ЦифроТракт=Цифро*(PC->кросс->рум-корр.->мультиампинг)->АС + КдП - Цифровые источники и компьютерные технологии для аудио - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

ЦифроТракт=Цифро*(PC->кросс->рум-корр.->мультиампинг)->АС + КдП


Рекомендованные сообщения

Предлагаю для обсуждения концепцию чисто цифрового тракта от источника до АС. Уже сейчас для практической реализации у меня есть в наличии все необходимое, кроме правильной КдП (идет ее проектирование).

Для пояснения своей позиции я вначале сделаю некоторое лирическое отступление - его можно опустить, если неинтересно.

Каждый меломан-аудиофил в своей нелегкой аудиофильской жизни сталкивается с проблемой: как подбирать различные компоненты аудиотракта так, чтобы получить наконец "свой звук". У разных людей этот "свой звук" может сильно отличаться, концепция этого звука может меняться с возрастом и развитием технологий. Лично для себя я после очередной попытке собрать с нуля новый аудиотракт сформулировал эту концепцию так: хочу слышать не меньше, чем звукорежиссер у себя в студии. Это включает в себя и тональную нейтральность, правильные тембры,  правильно построенную сцену (только стерео, никаких многоканалов) и проч. описательные характеристики. Чтобы добиться поставленной цели, надо разобраться в том, как в общем устроена звукорежиссерская студия и как формируется звук для звукорежиссера. Источником всегда является компьютер - все аудиофайлы хранятся и обрабатываются там. На компьютере же делается и сведение с многочисленной программной и аппаратной обработкой звуковых потоков, потом все попадает на ЦАП с предусилителем и с него (чаще всего по балансному аналоговому соединению идет) на активные студийные мониторы. Мониторы ближнего поля чаще всего делаются активными двухполосными с разделением полос до усилителей (может быть цифровым или аналоговым), для среднего поля уже идут активные трехполоски, для мейна может быть и 4 полосы. Основная работа идет с мониторами ближнего поля, обычно они узконаправленные, точно ориентированы на уши звукорежиссера и находятся на расстояния порядка 1,5-2 м. от ушей. К мониторам ближнего поля обычно предъявляются следующие требования: желательно линейная ФЧХ (иначе сцена будет неправильно формироваться), по возможности ровная АЧХ, нужный уровень звукового давления, приемлимый уровень искажений. А вот дальше начинается самое интересное: мониторы должны быть максимально нейтральными и подчеркивать все недостатки сведения, т.е. выпячивать все огрехи и косяки, из-за этого звук в них сухой и не очень выразительный. Я сталкивался с типовыми высказываниями звукорежиссеров при обсуждении очень неплохой акустики: "слишком сладко звучит, работать с такой нельзя". На это накладывается еще и тот факт, что разные студии сильно отличается по уроню/качеству и техники, и подготовка помещения, и особенностями слуха звукорежиссеров, одна и та же запись везде будет звучать по-разному. Задача "слышать не меньше, чем звукорежиссер у себя в студии" кажется почти нерешаемой, если хочется добиться такого результата дома. Но, как мне кажется, приемлимое решение удалось найти.

Как устроен типовой домашний стереотракт: CD/DVD  в качестве источника, далее ЦАП, потом предусилитель, мощник, 2-4 полосная пассивная акустика. Аудиопоток по мере прохождения от источника к слушателю начинает исходную деградацию уже на этапе транспорта (джиттер), далее передискретизация и фильтры ЦАПа (попытка восстановить исходную форму сигнала), в аналоговой части идет накрутка фазы и изменение АЧХ (усилители под комплексной нагрузкой), кроссоверы очень сильно крутят фазу (до 720 градусов на трехполоске - легко), корпус и конструкция динамиков дает свои резонансы, все это звуковое излучение взаимодействует с комнатой, поглощается/отражается/возбуждает резонансы.  И весь этот дикий коктейль из всевозможных "лишних" сигналов доходит до ушей слушателя. Но мозг - штука сильно адаптивная, во внутреннем ухе человека в улитке происходит разложение исходных звуковых колебаний в подобие ряда Фурье, где каждый волосок нервного окончания отвечает за свою частоту, по относительным задержкам от разных нервных окончаний мозг восстанавливает относительную фазу колебаний разной частоты + их амплитуду. Поэтому лишние аудиосигналы довольно быстро начинают маскироваться и человек слышит что-то похожее на изначальный оригинал. Зная такие особенности, производители бытовой аудиотехники  облегчают задачу слушателю, сознательно конструируя технику так, чтобы она пыталась замаскировать недостатки и огрехи записи/сведения. Появляется то самое "приукрашивание" с подъемом или наоборот, снижением, определенных частотных полос + фазовые сдвиги также меняют восприятие. Простой пример: сибилянты как проявление свистяще-шипящих звуков. При звукозаписи между вокалистом и микрофоном ставят специальную сетку, которая снижает уровень сибилянтов. Audiovector в своей QR серии АС ставит аналогичную сетку перед твиттером для той же цели. Того же результата можно добиться, если в параметрическом эквалайзере немного снизить полосу, которая отвечает за сибилянты. 

