Аудиофильская терминология - Мир аудио - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Аудиофильская терминология


アントン

Рекомендованные сообщения

Часто в аудиофильских кругах в дискуссиях и при описании звука систем употребляется большое количество терминов, не всегда понятных неискушённому читателю. То есть общение идёт на уровне некоего аудиосленга. 

В этой небольшой статье я, не претендуя на истину в последней инстанции, попытаюсь описать своё понимание аудиофильских терминов описания звука аудиосистем, а также попытаюсь провести логическую связь между субъективным и объективным. А именно между тем, что мы слышим и тем, что мы можем измерить.

Начну с терминов, ответственных за первичное восприятие звука систем.

Читать далее..

microphone-1003559_1280-1068x712.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 38
  • Создано
  • Последний ответ
  • Administrators

Интересно. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Бриллианс-надо копирайт указать )))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну, тогда, можно и продолжить, например, что такое "интермодуляционные искажения" и какие еще виды искажений есть в плоскости нашей тематики?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Внесу свои 5 копеек в дополнение:

Тембральный баланс. Я бы боролся с этим термином. Возник он явно, когда люди путали слова в термине Тональный баланс. Баланс означает, что есть что балансировать, например низкие-средние-высокие частоты или тихие-средние-громкие звуки. Но тембры не противопоставляются, а идут приложением к звукам, раскрывая и уточняя их. Я бы предложил нечто типа Тембральная точность или Корректность передачи тембров, усиление или потеря в передаче определенных тембров.

Атака. мне кажется, что за нее отвечает не только указанный диапазон частот

Сцена. Я бы добавил способы характеристики сцены: Глубина - ощущаемое расстояние между передним планом и задним планом, в некоторых записях фоновым планом (звуки природы, города и т.п.). Ширина - угловое расстояние между самым левым и самым правым виртуальными источниками звука. Дополнительно рассматривается ширина относительно фактического расположения АС от точки прослушивания. Поджатость - дефект передачи сцены по какому-то направлению, не обязательно по глубине и ширине, часто бывает по дальним углам. Точность передачи сцены, выражающаяся в наползании планов, а иногда и их путанице, слипании источников по азимуту и т.п. Стабильность - плавание расположения виртуального источника звука от изменения высоты тона или действий других источников звука или общего уровня сигнала.

Телесность - Хотелось бы обратить внимание, что сильно зависит от записи. Многие многомикрофонные записи ею не обладают, все образы точечные. При этом, есть тракты, размывающие образы и добавляющие искусственную телесность. Склонный к этому ламповые системы.

Описанное под пунктом Динамика, я бы озаглавил: Динамический диапазон. 

А под Динамикой я бы понимал способность в передаче быстрых изменений уровня сигнала для каждого инструмента и коллектива в целом как при повышении громкости, так и при снижении. Рассматривал бы натуральную динамику, избыточную, недостаточную (вялую), характерную (для определенных случаев)

Ясность я бы рассмотрел как прозрачность вкупе с натуралистичностью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

хорошая идея с терминами определится !

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я добавил бы как подпункт – разрешение (может быть разборчивость?) в басовой части (как альтернатива гулу большинства сабвуферов).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 часов назад, アントン сказал:

Часто в аудиофильских кругах в дискуссиях и при описании звука систем употребляется большое количество терминов, не всегда понятных неискушённому читателю. То есть общение идёт на уровне некоего аудиосленга. 

В этой небольшой статье я, не претендуя на истину в последней инстанции, попытаюсь описать своё понимание аудиофильских терминов описания звука аудиосистем, а также попытаюсь провести логическую связь между субъективным и объективным. А именно между тем, что мы слышим и тем, что мы можем измерить.

Спасибо, всё очень разумно.

 Даже распечатаю и буду вручать клиентам (вы не против?) - дабы общаться с ними на одном языке, а то зачастую каждый токует о своём и понять друг друга не могут.:Smile:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

29 минут назад, Антей сказал:

Даже распечатаю и буду вручать клиентам (вы не против?) - дабы общаться с ними на одном языке, а то зачастую каждый токует о своём и понять друг друга не могут.

