Частотные диапазоны - Страница 2 - Мир аудио - SoundEX - Клуб любителей хорошего звука Перейти к публикации

Частотные диапазоны


Gepardushka

Рекомендованные сообщения

На прослушивании контрабаса, сможете назвать частоту его звучания, в определенный момент времени, в частотном диапазоне 70 - 100Гц?

практически не слушаю музыку с контрабасом, но думаю что смогу. с точностью около 10Гц, если нужную ноту можно будет проиграть неск. раз при необходимости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 48
  • Создано
  • Последний ответ

Серёж, стремление твое понятно и заслуживает уважения, но чисто по жизни - палка о двух концах... и на самом деле, подавляющее большинство именно так и обсуждает звучание систем. За много лет общения с людьми, при обсуждении характеристик звучания, я ни разу не услышал термины нижний верх, средний верх, верхний верх, а уж высшая октава - это для обиходного общения меломанов-аудиофилов, вообще перебор, есть верх и есть край верха. Термин верхний бас, я один раз услышал от Валеры в личном общении, но в тоже время, общаяясь на сайте, Валерий, говоря о фундаменте звука употребляет привычную связку мидбас - нижняя середина...

...Просто эти термины, отождествляемые с орпеделенным звучанием систем, существовали до нашего рождения и укоренились в среде любителей хорошего звука, включая профессионалов... Поэтому изучив и освоив технически выверенный язык описания звучания музыкальной системы, ты рискуешь быть не понятым при общении с любителями хорошего звука.

1. Думаю, деление на поддиапазоны верха - лишь продолжение закономерности деления нижних и средних частот на три составляющих. Необходимость употребления в обиходе составляющих верха по-отдельности - второй вопрос.

2. Валерий Гилёв очень часто использует связку верхний бас - нижняя середина. Можно в поиске забить "верхний бас" по пользователю "Гилёв Валерий". Ну и вот цитата Валерия про фундамент:

Верхний бас и нижняя середина - основа музыки

Сергей, роль среднего баса (40-80 Гц) ближе к нижнему (20-40 Гц).

Кстати, Валерий указал октавные диапазоны (третий вариант деления в первом сообщении темы). Причём отвечал как раз тебе, Серёга.

3. А есть ли уверенность в правильном понимании друг друга, если под одним и тем же термином разными людьми подразумеваются заметно разные диапазоны? Впрочем, я соглашусь с тем, что скорее всего большинство употребляет правильно условные диапазоны и одинаково объяснит новичку, что за что отвечает. (Ведь как-то передаются эти знания?!) Но как видно даже из этой ветки - не все входят в большинство. На вопрос про верхнюю середину один ответит:

- обращай внимание на самый верх голосового диапазона, - а другой скажет:

- в верхней середине никакие голоса не звучат, обращай внимание только на такие-то инструменты.

И что думать новичку? Как учиться? Кому верить?

p.s.: ещё один вариант нашёл... http://fdstar.com/2008/09/01/pamyatka_muzykantu_chastoty.html и по муз.. инструментам: http://www.lexamusic.com/sound/sound1.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1. Думаю, деление на поддиапазоны верха - лишь продолжение закономерности деления нижних и средних частот на три составляющих. Необходимость употребления в обиходе составляющих верха по-отдельности - второй вопрос.

2. Валерий Гилёв очень часто использует связку верхний бас - нижняя середина. Можно в поиске забить "верхний бас" по пользователю "Гилёв Валерий". Ну и вот цитата Валерия про фундамент:

Кстати, Валерий указал октавные диапазоны (третий вариант деления в первом сообщении темы). Причём отвечал как раз тебе, Серёга.

3. А есть ли уверенность в правильном понимании друг друга, если под одним и тем же термином разными людьми подразумеваются заметно разные диапазоны? Впрочем, я соглашусь с тем, что скорее всего большинство употребляет правильно условные диапазоны и одинаково объяснит новичку, что за что отвечает. (Ведь как-то передаются эти знания?!) Но как видно даже из этой ветки - не все входят в большинство. На вопрос про верхнюю середину один ответит:

- обращай внимание на самый верх голосового диапазона, - а другой скажет:

- в верхней середине никакие голоса не звучат, обращай внимание только на такие-то инструменты.

