MiniDSP - Цифровые источники и компьютерные технологии для аудио - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

Итак, расскажу о своих процессорах рум-коррекции miniDSP, может кому полезно будет.
Началось все с того, что на англоязычных форумах типа Аудиогона я стал натыкаться на стоявшие в хороших системах коробки марки miniDSP,  которые стоили по 300-400 долл. Я был в курсе про Trinnov и про то, что это дорого и сложно, но тут что-то уж совсем походя эти дивайсы  упоминались наряду с Hegel, Parasoud, Krell и т.д.  К тому моменту, являясь адептом концепции "короткого тракта" я тем не менее приобрел для наушников RME ADI 2 DAC и успел поиграться в качестве ЦАПа ним и его параметрическим эквалайзером в купе с REW, убирая горбы в кривейшем помещении 45 м кв. Но там как-то уж слишком творчески был организован процесс, автоматический расчет эквалайзера конечно здорово но хотелось какого-то более точного результата, поскольку звук все-равно оставлял желать, хоть и преобразился. 
Так, как к REW нужно было купить микрофон miniDSP Umik-1, качеством которого я был приятно удивлен, мне было интересно следить за новостями этой конторы и когда у них вышел комбайн miniDSP SHD (цап и сетевой плейер плюс процессор) я решился его купить (1 600 евро плюс доставка из Голландии). 
Приехала коробка, в которой был прибор и оплаченный купон на софт. Программ идет всего две - одна "родная" программа процессора, другая софт коррекции Dirac 3.0.
Пошагово следуя инструкции, подключаю SHD через USB к компьютеру, туда же микрофон, а выход SHD подключаю балансными кабелями к предварительному усилителю. Далее так же по инструкции запускаю программу процессора и потом программу-корректор Dirac 3.0. В процессе настройки предлагается картинка дивана, по которой 7-ю, 13-ю или 17-ю точками нужно настроить коррекцию звука. В принципе, результат настройки может быть одинаков и по 7-ми и по 17-ти точкам, поэтому я выбрал среднее - 13 точек. Тут важно отнестись к процессу ответственно, как можно более точно вычисляя местоположения точек замеров, так как кроме АЧХ программа ставит еще и задержки, от которых зависит стерео-баланс и общая звуковая панорама. Программа дает свип-тон на каждую колонку по отдельности во всех точках замеров. 
После окончания замеров программа считает несколько фильтров и выдает целевую кривую в виде ровной немного нисходящей линии. Честно говоря, понять из этой картинки можно немного: кривую измерений по каждому каналу и исправленную фильтрами кривую, то есть "до" и "после". Сверху всего этого лежит целевая кривая, то есть кривая, которую я могу менять, расставляя по ней точки и двигая эти точки вверх-вниз. Например, поставим точки в басовом диапазоне и поднимем их вверх - увеличится громкость баса. Здесь сразу становится непонятно, что куда двигать и нужно ли вообще? Пришлось почитать форумы чтобы разобраться, для чего эта кривая нужна и зачем ее менять. 
В SHD есть 4 слота памяти, в которые можно записывать результаты коррекции. Я записал в первый слот кривую, посчитанную программой а в другие три прописал измененные мной кривые. В итоге пользуюсь одним, в котором кривая обрублена снизу до 1 000  Hz и интервал от 0 до 200 герц поднят на +5 дБ. Это делает звук более живым. Сама изначально откорректированная кривая звучит точно, стерильно и безжизненно.

Плюсы, которые появились после использования коррекции:
- вау-эффект от качества звука
- исчез гудеж
- появилась возможность слушать на большей громкости
- вне зависимости от качества записи хорошо слышны все инструменты и сэмплы, особенно нравится слушать как прописан бас
- не меняется тональный баланс и характер звука системы, просто убираются резонансы
- (главный плюс) пропало желание что-то менять в звуке. 

Минусы коррекции:
- нужно какое-то время поэкспериментировать, чтобы разобраться, как менять кривую
- ухудшается динамика. чтобы снивелировать этот эффект пришлось немного подвигать колонки.

В конечном счете, после 3-х месяцев жизни с SHD стало совершенно невозможно слушать звук таким, каким он был раньше в комнате прослушивания. 
Я не знаю, каким бы был ответ на вопрос "а если сделать акустическую обработку комнаты, нужен ли будет корректор?". На данном этапе я не вижу особой необходимости делать такую обработку при наличии корректора. 

