Технические и физические аспекты аудиодела. - Страница 41 - Мир аудио - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Технические и физические аспекты аудиодела.


ВаАл
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Бессодержательно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 часов назад, ВаАл сказал:

Давайте поговорим об ИНУН, ИТУН, и динамиках-микрофонах. Судя по дебатам на соседних ветках, эта тема многих живо интересует. Я решил показать конструкцию, в которой всё это присутствует сразу, эдакая "all in one". Надеюсь, будет интересно.

В юности я проделал эксперимент с советской колонкой, в которой стояли два ширика 4гд-28 и получил очень достойный результат.DIN.jpg.232a8a0de1ea4a5c0bcb3a9a3acaeac9.jpg

Помимо своей прямой функции, динамики выполняют также и функцию микрофонов, при этом они "слушают" не только друг друга, но и помещение, в котором находится АС, и производят непосредственную коррекцию: давят резонансы помещения, глушат отражённый звук и т.п.

В этой схеме динамик "А" запитывается от ИНУН, а динамик "Б" от ИТУН. При этом, микрофонная ЭДС, возникающая в динамике "А", создаёт дополнительный ток через динами "Б", который в свою очередь через акустическую связь возвращает сигнал динамику "А", который подхватывает этот звук, и вновь создаёт ток через динамик "Б". Микрофонная ЭДС, возникающая в динамике "Б", никак не влияет на работу динамика "А", но микрофонная ЭДС возникающая в динамике "Б", также возникает и в динамике "А" за счёт акустической связи. Благодаря такой связи между динамиками происходит глубокое демпфирование, подавляется собственный мехонический резонанс, отлично контролируются диффуоры (никакой болтанки нет) и расширяется диапазон звучания особенно в басовую область.

Важно соблюсти правильную плюсовку динамиков, но если и ошибётесь - нестрашно, звук сразу умрёт, это невозможно не заметить.

Такое ИНУН+ИТУН+АККУСТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ включение динамиков лучше всего подойдет для оформления закрытый ящик, просто потому, что в этом оформлении акустическая связь между динамиками самая глубокая. Но подойдёт и для Коровок Рудомёткина, хоть это и полущиты, и для фазика тоже подойдет. Особенно хорошо будут звучать ЗЯ в басовой секции.

Интересное решение. Получается, что динамик Б питается от ИТУН, но "корректированным" током - обратно пропорциональным Z динамика А. То есть у динамика Б нет основных недостатков ИТУНа - пердежа на НЧ резонансах ЗЯ (ФИ). При идентичных параметрах напряжение на динамике Б такое же, как и на динамике А.

Но т.к. динамик А питается от ИНУНа, то он имеет кроме акустического еще и электрическое демпфирование. А динамик Б - только акустическое. Тогда получается, что у такой пары динамиков сильно меняются параметры (рез. частота, экв. объем и прочая). Осталось понять в какую сторону и с какими динамиками этим можно воспользоваться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 часов назад, ВаАл сказал:

Константин, у динамиков взаимная акустическая связь, каждый динамик еще и микрофон, но как микрофон влияние оказывает только динамик "А" (левый), но динамик "Б", приходя в движение от микрофонного сигнала, создаваемого динамиком "А", издаёт звук, который вновь микрофонит динамик "А", и опять передаёт сигнал на динамик "Б", такая петля акустической взаимосвязи синхронизирует движения диффузоров обоих динамиков, связывает их в единое целое. Для качественного звука это имеет огромное значение.

Я опасаюсь, что тут мы имеем некий ревербератор, который создает эффект пространственного звучания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 часов назад, アントン сказал:

Эта схема эквивалентна последовательному включению пары динамиков.

Второй усилитель не ИТУН, а ИТУТ.

Из той блок-схемы вообще сложно что-то реально прикинуть, а трактовать можно как угодно, что ВаАл и делает. Нужна как минимум принципиальная схема со всей обвязкой и реальными номиналами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 часов назад, Filigrane сказал:

Осталось понять в какую сторону и с какими динамиками этим можно воспользоваться.

Вы всё правильно описали.

Всю эту конструкцию следует рассматривать как единое целое. При этом, несмотря на то, что динамик "Б" запитан от ИТУН, контроль его диффузора (демпфирование болтанки на резонансе) осуществляется за счёт глубокой акустической ООС (АООС).