Возвращаясь к теме обсуждения. Недавно мною было принято решение почти с нуля построить выделенную комнату для прослушивания (КдП) на чердаке дома в деревне. Создал ветку с темой здесь: 

И под эту комнату собрать новый аудиотракт (стерео). Требования к тракту: PC как источник, по возможности избежать где можно накрутки фазы/ухудшения АЧХ. После долгих раздумий и проектирования сложилась следующая картина:

1. АС нужны напольные, но пассивные кроссоверы сильно накрутят фазу. Значит нужно раздельное усиление полос, без пассивных элементов. АС желательно двухполоску, чтобы легче было полосы стыковать по амплитуде/фазе.

2. Минимум потребуется 4 усилителя и 4 канальный ЦАП. Можно найти решения в проф. сегменте, но они и весьма дороги и требуют многоканальных спец. интерфейсов вроде ADAT. Вариант использовать 2 стереоцапа  труднореализуем из-за их синхронизации.

3. Так как полностью комнатных резонансов избежать не получится, то однозначно нужен DSP, который может в цифровом потоке как минимум компенсировать резонансы, а как максимум сделать везде фазу/АЧХ линейной. Опять же нужен 4 канальный DSP с параметрами обработки потока в реальном времени не хуже 24/96. Пытался найти отдельную железку под такую задачу - не удалось.

4. Наконец нужен кроссовер, который изначально распилит исходный стерепоток на 4 канала, обрежет сверху/снизу каждый из них, состыкует фазу и амплитуду, не накрутит фазу при распиле.

5. Источник. Раз выводить цифру с PC, то очень желательно для снижения джиттера и помех в цифровых цепях использовать для его питания линейный БП. Значит нужен маломощный мини-РС с внешним боком питания, который можно заменить на линейный.

А теперь как мне удалось все эти 5 функций тракта реализовать, в обратном порядке.

Источник. Мне недавно подарили небольшой mini-PC на базе вот этой платы: http://en.miniboard.cn/product/?9_95.html . Моим требованиям он полностью удовлетворяет - там процессор 10 Вт, общее потребление этого компьютера в пике не должно превышать 30-40 Вт и можно заменить его родной внешний импульсный блок питания на линейный. Хранилище музыки можно организовать, воткнув внутрь ssd в mini PCI-e разъем или подцепив внешний диск по USB. Управлять можно удаленно, по сети.

Кроссовер. Если брать нормальные плееры вроде foobar2000, то там можно реализовать 3 варианта программного кроссовера (xover,  channeldividerF2B.dll , 4 канальный конвольвер) + отдельные решения вроде Defonica и Equalizer APO, которые умеют работать независимо от плеера. Все их я попробовал - это работает, т.е. на входе у них есть обычный стереопоток, на выходе 4 независимых канала, уже с нужным частотным диапазоном,  все решения не крутят фазу (у xover не знаю реализацию). Пилить можно и на 6 каналов (для 3 полосных АС) без каких-либо проблем. Были сомнения, хватит ли производительности 2 ядерного Celeron J1800 на выполнение этих операций, но если не использовать SFT из Defonica, то при самых навороченных режимах работы загрузка никогда выше 50% не поднималась.

