Швейцарская точность - история Thorens 124 и других классических виниловых проигрывателей - Винил - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Швейцарская точность - история Thorens 124 и других классических виниловых проигрывателей


Djubei

Рекомендованные сообщения

Есть у меня такая книга в закромах.

https://www.stereophile.com/reference/408swiss/#j7xy4536LyCYJPK1.97

Думаю, что по мере возможности и времени выкладывать авторский перевод (читай мой) избранных глав. Ну так, чтобы не нарушать авторских прав, даже если на территории нашей страны никто ими и не обладает))

Было бы интересно? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 45
  • Создано
  • Последний ответ
7 минут назад, Djubei сказал:

Было бы интересно? 

Да. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Швейцарская точность.

История Thorens 124 и других классических проигрывателей винила.

Предисловие

 

О том, что слоган Торенс 124 «сделано в Швейцарии» является чем-то особенным, это факт, который я узнал практически в начале моего знакомства с миром стерео и хай-фай. Его (проигрывателя) производство уже было прекращено в 1970, однако, несмотря на то, что проигрыватель уже не продавался в магазинах, я все-таки знал о нем. Независимо от этого, мое любимое чтиво тех дней, немецкий специализированный журнал HIFI-Stereophonie продолжал расценивать эту модель как референсный стол в своих обзорах.

Мое любопытство в отношении этого легендарного швейцарского стола очень скоро пересилило боязнь (в оригинале отвращение) покупки б/у стола. Так как я еще и мечтал о 12-ти дюймовом тонарме, я решил пройти этот путь, и начал искать люксовую версию этого стола в разделах «продажи» (речь о разделе в газетах): стол TD 124/II с расширенной базой и автоматической крышкой, тонармом SME 3012 и Shure V-15 type II головкой.

Очень скоро я нашел подходящий по цене вариант у одного фармацевта, проживающего в Вестфалии. Это был прекрасный экземпляр «monster table» (на английском лучше звучит), который до сих пор выглядел как новый, и был мной куплен за 650 немецких марок. Потом я погрузил все это хозяйство на заднее сиденье моего Жука.

И по сей день меня охватывает дрожь при мысли о моем возвращении во Франкфурт. Тот факт, что диск проигрывателя и тонарм должен был быть закреплен был неизвестен, как продавцу, так и покупателю. Мы просто не знали об этом. Несмотря на это, я очень осторожно переезжал все железнодорожные пути, чтобы не повредить «мою прелесть» лежащую сзади, не взирая на протесты других водителей.

Это должен был быть моим лучшим днем в моей жизни. Но когда я вернулся домой и подключил стол в свой сетап, мое лицо начало вытягиваться все больше и больше. Я слышал рокот ролика и небольшие шумы от работы двигателя во время тихих пассажей. Вновь и вновь в течение следующих недель я пытался подавить это чувство (подразумевается разочарование). Как аудиофил и любитель старых записей уже тогда, я был в абсолютном восторге из-за ностальгического (читай антиквартного) внешнего вида моей новой покупки с ее бочкообразным видом, почкообразными (именно так) ручками регулировок и промышленным серым цветом – не говоря уже про зажимный механизм стола.

Меня не напрягала систематическая покупка запчастей. С тех пор, как я решил сохранить эту жемчужину в рабочем состоянии до конца своей жизни несмотря на проблемы с шумами, я заказывал бесчисленные запчасти у немецкого дистрибьютора в Мюнхене Paillard-Bolex. Двигатель Е50, армборд PL104, пассик СВ965 – описания, такие как эти, очень скоро соскакивали с моих губ (это буквальный перевод конечно. Наверно правильно вылетали из моего автоматически). Даже немагнитный основной диск CD 788 не прошел мимо меня, хотя я и не имел тогда электромагнитных головок. Вся это «внеклассная» работа не помогла, Торенс продолжал рокотать (автор слышал рокот ролика в колонках) в моей системе на чердаке.

Может быть это все случилось, потому что я купил б/у стол? Пока я размышлял над такой возможностью, однажды, посещая очередной хайфай магазин в Штутгарте, я обнаружил нераскрытую коробку с абсолютно новым TD 124/II на витрине. Я уже и не упомню как быстро я метнулся домой за деньгами.

Да, я был тем самым счастливчиком на этой планете, у которого был абсолютно новый 124 Торенс mk ii в этой жизни. К сожалению, мне это не особо помогло. Новый стол, после того как я поставил его в старый плинт, испытывал те же самые проблемы с шумами. Это было просто невероятно: потом я нашел еще один стол во Франкфурте, пока предыдущий собирал пыль у меня на чердаке. В это раз я купил проигрыватель с уже фабрично установленным родным тонармом TP14 в «буржуазном» деревянном ящике. Ну вы понимаете, что случилось потом: эта машина также продолжала издавать рокот.

