Система Федора Круля - Системы участников - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Система Федора Круля


krulfa
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

  • Ответы 184
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

За труды респект, но иногда думаю , вот так вкладываешься, вкладываешься, а потом гриппом заболел и оглох, печалька...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сочувствую. Даже небольшая простуда "уничтожает" бас. Очень важно не запускать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 недели спустя...

Поставил заготовки отражающих поверхностей для тыльной стены - плоскости под небольшим углом (11-15 гр). Пока на скотч. 

Переслушиваю некоторые старые записи, удивляюсь, насколько много места в пространстве для каждого инструмента, особенно если это БСО. Полтора десятка координат "по горизонтали" - легко, каждый инструмент можно при желании слушать отдельно в своей точке.

Не все идеально "по вертикали" - сцена несколько разъезжается вверх-вниз, что-то звучит выше воображаемого "горизонта", что-то ниже. После сборки каркаса буду юстировать по вертикали. И еще после установки отражателей повысилась общая требовательность к размещению предметов в комнате - влияние каждого из них стало слышно лучше, например, 24" монитора в дальнем углу.

Третий момент, начинаю ближе подходить к пониманию, какие технические детали помогают эмоциональности звука. Вклад в эмоциональность дает аккуратное и точное воспроизведение верхних ВЧ, скажем, от 8 кГц, без искажений и размазывания. Здесь  важна не только чистота электрического тракта, но и отсутствие искажений в акустическом поле, кода ослаблены ранние отражения. Может быть, поэтому ленточники на мой слух более эмоциональны - меньше излучения вверх и вниз, а больше вправо-влево, и отражений от пола и потолка меньше.

Еще, наверное, качеству помогает июль - народ разъехался, сеть чище.

IMG_20170724_213132.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фёдор, напишите, почему у Вас не прижились Диффузоры Шрёдера?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Всегда завидую как вижу подобные КДП. Прослушивание музыки как сакральное действо. У меня музыка играет постоянно и часто просто фоном в процессе домашних дел. Выделить время на вдумчивое прослушивание удаётся реже. А как у вас? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Диффузор Шредера был изготовлен заранее и оказался слишком большой для данного помещения - и физически, и математически. Он банально не влез в нишу, которая под него осталась.

Он давал значительный прирост звука, если слушать за линией АС с противоположной от него стороны, но давал несколько худшее качество сцены, если сидеть в кресле и иметь его за спиной. Соглашусь с рекомендацией находиться от диффузора на расстоянии более 1.5 от его размера.

Буду думать, что делать дальше. Что-то рассеивающее нужно обязательно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

21 час назад, <<< JADEX >>> сказал:

Всегда завидую как вижу подобные КДП. Прослушивание музыки как сакральное действо. У меня музыка играет постоянно и часто просто фоном в процессе домашних дел. Выделить время на вдумчивое прослушивание удаётся реже. А как у вас? 

Я почти не смотрю фильмы и ТВ, ну может быть, иногда смотрю спорт. Глаза за день устают. А так очень здорово послушать музыку с закрытыми глазами - от 20 до 45 минут, если это будни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

Поэкспериментировал с заглушками в верхней полке. Там специально сделано 7 ячеек и к ним в наличии заглушки (задние стенки), чтобы попробовать их расставить, регулируя по глубине, по Шредеру, что влияет на АЧХ.

Кроме расстановок по Шредеру, чуть лучше других измерялся вариант треугольной расстановки (в середине заглушки стоят глубоко, по краям близко). На нем и остановился, так как расстановка по Шредеру несимметрична относительно центра и это было слышно при прослушивании музыки.

Последние контрольные графики ниже (снято в точке прослушивания при работе обоих АС). По ним представляется следующее: 

1. На АЧХ дыра около 140-180 Гц - сошлись вместе несколько провалов. Выправляется с трудом, возможно, придется специально на эти частоты ловушки ставить. Аналогичная яма на 70 Гц заполнилась лучше.

2. На графике КНИ острые пики - это как раз там, где самые сильные провалы АЧХ (график нормирован).

3. Спад АЧХ после 12-13 кГц ничем не могу объяснить. Возможно, АС, возможно, микрофон или ноутбук, но результат везде повторяется. На слух верхних ВЧ тоже иногда не хватает.

