ПОС - положительная обратная связь - Страница 28 - Усилители - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

ПОС - положительная обратная связь


Сергей Ефимов
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

11 минут назад, urakoff сказал:

Сергей, а вы слышали этот усилитель?:fv:

Нет. После того, как послушал бумагу-в-масле, решил не экспериментировать с бесконденсаторными схемами. Может быть, вернуться к ним, уже не ради искоренения конденсатора, а ради ПОС вокруг всего усилителя... Но уж больно там много вопросов с тем, как хорошо и красиво сделать стабилизацию тока покоя

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 1.2k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

Восстановленная реплика 2:

Одним из последних мест, где можно было застать ПОС в промышленных конструкциях, были встроенные в усилитель мощности регуляторы тембра. Там ставилась частотно-зависимая ОС, которая в зависимости от положения регулятора превращалась в ООС или ПОС на высоких и низких частотах, тем регулируя тембр. В результате звук тех регуляторов тембра вспоминали через десятилетия - а дело было в ПОС. К сожалению, у меня пропала куда-то схема, но она печаталась в Радио и реально применялась - так что надеюсь, что найдётся

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 27.03.2020 в 10:38, Сергей Ефимов сказал:

Регулировка ПОС производится для конкретной акустической системы. 


1. отключить ООС, убрав перемычку.

2. подать на вход усилителя тон 1 КГц до уровня на выходе усилителя в 1-2 Вольт.

3. затем, поочередно подключая и снимая нагрузку (громкоговоритель), регулировать ПОС до тех пор, пока выходное напряжение не останется неизменным с ним и без него!

4. включить ООС, вернув перемычку

A9BD8565-412E-4D38-A0CF-4B04E167D231.jpeg

Интересно, этот метод применим к конкретной схеме (необходимо присутствие и ООС?) Или такую настройку можно применить в ламповом усилителе без ООС, для эксперимента по введению ПОС?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Закрывая вопрос по усилителю Mullard Stereo 44, ПОС в нём не прописана

  Используются только два каскада усиления. Каскад усиления EF86 связан по постоянному току с выходным каскадом EL84. Управляющая сетка EL84 имеет тот же потенциал, что и анод EF86 через R8, поэтому потенциал катода EL84 составляет около 30 вольт над землей.  Это подходящее значение для потенциала экранной сетки EF86 через R9, но наиболее важной особенностью этой странной и умной DC-связи является система отрицательной обратной связи постоянного тока (NFB) от катода EL84 к сетке экрана EF86.  Она работает вместе с общей отрицательной обратной связью по переменному току с выхода усилителя на катод EF86.  Это решение улучшает плоскостность частотной характеристики, а также уменьшает гармонические искажения и искажения формы, а также гул и шум.

 

EF790CB2-143D-45CC-A5A8-2304599A832A.png

A50CBF5A-37A6-420B-83AD-CC7CC9CBE1F2.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, Сергей Ефимов сказал:

Закрывая вопрос по усилителю Mullard Stereo 44, ПОС в нём не прописана

[...] общей отрицательной обратной связью по переменному току с выхода усилителя на катод EF86 [...]

Да, сложность с чтением таких схем в том, что полярность подключения выходного трансформатора не указана. Если решить, что по умолчанию обмотки синфазны, то видна ПОС. А оказывается, они противофазны, просто на схеме это не указано (!) - и это ООС.

Но!

Если в качестве исторического примера ПОС эта схема вычёркивается, в качестве варианта возможной схемотехники ПОС она по-прежнему релевантна. Просто меняем полярность выходного трансформатора - готово, ПОС.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

19 часов назад, Сергей Фокин сказал:

Лампы и схемы внутри петли ПОС применялись не лучшие по линейности. ПОС хороша, когда подчёркивает звучание прямонакального триода. ПОС, подчёркивающая звучание пентода в ультралинейном режиме == увы, не то. Нужно было не просто применять ПОС - нужно было возвращаться к однотактным прямонакальным триодам. Не хватило, на это не хватило запала. Заметим, кстати, что в одной из схем выше применены строчные выходные лампы, редко ставившиеся по звуку (не вижу теперь эту схему, видимо, она была в одном из исчезнувших сообщений). Их вряд ли использовали случайно - они слишком прожорливы по току, чисто инженерный подход их сразу отбраковывает - т.е. это именно попытка использовать максимально линейные лампы. Что хорошо, но двухтактная схема == совсем не те гармоники, которые стоит подчёркивать с помощью ПОС.