Так же в SHD есть АЦП, я подключал к аналоговому входу фонокоорректор и оцифровывал пластинки, звук прекрасный.
Встроенный сетевой плейер Volumio я не использую. Есть информация, что скоро у SHD появится возможность выступать в качестве сервера Roon.

DDRC-88A

Когда я собрался поменять свой Anthem Statement D2 на Marantz 8805, оказалось, что несмотря на наличие у Marantz своих систем коррекции под помещение Audyssey MultEQ XT32, Dynamic Volume и Dynamic EQ, западные пользователи ставят на этот процессор два корректора miniDSP DDRC-88A, которые осуществляют коррекцию по 8-ми каналам каждый.
У меня нет полного Atmos, я задействую только 5,1 с перспективой 7.1. После запуска Audyssey получилась искаженная звуковая картина со смещенным балансом, я 3 раза прогонял автонастройку но не понял прикол - звук откровенно плохой. Пришлось поставить задержки вручную а громкости по шумомеру, ну и заказать DDRC-88A (1 300 евро плюс доставка).
У него 8 аналоговых входов и 8 аналоговых выходов, как RCA так и XLR, есть Bass Management, который позволяет перенаправлять нижние частоты с акустики на сабвуфер. К слову, такая же опция есть и в SHD.
В инструкции к нему указано, что все настройки на процессоре ДК и сабвуфере нужно поставить в ноль, что я и сделал. Так же, как и в SHD по всем каналам прогоняется свип-тон, незадействованные каналы нужно предварительно отключить. После первых же замеров и коррекции фокусировка звука стала точной, так же как пропали все резонансы. Marantz это конечно не Anthem, музыкальности у него нет и поэтому судить о аудиофильских свойствах DDRC-88A я не могу.
Точно так же есть 4 слота для вариантов целевой кривой, я по аналогии поднял басы.

Плюсы DDRC-88A
- четкая фокусировка окружающего звука
- отсутсвие резонансов

Минусы
- отсутсвие кнопки выключения, она просто не предусмотрена.
- одинаковая с SHD частота приема ИК-сигналов с пульта, правда эта проблема легко решилась переназначением функций на пульт от другого устройства.

В общем я полностью доволен этими устройствами, одна из самых удачных покупок в аудио.

20201025_234735.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 59
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

1 час назад, ebst сказал:

- ухудшается динамика. чтобы снивелировать этот эффект пришлось немного подвигать колонки.

Вот это не понял совсем. Даже содержательный вопрос не могу сформулировать))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, ebst сказал:

одинаковая с SHD частота приема ИК-сигналов с пульта

это очень непрофессиональный косяк, нормальный производитель такого не допускает

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 часов назад, Flaesh сказал:

Вот это не понял совсем. Даже содержательный вопрос не могу сформулировать))

ну вот так, пропала динамика.
выдвинул колонки вперед на 30 см, снова сделал замер и поправил кривую - появилась динамика.
я бы сравнил процесс коррекции с процессом таскания колонок по комнате, по большому счету. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Добавлю, что mniDSP SHD так же был протестирован в моей системе. Динамика не исчезла, все остальное - в месте прослушивания стало в разы лучше, появился довольно приличный для полочников бас, и, как я уже писал, было ощущение, что исчезло эхо. Зато в других местах звук превратился непонятно во что ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Administrators
7 часов назад, ebst сказал:

Итак, расскажу о своих процессорах рум-коррекции miniDSP, может кому полезно будет.

Замечательный отчёт, и очень интересный и полезный опыт. Спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 минуты назад, olegm сказал:

Зато в других местах звук превратился непонятно во что ))

Это нормально. Корректный стерео звук находится только в зоне мп ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, olegm сказал:

. Зато в других местах звук превратился непонятно во что ))

Из этого можно сделать вывод что это коммерческий проект?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, MikhailM сказал:

Это нормально. Корректный стерео звук находится только в зоне мп ))

Несогласен...везде должно быть хорошо но где то безусловно лучше...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

15 минут назад, СлушаюМузыку сказал:

Несогласен...везде должно быть хорошо но где то безусловно лучше...

"Звук везде" может быть только на колхозной дискотеке..:D Разберитесь сначала с "акустикой помещения".

..один из упрощённых примеров..

 

cxwxwx.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

28 минут назад, MikhailM сказал:

"Звук везде" может быть только на колхозной дискотеке..:D Разберитесь сначала с "акустикой помещения".

