Разговоры о классической музыке - Страница 68 - Topics - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Открытый клуб  ·  192 участника  ·  Бесплатный

Классическая музыка

Разговоры о классической музыке


УЭФ
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

3 hours ago, ishiwata san said:

DSCF5903.jpg

Юра. А ты не посмотришь диск 20 (Brahms Requiem) трэк 7 прыгает в никуда или они всё таки это починили. И народ ещё жалуется что
CD 37 (La mer) и CD 40 одинаковые.  Если да то что отсутствует. И на 81 диске обложка из другой коллекции. Мне интересно у всех так или просто частный случай.
Кстати они ещё моно коробку обещают.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 2.6k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

  Всем тут спасибо за поддержку!  Неожиданно доступ к сайтам с домашнего ПК появился .  К слову мне блокировался доступ и к ещё аудио сайту и форуму ДАстерео которые я упоминал  как и этот в споре о модерации на форуме магазина наушников ДХ.

Таких совпадений просто не бывает. Все остальные сайты работали без проблем. К слову сам сайт и форум ДХ меня не блокировали и никаких банов не было. 

Вчера наставил тут лайков и спасибо с телефона - сейчас пишут " исчерпал лимит" . Так что не могу- а столько интересного!

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Serg53 сказал:

Всем тут спасибо за поддержку!  Неожиданно доступ к сайтам с домашнего ПК появился .  К слову мне блокировался доступ и к ещё аудио сайту и форуму ДАстерео которые я упоминал  как и этот в споре о модерации на форуме магазина наушников ДХ.

Таких совпадений просто не бывает. Все остальные сайты работали без проблем. К слову сам сайт и форум ДХ меня не блокировали и никаких банов не было. 

Вчера наставил тут лайков и спасибо с телефона - сейчас пишут " исчерпал лимит" . Так что не могу- а столько интересного!

Мне тоже частенько пишут про исчерпанный лимит пальчиков. Видимо, на этой территории свои причуды. Вчера вот ни с того, ни с сего мои ответы не пропускали. Но, ничего, жизнь хороша и жить хорошо!:) А Вы, Сергей, не пропадайте. Мир классики огромен. Я вот коробочку со всеми квартетами Бетховена получил. Теперь слушаю не спеша и пишу о них.

1-6.jpg.e45fe3f57b9c9fc6b37ec9d43adb9d0b.jpg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

16 часов назад, RT9540 сказал:

Юра. А ты не посмотришь...

Миша, Я тоже регулярно читаю и слежу  за той самой темой. :)

 https://forums.stevehoffman.tv/threads/classical-mega-cd-box-sets.275224/page-1256

  Полностью в  курсе этого вопроса, но ещё не проверял эти диски, в ближайшие выходные всё проверю и отпишусь.

16 часов назад, RT9540 сказал:

Кстати они ещё моно коробку обещают.

Да, в буклете об этом указано.

Надо брать ! :)

 

DSCF5924.jpg

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, Serg53 сказал:

сейчас пишут " исчерпал лимит"

 

19 минут назад, вадим с. сказал:

Мне тоже частенько пишут про исчерпанный лимит

Друзья, это такая настройка движка форума и не только на Сундуке, на ДАстерео тоже так.

Пока ты имеешь статус "новичёк" ограничения будут.

Насколько долго будет такой статус я не знаю. :)

 

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

57 минут назад, ishiwata san сказал:

Друзья, это такая настройка движка форума и не только на Сундуке, на ДАстерео тоже так.

Пока ты имеешь статус "новичёк" ограничения будут.

Насколько долго будет такой статус я не знаю. :)

Понятно, Юрий. Это вроде курса молодого бойца на срочной.:)

  • Смешно :) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

19 часов назад, RT9540 сказал:

А ты не посмотришь диск 20 (Brahms Requiem) трэк 7 прыгает в никуда или они всё таки это починили. И народ ещё жалуется что

Подумал, а что ждать выходные, посмотрел-послушал сейчас. :)

Да, на последних 10 секундах произведения есть два малозаметных микро - скачка в звучании, которые совсем не портят впечатления о записи.

Но это на моём Эзотерике, с его эталонным транспортом, а на том форуме писали, что звук выпадал на одну минуту.

