Усилители Unison Research: Preludio, Triode 25 и UNICO DUE. Страсть, Огонь и Откровение

Итальянская компания Unison Research во главе с ее основателем Джанни Сакетти (Gianni Sacchetti), являясь крупнейшим в мире производителем ламповых усилителей, всегда отличалась фундаментальным подходом к конструированию техники, при разработке которой, кроме колоссального накопленного опыта, учитываются и особенности современных громкоговорителей и источников сигнала, что позволяет максимально упростить задачу потребительского выбора.

Популярность такого подхода позволила официальному российскому дистрибьютору EN-Trade представить в России три линейки компонентов. В серию Valve входят ламповые однотактные и двухтактные модели, в Unico – усилители и проигрыватели CD с гибридной конструкцией, и в отдельной серии – три модели акустических систем, две из которых рупорные. Гибкая ценовая политика компании и широкий выбор позволяет взять барьер не только самой состоятельной публике. Мне же удалось протестировать ламповые усилители Unison Research средней ценовой категории (Unison Research Preludio, Unison Research Triode 25) и гибридный Unison Research (UNICO DUE). Три пары громкоговорителей (Unison Research Max 1, Klipsch Cornwalllll и JBL4344) подключались по очереди, и прослушивание с каждым усилителем затягивалось на несколько дней, создавая равные условия для всех участников.

Чисто визуальное впечатление о компонентах самое торжественное, так как обычно ламповая техника выглядит немного аскетичнее. Впрочем, сам создатель усилителей дизайнерского радикализма все-таки избегает, предпочитая, чтобы его аппараты нравились, а не шокировали.

Выглядит однотактный ламповый интегральный Unison Research Preludio для такой ценовой категории непривычно роскошно, а немного аудионостальгии в дизайне совершенно не мешает воспринимать аппарат как современное устройство. Несмотря на то, что в этой серии он младший, в его производстве используются те же элементы, что и в усилителях премиум-класса Sinfonia.

Оригинальный внешний вид и разработанная инженерами конструкция сочетаются с высокими рабочими показателями и прекрасным качеством сборки, при этом чувствуется внимание даже к незначительным деталям. Ребра боковых радиаторов хорошо гармонируют и с гладкими ручками управления, и с нарочито грубо обработанными элементами из стали, которые, кроме прочего, служат в качестве тепловых отражателей для ламп, а в сочетании с корпусом из натурального дерева придают усилителю особый неповторимый характер.

Обработка деревянных частей производится вручную в собственных мастерских, где используется опыт итальянских скрипичных мастеров восемнадцатого века. Лаки из живичной канифоли, краски, изготовленные на основе растительных и животных компонентов, – все это позволяет древесине хорошо выглядеть в течение длительного времени. Благодаря конструкции корпуса и антивибрационным свойствам шасси, которое уравновешено мягким демпфированным резонансом дерева, удается сохранить целостность сигнала и получить максимально точный звук практически без искажений. На лицевой панели расположены две круглые ручки: регулятор громкости и четырехпозиционный селектор входов на четыре источника сигнала, а также инфракрасный датчик для управления с пульта и индикатор питания. Оснащение высококачественным моторизованным потенциометром ALPS и микропроцессорной схемой позволяет регулировать громкость с помощью пульта дистанционного управления, который подходит для всех устройств Unison Research и отделан под цвет корпуса натуральным деревом. Кнопка включения расположена на корпусе справа. Усилитель работает в однотактном триодном режиме в классе А и собран по схеме «двойное моно»: каждый из каналов полностью независим, и такая конструкция предотвращает любые помехи между двумя каналами. Также применяется схема автоматической настройки тока смещения, позволяющая дольше сохранять наилучшее звучание и минимизировать время, необходимое для прогрева. Под защитным кожухом располагаются трансформаторы, которые во всех усилителях компания использует только собственной разработки и изготовления, и, если судить по внешнему виду, выглядит все очень качественно и надежно. Предварительная часть построена на двойных триодах ЕСС82, а выходной каскад – на двух лучевых тетродах КТ88 (6550). На тестируемом усилителе были установлены лампы 6550 Tung-Sol российского производства.