..один из упрощённых примеров..

 

cxwxwx.jpg

Слушать музыку на хорошей правильной системе это как секс с любимой женщиной им нравится заниматься в любом месте комнаты! Везде играет по своему хорошо...если не нравится смените женщину- систему!)

 

Раньше у меня тоже были подобные трудности с высотой стоек заглушкой комнаты и т.д.....со сменой системы всё поменялось золь ложись на пол хоть залесь на шкаф одинаково хороший звук.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, ebst сказал:

ну вот так, пропала динамика.

А почему у Олега

54 минуты назад, olegm сказал:

Динамика не исчезла

?? Вы в олеговской системе слушали?

Цитата

Зато в других местах звук превратился непонятно во что ))

Это хорошо:D. Но если система для одного кресла - пусть в других местах непонятно что, не?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 minute ago, Flaesh said:

А почему у Олега

?? Вы в олеговской системе слушали?

Это хорошо:D. Но если система для одного кресла - пусть в других местах непонятно что, не?

@ebst купил себе, но попробовали и в моей системе тоже. Там можно настроить на несколько мест, но мы настроили у меня на одно место, чтобы сэкономить время

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

59 minutes ago, СлушаюМузыку said:

Из этого можно сделать вывод что это коммерческий проект?

Вы о чем? Платит ли miniDSP? Нет, мы просто оказались соседями с автором топика. 

Более того, miniDSP сами считают, что у них проблема с доставкой в Россию, много товара вернулось обратно из-за сложных таможенных процедур, и сейчас пиарить свой товар на Россию не готовы.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Занесу свои 5 копеек:

1) Любая программная коррекция сигнала - это всегда вынужденная мера, а отнюдь не панацея. При прочих равных предпочтительней обеспечить оптимальную акустику помещения прослушивания. НО, если с комнатой уже физически ничего не сделать - слушать без коррекции и откровенно криво - неправильно, я - за исправления :)

2) Не совсем понимаю, что там можно исправлять НЕ в басу. То есть любые радикальные вмешательства выше даже 100 Гц - это последствия в большей степени какойта лютой кривизны колонок или их принципиально неправильной расстановки. Другими словами - всегда можно повесить ковер... :) НО, если например гудит именно комната, причем допустим в районе 50 Гц - ничем другим, кроме программного режекторного фильтра, это не исправить.

3) Аппаратные средства программной коррекции сигнала - это конечно хорошо и удобно, но далеко не всегда доступно, плюс могут быть другие ограничения, например по формату сигнала. Поэтому, в случае с программным проигрывателем, например Audirvana, можно воспользоваться для коррекции его функционалом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 часов назад, ebst сказал:

Итак, расскажу о своих процессорах рум-коррекции miniDSP, может кому полезно будет.
Началось все с того, что на англоязычных форумах типа Аудиогона я стал натыкаться на стоявшие в хороших системах коробки марки miniDSP,  которые стоили по 300-400 долл. Я был в курсе про Trinnov и про то, что это дорого и сложно, но тут что-то уж совсем походя эти дивайсы  упоминались наряду с Hegel, Parasoud, Krell и т.д.  К тому моменту, являясь адептом концепции "короткого тракта" я тем не менее приобрел для наушников RME ADI 2 DAC и успел поиграться в качестве ЦАПа ним и его параметрическим эквалайзером в купе с REW, убирая горбы в кривейшем помещении 45 м кв. Но там как-то уж слишком творчески был организован процесс, автоматический расчет эквалайзера конечно здорово но хотелось какого-то более точного результата, поскольку звук все-равно оставлял желать, хоть и преобразился. 
Так, как к REW нужно было купить микрофон miniDSP Umik-1, качеством которого я был приятно удивлен, мне было интересно следить за новостями этой конторы и когда у них вышел комбайн miniDSP SHD (цап и сетевой плейер плюс процессор) я решился его купить (1 600 евро плюс доставка из Голландии). 
Приехала коробка, в которой был прибор и оплаченный купон на софт. Программ идет всего две - одна "родная" программа процессора, другая софт коррекции Dirac 3.0.
Пошагово следуя инструкции, подключаю SHD через USB к компьютеру, туда же микрофон, а выход SHD подключаю балансными кабелями к предварительному усилителю. Далее так же по инструкции запускаю программу процессора и потом программу-корректор Dirac 3.0. В процессе настройки предлагается картинка дивана, по которой 7-ю, 13-ю или 17-ю точками нужно настроить коррекцию звука. В принципе, результат настройки может быть одинаков и по 7-ми и по 17-ти точкам, поэтому я выбрал среднее - 13 точек. Тут важно отнестись к процессу ответственно, как можно более точно вычисляя местоположения точек замеров, так как кроме АЧХ программа ставит еще и задержки, от которых зависит стерео-баланс и общая звуковая панорама. Программа дает свип-тон на каждую колонку по отдельности во всех точках замеров. 
После окончания замеров программа считает несколько фильтров и выдает целевую кривую в виде ровной немного нисходящей линии. Честно говоря, понять из этой картинки можно немного: кривую измерений по каждому каналу и исправленную фильтрами кривую, то есть "до" и "после". Сверху всего этого лежит целевая кривая, то есть кривая, которую я могу менять, расставляя по ней точки и двигая эти точки вверх-вниз. Например, поставим точки в басовом диапазоне и поднимем их вверх - увеличится громкость баса. Здесь сразу становится непонятно, что куда двигать и нужно ли вообще? Пришлось почитать форумы чтобы разобраться, для чего эта кривая нужна и зачем ее менять. 
В SHD есть 4 слота памяти, в которые можно записывать результаты коррекции. Я записал в первый слот кривую, посчитанную программой а в другие три прописал измененные мной кривые. В итоге пользуюсь одним, в котором кривая обрублена снизу до 1 000  Hz и интервал от 0 до 200 герц поднят на +5 дБ. Это делает звук более живым. Сама изначально откорректированная кривая звучит точно, стерильно и безжизненно.