 Этот досадный дефект, как ответили на DECCA, возник ещё при мастеринге записи и его полностью исправить не удалось.

19 часов назад, RT9540 сказал:

И на 81 диске обложка из другой коллекции.

фото говорит, что всё исправили. :)

19 часов назад, RT9540 сказал:

CD 37 (La mer) и CD 40 одинаковые

Послушал кроткие фрагменты обоих дисков, записи  разные  по расположению микрофонов , акустике зала и по общему аналоговому шуму ленты.

Но хронометраж записи одинаков 22.01 мин.

Так, что думаю, когда покупал бокс ещё 27 апреля, после многочисленных жалоб, его уже успели скорректировать. :)

 

DSCF5926.jpg

DSCF5927.jpg

  • Нравится 1
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  Не так давно был день рождения Вагнера. Не пропустите эту интересную статью об ещё одной стороне личности Вагнера . То что он был антисемитом известно многим ( хотя о том что в той или иной степени ими были Вольтер, Кант, Гегель , Гоголь , Достоевский как то забывается ) . А также любимцем в третьем рейхе.  

А в знаменитом фильме Висконти " Людвиг " он показан вообще полным неблагодарным мерзавцем. А ведь Людвиг содержал его и его семью..

Но вот не пропустите эту статью.  Хотя кто в молодости не шалил ))   Что интересно есть только одна запись этой оперы. 

       

НЕ НАДО СТЕСНЯТЬСЯ, ИЛИ СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ РИХАРДА ВАГНЕРА

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений. Три ранних оперы сам автор оставил за бортом. Их не исполняют в Байройте и очень редко анализируют всерьез. Одной из них Вагнер особенно стыдился и старался особенно о «грехе юности» не упоминать. В честь 210-го юбилея главного символа немецкого музыкального театра приподнимем покров тайны и узнаем, почему «Запрет любви» стал своеобразным вагнерианским табу.

     Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера | Музыкальная жизнь (muzlifemagazine.ru) 

Честно говоря я в живую не слышал не одной оперы Вагнера .  12 мая в Мариинки была вот эта опера

image.jpeg.9395d94a12ff597caae3b3455eda58cc.jpeg

              У меня дочка ходила. Говорит многие ели высидели и даже уходили . И не из за постановки -а продолжительности почти 5 часов )) 

 

   Знаю есть издание записей его опер на САКД.  Может у Юрия есть ?  У меня есть только на SACD-R ( один из плееров воспроизводит ). Но слушать даже читая русский перевод сложновато .  Есть много также блюрай ( но без русских субтитров как всегда). 

 

     Так что в день его рождения слушал только записи вступлений к операм и к их актом на КД ( есть немного и винила) .  А у кого как отношения с его операми ?  

image.thumb.jpeg.44c076de17f22475f4d31e9a43a0187a.jpeg

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Честно говоря, при всей моей любви к классической музыке, опера никогда не являлась моим любимым стилем искусства. Я всегда предпочитал инструментальные композиции. Оперы ранее казались мне чисто развлекательным видом музыки. Но после знакомства с творчеством Вагнера я в корне поменял своё отношение к этому жанру. А познакомился я с ним относительно недавно, уже в зрелом возрасте, когда музыкальный вкус у меня был уже сформирован. И его оперы произвели на меня очень сильное впечатление. В музыкальном мире 19го века Вагнер сделал целую революцию. Он не только значительно расширил состав симфонического оркестра, но и по новому трактовал его возможности  и роль каждых групп инструментов.  А его оперы из развлекательного жанра превратились в серьёзные и масштабные произведения. Оркестр в них поражал богатством тембров, красок и изобилием разных оттенков. А вокальные партии были настолько проникновенные, что никого не оставляли равнодушными. Некоторые его оперы длились более пяти часов. А его полный цикл «Кольцо нибелунгов» длился в общей сложности 16 часов. Это самое значительное и масштабное произведение Вагнера. В этот цикл входили четыре оперы – «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель Богов».  В этих и других операх Вагнера привлекает глубина и серьёзность идейно эстетических требований композитора к данному виду жанра. А его реформа оказала значительное воздействие на современное оперное искусство.

10.jpg

11.jpg

12.jpg

13.jpg

14.jpg

15.jpg

  • Нравится 4
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Serg53 сказал:

Знаю есть издание записей его опер на САКД.  Может у Юрия есть ? 

