Разговоры о классической музыке - Страница 69 - Topics - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Открытый клуб  ·  192 участника  ·  Бесплатный

Классическая музыка

Разговоры о классической музыке


УЭФ
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Имя, достойное всемерного уважения.
КОЛЕТТ МАЗ - 108
лет!
   Во французском замке Кло де Вужо в Бургундии с фортепианным концертом выступила старейшая пианистка в мире Колетт Маз. Она исполнила сочинения Роберта Шумана, Клода Дебюсси и Астора Пьяццоллы.
    Концерт посетили 500 слушателей. Несмотря на преклонный возраст, 108-летняя исполнительница продолжает заниматься музыкой по четыре часа ежедневно.
   "Так же, как нам нужны кофе или обед, мне, безусловно, нужна связь между музыкой, пальцами и телом", – говорит Колет
т.

 

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 2.6k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

23 часа назад, вадим с. сказал:

Людвиг ван Бетховен.
Квартет № 4 (c-moll), Op. 18, No. 4 ,,Патетический" (1800).

Спасибо большое Вадим!  Как то мимо у меня проходил...   

Хотя сонату " Патетическая " очень люблю и в исполнении может не столь знаменитого пианиста но просто на мой слух замечательного!  

image.thumb.jpeg.bfc60798cb162ebb6634927b28950844.jpeg

А этот коллектив исполняющий квартет на видео мне хорошо знаком и есть много КД - но не с эти квартетом. Буду искать эту запись...

 

 

  • Нравится 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, Serg53 сказал:

Спасибо большое Вадим!  Как то мимо у меня проходил...   

Хотя сонату " Патетическая " очень люблю и в исполнении может не столь знаменитого пианиста но просто на мой слух замечательного!  

image.thumb.jpeg.bfc60798cb162ebb6634927b28950844.jpeg

А этот коллектив исполняющий квартет на видео мне хорошо знаком и есть много КД - но не с эти квартетом. Буду искать эту запись...

 

 

Отличное исполнение! Одно их моих любимых.

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 часов назад, Serg53 сказал:

Спасибо большое Вадим!  Как то мимо у меня проходил...   

Хотя сонату " Патетическая " очень люблю и в исполнении может не столь знаменитого пианиста но просто на мой слух замечательного!  

На обзоры бетховенских квартетов меня сподвигла коробочка с записями квартета им. Бетховена. Её и рекомендую. А все сонаты есть желание собрать в исполнении Татьяны Николаевой.

1-6.jpg.6741c7e33705124da86a050ff3fed0e0.jpg

  • Нравится 1
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Людвиг ван Бетховен.
Квартет № 5 (A-dur), op. 18, No. 5 ,,Амадей". (1800).


e2d6005274129f96bd780d490456d141.jpg.e81f9c444749b5d5f1c75fcabda947a4.jpg
 

   Как и жанр фортепианной сонаты, струнный квартет сопутствовал Бетховену в течение всей творческой деятельности. В этой сфере, которая все более притягивала к себе композитора, с особой силой проявились и его способность к философскому осмыслению жизни, и склонность к композиционно-техническим новациям. С самого начала он воспринимал квартет как жанр, предрасполагающий и обязывающий к эксперименту, и, говоря словами Р. Роллана, «знал, что квартет – дело серьезное». В квартетах op.18  налицо те или иные элементы музыкальной традиции. Осваивая новый жанр, композитор проявлял известную осторожность, довольствуясь пока рамками прежних обра­зов и форм. Тем не менее, недооценивать их не стоит, музыка этих сочинений содержит немало индивидуальных, бетховенских черт. В целом, в первой серии бетховенских квартетов господствует бодрая жизнерадостность, энергия, веселье и юмор, светлая лирика, мажорные тональности.
   Квартет № 5 несколько напоминает квартет Моцарта в той же тональности. Впрочем, сходство, а быть может, даже подражание, относится только к форме, а не к содержанию, так как индивидуальность Бетховена сказалась и здесь в полной мере. В этом квартете композитор передает существенные черты своего мироощущения — жизнерадостность, жизнелюбие. Несмотря на свою нумерацию, этот квартет, вероятно, был четвертым из шести, составляющих 18-й опус Бетховена, посвященный князю Лобковицу. Композитор перестроил всю группу после ее завершения в 1800 году. Музыковед Бранденбург утверждал, что хронологический порядок шести произведений был 3, 1, 2, 5, 4, и 6. Перестановка Бетховена была логичной, основанной, по - видимому, на характере квартетов. В целом, первые три (в окончательной нумерации) довольно верны классическим формам, в то время как вторые три имеют тенденцию быть несколько экспериментальными. В определенных отношениях последнее трио квартетов можно рассматривать как значительную часть перехода композитора к образности и стилям его так называемого среднего периода.
1 ЧАСТЬ.
   Первая часть квартета Allegro открывается темой, которая более чем отдаленно напоминает моцартовскую. Но большая часть музыки здесь также напоминает части собственной сонаты Бетховена для скрипки и фортепиано № 2 ля мажор, соч. 12/2 (1797-1798), написанной в той же тональности. Главная партия - радостная, а настроение оптимистичное, хотя побочная партия содержит материал немного более серьезный. Раздел разработки примечателен тем, чего в нем в основном не хватает — разработки. Только вторая половина содержит содержательное развитие, но в манере, которая выглядит как дань уважения музыки Моцарта
2 ЧАСТЬ.

