Фортепиано в классике - Страница 12 - Гармония класски - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Фортепиано в классике


Штальбург
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

Забыл добавить картинку и ссылочку. Сорри.

https://www.discogs.com/ru/release/10445713-Liszt-Jorge-Bolet-Piano-Works-Œuvres-Pour-Piano-Klavierwerke

R-10445713-1497606390-2779.jpg

R-10445713-1497606391-7906.jpg

  • Нравится 5
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 872
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Опубликованные изображения

1 час назад, nikotin сказал:

А слушал я его в исполнении Хорхе Боле (Jorge Bolet), комплект которого купил по совету одного знакомого меломана.

Не хотел уже сегодня ничего писать, так Вы своими интересными постами вынуждаете:)

Я много в свое время читал о Боле и отрывки из его автобиографии.

Хорхе Боле – величайший интерпретатор Листа. Пожалуй, только Горовиц проявлял такой интерес к внутреннему потенциалу фортепиано. Боле, как и Лист, стремился использовать все его ресурсы в плане тембра, цвета, фактуры, звучности и техники. Он обладал фантастической виртуозностью, но она у него не была никогда самодавлеющей. Хотя его техника непревзойденная, он всегда был очень сдержан при исполнении. Он совсем не склонен к пиротехнике, и всегда выбирал очень трезвый подход. Я помню, что Шонберг как-то сказал, что Боле – один из величайших интерпретаторов Листа с пальцами Горовица и звуком Левина. Речь идет о Иосифе Аркадьевиче Левине. Причем, у Боле очень романтический подход к Листу. Я читал его высказывания по этому поводу. Он считал, что стиль Листа очень специфичен, и его нельзя играть так же, как Шопнеа, Шумана или Брамса. Он полагал, что музыка Листа заставляет исполнителя проявлять большую свободу, и он много изменял у Листа, когда его играл, чтобы достичь того, что, как ему казалось, Лист имел в виду. И Боле говорил, что уверен, что если бы его услышал Лист, то он его никогда бы не осудил. Если бы Боле почувствовал, что Лист мог это сделать (то есть осудить), он никогда бы не вмешивался в ноты. Он, прежде всего, уважал компоизтора. Собственно говоря, ровно таким же образом с Листом поступал и Горовиц. Это свойственно романтической, листовской школе исполнительства. Звучание Боле обладало особенно богатой текстурой и оркестровой глубиной. Поэтому он всегда играл на Baldwin-е и Bechstein-е. Боле был очень привередлив, когда работал с текстом. Он тщательно анализировал каждую ноту, каждую мелодическую линию. Несмотря на свои легендарные технические способности, пианист обычно изучал партитуры вдали от клавиатуры, часто утверждая, что никогда не решал основные технические трудности за фортепиано, а всегда - мысленно. Часто он был серьезен и сдержан на сцене, в отличие от Рубинштейна или Горовица, которые любили соблазнять слушателей.

С 1958 года он исполняет Листа, записал тогда «Трансценденталные этюды». А вообще, свои первые записи сделал только в 1952 году, хотя выступал с 30-х годов. У него было несколько версий обоих концертов Листа, Три версии этюдов, Годов странствий, Сонаты и многочисленных транскриций. Шопен занимает второе почетное место (Баллады, Скерцо, Прелюдии, а также ряд этюдов, ноктюрнов). Именно двум концертам Шопена он посвятил свою последнюю запись в 1989 году с Шарлем Дютуа и Монреальским симфоническим оркестром. Это был финал его карьеры. Баха, Бетховена, Моцарта и Брамса, Боле практически не играл, Мендельсон и Рахманинов очень скромное место занимают, а Дебюсси (Прелюдии), Шуберта (Сонаты) и Шумана (Карнавал, Концерт, Фантазия) он начал записывать только в последние годы. Но какие это записи! Боле также записал два крупных произведения камерной музыки с Джульярдским квартетом: Квинтет Сезара Франка и Концерт Шоссона с Ицхаком Перлманом в начале 80-х. Можно сказать, что это был последний из могикан, последний представитель уже давно исчезнувшего фортепианного мира. А, вообще, у него интересная судьба. В течение десятков лет виртуоз жил в сомнениях, поддерживаемый горсткой друзей и коллег, которые верили в него и были убеждены, что его день придет. 

С конца 30-х он преподавал в качестве ассистента Рудольфа Серкина. Потом поступил на службу в кубинскую армию. В 1945 году был призван в американскую армию, дислоцированную в Японии. Затем ушел из армии, чтобы вернуться на сцену. Но он так и не смог добиться успеха. Все увлеклись молодым поколением блестящих американских пианистов, таких как Леон Флейшер, Уильям Капелл, Юлиус Катчен и Ван Клиберн. В трудный период Боле даже подумывал о том, чтобы бросить все и заняться фотографией или бизнесом. Боле в конце сороковых и в пятидесятые годы жил в нищете, почти умирал от голода. И никогда бы не выжил без друзей, которые его поддерживали. Друзья верили, что его день настанет. Он был наполнен противоречиями до такой степени, что потерял уверенность в себе, и с трудом примирившись со своей гомосексуальностью в то время, когда ее нужно было скрывать любой ценой, он полностью замкнулся в себе. Его часто вызывали в кратчайшие сроки для замены величайших пианистов, включая Горовица, Хаскил, Аррау и Черкасского.

И вот так случилось, что сольный концерт 1974 года изменил его судьбу. В тот вечер Боле выступал в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Это был ни на что не похожий вечер. Артист играл удивительно. Апофеозом концерта стало одно из самых любимых произведений Боле - увертюра Вагнера "Тангейзер" в транскрипции Листа. Овация была неумолкающая. И только в 60 лет он стал легендой. Этот человек, с внешностью Кларка Гейбла.

 

image.png.a16df39cf3877e6de5acc3ff2580de9a.png

Вам, Слава, очень повезло, что на жизненном пути встретился приятель, который понимал цену этого пианиста и его интерпретаций Листа. 

 

  • Нравится 4
  • Спасибо! 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Штальбург сказал:

Ты уже наверное на низком старте?:D

Не то слово, Женя ! :)

Кстати, осенью уже вторую коробочку Клемперер обещают. 

https://www.warnerclassics.com/release/otto-klemperer-remastered-edition2

5054197528996_Klemperer_Complete-2.png.w

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

43 минуты назад, Штальбург сказал:

Вам, Слава, очень повезло, что на жизненном пути встретился приятель, который понимал цену этого пианиста и его интерпретаций Листа. 

Женя, спасибо за очень интересный пост о Хорхе Боле. Ну а тот, кто  мне этого пианиста посоветовал, это был преподаватель Академии Искусств в которой тогда училась моя младшая дочь. Интересный собеседник и отличный знаток классики. Запомнилось что у него была коллекция ХТК Баха. Около тридцати исполнений.