Ну и что мне было делать с тремя Торенсами 124, которые меня не устраивали?

Достаточно смешно, но в то время мне ни разу не пришла идея просто попросить немецкого дистрибьютора Торенс о помощи в поиске причины рокота стола. Однако, один из моих друзей, забрал один из моих столов; друг, которого я заразил болезнью под названием аудиофилия. Я продал другие два стола и всю свою коллекцию запчастей к ним другому частному коллекционеру. Деньги, которые я выручил, я потратил на другой Торенс, - Thorens TD 125. И вот уже этот стол бы абсолютно тихим.

Если вы думаете, что я вылечился от своей «вертушечной» травмы, я боюсь вы горько ошибаетесь. Больше 25 лет, желание обладать Thorens 124 не угасало во мне. Поводом послужила статья в Stereoplay, где Торенс был представлен как хайфай классика. Даже адреса магазинов (где можно было бы их приобрести) были указаны в статье, вообщем я думаю вы уже догадались, что я дальше сделал. И сейчас рокот уже не был темой для обсуждения, все благодаря новым плинтам, которые разрабатывали специалисты из Великобритании, Германии и Швейцарии для этих исторических проигрывателей.

 

P.S. Так как редактора у меня нет, то конечно кое-где есть шероховатости перевода. Тут уж или помогайте или мучайтесь. Нет возможности переводить и еще корректировать быстро)))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ХАЙ ФАЙ ПРОИГРЫВАТЕЛИ ВИНИЛА ТОРЕНС из САНКТ-КРУА

Эпиграф

«Я вспоминаю, что одним из моих первых граммофонов был Торенс. Это было 40 лет назад, и за прошедший период, это швейцарская фирма закрепила свою репутацию «точности/аккуратности» за свои многочисленные и разнообразные продукты. Я не говорю «масс продукция», потому что это словосочетание, хотя и не обязательно, но носит уничижительный подтекст. Я упираю на это момент специально, потому что я считаю, что прогресс, в конечном счете, зависит от успеха в производстве нескольких продуктов на основе теоретически обоснованных лабораторных методов. И это самая высокая дань уважения, которую я могу воздать Thorens в Швейцарии (как и Garrard в Великобритании), которые смогли объединить этих два, казалось бы, противоположных метода в коммерчески успешные продукты».

Перси Вилсон – обозреватель английского журнала Gramophone, который делал обзор Thorens 124 mkii в 1963 году.

 

Несравненный Торенс.

1957-1967: Эра пассиковых и роликовых проигрывателей Торенс в Санкт- Круа.

«Единственное, что напоминает о происхождении словосочетания производство со швейцарской точностью» - мастерские стоящие на сужающихся деревенских улочках и много квалифицированных сотрудников пенсионного возраста. Не только компании модернизировали свои производства; эти люди работали с новейшими электронными методиками измерений, многие из которых были разработаны специально на своих собственных стендах (подразумевается, что тогда не было аутсорса, и каждая компания обладала уникальной методикой, которую разрабатывала с нуля). Эти люди конечно не были роботами, которые сосредоточены на выполнении только своих ежедневных обязанностей, но кроме того, они были способны понять требования компании в производстве продукции - замечательное свидетельство сотрудничества между инженерами и техниками».  

«Потрясен», именно так Эрнст Пфау описал поездку в франкоязычную часть Швейцарии Jura в октябре 1963 г. Несколько европейских экспертов-журналистов, в том числе вышеупомянутый главный редактор молодого немецкого журнала HiFi-Stereophonie и один из основателей немецкого High Fidelity сообщества, приняли приглашение от Paillard SA приехать в страну гельветов. В то время как в Ивердоне (Yverdon), Санкт-Круа и других производственных цехах в Орбе (Orbe), задача этих журналистов была, чтобы узнать побольше о новой полностью автоматической камеры Bolex 8 мм, а также о других продуктов компании, Пфау писал: "У меня была возможность посетить связанную фирму (связанную с Paillard SA), Thorens SA. где производится, хорошо известный среди аудиофилов, Thorens TD 124».

Еще до данного визита, Роберт Торенс провел лекцию в Цюрихе в Конгрессхолле 6 июня 1962. Внук основателя компании был движущей силой новой бизнес концепции фирмы. Темой его доклада на симпозиуме под эгидой журнала «Радио-тв-сервис» была «Требования к качеству виниловых проигрывателей». Инженер продемонстрировал проблему изменения скорости, используя слайд, отображающий осциллографическую запись скорости вращения на так называемом high fidelity ченджере пластинок с поворотным диском весом более двух килограммов. Во время экскурсии по заводу в Санкт-Круа (для журналистов из первой части абзаца), целью Роберта было продемонстрировать производство высококачественных виниловых проигрывателей представителям прессы.