 

Если не забывать, что Preludio выдают всего 14 Вт на канал, и выбирать акустические системы с достаточной чувствительностью, то этот красавец способен сходу покорить превосходным аналоговым звуком. Перегрузку аппарат воспринимает спокойно, также за время тестирования не было зафиксировано ни фона, ни шумов. А вот нехватка мощности отражается в первую очередь на контроле над басом, что с лихвой компенсируется «магией однотактной середины».

Коммутационные возможности усилителя вполне достойные: три линейных входа, разъемы для фонокорректора и для магнитофона, и выход для сабвуфера. Для подключения громкоговорителей предназначены две пары позолоченных акустических клемм. Выходной импеданс усилителя 6 Ом, что позволяет работать с большинством акустических сопротивлений. Сзади также находится IEC – гнездо со встроенным предохранителем, а с тыльной стороны металлического кожуха, расположенного поверх трансформаторов, нанесена таблица для выбора его номинала в зависимости от напряжения в сети.

Вернемся, однако, к непривычности. Вероятно, наиболее непривычными для лампового однотакта были весьма оживленные темпы, на которых при воспроизведении не было временной жвачки. Скорее всего, в голове разработчика усилителей и звукорежиссера композиции звучал один и тот же метроном, поэтому передача темпа получилась правильной. Не было и каких-то преувеличенных эффектов или благозвучной окраски – лишь на динамических контрастах обнаруживались ее первые признаки. Бережное отношение к пространству и детальная прорисовка расположения источников звука – и на высокочувствительных громкоговорителях даже в небольших паузах ощущалось невидимое дыхание зала и молчаливое присутствие притихшего оркестра. Проработка верха легка и прозрачна, а гармоничная, с хорошей разборчивостью телесная середина так эмоционально мотивирована, что позволяет на блюзовых балладах затронуть такую глубину безысходности или степени отчаяния, что кажется, еще немного – и уже не выбраться. И пусть это мгновение быстротечно и неуловимо, подобная эмоциональная чуткость позволяет закрыть глаза на некоторую жанровую предрасположенность.

Разрешающая способность усилителя четко связана с акустическим партнером, поэтому формально можно слушать все, вплоть до тяжелых жанров, если не смущает ограничение должного запаса по динамике. И если не стоит задача постоянного наращивания требований к аппаратуре или желания «что-то поправить в консерватории», то этот усилитель хорошо впишется в меломанский тракт, не подверженный постоянным аудиофильским встряскам.

Выполненный в стиле “хай-тек”, интегральный гибридный Unison Research UNICO DUE выглядит стильно и современно, отличается безупречным качеством сборки, а в дизайне нет ничего рискованного и вызывающего, поэтому этот усилитель без проблем встанет практически в любую систему.

Но главное, конечно, не внешний вид, а удивительная история отношений с акустическими системами, рассказанная языком музыки. В этом гибриднике сочетаются скорость и точность транзисторного звука с откровением триодных компонентов, и если вы не готовы полностью отказаться от лампы, и в то же время хочется иметь больше свободы в выборе колонок, стоит присмотреться к Unico Due повнимательнее. Аппарат отличается тяжелым металлическом корпусом с массивной алюминиевой фронтальной панелью, на которой располагаются две ручки: регулятор громкости и селектор переключения входов. На дисплее отображается установленный уровень звукового давления, по бокам зеленые светодиоды дублируют выбранный вход и режим отключения звука. При нажатии небольшой кнопки OSD под дисплеем на экран выводятся текущие установки, симметрично от нее находится кнопка его отключения. Оглядываясь на предыдущие модели UNICO, общая концепция усилителя претерпела множество изменений, которые коснулись и схемы питания, и каскадов предварительного усилителя и оконечника, и других настроек, и электронных схем. Предварительный каскад усиления построен на двойных триодах ECC83, которые производитель отобрал после длительных тестов, оконечник имеет сложную реализацию на MOSFET-транзисторах и обеспечивает выходную мощность 100 Вт на канал (8 Ом). Монтаж выполнен на дорожках типовой толщины 105 мкм с использованием компонентов премиум-класса. Усилитель имеет полное дистанционное управление.

