Опера как высшая технология мировой культуры - Страница 3 - форумъ - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Открытый клуб  ·  25 участников  ·  Бесплатный

~ ВСЁ О ЗВУКЕ ~

Опера как высшая технология мировой культуры


ш р к ъ
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

В 02.07.2021 в 10:15, шарикъ сказал:

главная цель масскульта была - засорить информационное пространство заведомо некачественным продуктом и максимально снизить интеллектуальный уровень людей, промыв им сознание некими установками, которые заблокировали бы их способности работать с информацией, чтобы сделать население управляемым посредством чуств и эмоций, полностью в обход интеллекта

Недавно посмотрел по ТВ постановку "Евгения Онегина" на сцене Королевской оперы Валлонии. Актёры выступают в военных НКВДшных и "белогвардейских" костюмах, в портупеях и с георгиевскими лентами. На сцену выволокли памятники Ленину и Сталину, из постамента открылась дверца и появилась девочка-балерина с "кремлёвской" звездой на голове. Через проектор демонстрируется фильм, кажется с Маяковским. Они дураки или зрителей дураками сделать хотят? Снижают наш с вами  "интеллектуальный уровень". И это Бельгия, "просвещенная Европа"!

Хочется всему этому дать нетолерантное определение, но воздержусь. 

Наверное, оперу всё же лучше слушать в записи без видеоряда.

 

R._MANTASHYAN_-_V._LADYUK_-_I._ABDRAZAKO

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 63
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

12 часов назад, Igor Rubin сказал:

Они дураки или зрителей дураками сделать хотят?

они сами не дураки, конечно же, но зрителей - действительно, хотят сделать дураками, а также поглумиться над произведением, оказав нарочитое неуважение тому или другому шедевру; это намеренный и открытый саботаж, часть продолжающейся холодной войны против национальных ценностей, а также - злостный выпад против мирового культурного достояния в целом... данный вид вредительства весьма распространён; достаточно вспомнить постановку "Кармен" в Стокгольме, где некоторых членов труппы заставили присутствовать на сцене в голом виде, или же изданная в формате двд опера Пёрселла "Король Артур" поставленная во Франции, урезанная вдвое и добавленная новым персонажем: театральный уборщик, вторгающийся в действие спектакля исполнением французких уличных куплетов, что в итоге порушило всю музыку оперы на корню... таким случаям несть числа, и потому - не следует придавать им особое значение.

12 часов назад, Igor Rubin сказал:

Наверное, оперу всё же лучше слушать в записи без видеоряда.

всё же лучше, поначалу, с видеорядом, поскольку он содержит субтитры, а уже после, когда текст отложится в памяти - можно и просто слушать в обычном формате звукозаписи... кроме того, есть хорошие постановки, выпущенные на двд и блюреях. "Евгений Онегин" например есть изданный в постановках Большого и Мариинки, а также есть очень хорошая постановка Метрополитан, с Хворостовским и Флеминг, на блюрее; всё доступно для скачивания с трекеров.

  • Нравится 2
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый шарик, а можете ли Вы разобрать, с их мистико-духовной составляющей, ранние старинные оперы? 

 

А также был бы благодарен и за такого рода угол зрения на современную любимую модерн-оперу  Atylantis с божественным голосом Кьяры Дзефирелли

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, iu-ra сказал:

Уважаемый шарик, а можете ли Вы разобрать, с их мистико-духовной составляющей, ранние старинные оперы?

в зависимости - что считать ранними старинными операми. "Орфей" Монтеверди, например, был упомянут здесь в начале, однако там рассматривается древнегреческий миф, а в те времена общение с божественным началом воспринималось не как мистика, но вполне себе реальность. "Вольный Стрелок" Вебера, рассмотренный следом, хоть и не старинная опера, но как раз имеет дело с мистикой, где культ условного "сатаны" имеет место фигурировать, а ему там противопоставляется христианское духовное начало.

1 час назад, iu-ra сказал:

А также был бы благодарен и за такого рода угол зрения на современную любимую модерн-оперу Atylantis

с данным произведением не знаком, пока что.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, шарикъ сказал:

в те времена общение с божественным началом воспринималось не как мистика, но вполне себе реальность.

Мне ли это не знать. А и сам общался и с Афродитой, и с одной из её дочек 

  • Смешно :) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 часов назад, iu-ra сказал:

Мне ли это не знать. А и сам общался и с Афродитой, и с одной из её дочек 

ну вот видите, никакой мистики, все боги - рядом, никуда не делись...