И что думать новичку? Как учиться? Кому верить?

p.s.: ещё один вариант нашёл... http://fdstar.com/2008/09/01/pamyatka_muzykantu_chastoty.html и по муз.. инструментам: http://www.lexamusic.com/sound/sound1.htm

Сереж, твоя цитата, относительно среднего и нижнего баса и есть продолжение нашего с Валерой обсуждения о котором я говорил. Но с тем, о чем я тебе написал, ты будешь сталкиваться повсеместно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

интересные тембры http://files.mail.ru/OG27CR и http://files.mail.ru/JEQ1M5 как раз нижняя середина на 2-х треках с виолончелью

Этот диапазон - как сосуд для музыки, шампур для шашлыка... вот :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сереж, твоя цитата, относительно среднего и нижнего баса и есть продолжение нашего с Валерой обсуждения о котором я говорил. Но с тем, о чем я тебе написал, ты будешь сталкиваться повсеместно.

Хм... так уже сталкиваюсь и не понимаю =\

Так как же научиться оперировать этими понятиями? ))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хм... так уже сталкиваюсь и не понимаю =\

Так как же научиться оперировать этими понятиями? ))

Так же, как и все - набираться опыта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Так же, как и все - набираться опыта.

Без учителя или без руководства какого-то - не получить опыт. Тут даже не столько опыт, сколько знания соответствий.

- Вот на этой записи виолончель играет, в основном, в таком-то регистре. Это нижняя середина... (и так далее)

Только затык получается, когда один говорит, что середина распространяется до 8кГц, а у другого до 1200 Гц. А это весьма разные диапазоны. Очень разные!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Серёж, как предварительно выясняется в обсуждении этих вопросов, для того, чтобы грамотно всё это использовать, нужно быть профессионалом, т.е. музыкантом, способным "на раз" определить основной тон - ноту звучащего инструмента в определенной октаве и быстренько привязать ее к ГЦ. А если играет БСО, в обертонах не запутаешься?

Серёга, а зачем нам промежуточное звено в виде Герц? Все аудиоэксперты и любители, не музыканты, как-то привязывают определённое звучание с тем или иным диапазоном? Привязывают. Это опыт, умение, знания, что за что отвечает. При желании можно, конечно, и к Герцам привязать (как иногда тот же Валерий Гилёв делает или Андрей Смирнов - специалист по акустике помещения), но это не обязательно (хотя и полезно может быть).

То есть мы не осциллографом пользуемся, а музыкальными инструментами в качестве своеобразного лекала. Не к тону мы привязываемся (как музыканты при написании диктанта, чтоб записать ноты), а к звучанию инструментов, приблизительно имея представления о том, в каких диапазонах они звучат. А уже от диапазона можно приблизительно назвать описываемые частоты и в герцах, хотя чистые ноты нам совершенно не нужно угадывать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Серёга, а зачем нам промежуточное звено в виде Герц? Все аудиоэксперты и любители, не музыканты, как-то привязывают определённое звучание с тем или иным диапазоном? Привязывают. Это опыт, умение, знания, что за что отвечает. При желании можно, конечно, и к Герцам привязать (как иногда тот же Валерий Гилёв делает или Андрей Смирнов - специалист по акустике помещения), но это не обязательно (хотя и полезно может быть).

То есть мы не осциллографом пользуемся, а музыкальными инструментами в качестве своеобразного лекала. Не к тону мы привязываемся (как музыканты при написании диктанта, чтоб записать ноты), а к звучанию инструментов, приблизительно имея представления о том, в каких диапазонах они звучат. А уже от диапазона можно приблизительно назвать описываемые частоты и в герцах, хотя чистые ноты нам совершенно не нужно угадывать.

Гхм... ещё одну версию добавлю, но уже с обоснованием (вроде бы логичным):

http://www.abcdrecords.com/catalog/articles/professionalny_yazyk_audiofila/

20 — 40 Глубокий бас

40 — 80 Средний бас

80 — 160 Верхний бас

160 — 320 Нижняя середина

320 — 640 Собственно середина

640 — 1'280 Верхняя середина

1'280 — 2'560 Нижний верх

2'560 — 5'120 Средний верх

5'120 — 10'240 Верхние высокие

10'240 — 20'480 Верхняя октава

Весь частотный диапазон покрывает десять октав таким образом, что на бас и средние частоты приходится по три октавы, а на верхние — четыре. В свою очередь, каждый главный диапазон подразделяется на три поддиапазона: нижний, верхний и центральная часть — середина. При этом каждый поддиапазон занимает октаву. Вовсе не обязательно соблюдать точные границы, чтобы, например, при указании нижней середины не заехать в начало собственно середины (см. таблицу).

Ты хотел грамотной привязки, Гц - для этого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ты хотел грамотной привязки, Гц - для этого.
Точность до Гц - не нужна, мы же не ноты угадываем, а целые диапазоны, октавы обозначаем. Говоря о грамотной привязке - я имел в виду отсутствие разночтений по приблизительным делениям на соответствующие диапазоны.

