Казалось бы, совсем недавно у меня на тесте был ЦАП Schiit Gungnir Multibit, но, оказывается, уже полтора года прошло с тех пор. И вот снова у меня парочка аппаратов от этого бренда с провокационным названием. Сегодня я слушаю музыку с ЦАПом Bifrost Multibit и усилителем для наушников Lyr 2, но не простым, а… нет, не золотым, но снабженным вторым комплектом «ламп» Schiit LISST, но об этом ниже.
Для полноты картины меня снабдили наушниками Oppo PM-2 и набором кабелей Schiit (на самом деле они произведены Straight Wire для Schiit) – межблочный аналоговый и USB. Межблочник очень короткий, как раз только для того, чтобы соединить два стоящих друг на друге аппаратика.
Да, это небольшие аппараты, половинной ширины, и рядом с компьютером они образуют очень аккуратную и уютную инсталляцию, а свечение ламп только добавляет этому комплекту очков
Внешний вид аппаратуры Schiit не меняется с годами, что позволяет менять или дополнять компоненты, не беспокоясь о том, что они не совпадут по внешнему виду. Оснащение их достаточно спартанское, например, ЦАП имеет три входа (USB, оптический, коаксиальный), которые переключаются одной кнопкой на передней панели, и один выход RCA. Усилитель для наушников может служить также предусилителем, для чего предусмотрена пара выходных разъемов. На передней панели у него только одно гнездо 6,3 мм и ручка громкости. Правда, сзади установлен тумблер, который позволяет менять коэффициент усиления, в зависимости от используемых наушников.
ЦАП Bifrost Multibit в отличие от старшего товарища Gungnir Multibit, построенного на 4-х одноканальных AD5781, изготовлен на двухканальном чипсете AD5547, и о том, сохранился ли при этом звуковой почерк, разговор впереди. Lyr 2 – аппарат гибридной конструкции и имеет на борту лампы 6BZ7, кроме того, вместо них можно установить специальные твердотельные сборки Schiit LISST, как они выглядят, можно увидеть на фото. Есть ли какая-то разница от применения этих компонентов? С такими штуками я никогда раньше не встречался, поэтому данный вопрос меня интересовал чуть ли не больше всего.
У меня была возможность оценить каждый компонент отдельно, а не только связку целиком, поэтому я попробую рассказать и о звуке ЦАПа и о звуке усилителя для наушников.
Bifrost Multibit. Как и его старший мультибитный брат, аппарат демонстрирует типичные признаки своей технологии. У него отличная артикуляция вокала и акустических инструментов, прекрасная, подробная проработка атак и затуханий. ЦАП обладает отличной динамикой, играет слаженно и собранно, и при этом слушается очень легко, не заставляя зацикливаться на деталях. К слову, с детальностью тут полный порядок. Звучание у него воздушное, объемное, середина светлая, как, кстати, и у Gungnir, тут они очень похожи. Тембры акустических инструментов и вокала выглядят правдоподобно, ЦАП не скупится на подробности, хотя, пожалуй, от Gungnir в этом вопросе несколько отстает.
Это эмоциональный исполнитель, и этой эмоциональности аппарат добивается различными приемами, например, форсированием ударных долей. Это качество развито иной раз в чрезмерной степени, аппарат всегда звучит увлекательно, но иногда немного перебирает с напором. Кроме того, он склонен увлекаться хлесткостью атаки, особенно в верхней середине.
Но вообще говоря, все это, по большому счету придирки, и упоминаю я о них только потому, чтобы вы не спросили: какого черта? если он так хорош, зачем существует Gungnir, который намного дороже? Несмотря на то, что аппараты действительно похожи, Gungnir ЦАП более высокого класса, а Bitfrost как бы «смасштабирован» относительно старшей модели. Но тут все честно, особенно когда вы посмотрите в прайс. Обычно я не оперирую понятиями «цена/качество», но раз уж сама фирма подчеркивает, что продает компоненты, максимально отыгрывающие свои деньги, то без этого не обойтись. Поэтому, повторюсь, Bitfrost очень хорошо смотрится в своем ценовом диапазоне, и я рекомендую включить его в список претендентов, если вы ищете аппарат до 50 т. р. И список этот будет небольшой, уверяю.
Но вернемся к комплекту. На очереди Lyr 2, усилитель для наушников. Сразу скажу, что он мне понравился. Я сейчас говорю в целом о подаче, о звуковом почерке. Для этого теста мне прислали наушники Oppo PM-2. Это весьма и весьма неплохие наушники, но, конечно, обзор не о них, я упоминаю о наушниках лишь в том контексте, что Oppo PM-2 позволяют более чем успешно оценить способности усилителя Lyr 2.
Аппарат дает хороший объем, картинка не сидит в голове, нет ощущения, а когда какой-то инструмент звучит в только одном из каналов, он при этом не «забирается в ухо». Звуковое пространство стабильное и цельное.
Усилитель звучит весомо и мощно, середина открытая, яркая (учитывайте это при выборе наушников). Вокал (или основную партию) аппарат выносит вперед. Атаки хлесткие, очень хорошо показаны динамические всплески.
Инструменты звучат правдоподобно, как часто бывает в хороших наушниках, звук обрастает многочисленными подробностями, всё играет «шершаво», но нет фиксации на деталях, подача естественная.
Хорошо проработаны низкоуровневые сигналы, которые не теряются в основных партиях. Вообще же, аппарат хорошо «пропускает запись сквозь себя», очень легко услышать разницу между ЦАПами или источниками сигнала. При этом, хоть сам усилитель можно назвать нейтральным, его почерк чувствуется в итоговом результате. Чувствуется, что это ламповый аппарат, я бы сказал, что играет он неожиданно сочно (все же имеем в виду, что это не особенно дорогой усилитель). При этом нет присущего дешевой «лампе» (а иногда и не слишком дешевой) навязчивого пышного окраса, «тёплого лампового звука».
И вот мы добрались до самого интересного: что будет, если заменить лампы на «лампы»? Иными словами, сделать усилитель чисто полупроводниковым, а не гибридным, как раньше.
Изменения слышны сразу на прогретом усилителе (а он здорово так нагревается) и непрогретых модулях LISST. Но оценивать стоит, конечно, уже вышедший на рабочий режим комплект, благо при горячем аппарате он быстро набирает нужные кондиции.
На мой взгляд, звучание с LISST стало намного интереснее. Аппарат более тонко показывает взаимосвязь партий, он стал более певучий, мелодичный. Вокал он стал выносить вперед меньше, но при этом нельзя сказать, что он его «прячет», характер подачи сохранился. Атаки стали мягче, но в то же время их разнообразие стало шире, звук получился более правдоподобным. Тембры как бы стали более строгими, но в то же время более натуральными. Аппарат уже не демонстрирует нюансы тембров специально, но они все на месте, и их стало даже больше. В этом варианте более охотно возникает ощущения исполнителя «прямо здесь», создается впечатление, что воспроизводящей аппаратуры между тобой и записью стало меньше. В общем, рекомендую всем будущим владельцам ознакомиться с этой опцией. Любопытно, что чисто подсознательно, по ощущениям, в звуке осталось то же самое «присутствие лампы», хотя аппарат стал полностью твердотельным.
В итоге – приятный «кабинетный» комплект, с хорошими наушниками это остановка надолго. Присмотритесь.