Как известно, интернет пространство заполнено крайне отрицательными отзывами использования сабвуфера в стерео-системе. Ознакомившись со множеством информации всеобъемлющего Интернета, я задался целью не только сделать обзор на компоненты JL Audio, но и систематизировать причины негативного опыта пользователей. Потому данный обзор я разделил на части. Вступительную, где постарался разобрать технические причины и подводные камни использования сабвуфера в стерео и непосредственного теста участников обзора: активного сабвуфера JL Audio E-Sub E112 и активного кроссовера JL Audio CR-1.
«Играет сам по себе», «не попадает в ритм», «выделяет себя на общем фоне» — эти и другие нелестные эпитеты можно регулярно услышать от любителей качественного домашнего аудио о применении сабвуфера. Но доскональное выяснение фактов показало, что попытки внедрения сабвуферов производились исключительно на слух. Сразу хочу сказать: это практически невозможно. В отсутствии измерительного контроля из тысяч возможных вариантов единственно верным может оказаться только один случайный. Вот с какими характеристиками для правильной настройки приходится иметь дело:
- Фаза. Обычно, мы имеем регулировку фазы, позволяющую менять характеристику в пределах 1-180 градусов. Так же часто рядом с регулировкой фазы может использоваться инвертор, способный перекрутить фазу на 180 градусов. Уже здесь понятно: протестировать 180 положений физически невозможно. Да и не нужно. Довольно часто можно почитать профессиональное мнение, что слуховой аппарат человека невосприимчив к фазе на низких частотах. Оно отчасти верное, но оно никак не связано с физикой акустических систем, где фазовая нестыковка даёт провал или горб на стыке частот, который вы будете прекрасно слышать. К тому же здесь присутствует банальное временное отставание одного из динамиков на стыке частот.
- Групповое время задержки. Считайте, что без инструментального контроля, вы никак не сможете вычислить групповое время задержки НЧ динамика акустической системы и динамика сабвуфера на определенной частоте. А соответственно, вы не сможете найти оптимальное положение сабвуфера относительно фронта установки акустических систем.
- Частота раздела. Крайне важно иметь ввиду не только обязательную картину группового времени задержки, но и картину искажений. Выбирать такую частоту раздела между акустическими системами и качественным сабвуфером, где у акустических систем начинают лавинообразно расти искажения.
- Импульс. Достаточно редко упоминаемая характеристика, но определенно помогающая измерить, насколько правильно произведена сшивка.
- Громкость. Данный параметр позволяет нам получить идентичное звуковое давление на стыке полос.
Это основные технические характеристики, которые требуется разобрать, чтобы понять одно: вариативность их представляет бесконечное множество вариаций, абсолютно не позволяющее добиться правильной сшивки без инструментального контроля. К ним можно добавить такие характеристики как «Добротность» и «Крутизна спада», которые уже крайне редко встречаются на управляющей панели сабвуфера. Тем не менее, в нашем тесте присутствует прекрасный внешний кроссовер, имеющий данные регулировки и позволяющий филигранно произвести сшивку сабвуфера практически с любыми акустическими системами.

Предистория.
Дождь. Звонок. Знакомый голос в трубке: «Не хотел бы ты попробовать сделать инсталляцию с парой сабвуферов JL Audio E112 и активным кроссовером High-End класса JL Audio CR-1?»
Сначала я растерялся. CR-1 как раз был в моем поле личных интересов, четко удовлетворяя потребности будущей сшивки активных сабвуферов и широкополосных акустических систем. До знакомства с ним было испробовано немало решений Профессионального концертного и студийного применения, которые абсолютно не удовлетворяли меня по качеству звучания, выдавая на выходе пластмассовый, совершенно непотребный и обедневший саунд. Но что делать с сабвуферами JL Audio Е-112? С чем их стыковать?
Попросив время на раздумья, я начал прикидывать возможный характер сшивки с теми или иными акустическими системами. Вопрос удачной сшивки, безусловно, процесс очень объективный и упирается в основном в измерения. Но есть и сугубо субъективные моменты. Диффузоры динамиков JL Audio очень жесткие, имеют крайне быстрое затухание на фоне бумаги, что могло для меня превратить процесс сшивки в долгий и муторный. Вдобавок нужны акустические системы, способные дать очень низкие искажения в месте предполагаемого стыка, так как JL Audio являются одним из технологических лидеров в производстве SUB LF динамиков, а это накладывает определенные требования на чистоту звучания акустическим систем в точке стыка, чтобы не разбалансировать тембр в басовом регистре. И главный момент: нужны были озвученные выше качества на 35-40 гц с дальнейшим спадом, так как планировалась демонстрация сабвуфера именно как дополнения на суб-басовых частотах, без захода в «средний бас».