Производство то началось музыкальных шкатулок

Пейзаж, люди, и экономическое развитие Jura имело определенное сходство, с тем, что происходило в то время в Шварцвальде (Black Forest по нашему). Герман Торанс (1856-1943) первоначально основал свою компанию, как фабрику по производству музыкальных шкатулок в 1883. Вскоре после того, как на рубеже веков, появилось такое понятие, как фонографическая запись, производство фонографов был начато и в Санкт-Круа, как логическое дополнение к традиционному производству музыкальных шкатулок. Сначала начали производить цилиндрические патефоны, потом начали производить и рупорные граммофоны. Производство электроприводных двигателей было начато после 1928 года, а чуть позже и первые электромагнитные головки и тонармы, некоторые были даже оснащены тангенциальным «подводом».

Радиоприемники, профессиональные станки и картриджи для производства записей, и даже гармошки, зажигалки и бритвы с пружинными моторами, все так или иначе производились на этой фабрике в разное время. Даже в этом отношении были параллели со Шварцвальдом: например, электробритвы также производились на фабрике Dual в течение определенного промежутка времени. Как и в штаб-квартире компании Dual в Санкт-Георген, завод в Санкт-Круа использовал свой уникальный опыт в области точного машиностроения во всей своей линейке товаров.

Thorens отметила свое 75-летие в 1958 г. На главном заводе на авеню де Альп, на котором работало около 800 человек, а также ряд «кустарщиков», которые работали в своих домах, около 50 миллионов музыкальных шкатулок, пять миллионов зажигалок, и три миллиона граммофонов были изготовлены к этому дню (к 58 году). В честь этого юбилея, руководство компании выпустила арт-альбом, который включала в себя генеалогическую таблицу владельцев завода и фотографии производственных зданий и продуктов.

Тенденция к максимально возможному качеству звука в звуковоспроизводящей аппаратуре, позже известная как high fidelity, было то, что в Торенс одними из первых приняли как руководство к действию. Поскольку швейцарский рынок был весьма маленьким, и фирме нужно продать около половины своей продукции на других рынках, производство первоклассного оборудования стало главной целью компании. Когда Роберт Торенс получил (по почте) свои первые долгоиграющие записи (лонгплеи) из США, ему стало ясно, - для того, чтобы воспроизводить пластинки со скорость 33 1/3 оборота в минуту, нужно не только дополнительное оборудование, но и необходимо разработать совершенно новые вертушки для них. Детонация (wow and flatter) предыдущих моделей, с отклонениями в скорости более чем на 1,5%. не отвечали требованиям, предъявляемым к этим новым, медленно проигрываемым виниловым пластинкам.

Именно Луи Тевеназ (Louis Thevenaz), руководитель департамента по развитию на заводе Торенс в Санкт-Круа, был тем, кто окончательно смог сформулировать идею для проигрывателя виниловых пластинок из уникальных деталей. Он экспериментировал с деталями для прототипа проигрывателя в то же самое время, что и его соотечественник - Вилли Штудер (Willi Studer), который работал надо новаторским изобретением Revox 36. Была разработана абсолютно новая «дека», чтобы соеденить все преимущества которые ценятся, как требовательными любителей музыки, так и профессионалам от индустрии.

При создании прототипа с серийным номером 1001, Thevenaz был вынужден использовать части от его предшественника, - модели CBA 83 - это было требование, установленное экономичной (подразумевается, хорошо считающей деньги) семьей Торенс. Таким образом, дизайнер использовал пластиковый тонарм, цвета слоновой кости, и 15-ваттный двигатель, поскольку этих запчастей было еще много на заводе-изготовителе. Когда опытный образец был закончен, он был оснащен очень качественными деталями, такими как: комбинированный привод из пассика и ролика; сменного армборда для монтажа любого тонарма; стробоскоп с подсветкой для проверки скорости, и тяжелый одиночный диск без «зажимного» устройства (которое есть сейчас).

Ручки для выбора скорости и вкл/выкл двигателя были расположены слева и справа, как на английском Garrard 301, хотя и в другом порядке. Переключатель скоростей и пространство для элементов управления, шкив двигателя и ступенчатый шкив, на тот момент, еще не были той формы, как они выглядят сейчас.

Для того чтобы проверить реакцию продавцов, которые работали на родине high fidelity (янки), Роберт Торенс отправился в Нью-Йорк, к его импортеру Elpa Marketing Industries с прототипом. Американские эксперты были восхищены, но предупредили Роберта, что этот проигрыватель должен быть нечто особенным. Таким образом, инженеры в Санкт-Круа продолжали работать над их проигрывателем, совместив переключатель скорости и переключатель вкл/выкл, а также разработав двухкомпонентный поворотный диск с муфтой/зажимом в качестве полупрофессионального элемента.

