Отечественная литература. - Страница 5 - Литература - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Отечественная литература.


Naf-Naf

Рекомендованные сообщения

Коллеги, не следует путать философскую литературу с "философией Достоевского, Миллера, Толстого и т.п.".
Вот тут почитайте - виды литературы. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.

Конечно, при желании можно облечь философский трактат в подобие художественной книги. И наоборот. Но к художественной литературе, с её сюжетообразующим скелетом, этот гибрид будет относится, как канал к канализации. Пусть даже есть исключения. Они, будучи исключениями, лишь подтверждают правило. То есть философский трактат - это, друзья мои, НЕ ИСКУССТВО. Не художественная литература.

Что такое философия не в бытовом смысле слова, надеюсь освежите в памяти без меня.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 175
  • Создано
  • Последний ответ

Никто и не говорит о чистой философии, Платоне или Канте, а лишь о худ. литературе в которой есть философская составляющая. Речь, идет о потоке сознания, в данном случае, поскольку речь зашла о "Школе дураков". Кстати, произведение очень напоминает Беккета "Моллой", уж, не знаю есть ли тут взаимосвязь.

В приведенной вами ссылке все это есть, в разделе "методы и направления". 

Юрий, не для спора, но для устаканивания понятий прежде всего, процитирую.
Что такое поток сознания? А вот что такое - это лирика! :)

ЛИРИКА (от греч. "исполняемое под лиру") - это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

Всё прекрасно, но читаем дальше. Что же такое лирика, какие жанры к ней относят?
А вот какие:

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

======================================

Не думаю, что Вы читаете оды, гимны и т.д... Но может и читаете, тогда я - пас. :)

Если же мы берем книгу, на обложке которой написано: роман (или повесть) - то это не лирика... и там по определению должна быть сюжетная линия.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Коллеги, не следует путать философскую литературу с "философией Достоевского, Миллера, Толстого и т.п.".
Вот тут почитайте - виды литературы. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.

Конечно, при желании можно облечь философский трактат в подобие художественной книги. И наоборот. Но к художественной литературе, с её сюжетообразующим скелетом, этот гибрид будет относится, как канал к канализации. Пусть даже есть исключения. Они, будучи исключениями, лишь подтверждают правило. То есть философский трактат - это, друзья мои, НЕ ИСКУССТВО. Не художественная литература.

Что такое философия не в бытовом смысле слова, надеюсь освежите в памяти без меня.

Никто ничего не путает, потому что философская литература (вы же сами о ней и говорите сначала) как раз включает в себя, помимо прочего, жанр философского романа - художественного произведения, написанного в романной форме, в сюжете или образах которого известную роль играют философские концепции. К этой литературе как раз и относится часть творчества Достоевского, Толстого, Ницше, Манна, Гессе, Сартра и многих других авторов. И такая литература отнюдь не является исключением из правил, а направлением, которое активно развивалось со времен античности (взять, например, творчество Платона). 

О философских трактатах речи не идет. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Юрий, не для спора, но для устаканивания понятий прежде всего, процитирую.Что такое поток сознания? А вот что такое - это лирика! :)

ЛИРИКА (от греч. "исполняемое под лиру") - это обобщённое название произведений, в которых нет сюжета, а изображаются чувства, мысли, переживания автора или его лирического героя.

Всё прекрасно, но читаем дальше. Что же такое лирика, какие жанры к ней относят?
А вот какие:

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

ода, гимн, песня, элегия, сонет, эпиграмма, послание.

ОДА (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
ГИМН (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
ЭПИГРАММА (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в 3 веке до н. э.
ЭЛЕГИЯ – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н. э.
ПОСЛАНИЕ – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
СОНЕТ (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в 13 веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине 16 века (Г. Сарри), а в России – в 18 веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия).

======================================

Не думаю, что Вы читаете оды, гимны и т.д... Но может и читаете, тогда я - пас. :)

Если же мы берем книгу, на обложке которой написано: роман (или повесть) - то это не лирика... и там по определению должна быть сюжетная линия.

 

Лирика как род художественной литературы и поток сознания - разные вещи. Поток сознания - это художественный прием, который преимущественно использовался в литературе модернизма в XX веке. И классические произведения, в которых поток сознания занимает центральное место, написаны в жанре романа. А роман - это эпический жанр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ОК, дальше не спорю. :)

Просто, разговор начался (напомню) с того, что авторы (некоторых произведений) стали пренебрегать сюжетом. По моему мнению, из-за неумения. То есть я сторонник мнений, что в художественном произведении должен быть сюжет. Но кто я такой, чтобы указывать печатающимся авторам, как им писать? Тем более, что читать вам, уважаемые коллеги... :)

Поэтому спор исчерпан, всем желаю приятного чтения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Согласен, Юрий.
По моему мнению, именно эмоциональный отклик - признак искусства вообще.

