Когда я распаковывал эти активные мониторы (которые сама фирма Fostex называет “Personal Active Speaker System”), в голове была мысль, что в обзоре придется прибегать к обтекаемым фразам вроде «за свои деньги», или «учитывая ценовой диапазон» и так далее. Действительно, все ведь понимают, что в наше время чудес можно ждать лишь с известной долей условности, именно что «учитывая ценовой диапазон». И если что-то условно недорогое хорошо играет, то все понимают, что это «хорошо» — оно не совсем то «хорошо», которое имеется в виду у классных дорогих устройств. Поэтому от колонок Fostex PM0.5d я заранее много не ждал. Посудите сами, 400 долларов в розницу за пару вполне себе прилично выглядящих полочников со встроенными усилителями – это вообще законно? Тем не менее, колонки отыграли на удивление хорошо, а вот насколько хорошо и при каких условиях – это я сейчас постараюсь рассказать.
Fostex PM0.5d больше всего напоминает профессиональный монитор ближнего поля, и, вероятно, по сути, так оно и есть. Но не совсем. В пользу мониторности говорит идентичность колонок, то есть, они не делятся на правую и левую (в отличие от множества даже недешевых мультимедийных моделей). У них есть вход 6,3 мм и регулятор чувствительности. Но фирма избегает давать своей модели полностью профессиональный статус. Здесь есть обычный разъем RCA. Продаются они парой в одной коробке. И, наконец, называются они «персональная активная система», что, согласитесь, можно понимать шире, чем профессиональный монитор. Кстати, в линейке есть еще сабвуфер и мониторы поменьше: PM0.4 и PM0.3
Колонки выглядят скромно и просто, но при этом очень аккуратно, универсально, современно. Качество сборки высокое. Колонки монолитные, с приятной матовой слегка шершавой отделкой – не роскошно, но вовсе не утилитарно. Грили не предусмотрены (или, возможно, продаются отдельно). Конструкция их фазоинверторная, овальное отверстие расположено сзади. То, что это активные колонки, можно понять по синему светодиоду рядом с логотипом фирмы – пожалуй, слишком яркому – но это единственное, что мне не понравилось. В отсутствие сигнала колонки уходят в спячку, и тогда цвет индикатора меняется на красный.
Конструкция акустических систем классическая – это миниатюрный монитор типа 5” – по размеру НЧ-динамика, сделанного из стекловолокна. Над ним расположен мягкий тканевый купол ¾-дюймовой пищалки. Больше ничего примечательного во внешности нет, это акустика сделана как бы по технологии stealth – поставил на место и забыл про нее (но, конечно, синий индикатор не даст этого сделать). Фирма заявляет два усилителя, каждый на свой динамик, таким образом, мы имеем би-ампинг.
Итак, что же в них «хорошего», о чем я обещал рассказать в начале статьи. Начну с того, что я ожидал от них достаточно детального, суховатого звука, с поджатым басом, хорошими пространственными характеристиками и разборчивой, членораздельной подачей. Из прогнозов оправдались только хорошее пространство и членораздельность. С пространством здесь все не просто хорошо, а очень хорошо. Продолжая свою stealth-идею, колонки растворяются в пространстве не только зрительном, но и слуховом. Звук полностью отвязан от колонок, их как бы нет – и это в ближней зоне прослушивания! Отлично читаются как размеры инструментов, так и их взаимное расположение. Сцена не ограничена ни в ширину ни в глубину, повторюсь, есть ощущение, что колонки как бы ни при чем, и музыка звучит сама по себе
Вопреки ожиданиям, вызванным строгим видом и миниатюрным размером, колонки играют неожиданно сочно, полновесно, насыщенно. Их подачу я бы охарактеризовал как полностью нейтральную, они не обладают сколько-нибудь заметным окрасом и, скорее, больше передают характер источника. Больше, чем можно было бы ожидать от таких недорогих АС.
Детальностью сегодня никого не удивишь, даже среди относительно недорогих моделей, поэтому и здесь с детальностью все в порядке – если вы не выходите за пределы эксплуатационных ограничений, вам и в голову не придет, что можно требовать чего-то большего в плане деталей – их более чем достаточно и для комфортного прослушивания и для работы.
«О каких «эксплуатационных ограничениях» он говорит?» — наверно, уже спрашиваете себя вы. Итак. Надо понимать, что это мониторы ближнего поля, то есть, предназначены они для размещения в непосредственной близости от слушателя, озвучивая его персональное пространство. На этом небольшом расстоянии они дают адекватную динамику, отсутствие искажений, свободу звукоизвлечения, слитность, детальность – что хотите. Они даже дают довольно высокую громкость без потери внятности и без слышимой компрессии. Но не пытайтесь озвучить ими вашу гостиную целиком – да, они смогут играть достаточно громко, но при этом, чем дальше вы крутите ручку громкости, тем больше они выдыхаются, начинается каша на сложных жанрах (хотя многие малосоставные вещи продолжают смотреться вполне неплохо), теряется универсальность. Но ведь иного вам от «персональной» аудиосистемы ведь никто и не обещал, верно?
Вернемся в адекватные рамки – и вот мы уже слышим очень хорошую, правдоподобную имитацию баса – уверенную, разборчивую, округлую и сочную. И это восприятие сохраняется даже при свободно размещении колонок – вдали от стен. Почему «имитация»? Потому что за пределы 5” динамика не прыгнешь, и его способности в передаче глубокого баса весьма ограничены – практически любого 5” динамика. Но в этих рамках все просто прекрасно, и если закрыть глаза и погрузиться в музыку, то эти малыши могут по-хорошему вас обмануть.
В какой-то момент я поймал себя на мысли, что, как ни странно, эти колонки могут играть практически как довольно большие и довольно дорогие их собратья. Опять же, если не отступать от ограничений, о которых я сказал выше. У них есть все – баланс, динамика, разборчивость, бас и просто великолепно отображаемое пространство. Но кроме того, они еще и способны передать интонации, тонкое ощущение ритма, короче говоря, с ними можно устроить себе маленький музыкальный праздник. И видимо это имеется в виду фирма Fostex, обещая исключительно высокую ценность (exceptional high value) своего продукта.
Думаю, эти колонки найдут свое место не только в небольших домашних и профессиональных студиях, но и будут применяться для высококачественного озвучивания пространства вокруг компьютера, кроме того, они отлично подойдут для энтузиастов персонального аудио – обладателей высококлассных плееров и портативных ЦАПов, для тех случаев, когда музыку хочется слушать не только одному и не только в наушниках. В общем, очень верно их назвала фирма Fostex – персональная акустическая система.
Автор текста и фото: Юрий Волобуев
Информация: fostexsound.ru