Jump to content

Sigma SD Quattro. Обзор-сравнение владельца различных камер Sigma при переходе от серии DP Quattro


Recommended Posts

  • Moderators

Sigma SD Quattro. Последний рубеж обороны Foveon

 

Это обзор не столько самой камеры Sigma SD Quattro, которых в интернете с 2016 года пруд пруди, сколько опыт перехода на беззеркальную систему со сменными объективами владельца камер Sigma с несменными объективами, ценящего в этой системе именно удобство несменного объектива и компактность каждой камеры. В заголовке небольшое лукавство. Последним рубежом обороны Foveon является камера Sigma SD Quattro H, с таким же датчиком, но большего типоразмера - APS-H. Соответственно, все пикселы там одинаковые, но их больше, как больше и угол зрения из-за кроп-фактора 1,3. В остальном камеры одинаковые.

Итак, я являюсь пользователем различных систем Sigma с марта 2014 года. Объединяет все эти системы уникальная матрица Foveon (разных поколений), о которой, если мы говорим о мире фото, не знает только ленивый. Для ленивых все подробнейшим образом расписано в Википедии, в том числе на русском. 

В марте 2014 года, под впечатлением нескольких фотографий в интернете, я купил себе “для души” свою первую камеру Sigma - DP2 Merrill, и все вылилось в путешествие, которое длится уже 6 с лишним лет. За первой камерой последовали сначала камера DP1x более ранней генерации (которую очень расхваливали ярые фанаты Фовеона, и которую я не понял и быстро продал), а затем и остальные две камеры системы DP Merrill, которые отличаются только фокусным расстоянием. Таким образом, у вас имеются три очень компактных, и, что очень важно, одинаковых камеры, а не одна большая со сменными объективами. Преимущества такой системы очевидны: мгновенная смена фокусного расстояния, компактная и легкая камера в руках, повышенная надежность - даже если в путешествии сломалась одна камера, остается еще целых две. При этом объективы в этой системе - высококлассные фиксы со светосилой 2.8.

Затем в какой-то момент я сделал глупость и продал все три камеры Merrill. Тогда мне казалось, что все мои идеи съемки на эти камеры (надо сказать, цена за качество картинки - весьма узкий диапазон применений) исчерпаны, и гораздо более универсальная полнокадровая зеркалка Nikon D600 (которая была у меня еще до покупки Сигмы, и остается у меня и сейчас) полностью покроет мои нужды, благо беспрецедентный парк объективов, заботливо передающий совместимость с байонетом вот уже более полувека, позволяет решать любые задачи.

Но нет, спустя пару лет я заскучал по той “магии” Фовеона, и в 2018 году купил на вторичке компактную камеру от Сигмы с точно таким же фокусным расстоянием - 30 мм (в данном случае размер сенсора APS-C, то есть, угол зрения соответствует объективу 45 мм на полном кадре, далее в скобках даю значения ФР для полного кадра, экивалентные по углу зрения). Однако, я решил не входить дважды в одну и ту же реку и купил камеру на самой свежей генерации Foveon, а именно Sigma DP2 Quattro. Странно, но в тот же день я получил в личку письмо от Onlinetrade, где мне предлагалось купить последнюю на складе камеру этой же серии, но с фокусным расстоянием 50 мм (75 мм), DP3 Quattro, с такой скидкой, что новая камера мне обходилась по цене б/у с Авито. Я даже ни секунды не раздумывал.

Итак, камер стало уже две, и в этом году понятным образом в голове стала вырисовываться мысль собрать всю систему DP Quattro. Проблема была в том, что эта система насчитывала уже не три, а 4 камеры, включая новейшую (на 2016 год) камеру DP0 Quattro c объективом 14 мм F/4 (21 мм). Камера эта была самая дорогая и самая редкая в семействе, прямо скажем, сверхширики используют далеко не все. В России ее было купить практически нереально, так что пришлось сдаться Ибэю и таможне, впрочем, новую камеру удалось купить в Штатах со значительной скидкой от оригинальной цены 2016 года (в долларах конечно же, не в рублях), так что кошелек пострадал не сильно (впрочем, они все равно очень быстро исчезли из продажи в России, гораздо раньше, чем камеры DP1, 2 и 3, так что выбора не было).

Имея на руках камеры DP0, DP2 и DP3, о чем бы вы задумались? Правильно, здесь не хватает DP1. Проблем я тут видел несколько. Во-первых, если говорить начистоту, объектив DP1 Quattro - 18 мм F/2.8 (то есть, 27 мм) - это крайне нелюбимое мной ФР. Да что там, если говорить совсем уж начистоту, то мне не очень нравятся ни 27 мм, ни 45, ни 75 мм. Я бы предпочел 35 мм, 50 мм, 85 мм (или больше 85 мм). Но раньше выбора не было, было три камеры Merrill - 18, 30, 50 (27, 45, 75).