Это отличная идея :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Обкомовская методичка)

"Скорость" никак не связана с темпом. Это точность фаз атак и затуханий, в любых темпах. Совсем плохая "скорость" может повлиять на восприятие ритма.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А как называется эффект, когда меняешь плеер или даже кабель, и музыка как бы замедляется?  Слышно, что выше разрешение, больше деталей, длиннее затухание, но остается общее ощущение замедления времени во время прослушивания. Чем дороже устройство, тем чаще такое наблюдаю

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 minutes ago, olegm said:

А как называется эффект, когда меняешь плеер или даже кабель, и музыка как бы замедляется?  Слышно, что выше разрешение, больше деталей, длиннее затухание, но остается общее ощущение замедления времени во время прослушивания. Чем дороже устройство, тем чаще такое наблюдаю

Удовольствие. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, sewerin сказал:

Обкомовская методичка)

"Скорость" никак не связана с темпом. Это точность фаз атак и затуханий, в любых темпах. Совсем плохая "скорость" может повлиять на восприятие ритма.

Это ты, скорее про прат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Всё это словесное многообразие терминов разжёвано ещё А.М.Лихницким в середине 90-х. в книге Качество звучания /новый подход к тестированию аудиоаппаратуры и публикациях "Аудиомагазина"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, deauxma сказал:

Всё это словесное многообразие терминов разжёвано ещё А.М.Лихницким в середине 90-х. в книге Качество звучания /новый подход к тестированию аудиоаппаратуры и публикациях "Аудиомагазина"

Я думаю, это было еще до него прекрасно разжевано в западной аудио прессе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

30 минут назад, John Smith сказал:

Я думаю, это было еще до него прекрасно разжевано в западной аудио прессе.

И не только там и не только это.  У нас не было. К тому же везде разные варианты. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, olegm сказал:

А как называется эффект, когда меняешь плеер или даже кабель, и музыка как бы замедляется?  Слышно, что выше разрешение, больше деталей, длиннее затухание, но остается общее ощущение замедления времени во время прослушивания. Чем дороже устройство, тем чаще такое наблюдаю

 

2 часа назад, アントン сказал:

Это ты, скорее про прат.

Я бы не стал их сводить вместе. PRAT, как мне кажется, чаще зависит от характеристик группового времени запаздывания, которая легко может изменить ритмику между инструментами и, уже отсюда, общего восприятия ритма, темпа. Описанный Олегом эффект происходит от изменения нагрузки на мозг при опознавании источников сигнала. Если мозгу надо меньше времени на опознание инструмента, то больше остается времени на восприятие музыки. Достигаться это может двумя почти противоположными путями: повышением общего разрешения и натуралистичности (т.е. иллюзия приближается к натуральному сигналу) или же снижением разрешения с маскированием многих не очень важных звуковых образов и оставлением ведущих партий, но так, что бы эти партии подавались бы достаточно натуралистично. Последнее часто встречается в старой ламповой аппаратуре, особенно в хороших больших радиолах: очень музыкально, реально с низким разрешением и вполне себе неспешно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 часов назад, olegm сказал:

А как называется эффект, когда меняешь плеер или даже кабель, и музыка как бы замедляется?  Слышно, что выше разрешение, больше деталей, длиннее затухание, но остается общее ощущение замедления времени во время прослушивания. Чем дороже устройство, тем чаще такое наблюдаю

Меньше шероховатостей в звуке, больше чистоты и звук становится более разнообразный, менее шероховатый. Шероховатости, по моему опыту, дают некое подобие динамики и прочая грязь. 

Этот эффект сугубо субъективный. Чем больше лишнего в звуке, тем кажется быстрее :) 

условно: едешь ты на 100км/с в мерсе и в ваз 2109. В первом тихо, кажется медленно. Во втором шумно, кажется быстро :) 

чем чище, тем кажется субъективно медленнее. Но и больше разнообразия в динамике слышно сразу. В основном, субъективную скорость дают интермодуляции

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, Radj сказал:

Меньше шероховатостей в звуке, больше чистоты и звук становится более разнообразный, менее шероховатый. Шероховатости, по моему опыту, дают некое подобие динамики и прочая грязь. 

Этот эффект сугубо субъективный. Чем больше лишнего в звуке, тем кажется быстрее :) 

условно: едешь ты на 100км/с в мерсе и в ваз 2109. В первом тихо, кажется медленно. Во втором шумно, кажется быстро :) 

чем чище, тем кажется субъективно медленнее. Но и больше разнообразия в динамике слышно сразу. В основном, субъективную скорость дают интермодуляции

Аналогия с хорошим автомобилем мне нравится. И скорость там так же замедляется, хотя едешь быстрее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, olegm сказал:

Аналогия с хорошим автомобилем мне нравится. И скорость там так же замедляется, хотя едешь быстрее

Субъективно будет казаться медленнее даже на бОльшей скорости в более тихом авто :) 

да и пообщайся с гитаристами, зачем стока Дисторшена добавлять в комбике :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Цитата

Транзисторный звук – прямая противоположность звуку ламповому, характерный для типичных транзисторных усилителей, резкий, острый, искажающий натуральные тембры медных ударных и смычковых инструментов, увеличивающий резкость голосовых сибилянтов.