Основной поворотный диск этого предсерийного экземпляра по-прежнему выполнен был выполнен из латуни, то, что в последующем оказалось слишком дорого в производстве для серийного производства. Шасси еще не имеет круглую выемку, которая появилась в серийных моделях, а армбаза была прикреплена не под углом как сейчас. Когда модель была готова к выходу на рынок в 1957 году, завод дал ему имя TD 124 (TD = Tourne-discque, «проигрыватель» на французском языке).

 

Целевые группы: Радиостанции и студии звукозаписи

 

Немецкий виниловый проигрыватель для радиостанций EMT 927 от Elektromesstechnik (EMT) Вильгельма Франца (Wilhelm Franz) в Ларе (Lahr) начали поставлять на многие публичные FM радиостанциях Европы уже с 1952 года. Этот 41-килограммовый аппарат хорошо зарекомендовал себя своей исключительно прочной и надежной конструкцией. С поворотным диском в 44 см в диаметре, эффективный и  бескомпромиссный 927 был способен воспроизвести любую пластинку диаметром до 16 дюймов в самом лучшем качестве. Оснащенный соответствующим длинным тонармом Ortofon и картриджем, он  стоил огромную сумму в размере 3500 немецких марок в Германии.

Первые лонгплей с канавками microgroove, которые появились на рынке в начале 1950-х годов, были, как и шеллачные записи, диаметром в десять дюймов. 16-тидюймовые пластинки однако предлагали более продолжительный период воспроизведения, чтобы было необходимо для радиоэфиров. С медленным распространением 12-ти дюймовых пластинок, 16-ти дюймовые пластинки стали терять свою необходимость, и огромные размеры ЕМТ 927 очень скоро стали избыточны и не нужны на радиостанциях.

В 1956 году ЕМТ представило на рынок более маленькую модель ЕМТ930. Как и свой старший собрат, там был установлен роликовый привод под тяжелым поворотным диском, который мог проигрывать записи на трех скоростях 33 1/3, 45 и 78; стробоскоп с подсветкой по краям диска; механизм быстрого включения/выключения верхнего диска. Кольца из фетра, которые были установлены под нижним диском, обеспечивали мгновенный старт и такую же остановку диска (для эфира это очень важно).

С уменьшенными размерами – которые все равно оставались очень большими – EMT 930 был более экономичной моделью в производстве, если сравнивать с EMT 927. И поэтому эта модель была привлекательна для радиостанций с небольшим бюджетом. Однако все равно оставались радиостудии, которые просто не могли позволить себе высокие цены ЕМТ, и именно они стали целевыми группами, на которые обратили свои взгляды в Thorens для их профстолов. Thorens TD 124 был также привлекателен для полупрофессионального использования у звукозаписывающих студий, для тестовых задач в звукозаписывающей индустрии и для hi-fi систем высокого уровня.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1957 год

 

Первые стерео-лонгплей записи появились в розничных магазинах в конце 1950-х годов, событие, которое было одно из самых важных по влиянию на технологию воспроизведения. Thorens описал свой новый проигрыватель как «идеальный проигрыватель специально для стереофонического воспроизведения», точный потрет (отражение) для все еще небольшого рынка hifi. «Виниловый проигрыватель, который позволяет забыть о механическом промежуточном звене между оригиналом и копией для воспроизведения» (немного коряво, надо подумать над литературным переводом. В оригинале звучит красиво), или для краткости, «Роллс-Ройс среди вертушек», было указано в рекламе Thorens.

Ряд интересных характеристик были достигнут при проектировании механики указанного проигрывателя, которые основывались на патентах, зарегистрированных в Швейцарии, США, Англии, Франции и Германии. Рекламный проспект ссылался на экстраординарные качества проигрывателя TD 124 с «11 основными элементами, которые приводят к 41 достоинствам».

Нижеперечисленный список важных деталей подразумевал под собой 10-ти килограммовый стол, который в упаковке весил все 15.

С мощными ребрами жесткости, прочный корпус из литого алюминия был изготовлен в полном соответствии с основными принципами измерительной механики, и обладал размерами длина 394mm, ширина 324 мм и высота 60 мм при установке в плинт. Шасси служило прочной основой для других прецизионных компонентов, а также простой, но мощный двигатель, который был легко доступен для технического обслуживания. Глубина (но на русском это конечно высота) аппарата под опорной плитой была, на удивление, только 74мм, что позволило TD124 инсталлировать в условиях, где другие вертушки уже не влезали. Красивые формы воплощали стиль «новейшего электронного оборудования».

Типичным элементом TD 124 – это двухсоставный поворотный диск. Он состоял из маховика, весящего 4,5 кг, имеющего диаметр 30 сантиметров и алюминиевой «шляпы», которая лежала сверху основного диска и весила всего 500 грамм. Она опиралась на шесть резиновых шайб, которых были приклеены по всей окружности основного диска.