4. RT60 уже там, где нужно. Однако на СЧ и ВЧ недостаточно рассеивания и поглощения, 0.05 с нужно убирать дополнительной обработкой помещения.

5. EDT "гуляет" - возможно, частично повторяет картину "стояков" и сложных траекторий отражений из-за наличия элементов со сложной геометрией.

6. Импульсный отклик достаточно чистый. Но остались два артефакта, которые я не могу уверено определить, откуда они просходят:

-9 Дб пик на 0.5 мс. Это расстояние по воздуху около 17-19 см. Где искать, неясно. Или это в АС СЧ и ВЧ динамики совместно так играют?

-12 Дб пик на 10 мс. Тоже ребус - это расстояние около 3.3 - 3.5 метра по воздуху. Как ни измеряю расположение всех предметов в комнате, почти ничего не укладывается в это расстояние.Либо 2 с небольшим метра и меньше, либо 4-6 метров и больше. 20 мс понятно - это дальняя стена от окна. Остаются варианты: сами АС отражают фронтальной поверхностью, отражает стойка с аппаратурой между АС, или это отражение от верхних углов комнаты. С учетом высокого уровня - скорее последнее.

FIR.png

RT60.png

SPL.png

THD.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

Нашел последнее раннее отражение. Угловые щиты убрали все первые отражения, но своей геометрией создали второе (от двух плоскостей) отражение достаточной силы. Проверил на чертеже и нашел место, где добавление акустического поролона полностью ликвидирует это отражение. 

По размеру, хватает пятна поглощения 60x60 см, что является косвенным подтверждением работоспособности зоны в +-30 см, которая была задана как минимальное расстояние от лучей первых отражений до слушателя при проектировании расположения отражающих щитов. Но поролон ставить на открытую поверхность все-таки не хочется.

Поэтому попробовал "макаровскую" решетку - сиденье для ванны.В нужной точке оно ослабляет отражение на 2-3 Дб. Если сдвинуть на 30 см. от нужной точки, эффект пропадает. Буду пробовать сделать специальный легкий рассеиватель.

А - без дополнительного поглощения
Б - с поролоном (отражение около 10 мс подавлено)
B - c деревянной решеткой (подавлено 2-3 Дб)

 

 

A.jpg

B.jpg

C.jpg

PP.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Скорее всего, сниму и забракую бабмуковое полотно, которое вначале планировал использовать отдельно висящим, а потом попробовал обить им фанеру.

Выглядит оно очень красиво, но увы - звук  теряет. Rt60 падает с 0.35 до 0.3, что как бы хорошо, но качество рассеивания ухудшается, запаса нет. Боюсь переглушиить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

По звуку  в целом, картина следующая:

солисты и инструменты по сцене посередине и выведенные в какой-то степени вправо и влево адекватно располагаются по сцене. А вот те партии, которые присутствую исключительно в правом или левом канале, без подмешивания в противоположный канал, или с каким-то особым подмешиванием, из общей картины вываливаются очень далеко - иногда на метр вправо и влево за АС. Пока не знаю, что с этим делать.

Также рояль перестал локализоваться в пространстве как класс. Почти всегда присутствует эффект - голова внутри рояля, а все остальное на сцене. Ну как бы это и должно быть - рояль всегда пишется 2-3 микрофонами, и в моно его никогда не помещают, а разводят по каналам.

Правильно писали мэтры - комната с непараллельными стенами в теории до сих пор просчитана только одна - это пятиугольник RFZ D'Antonio и Cox.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Изготовил пробную решетку из уголков на место, где имеет место быть вторичное отражение. Размер (54-92)x85.

Результат - одобрено к применению. Вредное отражение уходит до уровня "полки" -20 Дб. Кроме этого, улучшается рассеивание, что, по-первых, видно в большем сглаживании кривой спада рассеивания, а во-вторых, графики RT20 и RT30 "съехались" практически в одну линию, что свидетельствует о более монотонном затухании.

Буду делать вторую решетку и крепить окончательно. А также думать, как спустить ее область действия в область частот пониже, и чем закрыть "дырку" отсутствия рассеянных отражений в области 4 мс.