   Менуэт, пронизанный интонациями Моцарта. Первая тема подкупает своей грацией и изящностью. Музыка второго раздела менуэта плавно движется вплоть до внезапной, прерывающей ее течение генеральной паузы. После этого вновь проводится первый раздел в несколько расширенном виде. В трио менуэта звучит одна из задушевнейших мелодий , подобная тем, которые позже будут написаны композитором в теме с вариациями фортепианной сонаты As-dur op. 26 и в третьей части фортепианного трио Es-dur op. 70.
3 ЧАСТЬ.
   Andante cantabile. Тема, пять её вариаций и кода. Наброски этой темы были сделаны в 1798 - 1799 годах. Тема вариаций очень проста, незатейлива. Поразительны черты симфонизма, проявившиеся в развитии темы и проникшие в жанр вариаций уже в раннем квартете композитора. В этой части проходит вереница различных образов и настроений от проникновенно-задушевных до героических. Развитие несет в себе черты симфонического преобразования основной темы. Кода, завершая развитие темы, носит интонационные её черты. В целом  кульминация всего квартета и находится в этой части. Это, несомненно, одна из новаций молодого Бетховена.
4 ЧАСТЬ.
   Финал написан в сонатной форме. Энергичная главная партия имеет полифонические черты, а побочная более размеренная и спокойная. В разработке Бетховен остроумно соединяет темы главной и побочной партий. В коде неожиданно появляется новый мотив в главной тональности — первая скрипка, поддержанная остальными инструментами, поет прощальную песню, затем эта фраза проходит в разных голосах. Финал завершается протяжным тихим аккордом. Несмотря на некоторое сближение этой музыки с квартетами Моцарта, индивидуальность композитора уже здесь проявилась достаточно ярко. Квартет № 5 можно считать одной из жемчужин раннего периода творчества композитора.

 

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

http://musike.ru/index.php?id=125

Я давно и с большим интересом читаю этот ресурс. :)

  • Нравится 2
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 июня исполняется 120 лет со дня рождения дирижера, народного артиста СССР Евгения Александровича Мравинского. К этой дате телеканал "Россия-Культура" покажет знаковые концерты маэстро и документальный фильм о его судьбе "Властелин оркестра".

b-74714.jpg.e5c78a56cca3b9162b30d9e6b62a6430.jpg

   "Должны быть священнодействие и праздник. Если это есть – успех обеспечен", – говорил о миссии своей профессии дирижер Евгений Мравинский. Маэстро бессменно руководил Оркестром Ленинградской филармонии более 50 лет. Преданность любимому делу и особая чуткость интерпретатора обессмертили имя Евгения Александровича в мировой музыкальной культуре. Каждый концерт с участием дирижера становился знаковым событием для меломанов. Оркестр Ленинградской филармонии под его управлением был признан одним из лучших в мире. Д.Д. Шостакович посвятил Мравинскому свою Восьмую симфонию.
Д. Д. Шостакович. Симфония № 8.

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, вадим с. сказал:

4 июня исполняется 120 лет со дня рождения дирижера, народного артиста СССР Евгения Александровича Мравинского. К этой дате телеканал "Россия-Культура" покажет знаковые концерты маэстро и документальный фильм о его судьбе "Властелин оркестра".

b-74714.jpg.e5c78a56cca3b9162b30d9e6b62a6430.jpg

   "Должны быть священнодействие и праздник. Если это есть – успех обеспечен", – говорил о миссии своей профессии дирижер Евгений Мравинский. Маэстро бессменно руководил Оркестром Ленинградской филармонии более 50 лет. Преданность любимому делу и особая чуткость интерпретатора обессмертили имя Евгения Александровича в мировой музыкальной культуре. Каждый концерт с участием дирижера становился знаковым событием для меломанов. Оркестр Ленинградской филармонии под его управлением был признан одним из лучших в мире. Д.Д. Шостакович посвятил Мравинскому свою Восьмую симфонию.
Д. Д. Шостакович. Симфония № 8.

 

Надеюсь ещё будет о нём в этой теме и 4 июня ?  :ab:  Очень люблю слушать его записи! Есть и на виниле и КД.   Издавали его и на САКД ( но к сожалению сами записи качеством записи конечно далеки от современных стандартов)  .    Великий дирижёр! 

 

image.jpeg.5d67851462afd1cf92b2f503649b3b7c.jpeg

И особенно часто слушаю вот этот винил с обожаемым мной " Щелкунчиком" - в конце 50х увидел балет в Большом театре когда ещё и в школу не пошёл. И он мне долго снился как и музыка...

