форум ВоЗ, лекторий: Шостакович - Симфония №7 - форумъ - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Открытый клуб  ·  25 участников  ·  Бесплатный

~ ВСЁ О ЗВУКЕ ~

форум ВоЗ, лекторий: Шостакович - Симфония №7


ш р к ъ

Рекомендованные сообщения

с места - в карьер. Дмитрий Шостакович и лучший из его шедевров 7я симфония т.н. "Ленинградская" которая столь ненавидима Западом и столь любима у нас в России, хоть это и самое европейское по духу произведение из всех у композитора:

европейство тут ощущается в связи с отсутствием в звучании произведения какой-либо революционности, столь близкой Шостаковичу и, на тот момент, всем миром ассоциируемой с Россией, как они тогда предпочитали называть Союз Советских Социалистических Республик, а также и потому...

также, несмотря на то, что автор посвятил эту симфонию осаждённому городу времён ВОВ и, впоследствии, она стала именоваться "Ленинградская" - всё же истинные причины создания данного произведения кроются в предыдущих европейских событиях того времени, а именно в факте вторжения войск Германии во Францию и оккупации Парижа, за некоторое время до этого; вот почему музыка 7й звучит столь "европейски".

147111.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 26
  • Создано
  • Последний ответ

итак, 1я часть этой весьма продолжительной четырёхчастной симфонии - "аллегретто" которое принадлежит к разряду условно средних темпов (вся 7я выдержана в подобных скоростях) и длится примерно 30 минут, будучи в свою очередь внутри себя разделено как бы на две части: одна рисует мирную жизнь Европы, а другая посвящена началу образования конфликтой ситуации в ней и развитие оной в милитаристское начало с последующим нашествием германских войск на Францию и захватом Парижа:

первая половина 1й части даёт картину буржуазной Европы, во всём блеске её неоднозначного и противоречивого наследия; тут мы слышим образы городов, учереждений, предприятий, мест досуга, прессы и т.д. и т.п. - но вдруг, среди всего этого раздаётся некий мотив, сыграный деревянными духовыми с нарастающей ролью флейты: словно вытянувшаяся по струнке фигура ефрейтора с рукой вскинутой в нацистском приветствии - это Гитлер, а на это струнные нижнего регистра отвечают как бы в стиле приглашения, мол "ну заходи, гостем будешь" и музыка продолжает свой размашистый поток далее, пока не обретёт успокоение вечерней прохлады среди опускающихся сумерек и штор окон домов; закат Европы, во всём его сомнительном буржуазном уюте сна разума и скрытых опасениях... тут и началось:

этот ролик, всё же - не с начала темы и уже рисует вполне оформившееся движение изначально тайной угрозы, которая теперь обретает свои конкретные очертания, хотя ранее лишь робко кралась по дворам и подворотням, замышляя коварство... туда подтягивается и гротеск, где ксилофон выстукивает словно по костям рёбер человеческого скелета (видать будет война и будут жертвы) а скрипки стонут в ужасе, тогда как медные духовые наяривают звуки милитаристского шествия (власть повелевает) деревянные духовые подхватывают (народ не против) а скрипки и валторны заходятся в безумном отчаянии (мир изнемогает, а его элиты подвергаются жестокой чистке).

затем, крайне внезапно и неожиданно, музыка вдруг резко меняет ключ и тональность из многозначительного и позитивного До Мажора - в агрессивный и безжалостный Ми Бемоль Минор: война объявлена и нашествие началось. "Болеро" Равеля, взятое за основу прообраза данной половины 1й части, окончательно лишилось здесь своей восточной двусмысленности, а взамен блеснул неуклюжий германский меч во всей своей грубой неотвратимости. "Весёлая Вдова" Легара и ария князя Данило оттуда "Тогда Иду в Максим" (типа Мулен Руж) припев из коей ранее выглядел тут наряду с Болеро лишь как намёк - теперь он обернулся жестокой правдой: иду на Париж!

