друг от друга

- подберите оптимальную высоту расположения АС (примените подставки) и Вашего положения при прослушивании.

Резкое раздражающее звучание в области средних и высоких частот:

- если АС новые, прогрейте их на музыкальном сигнале в течение нескольких дней

- убедитесь, нет ли сильных отражений от боковых стен или от пола перед слушателем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

выясните какое должно быть идеально расстояние до динамиков... у меня например это 3 метра при высоте прослушивания 1 метр... ну и исходя из этого, по метру где то оставляем пространства до стен, в моем многоканальном случае глушить всё начисто, по всем углам бастрепы, имхо... :)) ну и сама референсная громкость АС имеет значение, для маленьких динамиков и усиления небольшая комната прокатит, а для больших нужно больше, как бэ... имхо :))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

чем больше помещение- тем меньше отраженных звуков и больше требуемое начальное звуковое давление, грубо . Оптимально получается где-то 3 метра дистанция прослушивания , чтобы не залезать в гигантские мощности. Ну а чтобы получить правильное отношение прямого и отраженного - или увеличивать дистанцию до стен \потолка, или глушить. Баланс где то посередине. Более-менее заглушенная комната под стерео получается примерно 25-40м2

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...