Плюсы, которые появились после использования коррекции:
- вау-эффект от качества звука
- исчез гудеж
- появилась возможность слушать на большей громкости
- вне зависимости от качества записи хорошо слышны все инструменты и сэмплы, особенно нравится слушать как прописан бас
- не меняется тональный баланс и характер звука системы, просто убираются резонансы
- (главный плюс) пропало желание что-то менять в звуке. 

Минусы коррекции:
- нужно какое-то время поэкспериментировать, чтобы разобраться, как менять кривую
- ухудшается динамика. чтобы снивелировать этот эффект пришлось немного подвигать колонки.

В конечном счете, после 3-х месяцев жизни с SHD стало совершенно невозможно слушать звук таким, каким он был раньше в комнате прослушивания. 
Я не знаю, каким бы был ответ на вопрос "а если сделать акустическую обработку комнаты, нужен ли будет корректор?". На данном этапе я не вижу особой необходимости делать такую обработку при наличии корректора. 

Так же в SHD есть АЦП, я подключал к аналоговому входу фонокоорректор и оцифровывал пластинки, звук прекрасный.
Встроенный сетевой плейер Volumio я не использую. Есть информация, что скоро у SHD появится возможность выступать в качестве сервера Roon.

DDRC-88A

Когда я собрался поменять свой Anthem Statement D2 на Marantz 8805, оказалось, что несмотря на наличие у Marantz своих систем коррекции под помещение Audyssey MultEQ XT32, Dynamic Volume и Dynamic EQ, западные пользователи ставят на этот процессор два корректора miniDSP DDRC-88A, которые осуществляют коррекцию по 8-ми каналам каждый.
У меня нет полного Atmos, я задействую только 5,1 с перспективой 7.1. После запуска Audyssey получилась искаженная звуковая картина со смещенным балансом, я 3 раза прогонял автонастройку но не понял прикол - звук откровенно плохой. Пришлось поставить задержки вручную а громкости по шумомеру, ну и заказать DDRC-88A (1 300 евро плюс доставка).
У него 8 аналоговых входов и 8 аналоговых выходов, как RCA так и XLR, есть Bass Management, который позволяет перенаправлять нижние частоты с акустики на сабвуфер. К слову, такая же опция есть и в SHD.
В инструкции к нему указано, что все настройки на процессоре ДК и сабвуфере нужно поставить в ноль, что я и сделал. Так же, как и в SHD по всем каналам прогоняется свип-тон, незадействованные каналы нужно предварительно отключить. После первых же замеров и коррекции фокусировка звука стала точной, так же как пропали все резонансы. Marantz это конечно не Anthem, музыкальности у него нет и поэтому судить о аудиофильских свойствах DDRC-88A я не могу.
Точно так же есть 4 слота для вариантов целевой кривой, я по аналогии поднял басы.