вскоре - всё кончено. Европа пала за считанные дни... пыталась хорохориться поначалу и торговаться, но - бесполезно; подспудный траурный марш изобличает подлинное состояние дел, и лишь воспоминания о былом благополучии остались как бы ещё в окружающей атмосфере; но вновь фигура ефрейтора в стойке нацистского приветствия напоминает что-к-чему (теперь он фюрер) и остаётся лишь жалеть об упущенной ранее возможности его вовремя скрутить уже тогда... ну а войска Вермахта идут дальше, к новым завоеваниям, неспеша и лёгким шагом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

О! Хорошая тема! 

Пару дней назад прослушал на ютьюбе (и посмотрел) это великое сочинение в исполнении Т. Курентзиса. Впечатлило так, что сегодня не смог отказать себе в удовольствии посмотреть этот ролик ещё раз. 

Данный лекторий для меня как раз в жилу, почитаю с интересом. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

21 час назад, Igor Rubin сказал:

Данный лекторий для меня как раз в жилу, почитаю с интересом.

благодарю за внимание, и добро пожаловать... хоть я и не удержался в рамках жанра лекции, скатившись в итоге к жанру эссе, но будем надеяться что мне таки удастся донести все смыслы данной симфонии даже в столь поверхностоной форме.

пользуясь случаем, прежде чем перейти к остальным трём частям произведения, сделаю необходимые уточнения ко 2й теме 1й части "Ленинградской", важные детали которой я тогда скомкал будучи в эссеистическом исступлении от угара с музыки композитора.

чётко выраженное начало темы Нашествия, всё же, принадлежит деревянным духовым, с их присущим лукавством (как бы игра в солдатики) а скрипки продолжают этот мотив, расширив и усилив его конкретику; медные духовые, трубы и тромбоны, далее подхватывают тему скрипок и придают ей легитимизацию с ясным и авторитетно выраженным планом действий; а первыми тихо "стонать" в самом начале начинают контрабасы, но затем они подхватывают бодрый ритм, оставаясь верным ему до конца; стон же скрипок и валторн следует после отыгравших воплощение мотива Нашествия труб и тромбонов, предваряя из-за такта заход оных на второй круг и словно выражая отчаянье ранее совершённой ошибки которую уже не исправить... дальше, лейтмотив возвращается снова к деревянным духовым, ведомым флейтой, а струнные оттеняют его посредством странного мелодического рисунка, напоминающем шатающиеся движения пьяного индивидума с заплетающимися ногами... в общем "нашествие" получается не таким уж стройным каким казалось на первый взгляд; здесь таки наличествуют определённые "разброд и шатание" наряду с неким "прозрением" со стороны части групп инструментов/интересов. Равель, следует также отметить, с его "Болеро" в котором тоже, как и в "Ленинградской", основной тональностью заявлен До Мажор, имеет там такую же модуляцию в Ми Минор, как и Шостакович в своём случае, а оба произведения заканчиваются в До Мажоре идентично. Шостакович, таким образом - абсолютно доказанно имел равелевское болеро изначальным прообразом в данной части, наряду с задействованым там припевом из арии князя Данило "Тогда Иду в Максим" из оперетты "Весёлая Вдова" Франца Легара в качестве главной мелодической темы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

приступая к анализу оставшихся трёх частей симфонии, отмечу крайне сложное и противоречивое содержание оных, наверно - беспрецедентное по своей запутанности за всю историю звука, с парадоксальным и весьма неоднозначным финалом произведения.

вступает 2я часть "модерато" и её начало, в исполнении скрипок, несёт в себе фактуру некого сожаления и ноющего поглаживания, словно какого-то ушибленного места; жалкая попытка утихомирить окружающую действительность и вернуть некое статус-кво, откатив ситуацию на исходные позиции, а может быть даже и к более давнему положению вещей:

за этими увещеваниями следует мелодия заунывного и тоскливого гобоя, который терзает душу сокрушениями по безвозвратно утраченному нечто и лицемерно намекает на призрачную возможность обретения вновь того, чего уже не вернуть (судя по всем наличествующим признакам) а далее где-то там подал голос и подлый фагот, прежде чем струнные перешли на пиццикато, изображая осторожные шаги вкрадчивой походки... и тут вдруг начинается аляповатый трёх-дольный круговорот, чем-то сродни тому самому прототипу вальса из 2й части издевательской 9й симфонии Малера.