Unico Due может похвастаться и встроенным USB-ЦАП-ом и фонокорректором. ЦАП базируется на чипе ESS Sabre ES9018K2M и поддерживает PCM до 32 бит/384 кГц и DSD – до DSD256. Усилитель оснащен целой россыпью линейных входов, имеет настройки для проходного AV сигнала и баланса каналов, и выход на сабвуфер. Четыре пары акустических клемм на задней панели позволяют подключить акустические системы по схеме Bi-wiring. Вход на встроенный в усилитель фонокорректор рассчитан на работу с картриджем ММ типа, но по желанию клиента можно добавить совместимость с MC. Рядом расположена винтовая клемма для подключения земляной шины от винилового проигрывателя.

Возможности этого, по сути, аудио-комплекса могут определить стратегию построения всей системы в целом. Несколько инструментальных композиций в самом начале тестирования всегда настраивают на мирный лад. И по мере прослушивания на разных громкоговорителях градус универсальности усилителя зашкаливал. Казалось, следуя простой логике, высокочувствительным и трепетным Klipsch Cornwall больше будет по нраву однотактный Preludio, хотя есть и обратный опыт – лишенный лампового темперамента мощный интегральный усилитель Gryphon Diablo в свое время неплохо сработался с этими АС. При сравнении с Unison Research Due, разницу между ними углядеть было довольно легко – оперный вокал как нельзя лучше подходил для того, чтобы показать достоинства гибридного усилителя самым выгодным образом. Появилась надежда, что созреет готовность, пожертвовав в некоторых местах претензиями на утонченность, принять более плотный и основательный земной звук. Пусть даже слишком земной, как в песне Булата Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал» в исполнении Нины Ургант. Можно утверждать, что колористика этого произведения совсем ничего не потеряла при включении с Klipsch Cornwall, если бы не совершенно неожиданное наблюдение – некий «физически ощутимый напор» немного отвлекал от привычной обнажённости и тонких подробностей, присущих высокочувствительной акустике. Напротив, встречный ветер более низкой чувствительности, сталкиваясь с мощью усиления, как правило, изменяет беззаботное течение музыки. Незамедлительно вмешивается какая-то третья сила, препятствующая воспринимать произведение на фоновом уровне. Уже не удается думать о чем-то другом, это иное проникновение, и музыку приходится внимательно слушать, так как она становится личной. Также мне трудно себе представить другую силу, которая могла бы так стратегически объединить этот усилитель с акустическими системами Unison Research Max 1. По этой же причине отличным партнером гибриднику становятся и четырехполосные студийные мониторы. Тонкий тюнинг при помощи подбора кабелей вполне может поставить окончательную точку в выборе состава системы.

Выпуск двухтактного интегрального лампового усилителя Unison Research Triode 25 был приурочен к 25-летнему юбилею компании, и, как и вся остальная техника, он разработан и изготовлен на собственном производстве в г. Тревизо (Италия). Усилитель выпускается в чёрном металлическом корпусе, возможен вариант отделки фронтальной панели деревом контрастного оттенка.

Спереди располагаются сделанные из металла круглые ручки поворотного переключателя выбора входов и регулятора громкости, а также тумблер выключения питания, выделяющиеся окантовкой яркого оранжевого цвета. Красивое сочетание матового черного корпуса с хромированной защитной решеткой и отполированными до зеркального блеска изогнутыми металлическими накладками под лампы делают внешний вид этого усилителя очень эффектным и запоминающимся.

Металлические детали, кроме защитной и декоративной, выполняют функцию рассеивания и отражения тепла, генерируемого лампами, предохраняя от возможного перегрева трансформаторы и внутренние схемы усилителя. Предусмотрена возможность самостоятельного контроля с помощью стрелочного указателя, а также регулировки напряжения смещения ламп с использованием вольтметра и переменного резистора, что позволяет продлить срок эксплуатации ламп по мере того, как начнут меняться их характеристики. Звуковой тракт построен по классической трехкаскадной схеме, на лампах ECC83 (каскад предусилителя), второй каскад представляет собой фазоинвертор, где применен сдвоенный триод ECC82 и выходной – на классических пентодах EL34, включенных по ультралинейной схеме. Схема подключения ламп указана на верхней стороне защитного кожуха трансформатора. В этот усилитель интегрирован цифро-аналоговый преобразователь последнего поколения, способный преобразовывать сигналы PCM до 384 кГц и DSD до 5,6448 МГц, с возможностью через USB-вход подключить Triode 25 к компьютеру с Windows, OSX (Mac) или операционной системы Linux. Помимо схемотехники и компонентов, предусмотрены некоторые конструктивные особенности, такие как термоблок и прямое усиление CD. На задней панели расположены регулируемый выход для подключения активного сабвуфера и выход для записи, четыре линейных и отдельно USB-входы. Для подключения 8-Омных АС предусмотрены четыре акустические клеммы с возможностью подключения разъемов «лопатка» и «бананы», или просто кабеля с зачищенными концами.