Что же касается именно художественной литературы, то это высшая степень словесного искусства. Скажем, газетная статья тоже может вызвать эмоции, но художественной литературой мы её не считаем.

Вообще разговор интересен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В целом, конечно, правы те, кто причисляет "бессюжетные"(к таковым, я кстати отношу и те, где форма\язык превалируют над содержанием, Набоков-яркий пример) произведение к художественной литературе, но это совершенно не обязывает таковые нравится всем.

Я грешен, так и не осилил до конца не Улисса, не Лолиту.

А вот Гипериона считаю выдающимся произведением литературы, вообще, а не только фантастики, читал два раза :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Я грешен, так и не осилил до конца не Улисса, не Лолиту.

 

Лолиту можно вообще не читать. Написано видимо ради денег или с целью эпатажа.  Все остальное, написанное им - гениально. Перечитывать можно постоянно, Гениальность у Набокова не в сюжетах. Они часто у него просто призрачны. Это запредельная красота текста. Набоков или очень нравится, или сразу вызывает отторжение

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Просто, разговор начался (напомню) с того, что авторы (некоторых произведений) стали пренебрегать сюжетом. По моему мнению, из-за неумения. То есть я сторонник мнений, что в художественном произведении должен быть сюжет. 

Верно, изначально вопрос был именно в этом, и дискуссия действительно интересная.

Как кажется мне, дело здесь не просто в пренебрежении, а в том, что некоторые творческие личности сознательно отказываются от канонов жанра, дабы не просто расширить границы его определения в искусстве, но и выполнить специфические задачи (например, изобразить особое состояние сознания человека), которые ставят перед автором историческая эпоха и культурная среда, и открыть для читателя нечто новое, тем самым изменив состояние его души (допустим, подчеркнуть остроту конфликта с помощью необычной и сложной формы, а не используя традиционные средства). 

Нравится нам это или нет, принимаем мы это или нет, художественная литература, как и другие виды искусства, постоянно движется вперед, и не нужно загонять ее в рамки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В целом, конечно, правы те, кто причисляет "бессюжетные"(к таковым, я кстати отношу и те, где форма\язык превалируют над содержанием, Набоков-яркий пример) произведение к художественной литературе, но это совершенно не обязывает таковые нравится всем.

Я грешен, так и не осилил до конца не Улисса, не Лолиту.

А вот Гипериона считаю выдающимся произведением литературы, вообще, а не только фантастики, читал два раза :)

 

Конечно, правы, потому что "бессюжетные" произведения полностью попадают под определение художественной литературы.

И вы верно говорите, что никто никого не обязывает любить строго определенные предметы искусства. Дискуссия изначально не из-за этого разгорелась.

И разумеется, вы сами решаете, какие произведения вам понравились или не понравились. Если книга доставляет удовольствие, то читайте, никто ведь заставляет бросить ее и непременно прочитать "Улисса".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересная мысль. Не уверен, что это так.  Возможно тема, затронутая в романе многим кажется коммерчески привлекательной, в силу своей пикантности, но уверен, ВВ не думал об этом, не тот уровень. Тем более, если речь заходит об эпатаже.

Остальное тоже неоднородно. Необходимо все-таки делить его творчество на два периода,  русский и американский, это не только прослеживается хронологически, но и чувствуется по стилистике произведений. Последние, безусловно американезированы по стилю.  Но в людом случае, красота языка его произведений,  завораживает.  

Юрий, ну у нас почти похожие взгляды тут. А про Лолиту я написал потому, что даже весело порой бывает. Как только разговор заходит о Набокове ,то тут же всплывает эта Лолита. Хотя у него масса вещей гораздо более значительных. Где то я читал, что когда он Лолиту писал, то здорово нуждался в деньгах, и вероятно этим можно отчасти объяснить эпатажность сюжета.

Да, есть русский и американский Набоков. Мне первый ближе, хотя люблю у него все. Такого стиля и близко нет ни у кого. По памяти мало помню, но вот например о вещах только что похороненного брата "рубашки опрокинутые навзничь, туфли, которые пришли к своему концу....."  Он увлекался энтомологией, и мог на нескольких страницах описывать, как ночные бабочки залетают на свет лампы, называя их по латыни, и раскрывая их повадки, не хуже человеческих характеров. Нет равнодушных к творчеству Набокова. Для кого то это словесный бред, а для кого то великая литература.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В целом, конечно, правы те, кто причисляет "бессюжетные"(к таковым, я кстати отношу и те, где форма\язык превалируют над содержанием, Набоков-яркий пример) произведение к художественной литературе, но это совершенно не обязывает таковые нравится всем.

Я грешен, так и не осилил до конца не Улисса, не Лолиту.

А вот Гипериона считаю выдающимся произведением литературы, вообще, а не только фантастики, читал два раза :)

 

Небольшой оффтоп:).

