Jump to content

Recommended Posts

Каждый добавленный бит увеличивает цифровое значение в два раза (максимальное число, отображаемое данным количеством бит):  

1 бит – 2, 2 бита – 4, 4 бита – 8…     8 бит – 256…      16 бит – 65536.

А при оцифровке звука, в два раза означает – примерно на 6 децибел. Каждый бит – 6 децибел.

16 бит * 6 = 96 децибел – теоретический динамический диапазон 16-битной цифры.

Обычно используют отрицательный отсчет:  0 дб самый громкий звук , -96 дб – предельно тихий.

При оцифровке громких звуков  на уровне от 0 до  -6 дб   мы услышим хороший 16 битный звук (используются все 16 бит).

При оцифровке тихих звуков на уровне -48 дб и тише будут задействованы только  младшие 8 бит. Таким образом, когда записываются тихие звуки (фрагменты), они реально записываются в 8битном формате, то есть с очень низким качеством. Получается, что в более-менее приличном качестве записан динамический диапазон всего лишь в 48 дб.

 Чтобы снизить этот эффект можно применять разные приемы (например, запись в формате 24 бит с последующей компрессией и переводом в 16 б). Но, сути это не меняет – к нам попадает запись 16 бит, и если в ней остались тихие фрагменты, то они не могут быть качественными, какой бы к ним ни применялся ЦАП.

Применение формата 24 б, всё существенно меняет, на звуки -48дб остаются как раз 16 бит, и, соответственно, 8-битные значения принадлежат уже диапазону   -96 дб и ниже. Это уже что-то.

Хотя до 130 децибел, которые различает ухо, всё ещё далеко. Предполагаю, что идеальный цифровой сигнал, покрывающий весь диапазон, должен в будущем иметь формат не менее  130/6+16=38 бит. Или должны использоваться более хитрые алгоритмы, когда битность оцифровки не зависит от уровня сигнала. Например, DSD.

Данный пост принадлежит к категории «простые рассуждения о сложном» и, возможно, содержат какую-то ошибку.  Или эта проблема давно уже решена, просто я об этом ничего не знаю.  Тогда поправьте меня)

 

 

  • Like 3
  • Funny 2
Link to post
Share on other sites
  • Replies 66
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Popular Posts

Выскажу очевидный для специалистов факт о том, что преимущество 24-х битового сигнала вовсе не в динамическом диапазоне, а в том, что формирование каждого уровня сигнала происходит точнее (теоретическ

Каждый добавленный бит увеличивает цифровое значение в два раза (максимальное число, отображаемое данным количеством бит):   1 бит – 2, 2 бита – 4, 4 бита – 8…     8 бит – 256…      16 бит – 6553

Реальное  битное разрешение  2R-R  матрицы  завязано на точность в %  т.н. резистивной  матрицы .  Современный  уровень достижим в 0,01% .   Тов.  Л. Бурцев  готовит  очередной прорыв на фронте ДАКост

Posted Images

Реальное  битное разрешение  2R-R  матрицы  завязано на точность в %  т.н. резистивной  матрицы .  Современный  уровень достижим в 0,01% .   Тов.  Л. Бурцев  готовит  очередной прорыв на фронте ДАКостроя ,  намерпеваясь ставить в свою матрицу  дака Триумф  резисторы  0,001%. 

 

 

  • Funny 4
Link to post
Share on other sites
11 часов назад, mixtver сказал:

Получается, что в более-менее приличном качестве записан динамический диапазон всего лишь в 48 дб.

Это справедливо только для прямой оцифровки уже сведенной аналоговой записи и только в том случае, если цифровать с 16-бит форматом. Но обычно формат оцифровки 24-битный, аналогично и формат многодорожечной (многоканальной) записи и микширования в студии. И только для финального "выгона" на CD исходный 24-битный формат пересчитывается в 16-бит.

Для работы с 16-bit  еще есть и такие "вкусные плюшки" как noise-shaping, dithering, etc

  • Like 2
  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites
В 30.03.2020 в 02:21, Victor_vvo сказал:

Это справедливо только для прямой оцифровки уже сведенной аналоговой записи и только в том случае, если цифровать с 16-бит форматом. Но обычно формат оцифровки 24-битный, аналогично и формат многодорожечной (многоканальной) записи и микширования в студии. И только для финального "выгона" на CD исходный 24-битный формат пересчитывается в 16-бит.

