Компания «Чернов Аудио» снова всколыхнула немного застоявшийся без притока свежего воздуха аудиофильский рынок премьерой акустического кабеля Tchernov Cable Reference DSC SC.
Авторитет российского производителя настолько велик, что нет сомнения — этот бренд прочно стоит в авангарде почти на всех фронтах. Уровень кабельной продукции этого бренда несомненно задает тон и является законодателем кабельной моды. Продукция TCHERNOV CABLE в состоянии закрыть и удовлетворить практически все потребности нашего рынка. Высокий уровень технологий, собственное монтажное производство, несколько линеек кабельной продукции для разного уровня аппаратуры и возможностей покупателя.
Экранированный акустический кабель класса High End Tchernov Cable Reference DSC SC с «Симметричным проводником распределенного сечения» DSC приходит на замену акустическому кабелю Tchernov Cable Reference SC.
Изолированные многопроволочные BRC проводники в новом варианте конструкции уложены по запатентованной технологии DSC (Distributed Symmetric Conductor), владельцем которого является ООО «Чернов Аудио» (Патент № 2652382). Впервые эта технология была применена в силовом флагманском кабеле Tchernov Cable Reference AC Power.
«СИММЕТРИЧНЫЙ ПРОВОДНИК РАСПРЕДЕЛЕННОГО СЕЧЕНИЯ» DSC – это ноу-хау, и тот факт, что эта технология применена именно в линии Reference, позволяет мне предвидеть серьезные перспективные изменения в топовом сегменте: на подходе явно что-то совершенно необычное. Становится очевидным, что эксплуатировать уже существующие идеи, обрекая себя на отставание в этом секторе рынка, многим производителям долго не удастся.
Несколько слов о конструкции. Общее сечение многопроволочных проводников несколько меньше, чем в предшественнике, но самих проводников 6, три по 1,5 мм2 в каждой из 2-х линий кабеля. При монтаже разъемов фазовые и нейтральные проводники объединяются по схеме кольцевого чередования, и располагаются в гексагональной (шестигранной) конфигурации вокруг центрального корделя, изготовленного из мягкого ПВХ-пластиката, с демпирующими хлопковыми жгутами, расположенными между изолированными проводниками по периметру. Смотрите ссылку: https://tchernovcable.com/ru/technologies/DSC/
Более компактный размер, по сравнению с кабелем предыдущей генерации, продиктован пожеланиями клиентов европейской части континента.
Новая запатентованная модификация «Многоэлементной экранной системы» X-Shield® SE (Super Efficiency) представляет собой четырехслойную конструкцию, состоящую из BRC оплетки, заключенной между двумя разнонаправленными лентами прокатной медной фольги толщиной 50 мкм, что позволяет подавить ЭМП в расширенной полосе, особенно в области НЧ. Внешний слой выполнен в виде оплетки из медных мишурных нитей, обладающей низким поверхностным импедансом, что существенно улучшает помехозащищенность в ВЧ и СВЧ диапазоне.
В силу рассчитанных на определенный диаметр разъемов контактной группы, и технологической нецелесообразности убирать его вовнутрь, дренажный проводник находится в «свободном полете», но производитель настоятельно рекомендует самостоятельно подключать его к клемме «минус» в акустической системе. В случае подключения дренажного проводника ВЧ диапазон становится более прозрачным и естественным, а бас — более контролируемым.