Что касается последнего, то я вижу единственный способ - проверка на натуре. Тут и Коровки Рудомёткина (полущиты с двумя шириками) подойдут, и очень интересно - ЗЯ с двумя динамиками в НЧ секции. Очень интересно, как будет артикулирован бас, насколько динамичной будет атака. Если будет хорошо, на что я рассчитываю, то можно выполнять басовую секцию в виде комбика с интегральными (полуинтегральными) усилителями, типа LME49830 или LME49811, недорого и сердито. Получается что-то ароде активного сабвуфера, но на диапазон, захватывающий и бас, и, возможно, мидлбас, а СЧ и ВЧ секции работают отдельно в своих кабинетах, как и положено.

Такая вот идея.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 часов назад, Мусатов Костя сказал:

Я опасаюсь, что тут мы имеем некий ревербератор, который создает эффект пространственного звучания.

Константин, как говорят мудрые китайцы - "переживать заранее - переживать дважды". Не следует опасаться, надо быстренько спаять макет и начать исследование, а в случае удачи, строить уже коммерческий продукт. Вот и все опасения. Я это проделывал, никаких негативных эффектов не наблюдал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, ВаАл сказал:

Всю эту конструкцию следует рассматривать как единое целое. При этом, несмотря на то, что динамик "Б" запитан от ИТУН, контроль его диффузора (демпфирование болтанки на резонансе) осуществляется за счёт глубокой акустической ООС (АООС).

Думаю, что на этапе осмысления идеи и проектирования более продуктивным будет рассмотреть эту систему динамиков (и усилителей) в виде одного эквивалентного излучателя со своими параметрами ТС.

Я не сильно владею такими расчетами, но, типа раз ток в обоих головках одинаковый, то и ускорение диффузоров одинаковое, но их два. Отсюда масса присоединенного воздуха удваивается. Но электрическое торможение есть только у одного динамика,  соответственно что-то там, отвечающее за электрическую добротность остается =1. И так далее.

Может, даже получится некое сочетание параметров, недостижимое только за счет конструкции динамика.

Опять же, глубокая АООС есть в ЗЯ, или ФИ, а в ОЯ она совсем не глубокая. Здесь уже больше преобладает именно "корректировка" тока ИТУНа за счет Z первого динамика. Здесь, мне кажется,  теоретическая модель будет более ближе к практике.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, AlekseyR сказал:

Из той блок-схемы вообще сложно что-то реально прикинуть, а трактовать можно как угодно, что ВаАл и делает. Нужна как минимум принципиальная схема со всей обвязкой и реальными номиналами.

Я хочу ясности, правильного представления о функционировании предложенной мной конструкции.DDD.jpg

Конструкция имеет один электрический вход, на который подаётся управляющее напряжение, и два выхода, один из который функционирует в режиме ИНУН, и к которому подключен динамик "А", второй выход функционирует в режиме ИТУН, и к которому подключен динамик "Б". При этом, напряжение на выходе ИНУН пропорционально входному управляющему напряжению (по определению, никаких иных трактовок), и ток, создаваемый ИТУН также пропорционален входному управляющему напряжению (по определению, никаких иных трактовок).

С одной стороны существует направленная электрическая связь от динамика "А" к динамику "Б", с другой стороны, существует направленная акустическая связь от динамика "Б" к динамику "А", обе эти связи функционируют совместно, связывая динамики в единую электроакустическую систему (ЭАС).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

20 минут назад, Filigrane сказал:

Но электрическое торможение есть только у одного динамика,  соответственно что-то там, отвечающее за электрическую добротность остается =1. И так далее.

При этом, когда происходит электрическое торможение динамика "А", то это создаёт тормозящий ток не только в катушке динамика "А", но, за счёт инверсии, и в катушке динамика "Б". Таким образом, электрическое торможение (и ускорение) имеется у двух динамиков, что синхронизирует движение их диффузоров, а это, как Вы понимаете - очень важно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А нельзя ли рассмотреть систему как один динамик с двумя моторами, тогда, по крайней мере, не будет задержки между взаимосвязями...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

23 минуты назад, ВаАл сказал:

При этом, когда происходит электрическое торможение динамика "А", то это создаёт тормозящий ток не только в катушке динамика "А", но, за счёт инверсии, и в катушке динамика "Б". Таким образом, электрическое торможение (и ускорение) имеется у двух динамиков, что синхронизирует движение их диффузоров, а это, как Вы понимаете - очень важно.

