Бескомпромиссное согласование усилителя и нагрузки - DIY и твики, ремонт и апгрейд - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Бескомпромиссное согласование усилителя и нагрузки


 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Шалом, аудиоэкcтремисты!
Долго ломал голову, в каком разделе разместить сей пост. Он не про готовую акустику, и не про усилители как про законченные универсальные изделия. Он про высшую лигу в звуке. Когда есть неограниченные возможности. Когда доступны любые аудиоингридиенты, и когда есть понимание, что именно от них нужно.
Итак, если Вы заглянули в эту ветку, надеясь увидеть прайсы очередных "самых инновационных" АС и усилителей, то тут  ничего не найдёте. Речь про сделать с нуля ПАРУ усилитель+излучатели на каждую полосу в цифроактивную акустику.
В ветке будет обсуждаться несколько аспектов. Лучше сразу её структурировать.
1. Импеданс полосы и "токово-напряженческие" возможности полосового усилителя.

У нормальных людей есть стандарты 4, 8 Ом. Кое-кто даже знает про внегласные возможные падения до 1.5 Ом (у акустики) и про желание, чтобы усилитель мог работать на гвоздь.
2. Чувствительность полос. В пассиве она должна быть одинаковой (в идеале). Допускается рост чуйки к верхним полосам (чтобы излишки давить аттенюирующими резисторами). В нашем случае чуйка просто должна быть ровной в пределах двух рабочих октав.
3. Геометрия излучателя. Она задаёт определённые ограничения.  Если динамики расположены дАпполитно, то их можно соединить параллельно или последовательно. Если динамиков по 4 (дАпполитно-биполярно), то вариантов коммутации ещё больше. 

1. Мощность это ток * напряжение. Можно "те же" 10 Ватт на нагрузке получить 10 Вольтами и 1 Ампером, а можно - 20 Вольт и 0.5 Ампер... Да, есть определённые ограничения. У транзисторов, конденсаторов, микросхем. Если мотать слишком много витков в звуковой катушке, то можно нарваться на рост импеданса уже в рабочем диапазоне. А у мастера, который непосредственно делает динамики (точнее, пару пар или пару четвёрок динамиков) - вопросов возникнет ещё больше...
Мало не выхода за пределы ОБР транзистора. Я заметил, что транзисторы любят бОЛьшие размахи напряжений при меньших токах, а не наоборот. Возможно, это связано с тем, что бОльшие токи - больше самонаводят на близкорасположенную к кристаллу затворую цепь...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

24 минуты назад, PetrSolo сказал:

Высшая лига в звуке - это умение работать с комнатой, поскольку КДП определяет звучание, а не усилители и даже не акустика :rolleyes:

+1. Однако. Даже у ЮАМ, главного проповедника КдП, - 4 полосы, и дАпполито, и фильтры 4 порядка. Комната не может снизить уровень гармонических искажений.

Какая бы ни была КдП, а если в ней ШП, то будет зависимость от жанров. И если не ШП, а даже 3 полоска - тоже будет жанрозависимость.  БСО ещё норм, а БСО с большим хором - уже звуки жарящейся картошки на сковородке в кухне общаги))))
В своё время я сделал всего один шаг в направлении этой ветки. Перешёл с параллельного соединения четвёрок и пар динамиков в полосах - на последовательное. О чём ни жалею, и хотел бы это дело развить, как говорится, на новом витке.
"Старый" виток был экспериментальным,  выбрал готовые динамики с оглядкой на возможный переход в пассив. Сейчас бы я действовал раскованнее.
НЧ - ЭМОС. 
Мидбас - на основе 8 дюймовых ШП, с конской чуйкой, на электромагнитах. Магнитами на слушателя.
СЧ - те же 76 мм куполы, только катушки перемотать плоским алюминием, и, возможно, на ещё бОльшее число витков.
ВЧ - пояс-Хейл, или пояс-лента. Импеданс - куда вынесет.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Hemi сказал:

Перешёл с параллельного соединения четвёрок и пар динамиков в полосах - на последовательное. О чём ни жалею, и хотел бы это дело развить, как говорится, на новом витке.

мне на слух параллельное соединение открытых НЧ секций(д"аполитных) явно больше нравится,чем последовательное ...