звучат пронзительные, гнусавые в своей неискренности, деревянные духовые, которым вторят напыщенные трубы... ксилофон же вновь перещитывает рёбра костей неких скелетов (тех самых которые в шкафу наверно) и вся эта уродливая попытка вакханалии затем пускается в натужный галоп, но иссякает в итоге, возвращаясь к ноющему началу, а подлый фагот теперь добавляет свой ясно выраженный голос к всеобщей псевдо-ностальгической теме... маршал Петен? вишистская Франция? коллаборационизм?

музыка смыслов 2й части произведения была изначально обречена, ибо она сразу встала на заведомо слабую, лицемерную позицию самообмана, которая изобличена здесь в лице пёстрого набора убогих попыток изобразить "достойную" позу в тисках нового режима, под насмешливым взглядом завоевателей, оккупантов, самодовольных распорядителей сей постыдной ситуации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

перейдём к Третьей Части, "адажио", где вся звуковая тема намного более проникнута воодушевлением и благородными побуждениями, хотя они в итоге закончатся ничем, гора родит мышь, и всё опять придёт к опустошению и бессилию... ну а пока звучит орган, настоящий церковный орган, который Шостакович соорудил на страницах партитуры из сочетания партий деревянных духовых и валторн, позаимствовав этот приём у Малера и доведя его до совершенства:

затем, вступают скрипки с виолончелями - и тут всем сразу понятно, что композитор имеет здесь в виду И.С.Баха с его органными произведениями, а также с его 2й скрипичной партитой, который возвышает свой звучный голос немецкого авторитета и общепризнанного всемирного гения, взывая к человечеству и человечности... далее - опять орган преисполненный духовной силы; и опять струнные, но теперь они уже звучат с бетховенским оттенком. 9й симфонией Бетховена повеяло... затем, всё ломается и затихает словно в растерянности; остаётся лишь унылый хор деревянных духовых...

а тут и Брукнер вдруг подтянулся в компанию, чтобы оформить троицу "Б" великих композиторов - Бах, Бетховен, Брукнер: струнные затеяли пиццикато, всю эту ходьбу на цыпочках вокруг да около, а флейты затянули некий пасторальный наигрыш, к которыму присоединяются и деревянные духовые, виолончели что-то там молвили, скрипки... но, следует вымученная каденция, за которой струнные, без всякого энтузиазма - тихо повторяют свой изначальный баховский мотив (ну ничего не выходит, видимо, всё бесполезно) ...но затем, с отчаяния, с безысходности, с покривлённого крещендо - струнные неожиданно бросаются в галоп, который затем переходит в танец-марш всех инструментов оркестра.

взвыли валторны и, с этого момента, преред нами уже нешуточный марш, который быстрым шагом помчался на поиск удачи; оркестр шустрит, медные духовые уж предвкушают истинно брукнеровский гимноподобный финал... но вот незадача: гобои, кларнеты, фаготы и валторны - опять загнусавили тот самый баховский органный мотив, что был в самом начале, а струнные повелись на это и - тоже дали помесь Баха с Бетховеном, в итоге сливая весь пафос в очередную безвольную каденцию, на это раз незавершённую и как бы повиснувшую в воздухе... тут, словно махнув на всё рукой, струнные вдруг решили сбацать некий красивый и до боли знакомый мотив, напевно и плавно - но, видать, не судьба... далее, никто иной, как - именно они, струнные, на этот раз, забубнили те изначальные баховские аккорды ограна и 2й партиты, но теперь она зазвучала у них совсем уж по-бетховенски.