Вот потому я и говорю, что вторрй динамик по прямому сигналу работает от источника напряжения. Т.е ИНУН, но не по инвертирующему входу второго оу, а по входу устройства

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

26 минут назад, ВаАл сказал:

При этом, когда происходит электрическое торможение динамика "А", то это создаёт тормозящий ток не только в катушке динамика "А", но, за счёт инверсии, и в катушке динамика "Б".

Мне кажется, вы слишком усложняете изложение самой идеи. Прямо как в задаче о мухе и поездах.

НМВ достаточно рассмотреть законченную картину:

1. Диффузоры обоих динамиков находятся в одинаковых условиях механического демпфирования (воздействия).

2. Ток через ОБА динамика ОДИНАКОВ (неважно, содержит он тормозящую составляющую, и какой величины). Это результирующий ток и его мгновенные значения одинаковы в обоих динамиках. 

И не нужно суммировать бесконечный ряд НАПРЯЖЕНИЕ А -> ТОК А -> ТОК Б-> АООС Б-А-> ТОК А и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, Мусатов Костя сказал:

А нельзя ли рассмотреть систему как один динамик с двумя моторами, тогда, по крайней мере, не будет задержки между взаимосвязями...

Полагаю это ничего не даст, только уведёт в сторону.

Что касается задержки в электричекой связи, то она мизерная и её можно не учитывать. Что касается задержки в акустической связи, это более критично, именно поэтому я и пишу обасовой секции в ЗЯ.

Оцепнка такая: начастоте 200 Гц (критичный верх), длина звуковой волны в нормальных условиях около 343/200 = 1,715 метра, смоответсвенно половина (приход в противофазе) = 1,715/2 = 0,8575 метра. Если динамики расположить на рассоянии 0,1 метра от кромки диффузора до кромки диффузора, что вполне конструктивно, то задержка сказываться практически не будет. На двух шириках даже в широкой полосе частот я никаких негативных явлений не наблюдал.

В любом случае, надо ставить новый эксперимент.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 минут назад, Filigrane сказал:

И не нужно суммировать бесконечный ряд НАПРЯЖЕНИЕ А -> ТОК А -> ТОК Б-> АООС Б-А-> ТОК А и т.д.

Главное, чтобы ряд сходился, иначе - беда.:Waks:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 минут назад, Мусатов Костя сказал:

Вот потому я и говорю, что вторрй динамик по прямому сигналу работает от источника напряжения. Т.е ИНУН, но не по инвертирующему входу второго оу, а по входу устройства

Я бы так говорить не стал, ибо это утверждение выходит за дисциплинарные рамки ТОЭ, как следствие возникает путанница в описании (терминологическая несовместимость), что приводит к непониманию (ложному представлению) процессов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Filigrane сказал:

глубокая АООС

Это было в октябре 2013 года. Заехали ко мне гости : Евгений Канчуков и Михаил Ураков @urakoff

“...все играло так, что, когда ударили первые фортепианные аккорды, так мы с Мишей, натурально, пригнулись. А когда запел хор, Миша охамел вконец, и, попирая все мыслимые законы приличия и гостеприимства, стал тыкать пальцем в третьего хориста справа, во втором ряду, указывая тому, где именно тот фальшивит.

Иначе говоря, все, о чем так много говорили «большевики» на Sound Up, а именно, о резонансной природе звука и, соответственно, резонансной природе воспроизведения звука, было реализовано в этой системе Сергея, и нам с Мишей оставалось только щуриться на радугу, как в том старом, пошлом, бородатом  анекдоте…

Акустический блок из двух 4А32, построенный Сергеем, как имитация деки струнных инструментов, коренным образом изменил восприятие звука не только самих Кинапов (про них тут лучше вообще не заикаться), но и вообще, кажется, природу звука, извлекаемого нами из мониторов в меру сил своих…

Мысли о том, что что-то электрическое или механическое предшествует появлению этого звука в комнате, - такой мысли даже не зарождалось ни разу в наших буйных и многоопытных головушках.

Звук появлялся из ниоткуда и рассеивался мгновенно, как призрак наших прежних представлений о том, как это должно быть по-настоящему. Притом, возникал он сразу, без раскачки, в полный рост. Сильный, яркий, переполненный энергией сверх всякого…

Я не знаю, как долго можно слушать его, но три часа, проведенные у Сергея, минули одномоментно. Я не устал нисколько. Спросил Мишу, тот только вздохнул своим мыслям – так ему было хорошо там. Припух, в общем, Миша наш потихоньку...