Вот эта схема 

Klein + Hummel Telewatt VS71
 

http://www.hifimuseum.de/telewatt-vs-71-prospekt.html

 

 

781E1115-4E96-44AA-A821-585BC9104C23.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Разговор в этой ветке идёт о том, где в промышленно-выпускавшихся усилителях применялась ПОС. Поставлю немного другой вопрос: Где имеет смысл искать усилители с действительно хорошо звучащей ПОС, интересной в качестве источника идей?

Считаю, что основная надежда на технику 20х-30х. Причин много:
1. Применялись прямонакальные триоды
2. Активно применялись индуктивности. Во-первых, они хорошо создают звук, этот эффект ПОС усиливает. Во-вторых это вело к бОльшему разнообразию схемотехники
3. Схемы были в основном однотактными
4. Были индуктивности совершенно замечательной природы, например динамики с токовым подмагничиванием
5. Экономия!
5.1. Множество тяжеловесных решений, формально инженерно хороших, а на деле губящих звук - не применялось именно чтобы сэкономить на радиодеталях. Пример: избыточные ёмкости фильтров. Плюс совмещали несколько функций в одном узле. За счёт этого схема дышала, были разные внутренние связи - среди них могли быть интересные варианты ПОС
5.2. ПОС могли применить из экономии - чтобы бесплатно добавить усиление
6. Большинство устройств включали и усилитель, и акустику, что позволяло увязывать их в петлю ОС
7. Схемы строили, сверяясь со слухом

Кстати, о токовом подмагничивании как о возможном элементе ПОС. В начале этой ветки высказывалось утверждение о том, что в магнитном сердечнике магнитные поля перемножаются. Это, конечно, не так. Магнитные поля складываются, так что индуктивности всех видов вполне годятся для интересных ОС.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

16 минут назад, Сергей Фокин сказал:

Где имеет смысл искать усилители с действительно хорошо звучащей ПОС, интересной в качестве источника идей?

Считаю, что основная надежда на технику 20х-30х.

Затея интересная, но как я уже говорил, динамик с подмагничиванием, популярный в тот период, и был той самой Положительной Обратной Связью. 
Когда я впервые применил ПОС в домашней системе с транзисторным усилителем и современным динамиком, первый же яркий эффект, который проявился - это тот самый звук, который встречается у довоенных радиоприемников, где присутствовали громкоговорители с подмагничиванием. 
А именно, эффект полного отрыва звуков от динамика и их материализация в пространстве с сильным эффектом присутствия. А так же глубина Звука, труднодостижимая у современной акустики. Могу добавить ещё эффект идеального масштабирования звуков на всех уровнях громкости.

Подборка самых первых легендарных схем усилителей с описанием:

http://lilienthalengineering.com/100-amplifiers-chapter-1

Рассматриваем, ищем ПОС 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Сергей Ефимов сказал:

Затея интересная, но как я уже говорил, динамик с подмагничиванием, популярный в тот период, и был той самой Положительной Обратной Связью. 
Когда я впервые применил ПОС в домашней системе с транзисторным усилителем и современным динамиком, первый же яркий эффект, который проявился - это тот самый звук, который встречается у довоенных радиоприемников, где присутствовали громкоговорители с подмагничиванием. 
А именно, эффект полного отрыва звуков от динамика и их материализация в пространстве с сильным эффектом присутствия. А так же глубина Звука, труднодостижимая у современной акустики. Могу добавить ещё эффект идеального масштабирования звуков на всех уровнях громкости.

Подборка самых первых легендарных схем усилителей с описанием:

http://lilienthalengineering.com/100-amplifiers-chapter-1

Рассматриваем, ищем ПОС 

Про динамики: в принципе - если работать по сегодняшним инженерным принципам - можно запитать подмагничивание от отдельного стабилизированного источника и ОС не будет. Но практика схем 20х-30х была такова, что как минимум на низах там была ОС, да.

Сайт очень интересный, здорово, что схемы сортированы по годам. И ПОС - найдена!

