Перед тем, как изложить результаты хочу сразу сказать, что тест получился немного не в тех условиях, на которые я рассчитывал, более того, в которых просто привык проводить тесты. Во-первых, я не сравниваю аппараты с другими, но здесь изначально было известно, что в качестве базы для сравнения предлагался ЦАП MSB Select DAC II. И, в принципе, такое сравнение обещало быть интересным.
Сюрпризом оказалось другое – то, что тестируемый образец не останется у меня в системе хотя бы на недельку, как это всегда бывало, а прибыл всего на один день, и сегодня же (как и его визави MSB) поедет обратно. Это несколько спутало карты, в первую очередь потому, что я не привык не только тестировать аппаратуру в напряженном режиме ограничения по времени, но и вообще имею другую методику — позволяю аппарату как бы раскрыться самому, в спокойном режиме давая ему постепенно, не форсируя, сыграть, а мне столь же неспешно услышать. При таком тестировании аппарат раскрывается как бы по слоям – от очевидных своих достоинств, и даже «фишек», до каких-то неявных, скрытых от первого знакомства особенностей, которые могут повлиять и часто влияют на общее впечатление от устройства, порой разительно. Из-за этого в своем активном режиме мне удалось послушать не более трех часов, так как дальше я «перегрузился» впечатлениями, и мозг просто отказывался воспринимать музыкальную информацию и то, как ее интерпретировали оба аппарата. Так что тест надо воспринимать как первый взгляд. На все другое не хватило ни времени, ни меня.
Итак, аппарат бренда Triumph Audio. Это предсерийный образец, прототип, называйте как хотите, но в любом случае по заверениям представителей фирмы, результат именно по звуку получен практический окончательный, какие-то последующие добавки, будь то новый корпус (скорее, речь идет о передней панели) или какие-нибудь перестановки элементов внутри, не приведут к сколько-нибудь заметным изменениям в звучании.
Возможно, на фото, которые показывают малейшие огрехи без прикрас, аппарат смотрится чрезмерно кондово, но в реальности мне этот жесткий, брутальный дизайн понравился. Хороший, информативный дисплей приятного желто-оранжевого оттенка, фрезеровка, шрифт, расположение кнопок – ну все это как минимум неплохо. Я не специалист в дизайне, но ведь предметы потребления делаются не для специалистов, а для обычных людей, и у меня аппарат не вызвал отторжения. И вот тут у нас первое сравнение с MSB, которое, конечно, и сравнением назвать по сути нельзя. MSB смотрится с какой-то даже развратной роскошью, об уровне дизайна и качестве изготовления и отделки кричит каждая деталь – соотношение размеров, точность фрезеровки, монолитность конструкции, шагреневая покраска – не то матовая, не то блестящая, глубокий черный, почти рояльный, цвет. Огромный, во всю переднюю панель, дисплей – в общем, никто не может усомниться, что аппарат из высшей лиги. Три блока, устанавливаемых один на другой вполне штатно, по задумке, весят более 50 кг, я даже немного поволновался за свою стойку, впрочем, напрасно. Но для Triumph места в стойке не хватило, и пришлось ему тестироваться на полу, что, кстати, обеспечивало некоторое неравенство в сторону MSB (на правах шутки, если что).
Но пора про звук. Если у вас есть какие-то сомнения, что Triumph звучит «дорого», то они напрасны. Даже за ширмой, и даже не предполагая заранее, что аппарат должен быть как минимум хороший (ну иначе какой смысл привозить в качестве базы аж САМ MSB Select – если звук не ахти, то такое сравнение не просто будет в минус аппарату, оно его уничтожит), он выдает все признаки породистого звука ЦАПов высшего класса. По природе своей он мультибитный, хотя построен не на чипах и не по принципу R2R (точнее, его технология родственная R2R, но инженерные подробности я вам изложить просто не в силах, скажу только, что в состав цифро-аналогового преобразования входит принцип Binary Weighted Resistor), и мультибитность его вполне слышна по вниманию к мельчайшим деталям и в точности преобразования сигнала – здесь слышны все нюансы, все самые тихие сопутствующие призвуки, которые обогащают тембр, показывают технику пения, наделяют инструменты узнаваемостью, так сказать, личностными свойствами. Если «первый слой» быстрого тестирования призван вскрыть фишку, конек аппарат, его главный, бросающийся в глаза признак, то у Triumph это будет Точность и Энергетика.