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

15 часов назад, nikotin сказал:

 Я прослушал эту запись несколько раз, после прочтения романа Мураками. Ну, понравилась, но не более. Там еще Мураками сранивает ее если не ошибаюсь, то с исполнением Альфреда Бренделя, которым он остался недоволен. Вот тут пожалуй соглашусь что "Годы странствий" у Бренделя получились какие то скучноватые. И это при том что я Бренделя люблю. Его Шуберт самый лучший, ну и сонаты Гайдна и Моцарта тоже очень хороши. А вот Лист совсем меня не тронул. Ну и еще у меня во все это возможно вмешалась привычка.  Я в Листа въезжал где то в начале нулевых, и въезжал довольно трудно. Это все же не Шопен или Равель, которые накрывают сразу. А слушал я его в исполнении Хорхе Боле (Jorge Bolet), комплект которого купил по совету одного знакомого меломана. И вот потихоньку разжевывая композицию за композицией в исполнении Хорхе Боле. я к нему привык, и мало того, еще и сильно полюбил. Ну и как бы подсознательно любое исполнение солопианного Листа я сравниваю с ним. Тоже вот интересно мнение Жени Штальбурга насчет этого пианиста.

Мне тоже Боле нравится больше, чем Берман. А у Бермана, на мой взгляд, очень хорошие концерты Листа с Джулини. Самые лучшие для меня пока у Рихтера с Кондрашиным, но, может быть, что-то еще встретится.

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

27 минут назад, Luke Skywalker сказал:

Самые лучшие для меня пока у Рихтера с Кондрашиным

Совершенно согласен! Эти произведения были признаны классическими практически с момента их первого появления. Они характеризуются не только интенсивной выразительностью игры Рихтера, но и очень тщательными балансами оркестровой фактуры, которых до этого не было в записях этих произведений. На протяжении всего исполнения акцент делается на поэтической проникновенности, драматическому воздействию, и эти интерпретации в этих и других отношениях оказали очень большое влияние. Это - одни из величайших записей Листа. 

27 минут назад, Luke Skywalker сказал:

может быть, что-то еще встретится.

Обязательно. Напишу о концертах. 

image.png.48e004e5667bd2b0e1dca612d991ef16.png

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

36 минут назад, Luke Skywalker сказал:

Мне тоже Боле нравится больше, чем Берман.

Меня тут уже несколько раз просили высказаться по поводу Бермана и его Листа. Во-первых, я не считаю Бермана великим пианистом. Ему категорически не хватает тонкости и изысканности, а я эти качества в пианизме ценю более всего. Что в нем есть? Величие в игре и довольно сильная чувственность. Что мне нравится у Бермана? Третья книга "Годы странствий". Лучшее, что я у него слышал. Высочайшее музыкальное качество и, я бы сказал, поэтическая проницательность. Но, положа руку на сердце, Берман - не мой пианист. 

 

  • Нравится 2
  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, Штальбург сказал:

Обязательно. Напишу о концертах. 

А мне с концертами Брендель нравиться .  Но спасибо за Ваши советы! Поищу и в записи с Рихтером и Кондрашиным. Не слушал...

IMG_20230531_102414_1.jpg

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, Штальбург сказал:

и довольно сильная чувственность.

Меня наверно как раз это и цепляет !  Романы Мураками полны чувственности и тоски - а также образности.  Вот почему я думаю он выбрал Бермана.  Спасибо за ответ!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

55 минут назад, Luke Skywalker сказал:

А у Бермана, на мой взгляд, очень хорошие концерты Листа с Джулини.

Да, и по поводу концертов с Джулини...Знаю эти записи. Для меня они не совсем удачные. Особенно во втором концерте в исполнении Бермана присутствует некоторая окоченелость и неподвижность. Плюс к этому Берман, как ни странно, зажат в кульминационных моментах. Конечный результат получился несколько приземленным. А к Джулини вопросов нет, с его стороны - хороший, размеренный темп. То, что надо. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Паганини-вдохновитель

image.png.018a7265f6dde2e62239b21f2bb8560b.png

В апреле 1832 года в Париже свирепствовала эпидемия холеры. Паганини давал благотворительный концерт в Оперном театре в пользу пострадавших. Лист присутствовал на концерте, был потрясен, и на него снизошло озарение, изменившее всю его жизнь. Он понял, что Паганини не просто играет на скрипке лучше других, а что итальянец играет на инструменте на предле его возможностей. Он также понял, что "Паганини фортепиано" еще только предстоит воплотить в жизнь. И тогда Лист, что его миссия в жизни - стать таковым. Для этого он и обратился к скрипичной музыке Маэстро.

Одним из первых произведений, написанных Листом под влиянием Паганини, стала Большая бравурная фантазия на тему «Камапнеллы» Паганини (Grande Fantasie de Bravoure sur La Clochette(da Paganini), S420). В основе этого невероятно сложного произведения - серия вариаций на итальянскую народную песню La Campanella ("Колокольчик"), вошедшую в третью часть 2-го Концерта для скрипки с оркестром си минор Николо Паганини. 

Сегодня это произведение почти никто не играет, отчасти из-за его технических сложностей. Но вот американец тайванского происхождения Ливан играет - https://www.youtube.com/watch?v=eWsGoJ-lRLc

Кроме этого сочинения, Лист написал другую, более удобную для исполнения и более популярную версию "Кампанеллы" в 1838 году. В это время Лист пишет «Шесть больших этюдов по Поганини» - основополагающее произведение в истории фортепиано. Пять этюдов — это транскрипции двадцати четырех каприсов Паганини для сольной скрипки, а шестой - Кампанелла.

Дело в том, что для Листа эти произведения были музыкальным дневником, в котором он раскрывал для себя и публики свой постоянно меняющийся взгляд на фортепианную технику. Эти этюды, в какой бы версии мы их ни рассматривали (а их две), представляют собой нечто большее, чем просто «транскрипции». В них Лист переосмысливает и адаптирует новаторскую музыку Паганини для скрипки к иным условиям и требованиям фортепианной клавиатуры.

Для того, чтобы это понять, достаточно послушать встык блистательный Каприс № 9 ми мажор Паганини (всего 3 мин.)

https://www.youtube.com/watch?v=H-dkwe8d4zY

Этот каприс называется "Охота", в которой Паганини просит скрипку имитировать звуки охотничий рогов, выстрелов, погони, шума леса. Это - музыка невероятной текстуальной и виртуозной сложности, в которой Паганини обращается с солирующей скрипкой как с целым оркестром.

В своих "Этюдах по Паганини" Лист задействует все гармонические, динамические и технические ресурсы фортепиано на основе этого «скрипичного» произведения. Как Каприс Паганини – «про» скрипку, так и версия Листа – «про» фортепиано. Этюд Листа — это не аранжировка, не транскрипция и даже не переработка Паганини. Это - настоящее переосмысление, пропущенное через призму фортепиано.

Итак, Лист/Паганини - Этюд № 5, "Охота"

В исполнении Евгения Кисина 

И, наконец, «Кампанелла» – самый знаменитый этюд. На такую невинную мелодию Лист создал просто невероятные вариации. Пьеса во многом представляет собой одно гигантское крещендо. Музыка начинается тихо и неумолимо нарастает к громовому завершению. Лист использует блестящие колокольные созвучия верхней части клавиатуры. Огромные скачки в обеих руках при исполнении сложной и филигранной линии, составляющей суть этого произведения, необычайно трудны. Лист использовал всю клавиатуру так, как до него ни один композитор. Он поистине в оркестровой манере культивировал тембры из разных фортепианных регистров - сверкающий верхний регистр, грохочущий (иногда громоподобный) нижний, поющий средний.

