Интегральные усилители Pass Labs INT-30A и INT-150 - ULTIMA - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Интегральные усилители Pass Labs INT-30A и INT-150


Hi-Fi Man

Рекомендованные сообщения

3686193abe7f21e3608264bedd3dbc0e.jpg

 

Полный текст статьи "Pass brothers"


PASS%20Brothers.jpg

 

Интегральные усилители Pass Labs

    Нельсон Пасс — по меньшей мере, одиозная личность в аудиофильских кругах. Будущий усилительный гений родился 27 июня 1951 года и с двадцати лет работал, что называется, «по профилю»: сначала в PMA, потом в ESS (не путать с производителем ЦАПов, эта компания занимается производством АС с излучателями Хейла), а в 1974 году, после получения степени бакалавра по физике в калифорнийском университете в Дэвисе, он с Рене Бесне основывает культовую теперь уже компанию Threshold. Позднее к ним присоединился Джо Сэммут, с которым Нельсон сотрудничает до сих пор. Наиболее известная у Threshold серия усилителей Stasis оказалась настолько удачной, что лицензию на их производство приобрела компания Nakamichi. В середине 80-х Пасс работал с еще одной известной компанией Adcom — и наконец в 1991 году учреждается Pass Labs. Кстати, Threshold был продан Пассом лишь 6 лет спустя.

 

l_PASS_02.jpg

 


    Первым усилителем компании стал выпущенный 20 лет назад Aleph 0 — 70-ваттный моноблок в оригинальном кубическом корпусе с идущим по всему периметру радиатором. Впоследствии были разработаны его стереоверсия, предварительный усилитель и более мощный моноблок.

     В 1994 году схемотехника этой серии была существенно переработана — в частности, лишилась одного из трех каскадов. Тогда же Нельсон получил патент США за номером 5376899 на технологию SuperSymmetry. Спустя 4 года выпущен первый усилитель с использованием этой технологии — моноблок X-1000, а в 2006 году промышленный гигант Texas Instruments приобрел права на ее использование. Десять лет назад начался выпуск серии XA, фактически объединившей «под одной крышей» технологии серий Aleph и X. Любопытно, что после снятия с производства серии Aleph права на нее выкупила компания Volksamp — и до 2003 года выпускала модели с индексами 30 и 60 под собственной торговой маркой. В 2004 году Нельсон основал еще одну компанию, First Watt, в рамках которой продолжил изыскания и мелкосерийный выпуск моделей Aleph.

l_PASS_03.jpg


Интегральный усилитель Pass Labs (330 000 руб. )


Технические характеристики (по данным производителя)

Коэффициент усиления 26 дБ Выходная мощность, 8/4 Ом:   30A 30/60 Вт 150 150/300 Вт Частотный диапазон, –3 дБ 1,5 Гц – 60 кГц Входной импеданс, RCA/XLR 18/36 кОм Искажения:   1 кГц, максимальная мощность 1% Фактор демпфирования, 8 Ом 150 Скорость нарастания выходного сигнала ±50 В/мкс Габариты 483 х 178 х 483 мм Масса 27 кг

 


    А мы тем временем подходим все ближе к героям нашего сегодняшнего повествования. В январе 2007 года на выставке в Лас-Вегасе был показан прототип первого в истории компании интегрального усилителя, и тогда же было объявлено о планах по выпуску второго аналогичного аппарата. Они и стали реальностью спустя два с лишним года. Итак, речь пойдет и моделях INT-150 и INT-30A.

Конструкция

    Инженеры компании, не мудрствуя лукаво, взяли за основу этих аппаратов младшие модели усилителей мощности серий X.5 и XA.5 (X150.5 и XA30.5), «пятерки» в индексах которых, вкупе с существенными доработками конструкции, появились соответственно в 2003 и 2007 годах.

    В силу очевидно большей функциональности пришлось отказаться от фирменного стрелочного индикатора на передней панели в пользу матричного дисплея, клавиш выбора входа, приглушения звука, дежурного режима и рукоятки безупорного регулятора громкости.