Впервые я заметил это на композиции King Crimson “The Letters”, на перкуссии. Само касание палочкой тарелки, вот этот начальный «деревянный» призвук, и переход в звучание самой тарелки, был невероятно реалистичный, почти как в жизни. Но ни в коем случае все это не касается, боже упаси, только тарелок или лишь перкуссии в целом, просто это в самый первый момент бросилось в глаза, и дальше аппарат лишь подтверждал свою заявку на точность и реалистичность. Когда я говорю о реалистичности, я не имею в виду даже само богатство тембров, здесь понимание реалистичности как бы перекрывает любование звуками и ощущается per se. Просто инструменты не обязательно играют красиво или там, как-то насыщенно, а просто создают ощущение, что все происходит на самом деле. Плюсов добавляет энергетика, передача стараний исполнителя, стоящего (сидящего) за инструментом, чуть ниже я скажу об этом, когда волей-неволей мне придется подтянуть для сравнения MSB. Я слушал дальше, и решил дать системе хорошую встряску, поставив композицию E.L.P. Toccata. Да, система очень хорошо передала ошеломляющую лавину звука, жесткие удары и безудержный напор, нигде не ослабив накала. Потом я слушал более спокойные вещи, аудиофильский джаз вроде Trio Aurora (к вопросу опять же о реалистичности инструментов), композиции с вокалом, и некоторые записи не очень хорошего качества, но которые мне по душе за какой-то определенный эмоциональный настрой.
В конце я попросил поставить музыку не из своей коллекции, мне было интересно в том числе как аппарат справляется с USB в лице обычного ноута. Послушали еще энергичный джаз, а также записи Бурцева в зале, это был большой симфонический оркестр, Бернштейн – не могу сказать, что это музыка мне близка, тем более не хочу строить на этом какие-то оценки, но играло очень интересно, ощущение зала было похоже. Что удивило очень большой динамический диапазон самой записи, начинаешь ты где-то на пределе слышимого, а на кульминационных моментах уже хочется прикрутить ручку громкости.
ЦАП играет выразительно, слитно, широко и свободно. Как и положено мультибиту, он тщательно следит за интонационными составляющими, тонко реагирует на перемену настроения. И да, о свободном звучании – это я тоже заметил, и это тоже признак классного аппарата – он не напрягает, звук воспринимается без усилий, и если бы не «замещающая активность» в виде того, что мне приходилось фиксировать какие-то моменты (тест же), я бы мог сказать, что слушать его можно бесконечно.
Как, впрочем, и MSB. Чуть не забыл про него, да. Шучу. Да, это классный аппарат, и в отличие от новичка, которого можно было бы заподозрить априори в чем угодно (а вдруг самозванец?), о классе вроде как ты осведомлен с самого начала, и, конечно (а вы как думали?) MSB не разочаровывает. В первую очередь, первым слоем, я заметил просто дьявольскую пластичность, осязаемость звуков, какую-то шестым чувством ощущаемую ауру вокруг голосов, ртутную текучесть, слитность, и отменную способность в передаче и связывании партий. О, этот аппарат знает, что такое «презентация» композиции, подача ее как единого целого. Он захватывает твое внимание, и ты слышишь столько всего невыразимого, сколько твое сознание может вместить.
При этом по характеру звучания MSB вписался в мою систему не идеально. Он играет красиво, очень красиво, страшно красиво, но при этом, на мой вкус, слишком мягко, слишком восхитительно, не пытаясь вывести меня из равновесия «острыми углами». Перкуссия рассыпается тысячами искорок, но мне не хватило ощущения металла, простите, «жести». Возможно, виной тому мои АС, скажем так, с непривычно, с неаудиофильно неяркими ВЧ. Возможно, гораздо более дорогие колонки, способные найти «волос на ковре» доберут недостаток «мяса» обилием информации. Но из-за такой небольшой нестыковки появилось впечатление, что вся система не добирает в жесткости там, где это нужно.
Например, на той же композиции King Crimson лирические части с вокалом были просто великолепны, но не хватило злости электрогитары, и общего контраста, скажем, хотелось бы повыше. Возможно, тут виной завышенные ожидания, от такого аппарат волшебства ждешь во всем, и малейшее несоответствие внутреннему эталону раздражает сильнее, чем в случае его визави, пока еще не обладающего авторитетом.
Тем не менее, джаз, вокальные вещи, звучат круто, но, по-моему, как только дело доходит до этой треклятой перкуссии или гитар, в сравнении с Triumph ощущается недобор жизненных реалий. Triumph играет «по-человечески», а MSB показывает что-то «эльфийское» что ли. Более красивое, но немножко чересчур пасторальное. Кстати, не будь этого сравнения аппаратов, я бы наверняка не обратил на это внимания.
И да, о плохих, ну или не очень хороших записях. Здесь чудес не обнаружилось, оба аппарата на первый план выдвинули их несовершенство. К сожалению, обнаружилось, что им просто неинтересно их играть. На самом деле, видимо, виной тому контраст с аудиофильстким записями, когда оба ЦАПа творят чудеса с деталями (я сейчас говорю не о скрипе стульев или шуршании шелкового зада арфистки).
К сожалению, в таком вот первом приближении, мне не удалось выжать из тестируемых что-то большее, разве что заметить некоторые наиболее характерные особенности. Насколько я прав, и как много я пропустил в таких непривычных условиях, судить тем, кто будет слушать эти аппараты самостоятельно. Они того точно стоят.
Автор фото и текста: Юрий Волобуев