Рум-коррекция. На этом же mini-PC можно спокойно запускать DSP для компенсации резонансов/выравнивания ФЧХ и АЧХ. Это можно делать сразу за кроссовером, а в идеале совместить распил каналов и рум-коррекцию через один 4 канальный файл импульса в конвольвере. Я сделал такую штуку - работает. Осталось только освоить функционал ПО REW и rePhase по полной рум-коррекции с использованием 2 полос. Можно создать несколько пресетов и менять их через конвольвер. Например "студийный звук" или "для камерной музыки", "для рока" и т.д. Количество таких пресетов ничем не ограничено, их можно под свои уши и помещение нужным образом подобрать. Это как раз и будет то самое "приукрашивание" изначально нейтрального тракта, но которое можно менять чисто программно.

Вывод на внешний цап/усилитель. Вот тут мне пришлось поломать голову, а решение оказалось очень простым. Исходная задача - вывести 4 (6) канальный поток без сжатия форматом до 24/96 (мне выше не надо). С компьютера несжатый многоканал в цифре можно вывести через: firewire, usb, hdmi. SPDIF коаксиал или оптика могут выводить многоканал только в киношном формате со сжатием. Firewire сейчас уже почти не используется, многоканальные цапы с usb наверно есть, но особо не искал. Значит только HDMI. А почти все ресиверы имеют многоканальный цифровой аудиовход по HDMI и у них несколько усилителей  (цапов) на борту.  Тут-то я и вспомнил про свой полностью цифровой ресивер Sony STR-DA7100ES, у которого на борту аж 7 очень хороших независимых усилителей по 170 Вт, а я использую его только в стереорежиме с DVD Pioneer. Подробнее про ресивер здесь: 

Я проверил его в связке с mini-PC при подключении по HDMI. Работает, и очень хорошо - звук лучше, чем вывод по оптике с DVD. Независимо усиливаются без внутренней обработки 4 нужных мне канала в 24/96. ЦАПа в классическом понимании там нет, это чистый цифровик, в аналоговую форму он преобразуется только на выходе усилителя. Все цапоусилители естественно синхронизованы, фаза/ачх нигде не деградирует. Но настроить ресивер на работу в таком нестандартном для него режиме было непросто, многие вещи неочевидны оказались.

АС. Самая ответственная часть тракта. Очень желательно, чтобы АС уже изначальна была разработана для работы в мультиампинге с использованием фильтров по линеариазации ФЧХ/АЧХ. Напольная АС, которая подпадает под мои хотелки, сейчас находится в стадии активной разработки - уже есть несколько опытных моделей, но возможны еще будут изменения в конструкции. Если кратко, то это 2-х полосные башни. Четыре 8" вуфера в массиве работают на закрытый ящик 120 л, для пищалки используется ленточник. Такая конструкция позволяет получить нужный импульсный отклик,  корректно сшить полосы по фазе/амплитуде. Но никто не мешает взять любую готовую заводскую АС, убрать из нее пассивные фильтры и подключить в моей схеме к разным усилителям ресивера. 3 полосы более-менее современный ресивер спокойно может выдать, ограничение лишь в качестве исполнения.

Очевидные мне минусы тракта. 

Обычные бытовые аудиоустройства с ним использовать не получится - для стерео вся полоса пойдет только на вуферы. Можно обойти двумя путями:

1. Если есть вторая пара АС, то они подключаются либо на клеммы усилителей 2 зоны, либо как вторая стерепара к своим клеммам (надо переключать с А на В).

2. К mini-PC можно подключить внешнюю USB аудиокарту, у которой есть цифровые и аналоговые входы. Далее входящий поток с аудиокарты направляется в DSP, где уже пилится на полосы и все остальное происходит. Программно это все несложно реализовать.

Пока я экспериментровал и все на практике опробовал, массу всяких неочевидных вопросов пришлось решить. Если нужны уточнения, готов поделиться всем, что нарыл по этой теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 284
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

Все делаю с помощью руна и прошного цапа. 
 Написано много, это все про инструменты. Их можно освоить за пару дней.  А вот что дальше делать и как контролировать, это посложнее будет. 
з

зы: я для себя пассив и аналоговый актив вычеркнул. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Разница звучания записей колоссальна , невозможно сделать идеал под все записи ,ибо все сводилось на разной аппаратуре в разных комнатах , в разные времена и технологии , разными ушами и задачами .,жанрами и объемом инструментов . 