Компанелла в удивительном исполнении того же Кисина

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 5
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Берлиоз - родственная душа

image.png.73a747d12e8dee5d316094c2b13a5439.png

Лист впервые встретился с Берлиозом, когда ему было девятнадцать, а Берлиозу - двадцать семь. Они встретились 4 декабря 1830 года, в напряженный период жизни Берлиоза, потому что на следующий день должна была состояться премьера его "Фантастической симфонии" – необычного и дерзкого произведения. Берлиоз был поздним ребенком с неполным музыкальным образованием. Технически "Фантастическая симфония" - не самое отточенное произведение, но одно из самых оригинальных. Эта симфония - прекрасный пример того, что может произойти, когда гениальный человек не ограничен знанием "того, как правильно" и, вместо этого, позволяет себе полеты фантазии, которые не позволил бы себе более образованный художник.

Когда Лист и Берлиоз встретились, они сразу же нашли общий язык. Лист присутствовал на премьере "Симфонии" и был потрясен ее мощью и оригинальностью. Берлиоз и Лист стали большими друзьями. У них было много общего, включая интересы в поэзии, драматургии и живописи, а также глубокая любовь к Бетховену. В то время Бетховен, умерший всего за два года до их встречи, воспринимался среднестатистическим европейским посетителем концертов с большим подозрением.

И Лист, и Берлиоз недолюбливали академиков, что неудивительно. Ни один из них никогда не учился делать что-либо "правильно"; они делали все по-своему, и, в результате, стали врагами педагогов и героями романтического поколения, которое превыше всего ценило индивидуальность и оригинальность.

Берлиоз был беден, и всю жизнь оставался в долгах. Лист сделал все возможное, чтобы помочь своему другу, в том числе взял на себя монументальную задачу переложения для фортепиано неопубликованной "Фантастической симфонии". Лист сам оплатил публикацию фортепианной транскрипции и часто играл ее, чтобы способствовать популяризации произведения. Фортепианная транскрипция "Фантастической симфонии" вызвала огромный резонанс. 

Самая известная и запоминающаяся часть Симфонии - знаменитый "Марш на эшафот" из четвертой части. Слушатели, слышавшие в исполнении Листа его транскрипцию этой части, писали, что игра превзошла эффект от прослушивания произведения в исполнении оркестра.

Как можно кратко описать то, что отличало подход Листа к фортепиано и пианистической технике? То, что сделало его пианистом, с которого началась практически каждая школа фортепианной игры XIX и начала XX века?

 В основе пианистической революции Листа лежала его концепция абсолютной независимости движения пальцев друг от друга и концепция руки пианиста.

 Чтобы добиться абсолютной независимости пальцев, Лист по 10-12 часов в день упражнялся на выносливость, используя собственные методы, пока не смог играть все, что угодно, любым сочетанием пальцев.

 Что касается его концепции руки, то Лист представлял себе не две руки с пятью пальцами на каждой, а как - единый блок, состоящий из десяти независимых пальцев.

 Переключение пальцев, техники сцепления и скрещивания рук, которые он использовал в своей музыке, свидетельствуют об этой концепции единого блока из десяти пальцев. Сцепляя и скрещивая руки, Лист мог создать впечатление, что он одновременно располагается на всей клавиатуре.

 По сути, эта концепция произвела революцию в фортепианной игре и фортепианной музыке.

 

  • Нравится 2
  • Спасибо! 7
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

23 часа назад, Штальбург сказал:

Меня тут уже несколько раз просили высказаться по поводу Бермана и его Листа. Во-первых, я не считаю Бермана великим пианистом. Ему категорически не хватает тонкости и изысканности, а я эти качества в пианизме ценю более всего. Что в нем есть? Величие в игре и довольно сильная чувственность. Что мне нравится у Бермана? Третья книга "Годы странствий". Лучшее, что я у него слышал. Высочайшее музыкальное качество и, я бы сказал, поэтическая проницательность. Но, положа руку на сердце, Берман - не мой пианист. 

 

Да, я тоже Бермана великим не назвал бы. Среди советских исполнителей великих вообще было немного, на мой взгляд.

Что касается концертов Листа, я сейчас вспомнил, что самой первой услышанной записью был Ван Клиберн с Орманди. Это было давно и сейчас я ее практически не помню. Думаю, стоит переслушать.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

41 минуту назад, Luke Skywalker сказал:

Среди советских исполнителей великих вообще было немного, на мой взгляд.

Сначала надо определится с понятием " великий" .   Вообще то СССР был довольно закрытым государством и мировая известность и слава часто приходили только после зарубежных гастролей.  Даже великий Мравинский получил такую мировую славу во многом после знаменитых гастролей со своим оркестром. К слову 4 июня памятная дата - 120 лет со дня его рождения..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, Luke Skywalker сказал:

Среди советских исполнителей великих вообще было немного, на мой взгляд

Это очень интересная тема: существует ли такая вещь как «советский» стиль фортепианной игры? Позвольте мне высказать рабочую гипотезу о советском пианизме. Во-первых, это - эмоции в большом масштабе. С одной стороны, это качество, способное серьезно взволновать самую большую аудиторию. Но, с другой, эта повышенная эмоциональность навязывает невразумительный музыкальный голос. Брендель очень точно когда-то об этом сказал. Он сказал, что одержимость у русских пианистов усиленной риторикой, не дает возможности передавать тонкость индивидуального голоса и оттенков в игре. То есть от гиперэмоциональности, игра становится грубоватой. И те, кто любят французскую или немецкую фортепианную школу, это сразу замечают. Кроме того, советская идеология, считавшая индивидуализм явлением "гнилого Запада", проникала и в сознание музыканта. Советский пианист не выработал творческую привычку к созданию действительно независимых интерпретаций, а именно это является путем к "величию". Да, сыграно, как правило, мощно, сильно, с глубоким и богатым тоном, цветом, с безупречной дисциплиной, но без интрпретационной проницательности. Очень много послушного подражания и мало независимости. "Играть концерт Шумана как Рахманинов" - "Есть!"