Сергей, Театрология "Кольца" с Шолти на отдельных SACD вышло буквально на днях.

 

У меня старая коробочка. :)

По Вагнеру в моём личном рейтинге записей, Шолти стоит на первом месте, второе Караян, третье Карл Бём.

 

DSCF5931.jpg

  • Нравится 2
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, Коршунов С В сказал:

Оперы ранее казались мне чисто развлекательным видом музыки. Но после знакомства с творчеством Вагнера я в корне поменял своё отношение к этому жанру.

Спасибо за развёрнутый ответ!  И шикарный винил!  Я оперы давно люблю и у меня их довольно много на КД. Но оперы только русских композиторов на русском языке .  Там есть отнюдь не развлекательные и уровня не хуже Вагнера.  

А с Вагнером мне не нравится что трудно воспринимать текст пения ( а он очень важен) - в Мариинки хоть на экране субтитрами идёт.

Ну и конечно продолжительность опер уж очень большая - не только живьём но и сидя дома в кресле за раз трудно осилить.

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 минут назад, Serg53 сказал:

Спасибо за развёрнутый ответ!  И шикарный винил!  Я оперы давно люблю и у меня их довольно много на КД. Но оперы только русских композиторов на русском языке .  Там есть отнюдь не развлекательные и уровня не хуже Вагнера.  

А с Вагнером мне не нравится что трудно воспринимать текст пения ( а он очень важен) - в Мариинки хоть на экране субтитрами идёт.

Ну и конечно продолжительность опер уж очень большая - не только живьём но и сидя дома в кресле за раз трудно осилить.

У меня к этому совершенно другой подход. Я либретто никогда не читаю и в смысл текстов никогда не вникаю. Голос для меня просто обычный музыкальный инструмент. Мне нравится тембр голоса, техника исполнения вокалистов, эмоциональность исполнителя, но не его смысловая часть. Поэтому, мне совершенно без разницы, на каком языке исполняются вокальные партии. Я даже в русских песнях смысл не улавливаю.

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 минут назад, Коршунов С В сказал:

У меня к этому совершенно другой подход. Я либретто никогда не читаю и в смысл текстов никогда не вникаю. Голос для меня просто обычный музыкальный инструмент. Мне нравится тембр голоса, техника исполнения вокалистов, эмоциональность исполнителя, но не его смысловая часть. Поэтому, мне совершенно без разницы, на каком языке исполняются вокальные партии. Я даже в русских песнях смысл не улавливаю.

Вот как закончу все квартеты Бетховена слушать, будут русские романсы. Там такие стихи! Уж смысл там точно уловишь.:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, вадим с. сказал:

Вот как закончу все квартеты Бетховена слушать, будут русские романсы. Там такие стихи! Уж смысл там точно уловишь.:)

Романсы, вообще, не моя тема. Это притом, что русскую классическую музыку я очень люблю. Я не отрицаю красоту, лиричность и  проникновенность русских романсов, но всё равно, не моё это.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

28 минут назад, Коршунов С В сказал:

Романсы, вообще, не моя тема. Это притом, что русскую классическую музыку я очень люблю. Я не отрицаю красоту, лиричность и  проникновенность русских романсов, но всё равно, не моё это.

Сергей, ну, уж проникнись хотя бы этим шедевром. И слова, и музыка, и исполнение бесподобны!:)

 

  • Смешно :) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Коршунов С В сказал:

У меня к этому совершенно другой подход. Я либретто никогда не читаю и в смысл текстов никогда не вникаю. Голос для меня просто обычный музыкальный инструмент

 Конечно голос волшебный музыкальный инструмент.  Но у каждого свой подход. Мне например в ариях барочной эпохи смысл и текст тоже мало интересно . Но в операх Вагнера хочется понимать :)

 

2 часа назад, Коршунов С В сказал:

Я даже в русских песнях смысл не улавливаю.

Я по утрам включаю на стерео блютуз АС радио " Юность" ( 320 кб.сек - отличный к слову звук)) и такое удовольствие слушать советские и русские песни!  И слова нравятся у большинства - это не тот мусор что сейчас:mellow:.  Всё таки советские худ.советы своё дело знали .

