Разговоры о классической музыке - Страница 42 - Topics - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Открытый клуб  ·  192 участника  ·  Бесплатный

Классическая музыка

Разговоры о классической музыке


УЭФ
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

DSCF5764.JPG

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 2.6k
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

9 часов назад, ishiwata san сказал:

Ленни много в коллекции не бывает ! 

Прими, Юра, мои искренние поздравления! Фантастический бокс. Я очень люблю Ленни и давно хотел написать о нем большой пост на ветке. И обязательно это сделаю. 

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 часов назад, Штальбург сказал:

Прими, Юра, мои искренние поздравления!

Спасибо, Женя ! :)

10 часов назад, Штальбург сказал:

давно хотел написать о нем большой пост на ветке

С нетерпением ждём ! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

21.03.2023 в 05:29, Штальбург сказал:

Я очень люблю Ленни и давно хотел написать о нем большой пост на ветке. И обязательно это сделаю. 

С удовольствием прочту.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Переложения в музыке.
М.П.Мусоргский ,,Картинки с выставки". Переложение для гитары Казухито Ямашита
 (1981 г.)

Тема переложений и транскрипций столь обширна, что вряд ли возможно в рамках этого формата даже пытаться охватить весь диапазон. Но есть и знаковое произведение русской классики, столь любимое разными исполнителями, и всемирно известное имя японского музыканта Казухито Ямашита, который еще в свои 20 лет удивил весь музыкальный мир своим талантливым переложением этого цикла для гитары. На днях он будет отмечать своё 62- летие, поэтому прошу считать мой скромный пост знаком уважения.

О самом фортепианном цикле ,,Картинки с выставки" написано уж столько, что, не стоит повторяться. Упомяну лишь то, что многие из рисунков В. Гартмана до нас не дошли и мы можем иметь о них представление лишь опираясь на музыку Модеста Мусоргского.
К. Ямашита, заявив о себе ещё в середине 70- х, записал этот цикл всего лишь за два мартовских дня в 1981 году. Его же концертное исполнение в Торонто произвело настоящий фурор. Гитарист сумел заставить всех уже иначе взглянуть на свой инструмент, которому подвластны произведения, написанные для ф- но. Переслушивая вчера эту пластинку, я сделал акцент на ,,работе" его правой руки, которая не только необычайно технична, но и, не оставаясь статичной в одном положении, перемещаясь по длине струн, позволяет расширять тембровую палитру инструмента. Стоит ещё упомянуть очень точное воспроизведение замысла Мусоргского и необычайную экспрессивность, которая не переходит образные рамки, а лишь подчёркивает их.

Это переложение стало эталоном и отправной точной для последующих работ гитариста. Среди его переложений выделю: А. Вивальди ,,Времена года", Н.А.Римский- Корсаков ,,Шехерезада", И.Стравинский ,,Жар- птица", А.Дворжак ,,Симфония №9", ,,Оперные арии В.- А. Моцарта". Также музыкант переложил для гитары все сонаты, партиты и сюиты И.С.Баха для скрипки, виолончели и лютни.
Дискография К. Ямашита очень внушительна, стилистически разнообразна.

Предлагаемое вам исполнение, конечно, несовершенно с точки зрения качества записи, но позволяет увидеть игру мастера гитарного исполнительства, заявившего о себе в столь юном возрасте.

 

yamashita-thumb.jpg

e90900e5397555a5cc2c0e6910059fc7.jpg

  • Нравится 7
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сегодня родился Телеман! 

Он, конечно же, велик…Прожив 86 лет, сочинял буквально во всех барочных жанрах: оперы, оратории, пассионы-оратории, концерты, сюиты, кантаты, камерную музыку. Играл на скрипке, клавикорде, гобое, флейте, виоле да гамба и тромбоне. Огромное количество его произведений еще даже не записано. Более того, они даже не все катологизированы. 