В принципе в советской школе было два направления. Одно шло от Гольденвейзера, а другое - от Нейгауза. Династия Гольденвейзера – это Николаева (и ее Луганский), Гинзбург, Файнберг, Башкиров (и его Алексеев, Демиденко и Володось), и, наконец, Лазарь Берман. Типичный предствитель школы Гольденвейзера. И совершенно отличная линия – Генриха Нейгауза. Это – Рихтер, Гилельс, Раду Лупу. Разлчие между ними было очень хорошо понятно, особенно первому поколению учеников. Для Гольденвейзера во главе угла были «правила». А для Нейгауза – философская, психологическая и поэтическая линия исполнения. Для Гольденвейзера главным была методическая дисциплина, формулы классической фразировки, музыкальная жестикуляция. Напомню, что учителем Гольденвейзера был Зилоти. А линия Нейгауза ставила акцент на цели, а не на средствах. "Неважно играете ли вы носом, лишь бы создавали музыку" - говорил Нейгауз. Для него были важны вещи, связанные с художественным темпераметом, психологией ритма, глубине интерпретации. Нейгауз воспитывал "индивидуальность". Он пишет обо всем этом в своем программном сочинении «Искусство фортепианной игры».  Я думаю, что именно линия Нейгауза дала советских пианистов калибра «великих». Это – Рихтер и Гилельс. 

image.png.db29f44d14112177944bfb52eec875c1.png

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ЛИСТ-ТАЛЬБЕРГ: Великая дуэль в истории музыки

image.png.4b258016631c18174da0148da69136b7.png

Сигизмунд Тальберг родился 8 января 1812 года, то есть всего на три месяца раньше Листа. Он был фортепианным вундеркиндом, обучавшимся в Вене. В шестнадцать лет Сигизмунд начал сочинять фантазии и оперные переложения для фортепиано (так называемые "оперные парафразы"), которые стали основой его репертуара. Тальберг вырос из классической традиции пианизма. Он играл в поэтичной, изысканной и аристократической манере, объединяя певческую школу Моцарта и Гуммеля со школой Клементи. В отличие от Листа, музыкант сидел за клавиатурой довольно неподвижно и при этом умудрялся производить свои необыкновенные технические эффекты. Особенностью Тальберга был так называемый "эффект трех рук": он играл мелодию в центре клавиатуры большими пальцами обеих рук, а свободными пальцами создавал сверкающий аккомпанемент.

Тальберг приехал в Париж в 1835 году, и сразу же стал любимцем тех критиков и поклонников, которым не нравился Лист. В это время Лист был в Швейцарии. Это было свзано с его тайным побегом вместе с Мари д'Агульт, кторая принесет ему в жизни много страданий, но и родит ему троих детей. Элегантной и красивой графине было двадцать восемь лет, когда она встретила Листа. Молодая женщина была обделена вниманием и скучала, будучи замужем за мужчиной на пятнадцать лет старше ее. Мари сразу же увлеклась Листом. 

image.png.0dce19aa6752cbd37a1de9f88ae3383a.png

Сама Мари была невротичной, и многие окружающие считали ее холодной и бессердечной. На втором месяце беременности первым ребенком, влюбленная пара задумала побег. Они тайно покинули Париж и направились в Швейцарию, поселившись в Женеве. Лист устроился на работу преподавателем фортепиано в недавно основанную Женевскую консерваторию. В это время он начал сочинять произведения, ставшие первым, так называемым "швейцарским", томом "Годов странствий".

К моменту его возвращения из Швейцарии в Париж, Тальберг уже был ведущим пианистом столицы. Лист читал об успехе музыканта, но не видел в нем серьезного соперника и не собирался "защищать свою корону". На самом деле он даже не планировал никаких концертов, будучи в основном озабочен решением деликатной ситуации с семьей д'Агульт. Однако поклонники убедили его дать два сольных концерта, ставшие предметом восторженной рецензии Гектора Берлиоза, которая серьезно подлила масла в огонь. Француз зло раскритиковал Тальберга и возвеличил Листа, назвав его «пианистом будущего». В это же время Листа попросили сделать рецензию на музыку Тальберга, а Мари д'Агульт убедила его позволить ей написать текст от его имени. Возлюбленная написала уничтожающую рецензию, назвав музыку композитора «никчемной». Когда статья стала достоянием общественности, между лагерями Тальберга и Листа разгорелась настоящая война. В дебатах приняли участие практически все жители Парижа. Подобные споры сегодня могут показаться странными, но тогда все было очень серьезно. В парижском обществе музыка была основой его идентичности. Различия между Листом и Тальбергом - прогрессивное и классическое, экстравагантность и контроль, героическое и человеческое - были показателем того, как парижане и, соответственно, весь европейский мир воспринимали себя и свое будущее. Наконец, Лист услышал игру Тальберга в феврале 1837 года, написав: "Я только что слышал Тальберга. Действительно, это - абсолютная халтура". Когда Тальбергу предложили, чтобы они зарыли топор войны, дав совместный концерт, тот ответил: "Я не люблю, когда мне аккомпанируют". С этого момента встреча Листа и Тальберга в открытом поединке была лишь вопросом времени. 

Сражение произошло 31 марта 1837 года. Принцесса Кристина Тривульцио Бельджойзо пригласила выступить Листа и Тальберга в своем доме, вместе с другими артистами, якобы "в помощь итальянским беженцам". Кристина была итальянской аристократкой революционных взглядов, которая, приняв идею независимости Италии, была вынуждена бежать из Милана и жила в Париже в изгнании. Ее салон посещали представители парижской интеллигенции, в том числе Дюма и Гейне. Принцесса Бельджойозо была музыкально одарена, брала уроки игры на фортепиано у Беллини и уроки пения у итальянской сопрано Джудитты Паста.

image.png.395f76e2da32a894e5d61b0cb50e0db9.png

Тальберг открыл огонь своей Фантазией на мотивы "Моисея" Россини, а Лист ответил своей Большой фантазией на тему "Ниобеи" Пачини. Большинство произведений, написанных Листом в 1830-е годы, были фантазиями на оперные темы, и он очень серьезно относился к этому жанру. В некоторых из своих лучших оперных сочинений, таких как "Воспоминание об опере "Дон Жуан" или "Воспоминания об опере "Норма", ему удалось вместить драматическое развитие целой оперы в произведение продолжительностью 15-20 минут. Однако в своей фантазии "Ниоба" он решил сосредоточиться только на одном номере оперы Пачини - каватине. В соответствии с традициями итальянского музыкального театра того времени, каватина состоит из медленной части (кантабиле) и быстрой (кабалетта). Из них Лист создает трехчастную структуру, в центре которой находится медленная часть.

Чтобы частично вообразить себя свидетелями этой дуэли, достаточно послушать оба сочинения. 

Тальберг

https://www.youtube.com/watch?v=ThSj-4Dcj_M

Лист

https://www.youtube.com/watch?v=PEELFgQj6z4

Глубокая тишина опустилась на благородную сцену… Каков был исход дуэли? По мнению одного из критиков, оба пианиста играли страстно, и оба были объявлены победителями. Однако, по словам хозяйки вечера, в фразе, которую цитируют и сегодня: "Тальберг - первый пианист в мире, а Лист – единственный». 

Ну а потом…Листа ждала блестящая карьера, а Тальберг прекратил «крысиные бега». Тем не менее, он концертировал по всей Европе, приехав в Россию раньше Листа, и даже побывал в Северной и Южной Америке. Он поселился в Неаполе, и не прекратил сочинять. Со своей стороны, Лист никогда не терял связи со своим бывшим соперником. Годы спустя обратился к нему в письме со словами - «выдающийся друг». Но что еще более важно, он исполнял музыку Тальберга в своих собственных концертах, а когда Тальберг умер, Лист написал трогательное письмо с утешением его вдове. Благородству этого человека не было предела. 

  • Нравится 4
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

58 минут назад, Штальбург сказал:

Это очень интересная тема: существует ли такая вещь как «советский» стиль фортепианной игры?