Неизменной остается изоляция каждого проводника, выполненная по запатентованному компанией методу индивидуального изолирования проводников SATI® (полувоздушная ленточная изоляция PTFE-SPE), которая представляет собой разнонаправленную обмотку лентами фторопласта, покрытую (защищенную) слоем сплошного полиэтилена. Смотрите ссылку: https://tchernovcable.com/ru/technologies/sati/
В конструкции нового кабеля применяется запатентованная компанией «Полувоздушная поясная изоляция» SASDB®, представляющая собой четырехслойную конструкцию, где три разнонаправленные обмотки лентами фторопласта накладываются одна на другую с зазором между витками, а четвертая, внешняя, с перекрытием витков. Это позволяет существенно снизить погонную емкость, минимизировать потери энергии в диэлектрике, снизить электродинамический шум проводников. Смотрите ссылку: https://tchernovcable.com/ru/technologies/sasdb/
Внешняя оболочка сделана из термопластичного полиуретана (ТПУ) Elastollan® производства концерна BASF и является отличной защитой от акустических шумов и вибраций, что благотворно сказывается на звуке, кроме этого, обладает повышенной эластичностью и стойкостью к механическим повреждениям. Защитное покрытие кабеля — нейлоновый рукав.
Терминирование в новом кабеле традиционно — Banana/Banana и Spade/Banana с прецизионными коннекторами Reference V2, сделанными полностью из бериллиевой меди с позолоченным покрытием.
Более подробно с технической информацией рекомендую ознакомиться на сайте производителя: https://tchernovcable.com/ru/products/reference-series/reference-speaker-cables/reference-dscsc/
Знакомство с этим кабелем, как «Театр … с вешалки», начинается с упаковки. Сочетание цветов королевское — золото с черным в глянце, в духе «негоже лилиям прясть», сразу понятно, что особа эта «референсных» кровей, и возникшее желание надеть перчатки вполне уместно. Фирменный логотип, маркировка длины и видов коннекторов в виде выбора опций, и на восьми языках краткое описание главных особенностей этого кабеля, и номер патента введенного новшества. Под футляром плотная фирменная черная коробка с логотипом, и на рифленом поролоне аккуратно сложенный акустический кабель с защитными сетками на коннекторах. Выглядит дорого и стильно, с долей здорового консерватизма. Явно не страдает лишним весом, и поклонники «жирных питонов» могут немного разочароваться. Коннекторы тяжелые и основательные, полностью из металла, на данном кабеле — Spade/Banana.
Кабель тут же был поставлен на прогрев. Гибкий, коммутируется легко, «бананы» туговаты в той степени, как мне нравится, качественный контакт обеспечен. Первые впечатления на нормальной громкости удалось составить только через 7 часов прогрева, поэтому первыми их можно назвать с натяжкой. В качестве оппонента использую свой акустический кабель, который чуть старше в заданной ценовой категории, ну и является моим осознанным выбором за последние годы и не раз подвергаемый всяческим сравнениям и тестам. Итак, первые впечатления: расширение стереобазы, сцена увеличилась, раздалась, звук стал объемней. Мне показалось, что кабель особое внимание уделил верхнему диапазону, звук стал более воздушный и подробный, но при этом родовую болячку моей акустики в виде яркости и некоторой ядовитости, он поначалу лечить не захотел.
Но после пары суток непрерывного звучания, появились новые нюансы.
Голос Нины Симоне, ее будоражащий грубоватый вокал, и мои бездушные студийные мониторы поймали «ладовую формулу», присущую тому времени. Что-то кабель «сыпанул», добавил, заострил, что-то придержал. И вышло хорошо, с аналоговым характером и удивительным звуковым комфортом. Эмоциональный и несколько интимный вокал Peggy Lee в треке «My Guitar» звучал с моим рабочим акустическим кабелем с некоторым акцентом на нижнюю середину, и этот момент был отвлекающим и неправильным. В этот раз трактовка была более достоверная, с характерным саундом 60-х годов и придающая полустертому из долгосрочной памяти материалу неожиданную остроту и огромную силу воздействия. Чьи эмоции на записи: музыкантов или звукорежиссеров? Думать об этом совершенно не хотелось. Или, может быть, они высекаются из многих составляющих? Например, стоят в ряду с ностальгией по прошлому, молодости наших предков, каких-то жизненных моментов. Они неразрывно сплетены с личным восприятием, ну и конечно взаимодействуют со звуком домашней системы и всех ее составляющих, где акустический или иной кабель является совершенно равнозначным компонентом, хотя многими этот факт совершенно игнорируется, и к кабельной обвязке относятся как к третьестепенному по значимости приобретению.