что касается постановок, то главным в спектакле всё же является исполнение, когда качество вокала и дирижёрской работы заставляет забыть о происходящем на сцене... а иногда бывают и курьёзные случаи, что в основе имели пасквиль, но в итоге всё получается совсем наоборот. "Травиата" Верди например, из постановки середины 2000х в Зальцбурге, изданная на знаменитом нынче блюрее; там цель всё испохабить была поставлена столь последовательно, что это сработало в обратную сторону, принеся в результате лучшую реализацию данного шедевра из всех изданных на видео... постановщик, думая обеднить сценографию, решил её в минимальных декорациях и минимальной смене оных, что на самом деле придало спектаклю небывалую цельность и стремительность (коих ему не хватало до той поры) вместо коварно заложенной галимой скудости, а подбор певцов на две главные роли (Нетребко и Вильясон) который предполагал что эти двое с неподходящими для этого случая голосами будут орать как драные коты, в итоге обернулся весьма удачным ощущением надрыва в их исполнении, которое своим звучанием из серии "да жаль что незнаком ты с нашим петухом" однако - на редкость успешно пришлось ко двору вышеупомянутой минималистичной постановки, придав действию как раз давно требуемую лихорадочность и эффект скорости хода времени, тогда как оркестр под руководством дирижёра, заведомо нерасположенного сотрудничать с певцами, выдал звук невероятно мощный, будучи свободен от необходимости "помогать" находящимся на сцене, и всецело воплотил партитуру вердиевской оперы во всей её неудержимой природе.

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

вот наконец восстановилось тут встраивание роликов с ютуба, и можно теперь продолжить уже здесь в родных пенатах, благо что мы как раз подошли к финалу оперы "Евгений Онегин" - а перед сим я сделал ранее доклад на других ресурсах, где встройка не прерывалась, исторически дружных с гуглом, по всей видимости... финал 2го акта где ссора Онегина и Ленскаго предваряет их дуэль - https://historum.com/threads/greatest-composers-of-all-time.120957/post-3555572 , знаменитая ария Ленского перед дуэлью как один из ключевых эпизодов спектакля - https://historum.com/threads/greatest-composers-of-all-time.120957/post-3555573 , вступление к третьему акту и полонез в сцене бала по прибытии Онегина в столицу - https://historum.com/threads/classical-masterpieces-of-world-history.183285/post-3538879 , столь любимая на Западе и столь недооценённая в России ария полковника Гремина - https://historum.com/threads/classical-masterpieces-of-world-history.183285/post-3542200

Пушкин в своей книге, при общей лёгкости и беззаботности тона, всё же, старается не переходить определённой грани, тем самым не расставаясь с тактичным взглядом на события; развязка романа подана у него вполне сдержанно, как бы сводя всё к постепенному выходу в подёрнутую дымкой даль забытия и частичной неопределённости дальнейшей судьбы персонажей. Чайковский же не таков, поскольку здесь он даёт разгуляться всей титанической стихии Романтизма, нарочито идя вразрез с пушкинским замыслом; спектакль заканчивается бойцовским поединком гигантских волн пары сил апокалипсического масштаба, где музыка воистину являет столкновение двух сверхчеловеческих образов, превышающих своим размахом образы самих персонажей, где идея патриархальности терпит крах перед напором идеи матриархата с её свободой выбора, хоть и лукаво сформулированного как "судьбой другому я дана, с ним буду жить и не расстанусь" что имеет лишь предназначение нанести оппоненту наиболее сокрушительный урон.

Онегин тут сходу назначен композитором на роль проигравшего в схватке, поскольку на подходе к дуэту финала ему вложен в уста тот самый вступительный сегмент из арии Татьяны "пускай погибну я" приходящийся теперь в его тесситуру баритона, что парадоксально рушит все правила коннотации традиционного расклада голосов музыкального театра, изощрённо подставляя главного героя на вторичную и зависимую позицию, лишая его фундамента предоставленному ранее ему в первой арии первого акта когда Онегин отчитал Татьяну словами "учитесь властвовать собой" и так далее. Чайковский здесь коварно играет двусмысленностью, выходя за все мыслимые границы допустимого, где мужское начало утрачивает не только ведущую роль, но и само себя, тогда как женское начало стяжает решающее усиление и самоутверждение, осуществляя осознанный выбор по достижении единовременного обретения власти - как над собой, так и над отныне утратившим своё оружие противником:

О, не гони! Меня ты любишь,

И не оставлю я тебя,

Ты жизнь свою напрасно сгубишь...

