Демпинг-фактор: что это такое, на что влияет, в чём измеряется? Обсуждение всего что связано с ДФ - Страница 5 - Усилители - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Демпинг-фактор: что это такое, на что влияет, в чём измеряется? Обсуждение всего что связано с ДФ


dimo61
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

22 минуты назад, Александр Карелин сказал:

Зачем на него смотреть хоть тупо, хоть умно?

Поддержу.

Забыть и забить. (Кстати, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.)

25 минут назад, Александр Карелин сказал:

Любое значение КД немногим более  > 10...20 

Думаю, что это ошибка. КД - это вааще ни о чём.

Lamm Industries ML1, предположу с большой степенью вероятности многим любителям лампадников знаком. Мне, тоже. КД в пределах от 6 до 8 во всей рабочей полосе.

dampingfactor_frequency.gif

https://www.soundstagenetwork.com/measurements/lamm_ml11/ 

И, чо? По этой причине выбросить почти 20000 денег на помойку!?

А, как прихожанам секты КД увесилитель с более 10000 (десять тысяч!) в полосе 50 Гц и ниже? Больше 2х в одни руки не продавать?;)  Любуйтесь: - класс Д с 5000 Вт в канал при 4 Ом:

http://www.pknc.com/H8.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 163
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

40 минут назад, Археолог сказал:

dampingfactor_frequency.gif

В переводе на выходное сопротивление при 8-ми омной нагрузке это чуть больше одного ома, причем на краях диапазона выходное растет. Для моей акустики и помещения оптимально по звуку выходное тоже порядка одного ома (очень низкодобротные головки).

А кому-то нравится выходное минус 0.5 ома, кто-то предпочитает вообще ИТУН ( http://reanimator-h.narod.ru/it_nun.htm ) с зашкаливающим значением выходного. Повторюсь - нулевое значение выходного сопротивления это всего лишь одно из значений в диапазоне от минус омическое головок до плюс бесконечности, а не эфемерный бесконечный демпинг-фактор.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 hours ago, Археолог said:

С таким же успехом можно изучать влияние пения на пищеварение.;)

Вообще-то, занятия пением развивают диафрагму, а развитая диафрагма очень способствует перистальтике кишечника.

P.S. There is much more than meets the eye of an Archaeologist :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 hours ago, Археолог said:

По аналогии с "громкость есть, а звука нету": "Букв много, а смысл не подвезли".

Взгляните в книжку Фихтенгольца, плс. Там букв еще больше. А смысла с вашей точки зрения так и вообще нет. Но это не значит, что добрейший Г.М. написал глупую книжку. Это значит только то, что "некоторые люди Археологи так и не прочитают Достоевского, даже если выучат его наизусть" :(

2 hours ago, Археолог said:

А там, где я учился, по-прежнему в ходу народная мудрость: "Ума нет, считай - калека".;)

Ум, уважаемый, надо прикладывать исключительно тогда и к тому, когда и если знанием обойтись не получается. Как пример, есть тут на форуме философ-акробат-перипатетик, декларирующий Гельвеция про знание общих закономерностей. Но не то, что закономерностей не знающий - напрочь неспособный даже в частностях разобраться. Наверное он тайный Археолог :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чтоб вернуться к теме,  надо бы отметить, что противо-эдс учтена в эквивалентных параметрах любого динамика (ДГ..) :huh:

Свойства ДГ в области основного резонанса, определяются электрической и механической добротностью TS-параметров. Первая, электрическая, определяется потерями на активном сопротивлением VC + выходном сопротивлении усилителя. Вторая, механическая, определяется лишь потерями на трение. И на излучение, начиная с частот Vs/(Pi*D) (Vs - скорость распространения звука, D - диаметр ДГ). То есть, с "полки" акустического импеданса.   Общая добротность, ессно, представляет собой их произведение..  

Вполне можно утверждать, что добротность любого резонанса механической системы ДГ в области частот отличной от основного, также будет определяться общей добротностью. Правда, с учетом её зависимости от частоты. В том числе и зависимостью от частоты  выходного сопротивления усилителя. В случае подключения ДГ в пассиве, с  учетом потерь в полосе пропускания LP/HP фильтров кроссовера. 

И в любой программе-симуляторе расчета акустического оформления, от open baffle до closed box или horn loaded..,  изменяя величину выходного сопротивление усилителя, определяете электрическую добротность.  То есть степень демпфирования резонанса (..ов) механической системы ДГ..  В случае horn loaded.. (КПД в 20-30 %) демпфирование определяется  потерями на излучение ...