С Quattro ситуация вышла интереснее. Появилось ФР 14 мм (21) в камере DP0, а еще есть фирменная конверсионная линза, превращающая DP3 Quattro из 50-мм (75) камеры в 60-мм (90). И что у нас осталось? Средний диапазон!

В 2016 году появилась первая беззеркальная камера Sigma со сменными объективами. Беззеркалка с фовеоном, ура-ура, подумали владельцы большого парка старинных ручных стекол. Да, но нет, подробности объясню позже, но так получилось, что полноценно с этой матрицей работают почти исключительно фирменные объективы Sigma премиальной (это такой синоним словосочетания “очень дорогой”) линейки Art.

Но шло время, Сигма перестала выпускать и эту камеру, а вместе с этим немного устаканились цены на вторичке.

И вот я оказался перед дилеммой: купить четвертую камеру серии, DP1 Quattro, или продать имеющуюся камеру DP2 Quattro и с учетом этого купить системную беззеркалку SD Quattro. Но, как я уже сказал выше, мало купить тушку, к ней нужен еще и объектив. Да такой объектив, который, будучи единственным и несменяемым в процессе съемки (это было главное требование)  позволил бы мне заменить оба объектива камер DP1 и DP2 (18 мм и 30 мм, то бишь, 27 и 45). И такой объектив нашелся: первый в мире зум со светосилой 1.8, разумеется, из линейки Art, и название его Sigma 18-35mm 1:1.8 DC. Кстати, буквочки DC означают, что этот объектив рассчитан под кропнутые камеры формата APS-C. Таким образом, с данным объективом я имел на одной камере сразу свои любимые фокусные расстояния и 35 мм и 50 мм, и даже, если потребуется, нелюбимые 27 мм. Профит? Ну вот сейчас и разберемся. Прошу прощения за длинное вступление, но как я сказал сразу, это не обзор конкретной камеры, а опыт сигмовода в контексте владения разными камерами с одним сенсором.

Реальность оказалась как с плюсами, так и с минусами. Я купил камеру на Авито (новые камеры и объективы в России не продаются уже пару лет как), она оказалась привезенной из Японии, в идеальном состоянии и почти без пробега (на Фовеонах редко пуляют фотосеты в 3000 кадров на свадьбах по три раза в неделю, вы понимаете).

Первое впечатление было, скорее, негативным. Нет, не поймите неправильно - это очень высококачественная камера, и очень высококачественный объектив с точки зрения сборки. Но! Смотрите сами. DP1 Quattro весит примерно 400 г с аккумулятором и картой памяти. Столько же весит и камера DP2 Quattro. Вместе они бы весили 800 г. Один объектив Sigma 18-35 весит примерно 850 г! Еще примерно 700 г весит тушка с аккумулятором и картой памяти. Итого 1550 г вместо 800 г. А если считать, что камера в руках одна, то разница больше килограмма. И в руках и в сумке эта масса очень ощущается, очень. 

Второй момент, размер. Не смотря на то, что это кропнутый зум среднего диапазона, тем более двукратный, и было бы логично ожидать от него небольшого размера, объектив огромный. Постоянная светосила 1.8 в зуме обошлась в высокую цену, как в прямом так и в переносном смысле. Ниже сравнительные снимки с камерой DP2 Quattro:

20201015_102319.jpg

 

20201015_103042.jpg

 

Но если вам этого мало, то вот сравнение с полнокадровой зеркалкой Nikon D600 с объективом 80-200/2.8. Да, конечно, полнокадровая зеркалка в такой конфигурации все еще больше, но ведь это большой светосильный телезум 80-200!

 

20201015_135617.jpg

 

В общем, как-то так получилось с размерами. Первое впечатление: дорого-солидно, во всем смыслах, включая нагрузку на позвоночник и руки. Короче, в сравнении с двумя компактами - 50/50.

Ну а дальше было знакомство. Сразу же отметил такую вещь: меню в точности такое же, как на камерах DP. И кнопки почти такие же, даже немного прибавилось отдельных кнопок на выбор функции, что, несомненно, плюс. Другое дело, что кнопки раскиданы по поверхности камеры как-то не так, как на DP. В целом это понятно, так как камера другая, хваты другие, и кнопки должны быть в других местах. Но при совместной работе всей системы это неудобно. Постоянно приходится вспоминать, на какой камере что и где. В целом я бы оценил эргономику как хорошую (эргономику DP я оценивал как отличную), а оценку снизил за два момента. Во-первых, джойпад находится в каком-то неудобном месте, под мышцами, обеспечивающими движение большого пальца, и ты всё время придавливаешь его ладонью. Возможно, надо больше массы камеры переносить на левую руку под объективом, и я пока не привык. Кроме того, сами кнопки джойпада плохие: слишком большой ход, нет сопротивления и нет фиксации нажатия. Ватные кнопки какие-то, как желе под пальцами. Во-вторых, вращающееся кольцо под указательным пальцем стоит под каким-то странным углом, из-за чего одним пальцем его вращать… невозможно. Насколько оно тугое и перекошенное. Двумя - указательным и большим - пожалуйста, легко. Одним указательным - нет. Сигма, ну как так-то? Вы серьезно? Обычно у меня на переднем кольце выбор диафрагмы (напоминаю, что я, как и подавляющее большинство фотографов, снимаю в единственно годном для съемки режиме А, с приоритетом диафрагмы), а на заднем - поправка экспозиции. Так как выбором диафрагмы я пользуюсь намного чаще, то я даже вынужден был поменять назначения крутилок. Еще один минус к удобству. Снова 50/50.

