Обзор. MartinLogan Motion 60XTi. Эстетика ретрофутуризма

При всем богатстве ассортимента американской компании MartinLogan, первая и самая стойкая ассоциация с ней — электростатическая акустика. Именно благодаря этой технологии, компания стала известной, создав достойную конкуренцию британскому Quad, и именно эти модели являются эталоном качества для инженеров компании.

Однако, не электростатом единым богат MartinLogan: их классическая корпусная акустика заслуживает не меньшего внимания. А ввиду более привычного и компактного форм-фактора она может оказаться даже более привлекательной для пользователя.

 

Motion – это целая серия корпусной акустики, выпускаемая MartinLogan и охватывающая широчайший ассортимент устройств: от сабвуферов и микро-колонок до ультратонкой дизайнерской акустики и солидных напольников класса High End. Последние мы и возьмем в качестве самой наглядной и убедительной демонстрации того, на что способны инженеры компании, когда речь заходит о традиционном формате.

Motion 60XTi – это флагман линейки и самая крупная из трех напольных моделей. Буква «i» в обозначении говорит о том, что перед нами представитель новой, улучшенной версии данной серии. И с точки зрения применяемых решений и технологий, эта модель объединяет в себе все имеющиеся достижения инженеров MartinLogan, поэтому, внимательно рассмотрев Motion 60XTi, мы не упустим ничего важного.

 

 

Самый заметный элемент конструкции, во многом определяющий характер звучания, — фирменный ленточный твитер XT. За счет его конструкции разработчики решили максимально приблизить возможности корпусной акустики к тем характеристикам, которыми по умолчанию обладают электростаты. Благодаря многократному складыванию, фактическая рабочая поверхность ленточного твитера имеет существенно большую площадь, чем у традиционного тканевого купола, и соответственно требуется значительно меньший ход диафрагмы, точно также как у электростатической панели. При этом, в движение лента приводится динамическим способом, работая в поле постоянного магнита. Как результат — отличная динамика, высокая линейность частотной и фазовой характеристик в слышимом диапазоне, детальное и точное звучание. Спецификой твитеров XT является тонкопленочная технология производства, позволившая на 40% увеличить эффективную площадь диафрагмы и обеспечить широкое рассеивание звуковой волны 80х30°. В последней версии удалось также расширить диапазон воспроизводимых частот, отодвинув естественный спад отдачи и сопутствующие искажения еще дальше за пределы слышимости.

 

Для изготовления диффузоров для средне- и низкочастотных излучателей был выбран алюминий, обладающий выгодным сочетанием высокой жесткости и малого веса. Диффузоры имеют коническую форму, что в сочетании с высокими показателями прочности материала препятствует возникновению изгибов, сохраняя поршневой режим работы на большой амплитуде. В моделях с индексом «i» также был усовершенствован центральный пылезащитный колпачок, добавивший жесткости конструкции диффузора. Еще одно средство повышения качества звука на высокой громкости — охлаждение звуковой катушки. В случае с алюминием это происходит естественным путем, ведь сам диффузор выступает в роли эффективного радиатора. В результате применения всех вышеописанных технологий минимизируются искажения и окрашенность звучания, особенно на высокой громкости, кроме того, удается достичь высокой детальности и точности проработки тонких оттенков и нюансов при воспроизведении музыкального материала.

По калибру среднечастотный динамик не значительно отличается от низкочастотных: 165 мм против 203 мм. Собственные резонансы диффузоров достаточно близки, и для того, чтобы вывести их за пределы рабочих диапазонов и наилучшим образом согласовать друг с другом, были использованы упругие подвесы. В обоих случаях они получились более тугие, чем обычно: при нажатии на диффузор среднечастотник совершает едва заметное движение. В результате этих манипуляций удалось добиться частот раздела 400 и 2200 Гц, а звук при таком подходе неизбежно получается более четкий и контролируемый, конечно при условии, что усилитель справляется со своей задачей в полной мере.