У Телемана больше всего я люблю увертюры-сюиты, трио-сонаты и концерты для разных инструментов (в особенности, где есть духовые), а также скрипичные сонаты. 

Много у меня Телемана на виниле. Вот, к примеру, очень хорошее издание. Один из любимых боксов.

image.png.e392ab22c606f18909399fe73a74f3ae.png

Но сегодня привлеку внимание к трем CD. 

Сейчас мой самый любимый, совершенно потрясающий диск - TelemannSonatentriosconcerti (Oehms, 2012)

https://www.discogs.com/release/23466095-Telemann-LAccademia-Giocosa-Sonaten-Trios-Concerti

Там все записи – мировые премьеры. Исполнители - L'Accademia Giocosa. Его состав связан с Симфоническим оркестром Баварского радио, что, само по себе, уже знак качества. В каждом произведении участвуют от четырех до десяти музыкантов. Исполнение искрится свежестью, и хочется наслаждаться Телеманом, прокручивая диск еще и еще. 

Посмотрите на этих замечательных музыкантов:

https://www.youtube.com/watch?v=Am2T7t0L3zI

Второй дисок  это Telemann: Les Nations-Overtures & oboe concertos (Challenge Classics  2013).

Я почему-то не нашел его на дискогсе. Но на ютюбе - целиком.

https://www.youtube.com/playlist?list=OLAK5uy_ky-tRQiMPJVMrwAxbCFyusp0L51Stb6U4

Этот гибридный диск имеет выдающееся звучание (даже если нету SACD). Исполнители - Bach Concentus под руководством Демейера. 

И третий  это диск Boris Begelman plays Telemann: Violin sonatas (DHM, 2015).

Опять-таки не нашел на дискогсе, но есть ютюб.

Еще один великолепный диск. Четыре из семи произведений – мировые премьеры. Просто блестящий мастер-класс барочного музицирования. 

https://www.youtube.com/watch?v=VOVo4s_NfB8

В общем, сегодня можно смело погрузиться в мир Телемана, из которого не хочется выбираться…

  • Нравится 2
  • Спасибо! 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Да, кстати...

Тут музыкальный журнал BBC предлагает нам подумать...

По опросу Леди Гага, Джастин Бибер и Майкл Джексон занимают первые строчки по татуировкам. То есть их больше всего люди наносят на тело. Также в списке Пинк Флойд и Квин. А вот из мира классической музыки - никого...Пора наносить на ноги Брамса, на руки - Листа, а Шуберта - на спину. А чего, красиво! 

Вы бы кого на свою могучую грудь набили?

image.png.794766c17842a42ba32625766771d3e6.png

  • Нравится 1
  • Смешно :) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

38 минут назад, Штальбург сказал:

Сегодня родился Телеман! 

Хотя Георг Филипп Телеманн родился 14 марта 1681 года, но вспомнить талантливого композитора никогда не помешает.
О его роли в немецкой музыке того времени может красноречиво сказать такой факт. Находясь в Эйзенахе, композитор был приглашён в семью Бахов для крестин их второго сына Карла Филиппа Эммануила. Иоганн Себастьян был рад его согласию, сам же крестник, позже став маститым композитором, гордился именем своего крёстного.
Именно Карл Филипп Эммануил после смерти отца сделал запись на рукописи незаконченной фуги ,,Во время работы над этой фугой, в которой тема B-A-C-H была введена в теме противосложения, композитор скончался". Мало кто решается дописать её. Принято во время исполнения всего ,,Искусства фуги" заканчивать последнюю в зеркальном порядке.

Спасибо за хорошую публикацию о Г. Ф. Телемане, имя которого связано с судьбой семьи Бахов.