Резиновый мат состоял из трех кольцевых окружностей, чтобы удобно было слушать 17, 25 и 30 сантиметровые диски. Для миньонов, с большим отверстием по середине, был байонетный разъем, который можно было спрятать в случае ненужности. Это была очень практичная деталь, из-за которой не надо было искать отдельный адаптер (как например в том же Гаррарде добавил я).

Оба диска: верхний и основной абсолютны однородны по своему составу, дизайн не предусматривал отверстия или ребра, поэтому картридж шел по абсолютно ровной поверхности.

Основной диск – маховик, был из стабилизированного (как правильно этот термин то будет?)) литого чугуна, которые давал замечательный характеристики по магнитному экранированию двигательной системы и имел большую инерционную силу. Разброс напряжения в 10% не оказывал никакого эффекта на стабильность скорости.

Сердцем TD 124 являлся основной подшипник с большим, 14 мм шпинделем выполненным из зеркально отполированной стали. Шпиндель вращался в двух «втулках», выполненных из мягкой бронзы длинной около 70 мм и опирался на нейлоновый подпятник с крутящимся стальным шариком. Шпиндель сам по себе был выполнен с допуском в 5 микрон, зазор в подшипнике составлял от 20 до 40 микрон. «Тщательное изготовление основного подшипника», заявлял производитель, «гарантирует уровень рокота на самом низком уровне, который когда либо был, и это играет огромную роль в воспроизведении стерео».

Основной диск раскручивался 10-ти ваттым четырех полюсным асинхронным двигателем. В отличии от других, более мощных моторов, этот давал намного меньше вибраций. Его ротор был динамически сбалансирован и по показателям приближался к цифрам, которые использовались в измерительных лабораториях. Двигатель был аккуратно присоединен к основном шасси таким образом, чтобы оставалась еще дополнительная возможность по демпфрированию вибрации. В добавок менее мощный двигатель позволял использовать менее мощный магнитный тормоз.

Благодаря раздельным дискам, можно было остановить только верхний диск для смены пластинки и не выключать полностью проигрыватель. Ко всему прочему не надо было ждать пока проигрыватель выйдет на номинальную скорость. Все это благодаря специальном механизму.

 

 Развязка (не в смысле финал, а для уменьшения вибраций):

Когда рычажок с левой стороны шасси находится в положении «лево», полукруглое металлическое лезвие приподнимается примерно на 3 миллиметра. Диск моментально останавливается, при этом нижний диск (маховик) продолжает вращаться.

 

Сцепление:

Соответственно, когда вы переключаете указанный рычажок на место, то верхний диск плавно опускается на основной диск и приходит сразу в движение. В случае, если вы оставили тонарм в опущенном положении на пластинке, то музыка начинала звучать уже через 2/3 оборота, что было важно для профессионального использования.

Кроме того, что эта система очень удобна для смены пластинок, эта функция была очень важна для радиостанций и звукозаписывающих студий. Постоянное вращение основного диска позволяло сохранять постоянную температуру и консистенцию масла в подшипнике, что гарантировало стабильность скорости. В дополнение, это означало продление срока жизни аппарата, так как постоянный разгон и остановка роликового аппарата было основной причиной износа двигателя.

Четыре ножки и встроенный круглый уровень, вмонтированный в шасси, позволяли очень точно выровнять стол в любое время.

Четыре резиновых «грибка» – демпферы гарантировали плавную развязку от родного плинта.

Все компоненты были большого размера, чтобы гарантировать стабильность и надежность проигрывателя на долгое время.

 

Рекламный проспект компании от 1961 года указывал на следующее: «В течении четырех лет с момента начала производства и международных продаж,  а также во время очень долгих лабораторных испытаний, благодаря маленьким усовершенствованиям TD 124 является одним из самых надежных проигрывателей во всем мире. Протестированный и признаваемый как первоклассный стол независимыми организациями, оценивающими продукты для потребителей; рекомендуемый к покупке исследовательскими и измерительными лабораториями некоторых национальных радиостанций (кто бы мог подумать, что раньше были такие на радио); его предпочитает все больше увеличивающееся количество экспертов – записывающие и радиостудии, заводы по производству винила, музыканты и т. д.». И в заключение, слово Thorens везде было написано такими большими, жирными буквами (болдом, говоря по русски).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В книге много фотографий, но сканировать я это не буду/не могу. Книгу жалко. Но в принципе очень интересно конечно как раньше была устроена индустрия

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

......."стабилизированного (как правильно этот термин то будет?)) литого чугуна,......." 

Очевидно ковкого. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

......."стабилизированного (как правильно этот термин то будет?)) литого чугуна,......." 
Очевидно ковкого. 
В оригинале stabilized. Я в техническом английском не очень, поэтому могу неверно переводить

Отправлено с моего SM-N960F через Tapatalk

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Стабилизация - метод термообработки, при котором стабилизируются физические свойства, формы и размеры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну так ковкий чугун получают из белого глубоким отжигом. Возрастает пластичность из-за распада цементита.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так как я далек от технологий, в смысле производства, то и перевод в этой части будет точно хромать.
Я по мере возможности могу (буду?) дальше выкладывать. Но забегая вперед, я не могу понять, почему некоторые технологии, совсем не утраченные, нельзя сейчас интегрировать?!