Спасибо!  Но вот вопрос :  Вроде есть понятие и "русская фортепианная школа" заложенная братьями Рубинштейн - есть ли между этими школами что то общее и в чём отличия?  Как по Вашему мнению ? 

Вот к слову статью нашёл по этому вопросу - но Ваше мнение интересней. 

 

«Советский пианизм»: между идеологией и мифологией - pianoforum.ru

 

«Советский пианизм»: между идеологией и мифологией

Дата публикации: Февраль 2020
«Советский пианизм»: между идеологией и мифологией

Российское исполнительское искусство, в частности фортепианное, в ХХ столетии достигло исключительных высот. О «советском пианизме» принято говорить как о золотом веке отечественного исполнительства. Однако в чём и насколько это понятие отражает суть самого феномена отечественной фортепианной школы?

Слово «пианизм» толкуется в словарях весьма широко и при этом достаточно определённо — как искусство игры на фортепиано. Именно так употребляется это слово в известных книгах Г. М. Когана («Вопросы пианизма») и С. Е. Фейнберга («Пианизм как искусство»). В среде музыкантов-практиков под словом «пианизм» нередко понимают проблемы, связанные с фортепианно-исполнительской технологией, с пианистической «кухней»....

 

 

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Произведение прозвучало сразу на восьми роялях . Исполнители - Михаил Плетнёв , Эммануэль Акс , Евгений Кисин , Лан Лан , Лейф Ове Андснес , Цлауде Франк , Стаффан Скейя и Джеймс Ливайн .:ab: 

 

 

  • Спасибо! 1
  • Смешно :) 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Штальбург сказал:

Это очень интересная тема: существует ли такая вещь как «советский» стиль фортепианной игры? Позвольте мне высказать рабочую гипотезу о советском пианизме. Во-первых, это - эмоции в большом масштабе. С одной стороны, это качество, способное серьезно взволновать самую большую аудиторию. Но, с другой, эта повышенная эмоциональность навязывает невразумительный музыкальный голос. Брендель очень точно когда-то об этом сказал. Он сказал, что одержимость у русских пианистов усиленной риторикой, не дает возможности передавать тонкость индивидуального голоса и оттенков в игре. То есть от гиперэмоциональности, игра становится грубоватой. И те, кто любят французскую или немецкую фортепианную школу, это сразу замечают. Кроме того, советская идеология, считавшая индивидуализм явлением "гнилого Запада", проникала и в сознание музыканта. Советского пианист не выработал творческую привычку к созданию действительно независимых интерпретаций, а именно это является путем к "величию". Да, сыграно, как правило, мощно, сильно, с глубоким и богатым тоном, цветом, с безупречной дисциплиной, но без интрпретационной проницательности. Очень много послушного подражания и мало независимости. "Играть концерт Шумана как Рахманинов" - "Есть!"

В принципе в советской школе было два направления. Одно шло от Гольденвейзера, а другое - от Нейгауза. Династия Гольденвейзера – это Николаева (и ее Луганский), Гинзбург, Файнберг, Башкиров (и его Алексеев, Демиденко и Володось), и, наконец, Лазарь Берман. Типичный предствитель школы Гольденвейзера. И совершенно отличная линия – Генриха Нейгауза. Это – Рихтер, Гилельс, Раду Лупу. Разлчие между ними было очень хорошо понятно, особенно первому поколению учеников. Для Гольденвейзера во главе угла были «правила». А для Нейгауза – философская, психологическая и поэтическая линия исполнения. Для Гольденвейзера главным была методическая дисциплина, формулы классической фразировки, музыкальная жестикуляция. Напомню, что учителем Гольденвейзера был Зилоти. А линия Нейгауза ставила акцент на цели, а не на средствах. "Неважно играете ли вы носом, лишь бы создавали музыку" - говорил Нейгауз. Для него были важны вещи, связанные с художественным темпераметом, психологией ритма, глубине интерпретации. Нейгауз воспитывал "индивидуальность". Он пишет обо всем этом в своем программном сочинении «Искусство фортепианной игры».  Я думаю, что именно линия Нейгауза дала советских пианистов калибра «великих». Это – Рихтер и Гилельс. 

 

 

Спасибо большое! Я, честно скажу, под таким углом раньше на эту тему не задумывался, но сейчас согласен - и с Вами и с Нейгаузом)). Я тоже ценю в музыкантах именно художественную, эмоциональную сторону, а не формальные правила (и не только у пианистов, но и у дирижеров). Фуртвенглер и Гульд как квинтэссенция этого подхода. Может возникнуть вопрос - куда отнести Софроницкого? Поскольку, как я знаю, он не учился ни у Нейгауза, ни у Гольденвейзера. Но по моему глубокому убеждению, он стоит в одном ряду с Рихтером и Гилельсом.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Serg53 сказал:

Вроде есть понятие и "русская фортепианная школа" заложенная братьями Рубинштейн - есть ли между этими школами что то общее и в чём отличия?  Как по Вашему мнению ? 

 

24 минуты назад, Luke Skywalker сказал:

Я тоже ценю в музыкантах именно художественную, эмоциональную сторону, а не формальные правила (и не только у пианистов, но и у дирижеров).

Для Нейгауза и многих других русских пианистов, певцы являлись главным источником вдохновения, потому что так много фортепианных произведений вдохновлено вокалом. Способность певцов к легато и кантабиле, к безграничной нюансировке, интонации и окраске должна была лежать в основе музыкального мышления. Так, русских пианистов всегда обучали звонкому и певучему тембру. Расслабленный вес руки, умение заставить пальцы погружаются в клавиши (обратная сторона поверхностного скольжения) жизненно важны для достижения разнообразного тона. Расслабление - непременное условие русской школы. Русское обучение настаивает на том, чтобы вы научились тому, как создать конкретный звук для конкретного произведения и композитора. Другими словами, звучность, передаваемая в Шопене, вряд ли должна быть такой же, как в Прокофьеве. В книге "Искусство игры на фортепиано" Нейгауз ясно говорит, что никогда не следует заниматься механически, а всегда музыкально, будь то элементарные гаммы или полноценные композиции.

И Рахманинов, и Горовиц находились под сильным влиянием певцов. Рахманинов боготворил Федора Шаляпина, отмечая его способность удлинять или укорачивать слоги по желанию и добиваться контролируемого диминуэндо, которое могло затухать до самого шепота. Пианисты также должны подражать дыханию певца: вдох здесь, выдох там. Слушая Рахманинова и Шаляпина встык, легко заметить параллель. Для Горовица это были Маттиа Баттистини и Энрико Карузо. Он хотел подражать их искусству на фортепиано. Они следовали за Антоном Рубинштейном, который мыслил не менее вокально. Кстати, тема Лист и Рубинштейн весьма интересна. Рубинштейн во многом ему подражал.  

А техника… Горовиц говорил о пианистах так: "Ну играют они хорошо октавы, терции, шестые... И что?". Вот это - подход русского пианиста. Для Рахманинова техника сама по себе ничего не значила. Только красота звука. Горовиц стремился провести различие между техникой и механикой: первая связана с безграничным размахом и красотой, вторая - черно-белая альтернатива, лишенная характера и величия. Говоря о Алексисе Вайсенберге, Горовиц озорно как-то добавил (намекая на механическое мастерство): "Он думает, что звучит как я, но это не так".