То воля неба: ты моя!

Вся жизнь твоя была залогом

Соединения со мной,

И знай: тебе я послан богом,

До гроба я хранитель твой!

Не можешь ты меня отринуть,

Ты для меня должна покинуть

Постылый дом и шумный свет,

Тебе другой дороги нет!...

.....

Онегин! Я тверда останусь:

Судьбой другому я дана,

С ним буду жить и не расстанусь,

Нет, клятвы помнить я должна!

Глубоко в сердце проникает

Его отчаянный призыв,

Но, пыл преступный подавив,

Долг чести суровый, священный

Чувство побеждает!

.....

Позор!.. Тоска!..

О, жалкий жребий мой!

 

занавес

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

итак, был один шедевр, а стало два; великая литература приростает великой музыкой, хотя разница в стиле и духе между обоими - колоссальная, что лишь во благо, ведь столь удачлив жребий наш... соответственно, продолжим в том же направлении, где потрясающая книга обретёт продолжение в потрясающем оперном спектакле, который станет лицом оперы впредь и навеки, уж будьте покойны-с. Проспер Мериме (чуете куда клоню?) был не только первопроходец жанра новеллы, но и переводчик русской литературы, в частности того же Пушкина (никуда от него не уходим) из коего тут же процитирую: "цыгане шумнаю толпой по Бессарабии кочують" (смекаете за тему на подходе?) и вот скажите мне теперь - как её зовут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

сразу сделаю оговорку, что книгу я - то ли не читал, то ли читал и забыл (возраст и вредные привычки сделали дело) но помню лишь, что спектакль отличается существенно по сравнению с новеллой почти в той же степени, если не в большей, как и ранее рассмотренный материал. Мельяк и Галеви, наши старые знакомые, эксклюзивным образом переметнулись на время от своего постоянного клиента, несравненного Жака Оффенбаха, дабы смастерить либретто под оперу, которая необъяснимым образом была опубликована под описанием "комическая" - хотя особо комического ничего там нет, а вот зато трагедия рулит вовсю, хоть и при наличии разного рода шутливых весёлостей, но все они уходят в область так называемого "колорита" созданного в ходе работы над произведением, обретённого - либо случайно, либо по некому загадочному наитию. Жорж Бизе взялся за дело в стилистике старой доброй Большой Оперы, где столь удачно сочетается простота с изящностью, наряду с яркой художественностью музыкальных образов, но в итоге создал произведение выходящее далеко за рамки - не только данной стилистики, но и за рамки театра как такового, по достоинству заняв место лидера оперного репертуара по количеству постановок, что нашло своё отражение и в количестве выложенных для скачивания различных файлов сей оперы на трекерах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

так, ну если кто, с присутствующих, читал книгу и помнит содержание оной, то - милости просим делать заметки по ходу доклада о музыке, тем более что этот спектакль знают все, а многие даже имели с ним дело не раз и, потому, имеется возможность обсудить всё более развёрнуто, заострив тут внимание на шедевре, объединившем столь мило всех подлинно культурных людей нашей цивилизации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

и тишина...

все ушли на фронт.

ладно. Фридрих Ницше, к сожалению, ни разу не был пророк, в отличии от Достоевского, например, и потому дошёл аж до того, что в итоге поставил Оффенбаха и Бизе выше самого Рихарда Вагнера, коего воспринял по недоразумению за некого пассионария, изначально, не разглядев провидца в оном и, взамен, предоставил себя мечтаниям и несбыточным надеждам на будущее. ХХ век отрезвил бы его своими ужасами, доживи он до тех пор. Жорж Бизе "Кармен" (1875) - комическая опера с премьерой в Комической Опере Парижа не стяжала успеха у местных критиков и публики тогда, но зато взяла триумф в стенах Венской Оперы позднее; немецкая публика "неистовствствтствсталала" и сие немудрено, поскольку впервые слышала и видела такое, не будучи привычной к эдакому размаху изощрённаго беспредела неприкрытой чуственности в столь доступной музыкальной форме, которая работает напрямую и конкретно, рождая образы беспрецедентной реалистичности, где искусно поставленный жест воплощается в звуке легко и запросто.

кроме того, цыгане, надо бы отметить, тогда захватили воображение людей 19 века, поскольку являлись и являются по сей день единственным племенем живущим согласно принципам свободы, в её подлинном виде, то есть на практике, а не в умозаключениях, и народы тогда взирали на все эти таборы - с некой причудливой смесью опасения и восхищения, сами будучи порабощены всяческими там законами и приличиями.