Чтоб не было того, что один говорит о верхней середине, имея в виду проблемы на верхних частотах вокала, а другой думает, что проблема вовсе не в вокале, а на послезвучиях тарелок и верхних нотах скрипки, т.к. уверен, что именно это отвечает за верхнюю середину.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

- Вот на этой записи виолончель играет, в основном, в таком-то регистре. Это нижняя середина... (и так далее)

Только затык получается, когда один говорит, что середина распространяется до 8кГц, а у другого до 1200 Гц. А это весьма разные диапазоны. Очень разные!

У меня когда-то был 15-полосный графический эквалайзер. Интересная штука в плане определения поддиапазонов. Я по старой привычке определяю частоты в герцах, не задумываясь, как их обозвать. Кстати о человеческом голосе. У меня в двухполосниках фильтр на 3.6 кгц. До какой частоты звучит пищалка, если мужской вокал слышен из неё? Настолько пологий спад фильтра или границы голоса можно расширить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Moderators

Ещё вариант от AudioMusic, можно прикинуть сколько чёрненьких и беленьких клавиш между 250Гц и 300Гц <_<

post-40-041664000 1284537294_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Точность до Гц - не нужна, мы же не ноты угадываем, а целые диапазоны, октавы обозначаем. Говоря о грамотной привязке - я имел в виду отсутствие разночтений по приблизительным делениям на соответствующие диапазоны.

Чтоб не было того, что один говорит о верхней середине, имея в виду проблемы на верхних частотах вокала, а другой думает, что проблема вовсе не в вокале, а на послезвучиях тарелок и верхних нотах скрипки, т.к. уверен, что именно это отвечает за верхнюю середину.

Уже писал, что твое стремление достойно уважения. Но ты подходишь с точки зрения математики, а есть житейский опыт, о котором тоже уже написано.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Мне кажется, что основной тон скрипки должен захватывать высокие. А по этому определению получается, что нет, самые верхние ноты скрипки - совсем чуть-чуть за середину, в самом низу "верхней середины".

И ещё мне кажется, что середина должна заканчиваться где-то на голосовых диапазонах. А это 1000-1400 Гц. http://muz.almanac-r...-diapazoni.html А здесь (по ссылке Серёги) получается, что верхняя середина никак не захватывает ни одного голоса.

Скрипка

Динамический диапазон скрипки составляет 40 дБ (35…75 дБА) . Низшая частота 196 Гц, что соответствует ноте соль малой октавы. Высшая частота основного тона достигает 4 кГц, это уже флажолеты. Спектр звуков инструмента простирается до 8-10кГц.

Частотный спектр скрипки имеет четыре форманты: в районе 400 Гц, 800 Гц, 2…2,6 кГц и 3…4 кГц. Причем, чем ближе высшая форманта к 4 кГц, тем более качественным считается звук. У старинных итальянских инструментов, например, он обладает характерной сипотцой, словно звук идет через папиросную бумагу.

http://rus.625-net.r.../kondrashin.htm

вокал

У обычного (не "поставленного") человеческого голоса спектр не превышает 2…3 кГц. Работа по постановке голоса во многом направлена на расширение частотного спектра, и оперный голос достигает 5….7 кГц. Существует две певческих форманты: низкая 300…500 Гц, и высокая 2…3 кГц, которая придает голосу звонкость и выделяет его из целого оркестра. Характерной особенностью человеческого голоса является плохо выраженный основной тон, а вторая гармоника звучит в несколько раз громче. Очень многое в звучании певческого голоса зависит от школы его постановки. Хорошо поставленный голос имеет довольно равномерную громкость во всех регистрах. Но среди певцов часто распространен прием исполнения, который на музыкантском жаргоне иногда называется "пускать пузыри", когда удобные, резонирующие, эффектные ноты поются децибел на десять громче других. В таких случаях спастись от перегрузок можно только с помощью компрессора.

http://rus.625-net.r...5/recording.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У меня когда-то был 15-полосный графический эквалайзер. Интересная штука в плане определения поддиапазонов. Я по старой привычке определяю частоты в герцах, не задумываясь, как их обозвать. Кстати о человеческом голосе. У меня в двухполосниках фильтр на 3.6 кгц. До какой частоты звучит пищалка, если мужской вокал слышен из неё? Настолько пологий спад фильтра или границы голоса можно расширить?