Встречалось в профильной литературе, что тн переходные искажения ДГ в области основного резонанса следует учитывать при демпинг-факторе менее 10. То есть, при величине выходного сопротивления усилителя одного порядка с активным сопротивлением ДГ..  Это особо актуально в случае типовых ламповых SE/PP. Совершенно ясно, что при работе ДГ в области частот вне резонансов подвижной системы ДГ понятие "демпингфактор" вряд ли имеет практический смысл.. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все такие умные речи пишут, множат всякое сопротивление на диаметр, рисуют графики и пр пр пр.

Давно это было, но умные люди говорили мне, что ДФ важная вещь.

И нужно её знать, смотреть при выборе УМ.

А то будете потом, после покупки, постить: ой, да были у меня такие АС нихрена не играли, или бас непойми какой, и пр.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, svka сказал:

Совершенно ясно, что при работе ДГ в области частот вне резонансов подвижной системы ДГ понятие "демпингфактор" вряд ли имеет практический смысл.. 

Хотелось бы, чтобы хоть кто-то дал чёткое, вразумительное объяснение, на основании чего именно простейшее арифметическое действие - деление одного параметра (в Омах) колонок на другой (в Омах) усилителя , даёт чёткое, железобетонно представление о том, что тот усилитель лучше, у которого результат деления окажется больше. И вообще, на каком основании т.н. "коэффициент дэмпфирования" связывают со способность усилителя дэмпфировать диффузор динамика? Почему связь подразумевается прямая?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

15 минут назад, Археолог сказал:

Хотелось бы, чтобы хоть кто-то дал чёткое, вразумительное объяснение, на основании чего именно простейшее арифметическое действие - деление одного параметра (в Омах) колонок на другой (в Омах) усилителя , даёт чёткое, железобетонно представление о том, что тот усилитель лучше, у которого результат деления окажется больше.

Вроде бы ответил выше. Оттенков больше двух..  черного с белым.  :ab:

17 минут назад, Археолог сказал:

И вообще, на каком основании т.н. "коэффициент дэмпфирования" связывают со способность усилителя дэмпфировать диффузор динамика? Почему связь подразумевается прямая?

Ну какие ещё "наши доказательства".. :huh: Резонансы диффузора и резонансы подвижной системы ДГ не одно и то же. Первые, что тн зонные, вряд ли могут быть демпфированы усилителем. Добротность  вторых, подвижной системы, прямо определяется через электрическую добротность ДГ и выходное сопротивление усилителя. Цифирьки демпинг-фактора более 10 вряд ли имеют практическое значение.

Ну.. если только речь не идет о "сварочных" мощностях. Где чем ниже выходное сопротивление, тем, очевидно, лучше.  То есть, косвенно, для акустики с чувствительностью в области 80dB чем больше значение демпинг-фактора тем очевидно лучше. Есть ведь ДГ  с  Ri в 2-4 Ом и пиковой мощностью в пару КВт.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

35 минут назад, Археолог сказал:

Хотелось бы, чтобы хоть кто-то дал чёткое, вразумительное объяснение, на основании чего именно простейшее арифметическое действие - деление одного параметра (в Омах) колонок на другой (в Омах) усилителя , даёт чёткое, железобетонно представление о том, что тот усилитель лучше, у которого результат деления окажется больше. И вообще, на каком основании т.н. "коэффициент дэмпфирования" связывают со способность усилителя дэмпфировать диффузор динамика? Почему связь подразумевается прямая?

А давайте с другой стороны зайдем. Не только выходное усилителя понижать, но и повышать импеданс нагрузки. Мотать катушки динамиков тонким проводом и много витков, точнее, использовать грамотно сделанные относительно высокоомные динамики. Если динамик в полосе не один, то соединять их не параллельно, а последовательно. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

30 минут назад, Hemi сказал:

А давайте с другой стороны зайдем. Не только выходное усилителя понижать, но и повышать импеданс нагрузки. Мотать катушки динамиков тонким проводом и много витков, точнее, использовать грамотно сделанные относительно высокоомные динамики. Если динамик в полосе не один, то соединять их не параллельно, а последовательно. 

ДФ формально будет пропорционально расти, а демпфирующие свойства пропорционально падать потому что растет активное сопротивление нагрузки. Доведите сопротивление головок до килоома и у вас будет практически отсутствовать электрическое демпфирование.

То есть это как раз пример глупости деления двух компонент нагрузки (а выходное это хоть и виртуальная, но нагрузка) друг на друга. С не меньшей пользой можно поделить сопротивление кабеля на сопротивление клемм.