 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

29 минут назад, Serg53 сказал:

Надеюсь ещё будет о нём в этой теме и 4 июня ?  :ab:  Очень люблю слушать его записи! Есть и на виниле и КД.   Издавали его и на САКД ( но к сожалению сами записи качеством записи конечно далеки от современных стандартов)  .    Великий дирижёр! 

Да, Мравинский - это имя мирового масштаба. 4 июня обязательно, да и вообще без всяких дат слушать его исполнение никогда не лишне.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Я не особый ценитель современного авангарда.  Но вот появилась интересная статья

 

 

Сто метрономов в АтмосферахIN MEMORIAM

СТО МЕТРОНОМОВ В АТМОСФЕРАХ

В ЭТОМ ГОДУ ОТМЕЧАЕТСЯ СТОЛЕТИЕ ДЬЁРДЯ ЛИГЕТИ, ОДНОГО ИЗ КРУПНЕЙШИХ КОМПОЗИТОРОВ ПОСЛЕВОЕННОГО ХХ И НАЧАЛА ХХI ВЕКА 

 

Сто метрономов в Атмосферах | Музыкальная жизнь (muzlifemagazine.ru)

  • Нравится 1
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Serg53 сказал:

Я не особый ценитель современного авангарда.  Но вот появилась интересная статья

Не так уж и давно я писал о его 100 метрономов. А статья хорошая и подробная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 минут назад, вадим с. сказал:

Не так уж и давно я писал о его 100 метрономов. А статья хорошая и подробная.

Вадим! Я почитал и Вас и эту статью. И даже проснулся интерес самому послушать...:ab:

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Serg53 сказал:

Вадим! Я почитал и Вас и эту статью. И даже проснулся интерес самому послушать..

Сергей, по тому произведению для метрономов,конечно, нельзя даже в общих чертах судить о композиторе. У Дьёрдя Лигети много разнообразных и достаточно, на мой взгляд, интересных произведений. Послушайте лишь один этюд ,,Лестница дьявола". Очень интересная музыка. Да и номер у этюда соответственный - 13!

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К 120- летию Е. А.Мравинского.
,,Размышления о Мравинском". Документальный фильм. (1979).

Режиссёр: С. Чекин.
Сценарий: А. Золотов - мл.
Производство: Экран.

 

 

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

 

И ещё о Мравинском немного ( 4 июня надеюсь будет много)) . Знаете ли чем похожи и чем отличались Мравинский и Караян ?

Похожи тем что в их оркестрах царила железная дисциплина и полное подчинение музыкантов дирижёру!  Скажем у Бернстайна было не так - он часто говорил музыкантам " а вот тут играйте просто как чувствуете" .

 

А в чём различие ?  Вот и такое :  

 

 

"Диктатура — туда, демократия — сюда, но оркестранты, «лабухи» (как они зовутся на музыкантском жаргоне) во всем мире одинаковы. Когда наш Заслуженный коллектив Республики Симфонический оркестр Ленинградской филармонии (сокращенно ЗКР) приехал в Западный Берлин и музыканты Мравинского встретились с коллегами из оркестра Караяна, рассказывали, что между ними состоялся примерно такой разговор:

— Какие вы счастливцы — вы работаете с Караяном!

— Ах, оставьте, он дутая фигура! Это вы счастливцы — вы работаете с Мравинским!

Как говорится, комментарии излишни… "   

 

Это вот из этой статьи. Только появилась.            Все мы стареем… | Музыкальная жизнь (muzlifemagazine.ru)

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

6 часов назад, Serg53 сказал:

И ещё о Мравинском немного ( 4 июня надеюсь будет много)) . Знаете ли чем похожи и чем отличались Мравинский и Караян ?

Похожи тем что в их оркестрах царила железная дисциплина и полное подчинение музыкантов дирижёру!  Скажем у Бернстайна было не так - он часто говорил музыкантам " а вот тут играйте просто как чувствуете" .

Конечно, Сергей, говорить о такой величине, как Мравинский необычайно сложно: уж столько о нём сказано. Документальный фильм 1979 года, который я вчера выложил, прекрасно его характеризует. Особенно понравилось как Олег Борисов его охарактеризовал с точки зрения зрителя и как с точки зрения коллеги дал ему высочайшую профессиональную оценку Юрий Симонов.
   А вообще, я не встречал в своей жизни ни одного дирижёра, который не был бы в большей или меньшей степени диктатором. И это правильно.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К 120 - летию Е. А. Мравинского.
Франц Шуберт. Симфония № 8 ,,Неоконченная".

Документальный фильм (1978).
Реж. А. Золотов.

 

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Людвиг ван Бетховен.
Квартет № 6 (B - dur). Op.18, № 6. (1800).