надо как нибудь микрофоном померить,будет ли видна разница...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 часов назад, Hemi сказал:

Речь про сделать с нуля ПАРУ усилитель+излучатели на каждую полосу в цифроактивную акустику.
В ветке будет обсуждаться несколько аспектов. Лучше сразу её структурировать.

Перечитал трижды и не понял - в чем пойнт(ы)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, Flaesh сказал:

Перечитал трижды и не понял - в чем пойнт(ы)?

1. Мотать высокоомные ЗК, соединять динамики последовательно.

2. Делать под это всё специальные усилители, на достаточное напряжение и небольшие токи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

За все дины не скажу, но у меня при последовательном подключении наблюдался измеряемый рост искажений. При параллельном тож есть тонкости, в итого всеж разделил дины небольшими резисторами при параллельном подключении. 
ну а если психовать почему б не сделать каждому дину свой выходной каскад? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1а. Адекватную нагрузку (импеданс и мощность) используемым усилителям. 
1б. Есть что новое или просто содержательное про параллельно против последовательно и смешанное?
2. Потом еще намотать и снова делать еще слаботочнее? А зачем?

Про наличие каких-нить особых требований к усилению для типичной нч нагрузки вида 
image.png.8010c19d41e5fead6aa235afd2ec8dee.png
спрашивал несколько раз здесь, пока ничего))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, Flaesh сказал:

для типичной нч нагрузки

если бескмпрмиссно помечтать - то с той же катушкой

image.png.9c962cb8d282c7d47eca0cd5c20afdf0.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

15 часов назад, Hemi сказал:

Шалом, аудиоэктремисты!

Что уж не АудиоПанки Хойойой......:cc:

Так то в чем суть вопроса???? Берем динамики, которые могут сыграть то, что от них требуется, оформляем как требуется, цепляем на усилитель с запасом мощности, уровени и фильтры в дсп выставляем в нужных порядках. Слушаем, вносим правки, готово. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Flaesh сказал:

Про наличие каких-нить особых требований к усилению для типичной нч нагрузки вида 
image.png.8010c19d41e5fead6aa235afd2ec8dee.png
спрашивал несколько раз здесь, пока ничего))

Идите в ЭМОС, и обрящете. В остальных полосах - нет проблемы кривизны импеданса,  есть только выбор его величины в определённых пределах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, shd911 сказал:

ну а если психовать почему б не сделать каждому дину свой выходной каскад? 

Не факт, что это лучше. Тут до сих пор не утихают споры - лучше ли некоторым полосам отдельный усилитель)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я у себя выравниваю импеданс нагрузки RLC цепями. Как итог - усилитель работает по сути на резистор. И усилителю полегче и неравномерность АЧХ поменьше и колонки индеферентны к выходному сопротивлению усилителя. Можно спокойно увеличивать выходное сопротивление и улучшать токовую линейность без ущерба для АЧХ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 минут назад, Hemi сказал:

Идите в ЭМОС

Чево обрящете? Назови для начала проблему(ы) усиления вследствие импеданца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, SolSound сказал:

Так то в чем суть вопроса???? Берем динамики, которые могут сыграть то, что от них требуется, оформляем как требуется, цепляем на усилитель с запасом мощности, уровени и фильтры в дсп выставляем в нужных порядках. Слушаем, вносим правки, готово. 

Это уже сделано. 
Идём дальше. Динамиков для счастья надо не по одному в полосу. И не по два. Как их соединять? Мнения разделились... 
Вопрос в том, как максимально эффективно использовать энерговооружённость БП усилителей.
Одна ситуация - питания +-25, 4 динамика в параллель, амплитуда 2 В в пиках, ток 1 Ампер. Другая - эти же динамики последовательно, амплитуда на цепочке 8 В в пиках, но ток 0.25 Ампер...
При тех же транзисторах, которые способны дать 7 А и выдерживать напряжение 80 Вольт...

При тех же БП. Если совсем на пальцах. При параллельном включении, каждый электрон, "полетевший"  по пути обкладка конденсатора -нагрузка-нога транзистора, пролетит только через какую то одну ЗК. А при последовательном - через все... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, Flaesh сказал:

Чево обрящете? Назови для начала проблему(ы) усиления вследствие импеданца.

Это слишком тонкие материи для меня. Я про проблему неровных синусов внизу диапазона. Которые так неровны от КдП, и от горба импеданса тоже, вероятно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, Hemi сказал:

Это слишком тонкие материи для меня.