В итоге выбор пал на акустические системы верхнего эшелона Estelon X Diamond, обладающие поразительно чистым и проработанным нижним регистром вплоть до первых суб-басовых нот. Один из основных факторов такого результата служил как профессиональный расчёт НЧ-кабинета, так и применённый динамик с керамическим сандвичем от компании Accuton.
Первое знакомство.
Я немного нервничал, когда коллеги приступили к процессу распаковки. Одно дело привычно сшивать сабвуфер с Hi-Fi системой, внедрять в ДК, выстроить сетап из активных мониторов и комплектного сабвуфера с заранее известными частотами среза по паспорту. Другое дело, когда ты берешься за огранённый алмаз в виде Estelon X Diamond и пытаешься дополнить идею создателя сторонним инструментом. Так наглость равноценна тому, чтобы поперчить блюдо Алена Дюкаса, порекомендовать цвета Дрису Ван Нотену или попытаться дополнить интерьер работы Филиппа Старка. Но, как говорится: «Волков бояться — в лес не ходить».
Набравшись духа, я приступил к внешнему осмотру. Первыми на глаз попались E-112. Красивые, массивные, элегантно оформленные НЧ-секции в чёрном лаке сразу привлекают внимание. Такая тщательность и вкрадчивость по отношению к мелочам — давно уже признак аудио-изделий высокого уровня. Даже декоративная крышка на магнитах, скрывающая от нас панель управления кроссовером на верхней тыловой части сабвуфера, выполнена крайне эстетично и процесс ее изъятия для настройки приятен тактильно. Задняя панель представляет из себя элегантно оформленный чёрный радиатор встроенного усилителя. Под ним находятся линейные входы и выходы, а так же разъём для подключения кабеля электропитания и высокоуровневые входы-выходы.

На панели кроссовера сафбвуфера, оформленной анодированным алюминием, красуются регулировки Уровня громкости, среза кроссовера и фазы, позволяющие не ступенчато, а плавно менять данные настройки. Регулировка кроссовера возможна в пределах 25-130 Гц и имеет фиксированную крутизну спада 24 дБ на октаву (фильтр Линквица-Райли). Фазу можно крутить от 0 до 360 градусов. Так же мы видим классический тумблер переворота фазы на 180 градусов. И вот мы добрались до самого сладкого и крайне редкого — тумблер отключения кроссовера! Это воистину смелое и профессиональное решение, которое можно встретить крайне редко среди конкурентов. Мы получаем возможность применения аудиофильского внешнего кроссовера, ведь далеко не секрет, что практически невозможно совместить на одной плате и качественное усиление, и множественные дискретные элементы высококлассной реализации активного деления. Всегда в подобных решениях нужно идти на какие-то жертвы, что и делают производители. Именно по этой причине многие пользователи категорически не желают организовывать срез акустических систем через встроенный активный кроссовер сабвуфера. Оно и понятно, так как мы не просто таким образом увеличиваем путь драгоценного нам сигнала, но и прогоняем его через достаточно посредственные элементы таких микросхемных решений, теряя в детализации и динамике. Потому, в основном применяют сшивку внахлёст со стороны акустических систем, что не позволяет идеально согласовать работу динамических головок (лишь только в случае большой удачи). Тем не менее, мне совсем не хочется накладывать какой-то негативный фон, касающийся вообще всех сабвуферов. Но однозначно возможность применения внешнего кроссовера — это большое благо тогда, когда качество звучания системы на первом месте. Вторым неоспоримым плюсом будет возможность разгрузки НЧ-динамика акустических систем на суб-низких частотах, что позволит снизить его искажения, а так же фазоинверторного порта.