Маленькой глубиной ПОС по току можно привести выходное к нулю и ДФ волшебным образом станет бесконечным, то есть по их логике демпфирование станет идеальным. Но это же не так. Демпфирование будет "идеальным" только при выходном сопротивлении минус омическое сопротивление нагрузки, скажем -4 ома при 4-х омной нагрузке.

 

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

41 минуту назад, Rova сказал:

То есть это как раз пример глупости деления двух компонент нагрузки (а выходное это хоть и виртуальная, но нагрузка) друг на друга.

Спасибо.:) Вот, что-то подобное и хотел прочесть.

П.с.: С ПМ вместо диф-а, согласен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

47 минут назад, Hemi сказал:

А давайте с другой стороны зайдем. Не только выходное усилителя понижать, но и повышать импеданс нагрузки. Мотать катушки динамиков тонким проводом и много витков, точнее, использовать грамотно сделанные относительно высокоомные динамики. Если динамик в полосе не один, то соединять их не параллельно, а последовательно. 

Ну уж нет..  Это уже не про демпфирование подвижки.  Минимальная электрическая добротность (порядка 0,1..)/максимальное демпфирование встречалось лишь у очень низкоомных динамиков с КВт-ными мощностями в ПРО секторе. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 hours ago, svka said:

Чтоб вернуться к теме,  надо бы отметить, что противо-эдс учтена в эквивалентных параметрах любого динамика (ДГ..) :huh:

Свойства ДГ в области основного резонанса, определяются электрической и механической добротностью TS-параметров. Первая, электрическая, определяется потерями на активном сопротивлением VC + выходном сопротивлении усилителя. Вторая, механическая, определяется лишь потерями на трение. И на излучение, начиная с частот Vs/(Pi*D) (Vs - скорость распространения звука, D - диаметр ДГ). То есть, с "полки" акустического импеданса.   Общая добротность, ессно, представляет собой их произведение..  

Вполне можно утверждать, что добротность любого резонанса механической системы ДГ в области частот отличной от основного, также будет определяться общей добротностью. Правда, с учетом её зависимости от частоты. В том числе и зависимостью от частоты  выходного сопротивления усилителя. В случае подключения ДГ в пассиве, с  учетом потерь в полосе пропускания LP/HP фильтров кроссовера. 

И в любой программе-симуляторе расчета акустического оформления, от open baffle до closed box или horn loaded..,  изменяя величину выходного сопротивление усилителя, определяете электрическую добротность.  То есть степень демпфирования резонанса (..ов) механической системы ДГ..  В случае horn loaded.. (КПД в 20-30 %) демпфирование определяется  потерями на излучение ...

Встречалось в профильной литературе, что тн переходные искажения ДГ в области основного резонанса следует учитывать при демпинг-факторе менее 10. То есть, при величине выходного сопротивления усилителя одного порядка с активным сопротивлением ДГ..  Это особо актуально в случае типовых ламповых SE/PP. Совершенно ясно, что при работе ДГ в области частот вне резонансов подвижной системы ДГ понятие "демпингфактор" вряд ли имеет практический смысл.. 

И все бы хорошо. Но модель T-S построена в предположении бесконечной малости смещений диффузора. Т.е. понять в общих чертах что происходит можно. А вот рассчитать толком ничего нельзя.

P.S. В понятии ДФ смысла еще меньше, чем в модели T-S :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 hour ago, Rova said:

ДФ формально будет пропорционально расти, а демпфирующие свойства пропорционально падать потому что растет активное сопротивление нагрузки.

Найдите, плс, и почитайте книжку Эфрусси. Когда вы соединяете головки последовательно, противоЭДС складываются. Поэтому, несмотря на рост активного сопротивления нагрузки, демпфирование не ухудшается :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, LeoNeedR сказал:

Найдите, плс, и почитайте книжку Эфрусси. Когда вы соединяете головки последовательно, противоЭДС складываются. Поэтому, несмотря на рост активного сопротивления нагрузки, демпфирование не ухудшается :)

Но, уж определенно не растет. Поищу.

Вдвое растет реактивность и вдвое растет активное сопротивление. Негативный фактор в виде ЭДС самоиндукции удвоится, а возможность корректировки упадет в два раза.