И по пути домой мы с ним болтали без умолку о том, что слышалось еще в умах, ушах и благодарной душе нашей, истомленной жаждой по-настоящему живого звука…“

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот я думаю инженеры Вестерн Электрик скопировали систему Ефимова!:Waks: один конус включён в ДРУГОЙ....ГЕНИАЛЬНО!!!

Toppo_Western_Electric_560-AW_more.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В сухом остатке.

Если смотреть первую схему (с ОУ), то второй ОУ может быть с любым выходным сопротивлением - и 0 (источник напряжения-ИН) и бесконечность (источник тока-ИТ). В любом случае, если это ОУ (Ку=бесконечность), то он обеспечивает виртуальный ноль между своими входами и для динамика Б является ИТУТ. В этом прав безымянный Хай-Енд разработчик (но только в этом).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 минут назад, urakoff сказал:

Вот я думаю инженеры Вестерн Электрик скопировали систему Ефимова!:Waks: один конус включён в ДРУГОЙ....ГЕНИАЛЬНО!!!

 

Гениально и визуально прекрасно. Пульсирующая сфера, о которой ходит множество легенд. 

Теперь, после удачного эксперимента с Коровками, реализация может стать ещё более выигрышной и универсальной к музыкальному материалу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Filigrane сказал:

В сухом остатке.

Если смотреть первую схему (с ОУ), то второй ОУ может быть с любым выходным сопротивлением - и 0 (источник напряжения-ИН) и бесконечность (источник тока-ИТ). В любом случае, если это ОУ (Ку=бесконечность), то он обеспечивает виртуальный ноль между своими входами и для динамика Б является ИТУТ. В этом прав безымянный Хай-Енд разработчик (но только в этом).

Вход у этого устройства один - тот, куда подаётся входное напряжение, а выходов два - те, к которым подключены динамики. Если разрушать конструкцию, вырывая из общего схемотехнического контекста фрагменты и рассматривать их отдельно, то я, выделив из схемы только один динамик, с такой же "правдоподобностью" могу утверждать, что представлен не ИНУН и ИТУН, и вообще не усилитель, а просто динамик. Такой подход к анализу и описанию любых конструкций является порочным, ибо все элементы конструкции взаимосвязаны и представляют собой единую систему (это - определение понятия система).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

21 минуту назад, Сергей Ефимов сказал:

Гениально и визуально прекрасно. Пульсирующая сфера, о которой ходит множество легенд. 

Теперь, после удачного эксперимента с Коровками, реализация может стать ещё более выигрышной и универсальной к музыкальному материалу.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

34 минуты назад, ВаАл сказал:

Вход у этого устройства один - тот, куда подаётся входное напряжение, а выходов два - те, к которым подключены динамики. Если разрушать конструкцию, вырывая из общего схемотехнического контекста фрагменты, и рассматривать их отдельно, то я, выделив из схемы только один динамик, с такой же "правдоподобностью" могу утверждать, что представлен не ИНУН и ИТУН, и вообще не усилитель, а просто динамик. Такой подход к анализу и описанию любых конструкций является порочным, ибо все элементы конструкции взаимосвязаны и представляют собой единую систему (это - определение понятия система).

Мое замечание про сухой остаток касалось исключительно реализации элементов и терминологической корректности.

Вы совершенно правы - это система и рассматривать её нужно целиком. Мои посты касались возможности описать эту систему в других терминах - в виде эквивалентного излучателя с особым набором параметров Тилля-Смолла.

Мне кажется, что это возможно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

44 минуты назад, Filigrane сказал:

Мне кажется, что это возможно.

Я приветствую любое новаторство, любое искание, сам так живу и работаю, иначе - скука, застой и гниение. Однако при этом я стараюсь не ходить тупиковыми тропами, особенно если уже имеется неоднократно проторенная тропа, которая ведёт к цели, стараюсь не "множить сущности без необходимости". Правда это касается только инженерной практики, в науке и натуральной философии приходится множить любые сущности, и на порождённых 1000 сущностей приходится одна годная, если повезёт, конечно.:cc:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 часов назад, ВаАл сказал:

В любом случае, надо ставить новый эксперимент.

С этим соглашусь. Причем стоит поставить динамики в корпусе напротив друг друга в разные стороны, тогда можно акустически измерить разные ли у них искажения?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если не трудно, Константин, поясни конструкцию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...