Для работы с 16-bit  еще есть и такие "вкусные плюшки" как noise-shaping, dithering, etc

Не могу согласиться, так как, после всех этих вкусных плюшек "к нам попадает запись 16 бит, и если в ней остались тихие фрагменты, то они (тихие фрагменты) не могут быть качественными, какой бы к ним ни применялся ЦАП".

То есть, все эти ухищрения, как я это понимаю, пытаются загнать исходный сигнал в старшие биты и сделать звук приемлемого качества, "вытащить" его. А фактически при этом они искажают реальную музыку, которая была в оригинале. Не случайно иногда прямая оцифровка концерта без ВСЯКИХ обработок звучит удивительно натурально. Но разговор не об этом, а о реальном динамическом диапазоне.

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, mixtver сказал:

Не могу согласиться, так как, после всех этих вкусных плюшек "к нам попадает запись 16 бит, и если в ней остались тихие фрагменты, то они (тихие фрагменты) не могут быть качественными, какой бы к ним ни применялся ЦАП".

В большинстве случаев - нет. Мастеринг для CD предполагает постпроцессинг динамического диапазона, то есть в мастере для выпуска CD динамический диапазон всегда уже, чем в Финишном студийном мастере. То есть обычно делается не только пересчет форматов, но и определенная цифровая обработка. Если  процесс обработки пропустить, то на большинстве домашних систем такой CD будет звучать очень блекло  и плоско,  с плохой передачей аудиопространства. Для обхода этой "особенности" и сохранения динамического диапазона максимально близко к исходному - был разработан такой формат, как HDCD.

  • Like 2
  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites

Да, HDCD это шажок вперед. Но это уже не 16 бит. Насколько я помню, это 20 бит, упакованные в 16 с особым алгоритмом распаковки. Нужен спец.плеер, ну, или компьютерный, типа фубара.

Я же говорю о принципиальной ущербности дин. диапазона классического CD (16/ 44). Согласны ли вы с этим?

Ваши пояснения о мастеринге и обработке ничего не опровергают, а только показывают, что можно добиться, чтобы звучало прилично и даже очень хорошо, но это как раз и будет с узким ДД и с разными "улучшающими" обработками, которые приукрашивают, да, но и одновременно уводят от оригинала.

  • Like 1
  • Funny 1
Link to post
Share on other sites
11 минут назад, mixtver сказал:

Я же говорю о принципиальной ущербности дин. диапазона классического CD (16/ 44). Согласны ли вы с этим?

«Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным» - с этим тоже мало кто спорит, но не всем удаётся. Так и с CD форматом - не так уж много записей в hi-res, винил ещё дороже и сложнее, а слушать хочется :)

О чем вообще спор?

Link to post
Share on other sites

А какой ДД по Вашему нужен для качественного воспроизведения, если в КдП min 30-40, а 90-100 это уже довольно громко?

  • Like 3
Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Oll740 сказал:

О чем вообще спор?

Да собственно спора пока и нет. Я простым рассуждением показал реальный ДД  стандартного формата, которому уже 40(!) лет, и на котором всё еще большинство записей выходят. И эта цифра (дд~48 дб) - она охренительно маленькая для  ценителей качественного звука(((

А записей в хайрезе уже очень много, поглядите на трекерах. Другое дело, что как и на СD, они все очень разного качества, но то, что в хорошем качестве, звучит гораздо ближе к аналогу.

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Nekrozov сказал:

А какой ДД по Вашему нужен для качественного воспроизведения, если в КдП min 30-40, а 90-100 это уже довольно громко?