 

Согласование излучателей — это та часть, которой инженеры MartinLogan уделяют не меньше внимания, чем созданию излучателей. Фирменная технология создания кроссовера Vojtko была разработана одним из ведущих инженеров компании (в честь которого и получила своё название). Первый шаг к согласованию полос происходит ещё на стадии разработки излучателей: их рабочие диапазоны и естественные спады отдачи подбираются таким образом, чтобы требовалось минимальное участие кроссовера, и можно было обойтись малым количеством деталей. При расчете схемы электрические характеристики излучателей учитываются как неизбежные составляющие, также как и другие элементы кроссовера. Финальная настройка производится на слух в условиях аналогичных типовому жилому помещению.

При сборке кроссовера используются высококачественные комплектующие: кастомные катушки индуктивности с воздушным сердечником, полипропиленовые конденсаторы, а также электролитические конденсаторы с улучшенными переходными характеристиками. Для защиты излучателей в схему были включены схемы температурной и токовой защиты.

Еще одна специфическая особенность, непосредственно влияющая на звучание, — расположение басовых динамиков. Не трудно заметить, что они значительно смещены вниз, а фазоинверторы и вовсе располагаются у самого пола. Такой подход позволяет минимизировать негативные последствия при отражении низких частот от поверхности пола.

Также хочется обратить внимание насколько элегантно обыграли дизайнеры значительное расстояние между СЧ/ВЧ и НЧ секциями, разместив там логотип и использовав комплект из двух независимых грилей для каждой группы излучателей.

Эстетика дизайна в целом соответствует концепции ретрофутуризма, словно эту акустику взяли из фантастического кино восьмидесятых, но переосмыслили в современной манере. Особого шарма добавляет наклонная верхняя панель: при взгляде в перспективе это создает обманчивое впечатление, что корпуса акустики имеют трапециевидное сечение. На самом же деле наклонена лишь одна плоскость, и сделано это наверняка для того, чтобы погасить стоячую волну, однако визуальный эффект значительный и неожиданный. Качество отделки безупречно, что можно в полной мере оценить в процессе распаковки и установки: полированный шпон ореха при прикосновении откликается приятной теплотой и мягкостью натурального дерева. С лакированными черными и белыми версиями непосредственно взаимодействовать не приходилось, но выглядят оба варианта безупречно.

Все элементы дизайна у Motion 60XTi одновременно красивы и функциональны. Отсутствие винтов крепления на фланцах динамика кроме прочего избавляет от лишнего преломления звуковых волн, а винтовые клеммы с симпатичными гайками-бабочками чрезвычайно удобны при фиксации зачищенного кабеля. Акустику можно устанавливать на опоры, выходящие за основной габарит и оснащаемые тонкими шипами весьма агрессивного вида, либо ограничиться мягкими резиновыми ножками. И шипы, и ножки также можно вкрутить в основание корпуса, если опоры не покажутся привлекательными.

«Вдохновленные электростатической акустикой» — именно так характеризуют свою работу над серией Motion её создатели. Это очевидно прямая отсылка к их звуку и, если поискать какие-то сходства в звучании корпусной и электростатической акустики MartinLogan, то определенные аналогии действительно можно наблюдать. Акустика Motion 60XTi создает то же ощущение цельности, фазовой точности и бесшовности звуковой картины, обладает отличной микродинамикой и высоким разрешением. В результате с первых нот буквально проваливаешься в музыку, имея все шансы остановить прослушивание только с окончанием плейлиста.

Одновременно с этим, сцену эта модель выстраивает совершенно по-другому, не так как электростаты, поскольку обладает принципиально иной направленностью звучания. Большие габариты акустики, сравнительно узкая направленность твитера и разнесенные между собой СЧ/ВЧ и НЧ секции не предполагают комфортного прослушивания с малой дистанции. При этом, на расстоянии 2,5-3 метра звук от всех излучателей формирует четко сфокусированную звуковую сцену с трехмерной прорисовкой пространства. Зона комфорта получается достаточной для трех-четырех слушателей, а высота посадки не имеет существенного значения, благодаря широкой направленности твитера по вертикали. Иначе, (с учетом высоты колонок) пришлось бы использовать для прослушивания барные стулья. Впрочем, всё вышесказанное вовсе не значит, что расставлять акустику в помещении можно абсолютно свободно. На экстремальных углах, как по горизонтали, так и по вертикали отдача по ВЧ резко падает, а если перекрещивать оси излучения далеко позади или перед местом прослушивания, то можно получить излишне узкую или наоборот, развалившуюся на две части сцену. Оптимально будет направить акустику на слушателя или в точку на полметра за ним. Именно так получается та самая заветная звуковая голограмма.