Есть еще пара особенностей, но в целом это именно особенности, не недостатки. Рычаг включения камеры находится на байонете, я даже не сразу его нашел. Сверху справа находится рычаг блокировки камеры (зачем он вообще? И как я столько лет без него обходился на всех камерах?) - видимо это то, чем я не буду пользоваться никогда.

Про объектив, кроме размеров и массы, отрицательного ничего сказать не могу. Он прекрасен. Резкий везде по всему полю сразу на открытой, отличные тактильные ощущения, светосила как у фикса, объектив сохраняет фокусировку по всему диапазону ФР. Два управляющих кольца - зум и резкость - при этом все перемещения линзоблока происходят внутри. Ничего не вращается и не выдвигается. Отличное качество материалов, латунный байонет, металлическое основание корпуса. В комплекте бленда, обе крышки и отличный кофр на молнии. Но и ценник, конечно, не мал (насколько я знаю, объектив снят с производства уже).

Итак, у нас системная беззеркальная камера, а чем у нас богаты беззеркалки? Небольшими размером и массой (в сравнении с зеркалками)? Ну тут все ясно, см. выше. Совместимость с разными стеклами через переходники? И… да, ее нет. Так как Сигма заявила, что ее беззеркалка должна работать напрямую с объективами для зеркалки, рабочий отрезок ее сделали точно таким же, как и у зеркалок Сигма. Финита. Из камеры торчит длинный хобот байонета, и единственное, что туда можно вкорячить - это объективы M42 (заказал переходник под свой Гелиос-44 для прикола). Впрочем, меня это не особо заботило, так как по моей легенде это должна быть камера одного объектива 18-35.

Что еще? Видоискатель! О да, ура-ура, он тут есть и вполне хорошего качества. Наконец-то можно не всматриваться в подслеповатый основной экран DP. Это очень круто. Это прямо пять. Но и основной экран стал намного лучше, чем у DP. В три раза больше точек, более яркий, с авторегулировкой. Но есть у этого экрана еще одна классная фишка. Он состоит из двух экранов. На основном вы ведете съемку. А справа от него, вплотную, у вас экран, где выводится основная информация. Более того, тут же находятся кнопки, которыми можно менять параметры съемки без входа в меню. Подобные отдельные экраны обычно стоят сверху у зеркалок, а здесь он состыкован с основным экраном. Это очень, очень удобно! На основном экране у вас только картинка с матрицы и точка фокусировки. Вся информация с экрана убрана, так как параметры съемки у вас рядом на другом экране. Нет, конечно, на основной экран можно вывести и уровень и гистограмму, и все это настраивается. Сигма очень хорошие камеры по эргономике.

Однако, Сигма не была бы Сигмой, если бы и здесь не было маленькой бочечки дегтя в этой большой ложке меда. Видоискатель у этой камеры расположен… с правой стороны. И вот спустя десяток кадров весь экран испачкан сальным кончиком твоего носа! С другой стороны, конструкция камеры такова, что и не понятно, куда иначе девать этот видоискатель. Ладно, пусть будет справа, я не обиделся. Ну… почти.

Чем еще порадовала камера? Наконец-то вменяемый отсек для карты памяти. Такой же, как у Никона. Правда, там на две карты памяти, а тут на одну, но это не страшно, меня не беспокоит. Дело в том, что ву камер DP какой-то гений догадался поместить отсек для карты под резиновую крышку, которую приходится отдирать ногтями, если ты хочешь достать карту. Возможно, эта идея родилась на стадии проектирования, когда камеры DP-серии хотели сделать weather sealed, но потом от этой идеи отказались, видимо, а крышка так и осталась, “раз-два и в продакшен”, ну вы знаете. 

Но зато Сигма отличилась с батарейным отсеком. Казалось бы, ну где тут можно изобрести велосипед? Годами десятки камер имеют примерно одинаковую конструкцию крышки такого отсека. Но нет, здесь у нас нечто особенное. Помните как запиралась задняя крышка на старых пленочных фотиках типах ФЭД? Поворотное кольцо, складывающееся в нишу. Во-во, и здесь такое. Зачем? Загадка... 