Ну так уже лучше :)

 

3 минуты назад, Hemi сказал:

неровных синусов внизу диапазона. Которые так неровны от КдП, и от горба импеданса тоже, вероятно.

И не совестно пургу писать?))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 часов назад, PetrSolo сказал:

Высшая лига в звуке - это умение работать с комнатой, поскольку КДП определяет звучание, а не усилители и даже не акустика :rolleyes:

Золотые слова, в которые мало кто верит пока. Опыта то нету у многих.........а опытных не слушают.............

А потом начинается - как это от ТВЗ 1-9 с ШП 8" бас откуда то появился. причем неплохой бас. А вот так, с КдП уметь надо работать. И с инсталляцией акустики в той КдП. Да и акустику надо уметь делать грамотно и правильно. лучше на резонансных принципах работы. И тогда всё получится..........а вы как думали.............

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

18 часов назад, Hemi сказал:


3. Геометрия излучателя. Она задаёт определённые ограничения.  Если динамики расположены дАпполитно, то их можно соединить параллельно или последовательно. Если динамиков по 4 (дАпполитно-биполярно), то вариантов коммутации ещё больше. 

А если между динамиками расположен рассеивающий конус или динамик просто работает на рассеивающий конус? Акустические системы - Акустические системы пространственного поля. Посмотрите. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

15 часов назад, PetrSolo сказал:

Высшая лига в звуке - это умение работать с комнатой, поскольку КДП определяет звучание, а не усилители и даже не акустика :rolleyes:

Вы правы пока Вы работаете с векторным излучателем (направленным), но это можно устранить при переходе на скалярный излучатель. Ссылка на материал выше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

23 минуты назад, valankon сказал:

А если между динамиками расположен рассеивающий конус или динамик просто работает на рассеивающий конус? Акустические системы - Акустические системы пространственного поля. Посмотрите. 

Тема не про это. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Hemi сказал:

Одна ситуация - питания +-25, 4 динамика в параллель, амплитуда 2 В в пиках, ток 1 Ампер. Другая - эти же динамики последовательно, амплитуда на цепочке 8 В в пиках, но ток 0.25 Ампер...

Смотря какая полоса. Если сч и вч, то там линейный ход динамика мизерный, а на нч существенно больше, туда лучше высокатоковый. Чтоб диффузор не трепыхало.  Последовательно или параллельно соединять динамики, опять же зависит от типа усилителя. На какую нагрузку ему лучше работается. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

баянище:

какаяFs.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Итак, задача в рафинированном виде. Имеется полоса (любая, кроме Суб НЧ, там другая задача). Например, мидбас. Пусть это будет 8 дйюмовые "ШП". 

1. Определиться с конструкцией магнитной системы и ЗК. Высота фланца, диаметр керна, толщина магнитного зазора, высота ЗК.
2. В этом конструкте определиться с числом витков и секционированием ЗК. 
3. Под это всё сделать усилитель.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 минуты назад, Hemi сказал:

Итак, задача в рафинированном виде. Имеется полоса (любая, кроме Суб НЧ, там другая задача). Например, мидбас. Пусть это будет 8 дйюмовые "ШП". 

1. Определиться с конструкцией магнитной системы и ЗК. Высота фланца, диаметр керна, толщина магнитного зазора, высота ЗК.
2. В этом конструкте определиться с числом витков и секционированием ЗК. 
3. Под это всё сделать усилитель.

быстренько в уме прикинуть? ))))) я как то развлекался на досуге с параметризацией динамика в дудке. данные даже производитель динамиков не смог представить по материалам.    я уж не говорю о проверке в реале. рев тут не спасет. 

ну а так, начинайте с пищалки, там тхд большая часть за двадцаткой)))) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

52 минуты назад, olegtern сказал:

А можно плз чуть подробнее, номиналы и схема включения?

номиналы от требуемой аттенюации зависят ж. я женил 168*2 и 25алмаз. вся чудная красота акку 3й гормони очень сложно вырезается пассивом (активом вообще не вырезается и нужен другой диапазон использования), при удвоении динамики начинают взаимно влиять друг на друга. если добавляешь резюк - влияние пропорционально уменьшается. ну собственно у меня был 12 ом последовательно на каждый дин. . 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...