Могу только своё мнение высказать. Хочется не самогО дд, как такового. Хочется,  чтобы формат без искажений позволял писать весь слуховой диапазон. Вот сейчас, например экраны идут к такому качеству, что пикселей не видно даже вплотную. Это - идеальное разрешение для экрана. Оно, может, и не нужно для большинства случаев, но идеальное. Позволяет любую картинку нарисовать. Так и со звуком- формат должен ( в идеале) весь диапазон 130 дб покрывать. С запасцем. Чтобы самые тихие звуки, которые ухо различает, звучали натурально, без бешеных искажений. Особенно высоких частот касается. И для этого, я писал в начальном посте, "предполагаю, что идеальный цифровой сигнал, покрывающий весь диапазон, должен в будущем иметь формат не менее  130/6+16=38 бит. Или должны использоваться более хитрые алгоритмы, когда битность оцифровки не зависит от уровня сигнала. Например, DSD"

А дальше уже задача воспроизводящей аппаратуры этот формат отработать. А, к примеру, дд БСО - порядка 100 дб. И нормально в зале слушается. Вот, наверное, к этому и надо стремиться.

  • Funny 1
Link to post
Share on other sites
2 часа назад, mixtver сказал:

Я же говорю о принципиальной ущербности дин. диапазона классического CD (16/ 44). Согласны ли вы с этим?

Я согласен с тем, что как и любой другой формат аудиозаписи - формат CDDA имеет свои ограничения, а производство фонограмм для выпуска записей в этом формате - свои технологические особенности.

Работа с динамическим диапазоном - это всего лишь один из технологических моментов подготовки фонограммы к выпуску - безусловно важный, но всего лишь один из нескольких.

Если говорить о конкретных цифрах - то для Финишного студийного мастера ДД ~ 55 dB - это более, чем достаточно. В реальности - большинство музыки, исходя из особенностей звукоизвлечения и вокальных данных исполнителей - при Финишном сведении легко умещается в 30...40. В Мастере для CD - обычно остается примерно 25...30. Но конечно, бывают и (очень редкие) исключения.  И - да, для исходников желательно 65...70 - но так возможно записать только в очень хорошей студии.

Просто о том, какие процессы происходят при воспроизведении музыки с CD - более-менее известно из множества статей в популярных (аудио) журналах, - а том, как качественно записать и подготовить фонограмму для выпуска CD в свое время можно было узнать только из специализированных изданий  и (или) пройти профильное профессиональное обучение.  То, что производство аудиозаписи  в цифровом формате имеет свои технологические тонкости, отличные от производства аналоговой записи - специалистам было известно сразу.

 

  • Like 3
Link to post
Share on other sites
1 час назад, Victor_vvo сказал:

Я согласен с тем, что как и любой другой формат аудиозаписи - формат CDDA имеет свои ограничения, а производство фонограмм для выпуска записей в этом формате - свои технологические особенности.

...

То, что производство аудиозаписи  в цифровом формате имеет свои технологические тонкости, отличные от производства аналоговой записи - специалистам было известно сразу.

Это понятно. А вот сам формат CDDA держится на сцене столько времени только из-за маркетинговых причин. Это тоже понятно))). Более того, уже мп3 стал более популярен. На мой взгляд, деградация налицо - уход от реального звучания(((

 

1 час назад, Nekrozov сказал:

Как по мне, записи с большим значением ДД ( не знаю сколько в дБ, DR 15 ) не слишком комфортно слушать.

А я вот прям наслаждаюсь такими записями! Обожаю, звучат изумительно. Если барабанщик дает щелчок на рабочем, так это прям похоже! Хотя это оч сильно от аппаратуры зависит. Впрочем, всё сильно от аппаратуры зависит.

А вот если пойти на живой джаз ( ещё наищешься его у нас живого-то, чтоб без подзвучки лишней(((, то там очень комфортно все звучит, несмотря на децибелы. А барабан, когда ты в 5 метрах от музыкантов, так по ушам даёт, что аж ...))) А саксофон такой громкий, а иногда еле слышный и такой при этом вкуснющий!... Вот он где, правильный ДД. 

А узнать, как DR соотносится с децибелами, мне самому интересно, нигде не нашёл, как и что он вычисляет.

 

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
  • 1 month later...
В 02.04.2020 в 00:51, mixtver сказал:

А узнать, как DR соотносится с децибелами, мне самому интересно, нигде не нашёл, как и что он вычисляет.

Вот теперь нашёл). 

https://cdpos.biz/showthread.php?213-Dynamic-Range-Meter-(Замер-динамического-диапазона-«DR»)

Он вычисляет разность в дб между пиковым уровнем и СРЕДНИМ. 