Универсальный звук дома это когда полностью устраивает собственные уши и желания , это когда сел включил что угодно и оторваться невозможно от одного звука ,что бы не играло. 

Подкрас ,изменение  звука  от оригинала я был против но это прикольно когда разные записи звучат одинаково хорошо , этим и занимаются производители дорогой аппаратуры . По цифре с компа  есть такие плагины студийные сейчас которые на базе множество записей балансируют некую середину ,  читал но не понял возможно ли применить в реальном времени с проигрывателем.

Надо будет прошуршать этот вопрос   , как то я не  сообразил когда наткнулся .

Иногда , a если честно то часто когда баловался fabfilter pro Q, понял что в студиях записано все кто в лес кто куда ,   особенно на НЧ регистре , это можно слышать именно на правдивой аппаратуре . Да и кто знает хотел ли режиссер выделить тот или иной инструмент хотя на конкретной записи возможно оживить , но с данным присетом другая запись улетит в некуда .

Задача вытянуть из записей натуральный сбалансированный комфортный звук, чтоб инструменты звучали живыми .

Другое , все колонки поют по разному , это как голос человека , безликие ямахи полочники которые не продевались из за своей плоскости звучания , ну никакие по звуку оказались идеально ровными  и с полок магазинов перекачивали в студии . Слушать на них музыку себя не уважать , просто на них слышны в их серости звучания все огрехи записи . 

Для хорошего звука и конкуренции именно по звучанию была удалена с рынка в прошлом идея TRI AMP , где разделительный фильтр частот в ПУ с УМ на каждый динамик , если короче активные колонки с индивидуальным кроссовером и усилителем на каждый динамик , в этом случаи производитель бы бился на рынке не красотой и блеском а звучанием , а так продал полуфабрикат красивый и привет ищите к носкам ботинки . 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, olegtern сказал:

Громкость в Руне?

да 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, shd911 сказал:

да 

Он это делает изменяя байтики или даёт команду аудио-интерфейсу на снижение громкости?

Если первое. Вы ранее писали, что даже 6дБ коррекции слышно. После перехода в 24 бита уже нет деградации?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

38 минут назад, chebum сказал:

Он это делает изменяя байтики или даёт команду аудио-интерфейсу на снижение громкости?

Если первое. Вы ранее писали, что даже 6дБ коррекции слышно. После перехода в 24 бита уже нет деградации?

Байтики. Сейчас 16-64-24 . Деградации не слышно. 3 рг сравнил. Пока все в пользу цифры

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, shd911 сказал:

Пока все в пользу цифры

В смысле? Цифровой РГ в Roon лучше пассивного аналогового РГ? С каким пассивным аналоговым РГ сравнивали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 часов назад, onto_log сказал:

кроссоверы очень сильно крутят фазу (до 720 градусов на трехполоске - легко),

Как это, как это ? :blink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, Сергей Михайлов сказал:

В смысле? Цифровой РГ в Roon лучше пассивного аналогового РГ? С каким пассивным аналоговым РГ сравнивали?

С пассивными никакими. С аналоговыми активными рг . Фирменными и кастомными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, shd911 сказал:

С пассивными никакими. С аналоговыми активными рг . Фирменными и кастомными.

Ага, т.e., по-русски говоря, с обычными предами. Тогда - да, бывает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

19 часов назад, shd911 сказал:

Все делаю с помощью руна и прошного цапа. 
 Написано много, это все про инструменты. Их можно освоить за пару дней.  А вот что дальше делать и как контролировать, это посложнее будет. 

Плеер вообще-то не важен. Всю обработку можно сделать и на бесплатном Equalizer APO и использовать любой источник  - хоть кино из и-нета смотреть. 