Усилительная часть E-112 и динамик достойны всяческих похвал. Для начала озвучу мощность встроенного усилителя – 1500 Вт! Поразительное значение. А что нам даёт такая мощность? Ведь данный сабвуфер явно не предназначен для озвучивания стадионов, его форм-фактор не позволяет, и сама философия применения говорит об обратном. Все дело в том, что данный сабвуфер может являться не только частью качественной стереосистемы, но и домашнего кинотеатра. А там, где в дело вступают АВ-процессоры, корректирующие комнатные провалы на низких частотах, мгновенная потребляемая мощность сабвуфера резко возрастает. И JL Audio не поскупились на ватты, предоставив нам с вами возможность иметь серьезный запас по неискажённой мощности. Однозначно, Лючио Прони (основательно компании и главный разработчик) знает, что и как делать для достижения лучшего звука. Оно и понятно, ведь он применяет в разработке систему слежения за музыкальным сигналом и пытается его повторить со всеми острыми пиками, а не полагается исключительно на примитивные формы измерений стационарных сигналов. Новатор, одним словом!

12 дюймовая динамическая головка E-112 представляет из себя мощнейшую конструкцию с возможным ходом (барабанная дробь)…. более 7 см! В нем применяются мощные 2-дисковые магниты, сильно вытянутая в глубину акустически прозрачная литая корзина, патентованная конструкция экстремально длинноходной подвижной системы с двумя разновеликими центрирующими шайбами, усиленный вентилируемый адаптер крепления диффузора к звуковой катушке VRC® и множество других эксклюзивных технологий. Этими очень сложными техническими мерами удалось получить желаемый результат с большим запасом допустимой мощности и глубиной баса, прежде недоступной для динамиков данного типоразмера. Тыльная сторона динамика упирается во внутреннюю стенку корпуса и прикреплена к ней резьбовым соединением. Внушает, не правда ли? И заканчивается все нижней граничной рабочей частотой в 21 герц по -3.
Получив множество визуально-технических приятных эмоций от пары E112, я необдуманно решил один сабвуфер резко подхватить и перенести в обозначенную точку рядом с акустическими системами. Не тут было… сабвуфер был намного тяжелее, чем казался внешне — 33 килограмма. Пришлось повозиться. В общем, если подытоживать мой предварительный смотр E-112, то меня постоянно впечатляли цифры различных характеристик в данном форм-факторе.
Произведя установку сабвуферов по фронтальной линии Estelon, я приступил к знакомству с премиальным активным кроссовером JL Audio CR-1. Строгий, аскетичный дизайн, аккуратно оформленная фронтальная панель из фрезерованного алюминия, несколько регуляторов, кнопок и тумблеров. Дизайн устройства явно перекликается с Золотой Эпохой Аналогового Аудио, когда во главу угла ставили функциональность и надежность устройств. Классика жанра, которая никогда не надоест! Теперь хочется по порядку перечислить его возможности.

Есть возможность переключать кроссовер в сквозной режим (Bypass). Следом мы имеем функцию переключения режима работы сабвуферов в стерео или моно режиме (L+R). Частота среза полос здесь уже расширена до 150 герц. Фильтрация по-прежнему осуществляется фильтром Линквица-Рейли, но теперь у нас есть возможность менять порядок фильтра. Доступны 2й и 4й порядок, или 12 и 24дБ на октаву. При этом, срез будет касаться как саттелитов, так и сабвуферов. Дополнительно вы можете балансировать между выходным уровнем на сабвуферы и акустические системы в пределах аж +-12дБ. И вот мы добрались до самого ценного — регулятор Damping. Это практически то, что представляет основную ценность данного кроссовера — изменение добротности на частоте среза. Данная функция крайне редко встречается в различных внешних активных фильтрах, и именно по причине ее отсутствия многие разработчики акустических систем предпочитают пассивное деление и заявляют о невозможности идеальной сшивки акустических систем активным делением, если нет функции изменения добротности фильтра, которая в пассивных схемах легко рассчитывается и внедряется. Практически, данная функция позволяет на частоте среза эквализировать подъем или провал каждой полосы вплотную к частоте среза. Выходит, это устройство для создания полноценной акустической системы, ограниченное только частотой среза (можно, например, создавать двухполосную систему на основе ШП-Динамика или Электростатической панели). При этом всём, здесь не поскупились на качественное дискретное исполнение схемотехники: и сверхточные малошумящие резисторы, и аудиофильские конденсаторы, включая даже полипропиленовые! Я сходу не вспомню ничего подобного, успев поработать даже с элитными PRO-кроссоверами авторитетнейшей компании Allen Bradley. В общем, данный кроссовер просто не имеет слабых мест. Их просто нет как с функциональной, так и с аудиофильской стороны. Это квинтэссенция всего хорошего, что доступно сегодня для подобных устройств!
