Трансмиссионная линия - практический аспект - Акустические системы - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Jump to content

Трансмиссионная линия - практический аспект


Recommended Posts

Впрочем, ничего нового. Просто аналогичная тема "АС с трансмиссинной линией: мнения и опыт" уже как-то здесь поднималась, но сейчас находится в архиве.

Предлагаю участие в теме тем, кому это НЧ акустическое оформление, действительно, интересно. То есть, реальным пользователям и изготовителям АС с трансмиссионой линией, которых интересует практическая сторона вопроса.

Вопросы для обсуждения: общая теория, преимущества и недостатки, типы этого акустического оформления, расчёт корпусов, программы для расчёта, обмен практическим опытом, технические параметры проекта, подбор динамиков, нюансы конструкции, варианты свёртывания, демпфирования, что на что влияет и т.д. 

Хотелось бы сосредоточить внимание на современном положении дел, актуальном для практического использования. 

Для начала, предлагаю поговорить о главном пресловутом недостатке резонансных систем, использующих тыловое излучение диффузора динамика, а именно ГВЗ. 

Считается, что временная задержка тылового излучения до 20 мс. является допустимой для вентилируемых типов АО (акустического оформления). Интересуют мнения по субъективной оценки этого момента и средних значениях ГВЗ, полученных в индивидуальных проектах. Помимо этого, также имеют место указания на важность равномерности значений ГВЗ, в зависимости от частоты, на определённом участке спектра вблизи проектной частоты системы. Опять же, возникает вопрос о степени актуальности этого момента в условиях реальной музыкальной комнаты, где даже нормированное время распада на модальных частотах составляет порядка 500-700 мс., а резонансные частоты помещения близки к резонансным частотам АС.    

 

Link to comment
Share on other sites

Трансмиссия в реальности дает лишь некоторое расширение НЧ диапазона для малогабаритных АС.

Стоит решение с трансмиссией существенно дороже прочих, так что практического смысла нет. 

Кому надо проапгрейдить низы, добавляет в сетап сабвуфер, это эффективнее и дешевле.

Link to comment
Share on other sites

Думаю, трансмиссионная линия, собственно, для этого и не предназначена. Главная задача - "нагрузить" низкодобротную головку для компенсации характерного раннего спада АЧХ в сторону НЧ. Да, и не рекомендуется настраивать четвертьволновой резонатор сильно ниже его резонансной частоты, во избежание формирования провала несколько выше по спектру... 

Забыл оговорить ещё одно условие - рассматриваем только конструкции с крупными динамиками, не менее 12".

Про сабвуфер не говорим, интересует бас-секция полнодиапазонной АС.

  • Sad 1
Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Victor-Blues сказал:

Про сабвуфер не говорим, интересует бас-секция полнодиапазонной АС.

А практический смысл в трансмиссии какой? Отдельным сабвуфером можно недорого и эффективно расширить диапазон вплоть до 20Гц.

Какой смысл надрываться с дорогими трансмиссионными колонками?

Link to comment
Share on other sites

Формировать НЧ , будет исключитеimage.png.9d28ac1fa7929092548cd35df37d0ad2.pngльно многократно переотражённый сигнал, даже такой не сильно свёрнутый как у Operly, но диаграмма и индекс направленности могут быть красивыми, хотя бы в моделях:D

 

Хорны4.png

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Смысл в следующем. Первое - как известно, низкодобротный динамик имеет отличную импульсную характеристику. Второе - такая конструкция АС обладает высокой перегрузочной способностью, третье - эта самая басовая секция работает с такой же низкодобротной высокочувствительной основной широкополосной секцией. Четвёртое - в отличие от использования сабвуфера, отсутствуют проблемы с временной задержкой, относительно сразу двух основных АС, а следовательно, нет необходимости введения цифровой составляющей в аналоговый тракт (хотя этот момент тоже неоднозначный).

Не претендую на оригинальность, но лично для себя, считаю вполне достаточной нижнюю границу рабочего диапазона в районе частоты 35-40 Гц.

А кто сказал, что такие АС в изготовлении шибко дороже? Динамики относительно дорогие - это да, но оно того стоит, с моей точки зрения, конечно же...

А, вообще, говорим не о том - я же сразу обозначил, что тема для поклонников данного АО. И если можно, давайте поконкретнее :)

  • Sad 1
Link to comment
Share on other sites

22 minutes ago, Victor-Blues said:

Первое - как известно, низкодобротный динамик имеет отличную импульсную характеристику.

А откуда это известно/из чего следует?

23 minutes ago, Victor-Blues said:

Второе - такая конструкция АС обладает высокой перегрузочной способностью

И, опять же, из чего это следует?

