Gepardushka Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Забавно... в описании впечатлений от прослушивания часто встречаются указания на поддиапазоны звукового диапазона с конкретными названиями. Быстрый поиск по разным источникам выдал как минимум три разнящихся результата: Вот как написано в Книжке Роберта Харли "Энциклопедия High-End Audio": Полезно знать весь спектр терминов, описывающих диапазон звуковых частот. Предел человеческого слухового восприятия распространяется на десять октав, приблизительно от 16 Гц до 20 кГц, и может быть разделен на особые области, описание которых приведено ниже. Это деление произвольно; например, вы не можете сказать точно, что нижние высокие начинаются именно с 2000 Гц, а не с 2500 Гц. Тем не менее в таблице поддиапазонов звуковых частот указаны точные границы для понимания соотношения между частотными полосами и их названиями. 16 - 40 - Нижний бас 40 - 100 - Средний бас 100 - 250 - Верхний бас 250 - 500 - Нижние средние 500 - 1000 - Средние 1000 - 2000 - Верхние средние 2000 - 3500 - Нижние высокие 3500 - 6000 - Средние высокие 6000 - 10000 - Верхние высокие 10000 - 20000 - Высшая октава Эта приблизительная градация поможет вам понять последующие термины и их определения... Ещё одну ссылку привёл Серёга: http://soundworkshop.ru/2010/01/granicy-chastotnyx-diapazonov/ - здесь отличия кардинальные: 25 - 120 - Бас 120 - 350 - Нижняя середина 350 - 2000 - Середина 2000 - 8000 - Верхняя середина 8000 - 12000 - Высокие 12000 - 20000 - Верхний диапазон высоких частот И ещё одна версия (не шибко сильно отличается от Роберта Харли), но уже с обоснованием (вроде бы логичным): 20 — 40 - Глубокий бас 40 — 80 - Средний бас 80 — 160 - Верхний бас 160 — 320 - Нижняя середина 320 — 640 - Собственно середина 640 — 1'280 - Верхняя середина 1'280 — 2'560 - Нижний верх 2'560 — 5'120 - Средний верх 5'120 — 10'240 - Верхние высокие 10'240 — 20'480 - Верхняя октава Весь частотный диапазон покрывает десять октав таким образом, что на бас и средние частоты приходится по три октавы, а на верхние — четыре. В свою очередь, каждый главный диапазон подразделяется на три поддиапазона: нижний, верхний и центральная часть — середина. При этом каждый поддиапазон занимает октаву. Вовсе не обязательно соблюдать точные границы, чтобы, например, при указании нижней середины не заехать в начало собственно середины (см. таблицу). http://www.abcdrecords.com/catalog/articles/professionalny_yazyk_audiofila/ Мда... и что с этим теперь делать? ))) Новая тема для обсуждения... кто и что имеет в виду, говоря "нижняя середина" Какой же диапазон? Может, лучше к инструментам тогда привязываться? ))) С другой стороны, Роберт Харли указывает на то, что всё это приблизительно p.s.: я не умею различать все эти диапазоны. Может, кто-нибудь расскажет, обращение внимание на игру каких инструментов указывает на тот или иной диапазон? Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Serega Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Вряд ли кто то из нас сможет на слух отличить 250Гц от 300Гц. Привязка частотного спектра к инструментам возможна, если учитывать только основной тон их звучания, но на практике все гораздо интереснее, ведь существуют и обертона. Например, основной тон большого барабана может составлять 100Гц, а его обертона уходить до 2000Гц. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Gepardushka Опубликовано: 14 сентября 2010 Автор Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Вряд ли кто то из нас сможет на слух отличить 250Гц от 300Гц. Тут я согласен. Потому и считаю, что у Роберта Харли и вон с тем делением на октавы - приблизительно сопоставимы диапазоны. Но из твоей ссылки, например, верхняя середина - диапазон от 2 до 8 кГц. А это сильно отличается от диапазона 640 - 1280 Гц. Я к тому, что... надо бы попытаться как-то определиться что ли. Что же большинство подразумевает под верхней серединой? Привязка частотного спектра к инструментам возможна, если учитывать только основной тон их звучания, но на практике все гораздо интереснее, ведь существуют и обертона. Например, основной тон большого барабана может составлять 100Гц, а его обертона уходить до 2000Гц. И это верно! Поэтому просто посмотреть таблицу диапазонов звучания инструментов - это ни о чём. Однако при критическом прослушивании эксперты говорят о верхней середине, о верхнем басе - но это же следствие их восприятия конкретных инструментов. Даже, наверное, не инструментов вообще, а каких-то отдельных аспектов игры на них. Где-то обращают внимание лишь на тон, а где-то - на послезвучия. Вот хотелось бы уложить в голове эти связи характеров игры инструментов с названиями частотных диапазонов. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Serega Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Процетирую себя, любимого. Сереж, возвращаясь к мидбасу. Это хорошо, что ты поднял эти вопросы. В обиходе, говоря о расклладе звучания систем, всегда употребляются термины Глубокий или нижний бас и мидбас, далее речь идет о нижней середине и т.д. Как видно из начатого обсуждения, представления о границах диапазонов весьма размыты, но в своих беседах аудиофилы, каким то чудесным образом прекрасно понимают друг друга, когда речь идет о мидбасе, нижней или верхней середине. Наверное, какое то внутреннее чувство этих понятий, наработанное практикой, и не поддающееся обозначением конкретными цифрами. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Gepardushka Опубликовано: 14 сентября 2010 Автор Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Давай тогда уж здесь про диапазоны )) Извини, что так в твоей ветке получилось ) Валерий Гилёв (да и не только), кажется, очень хорошо владеет этими диапазонами. В его описаниях помимо мидбаса встречается и употребление понятия "верхний бас", а уж потом "нижняя середина". Возможно, говоря о нижней середине все подразумевают нижний голосовой диапазон (условно, пример от балды), а потому и не столь важно, какие там частоты в герцах, главное, что общая привязка "инструмент - название диапазона" совпадают. Потому и понимают. Хотя то, что понимают верно - это ещё не факт ) Мне было бы интересно разобраться со всеми этими аспектами Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Serega Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Давай тогда уж здесь про диапазоны )) Извини, что так в твоей ветке получилось ) Валерий Гилёв (да и не только), кажется, очень хорошо владеет этими диапазонами. В его описаниях помимо мидбаса встречается и употребление понятия "верхний бас", а уж потом "нижняя середина". Возможно, говоря о нижней середине все подразумевают нижний голосовой диапазон (условно, пример от балды), а потому и не столь важно, какие там частоты в герцах, главное, что общая привязка "инструмент - название диапазона" совпадают. Потому и понимают. Хотя то, что понимают верно - это ещё не факт ) Мне было бы интересно разобраться со всеми этими аспектами Давай привлекать спецов, мнение Валеры заслуживает внимания! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
6a3apoB Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Мне почему-то ближе всего разблюдовка по Серёгиной ссылке 25 - 120 - Бас 120 - 350 - Нижняя середина 350 - 2000 - Середина 2000 - 8000 - Верхняя середина 8000 - 12000 - Высокие 12000 - 20000 - Верхний диапазон высоких частот Причём бас можно (как это уже принято) поделить до 30 суббас 30-60 собственно бас 60-120 верхний бас Всё чётко, понятно и соответствует воспринимаемому синусу с любого генератора. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Gepardushka Опубликовано: 14 сентября 2010 Автор Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Всё чётко, понятно и соответствует воспринимаемому синусу с любого генератора.Эм... можно подробнее про воспринимаемый синус с любого генератора? Мне кажется, что основной тон скрипки должен захватывать высокие. А по этому определению получается, что нет, самые верхние ноты скрипки - совсем чуть-чуть за середину, в самом низу "верхней середины". И ещё мне кажется, что середина должна заканчиваться где-то на голосовых диапазонах. А это 1000-1400 Гц. http://muz.almanac-rock.ru/SoundEngineering-chastotnie-diapazoni.html А здесь (по ссылке Серёги) получается, что верхняя середина никак не захватывает ни одного голоса. Давай привлекать спецов, мнение Валеры заслуживает внимания!Да, самому интересно )) Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
6a3apoB Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Частотный диапазон некоторых музыкальных инструментов (в Герцах) и человеческого голоса: Контрабас 40-300 Виолончель 65-880 Альт 130-1240 Скрипки 210-2800 Фагот 60-630 Кларнет 140-1980 Гобой 230-1480 Флейта 240-2300 Пикколо-флейта 560-2500 Туба 45-320 Тромбон 80-500 Валторны 60-740 Труба 160-990 Ниже представлен частотный диапазон человеческого голоса: Бас 75-330 Тенор 120-500 Меццо-сопрано 170-700 Сопрано 230-1100 1. При сравнении частотного диапазона музыкальных инструментов и человеческого голоса, последний имеет самый широкий диапазон частот. 