  • Thanks 1
Link to post
Share on other sites
On 5/19/2020 at 3:45 PM, mixtver said:

Он вычисляет разность в дб между пиковым уровнем и СРЕДНИМ.

Осталось выяснить, как именно он считает и что именно он считает "средним".

  • Like 2
Link to post
Share on other sites
  • 1 month later...
В 27.05.2020 в 01:33, Циник сказал:

Осталось выяснить, как именно он считает и что именно он считает "средним".

Средний - это средний в пределах трека. Интуитивно понятно, а как вычисляет - да, пока не известно.

Link to post
Share on other sites
В 02.04.2020 в 01:15, Nekrozov сказал:

Как по мне, записи с большим значением ДД ( не знаю сколько в дБ, DR 15 ) не слишком комфортно слушать.

В чем эта некомфорктность?.

Link to post
Share on other sites

Как правило приходится во время прослушивания уменьшать громкость на тутти ( а потом добавлять на тихих фрагментах). Тихие звуки будут слишком тихими, а громкие - слишком громкими.

  • Thanks 1
  • Funny 2
  • Confused 1
Link to post
Share on other sites

Ну тогда симфонический оркестр видимо живьем вообще невозможно слушать )

  • Funny 1
Link to post
Share on other sites
В 01.04.2020 в 18:54, Nekrozov сказал:

А какой ДД по Вашему нужен для качественного воспроизведения, если в КдП min 30-40, а 90-100 это уже довольно громко?

Зависит не только от фонограммы, но и от архитектуры тракта воспроизведения. Если у нас пассивные АС и двухканальный ДАК, то на выходе ДАКа на всех частотах имеем полную амплитуду и честный ДД фонограммы. Т.е. до 96 дБ в случае СД, и примерно 120 дБ, если хай-рез.

Если цифрокросс и 8 канальный ДАК, то можно обратить внимание на следующую проблему. Цифрокросс это фактически набор цифровых частотнозависимых РГ. Т.е. за пределами работы полос на ДАКи  поступает сигнал, ослабленный в цифре, т.е. ДАКи там выдают не полную амплитуду и не полный ДД. В теории, в этом случае нужен удвоенный ДД, т.е. 192 дБ вместо 96, например. Или хотя бы 160 вместо приемлемых 80.

Но тут есть много НО.

1. При аналоговом кроссовере есть примерно та же проблема. Полосы за пределами своей частотной области всё равно тихонько, но таки играют. "Тихонько", значит с потерей ДД. Т.к. и аналогово ослабленный сигнал имеет низкий ДД. Тихие звуки просто тонут в трении покоя подвижки и т.т.

2. Восприятие музыки - комплексно. Где то чуть больше теряем, но и чуть  больше находим. Я имею ввиду плюсы ЦК, они перевешивают минусы.

3. Для гиперперфектционистов есть и такой путь. Аналогово-цифровой фазолинейный актив. 8 усилителей, 8 каналов ЦАП. На  четвёрки ЦАПов поступает одинаковый сигнал (на левую - левый канал, на правую четвёрку - правый). Аналоговый кроссовер - между ЦАПами и усилителями, только для того чтобы срезы полос формировать аналогово. Или на катушках и конденсаторах, или на ОУ. А цифрокросс использовать только для ФИР отмотки фазы в каждом канале.

Edited by sewerin
Link to post
Share on other sites
1 час назад, Nekrozov сказал:

Как правило приходится во время прослушивания уменьшать громкость на тутти ( а потом добавлять на тихих фрагментах). Тихие звуки будут слишком тихими, а громкие - слишком громкими.

А происходит это только по причине несовершенства АС.

Link to post
Share on other sites
3 минуты назад, Nekrozov сказал:

Высокая громкость звука вызывает дискомфорт и болевые ощущения, это физиология. 

Сходите на репетицию симфонического оркестра, поставтьте коньячок дирижору. Постойте рядом с ним за пультом. Никаких болей и дискомфортов, потому что живьё, а не из калонок, которые искажают безбожно.