 

2b6c09bbc5ca33ef5231c046a87ef21f.jpg

  • Нравится 1
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

37 минут назад, вадим с. сказал:

Хотя Георг Филипп Телеманн родился 14 марта 1681 года,

Ох ты, точно, перепутал с 24 марта... Не перепроверил. Спасибо за уточнение! Ладно, главное, что - в марте))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хочу порекомендовать крошечный российский лейбл который специализируется на ранней музыке.
http://www.caromitis.com/eng/catalogue/catalogue.html
У них много превосходно записанного Тельмана на гибридных SACD.  У трэков есть ссылки на сэмплы.
618SazO308L.jpg


http://www.caromitis.com/eng/catalogue/cm0032005.html
 

Прямая ссылка на первый трэк.
http://www.caromitis.com/media/cm0032005/01.mp3

  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, RT9540 сказал:

Хочу порекомендовать крошечный российский лейбл который специализируется на ранней музыке.

Кстати, вдруг кто-то заинтересуется... 

Совсем не дорого, продавец проверенный, надёжный и легко идёт на торг реальному покупателю ! :)

https://www.avito.ru/schelkovo/audio_i_video/seriya_klassicheskoy_muzyki_10_cd_2746307063

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

32 minutes ago, ishiwata san said:

Кстати, вдруг кто-то заинтересуется... 

Совсем не дорого, продавец проверенный, надёжный и легко идёт на торг реальному покупателю ! :)

https://www.avito.ru/schelkovo/audio_i_video/seriya_klassicheskoy_muzyki_10_cd_2746307063

Юр. Очень дешево если у Вас таких нет то рекомендую. Многие из этих дисков сейчас на ebay по $30-$40

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 часов назад, Штальбург сказал:

Спасибо за уточнение! Ладно, главное, что - в марте))

Да это мне был лишь повод вспомнить этот интересный факт из жизни семьи Бахов. Его я услышал еще на великолепных уроках муз, лит- ры от Татьяны Анатольевны Николаевой, человека энциклопедических знаний. Тогда такие факты черпались лишь из книг, которые ещё поискать надо было. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 часов назад, Штальбург сказал:

После премьеры «Кошута» Барток тут же был объявлен первым «чисто венгерским симфонистом». Он, конечно же, отойдет от этого романтического стиля «земли и крови» в своем дальнейшем творчестве, но его ранние поиски греют мою душу.

ЛАЙОШ КОШУТ- знаковая личность в истории Венгрии.
Основой симфонической поэмы Б. Бартока стали революционные события 1848-49 - х годов, когда провалом закончилась попытка освободиться от ига Австрии. Не случайно лейтмотивом проходит изменённый гимн Австрии как сатира. В целом же произведение программно и сам Барток четко указал его структуру. Начинаясь звуковым портретом Кошута, поэма заканчивается, как и те исторические события, похоронным маршем. 1. Кошут. 2. Почему ты опечален, дорогой муж? 3. Родина в опасности. 4. Раньше была лучшая жизнь. 5. Всё стало хуже. 6. Встаньте и сразитесь! 7. Молодцы! Доблестные венгерские воины! 8. Всё кончено! 9. Везде сейчас тишина (похоронный марш).

Лично мне кажется это произведение логическим продолжением героической темы, столь ярко выраженной Л. ван Бетховеном в увертюре ,,Эгмонт".
Талантливых исполнителей этого знаменитого произведения, конечно, много, но мне со студенчества очень близка трактовка Герберта фон Караяна.
Потому именно этим исполнением и предлагаю насладиться.

  • Нравится 5
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

57 минут назад, вадим с. сказал:

но мне со студенчества очень близка трактовка Герберта фон Караяна.

Вадим, трактовка Караяна конечно бесспорно, выдающаяся.

А как, Вы оцените трактовку Курта Мазура ?

 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, вадим с. сказал:

Не случайно лейтмотивом проходит изменённый гимн Австрии как сатира.

Да, было дело. Гимн Gott erhalte был написан Гайдном, а сейчас он является гимном Германии (правда слова другие). Случился сандал, чуть не сорвалась премьера, потому что в оркестре были австрияки, которые отказывались играть Кошут. В Манчестере, где прошло, по-моему,второе исполнение вообще посчитали искажение гимна "отвратительным". 