Отправлено с моего SM-N960F через Tapatalk

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кое что по теме  Thorens :

http://classicaudio.ru/static.php?type=articles_thorens_rus

http://classicaudio.ru/static.php?type=articles_gepanzert_rus

может кто еще не читал.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кое что по теме  Thorens :
http://classicaudio.ru/static.php?type=articles_thorens_rus
http://classicaudio.ru/static.php?type=articles_gepanzert_rus
может кто еще не читал.
 
Стефано Пацини больше по ЕМТ. Я ему когда то (в 2009 или 2010) написал, мол, хочу купить твою книгу, но нигде нет в продаже. Он сказал, что и не будет)))
Сейчас не помню уже точно, вроде предложил купить из своих личных запасов, но по цене, которую я при всей своей любви к чтению, посчитал мягко говоря завышенной.

Отправлено с моего SM-N960F через Tapatalk

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Djubei сказал:

Стефано Пацини больше по ЕМТ.

Если кликнуть на его подпись в конце статьи, попадаешь на его сайт.

http://www.stefanopasini.it/

Вот уж там раздолье. А какие автомобили...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Прецизионное изготовление и строгая приемка

Именно так можно было описать впечатления Эрнста Пфау от своего визита в Санкт-Круа и экскурсии по производственным цехам, в которых производили Thorens TD124: прецизионность в изготовлении и ежеминутное тестирование всего и везде. «Визит показал, как ручное изготовление и серийное производство должно взаимодействовать для того, чтобы качественно и количественно удовлетворить мировой рынок». Для того, чтобы отвечать требованиям значений шумов, все быстро вращающиеся (наверно правильно сказать крутящиеся) приводные элементы были точно сбалансированы с мотором, чему уделяется особое внимание. «Ротор двигателя проверяется с помощью электронного устройства. Благодаря своей высокой чувствительности он диагностирует любые ошибки баланса всего в несколько миллиграммов/миллиметров. Ротор свободно вращается с открытым статором (я не знаю, как точно это перевести) под неким фотоэлементом (на английском photoelectric cell, судя по фото – это по нашему монитор). Ошибку балансировки для каждого окончания ротора в количественном выражении и по углу отображается на двух круглых шкалах в виде блестящей точки (она появляется на мониторе в нужном месте). Балансировка осуществляется путем удаления лишнего материала.

После соединения вместе основного шпинделя и основного диска, сотрудник проверял как отцентрирована поверхность диска по отношению к ролику с помощью микрометра. Допускался эксцентриситет не больше 0,025 мм. Шесть резиновых шайбочек/прокладок на которых располагался алюминиевый верхний диск, выравнивались на специальной машине, поэтому их высота была абсолютно идентичной. И таким образом верхний диск был абсолютно выровнен по отношению к шпинделю (с новоделом чего только не бывает сейчас, к сожалению).

Отдел контроля, полностью независимый от производственного департамента, имел очень строгий подход. Проводили не меньше 22 тестов. Перед тем как покинуть фабрику, стол тестировали в лабораторных условиях. Уровень гула измерялся в административном здании, в изолированных подвалах, чтобы никакие вибрации не могли повлиять на измерения. Использовалась специальная тестовая запись, которая была изготовлена на самом современном на тот момент оборудовании. Уровень шумов и гула измерялся в соответствии с NARTB методом. Этот инструмент нельзя было найти не в одном промышленном каталоге или купить. Его производили на заводе Торенс и только для собственных нужд своей исследовательской лаборатории (сейчас такое просто невозможно). 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно почитать, аж Торенс захотелось купить :D 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Думаю, будет в тему. Нынешний владелец компании Гюнтер Кертен расказывает о Thorens на винил-джеме в салоне Нота+

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Преимущества интегрированного армборда

 