    На задней панели установлены: основной сетевой тумблер, 2 пары балансных и 4 пары небалансных входов, по паре балансных и небалансных выходов с предусилителя, винтовая клемма заземления, а также терминалы для подключения АС. В своем «фабричном» варианте они не способны принимать клеммы типа «банан», но после несложной операции эта особенность устраняется. Прилагаемый пульт ДУ в алюминиевом корпусе дублирует все операции, доступные с передней панели, а также позволяет выполнять ряд других действий — например, регулировку баланса.

    Естественно, в данных моделях применяется фирменная технология SuperSymmetry. Ее основные принципы таковы: полностью балансная схемотехника, минимальное число усилительных каскадов (то есть два), тщательный подбор комплектующих и точная настройка, минимально возможная обратная связь и отсутствие проходных конденсаторов. В итоге — низкий уровень искажений, обычно присущий многокаскадным схемам с глубокой ООС, но без их губительного влияния на звук.

Блок питания основан на тороидальном трансформаторе производства канадской компании Plitron. Во вторичном каскаде установлены два мостовых выпрямителя и 18 фильтрующих конденсаторов по 10 000 мкФ.

 

 l_PASS_04.jpg

 

j_PASS_04_A.jpg

 

j_PASS_04_B.jpg

 

  Схема предварительного усилителя собрана на отдельной плате, регулировка громкости реализована посредством пары резистивных матриц DS1882 производства Dallas Semiconductor. Это аналоговые потенциометры с цифровым управлением и диапазоном 63 дБ (шаг — 1 дБ).

 

l_PASS_05.jpg


    В выходных каскадах INT-150 установлено в общей сложности 40 полевых транзисторов производства американской компании International Rectifier, а именно — 20 N-канальных IRFP240 и 20 P-канальных IRFP9240. Что же касается INT-30A, то там обнаружились 40 полевых транзисторов производства компании Fairchild, 20 N-канальных FQA19N20C и 20 P-канальных FQA12P20.

    Осталось добавить, что модель INT-150 первые 10 Вт своей выходной мощности работает в режиме класса А, переходя затем в АВ; среднее энергопотребление обоих моделей составляет порядка 200 Вт, а рабочая температура радиаторов оконечных каскадов лежит чуть выше 50-градусной отметки. Собраны оба усилителя в США.

Прослушивание

    Сталкиваясь по роду работы с самыми различными изделиями творцов от Hi-Fi и high end, поневоле с течением времени начинаешь погружаться в анализ разных факторов, пытаясь свести многообразие схемотехнических приемов, обилие разработок и патентов, а также всевозможные реверансы в сторону музыкальных гениев прошлого и настоящего в некую упорядоченную матрицу. Отыскать закономерности. Научиться предвосхищать результат. Обрести в итоге умение вычислять выдающиеся в музыкальном плане образцы по цвету картонной упаковки, шрифту логотипа и степени омеднения крепежных скоб. Опыт анализа упорно пытается эволюционировать в синтез экспертной оценки. И понимание утопичности этой идеи ни в коей степени не влияет на подспудное выявление примет и ожидание долгожданной поклевки. Впрочем, если она не случается, это не самое большое разочарование. Разочарование алхимика от high end ожидает, например, при распаковке коробок с маркировкой Pass Labs. Потому что, с одной стороны, постоянство результатов продукции от Нельсона Пасса претендует на закрытие теории вероятности как лженауки, а с другой — делает бессмысленными опыт, предчувствия и приметы. Просто нужно принять как должное, что есть в этом мире вещи настолько близкие к идеалу, что осознай мы это в полной мере чуть раньше — и, возможно, вся история сложилась бы иначе.

 

g_PASS_06.jpg


    Внешне похожие, как близнецы-братья, тестируемые усилители при внимательном, вдумчивом прослушивании являют каждый свои черты характера. С некоторой долей условности и впадая в легкую степень анимизма, я был склонен воспринимать «стопятидесятый» как умеренного экстраверта. Бодрого, со сгустком клубящейся энергии, готового рвануть не на себя, так от себя по первому зову. Способного свернуть горы, и уж точно — совладать с большинством существующих на рынке акустических систем вне зависимости от их конструкции и сложности, с точки зрения нагрузки для выходных каскадов.