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

По первому вопросу. Мощная магнитная система и отчасти жёсткий подвес обеспечивают быстрый возврат диффузора в исходное состояние - разве не так? И у меня они таки есть в наличии :)

По второму вопросу. Воздушный столб в объёме канала создаёт сопротивление колебательным движениям диффузора, тем самым, ограничивая амплитуду его колебаний при увеличении отдачи. Как следствие, даже при высокой мощности субъективно искажения не так слышны.

LeoNeedR, "не говорите загадками! Вы меня изводите" (С Карцев) :)

Уверен, кому, кому, а Вам есть что сказать.

  • Sad 1
Link to comment
Share on other sites

Сопротивление движению диффузора создает и фазоинвертор. Он так же тормозит диффузор на резонансе. 

Link to comment
Share on other sites

Константин, абсолютно согласен, но в случае TL воздушная нагрузка несоизмеримо выше, поскольку рекомендуемая добротность динамика для неё ниже, а для ФИ, соответственно, выше. Думаю, дело в том, что и принцип работы этих двух резонансных систем тоже отличается.

Но таки хотелось бы услышать комментарии по заданным мной вопросам касательно ГВЗ из первого поста. 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Victor-Blues сказал:

"не говорите загадками! Вы меня изводите" (С Карцев) :)

(Р. Карцев)  :ed:

Частный случай, но всё же — РМС (правда, 6,5") не понравились, закрыл тему, люблю прямые дырки... :)    

 

Link to comment
Share on other sites

Не-е-е, не так! Не "С.Карцев", а "С  Карцев", в смысле "патентовано" - нарисовать С в кружке не умею . А то, что Карцев Роман - это, думаю, все помнят :)

Я уже достаточно давно для себя сделал вывод, что крупные динамики нужны не только в бас-секциях, но и для полноценного воспроизведения основного диапазона - сейчас использую 15" коаксиальные динамики. Ещё есть пара 12" FaitalPro 12HX230. Лично для меня - это "моё".

Ну, не могут маленькие динамики естественно передать ни НСЧ, ни, тем более, бас... Поэтому и выводы об АО при использовании маленьких динамиков, думаю, делать некорректно.

Link to comment
Share on other sites

В 2017-2018 гг делал кучу экспериментов. Откручивал в Дефонике FIR фильтром фазу в НЧ звеньях, пробуя их в ЗЯ, в ФИ, по 110 литров и 220 литров на динамик.
Оставил ЗЯ и открут фазу внизу (на глаз).

Link to comment
Share on other sites

Форум становится всё более унылым. :mellow:

Некоторым хоть в букварь сходить. Фурдуева например.

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

6 hours ago, Victor-Blues said:

По первому вопросу. Мощная магнитная система и отчасти жёсткий подвес обеспечивают быстрый возврат диффузора в исходное состояние - разве не так? И у меня они таки есть в наличии :)

По второму вопросу. Воздушный столб в объёме канала создаёт сопротивление колебательным движениям диффузора, тем самым, ограничивая амплитуду его колебаний при увеличении отдачи. Как следствие, даже при высокой мощности субъективно искажения не так слышны.

LeoNeedR, "не говорите загадками! Вы меня изводите" (С Карцев) :)

Уверен, кому, кому, а Вам есть что сказать.

Сорри, вчера крайне устал. Отвечу позже.

Link to comment
Share on other sites

8 часов назад, Victor-Blues сказал:

нарисовать С в кружке не умею

Если с компа - Таблица символов в винде
image.png.f0ab14ed549a6777bd79f92029829155.png
 или просто © (Alt+0169).
С телефона да, не везде очевидно.

Link to comment
Share on other sites

Таблицу символов нашёл, благодарю. С компьютером "дружу" не очень... Телефон - кнопочный ...

Но к теме это отношения не имеет. А унылым любой форум становится потому, что часть откровенно незаинтересованных участников зачем-то упорно "лезет" туда, где им абсолютно не интересно, в то время как другая часть - с надменным видом делает отсылки к источникам информации, не утруждая себя даже короткими внятными комментариями по вполне конкретным вопросам (что, собственно, и предусматривает данный формат общения) и разговаривая на мало кому понятном "птичьем языке - междусобойчике "специалистов "широко известных в узких кругах". Очевидно, что ни те, ни другие не делают форум интересным. Вывод: есть, что сказать - говори, нет - просто пройди мимо... :)

Тема о TL сама по себе противоречивая и неоднозначная, поэтому и мнения разных людей (в том числе и специалистов), естественно, отличаются. А форум - он собственно, и существует для обмена, пусть и противоречивыми, точками зрения в "понятном" формате :)

Результат - каждый возьмёт для себя то, что посчитает полезным... Короче, как в известной песне А. Макаревича: "И оба сошли где-то под Таганрогом среди бескрайних полей и каждый пошёл своею дорогой, а поезд - пошёл своей..." :)

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

16 часов назад, Victor-Blues сказал:

Четвёртое - в отличие от использования сабвуфера, отсутствуют проблемы с временной задержкой, относительно сразу двух основных АС, а следовательно, нет необходимости введения цифровой составляющей в аналоговый тракт (хотя этот момент тоже неоднозначный).