И высокоомные головки как правило имеют более высокую добротность, а это косвенно говорит о худшем демпфировании.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

50 минут назад, LeoNeedR сказал:

В понятии ДФ смысла еще меньше, чем в модели T-S :)

На T-S это вы зря. Позволяет довольно точно описать поведение на основном резонансе в акустическом оформлении. По крайней мере ничего лучше у нас нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 часов назад, Археолог сказал:

Хотелось бы, чтобы хоть кто-то дал чёткое, вразумительное объяснение, на основании чего именно простейшее арифметическое действие - деление одного параметра (в Омах) колонок на другой (в Омах) усилителя , даёт чёткое, железобетонно представление о том, что тот усилитель лучше, у которого результат деления окажется больше

Так не даёт ничего такого...  как-бы сказать: все девушки носящие обувь 37-го размера все равно разные, а девушка с 40 размером ноги  может быть с равной вероятностью  как хуже так и лучше их.... Вот обладательница ножки, допустим  46-го или 22 размера, даже заочно, несколько настораживает )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 часов назад, Археолог сказал:

Хотелось бы, чтобы хоть кто-то дал чёткое, вразумительное объяснение, на основании чего именно простейшее арифметическое действие - деление одного параметра (в Омах) колонок на другой (в Омах) усилителя , даёт чёткое, железобетонно представление о том, что тот усилитель лучше, у которого результат деления окажется больше.

Вы пытаетесь извлечь из количественного измеримого параметра качественную характеристику.

Так это не работает. Александр всё правильно написал-это как по размеру ноги определять девушку, которая лучше готовит, например.

Если вас интересует именно КАЧЕСТВЕННЫЙ параметр-слушайте и оценивайте.

 

Если вы не можете на слух выбрать усилитель-забейте вообще на то, что один из них лучше и выбирайте по графикам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А как быть с извращенцами типа Rowen, с отрицательным импедансом? 

Какой там будет ДФ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 минут назад, Тру и Ывел сказал:

А как быть с извращенцами типа Rowen, с отрицательным импедансом? 

Какой там будет ДФ?

Не надо фантазировать какой там будет ДФ а надо проанализировать схему и разобрать за счёт чего нехорошего это достигнуто и оценить степень пагубности применённого решения. Даже советские радиолюбители (поклонники  научных методов))))   не ставили каналы усиления с отрицательным вых сопр никуда кроме как на нч-секцию АС. 

Уж  если охота кому контролировать НЧ динамик, то вводите ЭМОС и мучайиесь с ней ...развлечений хватит надолго.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 hours ago, Rova said:

Но, уж определенно не растет. Поищу.

Вдвое растет реактивность и вдвое растет активное сопротивление. Негативный фактор в виде ЭДС самоиндукции удвоится, а возможность корректировки упадет в два раза.

И высокоомные головки как правило имеют более высокую добротность, а это косвенно говорит о худшем демпфировании.

Вы рассказываете все это человеку, который 7 лет назад задумал построить бюджетную АС с большим звуком. И, что самое странное, 5 лет назад таки  построил оную АС. В открытом оформлении. На 2 последовательно соединенных 12" ШП каждая. И это 16 Ом ШП с высокой Qms. Т.е. импеданс одной АС аж 32 Ом. Демпфирования вполне хватает. Даже с 2 Вт ламповыми однотактами.

P.S. Где-то здесь, в ветках Round Audio, были ролики с записью этих АС, запитанных от пентодного однотакта с выходным сопротивление в районе 30 Ом. И даже в этом случае демпфирования хватало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 часов назад, LeoNeedR сказал:

Найдите, плс, и почитайте книжку Эфрусси. Когда вы соединяете головки последовательно, противоЭДС складываются.:)

Складывается, но ведь и глубокая ОООС не дремлет, и быстро отрабытывает то что от неё остаЛОСЬ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 hours ago, Rova said:

На T-S это вы зря. Позволяет довольно точно описать поведение на основном резонансе в акустическом оформлении. По крайней мере ничего лучше у нас нет.

300+ лет назад дедушка Ньютон в компании с дедушкой Лейбницем придумали дифференциальные уравнения. Параметры T-S это простейшая модель, полученная в результате решения такого уравнения. Со многими, между прочим, допущениями.

P.S. Я ничего не имею против T-S. По ним действительно можно кое-что понять.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 minutes ago, Hemi said:

Складывается, но ведь и глубокая ОООС не дремлет, и быстро отрабытывает то что от неё остаЛОСЬ.

Если бы, Григорий, глубокая ОООС работала так быстро как оно нужно/нам хочется, многое в жизни было бы заметно проще.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 минут назад, LeoNeedR сказал:

 На 2 последовательно соединенных 12" ШП каждая. И это 16 Ом ШП с высокой Qms.

А мне тоже - кто только ни говорил - "не соединяй динамики последовательно, звук станет вялым и медленным". А я взял и соединил, и никакой медленности не услышал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...