как там, в 4й части 9й симфонии Бетховена, баритон кличет в зал: "друзья!" - также и тут, оркестр Шостаковича, в ответ на это, начинает попытки соорудить нечто вроде своей собственной "оды к радости".

без мазы... без мазы дёргаться... опять звучит тот баховский органный мотив, но на это раз - совсем как панихида; деревянные духовые, в одиночестве, хмуро и мрачно играют его - словно опускают гроб в могилу.

и то сказать: наивно было привлекать немецких гениев на роль аргумента в политических разборках; ведь когда пушки говорят - музы молчат. Третья Часть "Ленинградской" показала это наиболее красноречиво и наглядно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"если бы я сказал всю правду, то мир бы содрогнулся" - А.А.Громыко, МИД СССР (мнимая цитата)

принялся было вчера продолжить рассказ, но вдруг понял, что 4я часть "неспешное аллегро" 7й симфонии Шостаковича требует совсем иного подхода, нежели чем использованный мною ранее, ведь данный отрезок произведения является финальным, а значит - итоговым, где всё должно решиться, если таков был замысел композитора (если вообще таков был его замысел).

главное отличие, по сравнению с предыдущими частями, тут состоит в наличии ясно выраженного финала (ясного ли?) который, впрочем, реализуется - отнюдь не благодаря, а нарочито вопреки предыдущей музыке симфонии со всеми её смыслами и посланиями... сразу надо сказать, что данный финал имеет явную отсылку к финалу 8й симфонии Брукнера, который в свою очередь является комментарием последнего в отношении финала оперы "Золото Рейна" Вагнера, наряду с намёками в первой трети части на произведения Стравинского "Весна Священная" и особенно "Жар Птица" с её знаменитым номером "Пляска Поганого Царства Кащея" где Иван-царевич (образ русского мира) бьётся с Кащеем Бессмертным, добирается до заветной иглы в яйце, и уничтожает его.

надо ли говорить, что и это поползновение к разрешению общей мутной ситуации - заведомо приговорено композитором к провалу как и прежние попытки; за битвой Кащея и Царевича вскоре следует странный малерианский отрезок с глушёным пиццикато струнных, которые извлекают звуки подобные бельевой верёвке (петля на шею?) или порке розгами; затем следует брукнерианский траурный марш в исполнении медных духовых и тех же струнных, впрочем, уже с намёком на грядущий финал, а далее - всё заново погружается в пасторальною мглу и двусмысленность... ближе к развязке данного музыкального повествования, то и дело - то тут, то там, возникают отсылки к предыдущим лейтмотивам из предыдущих трёх частей.

необходимо упомянуть, что, на момент создания этого шедевра, исход войны был ещё не предопределён... во всяком случае, был абсолютно неясен будущий состав победителей. Шостаковичу пришлось тут действовать ещё и как дипломату (отнюдь не новость в области музыки). Сталин, по слухам, отрядил проинспектировать готовую симфонию А.Толстого, автора знаменитых романов "Гиперболоид Инженера Гарина" и "Хождение по Мукам", на предмет возможной подставы со стороны композитора и его кураторов (учитывая предыдущие творения Шостаковича) и, в итоге, Толстой дал добро на последущую жизнь симфонии также и в области пропаганды... это беспрецедентный случай когда литератору было поручено освидетельствовать музыкальное произведение, что говорит о крайней политизации оного (политизация самого Толстого заведомо очевидна) хотя, сей проницательный царедворец - либо не заметил, либо предпочёл умолчать о факте происхождения припева арии князя Данило, в мотиве Нашествия 1й части, от главного лейтмотива 5й симфонии Чайковского, который процитирован там Шостаковичем предельно ясно в итоге, не говоря уж о том, что сама "Весёлая Вдова" Франца Легара является пасквилем на Царскую Россию в её попытках добраться до американских денег.