Задняя панель JL Audio CR-1 обладает множеством входов и выходов с разъёмами RCA, а так же TRS и XLR. Вы абсолютно не ограничены в выборе партнеров для кроссовера!
Демонстрация системы
Спустя 2.5 часа настройки и измерений, удалось получить идеальную стыковку с объективной точки зрения. Всегда вспоминая народную мудрость, что каждый кулик своё болото хвалит, я пригласил двух коллег-слухачей, которым полностью доверяю в плане компетенции и оценки звучания. Чтобы избежать «народной предвзятости», они не были предупреждены, что сабвуферы подключены и внедрены в данную систему. Плюс, активный кроссовер был спрятан за стойку и сабвуферные кабели явно не шли к предусилителю, что и создавало иллюзию «неподключенности». А горящие светодиоды пары E112 я с легкостью обосновал тем, что в таком положении они замкнуты и не будут являться пассивным резонатором для акустических систем (Это на самом деле так. Крайне не рекомендуется держать рядом с системой отключённый сабвуфер, который будет давать провал на НЧ).
В общем, подозрения удалось с легкостью отвести. Чем не пожертвуешь ради хорошего эксперимента?! По истечении прослушивания моим коллегам не просто не удалось определить сабвуферы в общей звуковой картине, но оба отметили чистый и разборчивый басовый регистр, очень удачное расположение акустическим систем в комнате для прослушивания в плане попадания среза АС на подъем комнатной моды. Да, друзья, это было действительно весело, смешно слушать! И лестно. Безусловно лестно, так как были серьёзные опасения в плане сшивки с акустической системой высочайшего уровня. Всё ж, я вскрыл карты и объяснил подобную уловку, так как оба моих приятеля категорически не приемлют внедрение сабвуферов к системам High-End. Учитывая, что некоторые инсталляции мы слушали совместно, я не мог не уважать и не разделять их мнение. То было действительно компетентной оценкой услышанных неудачных инсталляций. Тем не менее, их внутренний Мир мне сегодня удалось перевернуть.

Прослушивание
На следующий день у меня был сложен определенный базис на основе предыдущего прослушивания. Но сидение в сторонке не позволяет провести действительно экспертную оценку услышанного. Потому, по-старинке вооружившись старыми-добрыми тестовыми треками, я начал музыкальную сессию.
Первым тестовым треком была, наверное, идеальная композиция для подобного сравнения — Nils Lofgren Band Live — Bass&Drum Intro. Эта великолепная музыкальная импровизация знаменитого рок-музыканта. Живое выступление, сдобренное сумасшедшим низкочастотным рельефом комбика бас-гитары Нильса. Именно эта композиция приводила меня к конфликтам с аудиофилами, которые мне пытались упорно с ней доказать, что у них есть низкий бас. На самом деле, это каждый раз были очень ошибочные утверждения, вызванные тем, что в данной композиции ярко выделенный средний бас, коего действительно много. Тем не менее, я уже давно являюсь фанатом по-настоящему полнодиапазонных акустических систем уровня Focal Grand Utopia и Martin Logan Neolith. Для меня представление инфраниза — это совсем не передёргивание в грудной клетке, не массаж от спинки дивана, не удар в грудь. Это всё показатели типичного среднего баса. Низкий Бас — это чувство землетрясения, фундамента, это переход к инфратонам… Инфраниз — это опора, на которой либо стоит остальной диапазон, либо он не полноценный и искаженный. Иного не дано. Довольно часто идут споры: а нужен ли инфраниз? Единственным оправданием его отсутствия может быть только удешевление и компактность. Нет никаких иных причин отказываться от него, и я постараюсь подробно объяснить почему. Спектр музыкального сигнала далеко не всегда блистает относительно линейным инфранизом, если только мы не говорим об органе, японском барабане или фортепьяно. Во всех иных случаях спектр представляет из себя пологий и плавный спад от 200-300 герц к 20 герцам. И вот тут все проще некуда: чтобы воспроизвести этот сигнал достоверно, со всеми инфратонами и тембрально-динамическими подробностями и протяжённостями, у нас нет иного выхода, как акустические системы, способные линейно отыграть 20 герц с остальным диапазоном. Во всех иных случаях мы будем иметь искажение музыкального сигнала, тембра, динамического диапазона. Если ваша акустическая система будет иметь 40 герц при -3дб, значит, на данном участке уже крутит фазу, и помимо того, что мы буквально видоизменяем спектр музыкального сигнала, вдобавок мы будем иметь рассогласование НЧ диапазона вдоль диапазона вниз по времени. Наверняка, многие смогут вспомнить появляющийся на полочных акустических системах через некоторое время после атаки на барабане легкий низкий бас? Вот это именно оно — физически неизбежное явление, именуемое как задержка.