    «Тридцатка» предугадываемо отчетливо просилась на роль интроверта, поглощенного созерцанием нюансов изменения ткани бытия. Несколько меньше задора и удали, чуть тоньше штрихи и вернее интонации. Где-то на самом краю различимого. Там, где не столько слышишь, сколько чувствуешь. При этом, что характерно, несмотря на заявленную мощность, соответствующую режиму класса А, он вполне уверенно управлял напольниками с «десятками» в басу. И если «Hair Of The Dog» и «Railroad Boy» от Nazareth более выигрышно слушались на INT-150, то «Whiskey Drinkin’ Woman» и «Please Don’t Judas Me», на мой взгляд, остались за INT-30A — по совокупности параметров и, в первую очередь, по способности показать, что рок образца 1975 года — это несколько больше, чем ритм-секция и барабан. Впрочем, вынужден повториться: различия между усилителями не антагонистичны. Они на пару порядков меньше, чем отличие каждого из них от других усилителей контрольного тракта. Представляется, что большинство производителей вообще отказались бы от выпуска столь схожих по звучанию аппаратов, но для Pass Labs это вопрос принципа. Своего рода глубина уровня квантования. Приближение к абсолюту.

 

j_PASS_07.jpg


    Совместный концерт «извечных заклятых друзей» Гилмора и Уотерса на стадионе «О2» в 2011 году оставляет смешанное впечатление. И все же перевес на стороне «стопятидесятого». Не по мощности. Скорее, по масштабности, по ощущению грандиозности действа. Хотя для меня само появление вышеупомянутых персонажей в одном кадре сродни... созерцанию размахивания факелом в метановой штольне. Впрочем, не искри эти персонажи, стали бы они притчей во языцех и прижизненным тестовым материалом на территории бывшей «одной шестой»? И как можно после этого не поставить «High Hopes»? А вот тут аккурат место для неклассического раздвоения личности. Одна половина голосует за «150-й», упирая на атаку бас-гитары, другая же 0,5 «электората» — за «30-й», акцентируя внимание на аутентичности звучания колокола, а соло Гилмора на стил-гитаре озадачило и поставило в тупик, напомнив притчу про буриданова осла. По крайней мере, я сформулировал для себя сложность выбора как обратную сторону удовольствия от того, что не мне предстоит его сделать.

    «Kill us» от Arstidir — буйство красок изначально почти монохромной исландской фолк-палитры. И тем не менее, бережное отношение участников коллектива к собственному звучанию, явственное присутствие не просто воздуха, но атмосферы сбегающих к океану склонов позволяет получать от прослушивания группы то удовольствие, которое порой кажется недостижимым на выхолощенных стерильных записях мэтров мейнстрима. И пара испытуемых как нельзя лучше подходит для этого. Отсутствие тембральной окраски, впечатляющие детальность и микродинамика делают «братьев Пасс» практически незаметной частью тракта, тем самым повышая требования к тщательному подбору остальных компонентов.

ВЫВОД

Несмотря на достаточно скромные по меркам записных «хай-эндщиков» габариты, равно как и на интегральную конструкцию «30-й» и «150-й» моделей, они остаются тем, чем всегда была продукция компании Pass Labs. Да простят мне мою пристрастность, не могу их ни с чем сравнить — по той простой причине, что это с ними нужно что-то сравнивать. Впрочем, будучи до конца откровенным, я бы посоветовал будущим владельцам этих усилителей как можно тщательнее отбирать музыкальный материал.

Контрольная система

CD-транспорт C.E.C. TL3N;
ЦАП C.E.C. DA3N;
акустические системы Vienna Acoustics Mahler;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
цифровой кабель Harmonic Technology Cyber-Link Silver;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС Musical Wire Cadence Signature.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 0
  • Создано
  • Последний ответ

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

×
×
  • Создать...