финал подкрался незаметно, ибо ничто не предвещало боевую коду и триумфальный заключительный До Мажор (с коего и начиналась симфония) - всё это сперва приступило к делу издалека, словно не к месту, и неся на себе все необходимые признаки итогового провала (как мы уже привыкли) но всё же музыка вдруг стала выруливать на финальную прямую, с изрядным количеством оговорок и явными попытками свалить в кусты неподалёку, то и дело пятясь боком, втянув голову в плечи... тут валторны (элиты выражают поддержку) с робкой надеждой вдруг начинают твердить "давай-давай!" и всеобщий звук оркестра приступает к обретению боевых очертаний, набирая силу и призывая всё своё мужество... а вот уже гремит медью духовых и тот самый приторно-самодовольный мотив старушки Европы, этой накрашенной дамы бальзаковского возраста, с которого начиналась симфония, что теперь устремилась к победному финалу (не без отсылок к равелевскому болеро впрочем) где литавры дадут звук даже уже не как выстрелы пушек, а словно забивая титанические гвозди в некий титанический гроб... это выстраданный финал... за всю массу позора и жертв... это вымученная победа... но чья она?

351530.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

в продолжение темы, уделим внимание материалу, что лёг в основу "Ленинградской".

первая половина её 1й части, очевидно - имеет отсылку к произведениям Генделя, как олицетворению Европы в данном случае, особенно учитывая немецкое происхождение этого английского композитора... конечно, тут характер его музыки был подвернут Шостаковичем преобразованию в более модернистское, индустриальное звучание.

вторая половина, значительно более продолжительная, имеет своим главным лейтмотивом опосредованно преобразованную главную тему из 5й Симфонии Чайковского:

2ю часть данного мотива затем взял Легар для припева в куплетах князя Данило:

следует помнить, что русские войска - тоже брали однажды Париж, во времена наполеоновских войн, и потому лейтмотив "нашествия" приобретает здесь крайне двусмысленное содержание, но зато даёт абсолютно точное представление о том, что речь тут именно за столицу Франции, а никакой ещё другой город.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Святослав Рихтер называл Шостаковича наследником Бетховена через Малера и Чайковского. Ну и гением, разумеется. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

20 минут назад, Igor Rubin сказал:

Святослав Рихтер называл Шостаковича наследником Бетховена

это весьма интересно, ибо у меня наоборот сложилось впечатление, что Ш скорее пытался избегнуть отсылок к Бетховену, хотя конечно эпоха Романтизма и её наследие - просто немыслимы без него. Ш кроме того представляется мне совершенно чуждым апокалипсическим бетховенским идеям, в силу своего атеистического вероисповедания. Ш очевидно глубоко верил в Материю и её вечную силу. Рихтер, кроме того, мог бы и отметить изрядное влияние Баха в фортепианных произведениях нашего композитора:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вечером постараюсь поточнее процитировать Рихтера из его книги. Это дневники или интервью, сейчас не помню твёрдо. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

возникает интересный вопрос: а является ли Бах таким уж "церковным" композитором?

разумеется, он всегда был и будет в первых рядах продвижения лютеранства в мире.

но главным его аспектом всё же представляется научно-техническая сторона звука.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, Igor Rubin сказал:

Вечером постараюсь поточнее процитировать Рихтера из его книги. Это дневники или интервью, сейчас не помню твёрдо. 

Открыл книжку Б. Монсенжона и нашёл высказывание Рихтера о Шостаковиче. Собственно, никаких пояснений о "родственности-преемственности Шостаковича с Бетховеном Рихтер не даёт. 

Снимок получился неважным, но прочесть можно.20190821_184651.thumb.jpg.84b6761fd928e860c60b08bc19f2009f.jpg

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 часов назад, шарикъ сказал:

возникает интересный вопрос: а является ли Бах таким уж "церковным" композитором?

 

Вот и Бах сейчас упомянут как то особенно кстати. В данный момент слушаю "Страсти по Иоанну" BWV 245 (Гардинер). 