итак, спектакль открывается знаменитой прелюдией, которая представляет собою лихой марш, в котором надменно вышагивают разные красочные персонажи впереди неизменной квадрильи, а вращающийся и крутящийся мелодический рисунок изображает вращение то ли шпагой, то ли плащом, то ли тем и другим в совокупности, по ходу исступлённого до карикатурности шествия... тема движения парада затихает полностью через второй повтор, уступая место лейтмотиву тореодора, одного из персонажей оперы, который - хоть в ней и появляется на сцене дважды, но в отличии от остальных действующих лиц не имеет образа, взамен будучи заявлен художественными средствами как символ всего здорового и ясного, проникая в гущу событий подобно лучу света в царстве тьмы... его  лейтмотив сначала звучит лирично и безмятежно, намекая на аполлоническую сущность этого героя, хоть и явно не без игривости в концовке своей мелодии, а затем переходит в торжествующую поступь одержавшего победу в бою, и далее первоначальный марш возвращается снова, завершая вид празника всеобщего ликования:

кратко звучит кода, и точку ставит резко наступивший финал... но это ещё не конец ибо далее, весьма необычно и на гениально продуманном контрасте, звучит напряжённое и зловещее тремоло струнных верхнего регистра; тут же секция медных духовых начинает исполнять брутальную мелодию с выраженным арабским колоритом, нарочито тяготеющую к тритону, который в своей коннотации означает "близость к диаволу" и здесь олицетворяет роковую страсть... музыка колышется и мерцает, а затем набирает силу - выходя на интенсивную насыщенность предчуствия неотвратимой беды, и оканчивается резким ударом, который из тех ударов, кои обрывают жизнь.

 

продолжение следует

  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это да. Франция, действительно, не смогла родить ни одного пророка или учителя человеческих душ. Хотя сочинений  жанра "выдумка" и авторов оных, наоборот, породила в избытке 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, iu-ra сказал:

Это да. Франция, действительно, не смогла родить ни одного пророка или учителя человеческих душ.

ибо немцы, уже в 18 веке, поставили цель - умыть французов на поприще мысли, подавив их фактически интеллектом, что и с блеском осуществили, а далее - разгромили в прах италийцев, по музыкальной части, ну и наконец - обогнали англичан в области техники, но французкую оперу в целом продолжали любить, поскольку - сами так не умели.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

музы молчат когда говорят пушки, вот я пока и поглощён весь текущими событиями; не могу никак оторваться от новостей, созерцая зловещий ход всадников апокалипсиса: чума, война, голод и мор.

но тут вот писатель Д.Быков в своей вчерашней лекции упомянул термин "модерн" не по адресу, и я счёл нужным прояснить за терминологию, пока суть да дело, ибо это важно. ХХ век считается подпадающим в сие определение, таковым не являясь, в реальности, поскольку модерном по факту были времена Эпохи Возрождения по Эпоху Просвещения, ошибочно приписанные Классицизму, хотя - ни Гайдн, ни Моцарт даже и помыслить не могли себя "классицистами".

чтобы понять за ХХ век, следует обратить внимание на странно бурное развитие археологии в 19 веке накануне, когда нарыли разные там древние цивилизации, а немцы открыли аж древний Шумер, и англичане разграбили Китай... всё бы хорошо, но разгребая слои - добываешь не из самых лучших периодов той или другой цивилизации, а из тех наверху, что были в конце, накануне гибели оной, предконечные и, потому, затареные всякой техникой, потребность в коей возрастает с усугубляющейся духовной, интеллектуальной, и физической дегенерацией народа и его элит, как известно.

таким образом, ХХ век был самой что ни есть забубённой архаикой; всецело заимствованый, всецело краденый, бездарно и бездумно тырящий с древних технических решений, при этом выбирая самые неудачные и вредные, что были взяты с предконечных времён ушедших цивилизаций; глубоко погрязший в оккультизме и, потому, глубоко антинаучный... тут модерном даже и не пахло, а вот как раз вырождение - налицо; и обратим внимание на то, как всё заполонили вокруг разные приблуды и устройства, суть коих быть самая махровая чорная магия, бабкины привороты эти, а на фоне того - чудовищная деградация всего и вся: повсюду царят глупость, бездуховность и слабость.

  • Нравится 1
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...