В общем, камера странная на первый взгляд и еще более странная в мелочах. Но нам, сигмоводам, к странностям не привыкать.

Что же насчет съемки? Матрица тут стоит точно такая же, как в компактах DP-серии. Так как это не обзор камеры, а сравнительные впечатления, скажу о том, что сразу бросилось в глаза.

Большая масса и габариты камеры на практике оборачиваются тем, что массивная и “хваткая” конструкция дает меньше смазов и позволяют выбирать выдержку более длинную при прочих равных в сравнении с DP. Высокое разрешение фовеона не прощает шевеленки. Здесь от размеров и массы камеры мы имеем скорее плюс.

И вот оно, наконец! Затвор отрабатывает 1/4000 с! Сравните с DP, где 1/1250! О сколько раз я был вынужден либо закрывать диафрагму до 3,5 или 4 на ярком солнце, либо спешно накручивать ND-фильтр (видимо, вещь выходящая из моего обихода)! 1/4000 часто работает даже на открытой 1.8, но в любом случае 2.5 - 2.8 полностью решают проблему.

Но самое главное, не смотря на ту же матрицу, видимо обработка сделана по другой программе, а может у матрицы другая обвязка. Это первая на моем опыте Сигма, которая вполне годно снимает в jpeg! Никогда не думал, что такое произойдет. Камера отлично отрабатывает автобаланс белого, у нее очень хорошая цветопередача. В простых случаях телодвижений в фирменном обработчике Sigma Photo Pro нужен самый минимум. Это также способствует тому, что проще стало экспериментировать с цветом и экспозицией. В общем, тут меня все это порадовало. Но, конечно, не обошлось без отрицательного нюанса. Связано это видимо с тем, что Foveon - очень капризная матрица и работает далеко не с каждым объективом, который можно нацепить на байонет. Даже в серии Art есть свои вопросы. В частности, в зоне размытия на открытой в тенях часто появляется какой-то непонятный цветовой шум. Конечно, он давится ползунками в конвертере, но при этом немного страдает та самая попиксельная резкость (страдает - это на уровне Сигмы, конечно, она страдает, на Байере вы были бы счастливы получить такие резкость и микроконраст, за нее там платят на порядок больше деньги, чем за Фовеон Сигмы). Видимо не в последнюю очередь из-за этого компакты DP-серии ограничены светосилой 2.8. Ну что же, капризная матрица, капризная камера, нам не привыкать.

Оправдан ли такой переход? И да, и нет. Сама по себе камера - изделие более высокого класса. Но как система, вариант из 4-х компактов DP имеет более бесшовное использование. Или вариант со сменными объективами с одной камерой. Говорят, у них потрясающий зум 50-100/1.8. Вот и думай тепер. Хорошо хоть сверхширик в серии Art стоит как чугунный мост (более 2000 долларов), а выигрыша в сравнении с DP0 не дает никакого. 

В завершении, немного осеннего настроения. Никакой художественной ценности или потуг на крутизну. Просто я люблю осень и стараюсь сохранить кусочки воспоминаний при каждом удобном случае.
 

50487385671_f8adb028c5_h.jpgSDQ_1941 by yurivv69, on Flickr

 

50487538647_faad1af049_h.jpgSDQ_1928 by yurivv69, on Flickr

 

50486685428_4ea29cec4d_h.jpgSDQ_1875 by yurivv69, on Flickr

 

50487540072_516c336e95_h.jpgSDQ_1918 by yurivv69, on Flickr

 

50486685718_30948cf19d_h.jpgSDQ_1860 by yurivv69, on Flickr

 

50486684103_c1309813fd_h.jpgSDQ_1921 by yurivv69, on Flickr

 

50487538512_17c174dc7d_h.jpgSDQ_1929 by yurivv69, on Flickr

 

 

  • Thanks 5
Link to post
Share on other sites
  • Replies 3
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Popular Posts

Sigma SD Quattro. Последний рубеж обороны Foveon   Это обзор не столько самой камеры Sigma SD Quattro, которых в интернете с 2016 года пруд пруди, сколько опыт перехода на беззеркальную сист

Краски очень живые, прямо глаз радуется!

Posted Images

Краски очень живые, прямо глаз радуется!

  • Like 3
Link to post
Share on other sites
  • 3 months later...
В 15.10.2020 в 20:27, Юрий Волобуев сказал:

В завершении, немного осеннего настроения. Никакой художественной ценности или потуг на крутизну. Просто я люблю осень и стараюсь сохранить кусочки воспоминаний при каждом удобном случае.

 Очень похожие ощущения!)))

Link to post
Share on other sites

Куда автор обзора делся? Нет его на форуме :( 

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...