R1.png

R2.png

FIR1.png

FIR2.png

Решетка фото.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

По итогам нескольких прослушиваний с гостями и экспериментов с заземлением несколько наблюдений о кабелях:

1. "Темные" межблочные кабели с большим количеством меди в оплетке и низким сопротивлением земляного проводника звучат (в данной системе) лучше.

2. Сетевые кабели с большим сечением по меди звучат лучше некоторых специальных, изготовленных по технологиям хитрого плетения (в данной системе). Звук более "быстрый", ясный и без окрашивания.

3. Соединение аппарата с защитным нулем электрической сети улучшает звук, бас прорабатывается лучше, чище СЧ-ВЧ. К аудиосистеме отдельная линия 2.5 кв. мм. от щитка, от щитка же берется и зануление (третий провод). Для получения положительного эффекта, точку соединения пришлось искать - не во всякое место подключенный нуль давал положительный эффект. Наилучшей точкой оказалась клемма "земли" акустических систем, что наводит на некоторые мысли: (1) именно относительно этой точки напряжения ЗЧ наиболее чистые, нет наводок от токов в блоке питания (2) по земляным цепям от УМ до входной группы и РГ не текут токи, вызванные зануляющим проводом.

4. Заземление виниловой вертушки превратилось в проблему. Фонит левый канал, чтобы я не делал. Даже пропаял землю во встроенном корректоре толстой медной шиной, без толку. Если всего лишь отключить межблочный кабель от входа корректора, все становится тихо. Емкости и сопротивления на входе корректора измерены и идентичны (0.5%)

Решение было найдено случайно - отдельный провод заземления был подключен петлей к земле одного из каналов на выходе вертушки. Причем если петлю 1.5 метра из провода заземления убрать и поставить короткую перемычку,  фонит :wacko:. Любая другая точка, фонит сильнее.

Пока думаю, что имею дело с паразитным мостом, по которому стекают помехи, и петля заземляющего провода этот мост как-то уравновешивает, помеха пропадает.

Ну и конечно, качество звука зависит от времени суток и погоды. Может быть, и от соседей, что они там включают. Иногда все супер, иногда слушать не хочется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Отбыв двух дневную экзекуцию на РХЕ2017, я решил полечить свои уши каким-нибудь действительно интересным сетапом. Выбор пал на систему Krulfa, так как она состоит из не самых плохих и, что важно, заводских ас (ну и подкупила интересная обработка кдп). Написал Фёдору на одном известном форуме в личку с просьбой о прослушивании и незамедлительно получил положительный ответ.

Подземный паровоз за какой-то час доставил меня до станции "Сходненская", а оттуда ещё 10 минут на наземном транспорте до улицы Раймонда Паульса сколько-то там. Вышел, восхитился 22-ух этажной панельной многоэтажкой (у нас таких нет) и начал своё восхождение на весьма быстроходном лифте к аудио-олимпу - кдп Фёдора. Когда я вышел из лифта, хозяин уже ждал меня у широко открытой двери. Признаюсь,  что не сразу узнал Krulfa, так как в жизни у него не зелёная кожа, и он не носит - по крайней мере дома - золотистую крышечку от чайника на голове. :-) 

Дальше формальность. Прошёл, разделся, "приятно познакомиться, мне тоже". Потом вперёд и налево по коридору и вот она, комната, словно сошедшая с фото из начала ветки: чистая, проветренная, с рассеивателями на стенах. Небольшое вступление от хозяина о сложностях преодолённых при постройке системы с последующим началом прослушивания.

Если коротко, то звучание мне очень понравилось. :rolleyes: Тональный баланс почти ровный, с небольшими спадами на краях диапазона. Причём  спад на нч был несколько бооольше, чем на вч. Но эти недостатки окупила лёгкая, прозрачная, чистейшая с хорошим разрешением и богатыми длинными послезвучиями середина, которая при всей своей ровности имела небольшой акцент на верхних сч добавляющих разборчивости. Пожалуй это первая система, которую я слышал почти полностью лишённая грязи в сч вч диапазоне (причём на любой записи). Нет режущих слух сибилянтов, подчёркивающих шипящие и кратковременных вспышек искажений, которые словно бритвочки режут слух на форте, женском вокале меди и тд. Звук кристально чистый и прозрачный, совершенно не похожий на оосные аппараты, которым в той или иной степени присущи эти недостатки. Из-за отсутствия искажений шероховатостей, вокал и инструменты имеют натуральный объём, и округлые формы не кажутся чем-то неживым и двухмерным. Если закрыть глаза, то возникает полная иллюзия живых инструментов и голосов (хоть и несколько уменьшенных в размерах без неприятной очерченности ореола непонятных сипящих искажений).