Еще давно у меня было желание проверить значимость замены кабелей в системе, заняться их иерархией и классификацией. Упорядочить все, расставить по полочкам и определить, на каком компоненте системы стоит Главный кабель… Это небольшое отступление от темы, поэтому опишу свое видение коротко. Мои личные наблюдения и эксперименты дали такой результат: более всего имеет влияние на звук силовой кабель на источнике, следующим идет акустический, и самое малое влияние на мою систему оказывает силовой кабель на усилителе мощности. Но можно конечно не верить ушам, а начать анализировать, быстро и гарантированно попадаешь под лавину сомнений, и желание сблизить в этом вопросе владельцев объективных и субъективных мнений уже не такое уверенное. Главное, чтобы любая инициатива не порождала смелые суждения, иногда на грани компетенции.
Mojo Juju. Ее шедевральный кавер на «I Put a Spell On You» лично до меня достучался только лишь раз, и не на моей акустике. Безумно дерзко, дико, с какой-то цыганской расхлябанностью, и с этим кабелем сложился пазл. И не хватало-то всего кусочка, мелкого, но такого важного. Точнее встали КИЗы, тембрально звучание стало богаче, вкуснее, ну и без чертовщины не обошлось. Саксофон стал более жирным и наваристым, а при этом объем звучания остался потрясающим. Слышно, что кабелем «проведена работа», но пока все на уровне эмоций и ощущений, для порядка в этом вопросе требуется время.
Далее идет кантата «Крестоносцы во Пскове» из «Александра Невского» Прокофьева. Сама по себе эта композиция очень сложная для систем, то накала не хватает, то хор «слипается», то просто отбывает свое время, не неся информации и не вызывая никакого отклика, кроме неудовлетворения. У меня не хватало всего понемножку. И даже в недогретом состоянии акустический кабель Tchernov Cable Reference DSC SC проявил себя в новом варианте звучания серьезным расширением границ размаха «динамического маятника».
Но на своём сайте производитель рекомендует солидное время прогрева для достижения аудиофильского качества – минимум 100 часов, поэтому грею и на следующий день снова слушаю.
Petra Magoni, Ferruccio Spinetti – «Perche no». Партия пиццикато на контрабасе смотрится архи-завлекательно, с дрожанием соседней струны, звуками от перемещения пальцев, и прочими деталями. Пустое пространство между тяжелым звуком контрабаса и высоким голосом солистки буквально осязаемо. Записываю это на счет кабеля, больше в системе ничего не менялось. Излишней яркости уже не наблюдается. Некоторое акцентирование обертональной фактуры не испортило блюдо, а наоборот придало вокалу приятное наполнение.
9 симфония Дворжака – смесь интеллектуального потрясения с умиротворением, фольклорная песенность и драматизм этого непревзойденного шедевра позднего романтизма, и, как следствие, наслушанность, позволяет быстро расставить точки над «и». Отмечаю интонационную свежесть и прочувствованный момент оркестрового нагнетания, а там, где нужно понежней — легкую и упругую поступь… и ни малейшей возможности уйти к чрезмерной академичности.
Очень хорошо заметна динамика на сложных классических произведениях, и симфонии, созданные жестким талантом Малера, теперь читаются с эмоциональной составляющей устрашающей силы, по-новому, без оптимистической опоры. Третью оркестр прорисовал прочувствованно и с масштабом концертного зала, а духовые в этом произведении грандиозны и тревожны.
Достоверность трактовки, в том числе инструментальной основы, членораздельность в насыщенных музыкальных моментах и при этом бешеная экспрессия буквально пригвоздили меня к дивану. Пришлось «бережно открывать классику» и отключиться на пару часов, без желания анализировать и сравнивать, и пропустив знаковое мероприятие.
Кабель оказался хорош как на легкой, так и на тяжелой классике!
