Передовые разработки транзисторной схемотехники - Страница 6 - Audio Stand Art - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Передовые разработки транзисторной схемотехники


アントン
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

9 часов назад, アントン сказал:

Итак, о несуществующей проблеме

Выходное сопротивление каскада класса АБ ... Каскад без эмиттерных резисторов... 

Каскад без эмиттерных резисторов - опасная штука. При росте напряжения питания и приведённой нагрузки можно дойти до ситуации, когда каскад может опасно перегреться буквально за один период. Если вы решили эту проблему - могу только порадоваться. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 594
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

2 минуты назад, krulfa сказал:

Каскад без эмиттерных резисторов - опасная штука. При росте напряжения питания и приведённой нагрузки можно дойти до ситуации, когда каскад может опасно перегреться буквально за один период. Если вы решили эту проблему - могу только порадоваться. 

Да, в классических вариантах там очень длинный путь тепловой компенсации, в результате чего надёжность и стабильность оставляют желать лучшего. У меня схема работает по прямому измерению тока, а не по температуре.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 минут назад, krulfa сказал:

Добавлю 5 копеек. Проблема усилителей класса АВ не только и не столько в том, что происходит "жесткое" переключение.  Проблема в том, что кратность изменения тока высокая - например, от 100 мА (если сделан неотключаемый ток покоя) до, например, 2 А - это 20:1. При этом сильно изменяются усилительные свойства и крутизна каскадов. И именно кратность даёт наибольший и неустранимый вклад в создание искажений, а не скорость или мягкость изменения тока. 

Я долго моделировал и в конце отказался от идеи делать специальные схемы смещения. 

Вы пишете про искажения от нагрева кристаллов из-за протекающего тока. Но усилительные свойства меняются от текущей температуры, а она меняется по экспоненте, в то время как ток, вызывающий нагрев, может меняться значительно быстрее. Постоянная времени у этой экспоненты будет определяться весом того кусочка кремниевой подложки, который отломили для конкретного экземпляра мощного транзистора, т.е. в заметных пределах. В связи с этим мат.модели, в которых учитывается влияние нагрева, должны параметрически подстраиваться под конкретные экземпляры транзисторов.  Исходя из этого, вопрос: вы моделировали с использованием моделей, учитывающих "быстрые" тепловые эффекты в кристаллах или только внешнюю температуру приборов? У внешней температуры своя, гораздо большая постоянная времени, которая определяется конструктивом корпуса транзистора и радиатором, на который он установлен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Динамическое смещение, создаёт другие проблемы. Это не панацея.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 minutes ago, Сергей Е said:

Динамическое смещение, создаёт другие проблемы. Это не панацея.

Как и любое средство, оно может и создавать и решать проблемы. Главное - реализация.

П.С. Но для решения всех проблем оно и не предназначено. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Срать на кристаллы,  нагрев и всю остальную ботву. Вопрос был задан и мной, и другими. Как это отражается на музыке. Вы пишите: типа на сложной удивительно как важно. Вопросов нет. Как отыграет щелкунчик так и этак?. Что я должен услышать? Как сыграет шахиризада???? Как сыграет вагнер???? Что я услышу нового в этой музыке, по сравнению с тем, если будет играть простуй усилитель аб класса??????

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

18 минут назад, Сергей Е сказал:

Динамическое смещение, создаёт другие проблемы. Это не панацея.

Оно статическое. Но автоматическое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 минуты назад, SolSound сказал:

Срать на кристаллы,  нагрев и всю остальную ботву. Вопрос был задан и мной, и другими. Как это отражается на музыке. Вы пишите: типа на сложной удивительно как важно. Вопросов нет. Как отыграет щелкунчик так и этак?. Что я должен услышать? Как сыграет шахиризада???? Как сыграет вагнер???? Что я услышу нового в этой музыке, по сравнению с тем, если будет играть простуй усилитель аб класса??????

Это примерно так, класс А старый добрый атмосферник V8, АБ  - 4 цилиндра и 3 турбины. И там и там 500 сил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, SolSound сказал:

Что я услышу нового в этой музыке, по сравнению с тем, если будет играть простуй усилитель аб класса??????

Ожидается звучание характерное для А с динамикой АБ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@Сергей Евсе динамические режимы плохи тем, что запаздывают. Ток увеличивается уже после того как он был нужен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, アントン сказал:

@Сергей Евсе динамические режимы плохи тем, что запаздывают. Ток увеличивается уже после того как он был нужен.

Если Вы, машину времени изобрели, я только ЗА.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 минут назад, Сергей Е сказал:

примерно так, класс А старый добрый атмосферник V8, АБ  - 4 цилиндра и 3 турбины. И там и там 500 сил.

 

16 минут назад, アントン сказал:

Ожидается звучание характерное для А с динамикой АБ

Спасибо. Теперь более-менее понятно. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 минут назад, Сергей Е сказал:

Если Вы, машину времени изобрели, я только ЗА.

Не, я просто сделал систему слежения. Не динамическую.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

26 minutes ago, アントン said:

Ожидается звучание характерное для А с динамикой АБ.

При общем характере звука, не похожем ни на то ни на другое.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 часов назад, Yuri SV сказал:

Вы пишете про искажения от нагрева кристаллов из-за протекающего тока. Но усилительные свойства меняются от текущей температуры, а она меняется по экспоненте, в то время как ток, вызывающий нагрев, может меняться значительно быстрее. Постоянная времени у этой экспоненты будет определяться весом того кусочка кремниевой подложки, который отломили для конкретного экземпляра мощного транзистора, т.е. в заметных пределах. В связи с этим мат.модели, в которых учитывается влияние нагрева, должны параметрически подстраиваться под конкретные экземпляры транзисторов.  Исходя из этого, вопрос: вы моделировали с использованием моделей, учитывающих "быстрые" тепловые эффекты в кристаллах или только внешнюю температуру приборов? У внешней температуры своя, гораздо большая постоянная времени, которая определяется конструктивом корпуса транзистора и радиатором, на который он установлен.