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

16 минут назад, Serg53 сказал:

 Конечно голос волшебный музыкальный инструмент.  Но у каждого свой подход. Мне например в ариях барочной эпохи смысл и текст тоже мало интересно . Но в операх Вагнера хочется понимать :)

 

Я по утрам включаю на стерео блютуз АС радио " Юность" ( 320 кб.сек - отличный к слову звук)) и такое удовольствие слушать советские и русские песни!  И слова нравятся у большинства - это не тот мусор что сейчас:mellow:.  Всё таки советские худ.советы своё дело знали .

Те помои, которые сейчас льются из ящиков и радиоточек, я даже обсуждать не хочу. Конечно, песни советской эстрады были намного качественнее. Но, всё равно, это не моя музыка. Моя – это академическая, от барокко до модерна и современная от джаза до авант-прога.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

29 минут назад, Коршунов С В сказал:

от джаза до авант-прога.

И это люблю! Есть и на виниле и на САКД.  Джаз даже раньше рока и классики полюбил ещё школьником слушая по Голосу Америки в 60х программу Виллиса Кановера " Джаз овер"  ( у него такой волшебный голос был - хоть и не понимал смысл)). Там где жили глушилок не было. 

А классика часто звучала из домашних радиоточек ( в основном русская) и это было правильно . Хоть не много воспитывала слух. Не то что сейчас - засилье сплошного мусора...

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

12 часов назад, Serg53 сказал:

А классика часто звучала из домашних радиоточек ( в основном русская) и это было правильно . Хоть не много воспитывала слух. Не то что сейчас - засилье сплошного мусора...

Вот и в этой ветке лишь немногие, кто выискивает цветы среди засилья чертополоха.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 часов назад, Коршунов С В сказал:

Я даже в русских песнях смысл не улавливаю.

 

15 часов назад, Коршунов С В сказал:

Я не отрицаю красоту, лиричность и  проникновенность русских романсов, но всё равно, не моё это.

Сергей, и даже это исполнение ? :)

 

  • Нравится 3
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, ishiwata san сказал:

 

Сергей, и даже это исполнение ? :)

 

Душевно, не спорю. Но меня иногда больше берут за душу опусы Шнитке, Губайдулиной, Шёнберга и Пендерецкого. Наверное, у меня очень извращённый вкус.:D

  • Нравится 1
  • Смешно :) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

29 минут назад, ishiwata san сказал:

Сергей, и даже это исполнение ? :)

Каждый по - своему с ума сходит. Сергея знаю давно, потому и не стоит даже пытаться его переделать.:)

  • Нравится 1
  • Смешно :) 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

26.05.2023 в 17:49, ishiwata san сказал:

Подумал, а что ждать выходные, посмотрел-послушал сейчас. :)

Да, на последних 10 секундах произведения есть два малозаметных микро - скачка в звучании, которые совсем не портят впечатления о записи.

Но это на моём Эзотерике, с его эталонным транспортом, а на том форуме писали, что звук выпадал на одну минуту.

 Этот досадный дефект, как ответили на DECCA, возник ещё при мастеринге записи и его полностью исправить не удалось.

фото говорит, что всё исправили. :)

Послушал кроткие фрагменты обоих дисков, записи  разные  по расположению микрофонов , акустике зала и по общему аналоговому шуму ленты.

Но хронометраж записи одинаков 22.01 мин.

Так, что думаю, когда покупал бокс ещё 27 апреля, после многочисленных жалоб, его уже успели скорректировать. :)

 

DSCF5926.jpg

DSCF5927.jpg

А я вот поставил Стравинского на виниле. Вроде ничего не прыгает и не трещит ( хотя винил старый)).  Насчёт исполнение чехами - вроде ничего.  Но вот что интересно

Симфония псалмов, «посвященная Бостонскому симфоническому ор­кестру по случаю 50-летия его основания», впервые прозвучала почти одновременно — в Брюсселе под управлением Э. Ансерме 13 декабря 1939 года и в Бостоне 19 декабря — под управлением С. Кусевицкого. 

 

image.thumb.jpeg.9060b03483959d8e44dabbad8b720029.jpeg

 

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Людвиг ван Бетховен.
Квартет № 3 (D - dur), op. 18, № 3. (1800).  