Но для теста нужно что-то еще тяжелее, ставлю смесь Avant-prog, ethiopian crunch music, jazz, experimental, prog rock с эфиопскими пряностями. Музыканты uKanDanZ — с треком Tchuhetén Betsèmu. «Плавающий» саксофон, и пронзительный вокал, напоминающий кульминационное песнопение жрецов Вуду. До того импульсивно и остро, что хочется им крикнуть «Что же вы делаете, черти окаянные».
В стиле математический метал, джент, метал-фьюжн слушаю Animals As Leaders как ассиметричную экзотическую вариацию тяжёлой музыки. Заполошные рифы восьмиструнной, басы и достойные преисподней ударные — и складывается звуковое воплощение диссонансной рифмы и согласия несогласованности.
Во время непрерывного прогрева негромко и как-то незаметно прослушалась пара альбомов виолончелиста Bruno Cocset. Отслеживаются все фоновые эффекты, мельчайшие призвуки и придыхания, не могу сказать, что раньше их не было слышно, но они скорее угадывались или просто были обозначены пунктиром.
Ставлю трек Béla Fleck and the Flecktones – «Flight of the Cosmic Hippo», соло басиста-виртуоза. Очень хороший тестовый материал, с дорожки слетала не одна система, даже если удавалось продержаться на основном материале. В треке есть несколько нот, которые почти всеми поголовно позорно прогуживались или, еще хуже, звучали невнятно вместо артикулированного баса. В этот раз получилось не идеально, но уже более аргументированно. На треке Kari Bremnes «Kansje» похожая история, мастеринг всего альбома сильно «переперчен» низкими частотами. При довольно доминирующей в моей системе подаче баса, вокал был самодостаточен, целостность среднечастотного аспекта не нарушена. Осенью на выставке мне удалось послушать противоположную подачу этого материала, со сливочным, в нежных тонах вокалом, и практически отсутствием баса, вернее, небольшим упоминанием о нем. Было красиво, но неправдоподобно. Запись записью, кабель кабелем, но вокальные данные системы сбрасывать со счетов нельзя.
Общее впечатление на момент практически полного прогрева – этот акустический кабель здорово повлиял на звук моей системы, и я не могу сказать про него волшебные слова про незаметность. Он заметен, особенно в сравнении с моим рабочим акустическим кабелем. Чисто психологически нелегко сразу поверить такому приросту звука, хотя, возможно, эта детальность и масштаб есть базовая комплектация современных кабелей подобного уровня, и мое вечное недоверие к чему-то новому и опасения, что звук может «уплыть», потихоньку отступают.
Ради эксперимента захотелось послушать этот кабель с рупорной акустикой, с более «душевным», но по большому счету «кривым» звуком.
Любопытно, хоть и в разной степени, обе АС сумели выловить одни и те же особенности кабеля.
На рупорной акустике по глубине басы немного скромничают, но все равно при этом атмосфера на низах сгущается там, где нужно, басовые инструменты синхронны, ну и темперамент соответствуют моменту. Крупная звуковая архитектура впечатляет, сказывается правильно акцентированная низкочастотная поддержка. А на студийных мониторах появляется тот самый глубинный бас, и по самой строгости стандартов – как на тарелочке масштабность и реалистичность крупных АС, и при этом передача тончайшей фактуры звука и пространственной ясности. Обилие глубокого баса при доминировании МИДа, обычно норовят занять всю авансцену, поставив с ног на голову трактовку всего произведения, поведение любого кабеля в таких условиях слабо предсказуемо, поэтому влияние нового Tchernov Cable Reference DSC SC так выборочно и точно меня удивило. Чувство меры и баланс – хорошие качества…
После пяти суток прогрева снова основательное прослушивание. На этот раз только файлы в формате Hi-Res и MQA.
Холод вокала Кари Бремнес, Мелоди Гардо с мягким обволакивающим голосом, исполняющая чуткие и печальные монологи с пронзительным подтекстом, виолончель, клавесин, саксофон, двух-микрофонная студийная запись джазового инструментала.