Произведение с вполне однозначным евангельским (церковным) смыслом, но мною эта вещь воспринимается не только как повествование у Страстях Христовых, но и как некая красивая оратория или даже опера, с прекрасными вокальными партиями. Подобного рода музыки много у Генделя, кстати. 

Вот не знаю. Наверное, это неправильный подход, и об этом стоит только сожалеть, но я не шибко подкован по части  "теории"и "историзма" муз. сочинений. Хотя, не скажу, что совсем уж не интересуюсь этим.  Я слушаю музыку и получаю удовольствие от неё также, как и большинство здешних слушателей - по наитию, "чувствами", получая чисто усладу для ушей. :)

Но это также не мешает мне получать удовольствие от некоторых интересных и познавательных текстов, написанных вами. 

А по поводу Баха думаю, что в наше время он воспринимается  как вполне себе "светский" композитор. Ну и гениальный теоретик, конечно.

Интересно, каким это восприятие было пару столетий назад. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Igor Rubin сказал:

Открыл книжку Б. Монсенжона и нашёл высказывание Рихтера о Шостаковиче.

в общем, согласно Рихтеру - все были наследниками Бетховена, что не лишено доли правды...

1 час назад, Igor Rubin сказал:

Подобного рода музыки много у Генделя, кстати.

а вот, к примеру "Мессия" - из самого популярного у него на данную тематику; очень даже ничего.

1 час назад, Igor Rubin сказал:

Интересно, каким это восприятие было пару столетий назад.

как вдохновителя среди композиторов, а слава среди широкой публики к нему пришла позднее...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

далее, перейдём к влиянию Равеля на 7ю Шостаковича - ну "Болеро" само собой:

но более интересно влияние другого произведения Равеля в данном случае, а именно его анти-германский "Вальс" времён 1й Мировой Войны, без которого видимо тоже не обошлось во 2й части "Ленинградской":

Равель тут просто уродует старый добрый венский вальс. Штраусу досталось по самые помидоры от французика... и оно вполне созвучно злому гротеску нашей 7й симфонии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 21.08.2019 в 20:09, Igor Rubin сказал:

по поводу Баха думаю, что в наше время он воспринимается как вполне себе "светский" композитор.

то странный парадокс, рукотворный феномен. Академия Искусств таки имеет свои тайны.

я об этом очень много думал и нашёл в итоге ответ на все эти кажущиеся нестыковки.

дело в том, что Церковь Христова знала наверняка, что её власть над миром и умами будет ослабевать по мере хода столетий... тем временем, в её лоне были взращены различные науки, которые она заблаговременно выделила в отдельную сферу - не только не связанную с церковью, но и декларативно "враждебную" оной; таким образом на свет появился Научный Атеизм, который боролся с церковью на публику, но фактически унаследовал все её ценности, которые с определённого момента стали называться обобщённым термином Духовность, в рамках светского общества. "Страсти По Матфею" Баха и "Мессия" Генделя, например, являются теперь аналогом церковной службы, которую с величайшей охотой служат атеисты, хотя конечно же они никогда не пойдут в церковь, разве что полюбоваться её утварью и отдать дань истории, что также имеет огромный смысл; это потрясающий успех церкви в приобщении "язычников" к своим таинствам, хоть и столь замысловатым образом.

вспоминается опера Вагнера "Кольцо Нибелунга" где в одной из её частей "Валькирии" - встревоженный надвигающимся концом света Вотан признаётся своей дочери Брюнгильде, что его задача отныне - создать такого Героя, который будет полностью независим от него в своих действиях и, более того - даже борющегося против своего создателя, но в тоже время действующего в его интересах и согласно плану спасения мира.

"не можешь предотвратить? тогда - возглавь!"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

кстати, на 20 лет раньше, Карл Нильсен создал свою Пятую Симфонию, в первой части которой содержится материал, звучание коего затем всплывает в 7й симфонии Шостаковича, двадцать лет спустя, и никто об этом - ни слова...