 

,,Мои произведения - не миниатюры и не филигранные изделия, а фрески Микеланджело, и если вы хотите их выразить по - моему, макайте ваши кисти в сочные краски, научитесь извлекать из Ваших инструментов здоровый, сильный звук" - Л. ван Бетховен.

e2d6005274129f96bd780d490456d141.jpg.8f1e6be93f9dfbdb25b710d1f1a1a417.jpg

   Изданные в 1801 году шесть первых квартетов можно считать вершиной раннего периода творчества Бетховена. Развивая тенденции написания камерной музыки, композитор, прежде всего, ориентировался на опусы Гайдна и Моцарта. Следуя в русле, проложенном великими предшественниками, он всё - таки сразу же стал заявлять о своей самобытности и о своём видении квартета, как музыкальной формы. Его квартеты далеки от слащаво - развлекательных дивертисментов и выражают серьёзные мысли композитора. Эмоциональная глубина каждого из шести квартетов не оставляет сомнения в дальнейшем продолжении поисков своего неповторимого языка, который мы узнаём буквально с первых тактов. Квартет № 6 является завершающим в этом опусе и содержит в себе немало сочетаний лирики и патетики.

1 ЧАСТЬ.
   Сонатная форма. Главная тема бодра и энергична, что контрастирует с певучей и широкой побочной темой. В разработке композитор отдаёт преимущество первоначальному образу. Реприза без изменений повторяет экспозицию.
2 ЧАСТЬ.
   Adagio написано в сложной трёхчастной форме с трио. Это спокойная и пленительная музыка является не только лирической вершиной квартета, но и одной из самых исполняемых из квартетного наследия  как самостоятельной пьесы. Известно, что Бетховен отверг ранее написанную 2 часть и переписал заново, лишь используя основные темы. Это говорит об особом акценте на лирическую сторону всего произведения. 

3 ЧАСТЬ.
   Скерцо. Контраст с предыдущей частью и общность с первой частью очевидны. Триольный размер, быстрый темп, лёгкость и обилие синкоп - всё это способствует возникновению воздушного беззаботного образа, который не так уж и редко проявляется в ранних произведениях композитора.
4 ЧАСТЬ.
   Несомненным шедевром является эта часть. Как она непохожа на традиционные финалы классической Венской школы! Не случайно и её название ,,Меланхолия". Композитор пишет: ,,Эту пьесу следует исполнять в высшей степени деликатно". Начальное проведение темы pianissimo постепенно трансформируется в мрачные тона, а изменения темы и гармонии ещё более усугубляют контрастность. Но следующий раздел шутлив, энергичен и напорист. Да, молодость не терпит пессимизма и это прекрасно отражено в музыке. В следующей части Poco Adagio слышны нотки раздумья, которое не даёт нам определённого выбора между двумя этими контрастными образами. Но в коде мы всё - таки слышим оптимизм и бодрую решительность, которая и является той движущей силой, которая и далее будет вести композитора к грядущим образам, которые воплотятся во множестве замечательных произведений!

 

 

  • Нравится 2
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

On 5/26/2023 at 10:49 AM, ishiwata san said:

Подумал, а что ждать выходные, посмотрел-послушал сейчас. :)

Да, на последних 10 секундах произведения есть два малозаметных микро - скачка в звучании, которые совсем не портят впечатления о записи.

Но это на моём Эзотерике, с его эталонным транспортом, а на том форуме писали, что звук выпадал на одну минуту.

 Этот досадный дефект, как ответили на DECCA, возник ещё при мастеринге записи и его полностью исправить не удалось.

фото говорит, что всё исправили. :)

Послушал кроткие фрагменты обоих дисков, записи  разные  по расположению микрофонов , акустике зала и по общему аналоговому шуму ленты.

Но хронометраж записи одинаков 22.01 мин.

Так, что думаю, когда покупал бокс ещё 27 апреля, после многочисленных жалоб, его уже успели скорректировать. :)

 

DSCF5926.jpg

DSCF5927.jpg

Получил этот бокс на днях. Время третьей части "La mer" на моём диске неправильное, на версии 1964 года должно быть около 7.59 
Народ  скупил весь La Mer  1964 года на discogs
https://www.discogs.com/master/1752214-Ravel-Honegger-Dukas-Chabrier-Debussy-LOrchestre-De-La-Suisse-Romande-Ernest-Ansermet-Bolero

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

120 лет со дня рождения великого дирижёра ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА МРАВИНСКОГО.

   Конечно, невозможно в этот знаковый для всякого почитателя его творчества, коим и я являюсь, вспомнить все его многочисленные записи, концерты, интервью, в которых он неизменно точно высказывал своё понимание музыкального искусства, но можно остановиться на одном, на том, что ёщё раз точно обрисует его портрет. Сейчас, уже в 21 веке, просто необходимо возвращаться к таким талантам, которые и сформировали исполнительство 20 века.
 

a4f8ba38-7520-11ec-a059-0242ac1f0002.jpg.06a1ffb18250c09cd8e901b9ea5d6391.jpg


Павел Гаук ,,ЗАМЕТКИ О МРАВИНСКОМ" (2014).