Написал много чтобы не возникало вопросов " а почему так". Инструменты привел в качестве примера -  я лично убедился в работоспособности такой связки и для настройки не нужно навыков программирования. Комп может быть какой угодно, обработчик можно внешний присобачить (но опять вопрос ввода-вывода многоканала в цифре), ресивер тоже может быть другой (с аналоговыми усилителями будет накрутка фазы). Я полазил по тематическим формумам и народ часто к теме чисто цифрового тракта обращался, но приемлимого домашнего решения никто так и не предложил. Я видел блок-схемы, где куча ЦАПов, усилителей, внешний клок для синхронизации этого хозяйств и проч. У  меня от источника в виде файла до излучателей АС всего 5 аналоговых элементов: 2 индуктивности,  2 конденсатора (в выходном фильтре усилителя) + акустический провод до АС. При этом каждая головка нагружена на свой усилитель и полностью изолирована от других. С одной стороны это дает максимально неокрашенное звучание, а с другой стороны с помощью DSP звук можно сколь угодно точно подогнать под конкретное помещение и слушателя.

13 часов назад, pashka сказал:

Задача вытянуть из записей натуральный сбалансированный комфортный звук, чтоб инструменты звучали живыми .

Так и я о том же самом талдычу. Имея раздельные 2-3 полосы, можно "раскрасить" звук бесконечным количеством вариантов, можно моделировать звучание других АС или помещений - все, что попадает на выход DSP, абсолютно в неизменном виде дойдет и до излучателей. Ограничения - конструкция самих излучателей и корпусов АС. Микрофон только нужен специальный измерительный, который откалиброван по амплитуде и фазе в полном диапазоне.

 

13 часов назад, pashka сказал:

Для хорошего звука и конкуренции именно по звучанию была удалена с рынка в прошлом идея TRI AMP , где разделительный фильтр частот в ПУ с УМ на каждый динамик , если короче активные колонки с индивидуальным кроссовером и усилителем на каждый динамик , в этом случаи производитель бы бился на рынке не красотой и блеском а звучанием , а так продал полуфабрикат красивый и привет ищите к носкам ботинки . 

А можно где-то почитать на эту тему? Мне интересно.

5 часов назад, Сергей Михайлов сказал:

Как это, как это ? :blink:

возьмите классическую трехполоску с пассивными кроссоверами - сверху/снизу фильтры 2 порядка, на миде 3 порядка. Чем выше порядок фильтра, тем сильнее будет накрутка фазы. Сделайте измерения микрофоном с помощью REW  (или другого аналогичного софта), все увидите. Самая лучшая пассивная акустика, которую я слышал - это 2 полосные полочники Sonus Fiber стоимостью 4500 евро (в ценах 2006 г.). Там стоит один-единственный конденсатор на ВЧ (т.е. фильтр 1 порядка), по низу нет фильтрации. А сшивка полос делается чисто акустически, за счет очень точного подбора параметров головок и корпуса. Такой 3-мерной сцены я больше нигде не слышал, хотя казалось бы конструкция наипростейшая.  В моей схема эта чумовая трехмерность получается автоматически, главное по фазе точно состыковать раздел кроссовера.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1й порядок крутит фазу на 90, второй на 180, третий на 270. 720-то откуда? :blink:

Вот на вскидку примеры ФЧХ классических многополосок (на других тоже самое):

15BBEF1B-3118-444B-BC22-7F2266ED9E71.jpeg.727ce5e0b3e4908f08bf02ef7670dd15.jpeg

7ECA0D3A-DE58-4678-AA72-C9C2515A3400.jpeg.9b999d91ac75114b6d433a93549483b1.jpegFB409D51-0A25-4602-B1F8-B383791ADEE6.jpeg.5f0f0f2b0b6154e38072242525e7b2c4.jpeg

Ну и где тут 720?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

31 минуту назад, Сергей Михайлов сказал:

примеры ФЧХ

От вас не ожидал, это фаза импеданса, а не сигнала :( 
 

Вот из Саунд унд Рекордин
image.png.ca437fcf88f8d511c82fa8ef17eaa4e3.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Проблески Идеи - правильные. Но ТС сразу норовит себя ограничить.