Edited by sewerin
Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

  • Similar Content

    • By AVComfort
      Откройте для себя мгновенный доступ к бесконечному миру музыки, сотням интернет-радиостанций, десяткам стриминговых сервисов, а также собственной цифровой библиотеке несколькими кликами в русифицированном приложении BluOS Controller (PC, iOS, Android, Mac). Bluesound Node N130 оснащен новым «дизайном» ЦАПа аудиофильского класса с улучшенной производительностью, который поддерживает не только 24-битную/192 кГц обработку звука, но и MQA формат для прослушивания треков в студийном качестве. Основные элементы быстрого доступа (воспроизведение, пауза, пропуск трека и громкость) теперь доступны для управления посредством новой сенсорной панели с датчиком приближения, голосовых помощников (Siri от Apple, Amazon Alexa или Google Voice), путем программирования собственного ИК-пульта дистанционного управления или дополнительного Bluesound RC1. Также стримеры Node N130 могут быть интегрированы в «умные дома».
       
       
      Описание и цены cетевого проигрывателя Bluesound Node N130 White: https://avcomfort.ru/good125190.html
      Описание и цены cетевого проигрывателя Bluesound Node N130 Black: https://avcomfort.ru/good125189.html
    • By AVComfort
      Модель Lumin T2 относится к категории аудиофильских устройств. Аппарат базируется на предыдущих разработках компании, однако T2 получил полностью новое шасси со встроенным блоком питания.Основой плеера стал модуль с двойным ЦАПом ESS9028 Pro. Как объясняет компания, два чипа здесь работают в моно-режиме, что обеспечивает наилучшее качество звучания. Также на звуке положительно сказываются низкие гармонические искажения и большой динамический диапазон (129 дБ). Блок питания в T2 разделен на две секции и полностью изолирован.
      Сетевой плеер T2 совместим с локальными хранилищами, USB-дисками, внешними источниками с Ethernet, а также поддерживает стриминговые сервисы: Spotify Connect, Tune-In, Tidal, Qobuz. Есть совместимость с Roon и AirPlay. Устройство готово для файлов формата MQA, DSD512 и PCM до 384 кГц. Компания заявляет, что плеер T2 является одним из самых продвинутых, многофункциональных и мощных сетевых проигрывателей на рынке
       
      Описание и цены сетевого проигрывателя LUMIN T2 Black: https://avcomfort.ru/good109882.html
      Описание и цены сетевого проигрывателя LUMIN T2 Silver: https://avcomfort.ru/good109883.html
       
       
    • By Мирный меломан
      "Почему мне НЕ хочется искать винтажную технику?"
      Хотелось бы услышать мнение форумчан по данному вопросу.
      Можно писать всё что думаете, любой оффтопик.
    • By marsel romanov
      по оптике от компьютера ВСЁ БОЛЕЕ ЧЕМ устраивает.
      а как только ставлю по HDMI от блю рея, или с телевизора. или со встроенного в него радио, так все очень грустно.

      ну ладно я пеняю что плеер не аудифильский. хотя не полный восторг,
      PHILIPS Blu-ray/DVD BDP2285/51. ЦАП 12 бит/148 МГц,
      Цифровой коаксиальный выход, HDMI. подключаю кабель AWM stile HDMI e 321484.
      пишут что высокоскоростной для 4К.в принципе из за них  может быть понижение качества звука...
      не музыка а бубнеж, бу бу бу..звук  глухой, без сибилянтов и циц. циц. циц...

      вот и вопрос, порекомендуйте, повысить качество звука, прозрачности. звонкости, расширить звуковую базу. хотя бы в блю рее. но приемлемо по бюджету...

      менять блюрик ? на что ?
      менять кабель ? на что ?

      конкретные пару моделей, что бы вменяемо по бюджету и более менее достойно по качеству звука
      благодарю заранее..
    • By Roma
      Долгое время встречались альбомы с низким динамическим диапазоном (я не считаю, что большой DR является гарантией хорошего звука), я не придавал этому большого внимания, у меня есть альбомы с DR-5, вроде даже есть с DR-3, но сегодня, используя популярное выражение, когда думаешь, что дно пробито, кто-то постучал снизу...
      Хочу представить, нового чемпиона с DR-1!!!
      Группа: Baauer, альбом: PLANET'S MAD, трек номер: 6-REACHUPDONTSTOP

      Файл можно скачать здесь: https://yadi.sk/d/bcqBnk8ng_EjZA
×
×
  • Create New...