«Дирижеры — народ стойкий, потому что им приходится много стоять»: один из афоризмов моей жены Ольги, который как нельзя лучше отражает внешнюю сторону самой таинственной  профессии в мире музыки. На мой взгляд, ее представители условно делятся на три группы:
        1. «Настоящие» — это они, всеобъемлющие, великие, заставляющие излучением своей креативной воли безоговорочно покоряться и оркестр, и публику. Они наполняют концертные залы  энергией настоящего искусства и на равных разговаривают с Бахом, Шубертом, Малером, то есть,  с богами.  Среди них — Тосканини, Бруно Вальтер, Караян, и, без всякого сомнения, Мравинский.
        2. «Капельмейстеры» — профессионалы, отлично владеющие дирижерской техникой, знающие, дотошные, но не обладающие способностью захватывать слушателя и вдыхать настоящую жизнь в оркестр, хотя они вполне достойно добиваются относительно качественного звучания. Иными словами — когда слушаешь их исполнение, ухо, так сказать, не вытягивается в граммофонную трубу. Бесспорным королем названной разновидности является, по моему мнению, Эрих Лайнсдорф.
        3. «Галантные», озабоченные в первую очередь тем, как произвести наибольший зрелищный эффект, как впечатлить своей персоной окружающую среду. В этот круг не могу не поместить имена таких известных людей, как  Ион Марин и Саймон Рэттл. Это о них гениально писал Саша Черный:               
                Склонив хребет, галантный дирижер
                Талантливо гребет обеими руками —
                То сдержит оком бешеный напор,
                То вдруг в падучей изойдет толчками…
         Приведенное здесь описание трех дирижерских категорий предполагает, естественно, наличие таланта и соответствующей школы, то есть, речь идет о профессиональных музыкантах, добившихся известности и положения, остальных, как говорится, «просят не беспокоиться».
        Евгений Александрович Мравинский — и «настоящий», и «всеобъемлющий». И не потому, что я питаю к нему родственные чувства, а потому, что так оно и есть. Мне остается лишь сожалеть о быстротечности и краткости времени, в течение которого я мог пользоваться его обществом. По сути дела я встречался с ним в детстве, и, прежде всего, именно детские впечатления запечатлелись в памяти.
       
        Март 1953 года. Мравинский  (дядя Женя,  как  я  его  называл)  в Москве.  Из окон нашей квартиры, расположенной высоко,  видна часть улицы Горького (ныне Тверской) и Пушкинская площадь. Прямо, на расстоянии одного километра, открывается панорама Кремля (сейчас ее нет, ибо вид закрыл бездарный в архитектурном отношении дом, возведенный в хрущевские времена). Мравинский в числе других вызван для участия в музыкальной части сталинских погребальных ритуалов. Впоследствии мне ошибочно казалось,  что  он  приезжал в  связи со  смертью  Прокофьева,  по иронии судьбы  случившейся  тоже  5  марта  и  почти  незамеченной  нигде,  кроме  как  в  узком  кругу.  (Рассказывают, будто бы  Арам Ильич Хачатурян прилюдно воскликнул: «Ах, жалко, не узнал!..» — имея в виду, что Прокофьев не успел узнать о смерти «отца и учителя»).  В  те годы дядя Женя всегда  или почти  всегда  останавливался  у  нас.  Я  тогда  удивлялся:  как  это  он,  такой  длинный,  помещался  на  стоящей  в  отцовском  кабинете  козетке  эпохи  Павла  I,  но  он  любил спать  именно  на  этом  диванчике, расположенном непосредственно под большими, громко тикающими  часами с поистине колокольным боем. 
        В эти исторические дни все без исключения наши домашние женщины были как будто не  в  своей  тарелке.  Стояла  непонятная  мне  суета,  но  ни  всхлипов,  ни  вздохов  не  припомню.  Бабушка   всё  твердила,  что  у  Сталина (а  я  уже прекрасно  знал —  кто  это  такой) случился  удар.   Это  было  интересно,  и  я  постоянно  расспрашивал    домочадцев,  надеясь  получить  информацию о том,  кто же и чем  его  ударил.  К сожалению, ответов на мои  вопросы не помню.
        Внизу, далеко под окнами, колышась волнами,  перемещались по улице толпы людей, поголовно одетых в темное. Они стремились в сторону запруженной народом Пушкинской площади... В  какой-то  момент дядя Женя  взял меня под мышки, поднял  и  поставил  на  подоконник,  откуда   видна  часть  улицы  Горького  и  Пушкинская  площадь. Некоторое время мы в молчании созерцали непривычное зрелище,  наблюдая  за  черной  толпой,  запрудившей  всё  обозримое  пространство.  Люди двигались.  То — медленно,  то — внезапно  бросались бежать.  Вдали  по-праздничному ярко  горели под низко стоящим мартовским солнцем золотые  купола  Кремля.  Потом Мравинский  начал  сквозь зубы бормотать  что-то вроде  «бараны,  дураки,  куда-куда»…  Вскоре зрелище мне надоело, и я спрыгнул на пол, а  он, скрестив  руки   на  груди,  с  присущим  ему  мрачно-ироничным  видом  стал расхаживать   взад  и  вперед  по  комнате  и  продолжал что-то  невнятно  бурчать.  Моя мама  ходила вокруг него,  заламывая руки,  и  умоляющим  голосом    упрашивала:  «Женя,  дорогой  мой,  прошу  вас,  замолчите,  нас  всех…».  Но он только  саркастически усмехался в ответ  и  продолжал крамольничать. Отец же в те дни  почти не появлялся  дома, он был  назначен  «главным»  по  «музыкальному сопровождению» траурных  действ.   Помнится,  я был чем-то смутно  взволнован  и  еще  помню,  что  вечером,  когда  меня  уже  уложили  в  постель, в  детскую зашел  Дядя Женя и  долго сидел на краю кровати и что-то  говорил.  Если бы я был способен  прислушаться  и запомнить его  слова!..  Но  мне-то  едва  исполнилось  пять  лет…
        В последующие годы он все реже и реже наведывался в Москву, в последний раз я видел его и разговаривал с ним во время московских гастролей  в семидесятых годах. В январе (год сейчас точно не помню) на музыкальную Москву буквально обрушилось редкое явление: приезд Оркестра Ленинградской Филармонии во главе с Мравинским.  Такие гастроли случались раз в десятилетие.  Изголодавшиеся по дирижерам и оркестрам с мировыми именами москвичи - меломаны осаждали кассу Большого  зала  консерватории:  в те годы большинство мировых знаменитостей избегало посещать Советский Союз по политическим соображениям.
        Само собой разумеется,  мы с мамой, Людмилой Павловной, получили приглашение на все без исключения концерты.  Описывать их нет нужды.  Всё было по хрестоматийному выражению Гёте «просто и хорошо».  Я насладился и утонченной бартоковской «Музыкой для струнных, ударных и челесты», и величественным «Аполлоном Мусагетом» Стравинского…   Программы Мравинского всегда отличались стройностью и безупречным вкусом. После каждого концерта мы заходили к Евгению Александровичу за кулисы, и всякий раз он заинтересованно и серьезно спрашивал: «Ну, как?..»  Нашел он время и для визита к нам. Но это было короткое посещение.  Они с Людмилой Павловной «вспоминали минувшие дни»,  Ленинград, «Голубую гостиную», Театр…   Ведь Мравинский в свое время работал в мимансе  «Александринки»,  то есть,  попросту — статистом,   а мама моя несколько лет прослужила там же в качестве актрисы на вторых ролях.
        Накануне отъезда он позвонил по телефону.  Трубку снял я.  Евгений Александрович несколько минут разговаривал со мной, расспрашивал о делах, планах.  Под конец  сказал:
        —  Я тебе желаю, чтобы всё, что ты задумал в искусстве, осуществилось;  да, и не забывай того, что у тебя есть я… 
        Больше мы никогда не встречались…
       