Две полосы - катастрофически мало. Скажу по секрету - 4 полосы - не много...
Нет никакого смысла в Дефонике, если не использовать её STR конвольвер. А в режиме STR она жрёт, и 10 ядер будет не лишним.
8 канальные ЦАПы:
Линкс Аврора,

АТDAC-9,

и всё)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, sewerin сказал:

Две полосы - катастрофически мало. Скажу по секрету - 4 полосы - не много...

Наверно прошлый опыт дает про себя знать - двухполоски мне попадались отличные, с трехполосками всегда не везло, из 4 полосок нормально слушал только B&W Nautilus -  бас великолепнейший, середина-верх фигня :( (хотя там аналоговый активный кроссовер). Чем больше полос, тем тяжелее их сшивать, даже если цифрокросс использовать. Звучание двухполосок (или 2,5 полосы) мне нравится. Ну а если вернутся к студийной теме, то для основного сведения используются мониторы ближнего поля, они двухполосные в основном. Акустика, которая меня интересует, тоже двухполосная. Опытный образец этих АС, кстати, на следующей неделе должен в Москву приехать - поеду на прослушивание.

И да, я описывал свои минимальные требования к тракту. Ничто не мешает сделать 3 полоску с повышенным до 24/192 битрейтом  - принцип тот же самый остается. Но если также использовать ресивер в качестве многоканального усилителя, то от него потребуется поддержка схемы 7.1.  Sony по HDMI дает только 5.1 канал и там нет усилителя для саба, т.е. можно задействовать только 5 усилителей. А вот в соседней комнате стоит более новый ресивер Panasonic SA-BX500, он дает использовать уже 7.1 схему с 24/96 и из него можно полноценные три полосы сделать (правда усилители там заметно хуже). 

У Дефоники еще есть плюс в том, что она кроссовер на уровне аудиодрайвера использует, т.е. DSP переносится на системный уровень. Equalizer APO в принципе тоже самое умеет делать, но там надо несложные скрипты писать. И насколько я понял по информации с vegalab,  автор Дефоники куда-то пропал и уже два года на связь не выходит? 

По поводу STR -  MeldaProduction (https://www.meldaproduction.com/ ) делает vst-плагины для проф. использования. Мне у них очень нравится их параметрический эквалайзер (линейно-фазовый) - так вот он использует графическую карту для обсчета. Причем он сильно продвинутый, со спектроанализатором, с автоэквализацией и прочими наворотами. Взять можно на-сами-знаете-каком трекере. Если для обработки аудиопотока требуется центральный процессор мощностью более 200 Gplops, то что-то неправильно в консерватории :) Для FFT можно и разрядность повышать до 64 бит, и длину фильтра увеличивать - результат будет почти такой же, а вот требования к процу на порядки меньше.

miniDSP вроде бы делал многоканальные цапы, только я не помню, как у них решался вопрос ввода многоканала с PC.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

52 minutes ago, onto_log said:

По поводу STR -  MeldaProduction (https://www.meldaproduction.com/ ) делает vst-плагины для проф. использования. Мне у них очень нравится их параметрический эквалайзер (линейно-фазовый) - так вот он использует графическую карту для обсчета. Причем он сильно продвинутый, со спектроанализатором, с автоэквализацией и прочими наворотами

Со стереотулом случайно не сравнивали, который лучше? Я последний юзаю для деклипинга, автоэквализации и т.п., удобно что куча всего в едином плагине

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, vavan сказал:

Со стереотулом случайно не сравнивали, который лучше? Я последний юзаю для деклипинга, автоэквализации и т.п., удобно что куча всего в едином плагине

Нет, не сравнивал. Я больше этот vst использовал для рум-коррекции, там спектроанализатор удобный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

В 10.12.2019 в 22:06, onto_log сказал:

1. АС нужны напольные, но пассивные кроссоверы сильно накрутят фазу. Значит нужно раздельное усиление полос, без пассивных элементов. АС желательно двухполоску, чтобы легче было полосы стыковать по амплитуде/фазе.

Ясное сознание, светлый ум и точный расчет могут победить проблему номер 1.

В связи с этим логичный вопрос, а зачем остальное понадобилось?  :LOL:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 часов назад, onto_log сказал:

использовал для рум-коррекции, там спектроанализатор

Понимать ли это как румкоррекцию на основании именно только спектроанализа?