В этом усилителе сгенерировано несколько возможностей настроить его индивидуально. Если максимально упростить смысл – смена режима с пентодного, с более высокой мощностью (2 х 45 Вт), на триодный (2 х 25 Вт) посредством простого переключателя, кроме жанровых преимуществ позволит лучше согласовать усилитель с конкретными громкоговорителями. Еще один переключатель фиксирует изменение отрицательной обратной связи на глубине 1.5 дБ или 5 дБ. Unison Research Triode 25 удалось найти подход ко всем трем акустическим системам.

Например, пентодное подключение и положение селектора глубины ООС на 1.8 дБ позволило студийным мониторам не стесняться на тяжелых жанрах и в то же время тактично концентрировать внимание на вокальных партиях. Не навязывая свою точку зрения и не фокусируя внимание на каких-то своих «выпуклых» качествах, усилитель незаметно спровоцировал меня переслушать репертуар «Дискотеки 90-х», который все-таки стал связующим звеном в становлении вкуса целого поколения, но оказался свободным от типично российской избыточности, где не найдешь перегруженных сложностями текстов и особой музыкальной ценности, но зато есть полная и бесшабашная свобода. Удалось высечь искру из хитов молодежи того времени, и такое отступление привнесло некое разнообразие в тестовое прослушивание. Нельзя сказать, что в шлягере эпохи евродиско усилитель нашел какое-то второе дно и от этого захватывало дух. Но удалось подчеркнуть эту парадоксальную ретростилистику тех лет, даже не подчеркнуть, а выпятить по максимуму, при этом звук оставался трогательно открытым, когда просто на ментальном уровне понимаешь – это именно в духе того времени, и именно то, что покоряло когда-то девичьи сердца и собирало стадионы. Пентодное начало буквально обнажало ту сущность музыки, где требовалась не утонченность, а архивность и дерзость звучания, и которая оказалась щедрой на неожиданные и неведомые ранее нюансы. И насколько естественна привычка ожидать от лампового звука преувеличенных эмоций, настолько усилитель уклонялся в несколько более приземленную трактовку самых ответственных фрагментов, какие и требовались для передачи простоты такого звука.

Оркестровая философия в триодном исполнении выражена чуть прозрачнее и легче, но явно не скучнее. Имеется в виду и масштаб самого произведения, и возможности исполнительских сил, что хорошо слышно на ритмически довольно очевидно организованной вещи: “Fratelli Chase” Dave Grusin. А конфликт порядка, за который отвечает нотная грамота, и хаоса, который порой творится вокруг нее, позволил усилителю продемонстрировать широту динамического размаха; и даже если отслеживать только частотный диапазон, результат звучания уже впечатляет. При этом триодная внимательность на студийных мониторах и рупорных Cornwall «докапывается» до самых мелких подробностей. Громкоговорители Unison больше налегают на универсальность, достаточно ровно справляясь практически со всеми стилями, кроме экстремальных. Не менее аналитично, но без искусственной красоты и цифрового налета усилитель отрабатывал и электронный звук, будь то синтезаторные риффы, мощная электронная основа или закольцованные в памяти семплера мелодии, плотно насаженные на мускулистый бит. По большому счету, усилителю удается, не загоняя себя в резервацию жанровости, продемонстрировать восхитительное пренебрежение к рамкам и условностям. Может, в триодном режиме, на примере группы Metallica, не совсем давались тяжелые корни треша и насыщенная концертная энергия, но при переключении в пентодный, усилителю уже удалось соблюсти общепринятые формальные каноны, и даже с некоторой долей особого мелодического мышления группы, с легкой руки которой выдавались знаменитые затяжные инструменталки высочайшего класса. Гибридник Unison Research Due тоже хорошо прочувствовал зачатки чистокровного треша, только подавал их жестче, наступательнее, со стальными нотками на ударных, а Black Sabbath прозвучало в его исполнении так, что ни на минуту не удавалось забыть, что музыканты никогда не были моралистами в том, что касается источников вдохновения или способов расширения сознания. И на фоне довольно мутных записей старого рока та особенная, радикальная простота их сумеречной динамики, которая обрушивается с силой медленно ползущего товарного поезда, подпитываясь образами из памяти, позволяет бесконечно верить такому звуку.