        Когда я сегодня обращаюсь к образу Евгения Александровича, то отчетливо вижу, как  органично он  (образ)  соединяется с  его представлениями и  убеждениями в музыке,
в философии  жизни и восприятия мира. Фотографии поздних лет чаще всего являют нам суровое выражение его лица. Но это вовсе не отражение души, а художественный стиль фотографов 50-х — 60-х годов двадцатого века, когда артистов модно было изображать в резких черно-белых тонах и демонически-романтических ракурсах и аспектах.   Напротив, фотопортреты, сделанные в 30-е годы совсем иные. Более или менее серьезен он на всех старых фотографиях, но демоническое начало напрочь отсутствует, ибо оно и не было ему присуще. Да, ирония, да, насмешливость, да, строгость и серьезность, но никогда не ощущал я в нем зла, ибо оно и не могло исходить от него, — вслушайтесь в его исполнение Пятой симфонии Чайковского, или «Щелкунчика», быть может, самой доброй музыки в истории.
        Мравинский мог быть суров и строг с артистами оркестра и не снисходил до панибратства с рядовыми оркестрантами, дабы добиться их «любви», как это практикуют некоторые его коллеги, к примеру, уже упомянутый Саймон Рэттл; известно, что берлинские филармоники души в нем не чают (знаю со слов тамошних музыкантов). Мравинский же не гнался за подобной популярностью, его любили и уважали достойные, иные же ненавидели, что только подчеркивает величие его личности. Еще в период  жизни на Западе, мне попалась на глаза книжонка некоего Марка Резникова, эмигранта, в прошлом артиста Заслуженного коллектива, изданная в 80-е годы то ли в Израиле, то ли в Америке. Видимо, оказавшись вне досягаемости, сей «писатель» отвел душу, упражняясь в оскорблениях и уничижительных формулировках в адрес своего главного дирижера. А почитайте, что пишет в наше время известный в определенных кругах quasi искусствовед Яков Рубенчик! Кажется, он испытывает какое-то извращенное чувство наслаждения, ниспровергая авторитеты таких  фигур, как  Мравинский и Гилельс. В числе прочего он утверждает, что Мравинский никогда не выступал с солистами. Как же тогда объяснить фотографию, на которой запечатлены вместе Гилельс и Мравинский на фоне оркестра и беломраморных колонн Ленинградской филармонии? А записи концертов Чайковского, и Шостаковича, в которых участвуют Рихтер и Ойстрах, или запись концерта для валторны Рихарда Штрауса? Но для Рубенчика они, вероятно, не существуют. Как всё это знакомо, и было уже, и есть, и будет… ибо всегда найдутся личности, действительно способные управлять великими деяниями,  и всегда найдутся сопровождающие их бледные поганки, кормящиеся от щедрот их деятельности, те, кто  завидует, не будучи сами способными к созиданию.  Порой и уважаемые люди откалывают такие штуки, что просто диву даешься. Никогда не забуду, как еще в начале семидесятых Кондрашин вел передачу по телевидению, темой которой являлось  исполнение симфоний Моцарта. Он продемонстрировал собственную видеозапись, — дескать, вот как надо играть, — после чего полностью смешал с грязью «старомодную» интерпретацию Бруно Вальтера. Кроме того, тот же Кондрашин заявлял, что «Гаук, Мелик-Пашаев и Голованов испортили все советские оркестры»…
        Примечательно, что трое лучших учеников Александра Гаука именовались Евгениями: Мравинский, Микеладзе и Светланов. О Микеладзе — отец считал его  необычайно талантливым —  сегодня почти не вспоминают, он стал очередной жертвой сталинских злодейств. Евгений по-гречески — благородный. Это имя как нельзя лучше соответствует Мравинскому, мало кто из знакомых мне людей мог бы носить его с таким достоинством и честью. Благородства в манерах, поступках и деяниях Светланова мне никогда не доводилось улавливать, даже при всем уважении к его природным музыкантским дарованиям.
      