Кстати, Нейгауз публично предпочитал Рихтера Гилельсу (последнего это сильно ранило), но он первым выразил восхищение Гилельсом и сказал, что в его игре мы слышим «благородный металл, который мы находим в голосах великих певцов». Я думаю, что Гилельс был самым величественным и самым лиричным из виртуозов.

35 минут назад, Luke Skywalker сказал:

Может возникнуть вопрос - куда отнести Софроницкого?

А Софроницкий - это просто русский Корто. 

  • Нравится 3
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

КОНЕЦ КАРЬЕРЫ. ЛИСТ В ВЕЙМАРЕ

К 1847 году, после восьми лет почти непрерывных гастролей и концертов и в возрасте почти тридцати пяти лет, Лист был истощен. Чтобы выдержать бесконечные концерты, бенефисы и банкеты, а затем путешествия, Лист становился все более зависимым от табака и алкоголя. Он чувствовал, что сделал все, что мог, как пианист-исполнитель. Ему хотелось отдохнуть и попробовать себя в сочинительстве. На последнем турне Лист встречает принцессу Каролину Сайн-Витгенштейн, ставшую женщиной его жизни. 

image.png.247f77e728757bbdf1beef01ec5dc3a5.png

Она поддерживает Листа, и уезжает с ним в Веймар, где они прожили 12 лет. Музыкант становится капельмейстером в захолустном городе. Эпоха Гете и Шиллера осталась в далеком прошлом. То, что Лист оставил блестящую карьеру ради Веймара – вызвало в Европе шок. Веймар принял их с завистью и злобой. Город был протестанский, а Лист с Каролиной – католики. Но в то время это было довольно безопасное место, поскольку почти везде в Европе бушуют революции. Самым главным событием для Листа была попытка венгров освободиться от австрийцев. Подавив восстание, австрийцы устроили жестокий террор. Лист написал необыкновенное музыкальное произведение - элегию "Funerailles" (Погребальное шествие). Это было выражением личной скорби и общего национального страдания. Эта программная музыка, призванная вызывать конкретные описательные образы: колокола, фанфары трубы, похоронное шествие и так далее. Пьеса начинается с гневного звона похоронных колоколов, который нарастает до поистине оглушительного вопля. Колокольное вступление достигает кульминации в трубной фанфаре. Эта музыка призвана напомнить нам о славе и героизме погибших венгерских патриотов. 

В исполнении Марты Аргерих

В Веймаре Лист поднял качество Веймарского оркестра на такую высоту, что он стал соперничать с лучшими оркестрами Европы. Но главная причина переезда в Веймар – желание расширить свои композиторские горизонты. Дело в том, что, когда Ференц приехал в Веймар, он знал все о фортепиано, но почти ничего о других инструментах и об оркестре. 

Здесь нужно сказать, что сочинение для оркестра — это гораздо больше, чем просто "аранжировка" музыки для большого ансамбля и "назначение" определенных мелодических линий и аккомпанирующих партий определенным инструментам. Искусство оркестровки постигается годами прослушивания оркестров и изучения оркестровых партитур, сочинения произведений для оркестра, репетиций и исполнений, оценки того, что сделано правильно и неправильно, общения с музыкантами, изучения возможностей самих инструментов. В мире коммерческой музыки профессиональные аранжировщики занимаются аранжировкой фортепианной партитуры для оркестра. Однако существует большая разница, как в плане исполнения, так и в плане содержания, между аранжировкой для оркестра и изначальным замыслом создания произведения для оркестра. Лист знал фортепиано, и он сочинял для этого инструмента так, как никто до него, но степень его погружения в фортепиано создавала трудность в том, чтобы оторваться от клавиатуры и мыслить с позиции других инструментов.

Лист привозит в Веймар Иоахима Раффа, чтобы тот научил его сочинять для оркестра. Ференц дает ему фортепианные эскизы, композитор их оркеструет, а Лист репетирует оркестровку. Для Листа это были практические уроки. Затем, покинув Веймар, Рафф будет убежден, что его «великий вклад» в музыку Листа не был по достоинству признан и оценен. 

Среди важных музыкантов и писателей, поэтов и художников, которые стали частью "императорского двора" Листа в Веймаре, были композиторы Рафф и Петер Корнелиус; великий скрипач Йозеф Иоахим, Ганс фон Бюлов и Карл Таузиг; писатели Фридрих Хеббель и Ганс Христиан Андерсен.

image.png.3a729fdf8fdc307f5694f6e00a6edc2c.png

  • Нравится 4
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ФОРТЕПИАННЫЕ КОНЦЕРТЫ ЛИСТА.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Романтизм был ответом на социальную жизнь XIX века. С начала 1790-х годов аристократии по всей Европе утратили значительную часть своего финансового и политического влияния. К третьему десятилетию XIX века средний класс стал главной экономической силой в Европе и, как следствие, основным покровителем музыки. Эти нувориши хотели развлечений - зрелищ, даже острых ощущений, искусства, которое погружалось в крайности эмоций, включая фантастическое и причудливое.

Романтизм ответил на эту потребность пятью способами:

 праздником экстремальных эмоциональных состояний

 увлечением гротеском и макабрами ("готика")

 увлечением дикой природой

 увлечением народной музыкой

 видением художника как героя

Итак, провозглашается торжество индивидуальности. Главный светский герой – Наполеон, сделавшего себя сам, добившегося успеха благодаря собственным талантам, а не по счастливой случайности рождения.

Применительно к музыке эта идея музыканта как героя проявлялась в фортепианном концерте. Это определило его специфику в двух моментах:

 Солист воспринимается как светило, исполняющий главную роль.

Среди первых «светил» были – Гуммель, Мошелес, Шпор, Карл Мария фон Вебер.

 Виртуозность, демонстрирующая таланты «светил», становилась необходимым качеством.

Цель жанра – предоставить возможность солисту блеснуть техникой путем нагромождения разнообразных трудностей. Но, к концу века, концерт как шоу-шедевр, виртуозный пустяк, начал активно осуждаться. Начали считать, что форма концерта, предпочитаюющая доминирование одного инструмента, ущербна, потому что мешает свободному развитию музыки. Салонный артистизм, шаблонная виртуозность не соотвествует высоким духовным идеалам. Причем, во многом, эта критика скрыто была направлена против Листа. В ответ на это возникли новые формы фортепианного концерта. Итак, всего к концу 19 века, их было три:

✔ Виртуозный концерт с доминированием исполнителя. 

✔ Симфонический концерт, который был ответом на критику виртуозного концерта. Доминирование солиста было ослаблено, что позволило создать более активное присутствие оркестра и большее взаимодействие между солистом и другими инструментами. В этих произведениях большую роль играла техника тематической трансформации. Зачастую происходил отказ от сонатной формы. На самом деле, например, концерты Брамса обычно считались "замаскированными" симфониями.

✔ Программный концерт. Следуя примеру симфонического концерта, программный вариант более активно использовал оркестр и отказался от сонатной формы. Его структура, как правило, определялась заранее продуманной программой и/или внемузыкальными идеями.