Плюсы DDRC-88A
- четкая фокусировка окружающего звука
- отсутсвие резонансов

Минусы
- отсутсвие кнопки выключения, она просто не предусмотрена.
- одинаковая с SHD частота приема ИК-сигналов с пульта, правда эта проблема легко решилась переназначением функций на пульт от другого устройства.

В общем я полностью доволен этими устройствами, одна из самых удачных покупок в аудио.

20201025_234735.jpg

У вас Dynaudio. Их очень тяжело в поле 2 метров слушать без коррекции, перекашивает баланс. Вы не первый и не последний. Я оттачиваю Convolver для Evidence. Те же проблемы. Попытки что-то менять расстановкой Ас в рамках аж плюс-минус метр ничего не дают, все равно перекос баланса туда-сюда. 
 

Но нужно четко отдавать себе отчёт в том, что когда акустика оч ровно инсталлирована и тщательно, применение Mini DSP и Convolver тока навредит. 
 

как пример - SF Cremonese II. Давали много нелинейностей, но при отдалении от тыла на 1.35 удалось добиться такого результата. Естественно, никакая коррекция тут в плюс уже не будет, только в минус. А вот с комнатной поработать есть смысл. Она совсем никак не обработана. 

Расстояние до микрофона - 3.15м. Никакой коррекции. 5 часов с владельцем искали Оптимум точки, пройдя кучу точек нелинейность. 

764364E0-5473-4250-82CB-058D26361F0F.jpeg

Изменено пользователем Kostya Kostin
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 minutes ago, Baculum said:

) Не совсем понимаю, что там можно исправлять НЕ в басу. То есть любые радикальные вмешательства выше даже 100 Гц - это последствия в большей степени какойта лютой кривизны колонок или их принципиально неправильной расстановки

Много чего можно, - тональный баланс, проблемы сопряжения кроссоверов, фазовые проблемы. Это то, сто есть практически у любых АС. Проблемы расстановки в части компенсации SBIR. Например.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators
3 минуты назад, Сергей Жеклов сказал:

Много чего можно, - тональный баланс, проблемы сопряжения кроссоверов, фазовые проблемы. Это то, сто есть практически у любых АС. Проблемы расстановки в части компенсации SBIR. Например.

Тональный баланс ушей слушателя? Иначе с трудом себе представляю, зачем покупать такие колонки ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

25 минут назад, olegm сказал:

Там можно настроить на несколько мест, но мы настроили у меня на одно место, чтобы сэкономить время

В том и дело, что на несколько мест менее можно :) или менее эффективно. И зависит от идентичности в этих местах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 minute ago, Flaesh said:

В том и дело, что на несколько мест менее можно :) или менее эффективно. И зависит от идентичности в этих местах.

Да меня устроил бы такой вариант. Но я пока с ЦАПом не определился. Если получится Aries Cerat взять, то такое вмешательство может испортить все волшебство. Все жду Aries Helene на обзор. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У меня Сцукко везде играет и трудно себя заставить выключить

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 minute ago, СлушаюМузыку said:

У меня Сцукко везде играет и трудно себя заставить выключить

Мы уже поняли и рады за вас. У меня нет возможности поменять комнату. А сейчас это плитка, голые стены и окна во весь рост. И речь сейчас как раз о том, как быть в такой ситуации. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

24 минуты назад, Kostya Kostin сказал:

У вас Dynaudio. Их очень тяжело в поле 2 метров слушать без коррекции, перекашивает баланс

Вроде ж с любыми напольниками так, с 2 метров-то

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, olegm сказал:

Мы уже поняли и рады за вас. У меня нет возможности поменять комнату. А сейчас это плитка, голые стены и окна во весь рост. И речь сейчас как раз о том, как быть в такой ситуации. 

Я бы в такой ситуации на пол плитку турецкий шерстяной коврик не на весь пол нужно поймать размер...стены не трогал а окна от потолка до пола шторы раздвижные средней плотности но не хим ткань

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 минут назад, olegm сказал:

Мы уже поняли и рады за вас. У меня нет возможности поменять комнату. А сейчас это плитка, голые стены и окна во весь рост. И речь сейчас как раз о том, как быть в такой ситуации. 

Cremonese ставили в такой же обстановке, только помещение большое. Фотки все есть 

вопрос только в том, предусматривал ли производитель эти дальние (более 2х метров) поля при прослушивании и работал ли над точностью сведения для работы в этом поле. 

Изменено пользователем Kostya Kostin
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...