О воспроизведении низкочастотного диапазона - Аудио - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Jump to content

Open Club  ·  48 members  ·  Free

XXI

О воспроизведении низкочастотного диапазона


Alexander M
 Share

Recommended Posts

Действительно ли для качественного воспроизведения музыки нижняя граница частотного диапазона акустики или наушников должна быть как можно ближе к 20 Гц? Или  будет достаточно 40 или 60 герц? И насколько это важно для определенных жанров?

Теория.

Начнем с фортепиано, разумеется. В классическом инструменте басовый диапазон начинается с клавиш (обозначение – частота, гц):

A0       27.5

Bb0     29.13524

B0        30.86771

Контрабас.  Самая нижняя нота классического четырехструнного контрабаса:

E1        41.20344

но бывают модели и с более низкими нотами:

C1        32.70320

Это два классических акустических инструмента с самыми низкими нотами. Следовательно, для воспроизведения любой музыки, исполняемой на классических инструментах (плюс вокал, если нужен), нижняя граница воспроизведения АС/наушников должна начинаться с 27 герц и это должно быть качественное воспроизведение, не на последнем выдохе.

 

Но это теория, на практике все несколько сложнее. Дело в том, что фортепиано и контрабас – струнные инструменты, что неизбежно приводит к компромиссу между гармоничностью извлекаемых звуков и размерами инструмента. Для получения идеального гармоничного звука струна должна быть как можно тоньше, гибче, легче и длиннее. Но это невыполнимые условия для низкочастотного диапазона – струны были бы неимоверно длинными, а расстояние между ними слишком большим, чтобы они не задевали друг друга при колебательных движениях. Остается одно – увеличивать массу при сохранении гибкости. Поэтому в нижних регистрах используют намотанные струны. Впрочем, с высокочастотным диапазоном тоже не все гладко, короткие струны звучат менее гармонично.

Есть еще большие органы в соборах, но их лучше там и слушать, и не на концертах гастролеров.

* * *

 

Перейдем к практике.

Инструмент: Steinway & Sons model B

A0 fortissimo - Piano.ff.A0.aiff

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

spacer.png

Упс. Но где же 27.5 герц? Жалкая бледная линия, которую почти не видно и совсем не слышно, плюс странный набор гармоник. Неожиданно. Или не неожиданно? Когда я в первый раз прочитал, что частотный диапазон фортепиано начинается с 27.5 герц, у меня сразу возникли большие сомнения. Думаю, большинство людей хотя бы несколько раз в жизни нажимали на клавиши фортепиано. Нет там никакого суббаса, и вообще, звучание крайних клавиш весьма специфическое.

* * *

B0 fortissimo - Piano.ff.B0.aiff

spacer.png

Чуть-чуть лучше.

B0 mezzo-forte - Piano.mf.B0.aiff

spacer.png

Если сильно не стучать по клавишам, получается еще чуть лучше.

 

Клавиши C1, D1, E1 продолжают неспешное продвижение к основному тону.

* * *

A2 mezzo-forte - Piano.mf.A2.aiff

spacer.png

spacer.png

А вот и основной тон! Совсем другая картина, не правда ли?

* * *

 

Контрабас

Инструмент: Anton Krutz (2004)

У контрабаса иная конструкция, тональный баланс и звучит он гармоничнее в низкочастотном диапазоне, хотя на глубокий суббас рассчитывать не стоит.

arco sulC mf C1Eb1

pizz sulC mf C1Eb1

arco sulE mf E1B1

pizz sulE mf E1B1

* * *

В итоге получается, что для воспроизведения записей акустической музыки, без тональной обработки при мастеринге, достаточно AC с частотным диапазоном от 60 герц.

Но поскольку производители не всегда указывают спады АЧХ на краях диапазона воспроизведения, лучше немного подстраховываться при выборе акустики или наушников.

Для записей с использованием необычных или электронных инструментов могут понадобиться АС/наушники способные воспроизводить более низкие частоты. Например, от 30 герц:

U2 - If You Wear That Velvet Dress (fragment)

* * *

Эмпирический тест.

27.5 Гц    25.0 Гц    22.5 Гц    22.0 Гц    20.0 Гц    18.0 Гц

spacer.png

 

АС: частотный диапазон от 25 Гц, акустическое оформление закрытое

27.5 герц – воспроизведение без проблем

25.0 герц – воспроизведение без проблем

22.5 герц – громкость увеличена с 10 до 12, значительно тише на слух и по физическому ощущению

20.0 герц – не слышно, не ощутимо

 

Полноразмерные наушники: частотный диапазон от 5 Гц

27.5 герц – слышно и ощущается хорошо

25.0 герц – слышно и ощущается хорошо

22.5 герц – слышно и ощущается меньше

20.0 герц – слышно и ощущается еще меньше

18.0 герц – почти слышно и ощущается слабо

 

Вставные наушники: частотный диапазон от 20 Гц

27.5 герц – слышно и ощущается хорошо

25.0 герц – слышно и ощущается хорошо

22.5 герц – слышно и ощущается хорошо

20.0 герц – слышно и ощущается меньше

18.0 герц – почти не слышно, ощущается слабо

 

p.s. Комментарии уважительно и по теме, пожалуйста.

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Что, опять?

Есть же ветка "Свидетели 20 Гц", там все разжевано.

Мое имхо, баловство это все с инфранизами.

Много других проблем в звуке, более значимых.

  • Like 1
  • Confused 1
Link to comment
Share on other sites

18 часов назад, Aleksis сказал:

Что, опять?

Есть же ветка "Свидетели 20 Гц", там все разжевано.

Мое имхо, баловство это все с инфранизами.

Много других проблем в звуке, более значимых.

Не опять, а снова.

Ветки "Свидетели 20 Гц" нет.

Инфразвук - это ниже 20 герц.

Тем, кто слышит звуки ниже 60 герц, низкочастотный диапазон не баловство. Мне нравятся глубокие басы, именно глубокие, а не мощные (им место на рок концертах). И акустику я подбирал соответствующую. Вообще то все люди слышат низкие частоты, если нет патологии. Качественное воспроизведение басов могут называть баловством только те, кто в силу разных причин или не может или не хочет их слышать. Причины могут быть какие угодно - физиология, соседи, бюджет, кот пугается...

То, что кем-то, когда-то было жевано - мне совершенно не интересно. Сейчас другое время, другие компоненты, другой уровень записей. Да и как здесь, на форуме "жуют" темы я вижу постоянно. Все на уровне скамейки для пенсионеров.

Прочитав в недавней теме о 27.5 герц у фортепиано, мне стало интересно и я слегка углубился в этот вопрос, о чем и написал, причем не на уровне голословных утверждений. Кому интересно - могут проверить и повторить, ссылки на все файлы приложены. Хотя я сомневаюсь, что местные всезнайки такое осилят.

Низкочастотный диапазон самый сложный для воспроизведения в домашних аудио системах, и очень странно слышать мнение о его малой значимости.

  • Like 6
Link to comment
Share on other sites

 Share

×
×
  • Create New...