Акустические системы пространственного поля - Страница 29 - Акустические системы - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Акустические системы пространственного поля


valankon
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

12 часов назад, AudioFin сказал:

братный рупор" в его исполнении имеет истенно посконный и древляный дух )

(но кстати насколько я понял ""прямого" звука у его в конструкции и вовсе нетуть)

Мой обратный рупор Lowther - чисто арийского, пардон, английского происхождения. Смотрим на него и переводим взгляд на прародителя Войта, надеюсь всем понятна идея.

 

F736484A-C4CE-4E94-A6B1-4F0464307C04.jpeg

9077A6E2-7AC9-429D-931B-BE898DDC4C23.jpeg

044F579B-8EE3-45E9-90D9-EB6787C8197F.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

41 минуту назад, JImpro сказал:

АМЛ вряд ли когда нибудь

Чтобы АМЛ услышал мою систему - это ОС через годы, через расстояния. "Звенеть" будет, никому не нужная затея. Плюс, система моя ущербная, нету нужных головок.

 На этот раз - никуда, - заметил Балаганов, - денег нету. Ничего не поделаешь, товарищ механик, бедность. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К Духу вопросов нет, он на работе! 

А что передом ваши АС не хотят рассеиваться? Какая им разница о какую из наклонных стен отражаться? Или Гросс прав, с ИМ искажениями не все в порядке. ПОэтому сильное желание отвернуться от прямого звука! У меня такое было, покуда я пользовался ЦРГ.

Динамик с подмагничиванием со столь длинной катушкой рождает сомнения в эффективности сверхдлинного соленоида....Мне возразят?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

21 минуту назад, Сергей Ефимов сказал:

Мой обратный рупор Lowther - чисто арийского, пардон, английского происхождения. Смотрим на него и...

интересно (любопытно) а что же долетает там, до ушей, свыше 5-6 кГц...

(но тут наверное про это уже офтоп.. у Вас имеется свой топик, про это дело?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

22 минуты назад, JImpro сказал:

А что передом ваши АС не хотят рассеиваться?

Они изначально задуманы, чтобы стоять динамиком в стену. Читайте описание. И смотрите схему работы

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, AudioFin сказал:

интересно (любопытно) а что же долетает там, до ушей, свыше 5-6 кГц...

(но тут наверное про это уже офтоп.. у Вас имеется свой топик, про это дело?)

Верно. Здесь тема про акустику Валанкон, которая мне очень нравится. На MHES 2016 - это была одна из лучших систем

 

 

 

Тема про мои Lowther:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 минут назад, AudioFin сказал:

интересно (любопытно) а что же долетает там, до ушей, свыше 5-6 кГц...

А это со стороны не понять. Голова не микрофон, ловит, что нужно. В рассеивающей комнате многие аудифильские стандарты теряют смысл.

А самое интересное и важное для выводов, это то, что записать звук в такой комнате адекватно слуху невозможно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

это понятно..   (в курсе)

...просто интерсно что же там если весь звук "взад"    (но это тема для отдельного топика, ссылка на который выше)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 21.09.2019 в 13:17, JImpro сказал:

Валентин! Проблему конусов как решать? Хочется деревянные. Из стекла, вероятно очень дорого? Самому делать, сворачивая  из пленки?

 Конус делаете из чего угодно, главное необходима некая масса, чтобы не колебался под воздействием звуковой волны и полированная поверхность. Часто делаем из 1мм пластик. Можно из ватмана, но надо покрыть лаком, несколько слоёв.

В 22.09.2019 в 08:05, gross сказал:

Совершенно верно, но с одной небольшой подробностью. Назойливо звучит прямое излучение в том случае, когда имеет в своем составе ИМ искажения в верхней части спектра. Эти составляющие в прямом звуке по оси динамиков и дают назойливость. Применение качественных головок, правильного построения АС, их размещения, подготовки комнаты и качественного усиления позволяет снизить уровни этих искажений до уровней, ниже порога заметности. И тогда возникает благоуханная картина чистого прозрачного глубокого наполненного звука. Со всей сутью, эпохой и прочим, по АМЛу.  :)

Правильно, но что бы было конкретней прочитайте мою статью Радио №12 1987г.  "Психоакустические критерии качества звучания и выбор параметров УМЗЧ"

 

В 22.09.2019 в 08:57, Сергей Ефимов сказал:

 