Отмечаю, что в низкочастотной сущности все больше проявляется жизнь. Кабель явно работает с этим диапазоном серьезно. Любая система в обычной жилой комнате Бог знает что вам «набасит», и инструменты должны как-то с этим управляться. Владение хотя бы одним из таких инструментов считается большой удачей. Верхний диапазон показался мне воздушным, легким, и вместе с тем вполне опрятным.
Немаловажное значение имеет, как система передает паузы и тишину в произведениях, а также магию тихих звуков. Звуковой колорит таких моментов для меня служит предметом эстетического наслаждения, и неправильно «сотканная звуковая пауза» может испортить архитектуру концертного зала, смазать акустические особенности студии, а также многообразие особенностей звучания многих инструментов и вокала. Правильный подход или невмешательство кабеля в сей тонкий момент меня особенно порадовал.
Предполагаю, что весьма поучительным должно быть сравнение нового акустического кабеля Tchernov Cable Reference DSC SC с его предшественником – кабелем Tchernov Cable Reference SC.
Предыдущий кабель Reference SC внешне крупнее, выглядит зажиточно, основательно, по цвету практически идентичный, но в новом есть золотая нить в ткани нейлонового рукава. Принцип подключения дренажного проводника тот же – самостоятельно на минусовую клемму акустики.
По звуку поначалу сильной разницы не наблюдалось, но по мере прослушивания и прогревания кабеля выявлялись некоторые нюансы звучания. Очень хороший ровный дорогой звук, знакомый почерк Tchernov Cable, но в новом все-таки есть неоспоримое преимущество – впечатление общей глубины пространства, существенно улучшенные пространственные характеристики звукопередачи, размеры и расположение звуковых образов передаются точнее, а также максимально точная неокрашенная звуковая палитра, и тонально правильный и уместный, без перегибов, могучий бас. Но на некоторых ровных спокойных треках моя система различий между кабелями не выявила, или эти различия можно отнести к разряду тех, которые всегда можно найти, если знаешь где искать.
Совершенно замечательно прошло сравнение на разных по концепции усилителях, на мощном транзисторном интегральнике, и на ламповом однотакте небольшой мощности. Кабель «прошерстили» по полной, на разных программах, на тяжелой музыке, вокале, классике. Ставили старый кабель, сравнивали, опять снимали. Однозначно с новым лучше. Несравненно. Без нового кабеля акустика кажется «деревянной» и звучит катастрофически по-другому. И стойкое послевкусие какой-то утраты, когда ты уверен, что все будет хорошо, но не уверен, что у тебя. А это приговор. Аудиофильская Голгофа. Кабель недешевый, розничная цена от 152 500 рублей, но он реально того стоит.
В конце недели тестируемый кабель, как и положено в обзоре, уехал на фотоссесию, но угодил на тест 17-ти усилителей мощности, которые как оказалось, отличаются не только звуком. По конструктивным особенностям, или из-за упрощенного подхода к качеству и расположению разъемов, трудно было скоммутировать акустические лопатки (Spade) кабеля с некоторыми недорогими усилителями. Организаторы теста были в ужасе, так как другой акустический кабель ставил эти усилители в невыгодное положение из-за явного упрощения звука. В любом случае, при выборе кабеля рекомендую сверить коммутационные разъемы усилителей для самоуспокоения, чтобы быть уверенным: качественная лопатка получит качественный разъем, или выбрать более универсальный вариант терминирования Banana/Banana.
Мой интерес с позиции пользователя не стоит считать праздным, так как каждому хочется при покупке кабеля быть уверенным в правильности выбора. Но именно тут вряд ли сработает предпочтение на уровне личных вкусов, ведь новый кабель оказался на нескольких системах и в разных условиях неоспоримым победителем. И если в любом компоненте кабельной обвязки вы начнете с Референса, никогда не ошибетесь. Ходите с козырей. Так что однозначно рекомендую.
Автор фото и текста: А.Г.