Из всех композиторов-исполнителей 19 века Лист был единственным, кто создал произведения во всех трех концертных стилях. Начав свою карьеру как эпатажный исполнитель и закончив ее как уважаемый композитор серьезных оркестровых произведений. Более того, фортепианный концерт показывал развитие его музыкальной индивидуальности. В раннем возрасте он написал два фортепинных неопубликованных концерта, написанных в виртуозном стиле. Затем – Первый и Второй фортепианный концерт (где первый в большей степени относился к виртуозному концерту, а второй – к симфоническому). И, наконец, «Пляска смерти» - третий концерт, относящийся к стилю программного концерта. 

По мнению Листа, лучшими концертами были те, которые представляли свободное обращение с традиционной формой. В этом смысле интересен Второй концерт. Он менее блестящий, менее виртуозный, чем первый, но гораздо более оригинальный по форме, и в этом отношении обнаруживает более тесную связь со стилем и структурой более популярных симфонических поэм Листа. Второй концерт показывает попытку Листа подтвердить свой композиторский талант и дистанцироваться от исполнительского мастерства.

Лист превращает солиста из властного виртуоза в чуткого аккомпаниатором деревянных духовых и струнных. Кроме того, солист не доминирует над тематическим материалом. После вступления он больше никогда не играет тему в ее первоначальном виде. Вместо этого его обязанность  - создавать изобретательные вариации, которые ведут слушателя через серию тематических трансформаций. Как писал Альфред Брендель, во втором концерте есть фрагментарная открытость формы, придающая произведению поэтический смысл.

Ну, а лучший концерт - это, конечно же, "Пляска смерти". В связи с этим, движение Листа от первого концертного стиля к последнему можно проследить достаточно четко. Будучи настоящим виртуозом-звездой, Лист, как композитор, большую часть жизни пытался максимально устранить из фортепианных концертов свою личность исполнителя, принизить виртуозную роль солиста. Стремясь стать великим композитором в глазах критиков и слушателей, Лист был вынужден отстраниться от концерта - жанра, который всегда напоминал слушателям о его блестящем и виртуозном прошлом.

 

В ближайшие дни – подробный разговор о Втором концерте и "Пляске смерти" с подробными Путеводителями. 

Заглядывайте на ветку!

  • Нравится 3
  • Спасибо! 6
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ВТОРОЙ ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ

 

Прежде всего, нужно отметить, что оба концерта Листа основаны на композиционной технике (практически изобретенной Листом) тематического преобразования, когда несколько небольших мотивных ячеек становятся строительными блоками для всего произведения, или, в случае Листа, скорее костюмами для персонажей в драме, но "сюжет" каждого концерта очень отличается. Суть техники состоит в том, что основная тема в течении всего произведения преобразуется и «маскируется» в нескольких противоположных ролях или вариациях, причем преобразованная тема начинает жить своей независимой жизнью. 

Второй концерт Листа — это виртуозная демонстрация многогранности тематических преобразований. Начальная мелодия перевоплощается в головокружительную гамму настроений - от безмятежной лирики до откровенно воинственной напыщенности. Различия в характерах почти противоречат тому, что они исходят из одной и той же темы. Иногда кажется, что Лист охватывает весь спектор человеческих эмоций. 

Услышав Второй концерт, Шуман написал: "Инструмент сияет, а ноты льются каскадом под руками мастера. Это уже не фортепианная игра в том или ином виде, а естественное выражение смелой индивидуальности". Концерт посвящен ученику Листа Гансу фон Бронсарту, который дал первое исполнение в Веймаре 7 января 1857 года под управлением композитора.

 

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Я полностью согласен с утверждением Альфреда Бренделя, что "каждый, кто не играет Листа с благородством, выносит приговор самому себе". Когда Листу оказывают такое же уважение, как и предшествовавшим ему великим классическим мастерам, у слушателей не остается иного выбора, кроме как приветствовать его в пантеоне безусловных музыкальных божеств.

Первая запись связана с именем бельгийского пианиста Артура де Грифа, который учился у Листа в Веймаре, и датируется 1930 годом. Другой ученик Листа, Эмиль фон Зауэр, записал концерт в 1938 году с Феликсом Вайнгартнером. Это, конечно же, чистый архив, но для глубокого понимания композитора слушать обязательно, ибо эти музыканты – прямые ученики Листа. 

Артур де Гриф

image.jpeg.cbb14196fd4361dd65a493fef1ea0ca8.jpeg

 

Ну а теперь пойдем по периодам

 

ЧАСТЬ 1. 40-70-ые годы

Аррау и Метропулос, 1943. Говорят, захватывающее исполнение, но звук… Аррау можно послушать еще в записи 1980 года с Колином Дэвисом и Лондонским симфоническим. Во всех этих записях – безудержная страсть и парящий лиризм. Мне очень нравится у Аррау нежная меланхолия в этом концерте. Первое раннее исполнение не слышал, а второе – на виниле.

image.jpeg.1bce7480e0928b73681716ed290417b8.jpeg

image.jpeg.b5d23b7c930dc448399a0d229a8621ab.jpeg

 

50-ые годы

Казадезюс, Селл, 1952

Казадезюс, Ансерме, 1958

В общем-то, эти записи во многом похожи. Французский пианист, конечно, большой мастер, но, на мой взгляд, его сдержанный стиль и прозрачность тембра больше подходят для классического репертуара. Но оба исполнения – взвешанные и сбалансированные. 

image.jpeg.38a8e96bfea0f5ae29762b023372bef8.jpeg

image.jpeg.b7a32c5d32edfda9d476b01e19dd5ece.jpeg

 

Кемпф, Фистулари, 1954 год. 

Вильгельм Кемпф сделал несколько восхитительных записей Листа и записал оба концерта в 1954 году с ЛСО под управлением Анатолия Фистулари. Ему больше подходит лирический Лист, чем композитор в огненном настроении. В лирических разделах звучит поэтичная игра, а аллегро примечательно тем, как Кемпф здорово передает его зловещую атмосферу. Кемпф творит настоящие контрасты от мерцающей каденции с легчайшим прикосновением - к мощному крещендо.

image.jpeg.d51dc22f87f21ca39625ca7a33914ab3.jpeg

 

Брендель, Гилен. 1959 год.

Брендель – авторитет в Листе, изучавший его много лет. Так что с точки зрения точности исполнения, скорее всего, эта запись безупречна. Испонение сочетает нежную лирическую игру с жуткой атмосферой аллегро. Фразировка у Бренделя, как всегда, выразительная. 