С самого начала Торенс 124 соперничал с Garrard 301, который был представлен публике в 1953 г. Торенс с его литым и жестким шасси был тяжелее и кое в чем крупнее своего английского соперника. Гаррард (о нем и других конкурентах будет далее в книге. Все таки вокруг одного стола много не напишешь) описывал свой стол как транскрипционный стол (transcription motor), что означало, что тонарм никак не связан с шасси проигрывателя (именно так расшифрован в книге термин transсription). Швейцарский производитель, однако, устанавливал армборд с правой части на специальную площадку из литого алюминия с помощью трех винтов. Могли быть установлены модные девятидюймовый тонармы, а потом с легкостью мог быть снят с армборда, который был выполнен из необработанной древесины или ореха. Соответствующий широкий армборд был доступен для 12-ти дюймовых тонармов (иногда называемыми 16-ти дюймовыми). Таким образом, проигрыватель и тонарм образовывали  стабильную, свободную ото всех вибраций, конструкцию. Интегрированный армборд на TD 124, запатентованый в Швейцарии, имел неоспоримое преимущество над Гаррардом, в особенности с учетом того, что в то время, никто не считал необходимым иметь прочную крепкую базу (по смыслу текста подразумевается и плинт, и армборд) для тяжелых проигрывателей. Многие 301-е были помещены в легкие ящики, подверженные резонансам, и что еще хуже, установлены в пружинные кабинеты, на которые устанавливали тонармы. Оба варианта оказывали отрицательный эффект на звук. Торенс на самом деле не имел какую отличную от того же Гаррарда точку зрения на эту проблему, говорит итальянский поклонник Торенсов Стафано Пацини. Руководство пользователя Торенса 124 также рекомендовало устанавливать стол на специальные пружины (детали CB 1172 или CB 962). «Сейчас мы только можем посмеяться на этим», - говорит Стефано, «но в то время это было основной теорией в конца 50 - х».

 

Свободный выбор тонармов

 

Сначала Thorens 124 предлагался чисто как корпус в эру моно, при этом выбор тонармов, голов и плинта был оставлен на усмотрение покупателя. Идея состояла в том, что серьезные аудиофилы, покупая стол за 400 швейцарских франков (это очень и оченб много в то время. По поводу цен и сравнение их со средним зарабтком будет дальше. Спойлер, хай энд был всегда дорог), будут недовольны, если за них будут выбирать что ставить. «В течение 50-х годов, работа по раскручиванию пластинки (коряво, подумаю потом как красиво перевести) до ее номинальной скорости не было связно с концепцией создания (построения) чего-то , что будет правильно позиционировать алмаз головки в канавке пластинки», говорит Пацини, описывая функционал проигрывателей в своей книге Deutsche Perfecktion (German Perfection – это та книга, которую он мне предложил купить задорого, но с автографом))). Согласно Пацини, Торенс и Гаррард производили отличные проигрыватели, но их первые тонармы (BL 104 and TPA/12) выглядели скорее, как полуфабрикаты.

Быстро взаимозаменяемые (сменные) армборды на Торенс 124 предоставляли владельцу возможность выбора большего количества существующих продуктов, в том числе и предустановленных тонармов на сменных армбордах, и использовать их по своему усмотрению. «Использование тонармов, даже тех, которые предназначены для 16-ти дюймовых дисков, было очень простым», - было написано в вышеуказанной брошюре. Из-за того, что на Торенс можно было легко ставить любые тонармы, в Thorens не видели необходимости по разработке своего собственного тонарма, который бы соответствовал уровню их проигрывателя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Разные (отдельные) тонармы из (в) США

 

В своей статье об индустрии high fidelity в США, Эрнст Пфау указывал на огромное количество разнообразных аппаратов, существующих на тамошнем рынке. «Там так много тонармов, что любой производитель мог запросто составить свой каталог только из описаний, производимых ими тонармов». Тоже самое касалось и картриджей. «Это была как некое табу  для местных аудиофилов иметь только один картридж». В итоге Пфау приходил к выводу «Как далеки мы (несчастные европейцы) до сих пор от их уровня технологий».

 В Швейцарии, цюрихская фирма «Eglo, Fischer and co.» дистрибьютировала тонармы из США. «Качество воспроизведения hi-fi системы, в том числе, зависит и от качества тонарма и картиджа», - писали он в своем рекламном буклете (а сейчас так пишут?). «Попытка максимально близко приблизиться к оригинальному (живому) звуку единственно возможно только при соответствующем техническом оснащении, в особенности, когда мы ведем речь о преобразовании сигнала из аналога в электрический» (ткскть, открыли глаза свободолюбивым европейцам). Egli, Fischer and Co. рекомендовали широко известный американский бренд Fairchild. «Дизайн этих тонармов бескомпромиссен, предоставляет высочайший уровень звука и ничего не украдет (в оригинале спрячет) от того, что было в студии» (вот видите, все уже было украдено до нас, а мы тут мучаемся).

Тонарм Fairchild 280А был доступен как обычной длины, так и как экстра длинный вариант 281А для использования в радиорубках (как там комната для воспроизведения на радио называется?). Для новых стерео лонгплеев, предлагался вариант 500 А с соответствующей проводкой (чтобы это проводка не значила). Благодаря своей минимальной угловой ошибке уровень искажений был так мал, что был практически не слышим. А противовес и прецизионный шариковый подшипник на высокопрочных тонармах гарантировали высочайшую подвижность. Сила прижима регулировалась на моделях 280 А и 281 А с помощью винта, в то время как на модели 500 А существовал противовес для этих целей.