Еще мне непонятен 2полосный столбик на основе даже в стандартном виде малопонятного ДМакса 481.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 часов назад, sewerin сказал:

Проблески Идеи - правильные. Но ТС сразу норовит себя ограничить.

Григорий, твои комменты мне всегда напоминают вот этот сюжет:

maxresdefault.jpg

BR_080.jpg

stork_243_16.gif

D0B3D0B8D184D0BAD0B8D091D180D0B8D0BBD0BB

Строительство космического корабля это конечно хорошо, но зачем если можно спокойно пройти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 часов назад, Flaesh сказал:

Понимать ли это как румкоррекцию на основании именно только спектроанализа?

Я пока что делал рум-коррекцию только для настольных Genelec G3 (более бытовая модификация Genelec 8030, полностью совпадают по железу). У них встроенный активный кроссовер на две полосы, раздельное усиление. Возможности измерить их импульсные и фазовые характеристики у меня до недавних пор не было. Как приедет заказанный UMIK-1 из Гонконга, сразу этим займусь. Поэтому рум-коррекцию я делал в усеченном варианте, выравнивая нелинейность АЧХ из-за влияния комнатных мод и нелинейности самой НЧ-головки. Но делал ее нестандартно.

Поначалу использовал свип-топ и белый шум - записывал в точке прослушивания сигнал, смотрел горбы/ямы, делал в параметрическом эквалайзере кривую эквализации для выравнивая АЧХ в диапазоне 40-500 Гц, остальную полосу не трогал. Получалась полная фигня, слушать было невозможно. Автоматические инструменты вроде MathAudio Room EQ давали такой же неслушабельный результат. Используемый для записи микрофон (Samson  Go Mic) линеен по АЧХ от 30 до 5000 Гц (дальше подъем), на него сложно грешить. Перебрав множество линейно-фазовых параметриков и методик измерения, остановился на параметрике от MeldaProduction и использования в качестве тестового сигнала розового шума.

Методика довольно простая:

1. Генерировался розовый шум в виде wav-файла по отдельности для правого и левого канала длительностью 2 мин. (формат 16/44,1)

2. Проигрывал этот стереофайл плеером через акустику на громкости выше обычной на 3-4 Дб. и записывал микрофоном в точке прослушивания полученный сигнал длительностью 2 мин. (формат 16/44,1)

3. Записанный файл нормировался под 0 Дб.

4. Опять в плеере проигрывался розовый шум, подключался параметрик с включенным спектроанализатором - за 2 мин. собиралась статистка и строилась кривая эталонного сигнала.

5. В параметрике подбирался параметр отображения усиление/октаву так, чтобы спад по экспоненте спектра розового шума превратить в горизонтальную прямую.

6. В плеере проигрывается записанный файл с микрофона, за 2 мин. строилась кривая измеренного сигнала - на ней очень хорошо видно, как она отличается от эталонного сигнала розового шума (он горизонтальная прямая).

7. В онлайне при проигрывании измеренного сигнала строилась кривая эквализации так, чтобы измеренный сигнал превратить в эталонный. Кривую эквализации надо делать только вручную, убирая только горбы и не трогая ямы. Диапазон 40-500 Гц, выше коррекция не нужна. Автомат, который может построить эту кривую эквализации, работал очень плохо (в новых версиях может улучшили).

8. Сохраняем настройку в виде пресета, слушаю работу фильтра на тестовой музыке.

9. Подстраиваю настройки сглаживания/режим работы параметрика (FIR или IIR), параметры качества на максимум, немного (1-2 Дб) поднимаю самый низ.

Все, можно пользоваться. В диапазоне 500 Гц-5000 Гц у меня измеренный сигнал совпадает с эталонным (+-2 Дб), после параметрика диапазон 40-500 Гц также совпадает с эталонным спектром розового шума в пределах +-2 Дб. Т.е. на розовом шуме у меня фильтр+АС выдают эталонный спектр по полному диапазону (в пределах погрешности), не трогая фазу и не ухудшая звук. Измерения микрофоном подтверждают это. Но на свип-тоне или белом шуме при использовании такого фильтра скорее всего не будет совпадения по спектру.