2. Так же необходимо учитывать силу звучания (динамический диапазон) данных инструментов. Например: Динамический диапазон гитары составляет 15дБ; органа — 35дБ; рояля — 45дБ; женский голос 20-35дБ; мужской голос 20-45дБ, эстрадного оркестра 45-55дБ, симфонический оркестр 60-75дБ. Вывод: человеческий голос имеет диапазон звучания от 75 до 1100Герц, который так или иначе перекрывает /заглушает, смешивается/ с любым музыкальным инструментом /оптимальная точка — 300Герц. Дёрнул откуда-то, но с вокалом по частотам уточнить надо, по-моему. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Gepardushka Опубликовано: 14 сентября 2010 Автор Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Дёрнул откуда-то, но с вокалом по частотам уточнить надо, по-моему.Я бросал ссылку выше: http://muz.almanac-rock.ru/SoundEngineering-chastotnie-diapazoni.html - все перечисленные диапазоны совпадают, но добавлены ещё некоторые голоса. Бас (М) - 75-350 Баритон (М) - 110–149 Тенор (М) - 130-520 Дискант (М) (пример - Робертино Лоретти) - 260–1000 Контртенор (М) редкий муж. голос выше 1000 герц, звучит как колоратурное сопрано Альт (М, Ж) - низкий голос у женщин и мальчиков - 196-598 Контральто (Ж) - самый низкий женских певческий голос - 175-784 Меццо-сопрано (Ж) - 170-700 Сопрано (Ж, М) - самый высокий женский голос. Им пели также кастраты. - 260-1050 Колоратурное сопрано (Ж) - сопрано с более высокой верхней границей - 260–1400 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
LIVE_EVIL Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Большое спасибо гепардушке, что поднял такую тему. Иногда из постов авторов совершенно непонятно, что именно и как у них хорошо/плохо играет, т.к. по диапазонам полная путаница. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ziphead Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Вряд ли кто то из нас сможет на слух отличить 250Гц от 300Гц. ээ.. как это? я уверен что любой легко отличит 250Гц от 300Гц. вот 250Гц от 251Гц отличить практически невозможно. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Василий Н. Опубликовано: 14 сентября 2010 Moderators Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Вряд ли кто то из нас сможет на слух отличить 250Гц от 300Гц.Пробовали,? У меня, конечно, нет музыкального образования/слуха, да и возраст , но этож то различить смогу . Быстренько сваял в редакторе - ребят, вы чего, такое не различить? UPD pimmelmann - дуплетом ! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
6a3apoB Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 отличить в сравнении и узнать тон, указав частоту- это разные вещи. сравнение позволяет уху различать 2гц разницы, а другое подразумевает абсолютный слух. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Serega Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Пробовали,? У меня, конечно, нет музыкального образования/слуха, да и возраст , но этож то различить смогу . Быстренько сваял в редакторе - ребят, вы чего, такое не различить? UPD pimmelmann - дуплетом ! Василий, Вы меня не так поняли, см применительно к контесту обсуждаемого вопроса. Имел ввиду, что во время прослушивания, вряд ли кто то назовет ту или иную частоту, с которой прозвучал инструмент. В прямом сравнении с генератора, конечно можно отличить, а если потренироваться, то и запомнить примерно, где 20, а где 50 и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Serega Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 отличить в сравнении и узнать тон, указав частоту- это разные вещи. Именно так. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ziphead Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Имел ввиду, что во время прослушивания, вряд ли кто то назовет ту или иную частоту, с которой прозвучал инструмент. ну смотря о каких конкретно частотах идёт речь. я вот, например, уделяю огромное внимание качественному воспроизведению НЧ-диапазона, и довольно точно смогу на слух определить частоту синусоиды (ну или преобладающего тона в сложном звуке). В прямом сравнении с генератора, конечно можно отличить, а если потренироваться, то и запомнить примерно, где 20, а где 50 и т.д. ну вот опять. я мысль вашу понял, и, в общем, согласен с ней, но 20 и 50 Гц особо запоминать не нужно - они очень разные. чем ниже частота, тем проще отличать звуки с близкими частотами. например 20 и 50 это просто совсем разные звуки, а вот 10000 и 10100 Гц я вряд ли отличу на слух. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
6a3apoB Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 pimmelmann можно вас попросить - у меня в подписи есть трек - убийца трактов , что там такое происходит, по части НЧ? Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