        Я видел немало великих дирижеров, в том числе и Герберта фон Караяна  во время всех трех его московских гастролей: сначала с Венским Филармоническим Оркестром, затем с La Scala и с Оркестром Берлинской Филармонии.  О первом впечатлении судить не берусь, ибо был еще в тех  летах, когда не должно сметь свое суждение иметь.   Концерты же  с Берлинским Оркестром запомнились  хорошо.  Всё тут было потрясающе:  и звучание, и экспрессия, и пластичность, и  солистская ангажированность  оркестрантов.  Но в исполнении порой улавливалась  некая стерильность,  словно качество невольно являлось самоцелью.  Это впечатление, когда впоследствии я  получил возможность прослушивать  многочисленные пластинки,  усилилось.  Если же смотреть видеозаписи, сделанные Караяном, то результат их экспрессивности зависит в значительной степени и от кинематографической подачи, эффектных режиссерских находок,  портретных кадров самого фотогеничного в мире maestro, игры цвета, света и тени. 
        Слушая и наблюдая Оркестр Мравинского с Евгением Александровичем за пультом,  я никогда не думал о театральности, мастерстве или уровне.  Здесь не находилось места ничему постороннему,  что искусственно анимировало бы зрителя. Это было то, что  немцы называют «reine Musik»,  «чистой музыкой».
        Небезынтересно отметить, что Караян никогда не «дирижировал глазами», его созидательные намерения выражались исключительно мануальным путем (естественно, на репетициях он пользовался и методом словесного объяснения своих замыслов). А чуть ли не главным средством искусства Мравинского являлся именно взгляд; казалось, экстрасенсорным или телекинетическим образом он транслировал оркестрантам музыкальные требования и замыслы дирижера при минимальном использовании жеста, олицетворяя собою крылатую фразу Бианта «всё свое ношу с собой».
        Мравинского порой укоряют в ограниченности репертуара, не понимая, что при своей разборчивости и требовательности к качеству музыки он не мог позволить себе исполнять сочинения не высшего сорта. Но взгляните на его дискографию: сколько здесь  музыки разных эпох — от Баха до Стравинского и ленинградских композиторов-современников. И это только пластинки, а ведь какие-то произведения, исполненные в концертах, остались вне поля зрения магнитофонной пленки. 
        Дирижерская манера Евгения Александровича (не имею в виду идентичность подхода к интерпретации и мануальную сторону профессии) отчасти сродни таковой легендарного Сержиу Челибедаке, руководившего Мюнхенским филармоническим оркестром с 1979 до своей смерти в 1996 году.  Он так же, как и Мравинский, вел за собой толпу восторженных почитателей и полчище недоброжелателей, и так же скрупулезно работал с одним, только своим оркестром до полного достижения выражения собственных творческих представлений. Оркестранты относились к нему с безграничным уважением и преданностью (я знавал многих из них, будучи близок к мюнхенским музыкальным кругам).
               