 

istockphoto-493694924-612x612.jpg.bc9afe703e007fd78bdea45f5ddaa580.jpg

   Как известно, жанр квартета появился в сочинениях Бетховена не сразу. До того, как композитор решился на их написание, им было написано большое количество произведений в других жанрах. Явный трепет Бетховена при приближении к среде струнного квартета был результатом огромной тени, отбрасываемой Гайдном, чьи сочинения № 71 и 73 были написаны в 1793 году, когда Бетховен начал учиться у старшего мастера. Гайдн опубликовал свои шесть квартетов "Эрдеди", соч. № 76, в 1797 году и два квартета из опуса 77 в 1799 году. Чтобы подготовиться к своему возможному погружению в жанр, Бетховен изучал произведения других авторов. В частности, он скопировал Опус 20/1 Гайдна в 1793-1794 годах и К. 387 и 464 Моцарта, когда он начинал работу над Соч. 18 Квартеты были опубликованы в 1801 году в Вене в двух сериях по три издательством Mollo & Co. 
   Количество квартетов, составляющих его Опус 18, - всего лишь дань Бетховена традиции, поскольку опусы обычно включали шесть произведений. Кроме того, в № 2 и 5 Бетховен  напрямую противостоит своим предшественникам, но в результате переходит на другой уровень композиции. В своих квартетах Opus 18  Бетховен осваивает стили своих предшественников и продолжает ими начатое в своём понимании этого жанра. Например, независимость четырех частей намного больше, чем в произведениях его предшественников, что может быть связано с тем фактом, что Бетховен развивал свое мастерство в то время, когда был свободен от вездесущего basso continuo. Несмотря на многочисленные отсылки к камерному творчеству его знаменитых предшественников, Струнные квартеты, соч. 18, явно являются продуктом своего времени, они не могли быть написаны никаким композитором, кроме Бетховена. Шесть квартетов Соч. 18, посвященных принцу Францу Йозефу фон Лобковицу, представляют собой самый амбициозный проект Бетховена раннего венского периода творчества.
   По свидетельству самого композитора квартет № 3 был написан первым.  Сочинение поразительно ровное по изложению и развитию тематического материала. Гладкость и безупречность изложения музыки, быть может, объясняется тем, что в своем первом опыте квартетной музыки Бетховен еще не решается быть более самостоятельным, а следует блистательным образцам, созданным его великими предшественниками — Гайдном и Моцартом.  Но уже в нем видно, что композитор в совершенстве владеет квартетной фактурой и умеет создавать красивые, ясные звучности.  На первый опыт указывает не то, что ведущая роль поручена в основном первой скрипке, а именно композиционные признаки, как проба пера. В слове ,,проба" заложен смысл некоторой осторожности. Здесь эта осторожность выражается в том, что Бетховен мало отступается от классических образцов, однако он становится рядом с ними.