Самое главное здесь - построенная "кривая по приборам" полностью совпадает с тем, что я слышу ушами и мог бы подобрать на слух. При использовании белого шума или свип-тона расхождение оказывается неприемлимым для использования.

Минус у используемого параметрика один - большая загрузка проца и задержки. Послушав так пару месяцев, сделал с помощью этого vst плагина файл импульса для конвольвера. Чуть-чуть похуже качество обработки, но совершенно незаметная нагрузка для системы (0,3% на одно ядро проца). Жить можно :)

9 часов назад, Flaesh сказал:

Еще мне непонятен 2полосный столбик на основе даже в стандартном виде малопонятного ДМакса 481.

Самое тупое объяснение: "так звезды сошлись" :) Под новую КдП я стал искать акустику для помещения 25-30 кв.м и первым делом полез в профсегмент. Наиболее интересным мне показались мониторы Hedd Type 20, но для них понадобится нормальный ЦАП с предусилителем и балансным выходом. В этом качестве хорош, например,  Luxman DA-250, но он стоит около 200 тыс. Суммарно будет под 0,5 млн, что несколько негуманно. Пара Devialet Phantom Gold + их стойки + коммутатор+ регулятор громкости выйдет в те же 0,5 млн. Ладно, попробую использовать свой ресивер Sony и пассивные напольники. Перебрал десятки моделей, очень понравились Audiovector R5 -  прям идеально спроектированная пассивная акустика. Но цена 10000 евро :( 

На DMAX Audio я вышел когда искал, кто и что сейчас производит в проф. сегменте. Почитал, ознакомился с продукцией и технологическими решениями. То, что делает Андрей, очень близко мне по духу - т.е. если бы я сам занялся производством АС, то двигался бы в том же направлении. Ну а когда стал эксперементировать со своим цифротрактом, то наткнулся на ограничения ресивера Sony - при выводе на него многоканала с PC он позволяет задействовать не более 5 усилителей. Если я хочу его использовать, то АС могут быть только 2 полосные. Поэтому пока так, но может еще все поменяется - вот послушаю живьем это чудо-юдо (очень ранний, но рабочий прототип), может мне и не понравится:

1467880493_481tower_pre.jpg.04a1fb6d83ab01da7c150094d1969920.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тут  тоже начиналось с 2 полос. Типа, "электростаты могут широко".
Но всё равно пришли к 4 полосам, хоть и при электростатах. Да, СЧ звено играет 450-12500, но 20-450 таки лучше перекрыть двумя полосами, а не одной. И выше 12500 нечего делать большим панелям с конской ёмкостной нагрузкой.

002.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 минуты назад, sewerin сказал:

И выше 12500 нечего делать большим панелям с конской ёмкостной нагрузкой.

Излучатели Хейла - не?

Вдогонку по тому, как я упрощенную рум-коррекцию делал. Вот типовая картинка кривой эквализации + измеренный сигнал.

469160322__small.thumb.jpg.5ce1bac48a340c383cc2bb961f438ac9.jpg

Здесь нет эталонного сигнала (красный), вместо него измерения двух разных драйверов для конвертора usb-spdif (красный и синий). Т.е. такая методика позволяет дополнительно инструментально видеть разницу там, где обычные методы показывают идентичность. Разные драйвера в ОС дают разную окраску звука, которую я слышу - ее и видно на графиках. При этом бит-перфект тест "на ура" отрабатывается ЦАПом в обоих случаях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Какой-то добрый человек писал для куда давно софт:
https://sites.google.com/site/koonaudioprojects/sse-fir-vst-plugin

Там же собирали на рипере и вст фильтрах:
https://sites.google.com/site/koonaudioprojects/exau2i-FFT-crossover
вместо ффт можно применить фир

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 минут назад, SpaceMonkey сказал:

Какой-то добрый человек писал для куда давно софт:
https://sites.google.com/site/koonaudioprojects/sse-fir-vst-plugin

Вот эту штуку я не видел - обязательно попробую, сравню с японским кроссовером http://www.aedio.co.jp/download/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...