Я делал схему, в которой не пытался компенсировать тепловые искажения, а стабилизировал конечный результат - сквозной ток покоя. По практическому применению все очень удобно - схема сама устанавливает ток покоя при любом разбросе параметров транзисторов и не требует никаких подстроечных резисторов - величина тока задается схемотехнически транзисторным делителем. Запаял и работает. Единственная сложность - предусмотреть включение и отключение данной схемы, завязанное на питание выходного каскада. Иначе если эту схему включить раньше, чем подано питание на ВК, или отключить позже, чем снято питание с ВК, то она войдет в перерегулирование и при последующем подключении питания ВК рискует его спалить.

Однако во временной области все не очень здорово - у нагрева транзисторов одна постоянная времени, а у схемы контроля - другая. А ток покоя измерить реально только в короткие моменты времени, когда выходной ток переходит через 0, а это значит, что работа схемы зависит от музыкального сигнала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, アントン сказал:

Не, я просто сделал систему слежения. Не динамическую.

А мне вы помогли. Сразу пришла идея, как сделать схему мгновенного действия, у которой будет нулевое время реакции, т. е. она будет регулировать работу обоих транзисторов при любом значении выходного тока каскада.

Вопрос в том, какую подобрать математику, т.е. какой закон измерения тока покоя в каскаде AB мы хотим, и как эту математику реализовать в железе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Technician сказал:

При общем характере звука, не похожем ни на то ни на другое.:)

Это правда. Но с лучшим разрешением, чем у классического AB, и с лучшей динамикой, чем в классическом А.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вариант "как есть" против "как могло бы быть". Графики все в относительных единицах. Два транзистора без эмиттерных резисторов. Ток покоя начальный 150 мА, ток нагрузки в пике 2.5 А. Идея в том, чтобы не давать току второго транзистора спадать до нуля, как в классической схеме (зеленый график), а дать ему упасть только на 70% при выбранной глубине модуляции (оранжевый график).

Добавление платы контроля сквозного тока стоимостью $50 - $70 на канал не считаю критичным для по-настоящему высококачественного усилителя.

 

Theory Curve.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

16 минут назад, krulfa сказал:

Вариант "как есть" против "как могло бы быть". Графики все в относительных единицах. Два транзистора без эмиттерных резисторов. Ток покоя начальный 150 мА, ток нагрузки в пике 2.5 А. Идея в том, чтобы не давать току второго транзистора спадать до нуля, как в классической схеме (зеленый график), а дать ему упасть только на 70% при выбранной глубине модуляции (оранжевый график).

Добавление платы контроля сквозного тока стоимостью $50 - $70 на канал не считаю критичным для по-настоящему высококачественного усилителя.

 

Theory Curve.png

Придется делать быструю схему регулирования, которая будет на основе разницы токов регулировать сумму.

Не знаю есть ли смысл.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

20 minutes ago, アントン said:

Придется делать быструю схему регулирования, которая будет на основе разницы токов регулировать сумму.

Не знаю есть ли смысл.

 

Я тоже не знаю. Ведь повышение тока покоя нерабочего транзистора начинается ещё без отдачи тока в нагрузку. То есть в его пассивной зоне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

22 минуты назад, アントン сказал:

Придется делать быструю схему регулирования, которая будет на основе разницы токов регулировать сумму.

Не знаю есть ли смысл.

 

Вот и я подумал, что, возможно и нет. Пока что предполагаю работать на маленьких эмиттерных резисторах 0.047 Ом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, アントン сказал:

Не, я просто сделал систему слежения. Не динамическую.

Сухая вода?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, Маратище сказал:

Сухая вода?

В смысле без управлением значения тока покоя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, アントン сказал:

В смысле без управлением значения тока покоя.

А, ну понятно же. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

45 минут назад, アントン сказал:

В смысле без управлением значения тока покоя.

К сожалению я так подробно не занимался этими вопросами, очень интересно.  Вы здесь упомянули (я так понял) про изменение параметров транзисторов от величины протекающего тока, изменение крутизны (бетта), что хорошо видно на характеристиках. Без ООС это компенсировать нельзя (компрессия сигнала и синтез гармоник), т.к. предыдущий каскад "не знает", что последующий не отрабатывает пропорционально. Особенно это характерно для выходных каскадов. В полевиках это меньше, а в лампах на оборот - крутизна растёт с током, по этому я ушел на лампы.Последнее достижение в транзисторных усилителях у меня вылилось в следующее. Полевик, эмиттерный повторитель работающий на генератор тока биполяр, чтобы не плодить лишнее усиление в петле. Конденсатор, трансформатор с двумя выходными обмотками и двухтакт на двух полевиках через трансформатор, небольшая ООС и всё. Это мой лучший вариант из транзисторной эпопеи, потом пошли лампы, но надо очень, очень хорошо мотать трансформаторы, они должны обеспечивать фильтрующую функцию. Всё искажает, цель - искажения должны быть не раздражающими (психоакустика). Очень хорошую методику предложил А. Сырицо. ШУМ вырезаем полосу в районе 10 - 15 кгц шириной 500гц. До уровня минус 70-80дБ. подаём на усилитель и смотрим, что там образовалось. Вопрос интерпретации??? Попробуйте померить свои варианты на двух тонах однорвременно  19 и 20 кГц и посмотреть, что на выходе в районе 1 - 5 кГц. Хорошо бы было лучше - 70, 80 дБ. 90 дБ предал слышимости по маскированию. Удачи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...