1 час назад, вадим с. сказал:

Лично мне кажется это произведение логическим продолжением героической темы, столь ярко выраженной Л. ван Бетховеном в увертюре ,,Эгмонт".

Возможно, но все же, скорее всего, Кошут является продолжением "Жизни героя" Штрауса. Когда Барток услышал это произведение, то сразу же приступил к переложению для фортепиано. Это было очень сложно, но Барток справился. Как и в Жизни героя, в Кошуте огромный инструментальный состав (там восемь рожков, два эуфониума, теноровые тубы, бас труба). А что касается оркестровки и "психологической" обработки мотивов с  тематическими метаморфозами, то это очень близко "Заратустре" Штрауса. Тем более, что Барток был помешан на Ницше и "Заратустра" у него на тумбочке прикроватной всегда лежал. Кроме того, Штраус сильно его потряс своим гармоническим своеобразием. И Барток свой гармонический словарь начал создавать именно отталкиваясь от Штрауса. 

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, Штальбург сказал:

Барток свой гармонический словарь начал создавать именно отталкиваясь от Штрауса. 

Мои слова были не о характерном для Бартока муз. языке, а о самой героической теме, столь ярко изложенной еще в ,,Эгмонте". Потому и акцент здесь именно на тематику. Русская музыка также богата героическими музыкальными произведениями. Достаточно вспомнить лишь увертюру П. И. Чайковского ,,1812 год".

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

23 минуты назад, ishiwata san сказал:

Вадим, трактовка Караяна конечно бесспорно, выдающаяся, а как, Вы оцените трактовку Курта Мазура ?

В вашем тесном кругу ценителей классики я недавно, а потому, наверное, прежде чем давать свою личностную оценку исполнения ,,Эгмонта" К. Мазуром, необходимо расставить векторы восприятия музыки, которые для меня незыблемы.

1. Сравнения исполнения одного и того же произведения у разных талантливых музыкантов допустимы лишь в контексте общей идейной задачи, поставленной композитором в нотах и комментариях к ним ( если таковые имеются).
2. В случае полного ,,растворения" исполнителей в партитуре, можно лишь говорить о различии в нюансах, фразировке, кульминационных вершинах и т. д. Это и является неповторимостью исполнительства как такового в лучшем его проявлении.
3. Образованный и воспитанный музыкант не будет явно высказывать своему коллеге личное неприятие его трактовки, а сделает это в очень корректной форме, либо просто промолчит.

Моё же отношение к творчеству знаменитого Курта Мазура, конечно, очень уважительно, хотя его дирижёрская техника далека от близкой мне. Тем и хороша музыка- своим многообразием.

  • Нравится 3
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, вадим с. сказал:

Мои слова были не о характерном для Бартока муз. языке, а о самой героической теме, столь ярко изложенной еще в ,,Эгмонте".

Кстати, любопытная деталь. Когда венгры в 1956 году в очередной раз восстали, то единственной пластинкой классической музыки на мятежной радиостанции "Кошут" была "Эгмонт" Бетховена, и музыка сразу была провозглашена символом революции. 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 минут назад, Штальбург сказал:

Кстати, любопытная деталь. Когда венгры в 1956 году в очередной раз восстали, то единственной пластинкой классической музыки на мятежной радиостанции "Кошут" была "Эгмонт" Бетховена, и музыка сразу была провозглашена символом революции. 

Конечно, нет необходимости в лишнем подтверждении огромной талантливости и образности ,,Эгмонта", но не случайно эта увертюра давно в учебных программах по муз. лит- ре и муз. форме. Да и при упоминании героики в музыки, автоматически память моя ставит на вершину Бетховена.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Штальбург сказал:

ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ

Хорошая тема для беседы и понятия многообразия выразительных средств дирижёра.
Позволю себе лишь немного дополнить.
Конечно, мой любимый Караян уходит вглубь себя и лишь его руки ведут оркестр. Но это, скорее, исключение, чем правило. В учебных пособиях по дирижированию лишь сказано, что глаза дирижёра могут быть как дополнение к его жестам. Потому и всё зависит не только от личной манеры дирижирования, но и от внутреннего психологизма руководителя.
Хотелось бы дополнить ряд приведённых здесь имен ещё одним.