Обертон может уходить очень высоко от основного тона, пример с большим барабаном уже был приведен, когда основной тон 100Гц, а обертон может доходить до 2000Гц.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уже писал, что твое стремление достойно уважения. Но ты подходишь с точки зрения математики, а есть житейский опыт, о котором тоже уже написано.
Серёга, я чисто по-житейски пришёл к тебе и прошу научить меня этим выражениям без всяких Герц. Ты говоришь, мол, без проблем, смотри (прости, Серёга, что для примера тебя привлёк):

- верхняя середина - это там тарелочки всякие, верхние ноты скрипок и т.п. Вокал - это нижняя середина и середина.

- Спасибо, Серёга

ну а потом зарулил я, скажем, к Валерию Гилёву (простите, Валерий). И с тем же вопросом пристаю, а он:

- без проблем, Серёга. Смотри, бас-гитара - это там такой-то бас. Смотри, я сейчас фильтр подкручу, ты более явно услышишь. Вот, слышишь эти тум-тум? Вот это и есть этот бас, правда сейчас акцентированный, сейчас фильтр верну.

- Спасибо, Валерий, а ещё?

- ну, смотри... вот включу тебе оперную диву с высоким голосом, с колоратурным сопрано. Вон, видишь, как берёт? Вот это верхняя середина! А скрипка заиграла высоко как, а? А какие высокие послезвучия тарелок! Это уже высокие начались...

- Валерий, а я тут к Серёге захаживал. То, что Вы назвали верхом, Серёга назвал ещё серединой... :wacko::blink:

Вот я и хочу чисто по-житейски разобраться :) Кто и что имеет в виду и как же всё же правильно?

Роберт Харли рассказывает, на что обращать внимание при прослушивании, но без этих подробных делений на поддиапазоны, ограничиваясь лишь "басом, средними и высокими". Если б у него было расписано более подробно, на форум бы не полез с просьбой описать, кто и что соотносит в звучании с тем или иным диапазоном.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ещё вариант от AudioMusic, можно прикинуть сколько чёрненьких и беленьких клавиш между 250Гц и 300Гц <_<

post-40-041664000 1284537294_thumb.jpg

Офигеть )) Здесь на середину всю 5 октав, в других источниках три октавы - по одной на поддиапазон. Ну как тут не запутаться? ))

Ну я писал о чистых тонах, а не о обертонах, которые, конечно, могут уходить далеко за пределы основного тона.

Флажоле́т (старофр. flageolet — флейта) — приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука-обертона. Так же флажолетом называется сам извлекаемый звук-обертон. На струнных инструментах исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (две октавы) и т. п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Серёга, я чисто по-житейски пришёл к тебе и прошу научить меня этим выражениям без всяких Герц. Ты говоришь, мол, без проблем, смотри (прости, Серёга, что для примера тебя привлёк):

- верхняя середина - это там тарелочки всякие, верхние ноты скрипок и т.п. Вокал - это нижняя середина и середина.

- Спасибо, Серёга

ну а потом зарулил я, скажем, к Валерию Гилёву (простите, Валерий). И с тем же вопросом пристаю, а он:

- без проблем, Серёга. Смотри, бас-гитара - это там такой-то бас. Смотри, я сейчас фильтр подкручу, ты более явно услышишь. Вот, слышишь эти тум-тум? Вот это и есть этот бас, правда сейчас акцентированный, сейчас фильтр верну.

- Спасибо, Валерий, а ещё?

- ну, смотри... вот включу тебе оперную диву с высоким голосом, с колоратурным сопрано. Вон, видишь, как берёт? Вот это верхняя середина! А скрипка заиграла высоко как, а? А какие высокие послезвучия тарелок! Это уже высокие начались...

- Валерий, а я тут к Серёге захаживал. То, что Вы назвали верхом, Серёга назвал ещё серединой... :wacko::blink:

Вот я и хочу чисто по-житейски разобраться :) Кто и что имеет в виду и как же всё же правильно?

Роберт Харли рассказывает, на что обращать внимание при прослушивании, но без этих подробных делений на поддиапазоны, ограничиваясь лишь "басом, средними и высокими". Если б у него было расписано более подробно, на форум бы не полез с просьбой описать, кто и что соотносит в звучании с тем или иным диапазоном.

Серёж, Валерий был у меня и мы обсуждали разные нюансы звучания моей системы, я был у Валерия и мы так же не сидели молча. И представляешь, мы понимали друг друга с полуслова и никаких разночтений в наших ощущениях и формулировках не наблюдалось. Серёж, у тебя есть возможность приехать и ко мне и к Валерию и еще ко многим любителям хорошего звука со стажем. Переходи от теории к практике, набирайся опыта и 90% твоих вопросов отпадут сами собой. А вот какие не отпадут, будешь решать проблемы по мере их поступления. Это тебе мой искренний совет!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну да :) Раз никто не делится на форумах, то остаётся лишь вживую на практике с опытными товарищами совершенствовать собственное мастерство слушателя :)

p.s.: кстати, не раз замечал, что вживую прийти к общему знаменателю во много раз проще и быстрее :) Нагляднее что ли получается понять слова другого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну да :) Раз никто не делится на форумах, то остаётся лишь вживую на практике с опытными товарищами совершенствовать собственное мастерство слушателя :)

p.s.: кстати, не раз замечал, что вживую прийти к общему знаменателю во много раз проще и быстрее :) Нагляднее что ли получается понять слова другого.