После прослушивания подавляющее большинство музыкальных моментов не исчезли вместе со стихающими эмоциями, а будоражили, волновали и требовали осмысления. И по мере тестирования общее впечатление прирастало подтекстом, который каждый усилитель собирал воедино в течение нескольких недель из симфоний, оперного вокала, барочных откровений, блюзовых баллад, фольклора, диско, джаза, старого рока и более «тяжелой» музыки.

И как скоро фундаментальный принцип профессии для разработчика усилителей – убеждать, даже когда классическое сладкоголосие лампы кажется чуть ли не последним оплотом, нуждающимся в защите, терпеливо рассеивая иллюзии потребителя, уверенного, что угрозой для его спокойствия является что-то инновационное и многофункциональное. И когда уже давно ясно, что намного актуальнее сохранение традиций в более современном контексте, удаётся легко доказать, что настоящие страсть, огонь и откровение придут в его жизнь через историю, которую невозможно забыть, и через музыку, которой готовы честно поделиться ламповые усилители Unison Research.

 

Состав системы: Unison Research Preludio, Unison Research UNICO DUE, Unison Research Triode 25, Gryphon Diablo, Unison Research UNICO CD DUE, Bluesound Vault, Unison Research Max 1, Klipsch Cornwall lll и JBL4344.

Unison Research Preludio

Технические характеристики

Выходная мощность: по 14 Вт на каждый канал

Класс работы: однотактный ультралинейный класс А

Полное выходное сопротивление: 8 Ом

Входное сопротивление: 47 кОм

Частотный диапазон: 15 Гц – 85 кГц

Коэффициент обратной связи: 10 дБ

Максимальная потребляемая мощность: 200 Вт (при полной выходной мощности)

Размеры (мм): 380х400х200

Общий вес: 18 кг

Выходные разъемы: 1-магнитофон, 1-сабвуфер (активный)

Лампы: 2 х KT88, 2 х ECC82 (12AU7)

 

Unison Research UNICO DUE

Технические характеристики

Выходная мощность: 100 Вт/на канал, RMS (8Ω); 180 Вт/на канал, RMS (4Ω); 290 Вт/на канал, RMS (2Ω)

Ёмкость фильтра: 80 000 мкФ

Выходной каскад: динамический класс A

Лампы: 2 x ECC83 (12AX7)

Входы: 2 x RCA

1 x Analogue Phono (RCA) – Set to MM

1 x Digital (USB)

1 x Tape (RCA)

Аналоговые выходы: 1 x Tape (RCA) – Fixed

1 x Stereo Subwoofer (RCA) – Variable

1 x DAC (RCA) – Fixed

Акустические разъемы: 4 + 4 (Bi-Wiring)

Габариты (Ш x Г x В): 435 x 430 x 130 мм

 

 

Unison Research Triode 25

Технические характеристики

Тип устройства: двухрежимный стереоусилитель мощности

Выходной каскад: двухтактный, ультралинейный, работающий в классе АB

Лампы: 4 х EL 34; 2 х ЕСС 83; 1 х ЕСС 82

Выходная мощность (триодный режим): 2 х 25 Вт

Выходная мощность (пентодный режим): 2 х 45 Вт

Входы            : 5 линейных RCA

Входное сопротивление: 47 кОм

Частотный диапазон: 20Гц – 50кГц

Обратная связь: 5 дБ; 1,8 дБ (переключаемая)

Потребляемая мощность: не более 300 Вт

Габариты ВхШхГ: 300 x 200 x 450 мм

Вес: 20 кг

Отделка: Black-Cherry

 

Автор обзора: Анна Гурьянова

Обсудить на форуме

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.