Я не строил данное АО по факту ограничившись постройкой первичной модели.  Картинки показал и я не понимаю, как путешествие частиц от задней части по свёрнутому каналу может одновременно приходить в точку X  с частицами излучёнными от передней части диффузора? Т.е., задержка имхо как раз будет равна длине канала. Потом настройка акустического фильтра (срез каналом и его демпфирование) не менее кропотливая задача к тому же ещё и не стабильная со временем эксплуатации. 

Комрад выше правильно написал, что основной "прирост" целесообразен как раз для ДГ не большого калибра. Но творчество это стихия)))

Link to comment
Share on other sites

29 minutes ago, Victor-Blues said:

Тема о TL сама по себе противоречивая и неоднозначная

TL - всего лищь разновидность ФИ (точнее наоборот - ФИ это разновидность TL, но модель работы у них совершенно одинаковая). Чего тут неоднозначного?

Link to comment
Share on other sites

Невнимательно читали. В самом первом посте я обозначил вопросы по ГВЗ, скорее, о его реальном, а не теоретическом "вреде" :)

А локализация сабвуфера симметрична обеим АС? А расстояния между АС и сабвуфером соизмеримы с длиной канала TL? Но тема сабвуферов меня абсолютно не интересует.

А по поводу творчества - всё верно, с одной стороны, и музыка, и живопись, и поэзия - это всё творчество, суть, жуткий субъективизм... С другой стороны, только не творческий человек (реально реализующий идею) может говорить о том, сто, скажем, звучание коаксиального динамика ничем не отличается от такового двух отдельных динамиков, или, что крупный динамик нельзя использовать для воспроизведения СЧ без дополнительной полосы сверху, или. например, что все трансмиссионные линии "затянуто гудят" и т.д., и т.п..... :) 

А у меня таки определённый практический опыт в данном вопросе есть и, соответственно, есть кое-какие соображения... Вот и пытаюсь прояснить для себя кое-какие моменты...

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, アントン сказал:

TL - всего лищь разновидность ФИ (точнее наоборот - ФИ это разновидность TL, но модель работы у них совершенно одинаковая). Чего тут неоднозначного?

Да, эта аналогия понятна... Там между ними ещё и MLTL есть...

Отличие, как я понимаю, в том, что в ФИ объём колеблющегося воздуха ограничен объёмом исключительно самого ФИ/трубы, а в TL колеблется весь объём воздуха. заключённый в канале, то есть, во втором случае речь об общем объёме АО не идёт - имеет значение только длина и сечение канала.

Ну. и о неоднозначности. Корректных методик ФИ - "пруд пруди", а вот TL - пожалуй только HornResp и всё... Все старые классические методики не учитывают TS-параметров. а базируются исключительно на диаметре головки.

Что "не так"?

Link to comment
Share on other sites

33 минуты назад, Victor-Blues сказал:

Невнимательно читали. В самом первом посте я обозначил вопросы по ГВЗ, скорее, о его реальном, а не теоретическом "вреде" :)

Я как раз внимательно читал и поэтому процитировал это ваше "четвёртое", групповое время задержки в канале и временная задержка импульса между сигналами каналов не одно и то же.  Инженеры как правило строят сначала теоретические модели, хоть в голове, хоть на "песке", тогда не приходится говорить о том, "а как же так получилось?", ну либо подход творческий "пилите Шура, пилите"

Link to comment
Share on other sites

Ну, начали - продолжайте. Кратко о ГВЗ и об Импульсе понятными словами - мне реально интересно. Думаю, и не только мне. 

Link to comment
Share on other sites

11 minutes ago, Victor-Blues said:

Что "не так"?

Да всё не так. Общая модель резонансного оформления - это динамик + объём ящика + волновод. Несколько сложнее считать BLH, а с TL вообще проблем нет. Физика ровно одна и та же. Набор стоячих волн с перемежающим нулевым и бесконечным сопротивлением трубы и соответствующими резонансами. На частотах с длинной волны более 1/4 длины волновода отличий от ФИ нет совсем.
У ФИ ровно тоже самое но резонансы заметны от 200-500 Гц.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Ну, с общим принципом работы более или менее понятно - впрочем, это было известно давно, а вот как оптимально согласовать это с параметрами конкретного динамика - этого раньше не было.  

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Unfortunately, your content contains terms that we do not allow. Please edit your content to remove the highlighted words below.
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...