Дальше Фёдор проделал эксперимент: отключил заземление колоночных проводов, кажется. И тут я даже с закрытыми глазами, не зная что именно отключил или подключил хозяин, заметил значительную деградацию звучания именно в части грязи и искажений в сч вч диапазоне. Видимо работа, проделанная в части заземлений, экранирований, отчасти и привела к такому интересному результату. 

Далее о том, что касается сцены. Она не широкая, почти не выходит за пределы колонок и несколько недостаточна в глубину. Всё действо разворачивается строго между колонками и на метр-два за линию ас. Причиной тому, по моему мнению, служит относительно высокоомный рг на входе усилителя, равный 33ком. Памятуя изменения, произошедшие именно в пространственных характеристиках сцены и точности фокусировки киз при смене 10ком рг на 300ом в своём унч. Фёдор также считает рг узким местом своей системы, но сделать его меньше, кажется, не позволяет источник. :-( Поэтому я от всей души желаю Фёдору в ближайшее время обзавестись новым "более лучшим" источником, либо доработать вк уже имеющего до нужных кондиций. B) Ну и несколько куцый бас, так-же не озонирует размеры сцены, хотя чисто формально к нему претензий нет, он лёгок и подвижен без малейших "затягиваний". :rolleyes:

В конце послушали немного винила, который на мой ух был ниже уровнем цифрового источника, поэтому останавливаться на нём не буду и, помня о долгой дороге домой, я засобирался. Уже в коридоре Хозяин предложил мне выпить вкусного чая с пирогом, но я тактично отказался, чтобы яства не подкупили мой отзыв. Оделся, попрощался и ушёл. :-)

Еще раз спасибо Фёдору за радушный приём, очень интересную (по крайней мере для меня) беседу и за возможность послушать его очень интересную, излечивающую измождённый РХЕ-ом слух, систему. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

20 часов назад, zeduparagvaia сказал:

Тональный баланс почти ровный, с небольшими спадами на краях диапазона. Причём  спад на нч был несколько бооольше, чем на вч. Но эти недостатки окупила лёгкая, прозрачная, чистейшая с хорошим разрешением и богатыми длинными послезвучиями середина, которая при всей своей ровности имела небольшой акцент на верхних сч добавляющих разборчивости. 

Далее о том, что касается сцены. Она не широкая, почти не выходит за пределы колонок и несколько недостаточна в глубину. Всё действо разворачивается строго между колонками и на метр-два за линию ас. Причиной тому, по моему мнению, служит относительно высокоомный рг на входе усилителя, равный 33ком. Памятуя изменения, произошедшие именно в пространственных характеристиках сцены и точности фокусировки киз при смене 10ком рг на 300ом в своём унч. Фёдор также считает рг узким местом своей системы, но сделать его меньше, кажется, не позволяет источник. :-( Поэтому я от всей души желаю Фёдору в ближайшее время обзавестись новым "более лучшим" источником, либо доработать вк уже имеющего до нужных кондиций. B) Ну и несколько куцый бас, так-же не озонирует размеры сцены, хотя чисто формально к нему претензий нет, он лёгок и подвижен без малейших "затягиваний". :rolleyes:

Спасибо на добром слове.

Касательно спадов на краю ВЧ, он и слышится, и меряется. Акцент на верхних СЧ тоже есть. Но и то, и другое, скорее всего, "почерк" Dynaudio в данной обстановке. На НЧ есть ослабление  из-за расстановки - недаром японцы в некоторые модели АС добавляли аттенюатор, который может понижать CЧ и ВЧ - его-то и не хватает. Бас поднимал до 3 Дб выборочно эквалайзером, экспериментируя с компьютера, и так было хорошо, но на 4 Дб уже плохо  - бас местами начитает разваливаться на компоненты.