Абсолютно правильно, т. к. мы слышим давление (скалярная величина - о свойствах почитайте), а стандартные системы излучают вектор, он потом перейдёт в давление пережив множество отражений, а тут сразу в АС. Я никогда не утверждал, что мы всё придумали, но мы исследовали и развили результаты сделанного до нас. Вектор упёршийся в преграду переходит в давление. Со временем вижу, что растёт понимание и интерес к предложенному нами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Акустические
системы
пространственного поля
(АСПП)
В.Н. Костин, [email protected], директор компании «Валанкон-Д»,
А.Н. Сологубов, доцент кафедры звукорежиссуры ВГИК, Москва, РФ
Аннотация
Рассматриваются различные варианты конструкций
акустических систем пространственного поля и их при-
менение в системах «домашнего кинотеатра» взамен
традиционных акустических систем и в качестве допол-
нения к комплексам «DOLBY» для бюджетных вариантов
Проведённые эксперименты по прослушиванию АСПП
подготовленной зрительской аудиторией подтвердили
почти двукратное увеличение зоны комфортного прослу-
шивания по сравнению с традиционными акустическими
системами.
Ключевые слова: Акустические системы пространствен-
ного поля, «Валанкон», цилиндрическая волна, круговая
диаграмма направленности, точечный излучатель, АСПП.
Spatial field acoustic systems
V. Kostin, [email protected], “Valancon”, A. Sologubov, VGIK,
Russia
Abstract
Various designs of spatial field acoustic systems and their
application in “home theater” systems instead of traditional
acoustic systems and as a Supplement to “DOLBY” complexes
for budget variants are considered. The experiments conducted
to listen to the ASPP prepared by the audience confirmed
an almost twofold increase in the area of comfortable
listening compared to traditional speakers.
Keywords: Acoustic system of spatial fields, “Valancon”, cylindrical
wave, the circular radiation pattern of point emitter, ASPP.
Введение
Основная задача электроакустики в самом упрощён-
ном варианте – это соответствие вторичного звукового
поля (в месте прослушивания) первичному (в месте, где
происходит само действие). Если вдруг мы остановимся
(на улице или в любом другом месте) и прислушаемся, то
окажемся в окружающем нас звуковом поле. Различные
звуки будут слышны со всех сторон, и мы совершенно
свободно сможем локализовать источники этих звуков.
Какое основное свойство этих источников?
Точечность
Все источники звуков в окружающем нас мире – то-
чечные. Из одной точки исходит весь спектр частот и в
большинстве своём излучает давление (скалярные из-
лучатели). Микрофон тоже точечный приёмник звука и
воспринимает давление. Если обратиться к психоакусти-
ке, то наше восприятие оптимизировано под такие источ-
ники звуков. Только современные акустические системы
не являются точечным источником звука, излучающим
давление (направленный, векторный излучатель).