А вот это правильно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гхм... ещё одну версию добавлю, но уже с обоснованием (вроде бы логичным):

http://www.abcdrecords.com/catalog/articles/professionalny_yazyk_audiofila/

20 — 40 Глубокий бас

40 — 80 Средний бас

80 — 160 Верхний бас

160 — 320 Нижняя середина

320 — 640 Собственно середина

640 — 1'280 Верхняя середина

1'280 — 2'560 Нижний верх

2'560 — 5'120 Средний верх

5'120 — 10'240 Верхние высокие

10'240 — 20'480 Верхняя октава

Весь частотный диапазон покрывает десять октав таким образом, что на бас и средние частоты приходится по три октавы, а на верхние — четыре. В свою очередь, каждый главный диапазон подразделяется на три поддиапазона: нижний, верхний и центральная часть — середина. При этом каждый поддиапазон занимает октаву. Вовсе не обязательно соблюдать точные границы, чтобы, например, при указании нижней середины не заехать в начало собственно середины (см. таблицу).

Меня не устраивает в данном раскладе несколько позиций.

1. Весьма вольная трактовка частотных диапазонов октав.

2. Смещение разделов НЧ-СЧ-ВЧ диапазонов на одну октаву.

Идея привязать деление музыкальных диапазонов к октавам, показалась мне интересной. Применительно к тонам звучания инструментов и вокала, предпочтительнее следующий расклад на десять октав.

субконтроктава 16-32 Суббас

контроктава 32-64 Нижний бас

большая октава 64-128 Средний бас

малая октава 128-256 Верхний бас

1-ая октава 256-512 Нижняя середина

2-ая октава 512-1024 СЕРЕДИНА

3-я октава 1024-2048 Верхняя середина

4-ая октава 2048-4096 Нижний верх

5-ая октава 4096-8192 Средний верх

6-ая октава 8192-16384 Верхний верх

Кстати, получился частично схожий вариант в диапазоне НС-С-ВС, с первым примером.

В книжке Роберта Харли указано так:

16 - 40 - Нижний бас

40 - 100 - Средний бас

100 - 250 - Верхний бас

250 - 500 - Нижние средние

500 - 1000 - Средние

1000 - 2000 - Верхние средние

2000 - 3500 - Нижние высокие

3500 - 6000 - Средние высокие

6000 - 10000 - Верхние высокие

10000 - 20000 - Высшая октава

Повторю данные по инструментам и вокалу

Диапазоны частот инструментов, в герцах

Альт 130-1240

Валторна 60-740

Виолончель 65-880

Гобой 230-1480

Кларнет 140-1980

Контрабас 40-300

Скрипка 210-2800

Тромбон 80-500

Труба 160-990

Туба 45-320

Фагот 60-630

Флейта 240-2300

Флейта-пикколо 560-2500

Диапазоны частот голоса, в герцах

Бас (М) 75-350

Баритон (М) 110–149

Тенор (М) 130-520

Дискант (М) (пример - Робертино Лоретти) 260–1000

Контртенор (М) редкий муж. голос выше 1000 герц, звучит как колоратурное сопрано

Альт (М, Ж) - низкий голос у женщин и мальчиков 196-598

Контральто (Ж) - самый низкий женских певческий голос 175-784

Меццо-сопрано (Ж) 170-700

Сопрано (Ж, М) - самый высокий женский голос. Им пели также кастраты. 260-1050

Колоратурное сопрано (Ж) - сопрано с более высокой верхней границей 260–1400

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 года спустя...
  • Moderators

Проглядывается связь между нижним басом( выпяченным) и проваленной нижней серединой(  мужской вокал), могу я сторонними методами как-то это вылечить (проводами), или только резать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Провода ничего не лечат, они могут только приводить к потере какой-то информации.Скорее всего проблема в модах.Проваленная середина-проблема в АС.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 С точки зрения вокалиста, бас ниже 70-80 Гц является, несомненно, низким. А частоты ниже 40 относятся к суббасу. Хотя октавы распределяются немного иначе, и субконтр октава это 16-32 Гц.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...