91tc-7nkZ3L._SL1403_.jpg

81HkHhGUteL._SL1500_.jpg

ну и дела...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...
В 21.08.2019 в 12:28, шарикъ сказал:

возникает интересный вопрос: а является ли Бах таким уж "церковным" композитором?

разумеется, он всегда был и будет в первых рядах продвижения лютеранства в мире.

но главным его аспектом всё же представляется научно-техническая сторона звука.

симбиоз научно-технической революции и лютеранства?

Интересная тема про Баха. Как тут не вспомнить другого немца Гёте, который научно исследовал цвет.

Немцы, будучи сентиментальными, считают себя религиозным народом, но за материальное держатся крепко.

Их страсть к методичности, аккуратности поражает.

Все таки Бах религиозный композитор, и даже церковный- работал музыкантом при церкви.  был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, и далее тоже работал при оргАнах и клавесинах.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 минут назад, anvar сказал:

симбиоз научно-технической революции и лютеранства?

рука об руку, рука об руку шли.

14 минут назад, anvar сказал:

считают себя религиозным народом, но за материальное держатся крепко.

а в лютеранстве же нет в этом противоречия, там как бы славят Господа трудами.

у них даже жертвоприношения практикуются как у иудеев, хоть и вегетарианские.

Праздник Жатвы с приношениями например:

_DSC4485-2002-1400-1000-80-rd-239-%20225

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

57 минут назад, шарикъ сказал:

рука об руку, рука об руку шли.

а в лютеранстве же нет в этом противоречия, там как бы славят Господа трудами.

у них даже жертвоприношения практикуются как у иудеев, хоть и вегетарианские.

Праздник Жатвы с приношениями например:

_DSC4485-2002-1400-1000-80-rd-239-%20225

DSC01099.JPG.b0cf7fa42e44e0ce79e4906819cb885c.JPG

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 часов назад, шарикъ сказал:

рука об руку, рука об руку шли.

а в лютеранстве же нет в этом противоречия, там как бы славят Господа трудами.

у них даже жертвоприношения практикуются как у иудеев, хоть и вегетарианские.

Праздник Жатвы с приношениями например:

_DSC4485-2002-1400-1000-80-rd-239-%20225

вот он, источник мещанства!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Относительно Баха и лютеранства: друзья с молодых, ещё советских лет, собирали пластинки с музыкой Баха. Все, что появлялись в музыкальном магазине. И как результат: в начале 2000-х приняли лютеранство. Это не шутка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, anvar сказал:

Относительно Баха и лютеранства: друзья с молодых, ещё советских лет, собирали пластинки с музыкой Баха. Все, что появлялись в музыкальном магазине. И как результат: в начале 2000-х приняли лютеранство. Это не шутка.

а это - ни разу и не было шуткой никогда... да и вообще культура была создана не для забавы и развлечений, а для влияний на умы людей и судьбы мира... и даже так называемый "масскульт" был создан для определённых конкретных целей.

другое дело, что когда умами правили немцы, то они осуществляли это посредством умных вещей в отношении умных людей, а для такого расклада - им понадобилось создать интеллектуальную атмосферу, и они её создали... стремление к разумности тут стало главным вектором и, при всех минусах доминирования немчуры, жизнь была тогда интересной и созидательной, а люди старались умнеть со всей силы.

когда же к власти пришли англосаксы, то всё рухнуло ниже плинтуса, ибо этим ребятам как раз удобнее править дураками посредством всяческой запредельной глупости... с ними, как бы ты ни был глуп и "демократичен" - всегда найдётся некто, кто сотворит ещё более мерзкую глупость, опустив ситуацию ещё ниже в недостойное и неблагодатное состояние... недаром у них в чести всякие дауны, уроды и аутисты - эти как нельзя им кстати в их планах сотворения "твари дрожащей" чтобы не только дискредитировать человечество в целом, но и надёжно править оным наиболее примитивными средствами, не утруждая себя какими-либо достижениями в интеллектуальной сфере, что сделало жизнь невероятно скучной и бесплодной, в итоге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...