Правда, только в одной схеме. Western Electric 92B, 1936. ПОС снабжена очень смешным текстом: автор пишет, что многие пишут, что это полезная ООС, схема компенсации - но на самом деле ничего подобного, это вредоносная ПОС. Сокрушается, как могли инженеры WE сделать такую нелепость, ругает их всякими словами # : - ]

Некоторые трудности в понимании, что происходит с этой ПОС (цепь ПОС от анода каждой из выходных ламп к сетке другой):

1. Сходу непонятно, в каком режиме работает выходной каскад. А? АВ? В? Сейчас попробую по характеристикам 300A прикинуть режим. Анод +410, Сетка -95. Да, видимо АВ с током покоя миллиампер 10? Тогда смысл этой ПОС в ускоренной раскачке той лампы, которая в отсечке, похоже так

2. Непонятно, какие частотные свойства ПОС. Понятно, что работает только на высоких, но какая характерная частота? Конденсатор 15p - но какая индуктивность у вторичной обмотки межкаскадника? Она не указана

Из неприятия автором сайта концепта ПОС следует, что он мог отбраковать какие-то схемы из-за ПОС. Нужно попробовать ему написать, вдруг они у него хранятся в отдельной директории "неправильные схемы". Ещё в тексте написано, что McIntosh использовал ПОС, возможно как минимум эти схемы у автора сайта есть.

WE-92B-rentegnet.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 часов назад, Сергей Фокин сказал:

Сайт очень интересный, здорово, что схемы сортированы по годам. 

О, да!
 

«...

Если вы нашли ошибки, плохое правописание, нецензурную лексику или другие глупые постулаты с моей стороны, пожалуйста, не стесняйтесь, напишите мне по электронной почте.  Я рад получить отзывы - как положительные, так и отрицательные ... Свяжитесь со мной по адресу: 100amplifiers на gmail.com.  (Вы знаете, где заполнить @)

Спасибо за чтение, Kurt Lilienthal

https://lilienthalengineering.com

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Про аналогичную схематику у McIntosh можно прочитать вот здесь

https://books.google.ru/books?id=n7fXk2bWadwC&pg=PA105&lpg=PA105&dq=McIntosh+tube+amplifier+positive+feedback&source=bl&ots=d8M8NaSAP5&sig=ACfU3U1b61dxF9d8r1Lw_CinTGNnLmIwiQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwja4v-i3cvoAhUEtosKHe9WBgEQ6AEwGHoECAwQLA#v=onepage&q=McIntosh tube amplifier positive feedback&f=false

Совершенно безумная схема с 100% ООС и примерно такой же ПОС одновременно. Даже не очень представляю, как это звучит. Никакой практической ценности в этом нет - двухтактная схема в любом случае будет иметь плохой спектр гармоник - но забавно весьма

Письмо автору https://lilienthalengineering.com собираюсь писать примерно неделю. Буду мобилизовывать всю дипломатичность, какую сумею. Он ортодоксально верует в панацею ООС, упоминание ПОС в позитивном ключе может привести к неконструктивности диалога ) Всё от конкретного человека зависит, конечно, но люди с инженерным образованием обычно считают ПОС в звуке ересью, непозволительно подрывающей основы

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Следующий Свидетель ПОС.

The Fisher

И снова легендарное имя американского аудиостроения.
  Fisher Electronics - американский производитель звукового оборудования, основанный в 1945 году Avery Fisher в Нью-Йорке. Первоначально названная Fisher Radio Corporation, компания считается пионером в области высококачественного аудиооборудования. 
 

Model 55А того же 1955 года

 

7E63FDE2-C2E5-470E-9CCA-3BE8B61ED253.png

A501D8D6-09E7-405C-990F-E601853B4ACD.jpeg

3967658B-7FFE-431E-AA19-E23FF77C3D3D.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 минут назад, Сергей Ефимов сказал:

Следующий Свидетель ПОС.

The Fisher

...отводы ОС маркированы "Nfb Voltage" и "Nfb Current". Видимо "Nfb" == "Negative feedback" == ООС. Если с маркировкой не ошиблись. (Но фото - прелесть)

Нет, нужны 20е-30е!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 часов назад, Сергей Ефимов сказал:

Когда я впервые применил ПОС в домашней системе с транзисторным усилителем и современным динамиком, первый же яркий эффект, который проявился - это тот самый звук, который встречается у довоенных радиоприемников, где присутствовали громкоговорители с подмагничиванием. 
А именно, эффект полного отрыва звуков от динамика и их материализация в пространстве с сильным эффектом присутствия. А так же глубина Звука, труднодостижимая у современной акустики. Могу добавить ещё эффект идеального масштабирования звуков на всех уровнях громкости.

    Нужно ли понимать, что этот эффект и есть финальная цель в звучании, которую вы хотите достигнуть? 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Сергей Р. сказал:

    Нужно ли понимать, что этот эффект и есть финальная цель в звучании, которую вы хотите достигнуть? 