Интересно, что это за типичные усилители с таким звуком? Новодел что ли?

У меня типичный транзисторный 80-го года. Ничего подобного там нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Audio Spectrum Explained

The audio spectrum is the audible frequency range at which humans can hear.

The audio spectrum range spans from 20 Hz to 20,000 Hz and can be effectively broken down into seven different frequency bands, with each having a different impact on the total sound.

The seven frequency bands are:

Sub-bass > Bass > Low midrange > Midrange > Upper midrange > Presence > Brilliance

Sub Bass: 20 to 60 Hz

subbassThe sub bass provides the first usable low frequencies on most recordings. The deep bass produced in this range is usually felt more than it is heard, providing a sense of power. Many instruments struggle to enter this frequency range, with the exception of a few bass heavy instruments, such as the bass guitar which has a lowest achievable pitch of 41 Hz. It is difficult to hear any sound at low volume level around the sub bass range due to the Fletcher Munson curves (Equal Loudness Curves).

It is recommended that no or very little equalization boost is applied to this region without the use of very high quality monitor speakers.

 

Too much boost in the sub-bass range can make the sound overly powerful, whereas too much cut will weaken and thin out the sound.

Sine wave example at 50 Hz

 

Bass: 60 to 250 Hz

bassThe bass range determines how fat or thin the sound is. The fundamental notes of rhythm are centered on this area. Most bass signals in modern music tracks lie around the 90-200 Hz area. The frequencies around 250 Hz can add a feeling of warmth to the bass without loss of definition.

Too much boost in the bass region tends to make the music sound boomy.

Sine wave example at 100 Hz

 

Low Midrange: 250 to 500 Hz

lower-midrangeThe low midrange contains the low order harmonics of most instruments and is generally viewed as the bass presence range.

Boosting a signal around 300 Hz adds clarity to the bass and lower-stringed instruments. Too much boost around 500 Hz can make higher-frequency instruments sound muffled.

 

Beware that many songs can sound muddy due to excess energy in this region.

Sine wave example at 300 Hz

 

Midrange: 500 Hz to 2 kHz

midrangeThe midrange determines how prominent an instrument is in the mix. Boosting around 1000 Hz can give instruments a horn like quality. Excess output at this range can sound tinny and may cause ear fatigue. If boosting in this area, be very cautious, especially on vocals. The ear is particularly sensitive to how the human voice sounds and its frequency coverage.

Sine wave example at 1000 Hz

 

Upper Midrange: 2 to 4 kHz

upper-midrangeHuman hearing is extremely sensitive at the high midrange frequencies, with the slightest boost around here resulting in a huge change in the sound timbre.

The high midrange is responsible for the attack on percussive and rhythm instruments. If boosted, this range can add presence. However, too much boost around the 3 kHz range can cause listening fatigue.

 

Vocals are most prominent at this range so as with the midrange, be cautious when boosting.

Sine wave example at 3000 Hz

 

Presence: 4 kHz to 6 kHz

presenceThe presence range is responsible for clarity and definition of a sound. It is the range at which most home stereos center their treble control on.

Over-boosting can cause an irritating, harsh sound. Cutting in this range makes the sound more distant and transparent.

Sine wave example at 5000 Hz

 

Brilliance: 6 kHz to 20 kHz

brillianceThe brilliance range is composed entirely of harmonics and is responsible for sparkle and air of a sound. Boost around 12 kHz make a recording sound more Hi Fi.

Be cautious over boosting in this region as it can accentuate hiss or cause ear fatigue.

Sine wave example at 10,000 Hz

 

Summary Table

Frequency Range Frequency Values
Sub-bass 20 to 60 Hz
Bass 60 to 250 Hz
Low midrange 250 to 500 Hz
Midrange 500 Hz to 2 kHz
Upper midrange 2 to 4 kHz
Presence 4 to 6 kHz
Brilliance 6 to 20 kHz
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

×
×
  • Создать...