Применяемые в акустических системах (АС) источники
звука громкоговорители (Гр) не позволяют воспроизве-
сти весь слышимый диапазон частот. Для решения этой
задачи выпускаются специализированные Гр, оптимизи-
рованные для своего диапазона частот. Таким образом,
мы получаем АС, состоящую из нескольких Гр, разнесён-
ных в пространстве. На каждый из этих Гр подаётся толь-
ко часть исходного звукового сигнала в том диапазоне
частот, на который рассчитан данный Гр, и каждый из
этих Гр будет иметь свою диаграмму направленности.
Возникает несколько вопросов:
Где точечный источник звука?
Так как каждый Гр имеет разную диаграмму направ-
ленности, то в зависимости от точки прослушивания мы
будем иметь разную тембральную окраску.
Вывод – вторичное звуковое поле принципиально не
может соответствовать первичному. Возникает неизбеж-
ный вопрос – что делать?
Немного истории:
• 1898 год – Оливером Лоджем изобретён громкогово-
ритель, конструкция которого сохранилась до сих пор.
• 1948 год – на Лондонском «Радио–шоу» был пред-
ставлен первый громкоговоритель «DualConcentric»
фирмы «Tannoy». Первый направленный двухполосный
точечный излучатель (Английский звук).
Это, действительно, был прорыв, который сохраняет
свои преимущества до настоящего времени. Великолеп-
ный звук, с очень небольшой областью комфортного
прослушивания. Наличие рупорного высокочастотного
излучателя в коаксиальном Гр «Tannoy» только обостря-
ет ситуацию с тембральной окраской в зависимости от
положения слушателя.
Возникает вопрос: как преобразовать векторное излу-
чение в скалярное? Очень просто, как хлопают в ладо-
ши. Каждая ладонь – вектор, а две ладони, направленные
друг на друга, образуют скаляр (давление), или можно
хлопнуть ладонью по препятствию. Скорость никакая, а
звука много. Да, через 10 ÷ 15 длин волн векторное из-
лучение само перейдёт в скалярное, но лучше не ждать.
Первый раз о подобных АС в отечественной литера-
туре было упомянуто в публикации журнала «Радио»
(№4,1973). Следующий шаг к созданию подобных АС
сделал конструктор Шоров В.И. Разработанная им сис-
тема 30АС103П потом выпускалась заводом «ЯНТАРЬ» и
была описана в журнале «Радио» (№4, 1997). Это была
двухполосная АС, где два Гр установлены горизонтально
и направлены каждый на свой рассеивающий конус, пе-
реводящий вектор в скаляр. Так как высокочастотный Гр
установлен над низкочастотным, то абсолютно точечного
источника мы не получаем.
Ещё одним шагом к созданию точечного всенаправ-
ленного источника звука явилась разработка, предло-
женная Ю. Грибановым и А. Клячиным (рис. 1), с шестью
Гр, установленными на шести гранях «круглых» АС.
Эту АС нельзя назвать АСПП, т.к. присутствует вектор-
ная составляющая излучения. Но она является точечным
всенаправленным источником звука. Есть ещё один не-
достаток: мы видим, что один и тот же сигнал излучается
несколькими Гр. Невозможно добиться абсолютно син-
хронной работы всех громкоговорителей и идентичности
их параметров. Это приводит к потере (замазыванию)
тончайших нюансов фонограммы.
Наиболее полно идеологии АСПП соответствует АС,
предложенная А. Виноградовым и А. Гайдаровым (рис. 2),
так называемая «контрапертурная». Это полный эквива-
лент нашим ладоням. Создаётся виртуальный, точечный,
всенаправленный, полнополосный источник давления.
Вертикальная составляющая звуковой волны несколько
подавлена. Система излучает волну, близкую к цилиндри-
ческой. Но, как говорил Михаил Васильевич Ломоносов,
если где-то что-то прибыло, значит, где-то что-то убыло.
Мы опять возвращаемся к той же проблеме, что и в пре-
дыдущем случае – не может быть абсолютно симметрич-
ных структур. На высоких частотах звуковые волны не
всегда совпадают по фазе, и возникшая интерференция
приведёт к искажению исходного тембра. Искажения,
конечно, меньше, чем в предыдущем способе (меньше
громкоговорителей), но проблема остаётся. Есть ещё
одна проблема, связанная с подобной структурой – это
двухполосность, что существенно усложняет процесс
подбора Гр. Достаточно сложно в двухполосном варианте
Рис. 1.

подобрать комплект Гр для воспроизведения необходи-
мого диапазона частот.
Принцип работы третьего типа АСПП легко понять из
рис. 3. Хлопаем одной ладонью по столу. Наличие од-
ного комплекта громкоговорителей позволяет избежать
недостатков, свойственных контрапертурной АС. Здесь
также излучается цилиндрическая волна с круговой диа-
граммой направленности во всём диапазоне частот.
В настоящее время наша фирма, имеющая ряд па-
тентов [8-13] на подобные АС, выпускает АСПП по двум
структурам, изображённым на рисунках 4 и 5. Двухпо-
лосные АСПП, изготовленные по схеме, показанной на
рис. 4, выпускаются для бытового использования в трёх
объёмах: 5, 10 и 40 литров. Для небольших залов вы-
пускаются активные АСПП мощностью 500 и 1000 Вт. с
использованием обычных и коаксиальных Гр. Структура
АСПП, изображённая на рис. 5, реализует трёхполосный
принцип, что существенно упрощает проблему подбора
Гр. В настоящее время мы выпускаем АСПП объёмом 70
литров, рассчитанную на высококачественное воспроиз-
ведение стереофонических фонограмм.
Если говорить о недостатках АСПП, то единственное, о
чём можно утверждать с некоторой долей уверенности,
является некоторое ослабление атаки, так как звук излу-
чается во все стороны, а не прямо на вас, как в стандарт-
ных АС. Однако необыкновенное ощущение комфорт-
ности и эмоциональной вовлечённости создают среду,
недостижимую для стандартных АС. Приведённые здесь
три типа АСПП не исчерпывают всего многообразия раз-
личных вариантов.
Как следствие, возникла идея проверить преимущест-
ва данной акустики при воспроизведении фонограммы,
записанной в формате 5.1. Эта работа была проведена
во ВГИКе во время практических занятий для студентов
по специальности «звукорежиссура аудиовизуальных
искусств». Мы решили понять, насколько увеличится
зона комфортного прослушивания при демонстрации
видеоматериалов в помещении площадью 40–50 м2 для
аудитории не более, чем 15–20 человек. Это был показ
фрагментов учебных видео- и киноматериалов во время
занятий для студентов. Широко распространённое обо-
рудование систем «домашний кинотеатр» позволяет в
таком помещении обеспечить комфортную зону прослу-
шивания максимально для 5-6 человек. Если помещение
позволяет расположить акустические системы левого и
правого каналов на расстоянии 1,5–2 м от центрального
канала, то для зрителей, находящихся по оси централь-
ного канала, обеспечено комфортное прослушивание.
Для зрительских мест, расположенных посередине
между левым и центральным, или правым и централь-
ным каналами, вся звуковая картина смещается к бли-
жайшей акустической системе левого или правого ка-
нала. При этом практически все реплики и большинство
синхронных шумов звучат из центрального канала, что
предусмотрено технологией перезаписи и многолетним
опытом звукорежиссёров кинематографа. Этим дости-
гается единство звукозрительного образа. Музыкальная
компонента аудиовизуального произведения записыва-
ется с учётом занятости центрального канала, в котором
её уровень почти всегда ниже центрального канала. И
если считать пару LC и CR как отдельную двухканальную
стереопару, то для зрителей, расположенных в центре
этих стереопар, музыкальная компонента будет смеще-
на в соответствующую месту сторону. То же самое будет
происходить с фоновыми шумами. Подавляющее боль-
шинство фронтальных акустических систем «домашнего
кинотеатра» имеют хорошо выраженную кардиоидную
диаграмму направленности с обострением к высоким
частотам, что ещё больше уменьшает комфортную зону
прослушивания. Аналогичная ситуация получается и с
тыловыми акустическими системами.
Рис. 5. Трёхполосная структура