 

Цель - стабильное и полное раскрытие записи. ПОС в этом хороший помощник.

В данной ветке обозначено довольно много моделей серийных усилителей с ПОС. И все они высоко ценятся у любителей домашнего аудио, несмотря на возраст более 60 лет.
Но вот @Леонардо считает иначе, утверждая, что ПОС может быть применима только для компараторов и генераторов. А как считаете вы, Сергей? Почему не используете обратную связь в своих усилителях НЭМ ? Влияние А.Лихницкого?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

   Я никак не считаю, Сергей. Мне просто интересно ваше целеполагание. Ведь чтобы дискутировать на тему, должны быть понятны предпосылки.  Вы бы их прояснили для меня чуть подробнее. Или может где-то уже написали, так ссылочкой. Вот что это - стабильное и полное раскрытие записи? 

 А ООС не используем... Ну , видимо, и так неплохо получается. Да и не без Лихницкого, конечно, обошлось. :)

   

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Сергей Ефимов сказал:


Но вот @Леонардо считает иначе, утверждая, что ПОС может быть применима только для компараторов и генераторов.

И в сверхрегенеративных приемниках...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

26 минут назад, Сергей Р. сказал:

А ООС не используем... Ну , видимо, и так неплохо получается. Да и не без Лихницкого, конечно, обошлось. :)

Все изготовители считает, что у них неплохо получается, это нормально :) 

Определяется нашим опытом. У вас был опыт прослушивания какого либо из приведённых в этой ветке усилителей, согласно их мануала и с рекомендуемой акустикой? Думаю, что нет.

Я тоже до определенного момента считал, что любая Обратная Связь в усилителе - это зло. Момент истины наступил на MHES 2019. Демонстрация системы В. Бувайло была более чем убедительна. Вот с того момента изучаю тему обратных связей. Если летом сложится, послушаю ваш НЭМ без обратных связей. Сравню со своим, уже найденным усилителем PYE. 

Возможно найду в вашем НЭМ недекларируемые изготовителем цепи ПОС :) 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

    Вы напрасно пытаетесь мне оппонировать на ровном месте. Это неконструктивный разговор. Тем более, что я не считаю обратные связи злом. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, Сергей Р. сказал:

    Вы напрасно пытаетесь мне оппонировать на ровном месте. Это неконструктивный разговор. Тем более, что я не считаю обратные связи злом. 

 

Неконструктивно-это высказывать мнение о том чего не слышал..:kk:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Всегда за конструктивное общение, @Сергей Р.

еще один американский усилитель 1958 года с регулировкой обратной связи, оптимизирующей Damping Factor системы усилитель-динамик

Heathkit W-6M

«...Еще одной уникальной особенностью этого усилителя является сложное управление демпфированием.  Объяснение Хитом полезности этого управления интересно: «Коэффициент демпфирования определяется как отношение сопротивления нагрузки к внутреннему сопротивлению усилителя ... Было обнаружено, что акустические системы, которые имеют высокую степень акустического демпфирования, могут быть чрезмерно демпфированы, когда  используется с усилителем, имеющим высокий коэффициент демпфирования, что приводит к потере эффективности низких частот. С другой стороны, слишком низкий коэффициент демпфирования приведет к буму или преобладанию басу, что нежелательно » 

 

39CE52B9-4998-483D-818C-32E092FC5A13.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Купил у меня один приятель эти Фишеры и говорит, что звучат то они Лучше Кводов2, прошёл год и он обратно вернулся к Кводам2..... "Фишеры на первый слух дают больше Драйва.....но он везде одинаковый:pe:....у Кводов драйва меньше...но бас везде разный:ft:

 

Без названия (36).jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, urakoff сказал:

Купил у меня один приятель эти Фишеры и говорит, что звучат то они Лучше Кводов2, прошёл год и он обратно вернулся к Кводам2..... "Фишеры на первый слух дают больше Драйва.....но он везде одинаковый:pe:....у Кводов драйва меньше...но бас везде разный

Разговаривал с владельцем моноблоков Bogen. Спрашиваю, как эффект от регулировки Damping Factor ? В ответ недоумение, говорит, не крутил никогда.

Еще раз повторю: регулировку надо выполнять по приборам, согласно инструкции для конкретной акустики. И эта акустика по рекомендациям Изготовителя должна быть ШП, без кроссоверов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, urakoff сказал:

Неконструктивно-это высказывать мнение о том чего не слышал..:kk:

   А так-же не высказывать о том, что слышал, но вместо этого закатывать глаза и надувать щёки. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...