ziphead Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 pimmelmann можно вас попросить - у меня в подписи есть трек - убийца трактов, что там такое происходит, по части НЧ? а что именно вас интересует? о чём вы хотите меня попросить? альбом этот у меня есть, нормально проигрывается, в том числе и этот трек. качать ваш трек я не хочу - если он взят с какого нибудь ремастера (типа MFSL) то может играть иначе. MFSL часто мудят с НЧ - у меня оригинальное, неремастированное издание. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Serega Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 ну смотря о каких конкретно частотах идёт речь. я вот, например, уделяю огромное внимание качественному воспроизведению НЧ-диапазона, и довольно точно смогу на слух определить частоту синусоиды (ну или преобладающего тона в сложном звуке). На прослушивании контрабаса, сможете назвать частоту его звучания, в определенный момент времени, в частотном диапазоне 70 - 100Гц? Или, во время звучания скрипки, определить частоту в диапазоне 250-300Гц, с чего и начался этот разговор? Думаю нет, да и никто не скажет. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Gepardushka Опубликовано: 14 сентября 2010 Автор Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 На прослушивании контрабаса, сможете назвать частоту его звучания, в определенный момент времени, в частотном диапазоне 70 - 100Гц? Или, во время звучания скрипки, определить частоту в диапазоне 250-300Гц, с чего и начался этот разговор? Думаю нет, да и никто не скажет. если дать опорную частоту, то кто-то и сможет, вероятно. Музыканты ведь пишут диктанты, даже многоголосые: им играют что-то (один или несколько раз), а они должны записать нотами сыгранное. Ну а привязку нота - частота, если необходимо, тоже можно выучить. Другое дело, что нам это особо и не нужно. Так-то натренироваться можно на что угодно, только какой смысл? Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Dmitry© Опубликовано: 14 сентября 2010 Moderators Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 На прослушивании контрабаса, сможете назвать частоту его звучания, в определенный момент времени, в частотном диапазоне 70 - 100Гц? Или, во время звучания скрипки, определить частоту в диапазоне 250-300Гц, с чего и начался этот разговор? Думаю нет, да и никто не скажет. Вы шутите? Любой человек с абс. слухом легко определит ноту (частоту) основного тона инструмента или голоса. Да и с относительным слухом можно поднатаскаться - а как в муз. школах в начальных классах диктанты пишут? Ну, для скрипки, как для "нетемперированного" инструмента чуть сложнее. По теме интерактивчик: http://www.independe...ain_display.htm Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Serega Опубликовано: 14 сентября 2010 Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Вы шутите? Любой человек с абс. слухом легко определит ноту (частоту) основного тона инструмента или голоса. Да и с относительным слухом можно поднатаскаться - а как в муз. школах в начальных классах диктанты пишут? Ну, для скрипки, как для "нетемперированного" инструмента чуть сложнее. По теме интерактивчик: http://www.independe...ain_display.htm Дим, ну мы то в муз. школах не обучались. Допустим я легко определяю фальшь в игре инструментов малых составов, и распознаю, знакомые мне по настроечным дискам частоты 30, 50, 100, 350, 1000, 3500, 5000, 10000Гц. Но сказать с точностью, на скольких Гц играет тот или иной инструмент, в определенный момент - не возьмусь. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Gepardushka Опубликовано: 14 сентября 2010 Автор Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 Ну, для скрипки, как для "нетемперированного" инструмента чуть сложнее.Ну если музыкант играет чисто, то не сложнее ведь? Но сказать с точностью, на скольких Гц играет тот или иной инструмент, в определенный момент - не возьмусь. Это практика. Ученики в муз.школах тоже не сразу пишут диктанты. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Moderators Dmitry© Опубликовано: 14 сентября 2010 Moderators Поделиться Опубликовано: 14 сентября 2010 ...я легко определяю фальшь в игре инструментов малых составов Это "относительный" слух. ...распознаю, знакомые мне по настроечным дискам частоты 30, 50, 100, 350, 1000, 3500, 5000, 10000Гц. А это - абсолютный Но сказать с точностью, на скольких Гц играет тот или иной инструмент, в определенный момент - не возьмусь. В нашем деле - это не главное: http://ru.wikipedia....%BB%D1%83%D1%85 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Больше способов поделиться...
Рекомендованные сообщения
Архивировано
Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.