Для эксперимента в системе до-
машнего кинотеатра, установленной
в аудитории кафедры звукорежис-
суры ВГИКа, акустические системы
левого и правого каналов и тыловые
АС были заменены на АСПП компа-
нии «Валанкон». Для центрального
канала использовалась акустическая
система традиционной конструкции
D’Appolito, расположенная горизон-
тально. Была оставлена возмож-
ность оперативного подключения
«штатных» акустических систем,
установленных в аудитории. Мно-
гократно проводились сравнения
звучания фрагментов фонограмм
фильмов с опросом и отзывом студентов-зрителей для
АСПП и традиционной системы домашнего кинотеатра.
Использование АСПП позволило расширить зону ком-
фортного прослушивания более чем в два раза. Cлуша-
тели, находящиеся в середине между центральным и
одним из фронтальных каналов, практически не замеча-
ли этого смещения и при опросе считали эти места ком-
фортными. Тыловые каналы с АСПП обеспечивали рав-
номерное звучание фонов и музыки фонограммы даже
при нахождении слушателя-зрителя рядом с АС. После
окончания эксперимента большинство слушателей было
недовольно возвращению в аудиторию традиционной си-
стемы «домашний кинотеатр».
Использование пассивных АСПП в таких условиях
прослушивания позволяет при одинаковой стоимости с
традиционными АС существенно увеличить размер зоны
комфортного прослушивания. Исследования показали,
что при использовании традиционных АС зона комфорт-
ного прослушивания составляет примерно 40% площади
помещения, а при использовании АСПП - 85%. При этом
все остальные компоненты системы (ресивер, источни-
ки сигнала, кабели) остаются прежними и не требуют
замены.
Заключение
Проведённые исследования позволяют сделать следу-
ющие выводы:
1. Являясь скалярным излучателем, АСПП не требова-
тельны к акустическому оформлению помещения, что
показал многолетний опыт эксплуатации в различных
комплексах домашнего кинотеатра.
2. Формируемая цилиндрическая волна обеспечивает
затухание звукового давления 1, а не 1/R, как стандарт-
ные АС, что обеспечивает дополнительную равномер-
ность звукового поля.
3. Создаваемая «субъективная сцена» характеризует-
ся чёткой локализацией виртуальных источников звука
с широкой зоной комфортного прослушивания. Из от-
зывов слушателей: …«С первых нот звук захватывает
внимание. Очень необычно: при фиксируемых на слух
левом и правом каналах, звук ви-
сит перед тобой. Середина выпукла
и почти осязаема, но совершенно
не напрягает»…«Основное впечат-
ление получаешь, когда встаёшь с
насиженного дивана, в этот-то мо-
мент и понимаешь всю «вкусняш-
ку» данной акустики. Звук идёт за
тобой... Учитывая широкие проёмы
и отсутствие дверей, звук настига-
ет тебя практически на всём жилом
пространстве!»…
4. Многолетний опыт эксплуата-
ции в комплексах домашнего ки-
нотеатра приводит к выводу о том,
что АСПП можно использовать в
качестве дополнения к стандартной системе кинопоказа
в небольших залах и клубах. Там использование полного
комплекта аппаратуры «DOLBY» невозможно по финан-
совым соображениям. Использование же АСПП позволит
удовлетворить желание зрителей получить необходимый
эмоциональный эффект.
5. Считаем целесообразным рекомендовать АСПП для
целей озвучивания различных помещений, так как они
позволяют сократить количество акустических систем в
3–4 раза по сравнению со стандартными.<

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 минут назад, valankon сказал:

Конус делаете из чего угодно, главное необходима некая масса, чтобы не колебался под воздействием звуковой волны и полированная поверхность.