МУЗЫКА.
1 ЧАСТЬ.
   Сонатная форма. Первая часть allegro напоминает allegro из квартета Моцарта D - dur № 1: точно также в нем главенствует первая скрипка, главная партия начинается piano широким интервалом от «ля» первой октавы до «соль» второй октавы, то есть ровно септима. Если во втором квартете был как раз спуск на септиму «до» малой октавы до «ре» большой октавы, то здесь, наоборот, подъем. Этот подъем представляет собой широкое движение вверх, которое задает ключ бодрому и жизнерадостному движению. В побочной партии этой части две темы: первая начинается в доминантовой тональности A-dur; вторая, песенно-танцевального характера  в отдаленной тональности C-dur. Вторая тема интонационно несколько близка к русским народным мелодиям. Разработка совсем небольшая, здесь нет никакой интенсивности развития, по которой мы сразу узнаем более позднего Бетховена. По внутреннему гармоническому движению все остается в классических рамках, кроме момента перехода к репризе. Там альт с виолончелью удерживают звук в одной тональности. Это Cis - dur , который соседствует с D - dur, а скрипка, пока они удерживают эту ноту и не играют в октаву, вводит в тему главной партии в D - dur. Это вписывается в общую концепцию произведения как ориентирующегося на образцы прежней эпохи. Однако здесь, в отличии от второго квартета, не стоит задача стилизовать. Это скорее обращение к форме, к правилам, нежели к эстетике выразительности.
2 ЧАСТЬ.
   Сонатная форма без разработки с расширенной репризой. Эта часть пронизана созерцательно-спокойным настроением. Здесь дается как бы смысловая кульминация всего цикла. Интересно, что уже в своем первом квартете Бетховен пишет медленную часть в сонатной форме. Тема главной партии Andante носит задумчивый характер. Побочная партия, беззаботная и шутливая, не совсем гармонирует с основным настроением части. Энергично звучит последнее проведение темы главной партии в репризе. Неожиданное вступление трепещущих секстолей, подчеркиваемых sforzando в начале каждого полутакта, и затихающее, истаивающее окончание этой части предвосхищают некоторые поздние произведения Бетховена, например Adagio квартета № 10.
3 ЧАСТЬ.
   Она написана в характере менуэта, ориентируется на старинные образцы: менуэт в мажоре, трио в миноре. Из нового и необычного здесь появляется ощущение скрытого напряжения, которое не было принято в творчестве предшественников композитора. Даже в этом прослеживается свой новый подход к изложению классической формы менуэта. Характер его уже не позволяет назвать эту музыку танцевальной.
4 ЧАСТЬ. Энергичный финал. Написан в сонатной форме и по стилю близок к праздничным, народным по характеру финалам квартетов Гайдна. Примечательны резкие гармонические, тональные смены, например сдвиг из A- dur в F- dur. В развитии музыки, особенно в тональном плане этого сравнительно раннего сочинения Бетховена довольно неожиданно ощущаются черты, делающие эту часть предвестницей романтических финалов. В разработке с начала ее и почти на протяжении полусотни тактов происходит преимущественно развитие мотива темы главной партии в разных вариантах. Затем появляется новый эпизод, который следует отметить: в партии второй скрипки в контрапункте с первой возникает новая тема, а виолончель в это время исполняет тему побочной партии. Динамика звучания уменьшается до едва слышимого piano. За два такта до репризы неожиданно врывается fortissimo, которое при ее наступлении сменяется внезапным piano. Кода завершается короткими унисонными фразами pianissimo. В конце Бетховен даёт на полутора тактах у всех инструментов паузы с ферматой. Импульс предыдущего движения был настолько мощным, что необходимо время для его затухания. Таким образом, музыка финала кончается не с последним звуком, а лишь после того, как будет «дослушана» последняя пауза, продленная ферматой.

 

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Людвиг ван Бетховен.
Квартет № 4 (c-moll), Op. 18, No. 4 ,,Патетический" (1800).


istockphoto-493694924-612x612.jpg.d703d2664be7be911eb438b04800ffe6.jpg

   Единственный квартет из 18-го опуса Бетховена, написанный в минорной тональности, был также, несмотря на его номер, последним из шести завершенных. До минор стал тональностью, которую Бетховен приберегал для высоко драматических произведений, включая наиболее известную Пятую симфонию. Однако для этого квартета он использовал минорную тональность, которая и придает музыке особую эмоциональную патетическую глубину. Здесь более ярко, чем в других квартетах этого опуса, предвосхищаются произведения зрелой поры творчества композитора. Особенно значительны крайние части, которые можно отнести к выдающимся созданиям Бетховена первого периода творчества. Необходимо отметить также новизну строения цикла, в середине которого вместо традиционного противопоставления Adagio и скерцо (или менуэта) помещены две части однородного характера — скерцо и менуэт.
   Для того, чтобы нам был более понятен замысел этого произведения, нужно перенестись в то время, в то эмоциональное состояние, которое испытывал Бетховен в ту пору. Вот, что он писал Вегелеру осенью 1801 года: ,,Ты едва ли можешь себе представить, сколь одинокое и грустное существование влачил я на протяжении последних двух лет. Словно призрак, преследовал меня повсюду мой слабый слух, и я бежал от людей, должен был казаться мизантропом, хотя в действительности мне это так мало свойственно. — Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною. После двух лет снова несколько светлых мгновений, и вот — я впервые ощутил, что женитьба могла бы составить мое счастье. К сожалению, она не моего сословия, и сейчас, разумеется, жениться мне никак невозможно; я еще должен порядком поскитаться. Когда бы не слух мой, я давно уже объехал бы полсвета, а мне необходимо это сделать — ведь для меня не существует высшего наслаждения, чем заниматься своим искусством и его показывать". Этот отрывок из письма достаточно полно раскрывает душевные переживания Бетховена, в которых столкнулись трагизм, связанный с усилением глухоты, творческий подъем, радость любви и препятствия, стоящие на пути к счастью. Разнообразная гамма чувств и переживаниё и нашла отражение в музыке этого квартета.