При выборе тонарма, владельцам Торенса 124 необязательно было ехать в США. В то время тонармы SME из Англии (о них будет речь впереди в книге, если дойдут руки) еще не были доступны, но Ортофон  (о нем тоже идет речь в отдельной главе, тоже будущее, что и по поводу Гаррарда и СМЕ. Будет возможность/желание мое и дорогих телезрителей, - переведу) из Копенгагена уже предлагал подходящие модели для нашего проигрывателя (хотя Ортофон уже и для ЕМТ поставлял тонармы и вообще был крутик).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Средства для опускания тонарма на пластинку.

 

Отдельные (имеется в виду, которые продавались бы отдельно от системы) тонармы в то время еще не имели интегрированные подъемники (lift). И те, кто не хотел опускать тонарм на пластинку руками, вынуждены были покупать отдельные девайсы как аксессуар. «Вполне возможно, что основной износ пластинок с microgroove только частично связан с самим процессом проигрывания пластинок», допускал журнал Funkschau. «Основной ущерб пластинке в виде серьезных царапин наносится пластинке при опускании тонарма руками. Только немногие (аудиофилы) обладают настолько твердой рукой (наверно там было много алкоголиков), чтобы нежно и точно установить иглу на пластинке при опускании тонарма вертикально и при снятии тонарма с пластинки». «Так как аудиофил часто собирал свою систему из массивного стола и студийного тонарма, ему, или ей, приходилось обходится без механизма опускания тонарма на пластинку. А следовательно он, или она, долго искали приблуду, которую можно было бы легко установить и позволяла бы опускать тонарм с помощью кнопки или рычажка - как мгновенно, так и, если бы он был с демпфером. И такой небольшой механизм был совсем недавно изобретен, и который может быть очень легко инсталлирован. Dextrafix microlift работает надежно, легко управляется и даже привлекательно выглядит».

 Dextrafix, который распространялся в Германии компанией Telefunken, крепился рядом с поворотной точкой тонарма двумя винтами. Высота армборда регулировалась по высоте, чтобы ее можно было бы использовать на любой деке. С помощью это девайса тонарм можно было легко позиционировать по всему радиусу пластинки. На механизме был маленький резиновый диск, который позволял двигать тонарм. В соответствии с шириной пластинки, эта резиновая шайбочка позволяла очень точно ограничивать движение тонарма. Шайбочка была сделана из мягкой резины и легко двигалась. поэтому ей легко было управлять в зависимости от пластинки.

Также был редко попадающейся сегодня армборд для Торенс 124 от шведской фирмы SELA, который включал в себя интегрированный подъемник и armrest для тонармов Ортофон. SELA была производителем профессионального оборудования, и в рамках своей деятельности были импортером Thorens 124 в Скандинавии. Армборд от SELA был очень прочным, сделан из литого алюминия, как и корпус Торенса 124. Благодаря ему тонарм и картридж более надежно соединялись с проигрывателям, обеспечивая особенно динамичный звук. Colton audio products (об этих еще дальше будет в книге) в Англии производили отдельные «следящие» элементы управления, делая Precise Lift (без демпферов) и Varilift (демпфрированные модели). 

Декка (Decca) например изобрела ключевую фишку, когда презентовала механизированный тонармодержатель, которым можно было управлять с дивана с помощью пульта дистанционного управления. «Deccalift» поставляется с переключателем с позолоченными контактами», писала компания в своем буклете. «Все что Вам надо, - это трехжильный кабель с длиной по вашему выбору и шестивольтовый источник питания. Многие ламповые усилители имели 6,3 вольтовый выход, который подходит для этого». С 1963 года Ортофон также продавал раздельный lift, который назывался Hi-Jack. Его можно было использовать как с родными тонармами, так и с любыми тонармами других фирм.

 Dextrafix-Microlift-Perfect-Condition-W-Original-Fixing-Screws.jpg.1eafc414be171f3bdc90c625d38f1e02.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это Dextrafix на фото

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

586b78ca8b4ff_2017-01-0313_09_31.jpg.5900313882f95a1e239bf54e807c57db.jpg.ed3214502593ae01684fc75e21813f81.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

On 9/8/2019 at 9:03 AM, P.W. said:

Ну так ковкий чугун получают из белого глубоким отжигом. Возрастает пластичность из-за распада цементита.

Я спросил старого инженера механика. Он сказал, что для термообработки используют термины anneal, harden, quench, temper, normalize, в зависимости от процесса и желаемого результата. Про stabilized cast iron он никогда до этого не слышал. Stabilized - это скорее легированный, он знает про спец стали, которые titan stabilized. 

ковкий чугун - malleable cast iron is made from white cast iron through annealing.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сфоткал

 

Отправлено с моего SM-N960F через Tapatalk

 

 

 

d4506250c887f0b1fdc2d69c128cf1be.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...