Думаю, мало. И чтоб не прогибалась. Получается, картон как временная форма для заливки чего нибудь. Я нашел лучшее решение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, JImpro сказал:

Думаю, мало. И чтоб не прогибалась. Получается, картон как временная форма для заливки чего нибудь. Я нашел лучшее решение.

Молодец!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо! Ещё одно подтверждение нашей правды.

9.11.19  в 19.05 на канале "КУЛЬТУРА" начинается "БОЛЬШАЯ ОПЕРА".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

какой "правды"?    Древних (исконных) корней "русского звука"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Может быть я не точно выразился, скорее правоты, всё больше и больше появляется сообщений о продвигаемым нами пространственном звуке. Это радует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Вчера в ветке  «Слепое тестирование АС в шоу-руме Round Audio»  на стр.36  после некоторой переписки появилось сообщение  от  Boris Eshkind

  А Dolby тут причем?    Это вообще не объявление - а стандартное изображение в результатах поисках. "Закрыто на всегда" - это результат редактирования и отзывов. Исправляется на раз-два. Выдумали себе "мощного врага", чтобы подчеркнуть свою значимость? Всемирный заговор против Валанкона и "русского звука"? Да Dolby вообще все равно есть вы или нет 

P.P.S. Выручка американской "Долби лаборатриз" в 2018 году составила 1 миллиард 200 миллионов долларов и чистая прибыль более 200 миллионов долларов. Выручка компании "Валанкон-Д" в том же году составила 187 000 рублей без НДС и чистый убыток 9 000 рублей. Разумеется потомки Рэя Долби попросили Алексея Угриновича всячески вредить опасному конкуренту, а лучше даже закрыть его. 

 

С Алексеем Дмитриевичем мы знакомы много лет и не один раз обсуждали наши совместные интересы. На прошлой недели мы встречались на научно-технической конференции по телевидению и наметили пути дальнейшего сотрудничества. Что касается публикации «Валанкон закрыто навсегда» то я считаю, что это глупая подстава «мууд..рых людей», как то причастных к теме, вроде тех, что ковыряется в сложностях текущего момента. Я не от кого не скрываю трудности текущего момента – да финансовые проблемы, а у кого их нет сейчас. Но глупо было не воспользоваться таким рекламным подарком. С высоты Долби Валанкон не видим до же в микроскоп и такой подарок сразу через неделю после выхода журнала. Спасибо вам «мууд…рые люди».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

19 часов назад, urakoff сказал:

Лучшие системы пространственным поля SONAB

Без названия (29).jpeg

 

Не точечный излучатель, а многовекторный, опять вектора складываются, вычитаются, интермодуляция, но путь в нужном направлении. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, valankon сказал:

Не точечный излучатель, а многовекторный, опять вектора складываются, вычитаются, интермодуляция, но путь в нужном направлении. 

"Точечный излучатель"  это вымысел, в природе его не существует.

Акустика Терагаки имеет круговую направленность ,и использует излучение на принципах поперечной волны.

4347680781.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Согласен про точечный. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

несогласен про "терагаки".  (какой нафуй "имеет круговую направленность"? классическая «восьмёрка»)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, AudioFin сказал:

классическая «восьмёрка

поройте про NXT

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

21 час назад, urakoff сказал:

"Точечный излучатель"  это вымысел, в природе его не существует.

Акустика Терагаки имеет круговую направленность ,и использует излучение на принципах поперечной волны.

4347680781.jpg

Стукните по столу молоточком, где здесь НЧ, СЧ и ВЧ излучатели как у японца, весь спектр частот из одной точки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а где при "по столу молоточком"  НЧ и ВЧ     B)

 

1 час назад, Flaesh сказал:
Цитата

терагаки - "имеет круговую направленность"?.. классическая «восьмёрка»

поройте про NXT

Терагаки - это NXT ??     (хотя, формально притянуть можно)

а NXT (оно же BMR) - "имеет круговую направленность"?  о.О

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...