ЕВГЕНИЙ МРАВИНСКИЙ.
Легенда отечественной музыки. О нём написано столь много восторженного, что повторяться нет смысла. Его видимая ,,сухая" манера дирижирования подкреплялась его проницательными глазами, которые в нужный момент находили смысловой акцент фрагмента и вычленяли необходимого музыканта или группу инструментов.
Наиболее показательно это проявилось в сотрудничестве дирижёра с Д. Д. Шостаковичем. 5-я симфония, впервые им исполненная ещё в 1937 году, столько раз впоследствии им исполнялась, что можно было б предположить рутинное ,,тиражирование", но Мравинский всегда находил в ней новые нюансы и скрытые смысловые акценты. Дмитрий Шостакович вспоминал: ,, Наиболее близко я узнал Мравинского во время нашей совместной работы над моей Пятой симфонией. Должен сознаться, что сначала меня несколько испугал метод Мравинского. Мне показалось, что он слишком много копается в мелочах, слишком много внимания уделяет частностям, и мне показалось, что это повредит общему плану, общему замыслу. О каждом такте, о каждой мысли Мравинский учинял мне подлинный допрос, требуя от меня ответы на все возникающие у него сомнения. Но уже на пятый день совместной работы я понял, что такой метод является безусловно правильным. Я стал серьёзнее относиться к своей работе, наблюдая, как серьёзно работает Мравинский. Я понял, что дирижёр не должен петь, подобно соловью. Талант должен прежде всего сочетаться с долгой и кропотливой работой".

Слова бессильны отразить все дирижёрские нюансы. Личность за пультом- это и есть главное.
А незадолго до смерти партитура Пятой симфонии вновь стояла на пюпитре Евгения Александровича. Он, видимо, вновь и вновь в неё вчитывался, находя там ещё не познанное, глубокое...

Потому и предлагаю послушать симфонию № 5 Д. Д. Шостаковича в исполнении Симфонического оркестра Ленинградской филармонии. За пультом - Е. А. Мравинский.

 

  • Нравится 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, вадим с. сказал:

Хорошая тема для беседы и понятия многообразия выразительных средств дирижёра.

:D

 

  • Нравится 3
  • Смешно :) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

25.03.2023 в 07:25, Штальбург сказал:

 

Друзья, а вот сегодня уже точно, 25 марта, на земном шарике появился на свет БЕЛА БАРТОК!

image.png.fd9b96170c60ecd37ae8020645d2b33d.png

Должен сказать, я не очень люблю всяческий националистический шовинизм в искусстве вообще и музыке, в частности. Яркий тому пример – Глинка, который решил, что ему нужно создать истинно русский стиль музыки, и ничего не создал, кроме тоскливых «Руслана и Людмилы» и «Жизни за царя». Барток тоже был заражен этим энтузиазмом по созданию мадьярского стиля: везде, где мог писал «Долой Габсбургов», одевал на премьеры национальную одежду, перестал говорить на немецком, отбросил приставку «фон» в своей фамилии (его ранние композиции были подписаны «Бела фон Барток»), боролся за то, чтобы его мать заменила германское уменьшительное имя его сестры, Эльза, на венгерский эквивалент - Бёске.

Вначале Барток свято верил, что вербункош и чардаш – это и есть народная венгерская музыка. Вербункош действительно стал символом Венгрии. Рекрутский танец (Вербунг – вербовка) через цыганские оркестры вошел в салоны Будапешта. От него произошел чардаш, название которого говорит о том, что он возник в сельских трактирах (чарда). Лист прославил вербункош в своих "Венгерских рапсодиях", а Брамс ("Венгерские танцы") и Сарасате ("Богемские напевы") выбрали его в качестве символа мадьярской души.