РГ высокоомный имеет важный недостаток - чем громче, чем больше его выходной импеданс, уже полоса и выше чувствительность к помехам. Поэтому сначало все-таки займусь усилением и РГ вместе с ним.

Касательно ширины сцены, многое зависит от антропологических особенностей - формы головы и ушей,  и от посадки ближе-дальше. Каждый владелец под себя в конце концов и расставляет. Я обычно сижу немного ближе и в ширину звук уходит до 40-50 см за колонки вправо-влево. По углу это довольно много.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 месяцев спустя...

Многострадальные диффузоры Шредера, которые были изготовлены раньше всей мебели для тыловой стены, и которые после появления мебели на свое место никак не поместились, нашли новую жизнь и постоянное место на потолке, будучи распилены на 3 части каждый.

Впечатления - звук прибавил в живости, объем теперь слышен в любой точке комнаты. Улучшилась разборчивость баса и нижней середины.

Шредеры на потолке план.jpg

Шредеры на потолке фото.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ещё бы поиграться с углами наклона Шрёдеров... Буквально по 5-15 градусов. А в освободившиеся пазы -- напихать поглотителя, без фанатизму).
И окно демпфировать битумом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В комнате уже около 7 пачек "Акустик Батса" распределено, а в стеклопакете помогает гасить колебания 9 мм триплекс (рекомендую). Как и все деревянные элементы в комнате, Шредеры с обратной стороны оклеены вибропоглотителем, а в трех самых "гудящих" переборках сделаны пазы и тоже наклеен вибропоглотитель. Его в комнате около 8 пачек,  в том числе 2 пачки пошли на зеркала шкафа-купе.

RT60 уже вплотную к 0.25, и в конце пути, возможно, придется несколько раздемпфировать комнату, прикрыть поглощающие места.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 минут назад, sewerin сказал:

Ещё бы поиграться с углами наклона Шрёдеров... Буквально по 5-15 градусов.

Не-а, я не физкультурник для этого. Большая секция около 27 кг, к потолку ее интересно было крепить. Задний щит сделаю регулируемым и посмотрю, что еще можно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Федор, немного заранее вопрос.
До, или может быть, после ноябрьского РХЭ, могу напроситься в гости послушать музыку?
Как варианты, один, или с Алексеем Коваленко.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Можно обязательно. Сейчас конечно дача в приоритете, но начиная с октября будет очень удобно.

P.S. С учетом недавних замен конденсаторов в аппаратуре, сейчас переслушиваю диски, которые давно не слушал, и потрясен тем приростом качества, который достигнут по совокупности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Собрал обновку - диффузоры Шрёдера на диапазон 1.7 - 2.4 кГц, где рассеяния по измерениям не хватало. 2 шт. приблизительно 120x60 см каждый с поправкой на ошибки изготовления, рассеиватели 11 порядка друг за другом. Изготовлен из стандартных реек толщиной 5 и 10 мм различной ширины.

По измерениям есть умеренное улучшение - RT60 снизилось на 18 мс до 301 мс в расчетной полосе частот и подровнялось. АЧХ практически не изменилась.

Звук стал более сухим на вокале, стало меньше яркости, выпуклости,  звукового давления и местами крикливости голосов, это скорее в минус. Однако в целом звучание кажется более естественным. По сцене стало проще ориентироваться, растворились звуки, прилетающие иногда с неожиданной стороны, и пространство заполнилось лучше. Классику слушать интереснее, хорошо заходит и не хочется выключать.

Пока буду слушать, привыкать и запоминать, искать для диффузоров наилучшее расположение в комнате.

P1160100.JPG

P1160101.JPG

RT24.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

После второй, критической фазы замены конденсаторов в ЦАП и перевода ОУ в глубокий класс А, достигнуто промежуточное состояние нирваны. :listen: Звук лучше всего, что я могу вспомнить от своей же системы. Ставлю диски, которые давно не слушал и тааа-щууу-сь. Все поет. Беру тайм-аут на дальнейшие изменения, чтобы запомнить этот звук как следует и переслушать фонотеку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...