        Мне не посчастливилось хорошо знать Мравинского в быту, но очертания его личности отчетливо возникают в представлении при чтении его писем, адресованных моему отцу. Из этих писем становится ясно, что их связывало многое. При внешней их непохожести и различии характеров находится немало внутреннего сходства. Оба родились на морских берегах: Мравинский — в Петербурге, Гаук — в «южной столице» России, Одессе. Оба получили классическое гимназическое дореволюционное образование, оба учились в университете и оставили его ради консерватории, оба не числились вундеркиндами, и профессиональная известность пришла к ним довольно поздно.  Оба стали первооткрывателями многих сочинений Шостаковича, Мравинский в Ленинграде, Гаук — также и в Москве. Оба превыше всего ставили немецкую дирижерскую школу… Были и существенные различия. Гаук был общительным эпикурейцем, в характере же интроверта Мравинского проявлялась склонность к аскетизму. Мравинский обожал кошек и ходил на охоту, Гаук не охотился и кошек терпеть не мог. «Умоляю! Достань несколько пуль «Жакан» или несколько заряженных пулями патронов 20-го калибра. (Есть медведи и лоси)» — из письма Евгения Александровича, адресованного моему отцу от 4.VIII. 1939.
        Несмотря на то, что Мравинский имел куда больше государственных знаков отличия, отец никогда не выказывал чувства ревности. Лишь в последние годы своей жизни он как-то посетовал: «Как замечательно повезло Жене — ему в Ленинграде созданы все условия для спокойного творчества!» И в самом деле, директор Филармонии Пономарев и художественный руководитель Саркисов старались изо всех сил.  В музыкальной среде ходила крылатая фраза Пономарева: «Ленинград — это Эрмитаж и Мравинский».   Но нельзя забывать, что, по существу, в Ленинграде тогда существовал единственный дирижер такого ранга, творивший в гордом одиночестве, а в Москве в послевоенные годы одновременно работало несколько именитых коллег.  К тому же, по выражению Ираклия Андроникова, Москва — город преимущественно театральный, а Ленинград — музыкальный. Но на сегодняшний день грани стерлись, Москва подтянулась в оркестровом качестве — БСО и Национальный оркестр Плетнева поднялись почти до европейского уровня, а Заслуженный коллектив, увы, сделал в своем звуковом продвижении шаг назад, что особенно заметно на фоне прогресса оркестра Мариинского театра.
       
        Е. А. Мравинский дирижирует Симфонией № 5 Д. Д. Шостаковича.

 

 

 

  • Нравится 3
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 часов назад, RT9540 сказал:

 Время третьей части "La mer" на моём диске неправильное, на версии 1964 года должно быть около 7.59 

Да, проверил всё более внимательно, там действительно запись не совпадает, это не 1964 год.

Хотя лично по мне, на фоне такого шикарного издания, такая досадная накладка не принципиальна.:)

"Море" Дебюсси  не является моим любимым произведением, вот если бы "Шахерезада" нашего Николая Андреевича, то Я бы очень сильно расстроился.

Но там, слава Богу ! Всё в порядке. :)

8 часов назад, RT9540 сказал:

Народ  скупил весь La Mer  1964 года на discogs

Надо со временем, тоже такую запись раздобыть для полноты коллекции. :)

P.S.

Миша, коробочку Клемперера заказал ? :)

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

О записях Мравинского.

 

   

Если ставить " во главу угла "  звучание записей классической музыки - то конечно записи с Мравинским не отвечают современным хайрез стандартам ( хотя издавались и на САКД). 

 

   Но если выбирать этот " угол" ( как делают некоторые на других форумах) - то это просто лишить самого себя настоящих музыкальных сокровищ и вообще базы для оценки исполнения и трактовки классической музыки и в современных записях. А тут как и вообще во всём искусстве скорее регресс чем прогресс .

Кроме составляющей связанной с техническим прогрессом ...  

Если  искать записи его знаменитых зарубежных гастролей ( даже в виде рипа-файла с КД) - то лучше издания зарубежных КД .

Я очень люблю Мелодию и у меня есть её КД с теми записями. Но они звучат заметно слабей зарубежных.   Думаю это во многом связано с тем что по соглашениям СССР о записях зарубежных гастролей с иностранными лейблами в Мелодию передавались только вторые или третьи копии записей на ленте.

 

И кто знает как они хранились в " славные " 90-е годы ( ходят слухи что и подмены были)...  Да и цифровой мастеринг их видимо похуже .

 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 hours ago, ishiwata san said:

Да, проверил всё более внимательно, там действительно запись не совпадает, это не 1964 год.

Хотя лично по мне, на фоне такого шикарного издания, такая досадная накладка не принципиальна.:)

"Море" Дебюсси  не является моим любимым произведением, вот если бы "Шахерезада" нашего Николая Андреевича, то Я бы очень сильно расстроился.

Но там, слава Богу ! Всё в порядке. :)

Надо со временем, тоже такую запись раздобыть для полноты коллекции. :)

P.S.

Миша, коробочку Клемперера заказал ? :)

Ну "Шахерезада" само собой, но ёе всё таки по легче найти, кстати версия на esoteric SACD очень приличная только ценник на этот диск стал уж какой то совсем конский.

Клемперера пока не заказывал он пока ещё здесь не вышел.
 

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

18 минут назад, RT9540 сказал:

Клемперера пока не заказывал он пока ещё здесь не вышел.

Я на jpc заказал,  жду.

Но, уже внимательные люди какие то опечатки в полиграфии нашли. :)

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

28 минут назад, RT9540 сказал:

Клемперера пока не заказывал он пока ещё здесь не вышел.

Да, у вас в Америке всё как не у людей ... :lol:

Редкое фото из буклета.

7255c558aabf69baaab96314482303e7.jpg

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Staudio изменил заголовок на Разговоры о классической музыке
 Поделиться

×
×
  • Создать...