Однако вскоре Барток услышал крестьянку Лиди Досу, которая пела аутентичную деревенскую трансильванскую песню с модальными переливами и особой структурой строфы, понял, что все это время сильно ошибался. После этого «культурного шока», вместе с Кодаем, устремился в поле собирать фольк. Барток поехал на восток, а Кодай – на север. Коллекционирование и катологизация музыки стало фетишем. После этого, венгерскую крестьянскую музыку композитор находил везде, даже в пентатонике Дебюсси. Барток уже был готов начать записывать и русскую народную музыку, но тут случилась Первая мировая война и полевую работу пришлось свернуть. В 20-м году в результате Трианонского договора Венгрия потеряла большую часть своих довоенных территорий, которые стали частью Румынии, Чехии, Королевства сербов, хорватов и словенцев. По сравнению с довоенными границами ее площадь сократилась в три раза. Для Бартока это была личная трагедия. Потеря Трансильвании и Словакии положила окончательный конец собиранию народных песен. После этого, композитор начал перерабатывать то, что записал, и сочинил бесчисленное множество словакских, венгерских и румынских песен и плясок. 

Мне кажется, что Барток постоянно боролся внутри себя с немецкой музыкой, но при этом все больше и больше ее в себя впитывал и одевал на свой националистический кокон. Вначале у композитора было равнение на Брамса и Вагнера, а после того, как усышал Ein Heldenleben, сразу начал говорить о «семенах новой жизни». Влияние Штрауса можно проследить почти во всех ранних сочинениях композитора. Кроме того, Барток учился у Иштвана Томана – самого одаренного ученика Листа, а потому его влияние можно отметить в той же степени, что и Штрауса. Наконец, с 20-х годов у Белы начинается поворот к атональному хроматизму и гармонической сериализации, характерных для экспрессионистских произведений опять же немецкого Шёнберга. Но даже эмигрировав в США в 1940 году, композитор маниакально искал встречи с любимыми деревенскими напевами. Получив грант, он начинает работу над коллекцией записей югославской народной музыки, хранящейся в Гарвардском университете. 

Положа руку на сердце, я люблю только одного Бартока - раннего, ослепленного национализмом и немецким романтизмом. Это был Барток, который еще не услышал Лиди Досу. Он еще думал, что венгерская идентичность – это вербункош. В этот бульон композитор добавил Вагнера, Штрауса, Листа, Регера и многих других. Этот синтез, на мой взгляд, ярче всего проявился в симфонической поэме «Кошут». В моем рейтинге музыки Бартока – номер один. Там слышится все сразу: и Хельденлебен, и Тристан, и даже временами всплывает Малер. Но, прежде всего, "Кошут" близок «Так говорил Заратустра» Штрауса и «Фауст-симфонии» Листа.

После премьеры «Кошута» Барток тут же был объявлен первым «чисто венгерским симфонистом». Он, конечно же, отойдет от этого романтического стиля «земли и крови» в своем дальнейшем творчестве, но его ранние поиски греют мою душу.

Барток не придерживался заранее определенной системы письма, будь то модальная, тональная или додекафоническая. Он шел разными эстетическими путями на протяжении жизни, но сила этого композитора состоит в том, что он – композитор Синтеза. Он – музыкальный алхимик. 

Послушаем сегодня «Кошут» 

 

А вот мне у Бартока больше всего нравятся концерты - для оркестра, все фортепианные (особенно 3-й), 2-й скрипичный. Возможно, и потому, что они более традиционные - я тоже "национальный уклон" в классике не люблю (кроме немецкого, разумеется). И отдельное спасибо за Глинку - рад, что не один я так считаю)).

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Staudio изменил заголовок на Разговоры о классической музыке
  • Dmitry© сделал важной и сделал обычной теме
 Поделиться

×
×
  • Создать...