Запись Бренделя с Бернардом Хайтинком и ЛСО, сделанная более десяти лет спустя, имеет схожие характеристики. Мое мнение – игра не приведет вас в восторг, но доставит музыкальное удовольствие.

image.jpeg.dc60f0ebd7045d03069d1b3be7596349.jpeg

 

60-ые годы

Самсон Франсуа, Константин Сильвестри, 1960. Привычку разочаровывать Франсуа не имеет. Опять мощный индивидуальный голос, захватывающий эффект от ритмического маньеризма, озорство плюс мерцающая каденция – это все Франсуа в этом исполнении.

image.jpeg.b32b9f2257e9dec7a8a8db095366afd2.jpeg

 

Рихтер, Кондрашин. 1961

Концерт был исполнен в 1961 году с ЛСО под чутким руководством Кирилла Кондрашина, который создал настроение романтической меланхолии, и округлый тон Рихтера хорошо передан в записи. Октавы и масштабные пассажи точны при минимальном количестве педали, а игра Рихтера лишена манерности. У Рихтера жесткий ритмический контроль. С одной стороны – это хорошо, с другой – приводит к отсутствию спонтанности. А, вообще, эти записи давно стали эталонными, и мы их выше уже отмечали. 

image.jpeg.cc3d5312acca91373a7d1be5821c6356.jpeg

 

 

Байрон Янис и Рождествнский, 1962 год.

Байрон Янис и СО Московского радио под управлением Геннадия Рождественского по-настоящему великое исполнение. Напряженная скорость американского пианиста с властностью, которая порой доходит до галлюцинагенного эффекта. Страсть, молнии и нежное пианиссимо. Короче, пропустить нельзя. Его первый концерт с Кондрашиным вообще считают чуть ли не идеальным. 

image.jpeg.b2f5bffdc17d8b268c4a0b2e67c675be.jpeg

 

  • Нравится 1
  • Спасибо! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ЧАСТЬ 2. 70-ые – до наших дней

 70-ые

На мой взгляд не самые богатые на выдающиеся исполнения концертов

Боле и Зинман, 1979

Особенно здорово Боле играет в медленной части, делая эффектные перепады динамики перед крещендо. Вообще, там, где есть лирика, Боле - в своей стихии. 

image.jpeg.c0e1f879d0261539383537eb97b05544.jpeg

 

80-ые дали две великолепные записи

Цимерман и Озава.

У меня сложное отношение к Цимерману. Во многих исполнениях он мне не очень нравится, а в каких-то вообще не нравится. Но исполнителем концертов Листа, нужно признать, он был просто выдающемся. Искренность и честность – вот что характерно здесь для Цимермана. Он обладал каким-то настоящим пониманием и подлинным чутьем этой музыки. Его игра – игра в большом стиле. Очень спонтанная и смелая. Цимерман чувствует, когда нужно дать музыке разгореться, когда задержаться. Его драматические паузы в первой каденции хорошо это демонстрируют. В каденциях у него весьма уместный импровизационный стиль. И фантазия, и рапсодичность, и зловещий блеск – это все Цимерман. Ну, а Озава с бостонцами вносят свой вклад в успех этой записи. Никогда бы не подумал, что столько эпитетов найду для Цимермана, но эту записи вполне можно брать на необитаемый остров. А Первый концерт, между прочим, еще лучше. 

image.png.287ee2c31cd1f1ae6972653be004ea8c.png

 

Золтан Кошич и Иван Фишер

Тут вот предложение попалось для любителей классики по поводу особенностей этого исполнения Кочиша: «Кочиш - один из немногих музыкантов, способных точно выдержать двудольный ритм квавер-демисемиквавер в темпе L'istesso, а его легкий штрих стаккато
в последующих октавах и чередующихся аккордах Allegro agitato assai придает музыке характер скерцандо». Как Вам? По-моему, если заучить, то, сняв иглу с пластинки, этой фразой можно соблазнить любую девушку тут же … :D Вот он – язык музыкальной критики, слишком далекой от народа. Если серьезно, то очень хорошая запись. Кочиш у меня – в топе. 

image.jpeg.5627798b83bc8bb9f646e105e8f18343.jpeg

 

Пошли 90-ые

 Андре Уоттс с Эндрю Литтоном, 1995 г. Чистая, яркая, величественная запись. Уоттс – прекрасный пианист. Кроме того, издана на Теларке, а я знаю, что среди членов клуба есть горячие поклонники этой фирмы и ее звука. 

image.jpeg.cd9173b2e4f80fab039fd5c7ceccd3d7.jpeg

 

Березовский и Вольф, 1994

Тельдековсий аудиофильский диск. На этом – все заканчивается. Как ни странно, Борису в этих записях не хватает интенсивности. Не поклонник, но, может, кому-то и понравится. 

image.jpeg.f10b504ec8149f9b2ac760417ced3cb2.jpeg

 

2000-ые

По большей части исполнителям не хватает демонической остроты и адреналинового всплеска лучших записей. Не хватает – и все. Зато есть необычные интерпретации. 

Эльдар Небольсин и Василий Петренко, 2008 год. Naxos

Запись уроженца Узбекистана (узбекская школа фортепиано – одна из лучших!) Эльдара Небольсина с Королевским Ливерпульским филармоническим оркестром под управлением Василия Петренко, сыграна очень смело и свежо. Музыкальная архитектура -  на переднем плане, что является необходимым качеством, учитывая формальные сложности произведения. 

image.jpeg.f56fb5a31a964f6778c6aec0c34979bf.jpeg

 

Хаф и Литтон, 2011.

Запись Стивена Хафа с Эндрю Литтоном и Бергенским филармоническим оркестром привлекательно ясна и обладает почти монашеской сдержанностью, словно намеренно избегая дьявольщины, которая является неизменной частью образной вселенной Листа. Это необычно и очень интeресно. Можно сказать, новый взгляд. Рекомендую тем, кто ищет альтернативные интрпретации. Кстати, вообще, очень советую познакомиться поближе с творчеством этого пианиста- интеллектуала. Блеском своего ума, остроумия и глубины, его можно запросто сравнить с Бренделем. Внимательно слежу за ним. 

image.jpeg.0c5c60a2a24a1dd27953c75912913dfb.jpeg

 

Алиса Сара Отт и Санту Матиас Рували, 2018

Рували – это выдающийся финский дирижер (я не преувеличиваю!). Алиса Сара Отт – уроженка Мюнхена, тоже сейчас очень известна. Эта запись открывает в этом концерте необыкновенный лиризм, а также демонстрирует просто идеальный симбиоз исполнителя и оркестра, что для Листа очень важно.

Я смог послушать только на этом сайте, концертное исполнение в Гётеборге.

https://bachtrack.com/de_DE/concert-video/liszt-piano-concerto-no-2-goteborger-symphoniker/338337

Итак, личный топ - Аррау, Цимерман, Янис, Рихтер, Хаф.

Ну вот такой получился Путеводитель. Комментарии в нем касались Второго концерта, но практически все указанные записи включают и исполнение Первого. Так что, можно сказать, что это – Путеводитель по обоим концертам Листа.

Слушайте и наслаждайтесь!

 А  Листомания – в разгаре...:)

 

  • Нравится 3
  • Спасибо! 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

42 минуты назад, Штальбург сказал:

Никогда бы не подумал, что столько эпитетов найду для Цимермана, но эту записи вполне можно брать на необитаемый остров

Спасибо за замечательный путеводитель.  Хоть и не на " необитаемом острове" - эта запись у меня на КД есть. Поставил переслушать! 

А некоторые до 70х годов поищу на " всемизвестном" - очень заинтересовали...

  • Спасибо! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 Поделиться

×
×
  • Создать...