В 2000 - 2001 издательство Симпозиум начало издавать Владимира Набокова, это было самое полное собрание на тот период, 5-томник русского и 5-томник английского периодов. Я заинтересовался, покупал по мере выхода. О впечатлениях не буду писать, они совпадают с теми, что написал nikotin.

В английском периоде были опубликованы несколько интервью писателя, в которых он упоминал об авторах, которые произвели на него большое впечатление ( я впервые узнал о таких писателях как: Кафка, Борхес, Джойс ).

Заинтересовался, купил по 1-му произведению каждого.

Кафка - понял, что писатель сильный , "Превращение" очень "мощное" произведение, но реально тяжело читать. 

Борхес понравился.

У Джойса собственно только Улисс, из масштабных произведений.

Запомнилась фраза Набокова ( не смог точно найти, просто привожу суть ) - мне очень легко ( комфортно ?? ) в мирах, создаваемых Борхесом и Джойсом.

О впечатлении о Борхесе уже упомянул, он шел , если не ошибаюсь , "первым" :), поэтому его я прочитал сначала.:lol:

Потом купил Улисс Джеймса Джойса. 

Начал читать. Ни хрена не понял, страницы на 10 книгу отложил. :wacko:Потом думаю, не, надо все-таки еще попробовать.. 

Начал читать еще раз, продвинулся, если не ошибаюсь, еще страниц на 5, опять бросил :blink:, это первое произведение, которое я не смог дочитать 

до конца. Подумал, кто собственно я , а кто Набоков.

Я тогда не мог подобрать , словосочетание, которое бы полностью отражала мои впечатления от Улисса. Только с приходом в нашу жизнь интернета, кто-то написал такую фразу -  "поток сознания".

Позже, опять же из интернета, узнал, что есть руководства, которые описывают, как правильно читать Улисса, они даже переведен на русский язык.

Где-то встречал фразы о том, что в США реально существует клуб ( сообщество??? ),  в котором  люди гордятся, количеством прочитанных страниц этого произведения.

Насчет Гипериона понятно :), а дальше удалось продвинуться?

По мне, Эндимион и Восход Эндимиона, не менее масштабные, но более душевные произведения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Небольшой оффтоп:).

В 2000 - 2001 издательство Симпозиум начало издавать Владимира Набокова, это было самое полное собрание на тот период, 5-томник русского и 5-томник английского периодов. Я заинтересовался, покупал по мере выхода. О впечатлениях не буду писать, они совпадают с теми, что написал nikotin.

В английском периоде были опубликованы несколько интервью писателя, в которых он упоминал об авторах, которые произвели на него большое впечатление ( я впервые узнал о таких писателях как: Кафка, Борхес, Джойс ).

Заинтересовался, купил по 1-му произведению каждого.

Кафка - понял, что писатель сильный , "Превращение" очень "мощное" произведение, но реально тяжело читать. 

Борхес понравился.

У Джойса собственно только Улисс, из масштабных произведений.

Запомнилась фраза Набокова ( не смог точно найти, просто привожу суть ) - мне очень легко ( комфортно ?? ) в мирах, создаваемых Борхесом и Джойсом.

О впечатлении о Борхесе уже упомянул, он шел , если не ошибаюсь , "первым" :), поэтому его я прочитал сначала.:lol:

Потом купил Улисс Джеймса Джойса. 

Начал читать. Ни хрена не понял, страницы на 10 книгу отложил. :wacko:Потом думаю, не, надо все-таки еще попробовать.. 

Начал читать еще раз, продвинулся, если не ошибаюсь, еще страниц на 5, опять бросил :blink:, это первое произведение, которое я не смог дочитать 

до конца. Подумал, кто собственно я , а кто Набоков.

Я тогда не мог подобрать , словосочетание, которое бы полностью отражала мои впечатления от Улисса. Только с приходом в нашу жизнь интернета, кто-то написал такую фразу -  "поток сознания".

Позже, опять же из интернета, узнал, что есть руководства, которые описывают, как правильно читать Улисса, они даже переведен на русский язык.

Где-то встречал фразы о том, что в США реально существует клуб ( сообщество??? ),  в котором  люди гордятся, количеством прочитанных страниц этого произведения.

Насчет Гипериона понятно :), а дальше удалось продвинуться?

По мне, Эндимион и Восход Эндимиона, не менее масштабные, но более душевные произведения.

Я прочитал весь этот цикл у Симменса, и вообще, много чего у него, но не все.

Нет, не в одной из вещей ему не удалось подняться до уровня Гипериона, ну это не только мое мнение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В английском периоде были опубликованы несколько интервью писателя, в которых он упоминал об авторах, которые произвели на него большое впечатление

не следует доверять интервью, там всегда содержится реклама; для этого и был создан жанр интервью изначально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я прочитал весь этот цикл у Симменса, и вообще, много чего у него, но не все.