МУЗЫКА.
1 ЧАСТЬ.
   Сонатная форма. Главная партия полна затаенной скорби, она требует сдержанной мужественной передачи. Своеобразна она и по форме - это тринадцатитактовый замкнутый период, включающий в себя и элемент мотивного развития. Тему завершает дополнение  с остановкой на доминанте, контрастирующее своей статичностью с драматическим стремлением основного раздела главной партии. Создается впечатление, что «задача» этой темы — дать лишь постепенный тональный переход к Es-dur. Светлая, умиротворяющая кантилена побочной партии - яркий пример контраста у Бетховена; построенная на интонациях главной и связующей партий, побочная, а также заключительная партия образно противоположны им. Примечательно, что некоторая обособленность тематического материала присуща лишь экспозиции; в разработке и репризе тематическое развитие дается более обобщенно. Светлая, умиротворяющая кантилена побочной партии — яркий пример производного контраста у Бетховена; построенная на интонациях главной и связующей партий, побочная, а также заключительная партия образно противоположны им. Примечательно, что некоторая обособленность тематического материала присуща лишь экспозиции; в разработке и репризе тематическое развитие дается более обобщенно. В этих разделах сонатной формы контраст главной и побочной партий еще более подчеркнут их непосредственным сопоставлением без связующей партии. Отражением этого контраста являются два тематических раздела разработки: проведение главной партии целиком в новой тональности и ее последующее тематическое развитие, а затем аналогичное развитие побочной партии. Истинно бетховенская сила чувствуется в более динамичной по сравнению с экспозицией репризе, насыщенной контрастами. В драматургическом плане всей первой части квартета, несмотря на большую протяженность светлых лиричных побочной и заключительной партий, побеждает трагическая образность главной партии. В коде патетическое настроение достигает своего апогея. В последних шести тактах, звучащих напряженно и гневно, слышится дыхание будущего исполинского «Кориолана».
2 ЧАСТЬ.
   Бетховен заменяет традиционную медленную часть на скерцо и опять же в сонатной форме. Изложение носит полифонический характер (фугато в главной партии, каноническая секвенция в побочной партии, имитационность развития в разработке). Следующая за темой главной партии группа шестнадцатых является темой побочной партии.  По мнению А. Б. Маркса, музыка этой части " отличается серьезным и решительным характером, и хотя время от времени в ней слышится то одна, то другая шутка, делается это с намерением, чтобы скрыть серьезные мысли композитора". В то же время другой музыковед, Людвиг Ноль считает скерцо только ,,лёгкой юмористической шуткой". В любом случае эта музыка уводит слушателя далеко от первоначальной патетики и драматизма.
3 ЧАСТЬ.
   Менуэт. Но у Бетховена он имеет характер скерцо; быстрого и взволнованного.  В трио менуэта своеобразно звучат в партии первой скрипки восходящие и нисходящие триоли. Оригинальны и необычны темповые указания Бетховена: менуэт в первый раз должен быть исполнен в умеренном темпе , а по окончании трио менуэт повторяется в более быстром темпе . Тем самым он ещё более разрушает его связь с танцевальностью.
4 ЧАСТЬ.
   Финал написан в форме рондо - сонаты. По характеру и даже некоторым интонационным оборотам он близок третьей части «Патетической сонаты» Бетховена и особенно финалу трио G-dur Гайдна. Рефрен сменяется то певучими, то скерцообразными эпизодами. В коде финала  напряжение достигает предела: главная тема идет в стремительном движении и заканчивается просветленным звучанием в C-dur. Решающую роль при исполнении финала играет соотношение темпов Allegro и Prestissimo. Автор указал на наиболее возможно быстрое его исполнение.
   Всё произведение оставляет очень сильное эмоциональное впечатление. Здесь уже слышится тот Бетховен, который будет и далее развивать в своём творчестве драматическую тему.

 

   

 

  • Нравится 4
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Staudio изменил заголовок на Разговоры о классической музыке
 Поделиться

×
×
  • Создать...