Перейдём от теории к практике. Данную композицию я хорошо изучил на акустических системах Estelon X Diamond. Для меня была очевидна лёгкая сухость бас-гитары Нильса и недостаток плотности удара на установке. Да, Estelon в своём родовом виде безусловно готовы полноценно одарить прекрасным НЧ-шлейфом, но не опорой. Включение пары Е-112 открывает новые горизонты! Первое, что меняется — пропадает сухость. Теперь система представляет полноценный ламповый комбик с играющим кабинетом! Нет больше ощущения записанной гитары со звукоснимателя, вы всем нутром ощущаете, что такое легендарные, высокодобротные и благозвучные динамики комбиков на Альнико-магнитах, которые буквально одаривают вас этим картонным, приятнейшим, мягким, обволакивающим, но ударным рельефом. Это, мягко скажем, совсем другие ощущения! В дальнейшем вступает ударная установка, которая обрела ее истинные размеры и материализовалась наконец в полноценным музыкальный инструмент без искусственного срывов динамического диапазона.
Тем не менее, данное исполнение Nils Lofgren, безусловно несущее в себе художественную музыкальную ценность, не способно дать оценить тонкие материи. Оно является уделом драйва. Если его рассматривать как тестовое, то это произведение атакующее, напористое! Следовательно, на нем можно лишь услышать грубые моменты: допустили ли вы брак в сшивке, и как передаётся импульсный удар, вибрато баса. Убедившись, что по фазе и времени имею непрерывность и абсолютно плавные переходы средних низких частот в инфрабас, я решил приступить к более тонкому прослушиванию одного из моих любимейших классических произведений Эдварда Грига – «В пещере горного короля». На мой личный вкус, одно из эталонных исполнений случилось в исполнении Neeme Jarvi 6 марта 2010 года в Берлинской Филармонии. Это практически филигранная работа с точки зрения ритма, слаженности и техники. Само произведение начинается с нижних басовых нот групп виолончели, фагота и контрабаса. И да… вот, когда удачно сшитые сабвуферы раскрывают тебе врата концертного зала! Появилось невероятное дыхание зала и подвижность. Неужели дополнительные 14 герц способны дать столько всего и сразу?! Я не ожидал. Музыка начинает слаженно пульсировать в ритм произведения, затем повышается на квинту и снова возвращается в прежнюю тональность. Великолепно! С каждым повторением тема все больше ускорялась с неумолимым подхватом низкочастотного воздуха и в конце сорвалась в бурное Престиссимо! Браво! Это действительно была одна из лучших аудио-презентаций, которые мне доводилось слышать!

Впоследствии было прослушано бесчисленное множество классических фортепьянных произведений, множество импровизаций Джима Келтнера, проверка инфранизких эффектов на электронной музыке. И каждый раз я понимал, что E-112 — великое благо в умелых руках. Это возможность относительно доступными средствами избавить себя от очень дорогой замены акустических систем, возможность насладиться полноценностью музыки. Сегодня технологический уровень лучших компаний по изготовлению сабвуферов, на Олимпе которых заслуженно стоит JL Audio, позволяет абсолютно безвредно и с огромной пользой внедрять сабвуферы в любые стереосистемы. Вопрос всегда только в одном: кто и как это будет делать?
Знаете, у меня есть свои любимые ревьюверы как в Российской аудиожурналистике, так и вне её. Одним из них является Джонатан Вэлин из Absolute Sound, обладатель множества ультра-топовых компонентов и нескольких систем, стоимость которых давно превысила не один миллион долларов. По-настоящему увлечённый музыкой человек, способный многое отдать за ее качественное воспроизведение. Никогда не пропускаю его статьи. И когда я предварительно изучал спецификации E-112, неожиданно нарвался на его изречение: “JL Audio E-Sub — самая лучшая рекомендация для вашей системы. И помните, что это говорит тот, кто ненавидит сабвуферы!». После данного изречения в профиле его системы в журнале появились JL Audio. Какие ещё нужны аргументы к их покупке?
The author of the review: Константин Костин
We thank the hifi shop AVComfort за помощь в проведении теста