Высший класс качества звучания MartinLogan 60XTi не вызывает никаких сомнений даже после самого поверхностного знакомства. Акустика демонстрирует нейтральность в самом правильном смысле этого понятия. Она абсолютно прозрачна для других компонентов системы. Роль усилителя при прослушивании выполняли два принципиально разных аппарата: ламповый McIntosh MA252 и транзисторный Schiit Aegir. Характер звука в обоих случаях был настолько различным, словно мы меняли не усилители, а систему целиком. В паре с McIntosh MA252 звучание старых «номерных» альбомов Led Zeppelin становилось каким-то особенно понятным, доходчивым и вовлекающим. «Black Dog» и «Immigrant Song» с одного только вступления вызывают мурашки по всему телу и невольно замираешь, боясь упустить мельчайший звук, словно играет не ремастерированная запись из Tidal, а сами Джимми и Роберт расположились прямо здесь, на расстоянии вытянутой руки.

Любому контенту ламповая схемотехника давала особую теплоту, естественность и выразительность в присущем ей винтажном стиле, что однозначно шло на пользу тем релизам, которые были записаны на аналогичной аппаратуре.

Совсем иначе — более детально и беспристрастно подавал старые записи Schiit Aegir, позволяя «рассмотреть» их более критично, не проваливаясь в эмоции. При этом, современные релизы без лампового подкрашивания зазвучали куда более интересно: детальнее, энергичнее и выразительнее. Amon Amarth – «The Way of Vikings» порадовали сочетанием напора и мелодичности, помноженным на исключительную проработку каждого отдельного звука, без смешивания и смазывания быстрых ударов и жестких риффов. Вкуснейшим образом прозвучала композиция «Instant Crush» — Daft Punk. Все эти аналоговые синтезаторы и в ламповом исполнении звучали органично, но более сфокусированный и ровный транзисторный звук показал больше оттенков и лучше передал синтетический саунд композиции.

Как следствие — все жанровые предпочтения системы определялись исключительно компонентами и их сочетанием с воспроизводимым контентом, а колонки честно отрабатывали всё от первого до последнего звука. То же самое можно сказать конкретно о низкочастотной составляющей. Бас, как известно, штука капризная, зависящая и от усиления, и от акустики помещения, и от сами колонок. Так вот, в данном случае последний из трех факторов был наименее значим и сочетание подходящего усилителя с грамотной расстановкой давали исключительно точный, глубокий, но при этом не выхолощенный и не пересушенный бас.

Нейтральность и прозрачность MartinLogan 60XTi давала возможность оценить не только характер аппаратуры и мастеринга, но и общее качество воспроизводимого материала. В записях Alice Merton временами уж очень очевидной становилась простота аранжировок, но ритмичность и эмоциональная подача компенсировали это в полной мере, так что хорошо знакомых «No Roots» или «Easy» вполне достаточно для того, чтобы незаметно для себя начать пританцовывать. При прослушивании более аудиофильского контента, особенно живых записей, никаких вопросов к полноте звука, точности и объему передачи тембров не возникало — «Времена года» от Трио Жака Люсье  живое тому доказательство. Эта акустика способна показать всю красоту музыки и исключительное качество записи.

Опыт прослушивания разного материала с разными компонентами системы позволяет делать вывод, что MartinLogan 60XTi — это вполне нейтральное и максимально прозрачное средство воспроизведения, вносящее в звучание минимальный собственный вклад. Для акустики в целом — явление довольно редкое, оттого и примечательное. Конечно не честно будет называть эту модель абсолютным эталоном, ведь совершенству предела нет. Но абсолютно точно можно сказать, что по сочетанию детализации и точности эта акустика способна конкурировать как с самыми топовыми студийными мониторами, так и с лучшими образцами индустрии High End. Однозначно рекомендовано к личному знакомству.

Автор обзора: Максим Наумов

Обсудить на форуме

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.