Нет, не в одной из вещей ему не удалось подняться до уровня Гипериона, ну это не только мое мнение.

Сироты спирали тоже? 

Гиперион, наверное, кажется сильнее и мне тоже, может из-за того, что это первый роман.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сироты спирали тоже? 

Гиперион, наверное, кажется сильнее и мне тоже, может из-за того, что это первый роман.

Да, Сироты тоже, но это совсем маленькое произведение по сравнению с остальными.

Сейчас читаю дилогию Илион, этакий боевик на тему Илиады Гомера:)

Все хвалят его Человека в черном, вот это пока не читал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, Сироты тоже, но это совсем маленькое произведение по сравнению с остальными.

Сейчас читаю дилогию Илион, этакий боевик на тему Илиады:)

Все хвалят его Человека в черном, вот это порка не читал.

Это ( Илион ) не смог пока прочитать :(, но собираюсь себя заставить :).  Для меня сложно читать интерпретацию произведений ( или мифов ), к  которым привык раньше, старость не радость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Naf-Naf  рекомендовал отличную вещь, на мой взгляд, "Крещенные крестами".

Как-то давно, в начале 90, в Поле Чудес, которые вел Влад Листьев выиграл супер игру парень, отгадавший название литературного произведения:

"Ночевала тучка золотая".

Его автор - Анатолий Приставкин.

Если кому-то понравится первое,  мне кажется, может  понравится и второе. Это, по-моему, первый , в Советское время роман, (  у Захара Прилепина есть какие то моменты об этом "Обитель"  - но это современность ), который начинает показывать чеченцев, совсем немного. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У Джойса собственно только Улисс, из масштабных произведений.

Не соглашусь с вами, у Джойса далеко не "только Улисс". Даже если в данном контексте понимать слово "масштабный" в значении "объем текста", то роман "Finnegans Wake" ("Поминки по Финнегану") практически соперничает с "Улиссом" в этом отношении. А уж по своей значимости и сложности ничуть ему не уступает.

Кроме того, перу Джойса принадлежит очень известный роман "A Portrait of the Artist as a Young Man" ("Портрет художника в юности"), хоть он и меньше по объему, чем упомянутые выше произведения.

А еще у Джойса есть прекрасный сборник рассказов под названием Dubliners ("Дублинцы"). Собственно, с него я бы рекомендовал заинтересованному читателю начать знакомство с неповторимым творчеством этого гениального писателя.    

P.S. Извините, что опять не совсем в тему, разговор все же идет об отечественной литературе, но я не удержался :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

не следует доверять интервью, там всегда содержится реклама; для этого и был создан жанр интервью изначально.

Даже если и так, то что, собственно, мешало Набокову рекламировать великую литературу? Разве в этом видится что-то неприличное? Дрянь всякую на каждом углу рекламируют, например, а хорошие книги мало кто читает.  

Алексея, например, как раз эта "реклама" и направила на творчество великих писателей. Я считаю, что это очень хорошо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

не следует доверять интервью, там всегда содержится реклама; для этого и был создан жанр интервью изначально.

В этом случае, интервью для меня было очень ценным.:lol:

О многих произведениях, которые мне понравились, я узнал из каких-то публикаций, а не сам искал и прочитывал.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В этом случае, интервью для меня было очень ценным.:lol:

Вот и я о том же, побольше бы такой "рекламы".

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не соглашусь с вами, у Джойса далеко не "только Улисс". Даже если в данном контексте понимать слово "масштабный" в значении "объем текста", то роман "Finnegans Wake" ("Поминки по Финнегану") практически соперничает с "Улиссом" в этом отношении. А уж по своей значимости и сложности ничуть ему не уступает.

Кроме того, перу Джойса принадлежит очень известный роман "A Portrait of the Artist as a Young Man" ("Портрет художника в юности"), хоть он и меньше по объему, чем упомянутые выше произведения.

А еще у Джойса есть прекрасный сборник рассказов под названием Dubliners ("Дублинцы"). Собственно, с него я бы рекомендовал заинтересованному читателю начать знакомство с неповторимым творчеством этого гениального писателя.    

P.S. Извините, что опять не совсем в тему, разговор все же идет об отечественной литературе, но я не удержался :)

 

Правильно написали:)

Забыл совсем о них :(. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По-моему, ни кто не помянул, об очень хорошем современном авторе: Алексей Иванов.

Я пока, прочитал только одну вещь:

Географ глобус пропил

Шикарно ( есть фильм, который очень неплохо сделан ).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Мужики, вы, конечно, извините, но с одной стороны Саша Соколов, а с другой вы постоянно эти гиперионы приплетаете, это как Стравинского с Кэти Мелуа сравнивать, простите за вульгарность.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...